Научная статья на тему 'О гармонии и дисгармонии чувств, интеллекта и воли в саморазвитии личности'

О гармонии и дисгармонии чувств, интеллекта и воли в саморазвитии личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2021
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВА / ИНТЕЛЛЕКТ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / СИЛЫ ДУХА / ГАРМОНИЯ ЧУВСТВ / ДИСГАРМОНИЯ ЧУВСТВ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / FEELINGS / INTELLIGENCE / VOLITIONAL QUALITIES / FORTITUDE / HARMONY OF FEELINGS / DISHARMONY OF FEELINGS / SELF-DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Байлук Владимир Васильевич

Статье доказывается, что продуктивное саморазвитие личности возможно только на основе формирования культуры чувств, интеллекта и воли. В чувствах непосредственно отражается отношение потребностей человека к явлениям внешнего мира и проявлениям его самого. Так как отражение в чувствах является слепым, бессознательным, то оно может быть адекватным и неадекватным. Развитие культуры чувств происходит только через удовлетворение разумных потребностей. Чувства могут формироваться стихийно и сознательно. Чувства побуждают человека к деятельности и все время сопровождают ее. Интеллект (разум, ум) это опосредованное отражение действительности посредством мыслительной способности человека к познанию и решению проблем. Чтобы знания превратились в сознательный регулятор деятельности, они должны соединиться с чувствами, стать убеждением. Контроль чувств интеллектом осуществляется через осмысление чувств. Поэтому деятельность интеллекта без чувств мертва, а чувства без интеллекта слепы. Мышление человека развивается только тогда, когда он сам ставит вопросы и ищет ответы на них, то есть ищет истину. Воля способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Воля выполняет две функции: побуждения и торможения. Формирование культуры воли осуществляется только через постоянное стремление человека действовать в соответствии с разумными требованиями к деятельности. Поэтому свободная воля это воля, основанная на познанной объективной необходимости. Гармония чувств, интеллекта и воли в продуктивном саморазвитии человека это их единонаправленность и согласованность в изменении. Проявление чувств в качестве силы духа выражается в том, что они предопределяют постановку цели и тем самым весь процесс самопроектирования. Разум же, как доказала когнитивная терапия, является не только судьей чувств, но, через рациональную оценку явлений, и их продуцентом. Связь интеллекта и воли выражается в том, что истинные знания находятся в основании свободной воли, а воля выступает средством их материализации в жизни. Дисгармония чувств, интеллекта и воли в саморазвитии личности это отсутствие в них единонаправленности и согласованности в изменении. Если гармония сил духа основное условие успехов в саморазвитии личности, то их дисгармония причина неудач в нем. Дисгармония выражается в неудовлетворительном состоянии всех сил духа или в неудовлетворительном состоянии хотя бы одной из них, а также в осознанной или неосознанной абсолютизации человеком роли чувств (эмотивист), интеллекта (рационалист), воли (волюнтарист). В реальной жизни человека, в силу внешних и внутренних причин, гармония чувств, интеллекта и воли в разной степени переходит в дисгармонию, а из дисгармонии снова рождается гармония.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON HARMONY AND DISHARMONY OF SENSITIVES, INTELLIGENCE AND WILL IN PERSONAL SELF-DEVELOPMENT

The article proves that the productive self-development of the personality is possible only on the basis of the formation of a culture of feelings, intelligence and will. Feelings directly reflect the relation of human needs to the phenomena of the external world and manifestations of it. Since the reflection in feelings is blind, unconscious, it can be adequate and inadequate. The development of a culture of feelings occurs only through the satisfaction of reasonable needs. Feelings can be formed spontaneously and consciously. Feelings encourage a person to work and accompany her all the time. Intellect (mind) is an indirect reflection of reality through the mental ability of a person to know and solve problems. In order for knowledge to become a conscious regulator of activity, they must unite with feelings, become convictions. The control of the senses by the intellect is realized through the comprehension of the senses. Therefore, the activity of the intellect without the senses is dead, and the senses without the intellect are blind. The thinking of a person develops only when he himself puts questions and seeks answers to them, that is, he is seeking truth. Will is the ability of a person to act in the direction of a consciously set goal, overcoming internal and external obstacles. Will performs two functions: inducements and inhibitions. The formation of a culture of will is carried out only through the constant desire of a person to act in accordance with reasonable requirements for activity. Therefore, free will is a will based on a perceived objective necessity. The harmony of feelings, intellect and will in the productive self-development of a person is their unity and consistency in change. The manifestation of feelings as a strength of mind is expressed in the fact that they predetermine the goal setting and thus the whole process of self-design. Mind, as cognitive therapy has proven, is not only a judge of the senses, but, through a rational assessment of phenomena, and their producer. The connection of intellect and will is expressed in the fact that true knowledge is in the foundation of free will, and will is the means of their materialization in life. The disharmony of feelings, intellect and will in the self-development of the individual is the absence in them of one-pointedness and consistency in change. If the harmony of the forces of the spirit is the main condition for success in the self-development of the personality, then their disharmony is the cause of failures in it. Disharmony is expressed in the unsatisfactory state of all the forces of the spirit or in the unsatisfactory state of at least one of them, as well as in the person’s conscious or unconscious absolutization of the role of feelings (emotive), intellect (rationalist), will (voluntarist). In the real life of a person, due to external and internal reasons, the harmony of feelings, intellect and will, in varying degrees, turns into disharmony, and harmony is born again from disharmony.

