Научная статья на тему 'О КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВРЕДНОСТЕЙ '

О КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВРЕДНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВРЕДНОСТЕЙ »

Следовательно, в УССР к 1970 г. понадобится 6700 гигиенистов к 3566 эпидемиологов, а всего 10 266 врачей для сети санэпидстанций. С учетом же республиканских учреждений понадобится 11 467 врачей (округленно 11 500) против 6300 (6297), имевшихся на 1/1 1963 г. За 1963—1970 гг., т. е. за 8 лет, потребуется еще примерно 5200 врачей при условии выпуска санитарно-гигиеническими факультетами 560 врачей в год. Таким образом, для удовлетворения потребности республики в санитарных врачах следует расширить контингент лиц, принимаемых на существующие санитарно-гигиенические факультеты. Если же медицинские институты УССР и впредь будут говить врачей и для других республик, то, очевидно, придется ставить вопрос о возобновлении деятельности закрытых санитарно-гигиенических факультетов.

Поступила 6/ХП 1963 г„

УДК 613.6 <012>

О КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВРЕДНОСТЕЙ

Проф. Д. А. Зильбер

Ленинградский химико-фармацевтический институт

В настоящее время общепринятой является классификация профессиональных вредностей, предложенная С. И. Каплуном еще в 1929 г. Согласно этой классификации, все вредности делятся на 3 группы в зависимости от роли вызывающих их факторов в трудовом и производственном процессах. К 1-й группе относятся вредности, связанные с трудовым процессом, ко 2-й — вредности, связанные с производственным процессом, и к 3-й — вредности, связанные с внешней обстановкой труда. Обосновывая целесообразность 3-й группы вредности, С. И. Каплун справедливо указывает, что внешняя обстановка труда может сама по себе оказывать положительное или отрицательное воздействие на здоровье работающих.

Известно, что необходимым условием любой классификации является разделение всего изучаемого множества предметов (объектов) по сходному признаку (или признакам), присущему каждой выделенной группе. И хотя 3-я группа профессиональных вредностей в этом смысле несколько отличается от первых двух, поскольку она характеризует только внешнюю сторону трудового и производственного процессов, все же, с точки зрения возможного влияния изменений санитарной обстановки труда на здоровье работающих, принципиальная общность классификации сохраняется. Целесообразность классификации по 3 указанным группам обусловливается еще и тем, что, как правильно отметил ее авто|р, такая группировка дает возможность наметить пути целенаправленной разработки мероприятий по борьбе с профессиональными вредностями. Для 1-й группы местом их приложения является работающий организм, для 2-й — технологический процесс (обрабатываемый материал, механизмы, аппаратура и др.) и для 3-й — санитарная обстановка труда.

В дальнейшем эта классификация была несколько изменена и дополнена. Так, в учебнике по гигиене труда (1940) С. И. Каплун назвал 1-ю группу вредностей по-другому («Вредности, связанные с неправильной организацией труда»), внес в нее подгруппу «Нерациональный режим труда» и исключил подгруппы «Напряжение изолированных мышц» и «Интенсивные эмоциональные воздействия». Подверглась изменениям и 2-я группа (вредностей: ил 3-й группы

в нее была перенесена подгруппа «Ненормальное атмосферное давление»; кроме того, самостоятельная подгруппа «Промышленная пыль» выделена.

Анализируя все эти изменения, можно констатировать, что они лишь уточнили схему классификации, но принципиальная основа ее сохранилась полностью. В вышедшем в 1946 г. под редакцией А. А. Ле-тавета курсе гигиены труда классификация профессиональных вредностей была сохранена в том же виде, что и в учебнике С. И. Каплуна, хотя все без исключения главы нового руководства, как указано в предисловии к нему, были подвергнуты существенной переработке. Лишь две поправки, внесенные в эту классификацию, заслуживают внимания. Так, подгруппа «Воздействие химических факторов» заменена подгруппой «Химические и физико-химические факторы», в которую включена подгруппа «Промышленная пыль». Кроме того, вовсе исключена подгруппа «Механические воздействия».

Характеризуя классификационные схемы, приведенные в других учебниках и монографиях, следует указать, что они в общем построены так же, как и классификация С. И. Каплуна, и содержат лишь редакционные поправки непринципиального характера.

