Научная статья на тему 'О готовности магистрантов специального (дефектологического) образования к овладению диагностической компетентностью'

О готовности магистрантов специального (дефектологического) образования к овладению диагностической компетентностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ МАГИСТРАНТА / СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / DIAGNOSTIC COMPETENCE OF A MASTER''S DEGREE STUDENT / SPECIAL (DEFEC-TOLOGICAL) EDUCATION / PSYCHO-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / TEST TASKS / CRITERIA FOR ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логунова Елена Валерьевна

Рассматривается проблема оценки диагностической компетентности магистрантов специального (дефектологического) образования на начальном этапе обучения. Представлен подход к разработке диагностического инструментария для оценки соответствующей компетенции. Описаны результаты тестирования магистрантов с помощью оригинальных тестовых заданий. Показана взаимосвязь готовности к диагностической деятельности с базовым образованием, опытом работы, опытом воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логунова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PREPAREDNESS OF MASTER''S DEGREE STUDENTS OF SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION TO THE ACQUISITION OF DIAGNOSTIC COMPETENCE

The article is devoted to the problem of evaluation of diagnostic competence of master's degree students of special (defectological) education at the initial stage of learning. It presents an approach to the development of diagnostic tools for the assessment of the corresponding competence. It also describes the results of testing students with the help of original tests. The author shows the relationship between the preparedness to diagnostic activities and the basic education, experience, experience of raising a child with special educational needs.

Текст научной работы на тему «О готовности магистрантов специального (дефектологического) образования к овладению диагностической компетентностью»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

УДК 378.147:376.1

ББК 4448.987 ГСНТП 14.43.43 Код ВАК 13.00.03: 13.00.08

Е. В. Логунова Е. V. Logunova Москва, Россия Moscow, Russia

О ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ К ОВЛАДЕНИЮ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ

ON PREPAREDNESS OF MASTER'S DEGREE STUDENTS OF SPECIAL (DEFECTOLOGICAL)

EDUCATION TO THE ACQUISITION OF DIAGNOSTIC COMPETENCE

Аннотация. Рассматривается проблема оценки диагностической компетентности магистрантов специального (дефектологического) образования на начальном этапе обучения. Представлен подход к разработке диагностического инструментария для оценки соответствующей компетенции. Описаны результаты тестирования магистрантов с помощью оригинальных тестовых заданий. Показана взаимосвязь готовности к диагностической деятельности с базовым образованием, опытом работы, опытом воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: психолого-педагогическая диагностика, диагностическая компетенция магистранта, специальное (дефектологическое) образование, тестовые задания, критерии оценки.

Сведения об авторе: Логунова Елена Валерьевна, аспирант кафедры специальной педагогики и специальной психологии Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.

Место работы: преподаватель кафедры специальной педагогики и специальной психологии. Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова.

Контактная информация: 109240, г.

E-mail: 1 оguno vас 1 с па a mail, ги.

Abstract. The article is devoted to the problem of evaluation of diagnostic competence of master's degree students of special (defectological) education at the initial stage of learning. It presents an approach to the development of diagnostic tools for the assessment of the corresponding competence. It also describes the results of testing students with the help of original tests. The author shows the relationship between the preparedness to diagnostic activities and the basic education, experience, experience of raising a child with special educational needs.

Key words: psycho-pedagogical diagnostics, diagnostic competence of a master's degree student, special (defectological) education test tasks, criteria for assessment.

About the author: Logunova Elena Valerievm, Post-graduate Student of Department of Special Education and Special Psychology, Sliolokhov Moscow State University for the Humanities.

Place of employment: Lecturer of Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Sholokhov Moscow State University for the Humanities.

Москва, ул. Ташкентская, 18.

96

Специальное образование. 2015. № 2

В последние годы в связи с изменением контингента воспитанников системы специального и инклюзивного образования, связанным с включением в образовательный процесс лиц со всё более сложными нарушениями развития, внедрением новых подходов, форм и технологий коррекционно-педа-гогической помощи, расширением инклюзивных процессов, переходом к оказанию специальных образовательных услуг широкому кругу нуждающихся в них, — предъявляют высокие требования к профессионализму участников образовательного процесса, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Коррек-ционно-педагогическая работа с лицами, имеющими нарушения психического или (и) физического развития, должна быть основана на психологических, социальных, медицинских, педагогических знаниях о них. Реализация потенциальных возможностей развития психики детей с ОВЗ зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых, а с другой — от организации коррекционно-педагоги-ческого сопровождения, учитывающего особенности и значение формирования тех или иных функций, умений и навыков. Выявление на разных возрастных этапах слабых звеньев когнитивного и речевого развития помогает представить общую картину специфических особенностей воспитанника и наметить комплекс адекватной по© Логунова Е. В., 2015

мощи не только в вопросах обучения и воспитания, но и в вопросах оказания комплексной помощи различных высококвалифицированных специалистов (психологов, специальных педагогов, учителей-дефек-тологов, медицинских работников, социальных педагогов).

