Научная статья на тему 'О ХАРАКТЕРЕ И ТИПЕ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРЕЛКОВ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ'

О ХАРАКТЕРЕ И ТИПЕ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРЕЛКОВ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕЛЬБА ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ / ХАРАКТЕР / ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА / ВОЛЯ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дурнев Алексей Иванович

В статье рассматриваются вопросы характера и типа нервной деятельности человека, волевая деятельность и волевые качества стрелка, способности спортсменов к преодолению всевозможных препятствий, являющихся обязательным фактором проявления и развития воли, воспитание волевых качеств в ходе целенаправленного учебно - тренировочного процесса по стрельбе из боевого оружия. Стрельба из боевого оружия является вполне осознанной волевой деятельностью стрелка, а решение значительного количества вопросов, присущих этому виду деятельности, неизбежно связано с предпринимаемыми им волевыми усилиями. Учебно - тренировочный процесс в любом виде спорта организует и совершенствует, в том числе и в стрельбе из боевого оружия, личность и волевые качества стрелка. В учебно - тренировочном процессе чаще всего и не хватает эмоций и адреналина которые приходится испытывать на соревнованиях по стрельбе из боевого оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE NATURE AND TYPE OF NERVOUS ACTIVITY OF SHOOTERS FROM COMBAT WEAPONS

The article deals with the nature and type of human nervous activity, volitional activity and volitional qualities of the shooter, the ability of athletes to overcome all kinds of obstacles that are a mandatory factor in the manifestation and development of will, the education of volitional qualities in the course of a purposeful training process for shooting from combat weapons. Shooting from a combat weapon is a fully conscious volitional activity of the shooter, and the solution of a significant number of issues inherent in this type of activity is inevitably associated with the volitional efforts undertaken by him. The training process in any sport organizes and improves, including in shooting from combat weapons, the personality and strongwilled qualities of the shooter. In the training process, most often there are not enough emotions and adrenaline that you have to experience at competitions in shooting from combat weapons.

Текст научной работы на тему «О ХАРАКТЕРЕ И ТИПЕ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРЕЛКОВ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ»

О ХАРАКТЕРЕ И ТИПЕ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРЕЛКОВ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ

ABOUT THE NATURE AND TYPE OF NERVOUS ACTIVITY OF SHOOTERS FROM COMBAT WEAPONS

Дурнев Алексей Иванович

заместитель начальника кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел в особых условиях Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Durnev Alexey Ivanovich deputy head of the department of fire training and activities of internal affairs bodies in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы характера и типа нервной деятельности человека, волевая деятельность и волевые качества стрелка, способности спортсменов к преодолению всевозможных препятствий, являющихся обязательным фактором проявления и развития воли, воспитание волевых качеств в ходе целенаправ-ленного учебно-тренировочного процесса по стрельбе из боевого оружия. Стрельба из боевого оружия является вполне осознанной волевой деятельностью стрелка, а решение значительного количества вопросов, присущих этому виду деятельности, неиз-бежно связано с предпринимаемыми им волевыми усилиями. Учебно-тренировочный процесс в любом виде спорта организует и совершенствует, в том числе и в стрельбе из боевого оружия, личность и волевые качества стрелка. В учебно-тренировочном процессе чаще всего и не хватает эмоций и адреналина которые приходится испытывать на соревнованиях по стрельбе из боевого оружия.

Abstract. The article deals with the nature and type of human nervous activity, volitional activity and volitional qualities of the shooter, the ability of athletes to overcome all kinds of obstacles that are a mandatory factor in the manifestation and development of will, the education of volitional qualities in the course of a purposeful training process for shooting from combat weapons. Shooting from a combat weapon is a fully conscious volitional activity of the shooter, and the solution of a significant number of issues inherent in this type of activity is inevitably associated with the volitional efforts undertaken by him. The training process in any sport organizes and improves, including in shooting from combat weapons, the personality and strong-willed qualities of the shooter. In the training process, most often there are not enough emotions and adrenaline that you have to experience at competitions in shooting from combat weapons.

Ключевые слова: стрельба из боевого оружия, характер, тип темперамента, воля, волевые качества, целенаправленный учебно-тренировочный процесс.

Keywords: shooting from combat weapons, character, type of temperament, will, strong-willed qualities, purposeful training process.

Если посмотреть со стороны, то стрельбу из боевого оружия обычному чело-веку

трудно себе представить, как определенный вид спорта. Такое мнение подтверждается нахождением стрелков в неподвижных изготовках, сопровождающихся малозаметными и малопонятными многим людям движениями. Затем снова пребывание в неподвижной позе. Все это непохоже на всем знакомые и привычные глазу спортивные состязания, сопровождающиеся острым соперничеством противоборствующих сторон. Но, несмотря на это, стрельба из боевого оружия является служебно-прикладным видом спорта и культивируется, в основном, в силовых ведомствах Российской Федерации. По длительности нагрузок, испытываемых спортсменами, их интенсивности и напряженности стрельба из боевого оружия ненамного уступает пулевой спортивной стрельбе. Стрельба из боевого оружия способствует воспитанию важнейших физических и морально-волевых качеств, закаливает характер обучающегося [1].

