Научная статья на тему 'О КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВРЕДНОСТЕЙ (По поводу статьи проф. Д.А. Зильбера) '

О КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВРЕДНОСТЕЙ (По поводу статьи проф. Д.А. Зильбера) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВРЕДНОСТЕЙ (По поводу статьи проф. Д.А. Зильбера) »

ДИСКУССИИ

ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ

=

УДК 613.62.001.33(049.3)

О КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВРЕДНОСТЕЙ (По поводу статьи проф. Д. А. Зильбера) 1

Канд. мед. наук С. В. Суворов I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

В настоящее время может быть отмечено несоответствие классификации профессиональных вредностей. В статье проф. Д. А. Зильбера в названиях классов профессиональной вредности, приводимых автором, выдержано единое понимание ее как любого фактора трудового и производственного процесса и «санитарной обстановки труда», способного лишь при определенных условиях оказывать вредное воздействие на состояние здоровья и трудоспособность рабочих. Эти определенные условия, при которых фактор становится вредностью, возникают, как известно, при неправильной организации трудового и производственного процесса, при нарушениях технологического режима и недостатках санитарной обстановки труда.

Для студента и молодого врача, входящих в круг представлений о гигиене труда, это подчеркивает условность понятия вредности и профилактический, нормативный характер дисциплины. Этот принцип не был ясно обозначен Е. В. Кленовой при классификации вредностей I класса («Факторы внешней среды»).

Д. А. Зильбер, выразив принципиальное согласие с методологической основой классификации С. И. Каплуна, сузил объем класса «В»2, как можно судить по перечислению им групп до «вредностей, связанных с недостатками санитарной обстановки труда», в замкнутых помещениях. В связи с этим потребовалось ввести новый класс вредности — класс «Г», т. е. предусмотреть «вредности, связанные с работой на открытом воздухе» или, иначе говоря, выделенные по признаку места работы. Введение класса «Г» подчеркивает несоразмерность деления классифицируемого понятия (неполное деление). Именно поэтому в классификации не остается места для добавочных вредностей, связанных с работой под землей, под водой, в высоких слоях атмосферы и др.

Между тем классификация С. И. Каплуна охватывает все множество профессиональных вредностей, подразделяя их на 3 класса: 1) вредности, связанные с трудовым процессом, 2) вредности, связанные с производственным процессом (объектом, орудиями и продуктами труда),

1 Гигиена и санитария, 1964, № 11, стр. 78—82.

2 В классификации Е. В. Кленовой также объем этого класса уже, чем в классификации С. И. Каплуна. Следствием этого явилось неполное деление понятия профессиональной вредности. Несоразмерность деления обусловлена также неоправданным расширением объема вредностей I класса («Факторы внешней среды»), на что справедливо указала М. И. Фонгауз.

3) вредности, связанные с внешней обстановкой труда и производства (внешняя среда, «оболочка» трудового и производственного процесса).

Трн класса вредностей предусматривали и те из них, которыми сопровождается профессиональный труд на открытом воздухе, сюда включалось и ненормальное атмосферное давление. Это позволяло иметь в виду добавочные факторы, связанные с работой под водой и в верхних слоях атмосферы. Третий класс классификации С. И. Каплуна охватывал, как видно, любые добавочные факторы внешней обстановки труда.

Если последовательно использовать принципы классификации С. И. Каплуна, то нетрудно убедиться в том, что увеличивать число классов нет необходимости.

Вместе с тем нельзя не согласиться с Д. А. Зильбером, что вредности, «связанные с работой на открытом воздухе», сейчас приобретают большее, чем раньше, значение. Очевидно, автор имеет в виду необходимость разработки варианта классификации, составленного по признаку места работы.

Предлагавшиеся ранее варианты такой классификации (С. М. Богословский, Н. А. Вигдорчик, и др.) справедливо подвергались критике за повторение их авторами многих факторов в нескольких классах.

Очевидно, классификация вредностей по месту работы должна охватывать лишь те из них, которые характеризуют именно место работы, «внешнюю обстановку труда и производства», их «оболочку» (С. И. Каплун)- При этом следовало бы предусмотреть классы вредностей, связанных с работой в замкнутом помещении, на открытом воздухе, под водой, под землей и др.