В этом контексте возникает необходимость уточнения социального заказа в плане профессиональной компетентности специального педагога, поиска путей эффективного управления процессом ее формирования.

Согласно европейским стандартам, магистратура является вторым уровнем высшего образования. В связи с этим остро встает вопрос об особенностях подготовки обучающихся в магистратуре по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Программы обучения в магистратуре ориентированы на рынок труда и на сотрудничество с работодателями, кроме того, они учитывают условия интеграции с общеевропейской системой образования. Прежде всего магистратура является научной школой, задача которой — подготовить выпускников к научным исследованиям, обучить их современной методологии и методике научного познания, методам преподавания в высших и средних специальных учебных заведениях. Учебный план позволяет магистрантам самим выбирать базовые и элективные курсы, ориентироваться в логике изучаемого материала, выбирать нужные дисциплины, опреде-

Специальное образование. 2015. № 2

97

лять направления своего обучения. Все это относится и к магистрам специального (дефектологического) образования.

Основным документом подготовки магистров специального (дефектологического) образования является ФГОС ВПО. Стандарт ориентирован на компетентностую модель подготовки магистра. Под компетентностью понимается способность применять знания, умения и личностные качества для решения задач профессиональной деятельности, социального участия и достижения личного успеха. Отраженные в стандарте компетенции выражают способности и готовность выпускников применять в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности знания, умения, интеллектуальные и практические навыки, личностные качества, приобретенные ими в результате освоения основной образовательной программы [14].

Одной из базовых компетенций магистра специального (дефектологического) образования является диагностическая. Она предполагает умение обследовать детей разного возраста с ограниченными возможностями здоровья, интерпретировать результаты диагностики, разрабатывать заключения по результатам обследования и пути психолого-педагогического сопровождения [1].

Разнообразие и широта задач, отраженных в стандарте магистратуры по направлению «Специальное (дефектологическое) образова-

ние», ориентирует работников высшей школы на совершенствование путей в области формирования диагностической компетенции магистранта. С этой целью нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение знаний и умений магистрантов в сфере психо лого-педагогической диагностики нарушений развития на разных этапах обучения [3; 7].

Выбор для исследования диагностической компетентности облегчается тем, что это направление разрабатывается в специальной психологии почти столетие, накоплен большой практический опыт в сфере обследования детей с ОВЗ разных категорий, разработаны вариативные программы курса «Психолого-педагогическая диагностика» (И. Ю. Левченко, Т. Н. Волков-ская, Е. А. Стребелева и др.), подготовлен и неоднократно издавался учебник (И. Ю. Левченко, С. Д. Заб-рамная) и ряд практико-ориентиро-ванных пособий [8; 9; 10; 11].

Для решения задач формирования этих компетенций на дефектологическом факультете МГГУ им. М. А. Шолохова было предпринято теоретико-прикладное исследование, в рамках которого определены основные умения, овладение которыми позволит магистрантам практически реализовать задачи в области диагностико-консультативной деятельности.

Анализ современной ситуации в специальном и инклюзивном образовании позволяет нам утвердить, что магистранты должны ов-

98

Специальное образование. 2015. № 2

ладеть следующими видами деятельности:

- работать с медицинской и иной документацией, анализировать ее содержание и делать выводы, важные для разработки диагностических программ;

- подбирать диагностический инструментарий и разрабатывать диагностические программы с учетом возраста, сенсорных, интеллектуальных и двигательных особенностей ребенка;

- проводить обследование проблемных детей разного возраста с учетом особенностей их развития, определять характер нарушения, его структуру и степень выраженности;

- обрабатывать результаты обследования на основании качественно-количественного анализа данных;

- составлять заключение по результатам диагностического обследования;

- разрабатывать программу сопровождения на основании результатов диагностики;

- прогнозировать результативность коррекционной работы;

- определять наиболее продуктивный для детей образовательный маршрут и программы индивидуальной коррекции;

- определять требования к специальным условиям инклюзии лиц с ОВЗ;

- проводить мониторинг динамических изменений;

- консультировать родителей и педагогов с опорой на результаты диагностики.