Текст научной работы на тему «О гармонии и дисгармонии чувств, интеллекта и воли в саморазвитии личности»

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.923 ББК Ю953

DO110.26170/po 19-06-04 ГРНТИ 02.51.45

Код ВАК 19.00.07

Байлук Владимир Васильевич,

доктор философских наук, профессор, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический

университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: nina5940@mail.ru

О ГАРМОНИИ И ДИСГАРМОНИИ ЧУВСТВ, ИНТЕЛЛЕКТА И ВОЛИ В САМОРАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: чувства; интеллект; волевые качества; силы духа; гармония чувств; дисгармония чувств; саморазвитие личности.

АННОТАЦИЯ. В статье доказывается, что продуктивное саморазвитие личности возможно только на основе формирования культуры чувств, интеллекта и воли. В чувствах непосредственно отражается отношение потребностей человека к явлениям внешнего мира и проявлениям его самого. Так как отражение в чувствах является слепым, бессознательным, то оно может быть адекватным и неадекватным. Развитие культуры чувств происходит только через удовлетворение разумных потребностей. Чувства могут формироваться стихийно и сознательно. Чувства побуждают человека к деятельности и все время сопровождают ее. Интеллект (разум, ум) — это опосредованное отражение действительности посредством мыслительной способности человека к познанию и решению проблем. Чтобы знания превратились в сознательный регулятор деятельности, они должны соединиться с чувствами, стать убеждением. Контроль чувств интеллектом осуществляется через осмысление чувств. Поэтому деятельность интеллекта без чувств мертва, а чувства без интеллекта слепы. Мышление человека развивается только тогда, когда он сам ставит вопросы и ищет ответы на них, то есть ищет истину. Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Воля выполняет две функции: побуждения и торможения. Формирование культуры воли осуществляется только через постоянное стремление человека действовать в соответствии с разумными требованиями к деятельности. Поэтому свободная воля — это воля, основанная на познанной объективной необходимости. Гармония чувств, интеллекта и воли в продуктивном саморазвитии человека — это их единонаправленность и согласованность в изменении. Проявление чувств в качестве силы духа выражается в том, что они предопределяют постановку цели и тем самым весь процесс самопроектирования. Разум же, как доказала когнитивная терапия, является не только судьей чувств, но, через рациональную оценку явлений, и их продуцентом. Связь интеллекта и воли выражается в том, что истинные знания находятся в основании свободной воли, а воля выступает средством их материализации в жизни. Дисгармония чувств, интеллекта и воли в саморазвитии личности — это отсутствие в них единонаправленности и согласованности в изменении. Если гармония сил духа — основное условие успехов в саморазвитии личности, то их дисгармония — причина неудач в нем. Дисгармония выражается в неудовлетворительном состоянии всех сил духа или в неудовлетворительном состоянии хотя бы одной из них, а также в осознанной или неосознанной абсолютизации человеком роли чувств (эмотивист), интеллекта (рационалист), воли (волюнтарист). В реальной жизни человека, в силу внешних и внутренних причин, гармония чувств, интеллекта и воли в разной степени переходит в дисгармонию, а из дисгармонии снова рождается гармония.

Bayluk Vladimir Vasil'evich,

Doctor of Philosophy, Professor, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

ON HARMONY AND DISHARMONY OF SENSITIVES, INTELLIGENCE AND WILL IN PERSONAL SELF-DEVELOPMENT

KEYWORDS: feelings; intelligence; volitional qualities; fortitude; harmony of feelings; disharmony of feelings; self-development of personality.

