Научная статья на тему 'О государственном регулировании в сфере культуры'

О государственном регулировании в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2034
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIAL STATE / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ / REG ULATION MECHANISM / КУЛЬТУРА / CULTURE / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT SYSTEM / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / STATE CULTURAL POLICY / STATE REG ULATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Федорков Александр Иванович, Яновский Валерий Витальевич

Статья посвящена особенностям государственного управления в сфере культуры. Проведено сравнительное изучение международного опыта и практики государственного регулирования культурной жизни. Авторами показано, что в контексте тенденций глобальной нестабильности, в первую очередь политического и экономического характера, необходимость укрепления государственности и национальной безопасности, единства всего народа, осознания своей собственной цивилизованной идентичности и самооценки значительно возросла для России. Кроме того, подчеркивается особая роль государственного регулирования в культурной сфере. Как оказалось, эффективность государственного регулирования в сфере куль-туры будет определяться тем, насколько хорошо эти меры согласуются с топологией рынка аттракторов нелинейных изменений в национальной экономической системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON STATE REGULATION OF THE CULTURAL SPHERE

The article is concerned with the features of public management in the culturalsphere. The comparative study of the international experience and practice ofthe state regulation of cultural life is presented. The authors demonstrated thatin the context of global instability tendencies as well as political and economiccrisis, the necessity of statehood strengthening and national security, unity ofthe entire people, awareness of their own civilized identity and self-esteem isincreased significantly for Russia. In addition, it emphasizes special role of thestate regulation of the cultural sphere. As it turned out, the efficiency of the stateregulation in the cultural sphere will be determined by what extent these measureswill be approved with the topology of the market attractors of nonlinear changesin the national economic system.

Текст научной работы на тему «О государственном регулировании в сфере культуры»

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

ON STATE REGULATION OF THE CULTURAL SPHERE

УДК 338.24 : GG8

ФЕДОРКОВ Александр Иванович

профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, [email protected]

FEDORKOV, Aleksandr Ivanovich

Professor at the Management in Economic and Social Processes Department of the Saint-Petersburg Institute of Film and Television, Doctor of Economics, Professor, [email protected]

ЯНОВСКИЙ Валерий Витальевич

профессор кафедры экономики и финансов Северо-Западного института управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Санкт-Петербург), доктор экономических наук, профессор, [email protected]

YANOVSKY, Valery Vitalyevich

Professor at the Department of Economics and Finance of the North-West Institute of Management -brunch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint Petersburg), Doctor of Economics, Professor, [email protected]

Аннотация.

Статья посвящена особенностям государственного управления в сфере культуры. Проведено сравнительное изучение международного опыта и практики государственного регулирования культурной жизни. Авторами показано, что в контексте тенденций глобальной нестабильности, в первую очередь политического и экономического характера, необходимость укрепления государственности и национальной безопасности, единства всего народа, осознания своей собственной цивилизованной идентичности и самооценки значительно возросла для России. Кроме того, подчеркивается особая роль государственного регулирования в культурной сфере. Как оказалось, эффективность государственного регулирования в сфере культуры будет определяться тем, насколько хорошо эти меры согласуются с топологией рынка аттракторов нелинейных изменений в национальной экономической системе.

Ключевые слова: государственное регулирование, социальное государство, механизм регулирования, культура, система управления, экономика, государственная культурная политика.

© Федорков А. И., Яновский В. В., 2017.

Abstract.

The article is concerned with the features of public management in the cultural sphere. The comparative study of the international experience and practice of the state regulation of cultural life is presented. The authors demonstrated that in the context of global instability tendencies as well as political and economic crisis, the necessity of statehood strengthening and national security, unity of the entire people, awareness of their own civilized identity and self-esteem is increased significantly for Russia. In addition, it emphasizes special role of the state regulation of the cultural sphere. As it turned out, the efficiency of the state regulation in the cultural sphere will be determined by what extent these measures will be approved with the topology of the market attractors of nonlinear changes in the national economic system.

Key words: state regulation, social state, regulation mechanism, culture, management system, economics, state cultural policy.

