Научная статья на тему 'О государственно-властных полномочиях Банка России по обеспечению правомерности в сфере денежно-кредитных отношений'

О государственно-властных полномочиях Банка России по обеспечению правомерности в сфере денежно-кредитных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О государственно-властных полномочиях Банка России по обеспечению правомерности в сфере денежно-кредитных отношений»

2006, № 1

Е. Н. Пастушенко,

доктор юридических наук, доцент ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»

О ГОСУДАРСТВЕННО-ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ БАНКА РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОМЕРНОСТИ В СФЕРЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Особый публично-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, государственно-властный характер его деятельности находится в центре оживленных научных дискуссий. Рассмотрим указанные вопросы с позиции судебной практики и последних изменений законодательства.

Представляется актуальным анализ государственно-властных полномочий Банка России по обеспечению правомерности в сфере денежно-кредитных отношений: во-первых, в порядке нормоконтроля Верховного Суда Российской Федерации за законностью нормативных актов Банка России; во-вторых, в порядке судебного контроля арбитражных судов при обжаловании кредитными организациями правоприменительных актов Банка России; в-третьих, при осуществлении Банком России функций банковского надзора за соблюдением банковского законодательства кредитными организациями. Таким образом, вопросы правомерности в сфере денежно-кредитных отношений надлежит исследовать с позиций законности деятельности Центрального банка Российской Федерации как органа государственного управления в сфере денежно-кредитных отношений по применению государственно-властных полномочий, а также с позиций законности в деятельности кредитных организаций как объекта банковского надзора со стороны Центрального банка Российской Федерации. Заявленные проблемы сходятся в основополагающем вопросе: обладает ли Центральный банк Российской Фе-226 ДеРаЦии необходимыми государственно-властными полномочиями по обеспечению должного правопорядка в сфере денежно-кредитных отношений, который и составит предмет настоящей статьи.

Следует учесть, что первоначально Банк России определялся как важное федеральное ведомство и при рассмотрении споров о признании его актов незаконными по аналогии применялось законодательство, регулирующее правотворческую деятельность органов исполнительной власти1.

1 См.: О признании недействительным решения Совета директоров Банка России: Решение Верховного Суда РФ от 1 сентября 1998 г.; О мерах по защите вкладов населения в банках от 17 ноября 1998 г. № ГКПИ98-648; Определение Верховного Суда РФ от 26 августа 1999 г. № КАС99-215; Определение Верховного Суда РФ от 6 июля 1999 г. № КАС99-136 // СПС — Консультант Плюс. © Пастушенко Е. Н., 2006

Позднее Банк России был признан государственным органом, и суды стали применять в спорах с его участием процессуальное законодательство, применяемое для государственных органов: о подведомственности Г1

споров о признании акта государственного органа недействительным, л

о распределении обязанности по доказыванию законности своих решений (действий)2.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 30 июля 2002 г. № 6640/01 отмечается, что статус Центрального Банка Российской Федерации установлен Конституцией РФ, в ст. 75 которой определены его исключительные права на осуществление денежной эмиссии и основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Эти полномочия, а равно иные, касающиеся банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций и осуществления денежно-кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения3.

Вопросы эмиссии денежных средств, стабильности национальной валюты чрезвычайно важны для экономики страны, поэтому отмеченные конституционные положения, на наш взгляд, свидетельствуют о государственном характере деятельности Центрального банка Российской Федерации.

С одной стороны, подчеркивая государственный характер деятельности Банка России, в нормативных правовых актах Банк России упоминается как особый субъект, специфический субъект отдельной индивидуальной группы. Например, проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год разрабатывается с учетом предложений федеральных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации, других органов и организаций, определяемых Правительством РФ4. Из изложенной формулировки следует, что нормативный правовой акт

2 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 13 мая 1997 г. № 5857/95 // Вестник ВАС РФ. 1997. № 8; Решение Верховного Суда от 15 января 1998 г., . Определение Верховного Суда РФ от 26 августа 1999 г. по делу № КАС99-215, 227 Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2002 г. № 5697/01 // СПС — Консультант Плюс; Постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2002 г. № 6640/01

// Вестник ВАС РФ, 2002. № 11.

