Научная статья на тему 'Динамика диагностической компетенции магистров специального (дефектологического) образования при обучении с использованием дидактического метода «Портфолио»'

Динамика диагностической компетенции магистров специального (дефектологического) образования при обучении с использованием дидактического метода «Портфолио» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАНТ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА "ПОРТФОЛИО" / ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / SPECIAL (SPEECH CORRECTION) EDUCATION / MASTER STUDENTS OF SPECIAL EDUCATION / PERSONS WITH DISABILITIES / DIAGNOSTIC COMPETENCE / INNOVATIVE TECHNOLOGY OF THE USE OF DIDACTIC METHOD "PORTFOLIO" / DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логунова Елена Валерьевна

В статье представлена инновационная технология использования дидактического метода «Портфолио» в формировании диагностической компетенции, описаны критерии оценки эффективности предложенной технологии; описан уровень сформированности диагностической компетенции на начальном и на завершающем этапе обучения магистрантов дефектологического образования. Приведены сравнительные данные, указывающие на динамику формирования диагностической компетенции у магистрантов, обучавшихся с использованием дидактического метода «Портфолио» и без применения данного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логунова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF THE DIAGNOSTIC COMPETENCE OF MASTERS OF SPECIAL (SPEECH CORRECTION) EDUCATION WITH THE USE OF THE DIDACTIC METHOD “PORTFOLIO”

The paper presents the innovative technology of using the didactic method “Portfolio” in the formation of diagnostic competence, describes the criteria for evaluating the effectiveness of the proposed technology; describes the level of the formation of the competence at the initial and final stages of training of master students. The author provides comparative evidence on the dynamics of development of diagnostic competence among graduate students using didactic method “Portfolio” and without the use of this method.

Текст научной работы на тему «Динамика диагностической компетенции магистров специального (дефектологического) образования при обучении с использованием дидактического метода «Портфолио»»

Е.В. Логунова э к

(5 1:3

Динамика диагностической компетенции ||

магистров специального (дефектологического) образования при обучении с использованием дидактического метода «Портфолио»

В статье представлена инновационная технология использования дидактического метода «Портфолио» в формировании диагностической компетенции, описаны критерии оценки эффективности предложенной технологии; описан уровень сформированности диагностической компетенции на начальном и на завершающем этапе обучения магистрантов дефектологического образования. Приведены сравнительные данные, указывающие на динамику формирования диагностической компетенции у магистрантов, обучавшихся с использованием дидактического метода «Портфолио» и без применения данного метода.

Ключевые слова: специальное (дефектологическое) образование, магистрант специального (дефектологического) образования, лица с ограниченными возможностями здоровья, диагностическая компетенция, инновационная технология использования дидактического метода «Портфолио», динамика формирования диагностической компетенции

Одной из базовых компетенций магистра специального (дефектологического) образования является диагностическая. Она предполагает умение обследовать детей с ограниченными возможностями здоровья, интерпретировать результаты, разрабатывать заключения по результатам обследования и пути коррекционной работы. Это прикладная область специальной педагогики и специальной психологии, и поэтому магистры специального (дефектологического) образования должны уметь решать следующие задачи:

• работать с медицинской и иной документацией, анализировать ее содержание и делать выводы;

• подбирать диагностический инструментарий и разрабатывать диагностические комплексы с учетом возраста, сенсорных, интеллектуальных и двигательных особенностей ребенка;

• проводить обследование проблемных детей разного возраста с учетом особенностей их развития, определять характер нарушения, его структуру и степень выраженности;

э е 55 • обрабатывать результаты обследования на основании качественно-

111 количественного анализа, отражать их в заключении;

• разрабатывать программу коррекции на основании результатов диаг-

IX и О

ностики;

ф о ^ _

^ с • прогнозировать результативность коррекционнои работы;

• определять наиболее продуктивный для детеИ образовательный маршрут и программы индивидуальной коррекции;

• консультировать родителей и педагогов с опорой на результаты диагностики;

• проводить мониторинг динамических изменений.

