ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
^^ Актуальные проблемы административного права ^^
О ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Л.Н. ДРЕВАЛЬ
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД Дальневосточного юридического института МВД России
С.А. ПОЛЯКОВА
преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России Научная специальность: 12.00.14 — Административное право, финансовое право, информационное право
Аннотация. Предпринята попытка исследовать правонарушения в области финансов, раскрыть их сущность, разновидности и особенности.
Ключевые слова: правонарушение в области финансов, финансовое правонарушение, налоговое правонарушение, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, статья, санкция.
ABOUT OFFENSES IN THE FIELD OF FINANCE: SOME THEORETICAL ASPECTS
L.N. DREVAL
doctor ofjurisprudence, professor, professor of the department of administrative law and administrative and office activity of law-enforcement bodies of the Far East Law Institute of the Ministry of internal Affairs ofRussia
S.A. POLYAKOVA
lecturer of the department of civil law disciplines of the Far East Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia
Annotation. Authors made attempt to investigate the offenses in the field of finance, to open their essence, versions and features.
Key words: offense in the field of finance, financial offense, tax offense, the Budgetary code of the Russian Federation, the Tax code of the Russian Federation, section, sanction.
В последнее время в средствах массовой информации уделяется большое внимание обсуждению проблем, связанных с увеличением правонарушений и преступлений в сфере финансов, которые стали наиболее опасными не только для Российского государства, но и для всего мирового сообщества. Сосредоточение в указанной сфере денежных ресурсов в больших объемах делает ее привлекательной как для законопослушных субъектов, так и для преступников.
Не секрет, что противоправные явления такого рода имеют тенденцию к росту. Это касается уклонения от уплаты налогов, несвоевременного перечисления их в бюджеты бюджетной системы РФ, нецелевого использования бюджетных денежных средств, хищений и т.п.
В подтверждение этого вывода можно привести данные Федеральной налоговой службы России и судебной практики.
В 2011 г. налоговыми органами по результатам проведения выездных и камеральных проверок на территории Российской Федерации было дополнительно начислено (включая налоговые санкции и пени) более 53 млрд. руб.1. К 2012 г. эта сумма превысила 57 млрд. руб.2.
Административные правонарушения, ответственность за которые установлена гл. 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как правило, рассматриваются районными судами и мировыми судьями.
За 2011 г. в структуре рассмотренных районными судами дел они составили 3,5% в отношении 9,2 тыс. лиц. Административным наказаниям подвергнуто 31,6% субъектов, из них в отношении 88,5% назначен штраф. Мировыми судьями соответственно — 7% в отношении 353,1 тыс. лиц, из них подвергнуто административному штрафу — 72,4%. Чаще всего мировыми судьями привлекались к от-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
ветственности нарушители по ст. 15.5 «Нарушение сроков представления налоговой декларации» и ст. 15.6 «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».
В 2012 г. обозначилась тенденция в сторону уменьшения рассматриваемых дел, но цифры все равно остались впечатляющими. За этот период районными судами было рассмотрено 3,4% дел в отношении 8,4 тыс. лиц, подвергнуто административным наказаниям 29,5%, из них 88,1% назначен штраф. Мировыми судьями соответственно — 6,9% в отношении 377,2 тыс. лиц, из них подвергнуто административному штрафу — 70,2%3.
Анализ национального законодательства показывает, что за правонарушения в области финансов установлена административная и уголовная ответственность.
Не вдаваясь в подробную дискуссию о существовании (либо отсутствии) финансовой ответственности, обратим внимание, что положения финансово-правовой доктрины, действующие нормативные правовые акты, практика применения позволяют сформулировать умозаключение о самостоятельности финансового правонарушения, которое, наряду с другими (административными правонарушениями, преступлениями), может охватываться термином «правонарушения в области финансов». Объединяющим фактором для всех перечисленных нарушений служит так называемая «область финансов» или «сфера финансов».
На основе исследования разных доктриналь-ных4, публицистических5 источников можно сделать вывод, что она может быть представлена общественными экономическими (имущественными, денежными) отношениями, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи с эмиссией и обращением наличных и безналичных денежных средств (денежных знаков Российской Федерации и иностранных государств), а также ценных бумаг.
