_О ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА_
Кузьмина Рузольда Ивановна
Доктор биологических наук, Профессор кафедры психологии Крымский инженерно-педагогический университет г. Симферополь ruzo4ka38@mail.ru Аблаева Лилия Ринатовна Магистрант кафедры психологии Крымского инженерно-педагогического университета
ABOUT CITIZENSHIP UNIVERSITY STUDENTS
Ruzol'da I. kuzmina,
doctor of biological sciences, Professor, Department of Psychology-Crimean engineering Pedagogical University,
Simferopol Lilia R. ablaev Undergraduate at the Department ofpsychology of the Crimean engineering Pedagogical University
АННОТАЦИЯ
Формирование гражданственности студента представляет собой не исследованную область. Это объясняется разным отношением исследователей к трактовке личности. В работе студенты представлены как молодёжная социально-демографическая общность, а личность как интегративное понятие, в состав которой входит гражданственность. Гражданственность представлена как общекультурная компетенция, привитие которой осуществляется на дисциплине «Общепсихологический практикум» для психологов. Учтены аспекты становления гражданственности: социально-правовой, морально-этический, психо лого-педагогический, социально-педагогический. На выборке студентов трех специальностей (психологи, художники, музыканты) методом авторского свободного анкетирования установлено, что молодежь университета имеет признаки перехода к Гражданскому обществу.
ABSTRACT
Student Civic is not researched area. This is due to different attitude researchers to the interpretation of the individual. In the work of the students represented as youth socio-demographic community and identity as an integrative concept which includes citizenship. Citizenship is represented as obsekul'turnaa competence, which is carried out on the discipline «Obsepsihologiceskij» workshop for psychologists.
Take into account aspects of formation of citizenship: socio-legal, ethical, psychological, pedagogical, socio-pedagogical. On a sample of students in three specialities (psychologists, artists, musicians) by copyright free questionnaires found that youth University has signs of the transition to a civil society.
Ключевые слова: гражданственность; аспекты гражданственности; студенты; патриотизм; авторская анкета; гражданское общество; личность как интегративное свойство; способ формирования гражданственности у психологов.
Keywords: citizenship, aspects of citizenship, students, patriotism, author's profile, identity as integrative property method of forming citizenship among psychologists.
Актуальность проблемы. За последнее время социально-политические и экономические преобразования в России изменили смысловую нагрузку таких базовых понятий, как «свобода», «справедливость», «труд», «достаток», «жизненный успех» и породили нерешенные важные вопросы, и прежде всего, социокультурное становление личности молодежи, являющейся объективной ценностью в условиях проходящей демократизации общества.
Органы власти и общество недооценивают современную молодежь, воспринимают ее как самодостаточную для жизнедеятельности группу, что приводит к нежелательным последствиям в молодежной среде [4]. Особенно ярко это проявляется
при исследовании ценностных ориентаций к образованию. Ценностные структуры сознания при всех обстоятельствах остаются присущими внутреннему миру личности. В силу этого ценностные ориентации и установки могут быть рассмотрены как важнейший инструмент саморегуляции личности, шире - момент драматического поиска ее идентичности со своим внутренним «Я» [8]. В основе лежат психологические механизмы - эмоциональной устойчивости человека [1], деятельности [2].
Современная система образования ориентирует молодежь на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей,
что проявляется при общении, критическом анализе, выработке знаний на основе имеющегося опыта [5].
Однако молодые люди не готовы к таким шагам: большинство не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, логически мыслить, стройно формулировать свои идеи, грамотно аргументировать выводы. [6]. О формировании личности молодого специалиста в процессе обучения в вузе обращается на это внимание [11].
Статья посвящена построению теоретической модели гражданственности студента университета. Имеется в виду гражданское общество, когда потребности человека и способность к их выполнению сбалансированы государством. К настоящему времени такое общество пока является мечтой и можно наметить только некоторые подвижки к его построению [7].
