Научная статья на тему 'О классификации финансовых правонарушений'

О классификации финансовых правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2644
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / ФИНАНСОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОДЕКС / СТАТЬЯ / CLASSIFICATION / RESPONSIBILITY / CODE / FINANCIAL OFFENSE / TAX OFFENSE / SECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полякова С.А.

В статье предпринята попытка сформулировать определение классификации финансовых правонарушений, систематизировать их и дополнить основания их деления на виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О классификации финансовых правонарушений»

Полякова С.А. ©

Преподаватель, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД России

О КЛАССИФИКАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация

В статье предпринята попытка сформулировать определение классификации финансовых правонарушений, систематизировать их и дополнить основания их деления на виды.

Ключевые слова: классификация, финансовое правонарушение, налоговое правонарушение, ответственность, кодекс, статья.

Keywords: classification, financial offense, tax offense, responsibility, code, section.

Финансовые правонарушения являются разновидностью правонарушений в области финансов, поэтому факторы, определяющие специфику всех правонарушений в рассматриваемой сфере и динамику развития теоретических положений различных отраслей права и законодательства должны исследоваться в целом. Важную роль для уяснения природы финансовых правонарушений и их сущности играет вопрос систематизации и классификации правонарушений в области финансов в целом, а, значит, и финансовых правонарушений.

Анализ научной и учебной литературы по вопросам классификации правонарушений в области финансов и ответственности за их совершение показывает, что данной проблеме, как, впрочем, и проблеме изучения правонарушений в области финансов в целом в отечественной и зарубежной науке финансового, налогового, административного права не уделялось должного внимания. На сегодняшний день нет комплексных разработок, посвященных классификации правонарушений в области финансов, не установлены все существующие основания их деления на виды. Вместе с тем, некоторые разработки все-таки имеются, в большей мере это касается ответственности. Напомним, что за совершение правонарушений в области финансов, по мнению многих исследователей, наступает юридическая ответственность трех видов: уголовная; административная; финансово-правовая.

В основу такого деления, по справедливому мнению С.Н. Макаровой [4, 10] положен «предметный» критерий, который, зависит от тех правовых отношений, на правовую охрану которых направлены нормы данного правового института.

Однако существует и другая точка зрения, согласно которой за совершение правонарушений в области финансов может наступать юридическая ответственность только двух видов: административная и уголовная.

Для уяснения вопроса о классификации финансовых правонарушений, необходимо сказать несколько слов о классификации правоотношений в целом. Ведь, совершая правонарушения, лицо, безусловно, вступает в те или иные правоотношения, которые классифицируются по различным основаниям.

Для нас представляет научный интерес деление правовых отношений в зависимости от функций права на регулятивные и охранительные.

Основой указанных функций права выступают соответствующие юридические нормы, действие которых образует регулятивные и охранительные отношения. При этом регулятивные правоотношения возникают в сфере позитивного поведения, т. е. такого, которое не противоречит нормам права, а охранительные - в сфере нарушения норм права, т.к. они связаны с противоправным поведением и с неправомерными действиями и предусматривают юридическую ответственность, а также меры защиты субъективных прав.

©Полякова С А., 2014 г.

Позитивным для Российского общества современного периода является то, что законодатель делает акцент на охранительных юридических нормах. Отсюда справедливо утверждение Н.А. Власенко о том, что «функция охранительных правоотношений сводится к вытеснению из жизни социально-вредных действий, антиправового поведения» [1, 377].

Выделим важное, на наш взгляд, основание, и, учитывая специфику, сначала попытаемся сформулировать определение классификации финансовых правонарушений, которое можно представить следующим образом.

Классификация финансовых правонарушений представляет собой систематическое деление правонарушений по определенному основанию (ряду оснований), согласно которому каждый их вид занимает в ней строго определенное место.

Исходя из уже частично представленных классификаций и анализа действующего законодательства, попробуем систематизировать их и дополнить иными основаниями деления.

Однако для представления более полной картины о финансовых правонарушениях, понимания их сути, определения места среди других правонарушений в рассматриваемой сфере в области, связанной с финансами, необходимо систематизировать и классифицировать последние.

Используем постулаты общей теории права [6, 487].

Самым распространенным критерием деления является общественная опасность. Применительно к правонарушениям в области финансов по этому основанию их можно подразделить на: 1) преступления в области финансов (например, ст. 176 «Незаконное получение кредита» УК РФ); 2) проступки в области финансов (административные правонарушения, финансовые правонарушения).

