Научная статья на тему 'О БАРЬЕРЕ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, САМОАНАЛИЗЕ И НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА СТРЕЛКОВ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ'

О БАРЬЕРЕ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, САМОАНАЛИЗЕ И НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА СТРЕЛКОВ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
СТРЕЛЬБА ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ / БАРЬЕР ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ / САМОАНАЛИЗ / САМООЦЕНКА / НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / SHOOTING FROM COMBAT WEAPONS / BARRIER OF MENTAL ADAPTATION / SELF-ANALYSIS / SELF-ASSESSMENT / SCIENTIFIC ORGANIZATION OF LABOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дурнев Алексей Иванович

В статье рассматриваются вопросы барьера психической адаптации, играющего большую роль в учебно - тренировочном процессе стрелков из боевого оружия, способности спортсменов к самоанализу, способствующему формулированию правильных выводов для принятия оптимальных решений, а также вопросы научной организации труда тренеров - преподавателей и стрелков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE BARRIER OF MENTAL ADAPTATION, INTROSPECTION AND SCIENTIFIC ORGANIZATION OF WORK OF SHOOTERS FROM COMBAT WEAPONS

The article deals with the barrier of mental adaptation, which plays an important role in the training process of shooters from combat weapons, the ability of athletes to self - analysis, contributing to the formulation of correct conclusions for making optimal decisions, as well as issues of scientific organization of work of trainers, teachers and shooters.

Текст научной работы на тему «О БАРЬЕРЕ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, САМОАНАЛИЗЕ И НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА СТРЕЛКОВ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ»

О БАРЬЕРЕ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, САМОАНАЛИЗЕ И НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА СТРЕЛКОВ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ

ON THE BARRIER OF MENTAL ADAPTATION, INTROSPECTION AND SCIENTIFIC ORGANIZATION OF WORK OF SHOOTERS FROM COMBAT WEAPONS

Дурнев Алексей Иванович

заместитель начальника кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел

в особых условиях

Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Alexey Ivanovich Durnev deputy head of the department of fire training and activities of internal Affairs bodies in special conditions O^l law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы барьера психической адаптации, играющего большую роль в учебно-тренировочном процессе стрелков из боевого оружия, способности спортсменов к самоанализу, способствующему формулированию правильных выводов для принятия оптимальных решений, а также вопросы научной организации труда тренеров-преподавателей и стрелков.

Abstract. The article deals with the barrier of mental adaptation, which plays an important role in the training process of shooters from combat weapons, the ability of athletes to self-analysis, contributing to the formulation of correct conclusions for making optimal decisions, as well as issues of scientific organization of work of trainers, teachers and shooters.

Ключевые слова: стрельба из боевого оружия, барьер психической адаптации, самоанализ, самооценка, научная организация труда.

Keywords: shooting from combat weapons, barrier of mental adaptation, self-analysis, self-assessment, scientific organization of labor.

Как известно каждому человеку свойственен определенный, как правило, абстрактный и достаточно индивидуальный барьер психической адаптации. Этот барьер позволяет стрелку из боевого оружия реалистично и вполне уравновешенно реагировать на окружающее, создавать при этом довольно комфортный оперативный покой, способствующий определенным образом достаточно оптимально и быстро контактировать со всеми социальными и природными факторами. Следует отметить тот факт, что активность барьера психической адаптации базируется, как правило, на двух основах: социально-экономической и биологической.

Социальные воздействия способствуют формированию у стрелка из боевого оружия индивидуального сознания, его внутренней позиции, как личности, создают благоприятную взаимосвязь с внешним миром. Основа социально-психологическая склонна к различного рода изменениям. Напротив, биологическая основа менее изменчива. Морально-волевые качества стрелка из боевого оружия и постепенно

приобретаемый жизненный опыт формируют стабильную устойчивость к постоянно возникающим психическим перегрузкам, к весьма вероятным неблагоприятным условиям стрельбы и стрессовым ситуациям. Вышеуказанные качества стрелка, как правило, дают широкие возможности для принятия единственно правильных решений в критических ситуациях и разумно следовать им. Таким образом, барьер психической адаптации играет огромную роль в учебно-тренировочном процессе стрельбы из боевого оружия. Его следует постоянно тренировать, по необходимости расширять сферу его действия, особенно за счет социально-психологических факторов. Все вышеуказанные меры будут надежно содействовать повышению уровня спортивно-технического мастерства стрелка из боевого оружия.

Что касается биологической активности стрелка, то она в определенный момент зависит от функциональных возможностей его организма.

Важное место в подготовке стрелка из боевого оружия занимает его способность к самоанализу. Проведение кропотливого самоанализа является не простым и легким делом. Он проводится под руководством тренера-преподавателя. Его основной целью является исправление имеющихся ошибок с учетом накопленного опыта. В этом случае основной задачей тренерско-преподавательского состава является постепенное приучение стрелков из боевого оружия достаточно умному, объективному, не требующему спешки продумыванию каждой вновь складывающейся ситуации для того, чтобы сформулировать из нее конкретные правильные выводы, необходимые для принятия оптимального решения. Следует отметить то, что в ходе анализа своих действий, стрелок, как правило, учитывает оценки окружающих его людей. Общение людей всегда предполагает так называемую обратную связь. В результате этого происходит достаточно тонкий учет идущих от окружающих многочисленных импульсов: тренеров-преподавателей, товарищей по команде и т.д. При чрезмерно высокой самооценке могут происходить конфликтные ситуации между личностью, коллективом и обществом. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе. Здесь необходимо помнить и об обратной связи. Если коллектив, общество дает спортсмену чрезмерно высокую, не по заслугам оценку, он как личность деградирует и утрачивает свое общественное значение. Об этом нельзя забывать при составлении различных планов учебно-тренировочной работы, при поощрении спортсменов и тренеров-преподавателей.