ABSTRACT. The article proves that the productive self-development of the personality is possible only on the basis of the formation of a culture of feelings, intelligence and will. Feelings directly reflect the relation of human needs to the phenomena of the external world and manifestations of it. Since the reflection in feelings is blind, unconscious, it can be adequate and inadequate. The development of a culture of feelings occurs only through the satisfaction of reasonable needs. Feelings can be formed spontaneously and consciously. Feelings encourage a person to work and accompany her all the time. Intellect (mind) is an indirect reflection of reality through the mental ability of a person to know and solve problems. In order for knowledge to become a conscious regulator of activity, they must unite with feelings, become convictions. The control of the senses by the intellect is realized through the comprehension of the senses. Therefore, the activity of the intellect without the senses is dead, and the senses without the intellect are blind. The thinking of a person develops only when he himself puts questions and seeks answers to them, that is, he is seeking truth. Will is the ability of a person to act in the direction of a consciously set goal, overcoming internal and external obstacles. Will performs two functions: inducements and inhibitions. The formation of a culture of will is carried out only through the constant desire of a person to act in accordance with rea-

sonable requirements for activity. Therefore, free will is a will based on a perceived objective necessity. The harmony of feelings, intellect and will in the productive self-development of a person is their unity and consistency in change. The manifestation of feelings as a strength of mind is expressed in the fact that they predetermine the goal setting and thus the whole process of self-design. Mind, as cognitive therapy has proven, is not only a judge of the senses, but, through a rational assessment of phenomena, and their producer. The connection of intellect and will is expressed in the fact that true knowledge is in the foundation of free will, and will is the means of their materialization in life. The disharmony of feelings, intellect and will in the self-development of the individual is the absence in them of one-pointedness and consistency in change. If the harmony of the forces of the spirit is the main condition for success in the self-development of the personality, then their disharmony is the cause of failures in it. Disharmony is expressed in the unsatisfactory state of all the forces of the spirit or in the unsatisfactory state of at least one of them, as well as in the person's conscious or unconscious absolutization of the role of feelings (emotive), intellect (rationalist), will (voluntarist). In the real life of a person, due to external and internal reasons, the harmony of feelings, intellect and will, in varying degrees, turns into disharmony, and harmony is born again from disharmony.

B1

с

I начале определим понятия «чувства», «интеллект», «воля». В самом общем смысле чувства, интеллект и волю мы понимаем как силы духа, а сам дух трактуем как активно действующую силу человека. По мнению А. Ф. Лосева, «дух — совокупность и средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действительности для воздействия на нее и в конце концов для ее переделывания» [1, с. 82]. Сознание человека выполняет две функции — функцию отражения действительности и функцию регуляции человеческой деятельности. Последняя функция реализуется посредством чувств, интеллекта и воли. Включение в эту триаду понятия «чувства» связано с определенной трудностью, обусловленной тем, что наряду с понятием «чувство» существует также такое близкое ему понятие, как «эмоции», которые в литературе определяются неоднозначно. В одних работах понятие «чувство» определяется как «устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях», а понятие «эмоции» определяется как «особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» [9]. Но если чувства — высшая форма развития эмоций, то чувства — это тоже проявление эмоций, которое, в отличие от других эмоций, является их высшей формой.

В других работах понятие «чувство» определяется как «переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и что делает». При этом переживание чувства трактуется как «особое эмоциональнее состояние человека» [5,

с. 239]. Когда же авторы этого учебника выделяют формы переживания чувств, то они к чувствам, наряду с аффектами, настроениями, стрессовыми состояниями, также относят эмоции и собственно чувства (в узком смысле слова). Если чувства в этом их значении «отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направленности его личности», то «эмоции — это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства» [5, с. 244, 253].

Противоречивость трактовки понятий «чувства» и «эмоции» в указанном учебнике очевидна, так как, с одной стороны, чувства — это особое эмоциональное состояние, а с другой, эмоции — это только одна из форм переживания чувств.

В «Толковом словаре русского языка» (М., 1999) «чувства» и «эмоции» отождествляются.

В указанных выше источниках мы считаем необоснованным утверждение о том, что «чувства — это особое эмоциональное состояние человека», «высший продукт развития в обществе». На наш взгляд, также нецелесообразно в чувствах выделять и «собственно чувства» (в узком смысле слова).

