дискуссии, обсуждения
УДК 342.97 ББК 66.3; 71.4
о кадрах управления в сфере культуры
дерябина Елена Дмитриевна,
кандидат культурологии, доцент, проректор по научной работе, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), ул. 5-я Магистральная, д. 5, г. Москва, Россия, 123007,
e-mail: nauka@aprikt.com
Лукин Юрий Андреевич,
доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой гуманитарных наук, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), ул. 5-я Магистральная, д. 5, г. Москва, Россия, 123007
Аннотация
В материалах представлено предложение Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма в Проект «Основы государственной культурной политики». Особое внимание уделено подготовке специалистов для работы в сфере искусства и культуры. Сформированы предложения по направлениям деятельности в области подготовки кадров управления сферы культуры.
ключевые слова
Культурная политика, подготовка кадров, управление в сфере культуры, академия переподготовки.
Учёный совет федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма» (АПРИКТ) в целом положительно оценивает опубликованный Проект «Основы государственной культурной политики», разделяет сформулированные в нём цель, содержание и принципы государственной культурной политики.
Профессора и преподаватели Академии особо отмечают, как наиболее удачный, п. 11 раздела III Проекта «Развитие образования в сфере искусства и культуры», в котором прописана система подготовки творческих кадров, художественного образования: от детских школ
искусств до высшего профессионального образования и возможности получения второго высшего образования.
Вместе с тем (отмечают профессора и преподаватели Академии, а также её слушатели представляющие учреждения культуры России от Якутии до Калмыкии и Чечни — практические работники музеев, библиотек, архивов, СУ-Зов, ВУЗов, ДШИ), необъяснимым и несправедливым представляется, что во всём обширном Проекте ни слова не сказано о многочисленном отряде руководителей и специалистов органов управления (федерального, регионального, муниципального уровней), руководящих кадрах и работниках учреждений культуры всех уровней. Именно этим кадрам в первую очередь
предстоит обеспечить достижение на практике целей и задач, изложенных в «Основах государственной культурной политики».
В связи с этим Учёный совет Академии считал бы целесообразным дополнить раздел III Проекта, как и текст «Основ государственной культурной политики», специальным параграфом 12 «Кадры управления сферы культуры».
Учёный совет Академии полагает, что выделение специального параграфа, посвящённо-го кадрам управления сферы культуры, де-юре повышает их социальный статус в обществе, их ответственность за результат деятельности отрасли, а де-факто подчёркивает их лидирующую роль в реализации целей и задач, сформулированных в Проекте «Основ государственной культурной политики».
В связи с изложенными аргументами предлагается внести дополнительный пункт в раздел III проекта «Основы государственной культурной политики» после пункта 11 «Развитие образования в сфере искусства и культуры» — пункт 12 «кадры управления сферы культуры».
Решающая роль в практическом претворении в жизнь целей и задач государственной культурной политики, в реформировании существующей системы государственного регулирования, в поисках новых, отвечающих вызовам времени форм и методов организации всей культурной сферы, принадлежит руководителям и специалистам органов управления, руководителям и специалистам институтов и учреждений культуры (как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровнях).