Как показывает практика, самыми распространенным правонарушением в области финансов является административное правонарушение. Оно представляет собой противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, направленное на нарушение законодательства в области финансов, за совершение которого, установлена ответственность гл. 15 Кодекса РФ об ад-
министративных правонарушениях. К ним, например, относятся «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций» (ст. 15.1), «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе» (ст. 15.3), «Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации» (ст. 15.4) и т.п.
В группу правонарушений в области финансов можно включить деяния, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом РФ. Под них, например, подпадают «Незаконная банковская деятельность» (ст. 172), «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» (ст. 174), «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» (ст. 174.1) и т.п.
В защиту существования финансовых правонарушений выступает законодатель. В подтверждение этого можно привести норму, закрепленную ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой за административное правонарушение установлена административная ответственность для физических и юридических лиц «настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях». Следовательно, правонарушения, ответственность за которые установлена другими нормативными правовыми актами, не будут административными.
Примерно такой же позиции придерживается Ю.А. Крохина, которая считает, что финансовое правонарушение является самостоятельным основанием для применения мер государственного принуждения за нарушения финансового законодательства6.
К сожалению, нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения, не содержат его понятия, а законодательно определяют такие его разновидности, как налоговое правонарушение и бюджетное нарушение. Налоговое правонарушение закреплено ст. 106 разд. VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ, бюджетное нарушение — ст. 306.1 ч. 4 «Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения». Отсюда, дефиницию «финансовое правонарушение», по отношению к
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
перечисленным терминам разновидностей, можно признать собирательной. Финансовое правонарушение — это более емкое понятие, чем бюджетное и налоговое правонарушение, отдельно взятые.
Однако, чтобы исследовать финансовое правонарушение как правовое явление, необходимо обратить внимание на то, что ограничиваться только налоговыми и бюджетными правонарушениями нельзя. В связи с этим можно отчасти поддержать тех ученых, которые в качестве разновидностей финансовых правонарушений выделяют также валютные7, эмиссионные8 и банковские правонарушения9.
Так, А.А. Мусаткина10, рассуждая о самостоятельности валютных правонарушений, ссылается на Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». С ней соглашается А.А. Го-гин, который уверен в том, что «валютное правонарушение имеет два вида: преступление и проступок, ответственность за которые установлена нормами законов Российской Федерации, регламентирующими различные направления деятельности государственных и муниципальных образований, субъектов предпринимательства, должностных лиц и граждан в сфере валютного регулирования и валютного контроля»11. Объяснить указанную точку зрения можно существовавшими в предыдущей редакции рассматриваемого закона составами правонарушений и установленными за них мерами ответственности. В настоящее время анализируемый закон не содержит «собственных» составов и специфических санкций для нарушителей валютного законодательства (резидентов и нерезидентов). Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 25), в зависимости от совершенного деяния, отсылает нас к нормам гражданского, административного или уголовного законодательства. Такую же аналогию можно применить в отношении эмиссионных правонарушений на основании ст. 51 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
Иначе обстоит дело с банковскими правонарушениями.
Так, одни исследователи12 выделяют банковские правонарушения и признают их в качестве разновидности финансовых правонарушений. Другие13 полагают, что за нарушение банковского законодательства наступает только административная ответственность. В связи с чем предлагают закрепить
нормы об административной ответственности за нарушения законодательства о банках и банковской деятельности только в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
На наш взгляд, категорически отрицать существование банковского правонарушения нельзя хотя бы потому, что ст. 74 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень исключительных санкций, не подпадающих ни под один из видов административного наказания, предусмотренного ст. 3.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях (административный штраф, предупреждение, дисквалификация, обязательные работы и др.). К ним следует отнести взыскание с кредитной организации штрафа в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала; изменение на срок до шести месяцев установленных для кредитной организации обязательных нормативов; введение запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций на срок до одного года; отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и др.
Таким образом, изложенное выше позволяет нам сформулировать некоторые теоретические выводы.
За нарушения в области финансов установлена ответственность нормами таких отраслей права, как финансовое, административное и уголовное.