Одним из вопросов такого общества является патриотическое воспитание, которое всегда было краеугольным камнем государственной безопасности России, и ее главной заботой [17].
В настоящее время, когда гражданское общество не построено и видится как «прекрасное далеко», люди видят безопасность в гражданственности, основой которой является патриотизм. Что делать в таком случае образовательным системам? В первом случае - идти по пути Гражданского общества и создавать человека, не зависимого от властных структур, во втором - по пути воспитания гражданина старого образца. Кого предпочесть? Кто нужен - человек или гражданин на данном этапе развития общества? [10].
Еще А.С. Пушкин обратил внимание на то, что человек обязан быть гражданином: Два чувства дивно близки нам В них обретает сердце пищу -Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека, -Залог величия его. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва; Без них наш тесный мир - пустыня, Душа - алтарь без божества.
Полковник Е.Е. Сизова отмечает, что патриотизм является основой многонациональной безопасности государства [19] и рассматривает любовь к Родине (малой и большой) как готовность защищать государство от врагов, как сопереживание его проблемам и преданность идеалам. В такой гражданственности всегда были духовная и моральная составляющие, имеющие общенародные корни. Патриотизм «бодрил русский дух», пробуждал в людях патриотические чувства, и в итоге много раз спасал русскую землю от захватчиков [16].
35
Патриотическая личность воспитывается с детства на примерах исторических событий борьбы народа за свою независимость, здесь кроются проблемы духовно-нравственной безопасности России.
Основной задачей работы было рассмотреть образ гражданственности студента в ракурсе социокультурного подхода.
Формирование чувства патриотизма, как правило, проходит на уроках истории, успех которого заключается обычно при выходе за рамки традиционного урока (экскурсии, фильмы 3Д, встречи с ветеранами и др.). Но особенно ценен патриотизм локальный - любовь к своему краю, к малой Родине. Невозможно прививать любовь ко всему Отечеству и при этом забывать о любви к родному краю [19].
Существует Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», с продлением ее по 2015 год [9], которая в настоящее время, не афишируется.
Для проведения эксперимента по выяснению психологических механизмов формирования гражданственности (практическая модель) сначала строят теоретическую модель. О психологических механизмах такой модели на студентах неизвестно. Предполагается, что она не отличается от модели старшеклассников, в которой авторы выделили личностные составляющие модели [5].
Цель работы: состояла в выявлении образа гражданственности у студентов университета на основании авторской анкеты.
Обзор литературы. Студенты относятся к социально-демографической группе, находящейся в периоде становления социальной зрелости и адаптации к миру взрослых. В кризисных условиях основная нагрузка приходится на них, так как молодежь больше всего подвержена крушению идеалов, обострению нигилизма и апатии. Данное обстоятельство объясняется подвижностью системы ценностей в обществе, не устоявшимся мировоззрением - и как результат, потерей нравственного и духовного здоровья нации. Обычно гражданственность объясняется с позиций четырех аспектов.
Социально-правовой аспект изучен с точки зрения характеристики гражданского общества. Ученые отмечают, что стабильность прогрессивного развития России определяется социальной ответственностью, гражданским сознанием и правом на инициативу [12], согласованностью общественных и личных интересов [7].
Однако замечено, что в молодежной среде не хватает политической и правовой культуры. Например, показано, что в Ставропольском крае только 3,4 % молодежи участвует в активной жизни страны, 27,5 % внимательно следит за событиями в стране, 41,3 не регулярно, а 27,8 % вообще не проявляет интереса к политике [19].
Морально-этический аспект, как уровень нравственно-правовой культуры, исследовала К.А. Абульханова-Славская. Она обратила внимание на жизненные перспективы личности, образ ее жизни
и сделала вывод, что спасение от бед и потерь общество будет иметь только при учете психики развивающейся личность [2]. О функционировании личности как постоянно преобразующейся и развивающейся целостной системе пишет также Л.И. Ан-цыферова (1990), отмечая, что в психологических работах «недостаточно раскрывается динамика психической жизни личности [3].