Руководители и специалисты, в первую очередь, несут ответственность за состояние вверенной им отрасли (учреждения). Они призваны:
— обеспечивать сохранение и приумножение богатейшего, накопленного столетиями культурного и духовного наследия России: русской культуры, культуры всех народов и этно-
78 сов, составляющих многонациональную Российскую Федерацию;
— заботиться о содержании в рабочем состоянии, оснащении современным техническим оборудованием и технологическими средствами материально-технической базы учреждений и институтов культуры (музеев, библиотек, архивов, театров, филармоний, домов и дворцов
культуры, реконструируемой культурно-досу-говой сферы, зон культурно-просветительского туризма, всей организационной структуры культурного пространства России); обеспечивать эффективное использование и функционирование учреждений культуры;
— содействовать раскрытию способностей и талантов, выявлению творческих индивидуальностей, многообразию культурно-художественной деятельности представителей профессионального искусства; создавать условия для их творческой реализации в массовой аудитории зрителей, слушателей, читателей; поощрять и поддерживать стремление к культурно-творческому самовыражению и реализации у представителей различных категорий непрофессионального искусства, особенно — среди детей и молодёжи; поддерживать творческую, доброжелательную, деловую атмосферу в художественных коллективах;
— всемерно способствовать практической реализации конституционных прав граждан на доступ к духовным, культурным и художественным ценностям мировой и отечественной культуры, права на активное участие в социально-культурной и творческой деятельности как в профессиональном искусстве, так и в многообразных видах традиционного непрофессионального искусства народов и этносов Российской Федерации;
— развивать в этих направлениях государственно-партнерские взаимосвязи с экономическими, финансовыми, хозяйственными структурами, (спонсорство, меценатство, благотворительность).
Столь масштабные задачи, которые предстоит решать кадровым ресурсам отрасли культуры, предъявляют, в свою очередь, повышенные квалификационные требования к руководителям и специалистам органов управления и учреждений культуры, ставят на повестку дня вопрос о существенных коррективах в действующих учебных планах и образовательных программах образовательных учреждений и факультетов, готовящих соответствующие кадры (менеджеров, продюсеров, организаторов культурно-досуго-вой сферы и др.), а также свидетельствуют о необходимости систематического повышения квалификации действующих работников.
Современный руководитель и специалист культурной сферы — это не «Бывалов» или
«Огурцов» из комедийного кинофильма, не «чиновник от культуры» в обывательском представлении. Квалификационные критерии руководителя и специалиста органов управления и учреждений культуры сегодня — глубокие знания истории отечественной и мировой культуры и искусства, информационная и технологическая грамотность, профессиональная компетентность, хорошая ориентированность в формах и методах организации социально-культурной жизни общества, как в прошлой истории, так и, особенно, — современной.
Помимо развития традиционных направлений (имеющих богатейший предшествующий опыт) социально-культурной, творческой, художественной деятельности, особого внимания со стороны руководителей и специалистов культурной сферы в наши дни заслуживают новые, пилотные, уже реализуемые в ряде мегаполисов и регионов страны, инновационные проекты и управленческие технологии.
Формирование единой национальной электронной библиотеки с архивом по видам искусств, создание многофункциональных центров культурного развития, коренное преобразование традиционных зон отдыха в зоны активного досуга, другие инновационные проекты и программы — всё это становится реальными предпосылками для более полного удовлетворения духовных и культурных потребностей, привлечения к активному, творческому проведению свободного времени всех слоёв и возрастных групп общества.
А главное — направление на комплексное решение образовательных, развлекательных задач, позволяющих повышать общий уровень культуры всего населения страны.
И здесь в качестве показателя деятельности самих органов управления и учреждений культуры, важнейшим квалификационным критерием каждого руководителя и специалиста выступает качественная оценка их общественной эффективности.
В интересах повышения профессиональной компетентности будущих руководителей и специалистов учреждений культуры учебные планы и образовательные программы учебных заведений, готовящих эти кадры, нуждаются в существенных коррективах в сторону практической культурологии, которая обобщает современный, уже накопленный в ряде мегаполисов и регионов
страны, опыт преобразования традиционных и создания, внедрения принципиально новых форм организации социально-культурной деятельности, инновационных проектов и программ формирования культурного пространства.
Такая корректировка учебных планов и образовательных программ, с обязательным компонентом — творчески-активные формы обучения (деловые игры, ситуационные задачи, диспуты, самостоятельное социально-культурное проектирование и т.п.), как и социальное расширение тематики курсовых, дипломных работ, проблематики кандидатских диссертаций уже на стадии обучения, подготовки будущих специалистов подготовит их к самостоятельной, творческой и организационной деятельности по внедрению проектов и программ, отвечающим вызовам времени и сегодняшним потребностям и духовным, культурным запросам общества.
