О КОНФЕРЕНЦИЯХ
24 октября 2011 ГОДа в учреждении Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики» состоялась
Международная научно-теоретическая конференция «Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества»
На конференцию было представлено 70 докладов из 13 регионов Российской Федерации, а также от представителей Казахстана, Латвийской республики, Узбекистана. На пленарных'заседаниях было заслушано 25 докладов, посвященных актуальным проблемам развития современного образования.
Открывая конференцию, директор Института C.B. Иванова обратила внимание собравшихся на необходимость повышения роли педагогической науки в процессе модернизации современного российского общества, Главная идея, высказанная в выступлении - современная педагогическая наука может сыграть важную роль в решении многих задач социокультурной модернизации российского общества при условии, если у представителей науки и представителей государства будет движение навстречу друг другу.
С приветственным словом к участникам конференции обратились: заместитель руководителя аппарата Комитета по образованию Государственной Думы РФ А.Н. Майоров и академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО М.Л. Левицкий. Они отметили, что в условиях перехода на новые образовательные стандарты повышается роль и ответственность учёных в разработке стратегических направлений социокультурной модернизации российского образования.
В обстоятельном докладе Главного учёного секретаря Президиума РАО И.В. Роберт было сказано о новых дидактических проблемах, которые ставит перед научно-педагогическим сообществом интенсивно протекающий процесс информатизации образовательной среды. В этом контексте современная дидактика представлена как развитие теории обучения, цели которого отражают запросы на подготовку человека, способного жить в современном информационном обществе массовой коммуникации. Проблемам информационного обеспечения современной педагогической
О конференциях |
науки было посвящено выступление директора Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского Т.С. Маркаровой, представившей систему современной научно-педагогической информации.
Участники конференции уделили значительное внимание исторической тематике, которая была представлена в докладе М.В. Богуславского. По мнению выступавшего, отечественный исторический опыт свидетельствует о том, что за модернизационными процессами всегда стоят сложные социокультурные факторы.
Говоря об актуальных проблемах современного воспитания Н.Л. Селиванова отметила, что в последние годы ушедшего столетия была предпринята попытка заменить воспитание более широким понятием -социализация. И как следствие этого, сегодня можно наблюдать падение авторитета педагога в духовно-нравственном воспитании обучающихся. В выступлении Л.В. Алиевой «Социально-педагогическая характеристика детской общности в системе дополнительного образования как инновационного субъекта образования и общественного воспитания», подробно охарактеризована специфика воспитательного потенциала этого типа детской общности.
Проблемы воспитания получили отражение и в докладе представителя Казахстана К.Ж. Кожахметовой, сообщившей о новых тенденциях развития воспитания в стране, происходящих в рамках реализации политической программы «Интеллектуальная нация 2020».
Обсуждая проблемы современной дидактики, И.И. Логвинов затронул проблему поиска и формулировки законов обучения. Докладчик определил свое отношение к тенденции рассматривать дидактику как гуманитарное знание, обратив внимание на то, что обучение является естественным процессом, а, следовательно, в его основе лежат естественнонаучные законы.
Роль современного дидактического знания в совершенствовании образования стало темой доклада И.М. Осмоловской, обратившей внимание на гуманитарный характер дидактического знания. Важным аспектом социокультурной модернизации российского общества назвала принцип индивидуализации в современном образовании Т.М. Ковалева.
Ю.Б. Алиев отметил, что закономерности обучения в художественном образовании школьников, связанные с опорой на предметность, должны быть методологической основой, в которой отражается преломление всеобщих законов эстетического воспитания в общих закономерностях образования средствами искусства.
I О конференциях
В докладе В.А. Ермоленко были представлены методологические основы перспективного развития образовательных программ и механизмы их коррекции в рамках различных моделей, гарантирующие их встраивание в современную образовательную реальность.
Несколько выступлений участников конференции были посвящены образованию как фактору национальной безопасности. Я.С. Турбовской высказал мнение, что необходимое обеспечение безопасности не должно сводиться только к овладению определённой совокупностью знаний, умений и компетенций.
Г.В. Сорина, выступив с сообщением «Субъект принятия решений в системе образования», заострила внимание на важных аспектах: лица и процесс принятия решений, устойчивые элементы этого процесса. В целом, докладчик отметил, что грамотно организованный процесс принятия решений разными субъектами в системе образования является важнейшим условием управления не только этой системой, но и всей новой экономикой, особенно в условиях формирования общества, основанного на знаниях. И.А. Калашников отметил, что хотя во всех перспективных планах развития России говорится о переходе к постиндустриальному, информационному обществу, использованию наукоёмких технологий, страна развивается в противоположном направлении.
О.Н. Тынянова на примере конкретных регионов Российской Федерации показала роль университетов, как проводников геополитических интересов определённых государств или сообществ. Особое внимание докладчик уделил проблеме китайской образовательной экспансии на российском Дальнем Востоке.
Блок международных исследований был представлен докладом А.Е. Скопец «Духовно-нравственное образование в финской светской школе: традиция, проблемы, перспективы».
Участниками конференции были затронуты актуальные проблемы теории непрерывного образования. Профессор Института транспорта и связи (г. Рига) A.M. Татаринцева выступила с докладом «Учение и трансфер в современном непрерывном образовании». С.Ю. Черно-глазкин остановился на некоторых аспектах современной теории непрерывного образования.
После заинтересованного обсуждения докладов, участники конференции приняли обращение. С более подробным отчётом о конференции и текстом принятого обращения можно познакомиться на сайте Института www.itiprao.ru.
А.В.Овчинников