Научная статья на тему 'Современные подходы к подготовке студентов-дефектологов'

Современные подходы к подготовке студентов-дефектологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. И. Никитина, Е. Т. Логинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к подготовке студентов-дефектологов»

14) создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями развития и инвалидам;

15) расширение количества специальностей, по которым выделяется государственная квота для лиц с инвалидностью, переориентировав ее с гуманитарных специальностей на технические, 1Т-профиля и др., наиболее востребованные на современном рынке труда;

16) овладение всеми без исключения выпускниками вузов по каждой специальности инклюзивными технологиями обучения. Для этого целесообразно введение специальных дисциплин типа: «Инклюзивное образование», «Права лиц с ограниченными возможностями развития и инвалидов» и др. в качестве обязательных во всех вузах.

Таким образом, модернизация высшего образования с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями развития и инвалидов обусловливает необходимость разработки на государственном уровне стратегии и методологии инклюзивного высшего и послевузовского образования, совершенствования и внедрения методов и технологии обучения и воспитания в разнородной образовательной студенческой среде, разработки технологии психолого-педагогического сопровождения на ступени высшего и послевузовского инклюзивного образования и др.

Список литературы

1. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. № 319-Ш «Об образовании» (с изм. и доп. по сост. на 04.12.2015 г.).

2. План мероприятий по реализации Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира на 2014-2020 годы: постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2014 г. № 752.

М. И. Никитина, Е. Т. Логинова Современные подходы к подготовке студентов-дефектологов

Подготовка кадров для специального образования является сложной проблемой. Эта сложность определяется тем, что вопросы образование детей с ограниченными возможностями здоровья невозможно решить без учета социальных, экономических, политических и психологических условий, в которых протекает данный процесс. Вычленение внешних факторов, оказывающих влияние на процесс образования, свидетельствует о новой ситуации, в которой ведущая роль принадлежит мировоззрению и стратегии поведения педагога-дефектолога. Это условие является основополагающим при разработке программ подготовки специалистов факультета дефектологии и социальной работы.

В настоящее время факультет реализует такие направления подготовки, как:

«Специальное дефектологическое образование» - бакалавриат и магистратура.

«(Социальная работа» - бакалавриат и магистратура.

Подготовка кадров высшей квалификации также осуществляется в аспирантуре по следующим направлениям:

13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия);

19.00.10 Коррекционная психология.

Студенты факультета дефектологии и социальной работы получают знания по различным профилям и программам направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Направление бакалавриата «Специальное дефектологическое образование» осуществляются посредством следующих профилей: «Специальная психология», «Логопедия», «Дошкольная дефектология», «Олигофренопедагогика», «Образование детей с ЗПР».

Направление магистратуры «Специальное (дефектологическое) образование» представлено образовательными программами: «Теория и технология инклюзивного образования», «Проектирование и моделирование в логопедии», «Проектирование и моделирование в дошкольной дефектологии», «Педагог интегрированного обучения», «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутического спектра», «Технологии обучения и сопровождения лиц после кохлеарной имплантации».

В реализации данных образовательных программ участвуют научно-педагогические работники подразделений факультета: кафедр и научно-исследовательских лабораторий.

Учебный план подготовки магистров включает три блока: блок «Дисциплин (модулей)», блок «Практики», блок «Государственная итоговая аттестация».

Дисциплины модуля первого блока включает дисциплины базовой части программы («Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», «Лингвистические проблемы специальной педагогики и психологии» и др.) и дисциплины вариативной части («Нормативно-правовые основы специального образования», «Теоретико-методологические и содержательные проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в условиях интеграции» и др.).

Дисциплины второго блока относятся в полном объеме к вариативной части программы и реализуют научно-исследовательскую работу магистрантов, в которую включены такие виды практик, как «Научно-исследовательский семинар», «Производственная практика (диагности-

ко-консультативная и профилактическая, коррекционно-педагогическая, преподавательская, научно-исследовательская, преддипломная)».

При реализации программ магистратуры по данному направлению подготовки применяются элементы электронного и дистанционного обучения. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Направление бакалавриата «Социальная работа» осуществляется по профилю подготовки «Социальная работа», направление магистратуры «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности».

В результате освоения программ бакалавриата и магистратуры у студентов должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Образовательные программы спроектированы таким образом, что позволяют осуществлять всестороннее развитие личности студента-дефектолога, закладывают основы научно-методической работы и способствуют формированию профессиональных компетенций.

Содержание образования определяется исходя из следующих положений.