Анализ мирового опыта и практики подтверждает, что государственное регулирование культурной жизни в любой стране имеет исключительное значение, особенно в переломные моменты общественного развития. Необходимость государственного регулирования культурной деятельности обусловлена высокой социальной значимостью культуры, ее возрастающим влиянием на экономику, образ жизни населения, его способность к трудовой деятельности, на социальную стабильность общества и в ряде случаев - на здоровье населения. Государственное регулирование должно формировать такой набор организационных, правовых, финансовых и экономических условий и инструментов деятельности всех лиц, создающих культурные блага, который соответствует уровню прорывных технологий.

Россия находится перед системными долговременными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и собственные проблемы развития. Сегодня в мире наблюдается усиление глобальной конкуренции, охватывающей как традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, так и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

Санкционные меры западных государств и введение Правительством Российской Феде-

рации политики импортозамещения открыли возможности для новых инновационных вариантов развития экономики России [1].

Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры. Требуется переход к качественно новому развитию библиотечного, музейного, выставочного и архивного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства [2].

Государство и культура являются понятиями, неотделимыми друг от друга. Известны разные интерпретации термина «культура», в том числе: «культура - совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность» [3]. Культура - совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей - (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т. д.) [4]. Культура, являясь одним из рычагов воздействия государства на общество, регулируется

государством с целью исполнения наиболее важных задач и целей, которые государство перед ней устанавливает. Это часто приводит к конфликту между государством и культурой: государство преследует собственные цели, а деятели культуры пытаются реализовать собственные пожелания. Разумеется, не всегда они противостоят или противоречат друг другу, однако конфликт интересов, как и в любой деятельности нескольких контрагентов, присутствует.

Наше будущее во многом зависит от того, как мы сможем ответить на вызовы, с которыми сталкиваемся уже сегодня. И, пожалуй, наибольшее значение имеют в XXI в. глобальные вызовы - то, чего раньше не было. Это такие вызовы, на которые нельзя ответить в рамках одной страны, а приходится отвечать всем миром в буквальном смысле этого слова. И один из главных, может быть, даже самый главный вызов будущего, если не считать таких вызовов, как изменение климата, или других таких же масштабов, это глобальный миграционный вызов.

Сегодня мир в целом поражен вирусом всеобщего недоверия. Избиратели не доверяют национальным правящим элитам, и яркий пример тому даже не победа американского республиканца Трампа на выборах президента США, а выборы президента Австрии, где из-за разногласий в ходе подсчета голосов пришлось еще раз проводить второй тур. При этом после избрания Трампа европейские союзники не доверяют США. Китай находится на грани военного конфликта сразу с несколькими своими соседями, включая Японию, демонстрирует готовность «взять под свое крыло» Россию.

На фоне тенденций мирового политического и экономического кризиса Россия может столкнуться с опасными проявлениями, к числу которых относятся:

• снижение интеллектуального и культурного уровня общества;

• девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;

• рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения;

• деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, ложное представление об исторической отсталости России [4].

Цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом [2].

Целесообразность создания новых институций продиктована невозможностью достижения целей государственной культурной политики в рамках имеющихся административных структур за счет изменения их полномочий, функций, форм деятельности и регламентов.

Когда описывают какие-то реформы, какие-то новшества, то все время говорят о том, как надо организовать людей. И никогда не говорят о том, что им надо дать свободу. Категория «свобода» вообще вышла из употребления. Считается так, что если человеку дать свободу, он будет только красть. Однако для того, чтобы что-то происходило в области культуры, необходима именно свобода [5]. Необходима, прежде всего, не организация, не регламентация, не прописывание инструкций, не постоянный контроль, не многотомные отчеты, а свобода творчества. Поэтому так важно использовать при регулировании сферы культурной деятельности адекватные в широком смысле механизмы, соответствующие современному уровню развития культуры управления. Обычно в государственном регулировании деятельности учреждений культуры используют:

1. Финансовые механизмы

Финансовые рычаги влияния на сферу культуры являются, с одной стороны, мощными, но с другой - узконаправленными методами решения тех или иных проблем. Государственное финансирование учреждений культуры для многих организаций является если не единственным, то абсолютно главенствующим источником дохода. Прямая зависимость от средств государства, с одной стороны, является негативным фактором, ограничивающим свободу в принятии решений, но с другой -позволяющим выполнять социальную функ-

цию, доносить до широких слоев потребителей культурный продукт.