Обращаясь к вопросу о последовательности расположения классов вредностей в схеме Д. А. Зильбера, следует признать, что с педагогической точки зрения целесообразнее поставить на первое место те из них, которые связаны с производственным процессом, поскольку именно они и преобладают теперь в санитарной характеристике производств и детальных профессий.

При рассмотрении отдельных классов и групп классификации Д. А. Зильбера привлекает внимание то обстоятельство, что в классе «А» не выделены вредности, связанные с работой в современном автоматизированном производстве и особенно связанные с чрезмерным количеством информации, подлежащей восприятию и переработке. Нельзя согласиться с тем, что «перенапряжение отдельных систем и органов» представляет собой вредность. Оно представляет собой проявление действия вредностей. Поэтому правильнее классификационную группу назвать так: «Некоторые особенности трудового процесса, сопряженные с перенапряжением отдельных систем и органов».

Внутри класса «Б» классификации Д. А. Зильбера необходимо выделить механические воздействия (вибрация, шум, ультразвук и др.) и снять неопределенное название «Физико-химические факторы». Внутри этого класса не выдержан принцип наименования вредностей, ибо речь идет о факторах, а не о вредностях («физические факторы», «различные виды излучений», «производственный шум» и т. д.). Нецелесообразно и такое уточнение вредностей, которое касается диапазонов шума и вибрации: низко-, средне-, высокочастотные.

Эти свойства еще не являются показателями вредности. Нужно дать более общую формулировку (интенсивный высокочастотный шум, интенсивный импульсный шум и т. д.) или снять вообще эти подразделения. В этот же класс не должно входить повышенное и пониженное атмосферное давление, ибо оно, как правило, связано с внешней обстановкой труда и производственного процесса и должно быть названо в классе «В».

Поскольку все же повышенное атмосферное давление очень тесно связано с характером производственного процесса и, как правило, спе-

диально задается (без этого немыслимо техническое осуществление процесса), можно оставить в этом классе именно повышенное давление. В то же время пониженное давление необходимо назвать в классе «В».

В разделе II класса «Б» классификации Д. А. Зильбера правильнее было бы называть профессиональные, а не производственные яды (классифицируются профессиональные вредности!). Кроме того, нам представляется более удачным другое наименование группы вредностей — вредные химические вещества в воздухе в токсических концентрациях или вещества, способные в жидком состоянии и в растворе действовать на кожу и через кожу. Также следует подчеркнуть в случае выделения в воздух пыли фиброгенного действия «пыль в количествах, способных вызвать фиброгенный эффект». Пыль иного действия должна входить в группу вредных химических веществ.

Исходя из признания канцерогенного действия ряда химических веществ, можно согласиться с краткой формулировкой: «химические вещества канцерогенного действия». Необходимо выделить также «химические вещества мутагенного, тератогенного и аллергенного действия». О классах «В» и «Г» принципиально сказано выше. Коротко об отдельных рубриках.

В пунктах 1, 2 и 3 класса «В» перечислены не вредности, а причины их возникновения. Например, вредностью является не недостаточный воздухообмен, а неблагоприятные изменения физических и химических свойств воздуха вследствие недостаточности воздухообмена. Здесь не будет повторения подобных рубрик класса «Б», поскольку в данном случае речь идет об остаточных вредностях, которые и подлежат удалению средствами вентиляции.

В классе «Г», разработанном ориентировочно, также имеются неточности. Промокание, например, не вредность, а проявление воздействия жидких веществ (воды и др.).

В классификации совершенно не учтены явления, создающие непосредственную опасность жизни и здоровью человека. Они, как правило, относятся к группе «опасностей», рассматриваемых в технических дисциплинах и технике безопасности. Это опасности механического, физического и химического повреждения. Они по существу находятся на границе 2 групп явлений, способных, во-первых, относительно постепенно приводить к нарушению здоровья (профессиональные вредности, изучаемые гигиеной труда и профпатологией) и, во-вторых, остро нарушать здоровье (профессиональные опасности, изучаемые техникой безопасности и клиникой).

