Научная статья на тему 'Метод «Портфолио» в формировании диагностической компетенции магистров специального (дефектологического) образования'

Метод «Портфолио» в формировании диагностической компетенции магистров специального (дефектологического) образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДЕФЕКТОЛОГА / МЕТОД "ПОРТФОЛИО" / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION / MASTER'S DEGREE PROGRAM / SPEECH PATHOLOGIST (DEFECTOLOGIST) DIAGNOSTIC COMPETENCE / "PORTFOLIO" METHOD / TEST EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логунова Елена Валерьевна

В статье раскрывается содержание дидактического метода «Портфолио» как эффективного инструмента формирования компетенции в области психолого-педагогической диагностики. Представлено содержание тестовых заданий для оценки сформированности диагностической компетентности на разных этапах обучения в магистратуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логунова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«PORTFOLIO» METHOD IN DIAGNOSTIC COMPETENCE FORMATION OF MASTER’S DEGREE HOLDERS IN SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION

The article explores the content of «Portfolio» didactic method as an effective tool in the formation of competence in the field of psychopedagogical diagnostics. The content of test exercises for the assessment of formation of diagnostic competence at different stages of education in the Master’s program is presented.

Текст научной работы на тему «Метод «Портфолио» в формировании диагностической компетенции магистров специального (дефектологического) образования»

Е.В. Логунова

Метод «Портфолио»в формировании диагностической компетенции магистров специального (дефектологического) образования

В статье раскрывается содержание дидактического метода «Портфолио» как эффективного инструмента формирования компетенции в области психолого-педагогической диагностики. Представлено содержание тестовых заданий для оценки сформированное™ диагностической компетентности на разных этапах обучения в магистратуре.

Ключевые слова: специальное (дефектологическое) образование, магистратура, диагностическая компетентность дефектолога, метод «Портфолио», тестовые задания.

Новые тенденции развития современного специального образования, связанные с включением в образовательный процесс лиц со все более сложными нарушениями развития, внедрением новых подходов, форм и технологий коррекционно-педагогической помощи, расширением инклюзивных процессов, переходом к оказанию специальных образовательных услуг широкому кругу нуждающихся в них, предъявляют высокие требования к профессионализму участников образовательного процесса, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Коррекционно-педагогическая работа с лицами, имеющими нарушения психического или(и) физического развития, должна быть основана на психологических, социальных, медицинских, педагогических знаниях о них.

Реализация потенциальных возможностей развития психики детей с ОВЗ зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых, а с другой - от организации коррек-ционно-педагогического сопровождения, учитывающего особенности и значение формирования тех или иных функций, умений и навыков. Выявление на разных возрастных этапах слабых звеньев психического и речевого развития помогает представить общую картину специфических особенностей воспитанника и наметить комплекс адекватной помощи не только в вопросах обучения и воспитания, но и в вопросах оказания комплексной помощи различных высококвалифицированных

специалистов (психологов, специальных педагогов, учителей-дефектоло- к гов, медицинских работников, социальных педагогов). В этом контексте о возникает необходимость уточнения социального заказа к профессиональной компетентности специального педагога, поиска путей эффективного управления процессом ее формирования. 1

Основным документом подготовки магистров специального (дефек- 2 тологического) образования является ФГОС ВПО. Стандарт ориентиро- ¿= ван на компетентностую модель подготовки магистра. Одной из базовых компетенций магистра специального (дефектологического) образования является диагностическая. Она предполагает умение обследовать детей разного возраста с ограниченными возможностями здоровья, интерпретировать результаты диагностики, разрабатывать заключения по результатам обследования и пути психолого-педагогического сопровождения.

С целью совершенствования в области формирования диагностической компетенции магистранта нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение знаний и умений магистрантов в сфере психолого-педагогической диагностики нарушений развития на разных этапах обучения [1].