Все нарушения ограничены определенной сферой. Она может быть представлена общественными экономическими (имущественными, денежными) отношениями, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи с эмиссией и обращением наличных и безналичных денежных средств (денежных знаков Российской Федерации и иностранных государств), а также ценных бумаг.
Финансовое правонарушение является объединенным понятием по отношению к своим разновидностям: налоговому, бюджетному и банковскому правонарушению.
1 См.: Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов по состоянию на 1 января 2012 г. //http:nalog.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
ru/nal_statistik/nadzor_stat/nalcont_sved/form2nk/3897764/ ut2nk11_reg.xls.
2 См.: Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов по состоянию на 1 января 2013 г. //http://nalog.ru/nal_ statistik/nadzor_stat/nalcont_sved/form2nk/3897764/ 2nk12reg.
3 Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2012 г. http://cdep.ru/userimages/ sudebnaya_statistika/OBZOR_sudebnoy_statistiki_2012_g.
4 См., например: Крохина Ю.А. Финансовое право России: учеб. для вузов. М., 2007. С.169-175.
5 См., например: Другова Ю.В. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства // Журнал российского права. 2003. № 3. С. 18—26; Тютина Ю.В. Содержание финансово-правовой ответственности.
6 См.: Крохина Ю.А. Финансовое правонарушение: понятие, состав и санкции. // Финансовое право. 2004. № 3. С. 21.
7 См., например: Панов А.Б. Валютные правонарушения: как же с ними быть?/ А.Б. Панов // Российский судья. 2012. № 3. С. 27—30.
8 См., например: Древаль Л.Н. Правовое регулирование
расчетных отношений: Учебное пособие. Хабаровск: ДВЮИ МВД России. 2011. С. 25.
9 См.: например, Джафаров Н.К. Банковское правонарушение как основание юридической ответственности / Н.К. Джафаров. // Закон и право. 2011. № 5. С. 49—51; Генералов С.Г. Природа и условия квалификации банковских правонарушений / С.Г. Генералов // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 4. С. 122—124.
10 См.: Мусаткина А.А. Финансовое правонарушение: понятие и виды / А.А. Мусаткина // Налоги и налогообложение. 2006. № 5. С. 51.
11 См.: Гогин А.А. Характеристика правонарушений в области валютного законодательства российской федерации. / А.А. Гогин. // Финансовое право. 2005. № 3. С.14.
12 См.: например, Джафаров Н.К. Банковское правонарушение как основание юридической ответственности / Н.К. Джафаров. // Закон и право. 2011. № 5. С. 49—51.
13 См.: Астафьев В.Б. Административная ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. / В.Б. Астафьев М., 2009. С. 7.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖАЩИХ — СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
Б.Н. КОМАХИН
кандидат юридических наук, докторант Московского Университета МВД России
Е.Н. ХАЗОВ
начальник кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор Научная специальность: 12.00.14 — Административное право, административный процесс
E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрывается роль административно-правового режима антикоррупционного поведения служащих, действие его правовых средств по преодолению конфликта интересов на государственной службе. Особое место отводится таким научным основам режима, как методология решения общих проблем развития антикоррупционной служебной деятельности, включая закономерности ее построения и действия; общие, специфические и частные принципы развития антикоррупционной системы государственной службы. Дается характеристика федеральной, региональной и муниципальной организации развития антикоррупционной служебной деятельности; подчеркивается необходимость при этом поддержки прогрессивных тенденций развития общих и специфических черт антикоррупционной деятельности государственных служащих как средства преодоления конфликта интересов.
Ключевые слова: адаптация, административно-правовой режим, антикоррупционная деятельность, закон, инновации, кадры, конфликт интересов, модернизация, правовой режим, правоотношения, служебная деятельность, служащие, стратегия инновационного развития, целенаправленность, эволюция, эффективность.
THE LEGAL REGIME OF ANTI-CORRUPTION ACTIVITY OF THE EMPLOYEES — MEANS OF OVERCOMING THE CONFLICT OF INTERESTS
B.N. KOMAKHIN
candidate ofjurisprudence, doctoral candidate of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia
E.N. HAZOV
chief of chair of the constitutional and municipal law, doctor ofjurisprudence, professor