В зависимости от отраслевой принадлежности правонарушения в области финансов, на наш взгляд, можно подразделить на:

1) финансовые правонарушения. К ним можно отнести:

- бюджетные правонарушения, т.е. виновно совершенные противоправные (в нарушение бюджетного законодательства) деяния (действия или бездействия) участников бюджетного процесса, за которые Бюджетным кодексом РФ установлены бюджетные меры принуждения;

- налоговые правонарушения. Согласно ст. 106 Налогового кодекса РФ - это виновно совершенные противоправные (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которые НК РФ установлена ответственность. К ним можно отнести правонарушения, предусмотренные ст. 116 «Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе», ст. 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке», ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и др.;

- банковские правонарушения, которые представляют собой виновно совершенные противоправные, общественно вредные действия (или бездействия) участника банковского правоотношения, за совершение которых банковским законодательством установлены специфические меры воздействия (ст. 74 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»;

2) административные правонарушения в сфере финансов, т. е. такие деяния (действия и бездействия), которые причиняют вред отношениям, складывающимся в процессе государственного управления финансами, ответственность за которые предусмотрена гл. 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (например, ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов», ст. 15.10 «Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда», ст. 15.26 «Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности» и др.);

3) финансовые преступления - это виновные, общественно опасные деяния, совершенные в финансовой сфере и запрещенные Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (например, ст. 172 «Незаконная банковская деятельность», ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем», ст. 176 «Незаконное получение кредита»).

Кроме того, некоторые из перечисленных видов правонарушений в области финансов, можно более детализировать, выделив при этом подгруппы (подвиды). Так, можно предложить деление административных правонарушений по виду предусмотренной санкции. Исходя из этого, можно выделить:

1) правонарушения с относительно определенной санкцией, то есть с санкцией, в которой определяются рамки неблагоприятных последствий для правонарушителя от минимальных до максимальных (например, предусмотренные КоАП РФ ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов», 15.6 «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», 15.8 «Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)», 15.11 «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности», 15.15 «Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита», 15.15.1 «Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом», 15.26 «Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности» КоАП РФ и др.);

2) правонарушения с альтернативной санкцией, то есть с санкцией, в которой предусмотрена возможность назначения одного (на выбор) из нескольких видов административного наказания, указанных в соответствующей статье (например, предусмотренных ст. 15.4 «Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации», ст. 15.5 «Нарушение сроков представления налоговой декларации», 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств», 15.15.3 «Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов» КоАП РФ и др.).

В зависимости от конструкции объективной стороны административные правонарушения в области финансов можно подразделить на:

1) административные правонарушения в области финансов с материальным составом, то есть с таким составом, в котором в качестве обязательного признака объективной стороны административного правонарушения, помимо деяния, законодателем включены последствия и, соответственно, причинная связь. В качестве такого состава можно привести ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ. Так, к административной ответственности виновное лицо можно привлечь только если «неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекло установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма»;

2) административные правонарушения в области финансов с формальным составом, то есть такие, которые не предусматривают в результате совершения административного правонарушения наступление какого-либо общественно опасного материального вредного последствия в качестве обязательного признака объективной стороны. Административная ответственность в этих случаях наступает лишь за совершение противоправного деяния. Такие составы закреплены, например: ст. ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов», 15.3 «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе», 15.4 «Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации», 15.5 «Нарушение сроков представления налоговой декларации», 15.15.1 «Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом» КоАП РФ и др.

Радует тот факт, что в юридической литературе наиболее полно представлена классификация налоговых правонарушений.

Так, И.А. Цинделиани [7, 406] классифицирует налоговые правонарушения по объекту налогового правонарушения. По этому основанию он выделяет: 1) налоговые

правонарушения, направленные против системы отношений по взиманию налогов, которые наносят непосредственный имущественный вред по формированию бюджета; 2) налоговые

правонарушения, направленные против системы отношений налогового контроля. К сожалению, представленная классификация является не подробной. В связи с чем, можно поддержать С. Г. Пепеляева, который по данному основанию называет большее количество видов:

1) правонарушения против системы налогов;

2) правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

3) правонарушения против доходной части бюджетов;

4) правонарушения против гарантий выполнения обязанностей налогоплательщиков;

5) правонарушения против контрольных функций налоговых органов;

6) правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности;

7) правонарушения против порядка исполнения обязанностей по уплате налогов [5, 449].

В дополнение к рассмотренным классификациям обратим внимание на то, что в учебной

литературе [7, 407] распространено деление налоговых правонарушений по субъекту, виды которых можно представить следующим образом:

1) налоговые правонарушения, совершаемые только физическими лицами (к ним можно отнести правонарушение, например, предусмотренное ст. 128 «Ответственность свидетеля» НК РФ);

2) налоговые правонарушения, совершаемые только организациями (к налоговым правонарушениям данного вида можно отнести правонарушение, предусмотренное ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ);

3) налоговые правонарушения, совершаемые как физическими лицами, так и организациями. Такие составы закреплены, например, ст. 119 «Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)», 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)», 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога», 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» НК РФ.