3 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2002. № 8. См. также: Постановление Высшего Арбитражного Суда от 27.08.02 г. № 9518/01 // Опубликован не был; Определение Конституционного Суда от 14 декабря 2000 г. № 268-0 «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ч. 3 ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 2.

< См.: О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 23. Ст. 2313.

Пастушенко. О государственно-властных полномочиях Банка России..

2006, № 1

не относит прямо Центральный банк Российской Федерации к федеральным органам государственной власти, а указывает его обособленно, в особой группе субъектов, представленной в единственном числе исключительно Центральным банком РФ.

Данный подход наблюдается и на уровне федерального закона. Например, Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» регулирует отношения между банками Российской Федерации, Агентством по страхованию вкладов, Центральным банком Российской Федерации и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках5.

В указанном аспекте трактуется статус Банка России и в бюджетном законодательстве. Так, Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации» (ст. I)6 и Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (ст. 5)7 предусмотрено, что закрепление основных источников доходов федерального бюджета за администраторами доходов федерального бюджета — федеральными органами государственной власти, а также Центральным банком Российской Федерации.

Изложенное подтверждает вывод об особом публично-правовом статусе Центрального банка Российской Федерации.

Судебная практика неоднозначно трактует правовое положение Центрального банка Российской Федерации. Приведем примеры по спорам об уплате земельного налога в соответствии с Законом РФ; «О плате за землю»8. Первоначально арбитражные суды выносили решения о непре-доставлении льготы по налогу на землю, мотивируя это тем, что Банк России не является органом государственной власти (не указан в ст. 11 Конституции РФ)9; не указан в перечне ст. 12 Закона РФ <<0 плате за землю»10. При этом судами было отмечено, что отсутствует заключе-

5 См.: О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ (ред. 29 дек. 2004 г.) // Со-

228 брание законодательства Российской Федерации. 2003. № 52 (часть I). Ст. 5029.

6 Российская газета. 2005. 27 дек.

7 Там же. 29 дек.

8 О плате за землю: Закон РФ от 11.10.1991 г. № 1738-1 (ред. 07.03.2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 44. Ст. 1424.

9 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2003 г. № Ф08-А51/01-2/1921 // Гарант — СПС; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 1999 г. № А52/2118/99/2 /./ Гарант — СПС.

10 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от

19 января 2000 г. № Ф09-1220/99АК // Гарант — СПС ; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 марта 2002 г. № А55-16814/01-34 // Гарант — СПС.

ние Конституционного Суда РФ по вопросу отнесения Центробанка РФ к органам государственной власти и управления11. Правовой пробел был восполнен Определением Конституционного Суда РФ от 14 декабря Г1 2000 г. № 268-0 «По запросу Верховного суда РФ о проверке консти- з: туционности части 3 ст. 75 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»12. Конституционный Суд определил, что полномочия Банка России по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти. Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Статус Банка России как органа государственной власти был определен и до указанного Определения Конституционного Суда РФ13. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа установил, что Банк России является государственным органом, регулирующим валютно-де-нежное обращение.

Позднее, в 2002 г., Высший Арбитражный Суд РФ сформулировал следующую правовую позицию: поскольку в п. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации «О плате за землю» имеется указание на то, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения органов государственной власти и управления, Банк России с учетом его конституционно-правового статуса вправе воспользоваться данной льготой14. Банк России, его учреждения и структурные подразделения, действующие в составе территориальных учреждений, не являются плательщиками земельного налога, поскольку Банк России относится к органам государственной власти и образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Тот факт, что Банк России осуществляет реализацию государственно-властных функций и по своим полномочиям и статусу соответствует понятию власти, следует из ст. 71, 75 Конституции РФ и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»15.

11 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от

12 мая 1998 г. № КА-А41/202-98 // Гарант — СПС.

12 Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 2.

13 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 июня 1999 г. № А65-9276/98-С1-8 // Гарант — СПС.

14 См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.04.2002 г. № 5697/01: Письмо МНС РФ от 9 августа 2002 г, № ШС-6-14/1212 // СПС — Консультант Плюс; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 ноября 2004 г. № КА-А41/10761-04 // Гарант

— СПС; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 декабря 2003 г. № А-05-6626/03-310/11 // Гарант — СПС.