Как известно характер человека определяется как совокупность индивидуальных психических свойств, накладывающих отпечаток на его поведение и деятельность. Поэтому каждому тренеру-преподавателю по стрельбе из боевого оружия есть необходимость в учитывании особенностей характера обучающихся, принимать активное участие в укреплении и совершенствовании тех черт, которые необходимы для данного служебно-прикладного вида спорта [2]. Стоит подчеркнуть тот фактор, что характер каждого стрелка формируется на фоне врожденного темперамента, который как известно принято делить на четыре основных типа. Сангвиники являются энергичными, оживленными, эмоциональными, впечатлительными и общительными людьми. Такие стрелки из боевого оружия могут легко и быстро приспосабливаться к новой и быстроменяющейся обстановке (температура воздуха, направление ветра, освещенность тира, стрельбища) [3]. Флегматики, как правило, в обычной обстановке соблюдают спокойствие и невозмутимость. Их достаточно трудно вывести из себя, порой они проявляют медлительность, нерешительность и с большим нежеланием переключаются с одного дела на другое. Вместе с тем, такие обучающиеся проявляют большие способности к длительной, напряженной работе, что является немаловажным фактором в становлении и развитии основных элементов техники стрельбы из боевого оружия. Холерики являются смелыми, энергичными, инициативными, решительными обучающимися. Однако, они способны проявлять, особенно в сложных и меняющихся соревновательных условиях несдержанность, вспыльчивость, нетерпеливость. В определенной обстановке такие обучающиеся зачастую не могут четко рассчитать свои силы и возможности. Меланхолики в своем большинстве проявляют неуверенность в своих силах, боязливость и безынициативность. Им достаточно трудно осваиваться в быстро меняющейся обстановке соревнований. Они могут теряться в опасные и трудные минуты. Но, как показывает практика, темперамент в так называемом чистом виде встречается весьма редко, так как большинству людей присущи многообразные сочетания и комбинации различных психических качеств с преобладанием одних или других.

Определенный тип темперамента и особенности нервной системы (сила, уравновешенность и подвижность основных нервных процессов) находят отражение в деятельности стрелка из боевого оружия.

В работах И. П. Павлова определены три основные характеристики процессов

возбуждения и торможения: сила, уравновешенность и подвижность.

Применительно к стрельбе из боевого оружия обучающиеся, обладающие сильным типом нервной системы, отличаются высокой степенью работоспособности, особенно, когда требуется большая выдержка и целенаправленность. Такие обучающиеся, как правило, не теряются в сложных ситуациях соревновательной деятельности, проявляют самостоятельность, инициативу и настойчивость в достижении поставленных целей. Они в малой степени подвержены нервным срывам, не ищут у окружающих поддержки, не любят жаловаться на невзгоды. И наоборот, обучающиеся, обладающие слабым типом нервной системы, не показывают высокую работоспособность, проявляют нерешительность, делают попытки не в преодолении трудностей, а в избежании попадания в такие положения, избегают ответственности. Они очень легко попадают под чужое влияние, даже, имея свою точку зрения на определенные процессы и явления, не умеют ее отстаивать и нередко испытывают чувство неполноценности. Таким образом, определяя основные черты характера стрелков из боевого оружия, тренер-преподаватель должен исходить из того, что для данного стрелка характер остается типичным именно для него. Но с течением времени, изменением возраста, появлением различных жизненно важных интересов, его характер, как правило, обрастает определенными своеобразными особенностями. Исходя из этого, при наличии личной заинтересованности и желания, тренер-преподаватель по стрельбе из боевого оружия способен, в какой-то степени влиять на изменение характера обучающегося целенаправленно усиливая необходимые качества и приглушая отрицательные [4]. Если посмотреть на стрельбу из боевого оружия с точки зрения не только эмоционального регулирования, но и формирования характера стрелка, то нетрудно заметить, что сама специфика этого служебно-прикладного вида спорта накладывает на характер свой весьма заметный отпечаток. В этой связи следует особенно отметить тот факт, что на формирование характера значительное влияние оказывает образ жизни, ее быст-рый темп, колоссальный объем обдумываемой информации, общение с массой людей и т. д.

Стрельба из боевого оружия является вполне осознанной волевой деятельностью стрелка, а решение значительного количества вопросов, присущих этому виду деятельности, неизбежно связано с предпринимаемыми им волевыми усилия-ми. Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или иного и часто наперекор даже чувству самосохранения.