Исследование готовности магистрантов первого года обучения к диагностической деятельности проводилось с помощью диагностического инструментария, разработанного на кафедре специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М. А. Шолохова. В исследовании участвовало 65 магистрантов, обучающихся по программе «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья». Тестирование проводилось фронтально, в аудитории. Время тестирования было ограничено. Использование литературных источников исключалось.

На начальном этапе обучения проводилось первичное тестирование, позволяющее определить уровень подготовленности магистранта первого года обучения к диагностической работе.

При разработке тестового материала учитывалось, что далеко не все магистранты имели базовое дефектологическое образование, поэтому при отборе тестов выбирались задания, имеющие гуманистическую направленность, позволяющие опираться на жизненный опыт и общую осведомленность в медицинских и социальных вопросах.

При оценке и интерпретации результатов проведенного исследования мы использовали сочетание нескольких подходов. Во-первых, был подсчитан средний балл по каждой группе магистрантов. Для этого все полученные баллы суммировались, а затем были разделены на число магистрантов каждой

Специальное образование. 2015. № 2

99

группы. Во-вторых, нами был выделен средний балл в зависимости от базового образования магистрантов. В-третьих, нами был выделен уровень сформированное™ диагностической компетенции на начальном этапе обучения магистрантов дефектологического образования (вне зависимости об начального базового образования). При подсчете мы определили максимальный (30) и минимальный (12) балл; мы распределили участников исследования по трем уровням, которые определялись следующими диапазонами:

25—30 баллов — высокий уровень; 19—24 баллов — средний уровень; 12—18 баллов — низкий уровень.

Результаты проведенного исследования показали недостаточную компетентность в выполнении одних заданий при достаточно высоких результатах выполнения других. Так, наиболее высокие оценки магистранты получили при выполнении задания, которое заключалось в отборе личностных качеств педагога, которые имеют решающее значение в преодолении педагогических конфликтов. Все магистранты, опираясь на свой жизненный опыт, справились с этим заданием и получили наивысший балл (средний показатель — 2,97 балла).

Задание на знание методов изучения вербального и невербального интеллекта показало следующие результаты: 66,1 % магистрантов назвали 5 и более методов, также указали авторов или источники, из которых почерпнули информацию. 27,6 % магистрантов

смогли назвать лишь 3—4 метода, затрудняясь при этом назвать автора или источники, из которых они почерпнули информацию. 3 % с заданием не справились и набрали наименьшее количество баллов. Средний показатель по данному заданию — 2,58 балла.

Выполняя задание на знание методик и их направленности, 35,3 % магистрантов испытывали трудности. Наиболее узнаваемыми оказались методики изучения мышления и речи (доски Сегена, кубики Кооса, классификация предметов, «Четвертый лишний» и т. д.), тренировки памяти (заучивание 10 слов, опосредованные запоминание по Леонтьеву и т. д.), внимания (отыскивание чисел, корректурные пробы). Наибольшие трудности вызвали у испытуемых методики, направленные на изучение личности, такие как тест Розенц-вейга, TAT, тест Амтхауэра и др. Средний показатель по данному заданию — 2,52 балла.

Формулируя определение системного строения дефекта (по Л. С. Выготскому), наибольшие трудности испытывали магистранты без базового дефектологического или педагогического образования (6,1 %). Полностью представили модель системного строения дефекта с приведением конкретных проявлений нарушений развития 46,1 % магистрантов; 47,6 % подошли к выполнению задания формально, без глубокого проникновения в сущность понятия. Средний показатель по данному заданию — 2,40 балла.

100

Специальное образование. 2015. № 2

Задание, выявляющее знания магистрантов о технических устройствах, позволяющих устанавливать связь с внешним миром лицам с сенсорными и двигательными нарушениями, показало следующие результаты: 50,75 % магистрантов перечислили технические устройства и формы представления информации в соответствии с тем или иным типом нарушения; 38,4 % — перечислили технические устройства и различные виды информации вне связи с особенностями восприятия участников коммуникативного акта; ответы 10,7 % магистрантов содержат грубые ошибки по существу (формы представления информации не соответствуют особенностям восприятия коммуникантов, указанное устройство не несет коммуникативной функции и пр.). Средний показатель по данному заданию — 2,40 балла.