Осуществление культурологического подхода к отбору содержания образования, позволяющего обеспечить развитие и самоопределение педагога в контексте мировой и отечественной культуры.

Фундаментализация содержания образования с актуализацией практической направленности подготовки специалистов рассматриваемого нами профиля.

Гуманитаризация содержания образования, определяющая условия формирования у специального педагога собственного личностного отношения к миру.

Открытость и вариативность, предполагающая динамичность изменений в соответствии с требованиями настоящего и прогнозом на будущее.

Ориентация при отборе содержания на творчество, индивидуальность каждого студента.

Большое значение для формирования профессиональных компетенций отводится формированию готовности к культурно-просветительской деятельности, для чего студенты факультета активно привлекаются к добровольческой деятельности в составе волонтерской группы.

Основные виды добровольческой деятельности:

1) оказание помощи детям с ОВЗ и их семьям, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;

2) участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала детей с ОВЗ;

3) участие в популяризации идеи созданий инклюзивного образовательного и культурного пространства, формирование толерантности к социальной категории лиц с ОВЗ;

4) участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга для детей с ОВЗ;

5) участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий с участием детей с ОВЗ и их родителей.

Также педагоги и коррекционных, и общеобразовательных организаций могут пройти обучение на курсах переподготовки или повышения квалификации. Для выявления уровня готовности и сформированности базовой платформы компетентности педагогов составляется список необходимых характеристик: рост информационно-коммуникативной компетентности специалистов, портфолио педагогов, результаты профессиональной экспертизы, организация и продуктивность деятельности, количество методических разработок, проведение и участие в конференциях, семинарах.

Алгоритм процесса подготовки можно представить как процесс постепенного освоения обучающимися четырех этапов деятельности: адаптивного, ориентировочного, формирующего, оценочно-результативного.

Целью адаптивного этапа является определение личных качеств и профессиональной направленности личности. Цель ориентировочного этапа - определение уровня профессиональных компетенций у педагогов, которым предстоит пройти обучение на основе спроектированной системы обучения. Используемая технология взаимодействия субъектов образовательного процесса - модульное обучение; содержательная основа - изучаемая дисциплина. Цель формирующего этапа - формирование профессиональных компетенций. Цель оценочно-результативного этапа - подведение результатов процесса сформированности профессиональных компетенций.

Средствами контроля результативности, помимо традиционных форм и итоговой аттестации, выступают: тестирование педагогов, прошедших профессиональное обучение; обеспечение проб в выбранном профиле; выступления на научно-практических конференциях и дискуссии со специалистами общего и специального образования.

Определение профессиональной направленности является обязательным этапом для определения готовности педагога к взаимодействию с ребенком в ОВЗ. Также на основе запросов педагогов определяется тематика курсов повышения квалификации.

Сейчас факультет проводит курсы профессиональной переподготовки «Коррекционная педагогика» и курсы повышения квалификации «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации образовательного процесса детей с ОВЗ», «Современные технологии

психокоррекционной работы», «Организация и содержание работы де-фектолога в условиях реализации ФГОС», «Интегрированное обучение учащихся в ОВЗ в условиях общеобразовательной школы», «Специфика реабилитации учащихся специальных школ в условиях ФГОС».

Список литературы

1. Логинова Е.Т. Формирование профессиональных компетенций у студентов укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» // Развитие профессиональных компетенций студентов педагогического и психологического направлений в условиях разноуровневой подготовки в университете: материалы Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конф. / под ред. Р.А. Самофала. - Череповец: ЧГУ, 2015.

2. Горбик Е.О. Актуальные вопросы организации системы высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование: материалы XI междунар. науч. конф. 22-23 апреля 2015 г. -СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014.

3. Матвеева М.В. Интегрированный учебный план как средство реализации дифференцированной коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ // Проблемы и перспективы развития науки в начале третьего тысячелетия в странах СНГ: материалы VI междунар. науч.-практ. интернет-конф.: сб. науч. тр. - Переяслав-Хмельницкий, 2012. - 184 с. - URL: http://conferences.neasmo.org.ua/ zbirnuk_final_12_2012.pdf

Т. С. Овчинникова

Теоретическое обоснование проектирования адаптированной общеобразовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

С введением закона об образовании и внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) наметились существенные изменения стратегии и тактики организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО), направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. ФГОС ДО поставил перед педагогами новые задачи организации образовательного процесса в ДОО, решение которых позволит обеспечить:

• доступность и диверсификацию образовательных услуг для всех категорий детей, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

• вариативность содержания образования на основе индивидуализации и дифференциации образовательных программ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.