УДК 62-771
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МОДЕРНИЗАЦИИ И ОБНОВЛЕНИЯ ПАРКА
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ Воронин Борис Александрович - доктор юридических наук, профессор, директор научно
исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет. (620075 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42 тел. +7 (343) 221-4112, Е-mail: voroni [email protected])
Юсупов Мамед Лечиевич - кандидат экономических наук, доцент, декан факультета транспортно-технологических машин и сервиса ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет.
(620075 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42 тел. +7 9126009555 Е-mail: [email protected])
Новопашин Леонид Алексеевич, кандидат технических наук, доцент заместитель декана факультета транспортно-технологических машин и сервиса по научной работе ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет.
(620075 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42 тел. +7 (343) 371-3363, Е-mail: [email protected])
Воронина Яна Викторовна, старший преподаватель кафедры управления и права ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет.
(620075 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42 тел. +7 (343) 221-4112)
Рецензент М.Б. Носырев ,доктор технических наук профессор,почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор ФГБОУ ВО Уральский ГАУ (620075 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42 тел. 8 (343) 222-40-00, Е-mail: [email protected])
Ключевые слова: Россия, парк сельскохозяйственной техники, модернизация, государственная поддержка, Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения Аннотация
Успешное развитие аграрного производства невозможно без наличия у аграрных предпринимателей в достаточном количестве сельскохозяйственной техники и оборудования.
Современная техническая политика в аграрной сфере направлена на формирование парка машин и оборудования, обладающих ресурсосберегающими показателями и повышающих производительность труда.
Ускоренная модернизация сельскохозяйственной техники является одной из ключевых задач, от успешного решения которой зависит устойчивое и экономически эффективное развитие российского сельского хозяйства в современных социально-экономических условиях.
Российское сельскохозяйственное машиностроение на протяжении последних пяти лет демонстрирует рост производства, благодаря чему доля отечественной сельскохозяйственной техники и оборудования на внутреннем рынке достигла 60% и почти удовлетворяет потребности российского сельского хозяйства.
За счет новых современных и высоко производимых сельхозмашин обновляется парк сельхоз техники. Так, в 2017-2018 годах в серийное производство было поставлено более 150 моделей техники. [1]
В настоящей статье анализируется состояние государственной поддержки обновления парка сельскохозяйственной техники в аграрном секторе экономики.
ON THE STATE SUPPORT OF THE MODERNIZATION AND UPDATING OF THE PARK AGRICULTURAL TECHNOLOGY B.A. Voronin, doctor of law, professor, director of the scientific research institute of agrarian and ecological problems and agriculture management, Ural State Agrarian University
(620075 Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Karl Libknecht str., 42 tel. +7 (343) 371-33-63, Email: [email protected])
M.L. Yusupov, candidate of economy sciences, associate professor, Ural State Agrarian University
(620075 Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Karl Liebknecht st., 42 tel. +7 9126009555 E-mail: [email protected])
L.A. Novopashin, candidate of technical sciences, associate professor, Ural State Agrarian University
(620075 Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Karl Libknecht str., 42 tel. +7 (343) 371-33-63, Email: [email protected])
Y.V. Voronina, senior lecturer of the department of management and law of the Ural State Agrarian University.
(620075 Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Karl Liebknecht st., 42 tel. +7 (343) 221-41-12) Reviewer M.B. Nosyrev, doctor of technical sciences, professor, honorary worker of the highest professional education of the Russian Federation, professor of Ural State Agrarian University (620075 Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Karl Liebknecht st., 42 tel. 8 (343) 222-40-00, E-mail: [email protected])
Keywords: Russia, agricultural machinery park, modernization, state support, Agricultural engineering development strategy
Annotation
Successful development of agricultural production is impossible without agricultural enterprises having enough agricultural machinery and equipment.
Modern technical policy in the agricultural sector is aimed at the formation of a fleet of machinery and equipment with resource-saving indicators and increasing productivity.
Accelerated modernization of agricultural machinery is one of the key tasks, the successful solution of which depends on the sustainable and economically efficient development of Russian agriculture in modern socio-economic conditions.
Over the past five years, the Russian agricultural machinery industry has demonstrated an increase in production, thanks to which the share of domestic agricultural machinery and equipment in the domestic market has reached 60% and almost meets the needs of Russian agriculture.
Due to the new modern and high-produced agricultural machinery, the agricultural machinery park is being updated. So, in 2017-2018, more than 150 models of equipment were supplied to mass production. [1]
This article analyzes the state support for the renewal of the agricultural machinery park in the agrarian sector of the economy.
Цель исследования - провести анализ состояния и прогноз модернизации парка сельскохозяйственной техники в Российской Федерации.
Методы исследования - анализа, синтеза, обобщения, экономического прогнозирования.
