УДК 94(47).084.8/084.9
МАШИННО - ТРАНСПОРТНЫЕ СТАНЦИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ
Воронин Борис Александрович - доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет.
(620075 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42 тел. +7 (343) 221-41-12, E-mail: [email protected])
Юсупов Мамед Лечиевич - кандидат экономических наук, доцент, декан факультета инженерных технологий ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет.
(620075 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42 тел. +7 9126009555 E-mail: [email protected])
Новопашин Леонид Алексеевич - кандидат технических наук, доцент кафедры технологических и трнспортных машин, ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет.
(620075 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42 тел. +7 (343) 371-33-63, E-mail: [email protected])
Воронина Яна Викторовна - старший преподаватель кафедры управления и права ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет.
(620075 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42 тел. +7 (343) 221-41-12)
Рецензент: Зеленин А.Н. - кандидат технических наук, доцент, ФГБОУ ВО Уральский государственный аграрный университет
(620075 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42 тел. +7 9089282546, Е-mail: [email protected])
Ключевые слова: сельское хозяйство, машинно - тракторная станция, механизаторские кадры, колхозы и совхозы.
Аннотация
Машинно - тракторная станция (МТС) - государственное сельскохозяйственное предприятие, основу которого составляет наличие тракторов, комбайнов, прицепного, навесного и иного оборудования, обеспечивающего проведение технологических работ в течении всего сельскохозяйственного года, обладающего ремонтно - механической базой, а так же квалифицированными кадрами механизаторов и рабочих, проводящих слесарно - токарные, кузнечные, сварные и иные ремонтные работы.
МТС, как правило, обеспечивала колхозы, расположенные в оптимальной транспортной доступности в пределах одного административного района.
Основной производственной структурой МТС была тракторная бригада. Машинно -тракторные станции обслуживали колхозы на основе типового договора и осуществляли производственно - техническое обеспечение хозяйственной деятельности колхозов.
При каждой МТС были созданы политотделы, которые были в тесной связи с ГПУ вначале, и особенно в военный период, выявляли различного рода вредителей и нарушителей трудовой и технологической дисциплины. Особая заслуга МТС в развитии сельского хозяйства в годы Великой Отечественной войны и развитии сельскохозяйственного производства впервые послевоенные годы, когда в колхозах и совхозах не хватало квалифицированных механизированных кадров и сельскохозяйственной техники.
MACHINERY - TRANSPORT STATIONS IN AGRICULTURE OF RUSSIA B.A. Voronin, doctor of law, professor, director of the scientific research institute of agrarian and ecological problems and agriculture management, Ural State Agrarian University
(620075 Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Karl Libknecht str., 42 tel. +7 (343) 371-33-63, Email: [email protected])
M.L. Yusupov, candidate of economy sciences, associate professor, Ural State Agrarian University
(620075 Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Karl Liebknecht st., 42 tel. +7 9126009555 E-mail: [email protected])
L.A. Novopashin, candidate of technical sciences, associate professor, Ural State Agrarian University
(620075 Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Karl Libknecht str., 42 tel. +7 (343) 371-33-63, Email: [email protected])
Y.V. Voronina, senior lecturer of the department of management and law of the Ural State Agrarian University.
(620075 Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Karl Liebknecht st., 42 tel. +7 (343) 221-41-12)
Reviewer: Zelenin A. N. - candidate of technical sciences, associate professor, Ural state agrarian University
(620075 Sverdlovsk region, Ekaterinburg, Karl Liebknecht str., 42 tel. +7 9089282546, E-mail: [email protected])
Keywords: agriculture, machine and tractor station, machine operator personnel, collective and state farms.
Summary
Machine and tractor station (MTS) is a state agricultural enterprise, the basis of which is the presence of tractors, combines, trailed, mounted and other equipment that provides for the
implementation of technological work throughout the entire agricultural year, has a repair and mechanical base, as well as qualified personnel of machine operators and workers carrying out metalwork - turning, blacksmithing, welding and other repair work.
MTS, as a rule, provided collective farms located in optimal transport accessibility within the same administrative region.
The main production structure of MTS was the tractor team. Machine and tractor stations served collective farms on the basis of a model contract and carried out industrial and technical support for the economic activities of collective farms.
Political departments were created at each MTS, which were in close contact with the GPU at the beginning, and especially during the war period, and revealed various kinds of pests and violators of labor and technological discipline. A special merit of MTS in the development of agriculture during the Great Patriotic War and the development of agricultural production for the first time after the war, when the collective farms and state farms lacked qualified mechanized personnel and agricultural machinery.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы объективно оценить существование МТС как формы организации сельскохозяйственной деятельности в сельских населенных пунктах в условиях нехватки квалифицированных кадров механизаторов и ремонтных специалистов.
Методы исследования: исторический, социологический, экономического анализа.