Мы исходим из того, что все переживания человека следует отражать понятием «чувства». Но при этом следует учитывать то, что переживания присущи не только человеку, но и животным. Как животным, так и человеку присущи такие переживания, как голод, жажда, половое влечение, страх и др. Эти переживания в животном мире обозначаются термином «эмоции». В процессе антропогенеза эмоции социализируются, преобразуются и из животных эмоций превращаются в человеческие чувства. Кроме того, в процессе антропогенеза возникают и собственно человеческие чувства, которые в животном мире отсутствуют (например, чувство прекрасного, чувство справедливости, чувство ответственности и др.) [3, с. 17-67]. Основой социализации эмоций животных и возникновения собственно человеческих чувств является общественная практика человека.

© Байлук В. В., 2019

В чувствах человека непосредственно отражаются отношения его потребностей к явлениям внешнего мира и проявлениям самого человека. В них фиксируется значимость этих явлений для человека, а также, с одной стороны, неудовлетворенность тем, что последних в наличии нет, а с другой, желание их удовлетворить.

В чувствах человека можно выделить ситуативные чувства (их иногда обозначают термином «эмоции»), которые кратковре-менны и быстро проходят, и относительно долговременные, устойчивые. Относительно устойчивые чувства возникают из ситуативных чувств и через них проявляются. Так, например, любовь человека к лицу противоположного пола обычно возникает из ситуативных чувств и через них проявляется (например, нежность, ревность, сомнение и др.).

Отражение человека в чувствах иногда обозначают термином «чувственное отражение». Но это без каких-либо комментариев ведет к неопределенности, так как этим же термином фиксируется и отражение человеком явлений действительности в ощущениях, восприятиях и представлениях. Последнее отражение также фиксируется как сенсорное отражение (в переводе с латинского — ощущение, чувство). Поэтому представляется целесообразным отражение в виде ощущений и восприятий фиксировать термином «сенсорное отражение», а отражение в виде переживаний — «чувственное отражение».

Сенсорное отражение от чувственного отражения отличается качественно. В сенсорном отражении дается информация о являющейся стороне объектов как таковых. В чувственном отражении в виде переживаний фиксируется отношение потребностей человека к этим объектам и выявляется их значимость, ценность для него. Вследствие этого информация, которая заключена в сенсорных образах, является объективной (например, одно и то же дерево на одинаковом расстоянии и при нормальном зрении разные индивиды воспримут одинаково), а информация, которая заключена в чувствах, является субъективной, так как в них отражается не сам по себе объект как таковой, а отношение к нему человека (поэтому отражение дерева в чувствах всеми теми индивидами, которые в сенсорном отражении воспринимали его одинаково, будет разным (одни, например, воспримут это дерево с точки зрения полезности, другие — с точки зрения красоты и т.д.)). При этом сенсорное отражение является первичным, а чувственное отражение вторичным, так как отношение потребностей субъекта к материальным объектам всегда опосредуется

ощущениями и восприятиями субъектом последних.

Так как чувственное отражение — непосредственное отражение, то оно является слепым, стихийным. Вследствие этого оно может отражать ценность объекта для субъекта и адекватно, и неадекватно. Поэтому на вопросы: «Могут ли чувства обманывать?», «Следует ли чувствам доверять?» однозначно ответить нельзя. Все зависит от конкретной ситуации. Примеры. Например, человек нам врет, а мы ему верим. Очевидно, что в этом случае чувства нас обманывают, и мы проявляем слепую доверчивость. И другой пример. Человек нам говорит правду, и мы ему верим, так как из опыта взаимодействия с ним знаем, что человек он порядочный, честный. В этом случае уже имеет место осознанная доверчивость. Еще пример. Чувство ревности как мучительное сомнение в чьей-либо верности, любви может иметь реальные основания, а может иметь место и там, где неверности нет и в помине (трагедия У. Шекспира «Отелло»). Из сказанного напрашивается вывод, что не только мыслительная деятельность, разум человека нуждаются в чувствах как в своих побудителях, но чувства также нуждаются в разуме, так как посредством его чувства осмысливаются, осознаются (осознание чувств происходит посредством четкого ответа на вопрос: «чего я хочу») и перестают быть слепой силой.