15 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 апреля 2001 г. № КА-А41/1374-01 // Гарант — СПС.

Пастушенко. О государственно-властных полномочиях Банка России..

2006, № 1

В настоящее время суды исходят из той позиции, что статус Центрального банка Российской Федерации как органа государственной власти установлен ст. 75 Конституции РФ16. Банк России с учетом его конституционно-правового статуса вправе пользоваться льготами по плате за загрязнение окружающей природной среды17, по сбору на содержание милиции18.

Поэтому проблема состоит в том, к какой системе органов он относится. Осложнение вызывают положения ст. 75 Конституции РФ, гласящие, что защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Здесь непременно возникает проблема взаимодействия Банка России не только с другими органами исполнительной власти, но и с Правительством РФ. Упоминание о других органах власти позволяет предположить, что Центральный банк РФ является органом государственной власти19. Этой точки зрения придерживается, например Я. А. Гейвандов20. К такому же выводу приходят в своих рассуждениях Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин, подчеркивая при этом, что Центральный банк Российской Федерации, являясь органом государственной так называемой «денежной» власти, представляет государство как субъект, обязанный выполнять функцию защиты и обеспечения устойчивости национальной валюты21. При этом подчеркивается, что как орган государственной власти особого рода Банк России выступает при осуществлении строго определенных функций — денежной эмиссии и деятельности по защите и обеспечению устойчивости рубля22,

16 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 августа 2004 г. № ФОЗ-А24/04-1/2118 // Гарант — СПС; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 марта 2003 г. № А12-12437/02-с45 // Гарант — СПС.

17 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 апреля 2004 г. № Ф09-1565/04АК // Гарант — СПС.

18 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 сентября 2004 г. № Ф09-3916/04АК // Гарант — СПС.

230 19 См.: Гейвандов Я. А. Какой Центральный банк нужен Российской Федера-

ции? // Государство и право. 1999. № 8. С. 14—16; Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Деньги и власть: Теория разделения властей и проблемы банковской системы. М.,

2000. С. 42—50.

20 Гейвандов Я. А. Какой центральный банк нужен Российской Федерации? С. 14—16; Он же. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 11. С. 79; Он же. Центральный банк Российской Федерации: Юридический статус, организация, функции, полномочия. М., 1997. С. 17—26.

21 См.: Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Деньги и власть: Теория разделения властей и проблемы банковской системы. С. 42—50.

22 См.: Тосунян Г. А., Викулин А. Ю., Экмалян А. М. Банковское право Российской Федерации: Общая часть: Учебник / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 1999. С. 54.

О. И. Горбунова относит Банк России к государственным органам специальной компетенции, подчеркивая при этом, что Центральный банк Российской Федерации, являясь органом государственного управления, Г1 создан специально для осуществления финансовой деятельности и л финансового контроля23. С мнением о том, что Банк России является органом государственного регулирования кредитно-денежных и валютных отношений соглашается и Н. И. Химичева24. Ю. А. Крохина называет Центральный банк Российской Федерации главным денежно-кре-дитным органом государства, не входящим ни в одну из известных («классических») ветвей власти25. Рассматривая взаимодействие Банка России и Правительства РФ, Е. А. Павлодский приходит к выводу о том, что характер полномочий Банка России подтверждает его принадлежность к государственным органам26.

А. В. Маслов определяет Банк России «¿как орган государственной власти, имеющий особый статус в системе органов государственной власти, наделенный исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения, обладающий независимостью от других органов государственной власти, в том числе и от Правительства РФ, в определенном смысле подконтрольный Президенту РФ, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, представляет кандидатуру на должность Председателя Банка России, и Государственной Думе РФ, которая рассматривает годовой отчет Центрального банка, аудиторское заключение и назначает на должность Председателя банка России»27.