Проводя аналогию с положениями науки уголовного права, можно предложить разделить налоговые правонарушения по конструкции объективной стороны налогового правонарушения, т.е. по необходимости учитывать негативные последствия совершенного противоправного деяния. В этом случае они могут быть:

1) налоговыми правонарушениями с материальным составом. Так, например, конструктивным признаком объективной стороны деяния, предусмотренного в п. 3 ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ, является то, что грубое нарушение правил учета повлекло за собой занижение дохода, т.е. для привлечения лица к ответственности по п. 3 ст. 120 необходимо не только совершение данного противоправного деяния, но и наступление последствия - занижение налоговой базы);

2) налоговые правонарушения с формальным составом (например, ст. 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке», 119 «Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)», 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» НК РФ и др.).

В зависимости от того, в какой форме в конструкции налогового правонарушения представлена объективная сторона деяния, можно выделить:

1) налоговые правонарушения, совершаемые в результате действия (ст.119.2 «Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения» НК РФ);

2) налоговые правонарушения, совершаемые в результате бездействия (непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 119 НК РФ).

Практика показывает, что двумя видами налоговых правонарушений ограничиться нельзя, поэтому можно поддержать тех ученых [2, 373], которые по данному основанию выделяют еще один вид - налоговые правонарушения, совершенные в результате совокупности действий и бездействия, т.е. налоговые правонарушения с так называемой смешанной объективной стороной (например, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе).

В юридической литературе встречаются и другие основания классификации налоговых правонарушений. Так, Ю.А. Крохина справедливо выделяет такое основание как степень общественной опасности. По названному критерию составы налоговых правонарушений подразделяются на три вида: основной (простой), квалифицированный и привилегированный [2, 371].

Основным (простым) является состав налогового правонарушения, содержащий минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков, всегда имеющих место при совершении какого-либо конкретного вида налогового правонарушения. Он не предполагает и не требует дополнительных признаков, повышающих или понижающих уровень общественной опасности противоправного деяния (например, ст. 116 «Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе», 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке» НК РФ).

Квалифицированным является состав налогового правонарушения, требующий для своего определения дополнительные признаки противоправного деяния, повышающие уровень общественной опасности содеянного для нормального функционирования налогового законодательства.

Привилегированным является состав налогового правонарушения, требующий для своего определения дополнительные признаки противоправного деяния, понижающие уровень общественной опасности содеянного в сфере нормального функционирования налогового законодательства.

Рассматриваемые точки зрения наводят на мысль, что, во-первых, в классификации налоговых правонарушений нет единого подхода к основаниям их деления на виды. Во-вторых, учитывая, что общественные отношения в сфере налогообложения очень динамичны, ее необходимо дополнить. Так, можно предложить деление налоговых правонарушений по субъекту. По этому основанию налоговые правонарушения можно рассматривать как:

1) налоговые правонарушения, совершаемые только налогоплательщиками (например, ст. 116 «Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе», 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке» НК РФ);

2) налоговые правонарушения, совершаемые только налоговыми агентами (ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» НК РФ);

3) налоговые правонарушения, совершаемые иными лицами (например, свидетелем (ст. 128 НК РФ), экспертом, переводчиком, специалистом (129 НК РФ).

В зависимости от формы вины налоговые правонарушения можно подразделить на:

1) налоговые правонарушения, совершаемые умышлено (ст. 128 «Ответственность свидетеля» НК РФ);

2) налоговые правонарушения, совершаемые по неосторожности (например, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) (п. 1 ст. 122 НК РФ);

3) налоговые правонарушения, совершаемые как в форме умысла, так и по неосторожности (ст. 116 «Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе», ст. 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке», ст. 119 «Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)» НК РФ).

Отметим, что «Форма вины» может быть положена в основу деления не только налоговых правонарушений, но и финансовых правонарушений в целом.

Исследуя бюджетные правонарушения, можно поддержать Ю.А. Крохину, которая считает, что классификация бюджетных правонарушений осуществляется по нескольким основаниям. Так, автор предлагает [3, 318-319] использовать в качестве оснований классификации бюджетных правонарушений такие критерии, как зависимость от стадии бюджетного процесса, на которой совершаются противоправные деяния и зависимость от объекта посягательств.

Предложенную автором классификацию можно дополнить, например таким основанием деления, как сфера совершения.