Определяя правильное отношение как к самому к себе, так и к непосредственному окружению, стрелок из боевого оружия может достичь определенного психологического комфорта, что в конечном итоге позволит ему занять достойное место в команде, в коллективе [1, с. 57].

Одним из важных элементов учебно-тренировочного процесса на сегодняшний день является научная организация труда (НОТ), как тренера-преподавателя, так и стрелка из боевого оружия. Под этим понятием находится весьма широкий и достаточно важный круг вопросов. Качество тренировок, их направленность, промежуточные и конечный результаты всего периода подготовки непосредственно зависят, как раз от учета и реализации этого круга вопросов. Основной целью НОТ считается разумное и бережное, максимально эффективное расходование сил

и возможностей стрелка из боевого оружия. Тренер-преподаватель, опираясь на общие определения НОТ, исходя из личного опыта и, по своему мнению, выбирает основные направления, важнейшие принципы для использования в учебно-тренировочном процессе, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого отдельного стрелка из боевого оружия. В силу того, что каждый стрелок отличается от остальных определенными силовыми качествами, статической выносливостью, типом темперамента, подвижностью нервных процессов, целеустремленностью и многими другими индивидуальными особенностями организма, то и НОТ для каждого отдельно взятого спортсмена должно иметь коренные отличия, как по форме, так и по содержанию. Вместе с тем, всем стрелкам из боевого оружия без какого-либо исключения необходимо, в конечном итоге, владеть знаниями о культуре тренировочного труда. Как показывает практика, далеко не всегда высокий

/■"■ и ^ I I V и

объем тренировочной нагрузки дает полноценный эффект той или иной тренировки. Данная ситуация с большой долей вероятности может свидетельствовать об отсутствии эффективной научной организации труда, а также низкой культуре проведения учебно-тренировочного процесса. Поэтому, для каждого отдельно взятого стрелка должна существовать острая необходимость именно до начала учебно-тренировочного цикла в абсолютно отчетливом, детальном представлении всего хода тренировки от начала до конца. Также необходимо правильно расставить поэтапные цели и задачи и конечно же определить реальный результат, которого нужно достичь во что бы то не стало. В этом случае учебно-тренировочный процесс, с учетом достижения определенного положительного уровня знаний и культурного развития стрелков из боевого оружия, постепенно превращается в коллективное творчество стрелка и тренера-преподавателя, где оба в равной степени несут ответственность за весь ход работы. Таким образом, разделение полномочий между стрелком и тренером на руководителя и исполнителя, слепо выполняющего его волю, в настоящее время, изжило себя и наносит вред эффективности учебно-тренировочного процесса. Здесь необходимо отметить, что только на основе глубокого и тщательного самоконтроля (самоанализа), применяя НОТ, стрелок из боевого оружия совместно с тренером-преподавателем может успешно реализовать в процессе обучения все контрольные задания, упражнения и т.п.

Одним из важных условий научной организации труда стрелка из боевого оружия является четкое придерживание установленных сроков выполнения каждого задания, его величин и параметров. При этом необходимо добиваться их безупречного выполнения и только затем переходить к решению следующих учебных задач. Для этого совместно с тренером-преподавателем нужно периодически оценивать свои реальные возможности в настоящий момент и согласно такой оценке ставить перед собой наиболее сложные и трудные, но все же выполнимые перспективные задачи. Также существует необходимость подведения итогов проделанной работы каждой тренировки в отдельности, желательно после ее окончания. Совместно с тренером-преподавателем давать ей оценку и намечать план на следующий день. Применяемый в этом случае метод позволяет одновременно и своевременно осуществлять идеомоторную тренировку и подготовку психики стрелка к выполнению следующих упражнений в ближайшей перспективе.

Очень важным и эффективным методом является коллективный разбор тренировок и отчет каждого стрелка перед членами своей команды. Не является секретом и то, что подготовка стрелкового места, оружия, боеприпасов, оборудования и стрелковой формы являются неотъемлемой составной частью НОТ стрелка из боевого оружия. Очень важное значение имеет контактность, коммуникабельность системы «стрелок - тренер». От их взаимопонимания, доброжелательности и взаимного доверия полностью зависят как уровень подготовки спортсмена, так и результаты выступлений на соревнованиях по стрельбе из боевого оружия.

Литература

1. Иноземцев С. В., Коблов П. С. О некоторых психофизиологических аспектах огневой подготовки курсантов в образовательных организациях системы МВД России // Актуальные проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников правоохранительных органов при выполнении оперативно-служебных задач : сборник материалов регионального круглого стола Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. Орел : Изд-во ОрелЮИ, 2019. - С. 55-60.

References

1. Inozemtsev S. V., Koblov P. S. O nekotorykh psikhofiziologicheskikh aspektakh ognevoy podgotovki kursantov v obrazovatel'nykh organizatsiyakh sistemy MVD Rossii [On some psychophysiological aspects of fire training of cadets in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Aktual'nye problemy obespecheniya lichnoy bezopasnosti sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov pri vypolnenii operativno-sluzhebnykh zadach : sbornik materialov regional'nogo kruglogo stola Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova [Actual problems of ensuring personal security of law enforcement officers when performing operational and service tasks collection of materials of the regional round table of the Oryol law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov]. Orel, OrelYUI Publ., 2019, pp.55-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.