2. Политические механизмы

Согласно ст. 29 п. 5 Конституции Российской Федерации цензура запрещена, а значит, демонстрация тех или иных произведений искусства, выражение творческой свободы не могут быть прямо запрещены к показу. Однако на это правило накладывается ряд ограничений, которые позволяют в той или иной ситуации применять определенные ограничения. Кроме официальных механизмов, сфера культуры, как сфера, в которой преобладают человеческие отношения, зависима от конкретных людей, имеющих влияние в той или иной сфере. Кроме этого, государством оказывается организационная поддержка тех или иных видов культуры и творчества, которые наиболее интересны государству.

3. Социальные механизмы

К социальным механизмам влияния и контроля сферы культуры со стороны государства можно отнести механизмы стимулирования меценатства и благотворительности, что в какой-то мере относится и к финансовым рычагам, однако проявляется именно через работу государства с обществом. К механизмам такого рода можно отнести систему подготовки кадров, обучения и переподготовки специалистов в сфере культуры. Формирование того или иного слоя и компетенций будущих специалистов данной сферы напрямую влияет на образ сферы культуры.

Население Азии уже сейчас составляет 4,5 млрд человек и продолжает расти. А население азиатской части России, все, что за Уралом, - это меньше 30 миллионов. Думать, что в этих сообщающихся сосудах, в которые превратился современный мир, мы совершенно изолированы и на нас не будет действовать это давление - было бы большой ошибкой. Сегодня все спокойно. Что будет завтра? Вот это давление, оно фильтруется, оно просачивается из этого навеса в нашу страну в самых разных формах и влияет на общество и его культуру.

Приведенные выше группы механизмов регулирования сферы культуры государством

так или иначе опираются на законодательную базу, которая сегодня переформатируется. Указ Президента от 24.12.2014 стал поворотной точкой в истории российской сферы культуры, пережившей множество тяжелых периодов [4]. Теперь сфера культуры стала рассматриваться не просто как отдельная категория сферы услуг, а как важная часть независимости, государственной и национальной самоидентификации, носитель традиций и базовая основа для формирования образа гражданина Российской Федерации.

Будущее страны тесным образом связывается в этом документе с будущим ее культуры: «Современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса. Культура России — такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально- экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире».

Указ о государственной культурной политике появился на свет в тот момент, когда в мире углубился кризис и назревает новый геополитический передел, в котором территория России является для так называемой мировой элиты самым желанным «куском». Это мы думаем, что мы - часть мировой культуры. А у современной мировой культуры на этот счет свое мнение! (Мы думаем, что мы не зерно, а петух-то этого не знает...) И это - во всей культуре, пожалуй, только музыканты и балет - другое дело, поскольку нет языкового барьера.

В этой связи для России чрезвычайно возросла необходимость укрепления государственности и национальной безопасности, единения всего народа, сознания собственной цивилизационной самобытности и собственного достоинства. Культура в ее фундаментальном понимании лежит в основе самоидентификации народа, т. е. в отождествлении гражданином себя с историей страны, с ее героическими военными и трудовыми подвигами, нравственными и духовными идеалами.

В «Основах государственной культурной политики» указывается на ценностно-формиру-ющее влияние православия, русского языка и русской культуры на традицию дружественных межнациональных отношений в нашем многонациональном государстве. Путь к более высокому качеству общества видится через «формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности», воспитание патриотизма, через передачу новым поколениям «свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности».

Нужны длинные горизонты мышления элит. Для этого необходимо, чтобы уровень качества общественного развития касался и их интересов тоже. Понятно, например, что старость -абсолютно неизбежное будущее каждого. Потому, без каких либо сомнений, нужны механизмы наследования больших состояний (а это очень непростой вопрос!) и культура преемственности власти на всех уровнях управления. Вообще вопрос о стариках как ставится? У нас не выдержат финансовые, страховые, пенсионные системы. Однако вспомним: примерно 2000 лет назад такая проблема уже возникала. Почему-то перестало умирать старшее поколение - 50-летние - в античном обществе. И Рим стал великим государством и существовал так долго благодаря тому, что да, 50-летний не может таскать тяжелое вооружение в военном походе. Но он, умудренный опытом, сидя в Сенате, указывает 20-летним легионерам, куда тащить вооружение для достижения оптимального результата. (Нация, которая придумает немаргинальное применение людям, особенно женщинам, в возрасте от 60 до 90, выиграет свое благополучное будущее!) Старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах интенсифицирует мировые миграционные процессы и увеличивает нагрузку на социальные системы развитых стран.