Как происходит формирование, развитие чувств человека? Поскольку чувства неотделимы от потребностей, то формирование чувств (превращение в устойчивые переживания) происходит только посредством удовлетворения отдельных потребностей. Так, например, чтобы сформировать чувство ответственности в профессиональной деятельности, необходимо постоянное выполнение обязанностей (требований), относящихся к этой деятельности. А за профтре-бованиями всегда стоит целый комплекс потребностей, которые должны удовлетворяться в этой деятельности (например, потребность работника быть дисциплинированным, производить качественную продукцию и т.д.). Если эти потребности работник все время удовлетворяет, то он уже не может не выполнять своих профессиональных обязанностей, так как выполнение последних стало для него не только велением разума («так надо»), но и велением своей души («сердца») в виде переживания чувства удовлетворения своей деятельностью. Не выполнять своих профессиональных обязанностей — значит лишаться тех радостей, которые доставляет профессиональная деятельность.

Следует учитывать и то, что результа-

том ответственного отношения к профессиональной деятельности также является качественный продукт, который доставляет радость его потребителям. Осознание этого факта является дополнительным источником удовлетворения трудом и дополнительным стимулом формирования ответственного отношения к профессиональной деятельности.

Чувства человека могут формироваться стихийно и сознательно. Результатом стихийного формирования чувств являются разного рода привычки и черты характера человека, которые его разумом не контролируются и проявляются как его слепые силы (например, непосредственное проявление доброты, упрямства, склонности к самозащите и др.). Хорошо, если эти силы у человека сформировались на основе положительных чувств. Если же эти силы сформировались у него на основе отрицательных чувств, то он все время вносит в жизнь зло, дисгармонию. Поэтому сознательное формирование чувств посредством удовлетворения разумных потребностей также предполагает самоперевоспитание человека с целью освобождения от дурных привычек и отрицательных черт характера.

Существенно отметить то, что сознательное формирование культуры чувств неразрывно связано как с интеллектом, так и с волей, поскольку сознательное формирование чувств посредством формирования потребностей предполагает опору на результаты интеллектуальной деятельности — знание этих потребностей (требований), а выполнение требований к любой деятельности неотделимо от волевых действий. Иначе говоря, в формировании культуры чувств всегда участвуют и интеллект, и воля.

Развитие культуры чувств человека также предполагает умение показывать их другим. Так, например, протестантское учение о правильных чувствах предполагает стремление к самоконтролю чувств и связанные с ним правила общения: сдерживайся и выражай любые чувства только в продуманной форме и лучше всего в доброжелательных по форме выражениях: в случае сомнения чувств не выражать, сохранить и переработать их в себе [14].

При формировании положительных чувств принципиально важно учитывать то, что сформированные положительные чувства непрерывно нуждаются в поддержке своей сфомированности. Необходимость этого объясняется амбивалентной (двойственной) природой чувств (вера — сомнение, смелость — трусость, правдивость — лживость и др.). Но как только какое-то положительное чувство ослабевает, то его ме-

сто в душе тут же незаметно начинает занимать противоположное ему отрицательное чувство. Поэтому сохранение положительных чувств в целости требует от человека непрерывной борьбы с поползновениями отрицательных чувств. Вообще следует отметить, что в реальной жизни человека идет непрерывная борьба положительных и отрицательных чувств и осуществляются постоянные переходы от отрицательных чувств к положительным и обратно.

Роль чувств в саморазвитии личности и в жизни человека в целом выражается в том, что: 1) мотивы его деятельности переживаются как чувства, так как чувства сигнализируют ему о том, насколько значимы объекты для удовлетворения его потребностей; 2) чувства способствуют либо мобилизации деятельности, либо ее торможению, то есть либо повышают готовность человека действовать, либо понижают, вплоть до ее прекращения; 3) чувства человека, непосредственно отражая отношение его потребностей к различным объектам, предшествуют деятельности по ее удовлетворению, затем побуждают деятельность и сопровождают ее и, наконец, завершают ее в виде переживания ее успешности или неуспешности. Тем самым чувства как сила духа выполняют функцию регуляции деятельности человека.

Принципиально важно отметить также то, что формирование культуры чувств — важнейший фактор поддержания и развития психического и физического здоровья личности (еще древнегреческий врач Гиппократ утверждал, что «мощный дух спасает расслабленное тело»), и наоборот, формирование отрицательных чувств — одна из основных причин разрушения здоровья [19, с. 20-206].

Формирование чувств личности — важнейшее условие ее саморазвития. Это связано с тем, что все рациональные образования (идеалы, цели, обязанности, нормы поведения и т.д.) сами по себе еще недостаточны, для того чтобы человек регулировался ими. Греческий философ Сократ глубоко ошибался, полагая, что для того, чтобы быть нравственным, достаточно только знать нормы нравственности. Каждому известно, что в реальной жизни есть немало людей, которые владеют знаниями о различных нормативных требованиях к человеку, но они им не следуют.

