Н. Н. Крючкова
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ
Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования.
Научный руководитель - кандидат философских наук, доктор педагогических наук,
профессор Л. Г. Логинова
Статья раскрывает практический аспект реализации интеграции основного и дополнительного образования детей в школе полного дня на примере деятельности научного общества учащихся.
Ключевые слова: школа полного дня, интеграция, дополнительное образование детей, научное общество учащихся.
The article reveals the practical aspect of realising integration of children’s basic and extended education at a full-day school by the example of a school scientific society’s activity.
Key words: full-day school, integration, extended education of children, school scientific society.
Школа полного дня (МОУ СОШ № 20 г. Черногорска Республики Хакасия), ставшая базой проведенного исследования, работая в режиме постоянного развития, выстраивала собственную модель организации образовательного пространства в течение ряда лет.
Анализ психолого-педагогической службой школы (рис. 1) динамики развития учащихся, вовлеченных в систему дополнительного образования (20012004 гг.), выявил высокий уровень их ус-
пешности не только в художественнотворческой, поисково-исследовательской и спортивной деятельности, но и в обучении. Более половины из этих детей к 8-му классу имели достаточно четкое представление о возможном профессиональном выборе. Полученные результаты подтвердили правильность избранного направления деятельности школы на этапе перехода к полному дню - интеграции основного и дополнительного образования детей.
Рис. 1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса интеграции основного и дополнительного образования детей в школе полного дня
Приоритетными в деятельности школы полного дня являются принципы открытости и многообразия через интеграцию основного и дополнительного образо-
вания, позволившую создать гибкую сис тему управления временем ребенка, струк турируя и наполняя его разнонаправлен ным содержанием, предусматривающим:
• в основном образовании - вариативность образовательных, в том числе индивидуальных, программ;
• в дополнительном образовании -многообразие видов деятельности, способов и средств ее осуществления;
• в досуговой деятельности - возможность личного и коллективного участия в организации времени свободного общения.
На рис. 2 представлено структурное содержание основных видов деятельности, через которые происходит процесс интеграции. Неслучайно разделение между тремя основными видами деятельности обозначено пунктирной линией на схеме, так как каждый из видов гармонично вплетается в структуру других.
Рис. 2. Влияние интеграции основного и дополнительного образования на структурное содержание основных видов деятельности в школе
Наиболее ярко процессы интеграции проявили себя в таком виде, как научно-исследовательская деятельность, которая приводит к расширению школьного образовательного пространства, применению разнообразных форм работы (экспедиция, исследование, проектирование и т. п.), а также к привлечению других предметных областей. Уход от репродуктивных методов обучения, переход к лич-ностно ориентированному образованию, требовал и новых форм - предоставления возможности детям «создавать» новые знания в результате исследовательской практики. В этих условиях стала более важной не только сумма знаний, а сам процесс поиска - социального и духовного: создавалась учебно-научная инновационная среда. Логически в школе подошли к особой форме организации творческой и исследовательской деятельности, воздействующей на всю образовательную
среду школы, - научное объединение учащихся (НОУ). По сути, нами найден еще один важный инструмент для решения проблемы отвлечения детей от деструктивной деятельности. Под руководством педагогов дополнительного образования -членов Ученого совета НОУ ребята имеют возможность побывать в архиве, научной лаборатории, библиотеках. Психологи помогают правильно сориентироваться научным руководителям и в отношении той категории детей, которые к исследовательской работе относятся лишь как к средству успеха и способу достижения общественного признания. В Уставе НОУ определено, что это - «добровольное творческое самоуправляемое неполитическое объединение учащихся -детей, подростков и молодежи, а также их руководителей - педагогов, основанное на общности целей и совместной научной и творческой деятельности».
Налаживание связей с учеными вузов, архивами, лабораториями, творческими мастерскими, работа с родителями, создание банка данных интеллектуального потенциала школы - все это входит в систему работы НОУ. Наиболее важным аспектом в жизнедеятельности научного общества является учет возрастных и психологических особенностей детей.
Основополагающим принципом деятельности научного общества является участие в создании развивающей образовательной среды - созданной педагогами, учащимися и их родителями атмосферы интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности. Одним из условий существования подобной среды является правильно организованный педагогический процесс. В условиях интеграции основного и дополнительного образо-
вания детей развивающая образовательная среда обеспечивает перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение альтернативы решения, комбинирование ранее освоенных способов.
В процессе сотворчества педагогов дополнительного и основного образования с детьми через научно-исследовательскую деятельность созданы условия для реализации творческого потенциала учащихся, выстроен путь их развития в образовательном пространстве и в выбранной образовательной области.
Стабильная качественная работа на протяжении семи лет в рамках НОУ объясняется прежде всего прочным взаимодействием с учреждениями дополнительного образования детей, а также с учреждениями науки и культуры Республики Хакасия (рис. 3).