Психические явления выступают не только как обусловленные обстоятельствами жизни человека, но и как обусловливающие поведение людей. Таким образом выяв-ляется своеобразная двойственность психических процессов. Наличие двойственности дает основание говорить и о многофункциональности воли, так как конкретные ее проявления характеризуют различные функции, выполняемые волей в саморегуляции человеком своего поведения, своих действий [5].

Конкретные проявления воли называются волевыми качествами. Классификация волевых качеств и их характеристика, предложенные в свое время А. Ц. Пуни: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициа-

тивность и самостоятельность, выдержка и самообладание не потеряли своей актуальности и полностью соответствуют современному пониманию психических процессов. Именно эти волевые качества необходимо вырабатывать тренеру-преподавателю у стрелков из боевого оружия на учебно-тренировочных занятиях, чтобы обеспечить в дальнейшем высокий и стабильный технический результат в любых ситуациях соревновательной деятельности. Вместе с тем, следует отметить, что определенные волевые качества у каждого отдельно взятого человека высту-пают в виде единой целостной системы. Они ни в коем случае не могут быть самостоятельными и изолированными друг от друга. Поэтому у одного и того же человека в ходе выполнения различных видов деятельности структура звеньев этой системы неодинакова. В этом случае нужно говорить о существовании подвижной, динамической системы, звенья которой имеют возможность различными спосо-бами связываться между собой.

Не для кого не является большим секретом то, что обязательным фактором проявления и развития воли является преодоление всевозможных препятствий. Для стрелков из боевого оружия такими препятствиями являются объективные условия их деятельности, которые в значительной мере мешают достижению цели в процессе производства стрельбы. Также определенными препятствиями могут становиться и изменения в состоянии внутренней среды организма стрелка из боевого оружия, носящие, безусловно, объективный характер. Наиболее объективными признаками существования самих препятствий являются трудности, которые в свою очередь, обозначаются в виде количественных, качественных особенностей и свойств предметов и присущих им явлений. Причем, трудность одного и того же препятствия каждым конкретным человеком оценивается по-разному. Это зависит от возможностей человека. В стрельбе из боевого оружия они определяются зна-ниями, умениями и навыками, которыми владеет в данный отрезок времени стрелок из боевого оружия, его физической, технической, тактической, волевой подготовленностью Таким образом, во всех случаях нужно вести разговор о препятствиях различной степени трудности, индивидуальной для каждого стрелка из боевого оружия, а также для одного и того же стрелка, но на различных этапах учебно-тренировочного процесса.

Препятствия по своему характеру принято делить на внешние и внутренние. Внешними препятствиями принято считать объективные стороны и условия жизнедеятельности человека, влияние всевозможных факторов внешней среды, в которой они осуществляются. Внутренними препятствиями для человека являются объективные состояния и происходящие изменения во внутренней среде его организма, с присущими им сложностями взаимодействия со всеми органами и системами, и прежде всего с нервной системой, головным мозгом, корой его больших полушарий.

В этом случае воля является не просто деятельной стороной разума и моральных чувств, а именно функцией нормально работающего мозга, которая позволяет стрелку из боевого оружия управлять собой, особенно в условиях преодоления препятствий различной степени трудности. Каждый волевой акт входит в состав сложнейшего структурного объединения. В этом объединении содержатся как

минимум три структурных компонента: интеллектуальный, мотивационный и наиболее целесообразные технические приемы. Все эти три структурных элемента в той или иной степени присутствуют в любом проявлении воли.

Следует особенно отметить, что в стрельбе из боевого оружия первоочередными, то есть наиболее необходимыми и целесообразными психическими действиями могут являться такие умения как: концентрация внимания на предстоящих действиях с отключением стрелка от всех помех и воздействий окружающей среды. Но для реализации вышеперечисленных умений в практической деятельности необходимы также навыки владения и элементами психологической подготовки, такие как, приемы самоубеждения, идеомоторная тренировка [6].

Таким образом, можно сказать, что необходимым условием проявления и развития воли стрелка из боевого оружия является преодоление препятствий различ-ной степени трудности. Поэтому организованный и направленный учебно-тренировочный процесс в любом виде спорта, в том числе и в стрельбе из боевого оружия, ис-пользует их как главное средство волевого совершенствования личности стрелка. Особое место здесь занимают соревновательные условия. Они не только стимулируют достижение высоких спортивных результатов, но и в большей степени, чем тренировки, способствуют совершенствованию личности спортсмена, его воли.

Ведь именно на соревнованиях приходится встречать и преодолевать пре-пят-ствия, порой отсутствующих в учебно-тренировочном процессе. Поэтому препятствия принято делить на тренировочные и соревновательные.