Чтобы знание превратилось в сознательный регулятор поведения, оно должно соединиться с потребностью личности в регуляции этим знанием, а потребность выражается в желании, которое сопровождается определенным чувственным переживанием. Только то или иное знание, соединенное, слившееся с этим переживанием,

ставшее убеждением (убеждение — это сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь), становится побудительной силой саморазвития личности, в том числе и развития ее чувств.

Рассмотрим теперь сущность интеллекта и воли. Интеллект (с латинского — понимание, познание). Если обобщить существующие в справочной литературе определения понятия «интеллект», то оно, на наш взгляд, будет иметь следующий вид: «Интеллект — мыслительная способность человека к познанию и решению проблем, определяющая успешность его любой деятельности». Отметим, что это неточное определение интеллекта, так как успешность любой деятельности зависит как от интеллекта человека, так и от его чувств и воли. Близкими к понятию «интеллект» являются понятия «ум» и «разум». Этим определяется то, что в справочной литературе они чаще всего определяются друг через друга. Некоторые авторы различают эти понятия. В настоящей работе мы будем рассматривать данные понятия как идентичные. Все эти понятия раскрываются через такие понятия, как «мыслительная деятельность», «умственная деятельность», «рациональная деятельность». Понятия «интеллект», «разум», «ум» мы определяем как способность человека к мышлению, понимаемому как опосредованное отражение действительности, а три других понятия мы рассматриваем как отражение средств превращения способности человека к мышлению из возможности в действительность. В единстве сил духа: разума, чувств и воли, разум, на наш взгляд, выступает как системообразующая сила. «Великого на земле — только человек, великого в человеке — только ум» (У. Гамильтон, ирландский математик. 1805-1865). «Функция разума, — полагал англо-американский философ и математик А. Н. Уайтхед (1861-1947), — способствовать искусству жить». По мнению философа и социолога А. Рэнд, «чем рациональнее суждения человека, тем точнее его действия соответствуют требованиям его природы и тем более он преуспевает в достижении человеческой формы выживания и благосостояния. Действуя иррационально, человек разрушает себя». Поэтому «уметь мыслить, значит уметь все» (И. Н Шевелев, российский ученый, врач, писатель). И «думать — не развлечение, а обязанность», — считали писатели А. Н. и Б. Н. Стругацкие. По мнению Л. Н. Толстого, «судьба человека такая или другая бывает только от того, как он в мыслях своих понимает свою жизнь». А использование в жизни выводов разума требует силы желаний, чувств и воли. Но последние, в свою очередь, нуждаются в контроле разума.

Контроль чувств разумом осуществляется через осмысление чувств. Посредством осмысления чувств разум освобождает чувства от неадекватного отражения ими отношения потребностей к объекту их удовлетворения. Кроме того, сила чувств как сила духа значительно возрастает, если при адекватном стихийном отражении отношения потребностей к объекту их удовлетворения они осознаются. Так, например, если существенная разница между слепой любовью женщины к мужчине и осознанной любовью, когда она ясно осознает то, «за что» любит мужчину. Посредством осмысления контроля разумом чувств разум оказывает обратное воздействие на чувства.

Адекватно осмысленные чувства человека выступают как «умные» или «разумные» чувства. Поэтому если деятельность разума без чувств мертва, то чувства без разума слепы. Поэтому извечный спор между «физиками» и «лириками» о том, что важнее в деятельности человека — разум или чувства, лишен смысла, так как каждая из этих сил духа в действительности выполняет только ей присущую функцию.

Мышление человека выступает как необходимая основа добывания (производства) новых знаний, усвоения существующих знаний (в образовании) и использования знаний во всех видах человеческой деятельности. Отличие мыслительной деятельности человека от отражения явлений в чувствах состоит в том, что отражение в чувствах — это непосредственное отражение, а отражение в мыслях — это опосредованное отражение, так как неотделимо от речи и предполагает обобщение.

Основополагающее значение для раскрытия роли разума и продуктов его деятельности — знаний — в жизни человека имеют такие слова как «порядок» и производные от него «порядочность», «порядочный» и «упорядоченный». Слово «порядок» имеет ряд значений: «1. Правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь. 2. Последовательный ход чего-нибудь. 3. Правила, по которым совершается что-нибудь» [12]. Однако производные от слова «порядок» слова «порядочность» и «порядочный» в этом словаре имеют только нравственное значение. «Порядочность» — «честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным делам». «Порядочный» — «честный, соответствующий принятым правилам поведения». На наш взгляд, слово «порядочный» должно включать в себя фактически все то содержание, которое заключено в слове «порядок». Что же касается нравственной порядочности, то, на наш взгляд, есть все основания, чтобы ее в структуре порядочно-

сти человека вообще рассматривать в качестве системообразующего элемента. Это связано с тем, что в основе всех его отношений к миру и самому себе находятся его нравственные отношения.