В Указе Президента «Об утверждении Основ государственной культурной политики»

изложены цели и принципы государственной культурной политики, а также ее задачи в следующих областях:

• культурное наследие народов Российской Федерации;

• осуществление всех видов культурной деятельности и развитие связанных с ними индустрий;

• гуманитарные науки;

• русский язык, языки народов Российской Федерации, отечественная литература;

• расширение и поддержка международных культурных и гуманитарных связей;

• воспитание;

• просвещение;

• детское и молодежное движение;

• формирование информационной среды, благоприятной для становления личности.

Для реализации поставленных целей и задач Указ предусматривает комплексное совершенствование системы управления, создание новых структур (институтов). Одним их главных новообразований станет координационный орган, на который будет возложено организационное, аналитическое и информационное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики. Ресурсное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики возложено на Российский фонд культурного развития. Минкультуры РФ поддержало идею создания этого фонда межведомственного характера. Для того, чтобы найти спонсоров, в Минкуль-туры предлагают пойти по западному пути и использовать для формирования капитала сбор средств от государственных лотерей. Некоммерческая организация «Российский фонд культуры», которую возглавляет режиссер Никита Михалков, после реорганизации и смены статуса продолжит реализовывать свои текущие проекты и постарается расширить их географию. Кабмину поручено передать фонду необходимое федеральное имущество, обеспечить его размещение в Москве, утвердить порядок предоставления ему субсидий, а в проекте бюджета заложить средства на предоставление фонду субсидий [6].

Вместе с тем наиболее актуальная повестка будущего десятилетия - это социальная. Совершенно понятно, что население РФ (пожилое, стареющее, с преобладанием женщин) будут все меньше и меньше волновать внешнеполитическая повестка, победоносные армии, большие расходы на оборону. И все больше будут волновать расходы на здравоохранение, образование, создание комфортной среды и предоставление разнообразных социальных услуг, в первую очередь, мы полагаем, в сфере культуры.

Что такое социальное государство? Это государство, которое декларирует или на самом деле пытается достичь равенства и справедливости среди своих граждан. Это государство, которое достигает этой цели с помощью перераспределения - изымая ресурсы у одних и передавая эти ресурсы другим. И, соответственно, актором всего этого процесса является государство - не гражданское общество, не индивиды и самоуправление, а именно государство, то есть бюрократическая система.

Вот это социальное государство, которое начало формироваться в конце XIX в. и достигает своего пика на наших глазах, потихоньку начинает уже потрескивать, пошатываться и где-то - разваливаться. В ситуации, когда настолько мобилен капитал и креативный класс, легко перемещающиеся из одной страны в другую, перераспределять что-либо становится не так-то просто. Не так просто прийти к человеку и сказать: «Вот, гражданин, у тебя есть миллион долларов. Дай-ка мне 50%, мне тут надо больницы, школы, детские сады, и еще у меня много всяких фантазий». Он может спросить: «А насколько ты эффективен во всем своем управленческом многообразии?» И как показывает практика, государство не очень умеет отвечать на этот простой вопрос. И капитал легко и непринужденно перемещается в те страны, где к нему не приходят с подобными предложениями.

Мы часто пытаемся рассказать о том, какие ценности культуры нас объединяют. Каждый, кому задают этот вопрос, начинает задумываться и пытаться перечислить вещи, кото-

рые для него являются ценностями. Однако ценности - это то, что определяет поведение людей, то, в соответствии с чем они себя ведут так и не ведут себя иначе - это, скорее, ограничитель, это то, что не дает людям поступать так, как они поступали бы в отсутствии этих ценностей. Таким образом, высокая важность сферы культуры для государства ведет к двойственной ситуации - с одной стороны, государство заинтересовано в финансировании и помощи тем или иным элементам на безбрежном культурном поле, с другой - число таких финансируемых элементов ограничено наличествующими ресурсами разного рода. А некоторые объекты или организации культуры могут быть признаны нежелательными. В текущей политической ситуации такое положение не только не кажется фантастическим, но начинает обретать все более реалистичные формы.