МОУДО «Центр детского и юношеского творчества им. Ю. А. Гагарина» г. Черногорск
МУК «Абаканский дворец молодежи»
МУКДО «Детская художественная школа им. Д. И. Каратанова»
Республиканский Центр дополнительного образования детей г. Абакан
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова г. Абакан
МОУДО «Абаканский Центр детского творчества»
МОУ «СОШ № 20 г. Черногорска»
МУК «Детская музыкальная школа № 1 им. А. А. Кенеля»
Хакасский республиканский ИПКи ПРО
МОУДО «Детский юношеский комплекс физической подготовки» г. Черногорск
Республиканский дом культуры
Абаканский городской центр культуры «Победа»
Рис. 3. Сетевое взаимодействие субъектов образовательного пространства
В работе НОУ четко прослеживается преемственность, особое внимание уделяется работе с ребятами младшего школьного возраста. Следует отметить повышение уровня познавательной мотивации у детей, которая направляется педагогами дополнительного образования и учителями школы в положительную прогрессивную сферу. Так, 92% бывших членов НОУ школы имеют или получают высшее образование. Ребят,
занимающихся научно-исследовательской деятельностью, заметно отличают высокий уровень культуры, коммуникабельность, самодостаточность.
С 2004 по 2007 г. в исследовательской деятельности приняли участие 197 учащихся школы. Приведенные в табл. 1 данные свидетельствуют о высоком уровне воздействия участия школьников в научном объединении, на их профессиональный выбор.
Результативность влияния процессов интеграции на успешность деятельности НОУ проявляется в устойчивом росте количества участников, призеров и победителей предметных олимпиад. Рис. 4 отражает стабильный рост участников городских олимпиад.
Так, с 2001 по 2007 г. число призеров и победителей увеличилось в 3,25 раза. Динамика позитивных результатов объясняется системной работой всего педагогиче-
ского коллектива, педагогов дополнительного образования, поддержкой высших учебных заведений и учреждений, с которыми школа работает по договору. Результаты основаны на углубленном изучении предметов, овладении методами исследовательской деятельности, развитии познавательного интереса школьников, а также внедрения мониторинга эффективности психолого-педагогической помощи семье в развитии личности ребенка.
Таблица 1
Участие в НОУ по направлениям деятельности и связь с дальнейшим профессиональным
выбором школьников (с 2004 по 2007 г.)
Направления деятельности Количество участников Соответствующий выбор %
1. Экономика 17 9 53
2. Право 38 22 58
3. История, краеведение 32 16 50
4. Информационные технологии 14 11 79
5. Эколого-биологическое 37 13 35
6. Математика 16 9 56
7. Физика, астрономия 13 5 38
8. Иностранный язык 11 4 36
9. Литературоведение 19 6 32
ВСЕГО 197 95 48
Рис. 4. Рост числа победителей городских предметных олимпиад с 2001 по 2007 г.
Под воздействием совместной системной работы педагогов основного и дополнительного образования в сформировавшемся интеграционном пространстве ребята показывают стабильные результаты в научно-исследовательской работе с последующим выходом на научно-практические конференции и творческие конкурсы различного уровня.
Эффективное функционирование научного объединения реализовалось благодаря росту числа привлекаемых для работы в интеграционном пространстве образовательного учреждения педагогов дополнительного образования, непрерывно обновляющих свои знания, обеспечивающих режим постоянной интеллектуальной активности детей.
Целесообразность деятельности научного общества на протяжении ряда лет подтверждается своей практической направленностью. В частности, уже отработана система, когда члены научного общества пополняют ряды студентов соответствующих факультетов вузов. Из тридцати семи членов секции «Экология и биология» тринадцать обучаются в вузах республики и страны по соответствующему профилю; из шестнадцати членов секции «Математика» девять обучаются на физико-математических факультетах. Из тридцати восьми бывших членов секции «Право» девятнадцать - будущие юристы, два слушателя Сибирской академии государственной службы, один студент Иркутского Восточно-Сибирского института МВД России. Победительницы республиканских олимпиад по английскому языку 2003-2005 гг. - студентки факультета иностранных языков Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.
В условиях интеграции основного и дополнительного образования в школе приоритетным направлением стало воспитание общей культуры юных граждан, их отношения к миру, другим людям, к самим себе, к результатам своей творческой деятельности. Оно успешно реализуется через кружки и микрогруппы, функционирующие как на базе самой школы, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Примером является пресс-центр, действующий с 2005 г., в котором помимо журналистской работы ведется научно-исследовательская деятельность в области лингвистики и литературы. Целью работы учителя-наставники определили формирование у учащихся це-
лостного видения мира, понимания своего места и роли в нем. Активное сотрудничество детей с педагогами дополнительного образования Центра детского творчества, а также с профессиональными журналистами из средств массовой информации дало мощный импульс деятельности кружка. С 2005 по 2007 г. численность кружковцев увеличилась в три раза, а трое выпускников школы (2007 г.) сделали профессиональный выбор в направлении журналистики. Вся добываемая в исследовательской деятельности информация становится для детей лично-стно значимой, идущей из внутренних потребностей развивающегося ребенка. Успешность деятельности этого кружка основывается на сотворчестве детей, руководителя, педагогов дополнительного образования и родителей.
Таким образом, учащимся в системе интеграции основного и дополнительного образования через научно-исследовательскую деятельность предоставлены широкие возможности в непрерывном процессе от личностного роста до адаптации в жизни.
В целом, определяя результативность взаимодействия основного и дополнительного образования детей в научно-исследовательской деятельности, следует отметить высокую эффективность этой формы интеграции в образовательной, культурной и нравственной сферах жизнедеятельности школы.
Успешное функционирование научного общества учащихся в школе полного дня на протяжении ряда лет дает возможность применения данного опыта в образовательных учреждениях различных типов.