Близким по значению к словам «порядок», «порядочный» являются слова «регуляция», «регулировать». «Регулировать» — «1) подчинять определенному порядку, правилу; упорядочивать; 2) направлять развитие, движение чего-либо с целью привести в порядок, в систему» [16].

Быть индивиду в своем саморазвитии порядочным, значит, во все его виды, на основе научных знаний, вносить порядок. Порядочность в саморазвитии обеспечивается:

1) четко поставленными целями, хорошо обоснованными планами, вытекающими из смысла жизни человека и его идеалов;

2) готовностью и способностью следовать многообразным принципам, нормам и правилам саморазвития и самореализации в своих деятельностных Я (Я когнитивном, нравственном, эстетическом, правовом, профессиональном, валеологическом, коммуникативном и др.). Из сказанного следует, что нравственная порядочность человека — только один из видов его порядочности.

Если в чувствах выражается желание человека удовлетворить свою потребность, то есть «Я хочу», то в разуме выражается его интенция на обоснование возможности удовлетворить свою потребность посредством постановки цели и определения необходимых для ее достижения средств, то есть «Я могу».

Как происходит саморазвитие разума человека, его мыслительной деятельности? Советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн считал, «что мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять, мышление начинается с проблемы и вопроса». Реализуя многие годы в работе со студентами идею единства чувств и разума, автор сформулировал следующий закон саморазвития мыслительной деятельности студентов: «Мышление студентов саморазвивается только тогда, когда они "сами" ставят вопросы и ищут ответы на них, то есть ищут истину». Сама постановка вопросов, поиск их решения и само решение доставляют студенту высокое интеллектуальное удовлетворение. Конечный результат учебной деятельности таких студентов — формирование устойчивого познавательного интереса, самопорождающейся внутренней мотивации к их учебно-познавательной и научной деятельности и убеждения в том, что при использовании таким образом полученных научных знаний на практике можно добиться успеха [2].

К сожалению, в современных вузах

огромное количество знаний значительным количеством студентов усваивается формально, и не только в отрыве от содержания (от сензитивного отражения — ощущений и восприятий), но и от чувственного отражения. Став специалистами, выпускники вузов с таким «багажом», характеризуются формально-бюрократическим стилем

мышления на практике и спекулятивно-схоластическим стилем в науке. При этом они вполне обходятся, и не на словах, а на деле, без таких понятий как, «истина», «добро», «справедливость».

Развитие интеллекта человека осуществляется посредством формирования интеллектуальной культуры. Интеллектуальная культура — показатель уровня развития его мыслительной деятельности. Она включает: а) уровень образованности человека; б) самостоятельность мышления, предполагающую способность человека ставить проблемы, находить методы их решения и решать их; в) способность воспринимать явления внешнего мира и свою жизнедеятельность в их противоречиях и развитии; г) умение постоянно учиться, заниматься самообразованием, критически перерабатывая потребляемую информацию; д) в процессе мышления непрерывно соотносить теоретические и прикладные знания с чувственно-эмпирической информацией. Результат этой работы — «живое знание» (человек понимает смысл этого знания и способен его использовать в своей деятельности); е) постоянная ориентация на творческое использование научных знаний в различных видах своей деятельности.

О природе воли. В литературе даются разные трактовки понятия «воля»: 1) как способность человека осуществить свои желания, достигнуть намеченной цели; 2) как требование, приказание; 3) как общая способность к активности; 4) как соответствие понятиям «выбор», «свобода»; 5) как способность человека сознательно управлять своим поведением, активизировать все свои силы на достижение поставленных целей.

Мы исходим из понимания воли как способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая разного рода препятствия. Начальным звеном волевого действия является постановка цели и выбор наиболее целесообразных способов действия, затем принятие решения действовать, наконец, само действие. Решающим для характеристики данного действия как волевого является исполнение решения. Умение и способность принимать правильные решения и выполнять их, доводить начатое дело до конца является результатом знаний, опыта, воспитания и самовоспитания.