Е. В. Кленова (1960), рассматривая вопрос о классификации профессиональных вредностей, отметила, что принятая классификация не соответствует современному техническому уровню производства на промышленных предприятиях. Высокий технический прогресс нашей промышленности, обусловленный широким применением комплексной механизации и автоматизации, поточных методов производства, использование новых материалов и способов их обработки внесли существенные изменения в санитарную обстановку труда и оказали большое влияние как на характер профессиональных вредностей, так и на их число. Исходя из этого, автор предложил новую классификацию, которая, как и ранее, содержит 3 группы, но с новыми названиями: 1-я — факторы внешней среды; 2-я — нарушения режима труда и отдыха; 3-я — нарушения санитарного благоустройства рабочих помещений.

Можно согласиться с М. И. Фонгауз (1961), что эти названия нельзя признать удачными. Первое из них слишком широко трактует профессиональные вредности, связанные с производственным процессом, так как позволяет внести сюда не только производственную среду. Название 2-й группы, наоборот, ограничивает характеристику вредностей, связанных с трудовым процессом, так как, например, длительное вынужденное однообразное положение тела, о котором почему-то совсем не сказано, не входит в понятие «Нарушения режима труда и отдыха». Наконец, название 3-й группы неудачно, поскольку, как правильно указывает М. И. Фонгауз, прежнее понятие «рабочее место» шире понятия «рабочее помещение» и точнее характеризует вредности, связанные с санитарной обстановкой труда.

Более существенный недостаток предлагаемой классификации состоит, по нашему, в том, что в ней отсутствует дифференциация 1-й группы на подгруппы, в которых рассматриваются физические, химические и биологические факторы.

Объединение соответствующих профессиональных вредностей в эти подгруппы является большим преимуществом принятой классификации.

Следует вместе с тем отметить и достоинство предлагаемой классификации: она содержит сведения о ряде новых вредных факторов, возникших в связи с изменением условий труда, вызванным техническим прогрессом производства.

Оценивая все высказанные соображения и принимая во внимание некоторые новые обстоятельства, которые ранее не были учтены, мы предлагаем для обсуждения следующую классификацию профвредно-стей.

Класс А. Вредности, связанные с

неправильной организацией трудового процесса.

1. Нерациональный режим труда.

2. Чрезмерная интенсификация трудового процесса.

3. Чрезмерная продолжительность рабочего дня.

4. Длительное вынужденное однообразное положение тела.

5. Перенапряжение отдельных систем и органов (нервной системы, органов чувств, локомоторного аппарата и др.).

Класс Б. Вредности, связанные с

неправильной организацией и нарушениями технологического режима производственного процесса.

I. Физические факторы.

1. Неблагоприятные метеорологические условия:

а) повышенная или пониженная температура воздуха;

б) повышенная или пониженная влажность воздуха;

в) чрезмерное тепловое излучение;

г) неблагоприятное сочетание компонентов а, б, в и движения воздуха.

2. Повышенное и пониженное давление воздуха.

3. Различные виды излучений:

а) ионизирующее излучение—корпускулярное радиоактивное (а-частиц и нейтронов) и электромагнитное (рентгеновское и у-лучей);

б) ультрафиолетовые лучи;

в) видимые лучи (слепящая яркость);

г) короткие инфракрасные лучи (Фохта);

д) радиоволны с длиной от нескольких миллиметров

до нескольких километров (токи высоких, ультравысоких и сверхвысоких частот).

4. Электрическое и магнитное

поле.

5. Производственный шум, рас-пространяющийся по воздуху:

а) низкочастотный;

б) среднечастотный;

в) высокочастотный;

г) ультразвук.

6. Производственная механическая вибрация, воздействующая путем непосредственного контакта с вибрирующим телом:

а) низкочастотная;

б) среднечастотная;

в) высокочастотная.

II. Химические и физико-химические факторы.

1. Производственные яды.

2. Канцерогенные вещества.

3. Производственная пыль.

III. Биологические факторы. -

1. Загрязнение воздуха патогенной микрофлорой.

2. Соприкосновение с инфекционным материалом и больными животными.

Класс В. Вредности, связанные с

недостатками санитарной обстановки труда.

1. Недостаточная кубатура рабочих помещений.

%

2. Недостаточный воздухообмен.

3. Неудовлетворительное отопление.

4. Неудовлетворительное естественное освещение.

5. Неудовлетворительное искусственное освещение.

Класс Г. Вредности, связанные с

работой на открытом воздухе (неблагоприятные метеорологические условия, солнечная радиация, сырость, промокание и др.).