Результаты исследования. Состояние парка сельскохозяйственной техники в России характеризуется критической недооснащенностью и высокой степенью износа. По данным Федеральной службы государственной статистики, количество тракторов и самоходных уборочных машин сократилось более чем в 6 раз за последние 25 лет (с 1945 тыс. штук в 1990 году до 312 тыс. штук в 2015 году). Такое сокращение объясняется смещением спроса в сторону более мощных и производительных машин, однако оснащенность сельского хозяйства России по сравнению с оснащенностью сельского хозяйства Канады, схожей с Россией, по почвенно-климатическим условиям, урожайности, контурности полей, остается на крайне низком уровне. Так, в России на 1000 гектаров пашни приходится 3 трактора, в то время как в Канаде 16 тракторов. Аналогичная ситуация наблюдается с уборочными сельскохозяйственными машинами. При этом доля используемых сельскохозяйственных машин с вышедшими нормативными сроками амортизации и эксплуатации (то есть старше 10 лет) достигает 70 процентов, что приводит к их низкой производительности, срывам принятых агросроков и увеличению потерь продукции при уборке (по оценкам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, потери продукции достигают 10-20 процентов валового сбора).
Помимо низкого платежеспособного спроса на внутреннем рынке, доля российских производителей сельскохозяйственной техники остается на невысоком уровне (по итогам 2016 года доля российских производителей на внутреннем рынке составила 54 процента в денежном выражении). При этом в ряде сегментов отрасли сельскохозяйственного машиностроения доля российской сельскохозяйственной техники на внутреннем рынке не превышает 20-30 процентов, а по отдельным типам тракторов потребности сельского хозяйства не обеспечиваются в принципе. Так, импорт гусеничных тракторов 4 и 5 тяговых классов составляет 100 процентов, колесных тракторов с двигателем мощностью до 100 л. с. - 98 процентов. Приведенные данные также свидетельствуют о большом потенциальном рынке для российских производителей сельскохозяйственной техники. [2]
Учитывая имеющиеся проблемы в областях обеспечения сельского хозяйства современными видами сельскохозяйственной техники преимущественно отечественного производства, распоряжением Правительства Российской Федерации № 1455-р от 7 июля 2017 года была утверждена Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года. [2]
В область распространения Стратегии входит следующая сельскохозяйственная техника, используемая при производстве основных видов продукции растениеводства, включая кормовые культуры:
• тракторы сельскохозяйственные (колесные и гусеничные);
• самоходные сельскохозяйственные машины (комбайны зерноуборочные, комбайны кормоуборочные, комбайны для уборки корнеклубнеплодов, опрыскиватели для защиты растений);
• прицепные и навесные сельскохозяйственные машины (плуги, бороны, культиваторы, сеялки, разбрасыватели органических и минеральных удобрений, прицепные комбайны кормоуборочные, прицепные комбайны для уборки корнеклубнеплодов, прицепные опрыскиватели для защиты растений, машины для заготовки кормов (косилки, пресс-подборщики, грабли и прочие машины), мобильные кормосмешиватели и кормораздатчики, машины для орошения, машины для специализированных подотраслей сельского хозяйства (кролиководства, овцеводства, овощеводство, садоводства, виноградарства).
В 2018 году российские аграрии приобрели 10,4 тыс. тракторов, 5,2 тыс. зерноуборочных комбайнов, 646 кормоуборочных комбайнов. Из них из бюджета была просубсидирована закупка 12% тракторов (1,2 тыс.), 65% зерноуборочных комбайнов (3,4 тыс.) и 31% кормоуборочных комбайнов (200 штук).
На 2019 год Минсельхоз поставил задачу увеличить закупки. По прогнозам органов управления АПК, в этом году аграрии планируют закупить 12,2 тыс. тракторов, 5,4 тыс. зерноуборочных комбайнов, 813 кормоуборочных комбайнов. [3]
В 2018 году российские заводы увеличили продажи сельхоз техники на внутреннем рынке на 25% по сравнению с уровнем 2016-го, до 100,6 млрд руб., сообщила ассоциация «Росспецмаш». В то же время, как уточнил журналу «Агроинвестор» представитель ассоциации, по сравнению с показателем 2017 года объем отгрузок техники в прошлом году вырос лишь на 3%.
В количественном выражении самую значительную динамику показали машины для внесения удобрений, продажи которых за год увеличились на 58%, до 644 ед. Продажи опрыскивателей поднялись на 29%, до 1179 ед., кормоуборочных комбайнов - на 19%, до 532 ед., полноприводных сельскохозяйственных тракторов - на 18%, до 2276 ед., косилок - на 12%, до 2649 ед., пресс-подборщиков - на 10%, до 1230 ед., борон - на 6,3%, до 4048 ед.
В то же время по объему экспорта прошлый год стал рекордным для отечественных производителей сельхозтехники. Заводы нарастили поставки на внешний рынок на 40%, до 11 млрд руб. Благодаря высокой конкурентоспособности российской техники удалось в разы увеличить отгрузки в страны, где очень хорошо развито собственное сельхозмашиностроение, например, в Германию и Польшу.