К выбору критериев оценки готовности ребенка к школьному обучению магистранты подошли неоднозначно, но в целом продемонстрировали достаточно высокие показатели. Так, все испытуемые в качестве одного из главных критериев выбрали «состояние моторики», «эмоционально-волевую зрелость» и наличие «учебной мотивации». 69,2 % магистрантов выбрали как один из ведущих критериев готовности ребенка к школьному обучению умение читать и считать. 44,6 % посчитали сформирован-ность «пространственной ориентировки» и сформированность «навыков общения» также важным показателем, который необходимо

учитывать специалистам при оценке готовности ребенка к обучению в школе. 7,69 % магистрантов посчитали немаловажным фактором, подготавливающим ребенка к школе, пребывание в ДОУ. И лишь 4,6 % выбрали в качестве критериев, учитывающихся при оценке готовности ребенка к школьному обучению, рост и его соматическое здоровье. Средний показатель по данному заданию — 2,35 балла.

Задание, направленное на оценку знания магистрантами методов изучения интеллекта, а также авторов этих методов, показали следующие результаты: 66,1 % участников эксперимента (43 чел.) назвали более 5 методов исследования вербального и невербального интеллекта, а также вспомнили авторов перечисленных методов или источники, из которых почерпнули информацию; 27,65 % (18 чел.) смогли назвать лишь 3—4 метода, но не назвали ни одного автора и ни одного источника; 35 % (2 чел.) с заданием практически не справились. Средний групповой показатель по данному заданию — 2,35 балла.

Самые низкие результаты были получены при выполнении магистрантами практико-ориентиро-ванных диагностических задач. Магистранты затрудняются при установлении причин тех или иных затруднений, имеющихся у детей, также не всегда правильно выбирают задания, позволяющие эти причины установить. Средний групповой показатель по этим заданиям — 2,11 (2,11 х 2 = 4,22) балла.

Специальное образование. 2015. № 2

101

Сопоставляя полученные данные по всем заданиям, мы сделали попытку проследить некоторые закономерности владения знаниями и умениями в области психолого-педагогической диагностики. Представим средние показатели по каждой группе магистрантов.

1 гр. — заоч. отд., набор 2011 г. (17 чел.) — 23,3 балла.

2 гр. — заоч. отд., набор 2012 г. (21 чел.) — 25,4 балла.

3 гр. — очн. отд., набор 2013 г. (11 чел.) — 23,7 балла.

4 гр. — очн. отд., набор 2014 г. (16 чел.) — 23,3 балла.

В целом показатели первого тестирования удовлетворительные. Они свидетельствуют, что магистранты имеют начальные знания в области психолого-педагогической диагностики, на основе которых можно формировать более высокий уровень диагностической компетенции.

При анализе результатов мы смогли предварительно выделить факторы, влияющие на состояние диагностической компетентности магистрантов специального (дефектологического) образования на начальном этапе обучения.

Была отмечена взаимосвязь между базовым образованием и результатами тестирования. Самыми успешными в выполнении заданий были магистранты, имеющие базовое дефектологическое образование.

В целом анализ результатов тестирования позволил сделать следующий вывод: степень готовности магистрантов к диагностической работе значительно различается в

зависимости от базового образования, опыта предшествующей работы и жизненного опыта, связанного с наличием в семье детей с различными отклонениями в развитии.

Литература

1. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Бай-денко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. —М., 2002.— С. 22—46.

2. Деловая игра как зачетная форма в процессе профессиональной подготовки психологов : учеб.-метод, пособие для студентов психологических факультетов по курсу «Социальная психология управления». —Н. Новгород : НГПУ, 2010.—103 с.

3. К проблеме организации и содержанию дополнительного образования по направлению «Специальная педагогика и специальная психология» / Е. В. Логунова // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 19—21 июня 2012 г.).

4. К проблеме формирования диагностической компетенции магистров специального (дефектологического) образования / Е. В. Логунова // Технологии построения систем образования с заданными свойствами : материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф. — М., 2014.

5. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М. : Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

6. Модернизация системы обучения в СПбГУЭФ. Вып. 8. Развитие профессиональных навыков студентов на базе использования модульного подхода : метод, рекомендации / И. И. Егорова,

102

Специальное образование. 2015. № 2

A. Ю. Курочкина, В. Д. Морозова. — СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2008. — 44 с.

7. Особенности организации учебного процесса при формировании диагностических компетенций магистров специального (дефектологического) образования / И. Ю. Левченко, Е. В. Логунова // Стандарты и мониторинг в образовании. — М.: ИНФРА-М. — С. 48—53.

8. Патопсихология: теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко. — М., 2000. — 232 с.

9. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей /

B. И. Лубовский ; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М., 1989. — 104 с.

10. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Просвещение, 1995.

11. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития лиц с ограниченными возможностями здоровья / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. За-брамной. —М. : Акадения, 2013.