Психолого-педагогический аспект изучается, как интегративное личностное образование, и определяется, насколько развит психолого-педагогический аспект гражданственности [4]. Подчеркивается, что влияют психологические механизмы эмоциональной устойчивости. Ведущими факторами при этом являются идентификация и самооценка ценностных ориентаций молодежи [8].
Социально-педагогический аспект является основой развития личности при участии социальных психологов. Для того чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания основных тенденций развития ее культуры и психологических особенностей развития личности студента. Здесь изучается молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей [5].
Основное содержание статьи. Замечено несоответствие воспитания
гражданина и патриота. На кафедре психологии Крымского инженерно-педагогического университета в дисциплине «Общепсихологический практикум» стараются восполнить пробелы гражданского воспитания и убрать подобное несоответствие, т.е. изменить отношение студентов к творчеству и самостоятельности. Практический курс посвящен развитию умений студентов самостоятельно осваивать профессию психолога и главными выделяет в этой дисциплине общекультурные компетенции: умение работать в коллективе, самостоятельно разбираться в работе, сделать правильно выводы. И.А. Зимняя отмечает, что социально-профессиональная компетентность является следствием целостного профессионального образования. Гражданственность была отнесена к общекультурным компетенциям[11].
Предметом психологического исследования была личность студента как интегративное образование, включающее гражданственность в контексте становления профессиональной компетентности студента [13].
В основе теоретической модели гражданственности студента лежат четыре аспекта: социально-правовой, морально-этический, психолого-педагогический, социально-педагогический, на которые обращено внимание при рассмотрении литературы. Психологические механизмы воспитания гражданственности неизвестны.
Было проведено пилотажное исследование уровня гражданственности студентов Крымского
инженерно-педагогического университета (г. Симферополь) по поводу роли семейного воспитания для человека. Предлагалась авторская исследовательская анкета из 5 вопросов: 1) Что я знаю о семейном воспитании; 2) Какую роль играет семейное воспитание для государства; 3) Какую роль играет семейное воспитание для семьи; 4) Какую роль имеет семейное воспитание для меня; 5) А может быть, семейного воспитания вообще не надо?
Было опрошено 70 человек (40 психологов 1-го курса очного и заочного отделения, 12 художников второго курса и 18 музыкантов 3 курса).
Оказалось, что студенты знают, что такое семейное воспитание, потому что у каждого есть свой опыт. В отношении семейных ценностей они превыше всего ставят независимость и карьеру, достижение высокого жизненного статуса. Семью же планируют заводить в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.
Почти все (кроме двух человек) роль государства для семейного воспитания поставили на последнее место; на первое место ставят либо себя, либо семью. Следовательно, налицо в студенческой среде имеются признаки Гражданского общества.
Выводы: Отмечены ошибки в определении стратегии гражданского воспитания, которые связаны с односторонним пониманием гражданственности как подчинения личных интересов общественным, пониманием цели гражданского воспитания как формирование личности в интересах общества и государства, отождествлением гражданского воспитания с патриотическим, идейно -нравственным или воспитанием вообще. В основе таких моделей лежат понятия «индивидуализм» и «коллективизм».
Гражданственность рассматривается нами как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. В тоже время гражданственность является нравственной позицией, выражающиеся в чувстве долга и ответственности человека перед государством коллективом, семьей, профессиональным сообществом.
Список литературы
1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека Текст. /Л.М. Аболин // Казань: Изд-во КГУ, 1997.- 261с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности Текст. /К.А. Абульханова-Славская // М.: Наука, 1999.- 335 с.
3. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы /Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. Текст. / //М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 42-53.
4. Бабочкин, П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе /П.И. Бабочкин. - М.: Социум, 2007. - 176 с.
5. Беляев, А.Р. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: автореф. дис.докт. пед. наук: 13.00.01 Текст. /А.Р. Беляев //Екатеринбург, 1997. 41с.