Таким образом, можно сделать вывод, что, если стрелок из боевого оружия, конечно же совместно с тренером-преподавателем в ходе учебно-тренировочного процесса, в той или иной степени направленного на подбор и преодоление препятствий различных как по степени их трудности, так по форме и содержанию, как по времени, так и месту возникновения имеет широкие возможности в совершенствовании воли на протяжении всего времени занятий этим служебно-прикладном видом спорта. Отметим, что волевая подготовка не имеет такой относительной самостоятельности, как все другие виды подготовки и может быть выделена как составная часть учебно-тренировочного процесса лишь условно. Она выступает как определенный аспект и составная часть и технической, и физической, и тактической, и теоретической под-готовки.

Таким образом, соревнования по стрельбе из боевого оружия, особенно высокого уровня, создают для стрелка целую систему присущих только им препятствий. При этом стрелок всегда сталкивается с неизбежной необходимость их преодоле-ния. Поэтому при моделировании учебно-тренировочного процесса, на отдельных его этапах тренеру-преподавателю по стрельбе из боевого оружия необходимо включать в содержание тренировок различного вида препятствия, максимально приближенные по трудности к соревновательным, понимая о том, что полностью воссоздать условия соревнований исключительно из-за их разнообразия, к сожалению, не представляется возможным.

Литература

1. Ненашев Л. Н., Шапочанский В. Н. Формирование психологической устойчивости обучающихся на занятиях по огневой подготовке при выполнении стрелковых упраж-нений // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 8 (24). С. 421-424.

2. Иноземцев С. В. Обучение психологической устойчивости на занятиях по огневой подготовке // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник статей Всероссийского круглого стола. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2020. С. 66-69.

3. Савчук Н. А. Самодисциплина стрелка-спортсмена как фактор развития волевых качеств // Проблемы профессиональной подготовки сотрудников правоохрани-тельных органов. Сборник материалов Всероссийского круглого стола. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 237-240.

4. Фроленков В. Н., Дурнев А. И. Вопросы психологической подготовки при обучении стрельбе // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник материалов Внутриведомственного круглого стола. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 108-112.

5. Губенков А. О. Общая характеристика оружия нелетального действия // Совер-шенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник материалов Внутриведомственного круглого стола. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 18-21.

6. Николаев С. А. Роль и место применения техники интуитивной стрельбы в профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. Сборник материалов Внутриведомственного круглого стола. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2020. № 1 (3). С. 321-324.

References

1. Nenashev L. N., Shapochanskiy V. N. Formirovanie psikhologicheskoy ustoychivosti obuchayushchikhsya na zanyatiyakh po ognevoy podgotovke pri vypolnenii strelkovykh uprazh-neniy [Formation of psychological stability of students in the classroom for fire training when performing shooting exercises]. Alleya nauki, 2018, vol. 4, no. 8 (24), pp. 421-424.

2. Inozemtsev S. V. Obuchenie psikhologicheskoy ustoychivosti na zanyatiyakh po ogne-voy podgotovke [Training of psychological stability in fire training classes]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhra-nitel'nykh organov. Sbornik statey Vserossiyskogo kruglogo stola [Improving the physical training of law enforcement officers. Collection of articles of the All-Russian Round Table]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2020, pp. 66-69. (In Russia).

3. Savchuk N. A. Samodistsiplina strelka-sportsmena kak faktor razvitiya vole-vykh kachestv [Self-discipline of a shooter-athlete as a factor in the development of volitional qualities]. Problemy professional'noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik materialov Vserossiyskogo kruglogo stola [Collection of materials of the All-Russian Round table].

Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2018, pp. 237-240. (In Russia).

4. Frolenkov V. N., Durnev A. I. Voprosy psikhologicheskoy podgotovki pri obuchenii strel'be [Questions of psychological training in shooting training]. Sovershenstvovanie ognevoy i taktiko-spetsial'noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik materialov Vnutrivedomstvennogo kruglogo stola [Collection of materials of the Intradepartmental Round table]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2018, pp. 108-112. (In Russia).

5. Gubenkov A. O. Obshchaya kharakteristika oruzhiya neletal'nogo deystviya [General characteristics of non-lethal weapons]. Sover-shenstvovanie ognevoy i taktiko-spetsial'noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik materialov Vnutrivedomstvennogo kruglogo stola [Improvement of fire and tactical-special training of law enforcement officers. Collection of materials of the Intradepartmental Round table]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2018, pp. 18-21.

6. Nikolaev S. A. Rol' i mesto primeneniya tekhniki intuitivnoy strel'by v pro-fessional'noy deyatel'nosti sotrudnikov GIBDD [The role and place of application of intuitive shooting techniques in the professional activity of traffic police officers]. Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: sostoyanie, problemy, puti sovershen-stvovaniya. Sbornik materialov Vnutrivedomstvennogo kruglogo stola - Managing activities to ensure road safety: state, problems, ways of improvement, 2020, no. 1 (3), pp. 321-324.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.