Угроза вмешательства государства в творчество не только разрушительна для него, но и ведет к нестабильности в обществе. Однако в настоящее время мир культуры - это мир людей ограниченных. Эти люди не служат чему-то большему, чем они сами. Существует очень большая инерция традиционных понятий, традиционных представлений о добросовестности, о долге. Инерция в данном случае скорее позитивна. Несамостоятельность состоит в поддержании перешедших от предков образцов. Но это - корпорация, которая заинтересована в сохранении самой себя. Вариант главных стадий ее развития предложен еще М. Портером - зарождение, рост, зрелость и спад. И на какой стадии находятся, например, киноотрасль или театр?

Тем не менее современная российская сфера культуры не может существовать без государственной поддержки, особенно с учетом жесткой экономической обстановки. На этом фоне все более остро встают вопросы об оценке результатов деятельности учреждений культуры, современной культуре управления в них и эффективности распределения средств. Наверное, в первую очередь - о распределении ресурсов. Поскольку у социального государ-

ства скоро будет нечего перераспределять. У нас налоги европейского уровня, выше американского, только люди об том практически не слышали. Про 13% слышали, а есть еще другие прямые налоги, селективные налоги -косвенными налогами забирают почти все, но безадресно. В Исландии, между тем, голосуют, кому отдать часть налога - церкви или университету. Давайте реализуем в субъектах РФ возможность гражданам 10% подоходного налога отдавать на выбор - РПЦ, муфтию, МГУ, Российской академии наук. (С распределения налогов демократия и свобода творчества начинаются, но приходят не сразу!)

Кроме того, сама потребность в социальном государстве существенно сокращается, потому что сокращаются транзакционные издержки. Государство нам нужно в том числе для того, чтобы один умный бюрократ решил за нас все наши проблемы, потому что мы с вами не можем договориться. Однако сейчас появляется огромное количество новых технологий, которые позволяют нам легко договариваться напрямую.

Выделим еще одно фундаментальное изменение последнего десятилетия, которое потребители культуры практически не заметили: цифровая информация стала храниться вечно. Вся та информация, которая производится человечеством, в том числе оцифрованные образы культуры (по крайней мере, в более-менее структурированном виде) не удаляется. Сейчас вы можете хранить терабайты, петабайты и более того - вы ограничены исключительно деньгами, более ничем. И вся та информация, которая накапливается, крупнейшими коммерческими игроками, государствами - безусловно, используется. (BigData и cloud storage, одним словом!)

Напомним, что главной особенностью социальных систем является их способность к самоорганизации. Любые организации обладают способностью к самоорганизации, адаптируясь к изменениям и создавая новые структуры и системы. Можно выделить несколько основных требований к самоорганизации в сфере культуры:

1. Идентичность. Организации должны быть основаны на миссии, которая придает смысл их существованию.

2. Интерфейс. Он обеспечивает организации контакт с социальным окружением. Благодаря ему сотрудники организации реагируют на внешние воздействия.

3. Коммуникация. Это способ преобразования информации в интеллектуальную и скоординированную деятельность. Чем больше у людей доступа друг к другу, тем больше возможностей для самоорганизации.

Государство должно определиться:

• на какие ограничения исторической культурной традиции оно готово пойти ради ускорения социального и экономического развития;

• сколь решительно будут преодолеваться консервативно-патерналистские ожидания, свойственные зависимым от государственного патронажа социальным аутсайдерам, пока еще составляющим электоральное большинство;

• какую степень свободы политического, социального и культурного самовыражения в сфере культуры власть готова допустить и т. п.

Как показал проведенный нами анализ, сфера культуры и государство неразрывно связаны друг с другом. Теоретическая основа необходимости регулирования общественных сфер деятельности государством была заложена еще античными философами. Их идеи развивались на протяжении всей истории существования государств, они изменялись по мере эволюционного развития как самого государства, так и общества. Современные модели взаимодействия государства и общества пока не имеют большой истории и значительного опыта. Однако большой проблемой является не столько наследие советской системы управления, сколько тяжелое экономическое положение многих организаций и учреждений культуры, которое накладывает свой отпечаток на систему управления такими организациями в России. Тем не менее культура в России является однозначно делом национальной важности,

особенно в современной политической и экономической обстановке.