6. Будаева, Т.И. Формирование личности молодого специалиста в процессе обучения в вузе Т.И.
Будаева // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сборник науч. статей. Выпуск второй. - Москва: ИОО МОН РФ, 2004.
7. Гончарова, А.Н. Проблема согласования общественных и личных
интересов в процессе построения гражданского общества / А.Н. Гончарова.
- Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, Красноярск, 2001. - 160 с.
8. Гордилов, В.А. Идентификация и самооценка как факторы формирования ценностных ориентаций молодежи /В.А. Гордилов // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. По материалам международной научной конференции. Москва, Институт молодежи, 24-26 ноября 2007 года. - М., «Социум», 2007 - С. 79-83.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы».
10. Гражданское общество. http://allsummarv.ru/602-grazhdanskoe-obschestvo-ponvatie-struktura-priznaki.html
11. Зимняя, И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования. [Текст] / И.А. Зимняя // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций». - М., 2005. - с. 10-19.
12. Кейзеров, Н.М. Гражданское сознание и право на инициативу. Текст /Н.М. Кейзеров // М: Совет, государство и право. 1989. - №5. -132 с.
13. Кучер, И.В. Воспитание личности современного студента педагогического вуза в условиях
37
образовательного процесса (Ставропольский университет) http://mosi.ru/ru/conf/articles/vospitanie-lichnosti-sovremennogo-studenta-pedagogicheskogo-vuza-v-usloviyah
14. Лепшокова, М.А. Формирование гражданственности студентов как условие становления профессиональной компетентности / М.А. Лепшокова // Молодой ученый. - 2013. - №26. - С. 704-705.
15. Локова Мариана Юрьевна. Социально-философский аспект /М. Ю. Локова //Молодежь в изменяющемся обществе: состояние, проблемы. Науч. доклад. - М.: Ин-т молодежи, 2007. - С .4248.
16. Материалы общероссийской научно-практической конференции: «Российский патриотизм: истоки, современность, проблемы возрождения и развития». Голицыно, 17 декабря 2004г.- Голи-цыно: ГПИ ФСБ РФ, 2004.
17. Патриотизм современного студента. - Режим доступа https://e-koncept.ru/2016/86117.htm
18. Применение методов кластерного анализа для обработки данных психологических исследований // Экспериментальная психология. - 2010. -Том. 3, № 2.
19. Сизова, Е.Е. (полковник) Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России. /Е.Е. Сизова // «Ориентир», 2006, № 2. //Вестник Академии военных наук, 2007 - № 4(21).
20. Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме Диссертации по гуманитарным наукам -http://cheloveknauka.com/strukturnava-transformatsiva-tsennostnvh-orientatsiv-molodezhi-v-moderniziruvuschemsva-rossivskom-sotsiume#ixzz4MgwEOI8W
МОНИТОРИНГ САМОЧУВСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Новопашина Лариса Александровна,
доцент, к.психол.н., Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
nla@ippd.ru
АННОТАЦИЯ
В статье представлены некоторые результаты апробации мониторинга самочувствия населения как методики управления миграционными потоками. Необходимость различения понятий «миграция» и «мобильность», обсуждение специальным образом сконструированных шкал анкеты и данных, полученных этим способом, является целью статьи. Созданный инструмент мониторинга на основе модели субъективного самочувствия позволяет качественно определить самоощущение, самочувствие в различных сферах жизни. Одна треть опрошенных респондентов является выявленной прогнозной характеристикой миграции.
ABSTRACT
The article presents some of the results of testing the monitoring of population health as migration management techniques. The aim of the article is the need to distinguish between the concepts of "migration" and "mobility", discussion of specially designed questionnaires and scales the data obtained in this way. Establish a monitoring tool based on the subjective well-being model can qualitatively determine the sense of self, feeling in different spheres of life. One-third of respondents identified a prognostic characteristic migration.
Ключевые слова: мониторинг, миграция, самочувствие, шкалы. Keywords: monitoring, migration, well-being, scale.