Разнообразие и широта задач, отраженных в стандарте магистратуры по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», ориентирует работников высшей школы на совершенствование путей в области формирования диагностической компетенции магистранта. С этой целью нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение на разных этапах обучения знаний и умений магистрантов в сфере психолого-педагогической диагностики нарушений развития.

Исследование готовности магистрантов первого года обучения к диагностической деятельности проводилось на кафедре специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова под руководством доктора психологических наук, профессора И.Ю. Левченко в рамках разработки темы «Совершенствование высшего дефектологического образования» с помощью диагностического инструментария, разработанного на этой же кафедре. В исследовании участвовало 65 магистрантов, обучающихся по программе «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья». Тестирование проводилось фронтально, в аудитории. Время тестирования было ограничено. Использование литературных источников исключалось.

На начальном этапе обучения проводилось первичное тестирование, позволяющее определить уровень подготовленности магистранта первого года обучения к диагностической работе.

При разработке тестового материала учитывалось, что далеко не все магистранты имели базовое дефектологическое образование, поэтому при отборе тестов выбирались задания, имеющие гуманистическую направленность, позволяющие опираться на жизненный опыт и общую осведомленность в медицинских и социальных вопросах.

При оценке результатов проведенного исследования было использовано сочетание нескольких подходов.

Во-первых, был подсчитан средний балл по каждой группе магист- к рантов. Для этого все полученные баллы суммировались, а затем были | о разделены на число магистрантов каждой группы. | §

Во-вторых, был выделен средний балл в зависимости от базового с ^ образования магистрантов.

В-третьих, был выделен уровень сформированности диагностической компетенции на начальном этапе обучения магистрантов дефектологического образования (вне зависимости об начального базового образования). Нами был определен максимальный (30 баллов) и минимальный балл (12 баллов), мы распределили участников исследования по трем уровням, которые определялись в диапазоне: 30-25 баллов - высокий уровень; 24-19 баллов - средний уровень; 18-12 баллов -низкий уровень.

Дадим качественные характеристики выделенных уровней, характеризующих сформированность диагностической компетенции у обучающихся, поступивших в магистратуру.

Высокий уровень (30-26 баллов) - магистрант имеет начальные знания в области психолого-педагогической диагностики, владеет некоторыми диагностическими умениями с опорой на свой жизненный опыт и предшествующее образование.

Средний уровень (25-20 баллов) - магистрант имеет начальные знания в области психолого-педагогической диагностики, но не всегда может их успешно применить.

Низкий уровень (19 баллов и ниже) - магистрант не имеет начальных знаний в области психолого-педагогической диагностики; ответы содержат грубые ошибки по существу проблемы.

В целом, показатели первого тестирования удовлетворительные. Все обследованные оказались достаточно подготовленными; их подготовка отнесена к среднему уровню. Результаты показывают, что магистранты имеют начальные знания в психолого-педагогической диагностике, на основе которых можно формировать более высокий уровень диагностической компетенции. Была отмечена закономерная взаимосвязь между базовым образованием и полученным баллом. Самые высокие баллы получили магистранты, имеющие базовое дефектологическое образование.

Таким образом, подводя итог экспериментального изучения уровня сформированности диагностической компетенции магистрантов специального (дефектологического) образования на начальном этапе образования, мы пришли к выводу о необходимости совершенствования

О. Ф

Ф о

подходов к формированию диагностической компетентности обучающихся.

С этой целью нами была разработана программа формирования диагностической компетенции, основной инновационной формой которой выступил дидактический метод «Портфолио».

В рамках нашего эксперимента магистранты заполняли «Портфолио» своими материалами, созданными во время учебного процесса. Согласно разработанным требованиям, «Портфолио» включало следующие разделы.