Обобщая приведенные точки зрения, можно заметить, что для определения Банка России применяются различные понятия: орган государственной власти особого рода, орган государственного управления специальной компетенции, орган государственного регулирования и государственный орган, не входящий ни в одну из известных ветвей власти. На наш взгляд, указанные позиции оттеняют особый характер деятельности Банка России как регулятора денежно-кредитной системы, наделенного государственно-властными полномочиями. Уникальность статуса Центрального банка Российской Федерации подчеркивает и М. В. Баглай, относящий Банк России к органам государственной власти особого рода28. 231

Вместе с тем, по нашему мнению, характер деятельности Банка России не в полной мере совпадает с характером деятельности госу-

23 См.; Финансовое право; Учебник/ Под ред. О. Н. Горбуновой. М., 2002. С. 25.

24 Финансовое право; Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 2003. С. 142.

25 См.: Крохина Ю. А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.,

2004. С. 553.

26 См.: Павлодский Е. А. Центральный банк: Особенности правового статуса // Право и экономика. 2001. № 6.

27 Маслов А. В. Конституционно-правовой статус Банка России // Деньги и кредит. 2001. № 12. С. 57.

28 См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2000. С. 343.

Пастушенко. О государственно-властных полномочиях Банка России..

2006, № 1

дарственных органов, и имеет определенные особенности, что объясняется тем, что Банк России выступает сразу в двух ипостасях: с одной стороны, он является целевым образованием, обладающим исключительным правом на осуществление денежной эмиссии и призванным осуществлять конституционную функцию по защите и обеспечению устойчивости рубля, что обусловило необходимость наделения его государственно-властными полномочиями, а с другой стороны, Банк России — элемент банковской системы Российской Федерации29.

Исключительность компетенции Банка России и особый характер его деятельности обусловливают наделение его государственно-властными полномочиями: регулирование денежных потоков, пруденциальное регулирование и пруденциальный надзор, предполагающие возможность применения санкций в случае, когда законные требования не соблюдаются добровольно. Особым характером деятельности Банка России объясняется и наделение его правом издания нормативных актов.

На наш взгляд, Банк России следует определять как орган государственной власти особого рода, не принадлежащий ни к одной из ее ветвей, осуществляющий государственное управление, банковское регулирование и банковский надзор в сфере денежно-кредитных отношений.

Противоположной точки зрения придерживается, к примеру, А. Г. Братко, не считающий Банк России органом государственной власти и относящий его к негосударственным образованиям30. Данная точка зрения отражается и в законодательстве. Например, согласно ст. 71 ФЗ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»31 контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях создаются с привлечением специалистов государственных органов, иных органов и организаций, включая Центральный банк Российской Федерации, Сберегательный банк Российской Федерации, главные управления Центрального банка Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. В данном контексте Банк России получается по статусу как иной, т.е. не относящийся к государственным, орган или организацией. При этом упоминаются как юридические лица (Центральный банк РФ), так и не являющиеся юридичес-232 кими лицами территориальные учреждения Банка России.

Представители изложенных выше точек зрения сходятся во мнении,

29 См.: Пастушенко Е. Н. Юридическая доктрина публичного статуса Центрального банка Российской Федерации // Российская юридическая доктрина в XXI веке: Проблемы и пути их решения: Научно-практическая конференция (3—4 октября 2001 г.) / Под ред. А. И. Демидова. Саратов, 2001. С. 173; Неверова Н. В. Полномочия территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации в области валютного контроля: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 14.

30 См.: Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России. М.,

2001. С. 129.

31 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 21. Ст. 1919.

что Центральный банк Российской Федерации не должен входить в систему исполнительной власти. Тем не менее для Центрального банка РФ реализация государственного управления в банковской системе являет- Г1

ся одной из главных задач. Средствами банковского регулирования Банк х

России проводит в жизнь государственную экономическую политику32. В юридической литературе уже обращалось внимание на то, что более широкое понятие «государственное управление» не тождественно понятию «исполнительная власть». Так, А. П. Алёхин и Ю. М. Козлов отмечают, что «все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако далеко не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти»33. Следовательно, система органов государственного управления включает в себя не только субъектов исполнительной власти, но и иные звенья государственного управления по реализации их задач и функций. Это подтверждает вывод о том, что Банк России является субъектом, осуществляющим управленческую деятельность в сфере денежно-кредитной системы, но не относящимся к субъектам исполнительной власти.

