Е.В. Логунова
Метод «Портфолио»в формировании диагностической компетенции магистров специального (дефектологического) образования
В статье раскрывается содержание дидактического метода «Портфолио» как эффективного инструмента формирования компетенции в области психолого-педагогической диагностики. Представлено содержание тестовых заданий для оценки сформированное™ диагностической компетентности на разных этапах обучения в магистратуре.
Ключевые слова: специальное (дефектологическое) образование, магистратура, диагностическая компетентность дефектолога, метод «Портфолио», тестовые задания.
Новые тенденции развития современного специального образования, связанные с включением в образовательный процесс лиц со все более сложными нарушениями развития, внедрением новых подходов, форм и технологий коррекционно-педагогической помощи, расширением инклюзивных процессов, переходом к оказанию специальных образовательных услуг широкому кругу нуждающихся в них, предъявляют высокие требования к профессионализму участников образовательного процесса, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Коррекционно-педагогическая работа с лицами, имеющими нарушения психического или(и) физического развития, должна быть основана на психологических, социальных, медицинских, педагогических знаниях о них.
Реализация потенциальных возможностей развития психики детей с ОВЗ зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых, а с другой - от организации коррек-ционно-педагогического сопровождения, учитывающего особенности и значение формирования тех или иных функций, умений и навыков. Выявление на разных возрастных этапах слабых звеньев психического и речевого развития помогает представить общую картину специфических особенностей воспитанника и наметить комплекс адекватной помощи не только в вопросах обучения и воспитания, но и в вопросах оказания комплексной помощи различных высококвалифицированных
специалистов (психологов, специальных педагогов, учителей-дефектоло- к гов, медицинских работников, социальных педагогов). В этом контексте о возникает необходимость уточнения социального заказа к профессиональной компетентности специального педагога, поиска путей эффективного управления процессом ее формирования. 1
Основным документом подготовки магистров специального (дефек- 2 тологического) образования является ФГОС ВПО. Стандарт ориентиро- ¿= ван на компетентностую модель подготовки магистра. Одной из базовых компетенций магистра специального (дефектологического) образования является диагностическая. Она предполагает умение обследовать детей разного возраста с ограниченными возможностями здоровья, интерпретировать результаты диагностики, разрабатывать заключения по результатам обследования и пути психолого-педагогического сопровождения.
С целью совершенствования в области формирования диагностической компетенции магистранта нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение знаний и умений магистрантов в сфере психолого-педагогической диагностики нарушений развития на разных этапах обучения [1].
Выбор для исследования диагностической компетентности облегчается тем, что это направление разрабатывается в специальной психологии почти столетие, накоплен большой практический опыт в сфере обследования детей с ОВЗ разных категорий, разработаны вариативные программы курса «Психолого-педагогическая диагностика» (И.Ю. Левченко, Т.Н. Волковская, Е.А Стребелева и др.), подготовлен учебник (И.Ю. Левченко, С. Д. Забрамная) и ряд практико-ориентированных пособий [2; 3].
На начальном этапе обучения проводилось первичное тестирование, позволяющее определить уровень подготовленности магистранта первого года обучения к диагностической работе. При разработке тестового материала учитывалось, что далеко не все магистранты имели базовое дефектологическое образование. На втором этапе осуществлялось формирование диагностической компетентности у магистрантов специального (дефектологического) образования. Третий этап предполагал итоговое тестирование для оценки результатов педагогической работы.
Исследование готовности магистрантов первого года обучения к диагностической деятельности проводилось с помощью разработанных на кафедре специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова тестов. В исследовании участвовало 25 магистрантов, обучающихся по программе «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья». Приведем примеры использованных заданий.
к Напишите в два столбика методы исследования вербального и невер-11 бального интеллекта учащихся 1-4-х классов. Желательно указать авто-| § ров перечисленных методик или источники, из которых вы почерпнули | о эту информацию.
о § Оценка результатов: 3 балла - указанно более 5 методов исследования ^ | вербального и невербального интеллекта, указаны авторы; 2 балла - ука-§ зано 3-4 метода, не указано ни одного автора; 1 балл - указано 1-2 методики и меньше.
^ Выберите критерии, которые следует учитывать при оценке готовности ребенка к школьному обучению: рост; соматическое состояние (здоровье); состояние моторики; умение читать, считать; пространственная ориентировка; эмоционально-волевая зрелость; пребывание в дошкольном учреждении; сформированность навыков общения; наличие учебной мотивации.
Оценка результатов: 3 балла - выбраны все необходимые критерии; 2 балла - выбрано 2-4 критерия; 1 балл - выбрано менее 2-х критериев.
Тестирование проводилось фронтально, в аудитории, время тестирования было ограничено, использование литературных источников исключалось.
Анализ результатов тестирования позволил сделать вывод: степень готовности магистрантов к диагностической работе значительно различается в зависимости от базового образования (среди студентов были как дефектологи, так и лица с медицинским, психологическим и другим образованием), опыта предшествующей работы и от жизненного опыта, связанного с наличием в семье детей с различными отклонениями.