I. Нормативно-правовые акты, обеспечивающие подходы к диагностике.

II. Теоретические работы в области психолого-педагогической диагностики.

III. Диагностические методики.

IV. Материалы по методике преподавания в вузе по разделу «Психолого-педагогическая диагностика».

V. Продуктивные виды деятельности магистрантов по разделу «Психолого-педагогическая диагностика».

VI. Мониторинг проведенной работы.

Каждый раздел имел свои образовательные задачи и включал определенные виды учебной деятельности магистрантов.

Исследование сформированности уровня диагностической компетенции после проведения формирующего эксперимента проводилось с помощью разработанных на кафедре специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова заданий. Они выполнялись магистрантами экспериментальной и контрольной групп как самостоятельная работа. Срок выполнения - 14 календарных дней.

Содержание эксперимента было представлено в статьях [2-4].

После проведения формирующего обучения был проведен контрольный эксперимент, цель которого - подтвердить эффективность разработанной нами формирующей программы.

В связи с тем, что ранее нами был выделен уровень сформированности диагностической компетенции на первичном этапе обучения магистрантов дефектологического образования, на заключительном этапе обучения мы сделали попытку сравнить и проанализировать полученные результаты (рис. 1).

Мы сохранили единую количественную оценку достижений обучающихся, но на этом этапе дали иные качественные характеристики, в связи с тем, что задания имели более высокую сложность.

Высокий уровень (30-26 баллов) характеризуется хорошим знани- к ем теоретико-методологических основ диагностики, умением состав- | о лять диагностические программы, осуществлять процедуру диагностики | § с учетом психофизических и возрастных особенностей испытуемых, с ЕЕ интерпретировать результаты обследования с опорой на современные теории аномального развития, разрабатывать дифференцированные программы диагностики и коррекции.

Средний уровень (25-20 баллов) характеризуется достаточным знанием теоретических основ психолого-педагогической диагностики, умением разрабатывать диагностические и коррекционные программы; отмечаются трудности при интерпретации диагностических данных в свете современных теорий аномального развития.

Низкий уровень (19 баллов и ниже) характеризуется неполной ориентированностью в современной теории психолого-педагогической диагностики; трудностями в разработке диагностических коррекционных программ, учитывающих психофизические и возрастные особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Рис. 1. Результаты исследования уровня сформированности диагностической компетенции после обучения с использованием дидактического метода «Портфолио»

Таким образом, подводя итог нашего исследования, мы пришли к выводу об эффективности использования инновационного метода «Портфолио» при формировании диагностической компетенции в процессе подготовки магистров специального (дефектологического) образования.

О. Ф

Ф о

Библиографический список

1. Вербицкий A.A., Ларионова О.Г. Гуманизация и компетентность: контексты интеграции. М., 2006.

2. Логунова Е.В. К проблеме организации и содержанию дополнительного образования по направлению «Специальная педагогика и специальная психология» // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы II Международной научно-практической конференции, Москва, 19-21 июня 2012 г. М., 2012. С. 45-51.

3. Логунова Е.В. Особенности организации учебного процесса при подготовке магистров дефектологического образования // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы IV Международной научно-практической конференции. 21-22 ноября 2013 г. М., 2013. С. 84-87.

4. Логунова Е.В. Метод «Портфолио» в формировании диагностической компетенции магистров специального (дефектологического) образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2015. № 1. С. 58-63.

5. Дружиловская О.В. Деонтологический аспект в формировании профессиональных качеств специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии // Практическая психология и логопедия. 2006. № 2. С. 77-80.

С.А. Поронок

Культурная среда университета как объект исследования

В статье предпринимается попытка рассмотреть функционирующие в современной науке определения таких понятий, как «среда», «культурная среда», «культурно-образовательная среда», и предложить авторскую позицию относительно содержания категории «культурная среда университета». Представлен теоретический анализ проблемы культурной среды как таковой и собственно культурной среды университета как уникальной системы поликультурного и полифункционального образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.