Выбор для исследования диагностической компетентности облегчается тем, что это направление разрабатывается в специальной психологии почти столетие, накоплен большой практический опыт в сфере обследования детей с ОВЗ разных категорий, разработаны вариативные программы курса «Психолого-педагогическая диагностика» (И.Ю. Левченко, Т.Н. Волковская, Е.А Стребелева и др.), подготовлен учебник (И.Ю. Левченко, С. Д. Забрамная) и ряд практико-ориентированных пособий [2; 3].

На начальном этапе обучения проводилось первичное тестирование, позволяющее определить уровень подготовленности магистранта первого года обучения к диагностической работе. При разработке тестового материала учитывалось, что далеко не все магистранты имели базовое дефектологическое образование. На втором этапе осуществлялось формирование диагностической компетентности у магистрантов специального (дефектологического) образования. Третий этап предполагал итоговое тестирование для оценки результатов педагогической работы.

Исследование готовности магистрантов первого года обучения к диагностической деятельности проводилось с помощью разработанных на кафедре специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова тестов. В исследовании участвовало 25 магистрантов, обучающихся по программе «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья». Приведем примеры использованных заданий.

к Напишите в два столбика методы исследования вербального и невер-11 бального интеллекта учащихся 1-4-х классов. Желательно указать авто-| § ров перечисленных методик или источники, из которых вы почерпнули | о эту информацию.

о § Оценка результатов: 3 балла - указанно более 5 методов исследования ^ | вербального и невербального интеллекта, указаны авторы; 2 балла - ука-§ зано 3-4 метода, не указано ни одного автора; 1 балл - указано 1-2 методики и меньше.

^ Выберите критерии, которые следует учитывать при оценке готовности ребенка к школьному обучению: рост; соматическое состояние (здоровье); состояние моторики; умение читать, считать; пространственная ориентировка; эмоционально-волевая зрелость; пребывание в дошкольном учреждении; сформированность навыков общения; наличие учебной мотивации.

Оценка результатов: 3 балла - выбраны все необходимые критерии; 2 балла - выбрано 2-4 критерия; 1 балл - выбрано менее 2-х критериев.

Тестирование проводилось фронтально, в аудитории, время тестирования было ограничено, использование литературных источников исключалось.

Анализ результатов тестирования позволил сделать вывод: степень готовности магистрантов к диагностической работе значительно различается в зависимости от базового образования (среди студентов были как дефектологи, так и лица с медицинским, психологическим и другим образованием), опыта предшествующей работы и от жизненного опыта, связанного с наличием в семье детей с различными отклонениями.

Формирование диагностических компетенций осуществлялось в различных видах учебной деятельности: прослушивание лекций по курсу «Психолого-педагогическая диагностика»; самостоятельной работы с литературой на основании разработанного перечня основных и дополнительных источников; просмотр обследований, проводимых специалистами; работа с документацией на практических занятиях и во время прохождения практики; наблюдение за детьми во время практик; разработка психолого-педагогической характеристики; самостоятельное обследование детей во время практики; качественно-количественная обработка материалов, разработка заключения и рекомендаций к коррекции; обследование детей во время сбора материла для курсовой работы; обследование детей во время сбора материала для магистерской диссертации.

Для повышения эффективности обучения магистрантов в области диагностики была предложена инновационная технология - метод «Порт-фолио».

Портфолио - это один из современных методов профессионального к развития, предназначенных для того, чтобы систематизировать накапли- о ваемый специалистом опыт, его знания, четче определять направления его развития, облегчить консультирование со стороны коллег и администрации, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня. Именно технология портфолио в отличие от других форм 2 позволяет «увидеть» созидательную активность магистранта, развитие ¿= его педагогических приоритетов.

В нашем исследовании магистранты заполняли портфолио своими материалами, созданными во время учебного процесса. Помимо результатов непосредственно диагностической работы для портфолио были собраны документы, регламентирующие нормативно-правовую базу диагностики, статьи психологов, педагогов, клиницистов, характеризующие различные аспекты диагностической деятельности, современные методики обследования детей разных категорий и др.