Однако есть и другое мнение, согласно которому Банк России является государственным органом и входит в систему исполнительной власти со своей особой компетенцией и сложным характером взаимодействия с Федеральным Собранием, Президентом РФ и Правительством РФ34. Это находит подтверждение и в судебной практике. Системное толкование ч. 2 ст. 75 Конституции РФ и ст. 4 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» позволяет признать, что Банк России осуществляет реализацию государственно-властных функций и по своим полномочиям и статусу соответствует понятию федерального органа исполнительной власти35.

И, кроме того, Банк России обладает практически всеми признаками органа исполнительной власти, выделяемыми в научной литературе36. Таким образом, на наш взгляд, Центральный банк Российской Федерации:

— имеет государственно-правовую природу и наделен особыми госу-дарственно-властными полномочиями (например, проведение проверок, направление предписаний об устранении выявленных правонарушений, применение мер принуждения);

32 См.: Розенберг А. М. Правовые основы банковской системы в России // Банковское право. 2001. № 1. С. 7.

* Алёхин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Часть 1: Сущность и основные черты административного права: Учебник. М., 1995. С. 15—16.

94 См.: Павловский Е. А. Указ. соч.

35 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2002 г. № КА-А41/2404-02 // Гарант — СПС.

36 См,: Старилов Ю. Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 2. Кн. вторая: Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Административная юстиция. Воронеж, 2001. С. 41—46.

Пастушенко. О государственно-властных полномочиях Банка России..

2006, № 1

234

— создан для реализации функций Российской Федерации в области денежно-кредитной политики;

— осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами деятельности органов исполнительной власти37;

— его главная задача — правоисполнительная деятельность в соответствующей сфере;

— его деятельность носит управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер, в результате которой решаются государственные задачи, имеет право самостоятельно осуществлять распорядительные полномочия, издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными органами исполнительной власти, должностными лицами и гражданами38;

— имеет организационную структуру (учреждение государственных должностей39 и функциональных структурных подразделений, способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, полномочий и функций);

— обладает специальной компетенцией;

— имеет право на нормотворческую деятельность и право издания актов управления;

— Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрена ответственность Банка России и его должностных лиц;

— обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— не имеет прямого финансирования из федерального бюджета, расходы осуществляет за счет собственных доходов, но использование доходов строго регламентировано законом.

Таким образом, хотя формально Банк России не входит в систему федеральных органов исполнительной власти, тем не менее в практических целях по совокупности признаков и организационноправовой сути его можно определить как орган исполнительной власти особого рода, самостоятельно осуществляющий возложенные на него функции, обладающий необходимыми для этого полномочиями, специальной компетенцией40 и взаимодействующий с другими органами исполнительной власти. Данный тезис находит подтверждение в

37 См.: Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М., 2004. С. 256.

38 Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

39 См., например: Гришковец А. А. Правовое положение служащих Банка России // Журнал российского права. 2000. № 12. С. 52—64.

40 См.: Асадов А. М. Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации: Административно-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1997. С. 12.

судебной практике41. Такое допущение позволяет и законодатель, когда при формулировании правовых норм в нормативных актах Банк России включается в совокупность органов исполнительной власти и судебные органы, распространяющие на Банк России нормы, регулирующие статус и деятельность органов исполнительной власти42.

Итак, Банк России, исходя из его функций, оказывает управляющее воздействие на банковскую систему и обладает необходимыми для этого государственно-властными полномочиями, в том числе правом издания нормативных актов и правом применения государственного принуждения и привлечения нарушителей к ответственности.

41 См.: Решение арбитражного суда Омской области от 28.01.2005 г. по делу № 22-1471/04, подтвердившего право территориального учреждения Банка России на льготу по освобождению от уплаты транспортного налога как территориального органа федерального органа исполнительной власти, оставленного в силе постановлением апелляционной инстанции от 11.05.2005 г., постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.08.2005 г.

42 См. подробнее: Шпитко О. Ю. Административно-правовое регулирование в структуре российского банковского права: Дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2004. С. 123—125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.