В этих же целях значительно больше времени должно быть отведено производственной практике обучающихся в тех учреждениях культуры, где успешно реализуются инновационные разработки и технологии управления.
Интенсивность, с которой реформируются в наши дни традиционные и возникают всё новые и новые формы организации социально-культурной деятельности, внедряются инновационные проекты и программы, наряду с подготовкой новых кадров также остро ставит вопрос о систематическом обогащении образовательного, научного багажа, необходимости формирования знаний о состоянии современных наук о культуре и искусстве у действующих работников культурной сферы, представителей старшего и среднего поколений.
Даже специалисты, окончившие соответствующие образовательные учреждения пять-шесть лет назад уже не всегда владеют достаточной информацией о культурных процессах в современном мире и в стране, имеющей отношение к новым инновационным проектам и управленческим технологиям.
Возникает вопрос о необходимости возвра- 79 щения существовавшей ранее практики обязательного прохождения (1 раз в пять лет) курсов повышения квалификации действующими кадрами руководителей и специалистов.
Тем более, что в современных условиях, насыщенных медийно-информационными технологиями, при наличии единой национальной
электронной библиотеки, позволяющей использовать специально подготовленные образовательные, информационные программы и т.п., такое повышение квалификации возможно в самых разных формах (очное, заочное, заочно-очное, дистанционное обучение).
Для популяризации и широкого распространения инновационных проектов, обмена опытом деятельности органов управления и учреждений культуры крайне необходимо издание массовым тиражом (в том числе — на электронных носителях) справочно-информа-ционных материалов, пособий, рекомендаций и другой вспомогательной литературы по практической культурологии.
Руководитель и специалист сферы культуры — профессия особая.
Здесь недостаточно отвечать таким квалификационным критериям как образованность, профессиональная компетентность, ориентированность в сфере социокультурной ситуации, чувство нового, желание и стремление внедрить в практические дела инновационные, отвечающие духу времени проекты и программы.
Здесь, как в никакой другой области государственной политики, огромное значение имеют личностные психологические качества: харизма коммуникативного лидера, который умеет найти взаимопонимание и пути взаимодействия с деятелями культуры и творческой интеллигенцией, учитывает иное мнение, создаёт в культурной среде атмосферу доброжелательности и сотворчества.
Реформирование культурной отрасли, модернизация культурного пространства России — дело всего общества, дело всех и каждого.
И высшее призвание руководителей и специалистов органов и учреждений культуры — содействовать сплочению гражданского общества, объединению деятелей культуры и искусства в целях успешной реализации общенациональной идеологии дальнейшего подъёма духовного, культурного потенциала России.
30 сентября 2014 года предложение направлено на сайт обсудимпроект.РФ
ABOUT PERSONNEL MANAGEMENT IN THE FIELD OF CULTURE
Deryabina Elena Dmitrievna,
PhD in Culturology, Associate Professor, Vice President for Research, Academy for Retraining Arts, Culture and Tourism (APRIKT), 5-ia Magistralnaia Str. 5, 123007 Moscow, Russia, e-mail: nauka@aprikt.com
Lukin Yuri Andreyevich,
DSc in Philosophy, Professor, Head of the Department of Human Sciences, Academy for Retraining Arts, Culture and Tourism (APRIKT), 5-ia Magistralnaia Str. 5, 123007 Moscow, Russia
SO
Abstract
Presented a review of the Academy of Retraining in Arts, Culture and Tourism on the draft Law «Fundamentals of state cultural policy». Particular attention is paid to the preparation of specialists for work in the field of art and culture. Formed proposals for activities in the field of professional training of management of cultural sphere.
Keywords
Cultural policy, training, management in the cultural sphere, the draft law, the academy training.