%

Прежде всего следует указать, что в этой классификации полностью сохранена принципиальная основа классификации С. И. Каплуна — группировка профессиональных вредностей на 3 класса (группы) в зависимости от роли вызывающих их факторов: трудового и производ-

ственного процессов и обстановки труда. По нашему мнению, принятый автором принцип, устанавливающий зависимость вредных факторов от причин, которыми они обусловлены, является наиболее правильным и целесообразным. Мы полагаем, однако, что следует внести некоторые уточнения в названия 2-й и 3-й групп (классов Б и В). Класс Б (2-я группа) в прежней классификации имеет название «Вредности, связанные с производственным процессом»; в то же время классы А и В (1-я и 3-я группы) связывают вредности с нарушениями в трудовом процессе или обстановке труда. Поэтому для единообразия правильнее классу Б (2-й группе) дать название «Вредности, связанные с неправильной организацией и нарушениями технологического режима производственных процессов». Класс В (3-ю группу) мы предлагаем назвать следующим образом: «Вредности, связанные с недостатками санитарной обстановки труда». Такое название охватывает санитарные дефекты, присущие как рабочим местам, так и рабочим помещениям (существующее название касается лишь рабочих мест).

Мы выделили также в самостоятельный класс «Вредности, связанные с работой на открытом воздухе». Хотя это дополнение в некоторой мере нарушает общий принцип классификации, его можно признать достаточно оправданным по ряду соображений. Если представить себе характер профессиональных вредностей при работе на открытом воздухе, то можно убедиться в том, что они отличаются от прочих вредных факторов, входящих в данный класс. Достаточно привести в качестве примера строительство и монтаж жилых, общественных, промышленных и других зданий, железных и шоссейных дорог, производство сборного железобетона, добычу рудных и нерудных ископаемых открытым способом и, наконец, сельскохозяйственные работы. Вряд ли профессиональные вредности, характерные для этих работ, целесообразно объединять в один класс с такими, как недостаточная кубатура помещения, дефекты отопления и т. п. По нашему мнению, выделение вредных факторов, сопровождающих работу на открытых пространствах, в отдельный класс оправдано еще тем, что эти работы за последние годы достигли широких размеров и характер их сильно изменился в связи с заменой во многих случаях ручного труда механизмами и машинами.

Не будем останавливаться на детальном рассмотрении профессиональных вредностей, входящих в основные группы классификации. Укажем лишь на некоторые особенности их группировки. В класс А (1-я группа) никаких изменений по сравнению с существующей классификацией не внесено. В классе Б (1-я группа) мы считаем целесообразным в отличие от Е. В. Кленовой сохранить деление на подгруппы: физические, химические и физико-химические, а также биологические факторы, поскольку такая группировка позволяет установить, какого характера агент может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье. Входящие в этот класс различные виды излучений систематизированы по длине волны, причем ионизирующее излучение в соответствии с его физической природой разделено на 2 вида — корпускулярное и электромагнитное и дополнено радиоволнами длиной от нескольких миллиметров до нескольких километров (токи высоких и сверхвысоких частот). •

В связи с возрастающим гигиеническим значением производственного шума и производственной вибрации каждая из этих вредностей выделена в самостоятельную группу и дифференцирована по показателю частоты. Хотя этот показатель и не является единственным, характеризующим с гигиенической точки зрения шум и вибрацию, его следует признать наиболее существенным (Е. Ц. Андреева-Галанина). В группу «Химические и физико-химические факторы» внесена дополнительно подгруппа «Канцерогенные вещества», а производственной

пыли дано более широкое и отвечающее современному представлению

-6 Гигиена и санитария, № 11

81

определение: «Производственные аэрозоли». Дальнейшая группировка их не предусматривается, поскольку дифференцировать их по едино-ному признаку невозможно.

Что касается аэрозолей, то здесь предложено несколько классификационных систем с различными признаками их деления на группы: по происхождению, дисперсности, растворимости, фсфме и др. Какой из

этих признаков является важнейшим с патогенетической точки зрения, не установлено. Мы полагаем поэтому, что детальная группировка этих вредных факторов должна рассматриваться независимо от общей классификации в качестве самостоятельной задачи.

Предлагаемая классификация, возможно, далека от совершенства. Мы вполне согласны с М. И. Фонгауз, указавшей, что решение этого вопроса требует коллективного труда специалистов, и надеемся, что они выскажут свое мнение на страницах журнала «Гигиена и санитария».

ЛИТЕРАТУРА

Каплун С. И. Гиг., безопасность и пат. труда, 1929, N° 1, стр. 3. — Он же. Общая гигиена труда., М.—П., 1940. — К л е н о в а Е. В. Гигиена труда, I960, No 10, стр. 71. — Летавет А. А. (ред.) Курс гигиены труда. М., 1946. — Фонгауз М. И. Там же, 1961, № 10, стр. 3.

Поступила 20/ХН F963 г

/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.