По сфере совершения бюджетные правонарушения, на наш взгляд, можно подразделить на: 1) бюджетные правонарушения, совершаемые в сфере использованию бюджетных средств (ст. 306.4 БК РФ); 2) бюджетные правонарушения, совершаемые в сфере бюджетного кредитования (ст. 306.5-306.7 БК РФ); 3) бюджетные правонарушения, совершаемые в сфере предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 306.8 БК РФ).

Возвращаясь к правонарушениям в области финансов и учитывая то, что связанные с ними отношения регулируются нормами различных отраслей права можно их подразделить на виды в зависимости от принадлежности юридических норм к тому или иному нормативному правовому акту, которым установлены меры государственного принуждения за их совершение. Поэтому они могут быть:

1) правонарушениями, установленными нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (гл. 15);

2) правонарушениями, установленными нормами Бюджетного кодекса РФ (гл. 30);

3) правонарушениями, установленными нормами Налогового кодекса РФ (гл. 16);

4) правонарушениями, установленными нормами банковского законодательства РФ (ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»);

5) правонарушениями, установленными нормами Уголовного кодекса РФ и др.

Для финансовых правонарушений классификация по этому основанию будет выглядеть

так:

- правонарушения, за которые ответственность установлена нормами Бюджетного кодекса РФ;

- правонарушения, за которые ответственность установлена нормами Налогового кодекса

РФ;

- правонарушения, за которые ответственность установлена нормами банковского законодательства РФ.

Можно предложить и другие основания деления. Например, по сфере совершения. Они могут быть:

- правонарушениями в сфере налогов;

- правонарушениями в бюджетной сфере;

- правонарушениями в банковской сфере.

В зависимости от органа, осуществляющего юрисдикцию, финансовые правонарушения могут быть классифицированы на:

1) правонарушения, рассматриваемые судьями (ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)», ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» Налогового кодекса РФ и др.);

2) правонарушения, рассматриваемые Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными подразделениями (ст. 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств» Бюджетного кодекса РФ и др.);

3) правонарушения, рассматриваемые Федеральной налоговой службой и ее территориальными подразделениями (ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)», ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» Налогового кодекса РФ и др.).

По субъекту, совершившему правонарушение, финансовые правонарушения подразделяются на:

1) правонарушения, субъектами-нарушителями которых являются физические лица (российские граждане, апатриды, бипатриды, иностранные граждане) (например, п. 1 ст. 116 «Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе» НК РФ);

2) правонарушения, субъектами-нарушителями которых являются юридические лица (ст. 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств», ст. 306.8 «Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов» БК РФ, ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ и др.).

Принимая во внимание изложенное, в зависимости от того, какой формой в объективной стороне представлено деяние, финансовые правонарушения можно подразделить на:

1) правонарушения, совершаемые в результате действия (ст. 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств» БК РФ и др.);

2) правонарушения, совершаемые в результате бездействия (например, неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ это лицо должно сообщить налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ) и др.).

По конструкции объективной стороны финансовые правонарушения можно подразделить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на:

1) правонарушения с формальным составом (например, ст. 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке», 119 «Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)», 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» НК РФ и др.);

2) правонарушения с материальным составом (например, грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы (п. 3 ст. 120 Налогового кодекса РФ).

Дополнить классификацию финансовых правонарушений можно видами, в основу деления которых положена конструкция правовой нормы. Исходя из конструкции правовой нормы, они могут быть:

1) простые - правонарушения, конструкция правовой нормы которых содержит только одну часть и не содержит никаких квалифицирующих признаков (например, ст. 306.7 «Нарушение условий предоставления бюджетного кредита» БК РФ, ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» НК РФ);

2) сложные - правонарушения, конструкция правовой нормы которых содержит две и более части, в том числе и квалифицирующие признаки (например, ст. 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств» БК РФ, ст. 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке», ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ).

Таким образом, дополненная классификация финансовых правонарушений, на наш взгляд, позволит сформировать более полное представление о многообразии их видов, понять сущность исследуемых правонарушений, эффективнее применять на практике действующее законодательство, отграничивать нормы финансового, бюджетного, налогового, банковского права от других отраслей права.

Литература

1. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Проспект. 2011. - 416 с.

2. Крохина Ю.А. Налоговое право России: учеб. для вузов. М.: НОРМА. 2007. - 720 с.

3. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учеб. для вузов / Ю.А. Крохина. - М.: НОРМА. 2007. -720 с.

4. Макарова Н.С. Бюджетная ответственность: понятие, основания и особенности реализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Н.С. Макарова. - М., 2004. - 21 с.

5. Налоговое право: учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Юристъ. 2003. - 591 с.

6. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ. 2003. - 592 с.

7. Финансовое право: учебник / отв. ред. С.В. Запольский. - М.: Юрид. фирма «Контракт»: Волтерс Клувер, 2011. - 792 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.