Приведем примеры заданий для самостоятельных работ, результаты которых должны наполнить портфолио:

- провести сравнительный анализ «Положения о ПМПК» 1974 г. и 2013 г.;

- провести сравнительный анализ «Положения о ПМПК» 2000 г. и 2013 г.;

- разработать диагностическую программу, например, для обследования ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития; для обследования умственно отсталого первоклассника;

- обследовать с помощью разработанной диагностической программы дошкольника с ОВЗ, по итогам обследования составить заключение и индивидуальную программу коррекционно-развивающего воспитания и обучения.

В связи с тем, что магистранты в ходе обучения должны получить навыки преподавательской деятельности, алгоритм разработки заданий для самостоятельной работы дополнен еще двумя позициями:

- разработка магистрантами тестов (например, по теме «Этапы психолого-педагогической диагностики»);

- разработка презентаций лекций (например, по теме «Комплектование специальных образовательных учреждений»).

Технология оценки эффективности метода «Портфолио» предполагает:

- периодическую проверку содержания «Портфолио» (в конце каждого семестра);

- итоговое тестирование для оценки эффективности включению портфо-лио в учебный процесс. Для этого этапа разработаны тестовые задания иного уровня сложности, чем на начальном этапе.

Приведем примеры некоторых заданий.

Подберите диагностический инструментарий, обследуйте и опишите особенности личности родителей (матери или отца) ребенка-инвалида.

Оценка результатов: 3 балла - методики подобраны с учетом личностных особенностей родителей ребенка-инвалида, проведено полное обследование и подробно описаны выявленные особенности личности родителей ребенка-инвалида; 2 балла - методики учитывают не все личностные особенности родителей ребенка-инвалида; обследование и описание выявленных особенности личности родителей ребенка-инвалида проведено без глубокого проникновения в заданную проблематику; 1 балл -ответ содержит грубые ошибки по существу (методики не соответствуют заданной теме, обследование и описание проведены формально или же вовсе отсутствуют).

Составьте программу обследования ребенка второго года жизни с перинатальным поражением центральной нервной системы.

Оценка результатов: 3 балла - программа разработана с учетом особенностей развития ребенка с перинатальным поражением центральной нервной системы второго года жизни; 2 балла - в программе не полностью учитываются особенности развития ребенка с перинатальным поражением центральной нервной системы второго года жизни; 1 балл - отмечаются ошибки, программа имеет бессистемный характер.

Разработайте анкеты (для учителей и для родителей) для определения особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в массовой начальной школе.

Оценка результатов: 3 балла - вопросы анкеты соответствуют заданной проблематике, предложено 10 и более вопросов; 2 балла - не все вопросы анкеты соответствуют заданной проблематике, предложено менее десяти вопросов; 1 балл - вопросы анкеты не соответствуют проблематике, предложено менее пяти вопросов.

Разработайте тесты (три уровня сложности) для проверки сформи-рованности уровня диагностической компетенции у бакалавров специального (дефектологического) образования.

Оценка результатов: 3 балла - тесты полностью соответствуют заданной проблематике; 2 балла - в тестах отмечаются отдельные несоответствия; 1 балл - тесты представлены с ошибками.

Мы предполагаем, что эти задания достаточно убедительно раскроют уровень готовности будущих магистров к решению сложных задач современной диагностической деятельности в системе специального и инклюзивного образования. Считаем, что портфолио как «собственный вклад»

-

63

на пути профессиональной самореализации - наиболее продуктивная к и перспективная форма «собирания» творческого опыта магистранта, о публичная «презентация» которого полно и разносторонне представляет системную деятельность специалиста-дефектолога. ^

го

^

X

о

Библиографический список |

1. Логунова Е.В. Особенности организации учебного процесса при подготовке магистров специального (дефектологического) образования // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Технологии построения систем образования с заданными свойствами» / Под ред. А. А. Вербицкого. М., 2013. С. 84-87.

2. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития лиц с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрам-ной. М., 2013.

3. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.