12. Структура ключевых компетенций как системообразующий фактор модели специлиста-психолога. Проблемы совершенствования высшего психологического образования : сб. науч.-метод, тр. / под ред. А. В. Карпова. — Ярославль, 2004. — С. 7—28.

13. Управление самостоятельной работой студентов / А. Беляева // Высшее образование в России. — 2003. — № 6. —

C. 105—109.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». — 2014.

15. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофрено-педагога : моногр. / И. М. Яковлева. — М. : Спутник +, 2009. — 220 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Literature

1. Bazovye navyki (klyuchevye kom-petentsii) kak integriruyushchiy faktor obrazovatel'nogo protsessa / V. I. Bayden-ko, B. Oskarsson // Professional'noe obra-zovanie i formirovanie lichnosti spe-tsialista. — M., 2002,— S. 22—46.

2. Delovaya igra kak zachetnaya forma v protsesse professional'noy podgotovki psikhologov : ucheb.-metod. posobie dlya studentov psikhologicheskikh fakul'tetov po kursu «Sotsial'naya psikhologiya upravleniya». —N. Novgorod : NGPU, 2010. —103 s.

3. K probleme organizatsii i soder-zhaniyu dopolnitel'nogo obrazovaniya po napravleniyu «Spetsial'naya pedagogika i spetsial'naya psikhologiya» / E. V. Logu-nova // Aktual'nye problemy obucheniya i vospitaniya lits s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya : materialy 2-y Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 19—21 iyunya 2012 g.).

4. K probleme formirovaniya diag-nosticheskoy kompetentsii magistrov spetsial'nogo (defektologicheskogo) obrazovaniya / E. V. Logunova // Tekhnologii postroeniya sistem obrazovaniya s zadan-nymi svoystvami : materialy 4-y Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — M., 2014.

5. Klyuchevye kompetentsii kak re-zul'tativno-tselevaya osnova kompetent-nostnogo podkhoda v obrazovanii / I. A. Zimnyaya. — M. : Izdatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialis-tov, 2004.

6. Modernizatsiya sistemy obucheniya v SPbGUEF. Vyp. 8. Razvitie professio-nal'nykh navykov studentov na baze is-pol'zovaniya modul'nogo podkhoda : me-tod. rekomendatsii /1. I. Egorova, A. Yu. Kurochkina, V. D. Morozova. — SPb. : Izd-vo SPbGUEF, 2008. — 44 s.

7. Osobennosti organizatsii uchebnogo protsessa pri formirovanii diagnostiches-kikh kompetentsiy magistrov spetsial'nogo (defektologicheskogo) obrazova-

Специальное образование. 2015. № 2

103

niya /1. Yu. Levchenko, E. V. Logunova // Standarty i monitoring v obrazovanii. — M. : INFRA-M. — C. 48—53.

8. Patopsikhologiya: teoriya i praktika : ucheb. posobie dlya stud, vyssh. ped. ucheb. zavedeniy /1. Yu. Levchenko. — M.,2000. — 232 s.

9. Psikhologicheskie problemy diagnosti-ki anomal'nogo razvitiya detey / V. I. Lubov-skiy ; Nauch-issled. in-t defektologii Akad. ped. nauk SSSR. — M., 1989. — 104 s.

10. Psikhologo-pedagogicheskaya diag-nostika detey rannego i doshkol'nogo vo-zrasta / pod red. E. A. Strebelevoy. — M. : Prosveshchenie, 1995.

11. Psikhologo-pedagogicheskaya diag-nostika narusheniy razvitiya lits s ogra-nichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / pod red. I. Yu. Levchenko, S. D. Zabram-noy. —M. : Akadeniya, 2013.

12. Struktura klyuchevykh kompe-tentsiy kak sistemoobrazuyushchiy faktor modeli spetsilista-psikhologa. Problemy sovershenstvovaniya vysshego psikho-logicheskogo obrazovaniya : sb. nauch.-metod. tr. / pod red. A. V. Karpova. — Yaroslavl', 2004. — S. 7—28.

13. Upravlenie samostoyatel'noy rabo-toy studentov / A. Belyaeva // Vysshee ob-razovanie v Rossii. — 2003. — № 6. — S. 105—109.

14. Federal'nyy gosudarstvennyy obra-zovatel'nyy standart po napravleniyu pod-gotovki «Spetsial'noe (defektologi-cheskoe) obrazovanie». — 2014.

15. Formirovanie professional'noy kom-petentnosti uchitelya-oligoirenopedagoga : monogr. /1. M. Yakovleva. — M. : Sputnik +, 2009. — 220 s.

104

Cncuna.ibHOC 06pa !0BaHHC. 2015. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.