В заключение необходимо отметить, что существенная часть интеллектуальной элиты России воспринимает Запад в качестве образца того, что должно быть и у нас (напомним - даже некоторые славянофильские идеи были заимствованы из классической немецкой философии!) А так ли это? Наиболее актуальная повестка будущих лет - это, мы полагаем, социальная. Совершенно понятно, что население такого рода, как в России (стареющее, с преобладанием одиноких женщин1), будут все меньше и меньше волновать увлекательные внешнеполитические приключения, победоносные армии, большие расходы на оборону. И все больше и больше будут волновать расходы на здравоохранение, на образование, создание комфортной среды, предоставление разнообразных социальных услуг. Тем более, что сейчас технологии влияют на место страны в рейтинге процветания гораздо больше, чем все гражданское общество целиком. Для нового мира уже озвучено предложение, которое сейчас апробируется в ряде стран -базовый доход. Когда многообразие пособий объединяем в базовый доход и обеспечиваем всем людям одинаковый уровень поддержки. И если ВВП достаточно большой, а стимулы людей нас сильно не интересуют, достаточно чтобы 5-10% людей креативило вместе с искусственным интеллектом. Все остальные, в принципе, для этого экономического роста не особо и нужны. Скорей всего, нет ничего плохого в том, чтобы дать им базовый доход и озаботиться тем, чтобы всячески их развивать, чтобы они у нас не запили с горя, а занимались спортом и культурой: рисованием,

1 С 2005 по 2014 г. в целом по России доля населения старше трудоспособного возраста по данным Росстата выросла на 3,5%, в то время как доля населения в трудоспособном возрасте сократилась на 4,6%. Динамику возрастно-половой пирамиды можно посмотреть, перейдя по ссылке: Ьйр://"ге gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/app s/6ca5fc804a47df3aa95cabf75a2eeced

какими-нибудь медитативными практиками, туризмом - то есть как-то жили. Это, конечно, перспектива не ближайшего десятилетия и не ближайших 20-30 лет.

Говоря просто - требуется новое измерение в государственной культурной политике в период неустойчивости в экономике. Требуется создание таких условий государственного регулирования, которые жестко направят усилия творцов культуры (ни в коем случае не создавая барьеров и ограничений творческой свободы!), органы управления на внедрение в культуру управления новых, современных технологий, соответствующих появившимся цивилиза-ционным вызовам и требованиям времени цифровых технологий и смены направлений развития.

Разработка и реализация государственной культурной политики нуждаются в научной обоснованности предпринимаемых преобразований в приоритетном развитии гуманитарных наук и осуществляются при тесном взаимодействии государства и общества [4].

Результативность мер государственного регулирования будет определяться в той степени, в какой эти меры соответствуют топологии рыночных аттракторов нелинейных изменений диссипативной экономической системы. (В рамках нашей работы рыночный аттрактор - притягивающее множество в экономическом пространстве, любое новаторское решение, скачкообразно изменяющее рыночную конъюнктуру и создающее приток ресурсов).

Сложность управления в сфере культуры обусловливается низким уровнем возможностей контролировать и прогнозировать поведение творца, регулировать его действия нормами и правилами регулирования. Это требует не просто совершенствования существующих технологий управления активностью деятелей культуры. Необходимо качественное изменение свойств управляющей системы: новейшие технологии открыли перед ней спектр состояний, которые она способна порождать. В точке бифуркации (в которой сейчас находится наше общество) управление такой системой возможно

при помощи малых воздействий, которые способны направлять будущую эволюцию, в том числе через самоорганизацию на новом технологическом уровне. Однако осуществлять такие эффективные малые воздействия на сложную социальную систему мешают не только ментальные ограничения индивидуальных возможностей управленцев, доставшимся им от советского периода. По-

видимому, в силу высказанных нами причин сегодня отсутствуют образцы экономически развитых стран для адаптации в российских условиях. Это требует активизации теоретических работ и экспериментальной практики внедрения технологий, способных значительно уменьшать влияние ментальных ограничений управления и регулирования в сфере культуры.

Список литературы

1. Федорков А. И., Федорков А. А., Бирюков О. А. Использование цифровых технологий в развитии промышленного производства в условиях международных санкций и импортозамещения // Петербургский экономический журнал. 2016. № 4. С. 51-56.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2001. №1662-р.

3. Управления организацией: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 276-277.

4. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении «Основ государственной культурной политики». URL: http://docs.cntd.ru/document/ 420242192 (дата обращения: 31.01.2017).

5. Брагинская Н. В. Мировая безвестность: Ольга Фрейденберг об античном романе: Препринт WP6/2009/05. М.: Издат. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2009. 40 c.

6. Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2016 № 581 «О создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры» / Официальный портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201610310038 (дата обращения: 31.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.