С 2013 по 2016 год выпуск сельхозмашин в России в денежном выражении вырос с 35,5 до 88,6 млрд руб., доля российской техники на внутреннем рынке за этот период увеличилась с 24 до 54%. В соответствии со Стратегией развития сельхозмашиностроения, утвержденной правительством РФ, к 2021 году доля техники российского производства на внутреннем рынке должна увеличиться до 80%, к 2030-му выпуск сельхозтехники должен вырасти в три раза, а экспорт - более чем в 12 раз и составить не менее 100 млрд руб. [4]
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о внесении изменений в правила предоставления субсидий производителям сельхозтехники. Оно усовершенствует правила предоставления таких субсидий на этот год. «Лимит объема субсидий корректируется в зависимости от численности персонала», - сообщил глава кабинета министров на совещании, посвященном развитию отечественного сельхозмашиностроения, в Краснодаре.
Как уточняется на сайте правительства, для производителей техники с численностью персонала 75-500 человек суммарный объем субсидий увеличен с 5 до 15% (в процентах от общего объема субсидий на финансовый год), а для производителей с персоналом 500-1000 человек - с 12,5 до 20%. Кроме того, установлена возможность субсидирования сельхозтехники для производства и послеуборочной обработки льна. «Корректировка правил позволит стабилизировать объемы производства сельскохозяйственной техники, будет способствовать дополнительной нагрузке производственных мощностей предприятий, сохранению рабочих мест, в том числе в смежных отраслях», - отмечается в сообщении.
Напомним, правила предоставления субсидий были утверждены в 2012 году постановлением Правительства РФ №1432. В соответствии с ним аграрии могут приобретать сельхозтехнику отечественного производства со скидкой 15-20%, при этом с 15 августа по 15 декабря 2018 года субсидирование скидок было увеличено до 25-30%. Производители продают свою технику аграриям по более низкой цене, со скидкой. Недополученные расходы компенсируются за счет бюджетных денег. В прошлом году на эти цели из федерального бюджета было выделено 10 млрд руб., в результате по программе субсидирования было реализовано свыше 17,5 тыс. единиц сельхозтехники. [5]
На 2019 год на программу-1432 предусмотрено 8 млрд руб., однако, как заявил глава кабинета министров, есть возможность выйти за рамки этой суммы. «Правительство готово будет рассмотреть вопрос увеличения финансирования по таким программам субсидирования. Нужно посмотреть на реальные темпы выпуска, на потребности, которые формируют сами потребители, на региональные заявки. Тем не менее мы готовы будем это сделать», - сказал Медведев.
Кроме скидок правительство субсидирует льготные кредиты на покупку российской сельхозтехники: программа льготного кредитования стартовала в июне 2018 года. По словам Медведева, этой возможностью в прошлом году воспользовались около 100 компаний, закупив сельхозтехнику на сумму более 2 млрд руб. «Мы будем предоставлять субсидии на эти цели и дальше, увеличивая возможности финансирования, насколько получится», - пообещал глава правительства.
Медведев сообщил о других мерах поддержки отрасли. В прошлом году мы 19 организациям компенсировали часть затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по производимой сельхозтехнике. На это было направлено 9 млрд руб., деньги заложены в бюджет текущего года и на два последующих года. В общей сложности до конца 2021 года это почти 38 млрд руб.
Также Председатель Правительства РФ поручил Минсельхозу, Минпромторгу и Минэкономразвития проработать вопрос о возможности предоставлять малому и среднему бизнесу сельхозтехнику в краткосрочную аренду, в частности на период уборочной кампании. [6]
Выводы.
В настоящее время в Российской Федерации создается платформа для перехода на новые принципы цифровой экономики в АПК.
Российский сельхозмаш начал внедрять в производство самые свежие разработки в сфере роботизации и цифровых технологий, которые могут кардинально изменить состояние парка сельскохозяйственных машин в АПК.
Многие сельхоз машины уже оснащены дистанционной телеметрией, позволяющей минимизировать простои и потери времени на сервисные операции. Ведется работа по созданию и
расширению линейки автономных сельскохозяйственных машин и другие инновации в сфере модернизации сельскохозяйственной техники.
Важно, что всё новое в производстве сельскохозяйственной техники и оборудования получает государственную финансовую поддержку, а этот фактор является гарантией реального обеспечения сельского хозяйства новой сельскохозяйственной техникой по её объемам и качеству.
Список литературы
1. Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения в России на период до 2030 года. (Электронный сайт Правительства РФ)
2. Распоряжение Правительства РФ №1455-р от 7 июля 2017 г.
3. Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам www.tass.ru
4. Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам www.agroinvestor.ru
5. Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам www.mcx.ru и www.ria.ru
6. Подготовленно ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам www.tass.ru и www.rg.ru
Bibliography
1. The strategy for the development of agricultural engineering in Russia for the period up to 2030. (Electronic website of the Government of the Russian Federation)
2. Order of the Government of the Russian Federation No. 1455-p dated July 7, 2017
3. Prepared by FGBU "Center of Agroanalytics" on materials www.tass.ru
4. Prepared by FGBU "Center of Agroanalysts" on materials www.agroinvestor.ru
5. Prepared by FGBU "Center for Agroanalytics" on materials www.mcx.ru and www.ria.ru
6. Prepared by the Federal State Budgetary Institution "Center of Agroanalytics" based on materials of www.tass.ru and www.rg.ru