Классификацию в целом можно представить в следующем виде.

I. Профессиональные вредности

Класс «Л.». Вредности, связанные с санитарными нарушениями в производственном процессе (неправильная организация и нарушение режима производственного процесса, невыполнение гигиенических требований к производственному оборудованию и ручному инструменту, сырью и готовой продукции и т. д.).

1. Неблагоприятные механические и физические воздействия: а) интенсивный шум и вибрация (общая и локальная), б) высокие уровни ультразвука, в) неблагоприятные метеорологические (микроклиматические условия), г) высокие интенсивности напряженности электрического и магнитного поля, д) различные виды излучения в дозах, превышающих гигиенические нормативы (ионизирующее, рентгеновское, ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное, радиоволновое).

2. Неблагоприятные химические воздействия: а) вредные химические вещества (газы, пары, аэрозоли) в концентрациях, превышающих предельно допустимые или способных в жидком и твердом состоянии дей-

ствовать на кожу и через кожу, б) производственная пыль, способная при определении содержания в воздухе оказывать фиброгенное действие, в) вещества канцерогенного, мутагенного, тератогенного и аллергенного действия.

3. Вредные биологические воздействия: а) загрязнение воздуха патогенной флорой, б) соприкосновение с инфекционным материалом и больными животными.

Класс «гБ». Вредности, связанные с неправильной организацией трудового процесса.

1. Чрезмерная интенсивность работы.

2 Длительное вынужденное однообразное положение тела.

3. Чрезмерная продолжительность рабочего дня.

4. Некоторые особенности трудового процесса, сопряженные с перенапряжением отдельных систем и органов (нервной системы, органов чувств, локомоторного аппарата и др.). Чрезмерный объем информации, подлежащей усвоению и переработке, при работе в условиях автоматизированного производства.

Класс «В». Вредности, связанные с недостатками внешней обстановки труда и производства.

1. Изменения физических и химических свойств воздуха в случае недостаточного воздухообмена и неудовлетворительного отопления.

2. Недостаточное и нерациональное естественное и искусственное освещение.

3. Неблагоприятные метеорологические условия при работе на открытом воздухе.

4. Пониженное атмосферное давление при работе в верхних слоях атмосферы и высокогорных местностях.

II. Профессиональные опасности

I Класс «гЛл. Опасности механического повреждения (частями обору-

дования, ручным инструментом, средствами передвижения, пылью и мелкими частицами твердых тел и т. д.).

Класс «■Б». Опасности физического повреждения (электрическим током, различными видами излучения, а именно ионизирующего, рентгеновского, ультрафиолетового и др., в больших дозах).

Класс «В». Опасности химического повреждения (токсическими веществами в больших количествах или концентрациях в воздухе, растворами кислот, щелочей и т. д.).

Класс «Г». Опасности биологического воздействия (возбудители особо опасных инфекций, укусы больных животных и др.).

Таким образом, мы не считаем совершенной классификацию, предложенную Д. А. Зильбером. Более того, возможно, следует сохранить ; принципиальное построение классификации С. И. Каплуна. При этом следует внести исправления и уточнения в названия классов и групп в соответствии с современным состоянием техники и представлением гигиены труда о новых факторах производственной среды, способных проявлять в определенных условиях патогенное действие на организм. Подобные уточнения будут требоваться в связи с развитием новой техники и технологии производственных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

Богословский С. М. Система профессиональной классификации. М., 1913.— Вигдорчик Н. А. Очерки по профессиональной гигиене. М. — Л., 1925. — Каплун С. И. Гиг., безопасность и пат. труда, 1929, № 1, с. 3. — Он же. Общая гигиена труда. М. — Л., 1940. — Клёнов а Е. В. Гиг. труда, 1960, № ю, с. 41, —Летавет к А. А. Курс гигиены труда. Свердловск, 1946. — Ф о н г а у з М. И. Гиг. труда, 1961, № 10, с. 3.

Поступила 16/У1 1965 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.