Формирование диагностических компетенций осуществлялось в различных видах учебной деятельности: прослушивание лекций по курсу «Психолого-педагогическая диагностика»; самостоятельной работы с литературой на основании разработанного перечня основных и дополнительных источников; просмотр обследований, проводимых специалистами; работа с документацией на практических занятиях и во время прохождения практики; наблюдение за детьми во время практик; разработка психолого-педагогической характеристики; самостоятельное обследование детей во время практики; качественно-количественная обработка материалов, разработка заключения и рекомендаций к коррекции; обследование детей во время сбора материла для курсовой работы; обследование детей во время сбора материала для магистерской диссертации.
Для повышения эффективности обучения магистрантов в области диагностики была предложена инновационная технология - метод «Порт-фолио».
Портфолио - это один из современных методов профессионального к развития, предназначенных для того, чтобы систематизировать накапли- о ваемый специалистом опыт, его знания, четче определять направления его развития, облегчить консультирование со стороны коллег и администрации, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня. Именно технология портфолио в отличие от других форм 2 позволяет «увидеть» созидательную активность магистранта, развитие ¿= его педагогических приоритетов.
В нашем исследовании магистранты заполняли портфолио своими материалами, созданными во время учебного процесса. Помимо результатов непосредственно диагностической работы для портфолио были собраны документы, регламентирующие нормативно-правовую базу диагностики, статьи психологов, педагогов, клиницистов, характеризующие различные аспекты диагностической деятельности, современные методики обследования детей разных категорий и др.
Приведем примеры заданий для самостоятельных работ, результаты которых должны наполнить портфолио:
- провести сравнительный анализ «Положения о ПМПК» 1974 г. и 2013 г.;
- провести сравнительный анализ «Положения о ПМПК» 2000 г. и 2013 г.;
- разработать диагностическую программу, например, для обследования ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития; для обследования умственно отсталого первоклассника;
- обследовать с помощью разработанной диагностической программы дошкольника с ОВЗ, по итогам обследования составить заключение и индивидуальную программу коррекционно-развивающего воспитания и обучения.
В связи с тем, что магистранты в ходе обучения должны получить навыки преподавательской деятельности, алгоритм разработки заданий для самостоятельной работы дополнен еще двумя позициями:
- разработка магистрантами тестов (например, по теме «Этапы психолого-педагогической диагностики»);
- разработка презентаций лекций (например, по теме «Комплектование специальных образовательных учреждений»).
Технология оценки эффективности метода «Портфолио» предполагает:
- периодическую проверку содержания «Портфолио» (в конце каждого семестра);
- итоговое тестирование для оценки эффективности включению портфо-лио в учебный процесс. Для этого этапа разработаны тестовые задания иного уровня сложности, чем на начальном этапе.
Приведем примеры некоторых заданий.
Подберите диагностический инструментарий, обследуйте и опишите особенности личности родителей (матери или отца) ребенка-инвалида.
Оценка результатов: 3 балла - методики подобраны с учетом личностных особенностей родителей ребенка-инвалида, проведено полное обследование и подробно описаны выявленные особенности личности родителей ребенка-инвалида; 2 балла - методики учитывают не все личностные особенности родителей ребенка-инвалида; обследование и описание выявленных особенности личности родителей ребенка-инвалида проведено без глубокого проникновения в заданную проблематику; 1 балл -ответ содержит грубые ошибки по существу (методики не соответствуют заданной теме, обследование и описание проведены формально или же вовсе отсутствуют).
Составьте программу обследования ребенка второго года жизни с перинатальным поражением центральной нервной системы.
Оценка результатов: 3 балла - программа разработана с учетом особенностей развития ребенка с перинатальным поражением центральной нервной системы второго года жизни; 2 балла - в программе не полностью учитываются особенности развития ребенка с перинатальным поражением центральной нервной системы второго года жизни; 1 балл - отмечаются ошибки, программа имеет бессистемный характер.
Разработайте анкеты (для учителей и для родителей) для определения особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в массовой начальной школе.
Оценка результатов: 3 балла - вопросы анкеты соответствуют заданной проблематике, предложено 10 и более вопросов; 2 балла - не все вопросы анкеты соответствуют заданной проблематике, предложено менее десяти вопросов; 1 балл - вопросы анкеты не соответствуют проблематике, предложено менее пяти вопросов.
Разработайте тесты (три уровня сложности) для проверки сформи-рованности уровня диагностической компетенции у бакалавров специального (дефектологического) образования.
Оценка результатов: 3 балла - тесты полностью соответствуют заданной проблематике; 2 балла - в тестах отмечаются отдельные несоответствия; 1 балл - тесты представлены с ошибками.
Мы предполагаем, что эти задания достаточно убедительно раскроют уровень готовности будущих магистров к решению сложных задач современной диагностической деятельности в системе специального и инклюзивного образования. Считаем, что портфолио как «собственный вклад»
-
63
на пути профессиональной самореализации - наиболее продуктивная к и перспективная форма «собирания» творческого опыта магистранта, о публичная «презентация» которого полно и разносторонне представляет системную деятельность специалиста-дефектолога. ^
го
^
X
о
Библиографический список |
1. Логунова Е.В. Особенности организации учебного процесса при подготовке магистров специального (дефектологического) образования // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Технологии построения систем образования с заданными свойствами» / Под ред. А. А. Вербицкого. М., 2013. С. 84-87.
2. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития лиц с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрам-ной. М., 2013.
3. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 1995.