Результаты исследования.
5 июня 1929 г. Совет Труда и Обороны принял постановление «Об организации машинно -тракторных станций»[1] положившее начало широкому строительству МТС в нашей стране. Отмечая роль МТС в колхозном строительстве, на ноябрьском (1929г.) Пленуме ЦУ ВКП(б) подчеркивалось, что, «создавая широкую возможность использования преимуществ современной техники в крестьянских хозяйствах, машинно - тракторные станции должны стать центром сплошной коллективизации целых районов» [2]. Пленум одобрил создание Трактороцентра как автономного органа, входящего в систему Колхозцентра.
До 1958 года МТС представляли собой индустриальную, материально - техническую базу колхозного строя и были важнейшими опорными пунктами в руках социалистического государства по руководству колхозами [3].
Машинно - тракторная станция как государственные сельскохозяйственные предприятия находились на государственном бюджетном финансировании, и их работники получали от государства денежную заработную плату, в тоже время МТС по официальным договорам с колхозами получали от колхозов оплату зерном и иными продуктами за выполненные работы в растениеводстве[4].
Развитие и укрепление колхозного строя способствовало созданию в Свердловской области более 75 МТС, в которых были сосредоточенны трактора и другая сельскохозяйственная техника, а также кадры квалифицированных механизаторов.
Машинно - тракторные станции с начала создания уделяли серьезное внимание развитию мастерских, в которых трудились квалифицированные слесари, электрики, кузнецы, токари, сварщики и другие специалисты. Для них были созданы особые условия труда, заработной платы и иных гарантий, включая предоставление брони от участия в Великой Отечественной войне.
Мастерские МТС строились из кирпича и были капитальными зданиями, отдельные из которых до сих пор сохранились и используются в разных целях.
МТС занимались не только производством полеводческих работ, но и научно -производственными исследованиями.
Так, в 1946 - 1954 годах в Белоярском районе Свердловской области вошла в строй первая в стране электро -МТС, которая проводила работу по внедрению электроэнергии в сельском хозяйстве.
Внедрение электричества во все отрасли колхозного производства составляла предмет главной и постоянной заботы Белоярского райкома партии и райисполкома. Большим праздником был день появления на полях Белоярки электротракторов. Управление машиной полностью механизировано. Достаточно сказать, что для ее пуска надо только нажать кнопку. Новый электрический трактор легко тянет многокорпусные плуги и одновременно выпахивает площадь шириной около двух метров... Когда необыкновенные, невиданные еще машины вышли на поля, колхозники все обеденные перерывы проводили возле них, безмолвно созерцая их ровную, почти бесшумную работу». В те годы в крестьянский обиход вошли понятия: электрострижка, электродойка, электрокормокухня. Что касается электротракторов, то их считали гигантским «шагом к коммунизму», преобразующим труд и быт колхозной деревни. «Ни возни с горючим, ни гари. Работать на таком тракторе - одно удовольствие... Вспашка одного гектара электротрактором при питании его от гидростанции обходится значительно дешевле, чем вспашка тепловым трактором», - радовался новинке один из механизаторов тех лет. Увы, то ли всегдашнее российское разгильдяйство послужило тому причиной, то ли сыграла роль необъятность родных полей для электровспашки которых потребовалось бы огромное количество подстанций и электрокабелей, но заманчивое это новшество на белоярских полях не прижилось [5]. Как отмечает В.П. Мотревич [6]. Крупным шагом в реформировании колхозного строя явилось реорганизация машинно - тракторных станций. В 1958 г. в стране были ликвидированы МТС, их техника передана колхозам. Передача колхозам техники теоретически позволяла лучше ее использовать, поскольку на земле теперь оставался один хозяин - колхоз. Это уменьшало обезличку в крестьянском труде. Однако при ликвидации МТС колхозам был навязан выкуп имеющейся у машинно - тракторных станций техники. Это поглотило финансовые ресурсы
колхозов и заставило многие из них брать большие кредиты в банке без перспективы по ним рассчитаться. Долги колхозов банкам за сельскохозяйственную технику составили в 1961 г. более 2 млрд.руб. При этом государство сохранило за собой материально - техническое снабжение колхозов и заказ на производимую колхозами сельскохозяйственную продукцию, что усилило неэквивалентность обмена, между нами. Одним из негативных последствий реорганизации МТС была и потеря примерно половины квалифицированных механизаторских кадров. Механизаторы МТС опасались, что переход на работу в колхозы понизит их социальный статус. Работая в МТС, они считались рабочими, получали более высокую зарплату и имели право на пенсию. При переходе на работу в колхозы механизаторы всего этого лишались, и многие из них, имея дефицитную профессию, переехали на жительство в города. Из - за низкого уровня технического обслуживания в колхозах ухудшилась эксплуатация техники. Для проверки технического состояния и ремонта машин на селе стали создаваться организации «Сельхозтехника», но это не привело к заметному улучшению.
Правовой основой для ликвидации МТС стал закон «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно - тракторных станций» от 31 марта 1958г.
Выводы.
Исследование истории МТС в сельском хозяйстве советской России свидетельствует о внимании органов государственной власти к формированию технического потенциала колхозов и совхозов как основных форм хозяйства в сельской местности. Создание большого количества колхозов после 1927 года с их слабой технической базой объективно потребовало концентрации тракторов, комбайнов и сельскохозяйственного оборудования, а так же ремонтно - технических материалах, в специальных предприятиях с участием государства, которые получали название машинно - тракторная станция. Это было важное решение страны и правительства в годы развития в стране колхозного строя и активного участия государства в сельском хозяйстве в условиях существования кооперации, поскольку колхозы на начальном этапе своего существования были сельскохозяйственными кооперациями и создавались на принципах сельскохозяйственной кооперации.
После официальной ликвидации МТС в отдельных регионах Российской Федерации были попытки организовать машинно - тракторные станции в условиях рыночных отношений в сельском хозяйстве.
В Свердловской области в начале девяностых годов было создано 14 МТС, которые не получали дальнейшего развития как новые формы хозяйствования в условиях трансформации экономических отношений, приведших к кризису в аграрной экономике и, в массе своей, к развалу сельскохозяйственных организаций.
Сегодня необходимо вернутся к воссозданию МТС, но в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, в соответствии с федеральным законом от 08.12.1995 г. «О
сельскохозяйственной кооперации» [8]. Например, в Свердловской области создано более 700 фермерских хозяйств и только у некоторых из них имеется необходимая сельскохозяйственная техника, а во многих имеются изношенные трактора и комбайны, что не позволяет нормально организовать технологический процесс. Надо создавать сельскохозяйственные потребительские кооперативы фермеров и привлекать к этому личные подсобные хозяйства сельских жителей.
С учетом опыта функционирования машинно- тракторных станций в советской России и современных экономических реалий необходимо разработать и применять специальный закон о МТС с реальной государственной финансовой поддержкой этой формы хозяйствования в аграрной экономике страны.
Необходимо теоретическое освоение опыта существования МТС и практическая помощь органов власти на всех уровнях в создании условий для развития этих структур в современных условиях хозяйствования в аграрной сфере.
Необходимо создать условия для обеспечения производственно - хозяйственной деятельности фермеров соответствующим техническим потенциалом, а так же высококвалифицированными механизированными кадрами. Эти задачи можно решить с помощью МТС, особенно в условиях цифровизации сельской экономики.
Библиографический список
1. СЗ СССР, 1929, №39, ст.353
2. КПСС в резолюциях и решениях... Т. 4, с.348
3. Советское колхозное право: — М. Юрид. литература. 1978. С. 31
4. Мотревич В. П. Экономическая история России: учебное пособие: — Екатеринбург: [Изд-во Гуманитар. ун-та], 2005. — 712 с.
5. Новопашин М.М., Сухов Ю.Д., Киров Н.А., Семенин А.Ф., Трофимов А.В. Крестьянский сарафан Малахитницы: культурно-исторические очерки:— Екатеринбург: [Изд-во Сократ], 2003.С.368
6. Мотревич В.П. Аграрная история России (IX-XX вв.). Учебное пособие: — Екатеринбург: [Уральское аграрное издательство], 2012. С. 288
7. Закон СССР от 31.03.1958 "О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций»: — [Изд-во Известие], 1958.
8. Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" от 08.12.1995 N 193-Ф3: — Собрание законодательства РФ, 1995. №50. С4870
Bibliographic list
1. SZ USSR, 1929, No. 39, Art. 353
2. The CPSU in resolutions and décisions ... T. 4, p.348
3. Soviet collective farm law: - M. Yurid. literature. 1978. S. 31
4. Motrevich V. P. The economic history of Russia: a training manual: - Yekaterinburg: [Publishing house of the Humanities. University], 2005. - 712 p.
5. Novopashin M.M., Sukhov Yu.D., Kirov N.A., Semenin A.F., Trofimov A.V. Peasant sundress Malachitnitsy: cultural and historical essays: - Yekaterinburg: [Publishing house Sokrat], 2003.P.368
6. Motrevich V.P. The agrarian history of Russia (IX-XX centuries). Textbook: - Yekaterinburg: [Ural Agricultural Publishing House], 2012. P. 288
7. Law of the USSR of 03.31.1958 "On the further development of the collective farm system and the reorganization of machine and tractor stations": - [Izvestia Izvestia], 1958.
9. Federal Law "On Agricultural Cooperation" dated 08.12.1995 N 193-03: - Meeting of the legislation of the Russian Federation, 1995. No. 50. S4870