Воля человека выполняет две функции: побуждения и торможения. Побудительная функция воли обеспечивает активность человека, а тормозная функция направлена на сдерживание нежелательных проявлений человека: устоять перед соблазнами, все бросить и заняться чем-либо более привлекательным; довести начатое дело до конца; сдерживать агрессивность, одерживать победу над ленью, страхом, усталостью. Победа человека над разного рода внутренними препятствиями в деятельности посредством волевых усилий выступает как победа над самим собой и переживается как чувство удовлетворения.

Формирование воли в этой деятельности выступает как развитие культуры воли. Непосредственно это развитие осуществляется посредством развития специфических волевых качеств. В одних источниках к ним относят: инициативность, решительность, самостоятельность, настойчивость, выдержку, самоконтроль, самообладание. В других источниках, наряду с некоторыми, названными выше, также выделяют смелость, дисциплинированность, целеустремленность. На наш взгляд, из названных волевых качеств к ним не относятся: инициативность (она есть проявление прежде всего интеллектуальной деятельности), самоконтроль (это функция самоуправления личности), самостоятельность (это обобщенная характеристика личности, которая с волей связана, но к ней не сводится).

На наш взгляд, к волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, смелость, дисциплинированность, самообладание. При этом интегративным волевым качеством является целеустремленность. Эта характеристика данного качества вытекает из определения воли как способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая разного рода препятствия. Целеустремленность — сознательная направленность личности на определенный результат, которая, с одной стороны, обусловливается уровнем развития всех других волевых качеств, а с другой — сама определяет уровень этих других волевых качеств.

В основе целеустремленности лежит прежде всего сила воли («у кого воля, у того и доля»). Но целеустремленность также питается силой желания и чувств, ясностью целей, хорошей обоснованностью проекта, уверенностью в себе, решимостью. «Пожалуй, не существует более важной черты характера, чем твердая решимость» (Т. Рузвельт, американский президент, 18581919). Своеобразным интегральным показателем целеустремленности является доведение всякого разумного дела до победного

конца. «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти» (Оноре де Бальзак, французский писатель, 1799-1850).

Мы считаем, что в воле человека следует выделять свободную волю и несвободную волю. Свободная воля — это воля, основанная на познанной объективной необходимости (необходимости природной, социальной или отдельного индивида. Эти необходимости выступают в виде общечеловеческих ценностей, норм нравственности, обоснованных правовых и технических норм, психических и физических особенностей отдельного человека и т.д.). Несвободная воля — это воля, основанная на игнорировании любых объективных необходимо-стей, независимо от того, осуществляется это игнорирование сознательно или в силу невежества. Несвободная воля — это своеволие, произвол. При этом и свободная, и несвободная воля могут проявляться как в виде сильной воли, так и слабой.

Таким образом, если в чувствах выражается желание человека удовлетворить свою потребность, то есть «Я хочу», в разуме выражается его интенция на обоснование возможности удовлетворить свою потребность посредством постановки цели, определения необходимых для ее достижения средств и разработки проекта, то есть «Я могу», то в воле выражается обязательность удовлетворения человеком своей потребности посредством реализации разработанного в мыслительной деятельности проекта, то есть «Я должен».

«Гармония (в переводе с греческого — стройность, согласие) — единство, согласованность, стройное сочетание элементов, свойств, явлений» [18]).

«Гармоничное развитие личности — процесс согласованного обогащения рационально-логической и эмоционально-психологической сфер духовного мира человека, предполагающий достижение единона-правленности его разума, воли и чувств» (там же). По мнению А. А. Милтс, «гармония — это понятие, включающее в себя проблему согласованности природы, общества и человека и предполагающее взаимное соответствие, соразмерность, равновесие, порядок, пропорциональность различных предметов и явлений» [10, с. 5].

Мы будем исходить из того, что гармония чувств, разума и воли в саморазвитии личности — это единонаправленность и согласованность в их изменении.

Все рассмотренные силы человеческого духа играют существенную роль в саморазвитии личности. Но результативность, эффективность каждой из сил духа имеет место только при их относительной гармонии, то есть когда в чувствах выражается сила

желаний человека и уверенность в успехе, когда интеллект обеспечивает истинное познание мира и самого субъекта, разработку и обоснование проектов, и когда воля, опираясь на чувства и интеллект, переводит идеальные замыслы в жизнь. При этом относительное соответствие или гармония между чувствами, интеллектом и волей складываются из относительной гармонии между чувствами и интеллектом, волей и интеллектом и волей и чувствами.

Элементарный цикл человеческой жизнедеятельности чаще всего начинается с чувств, так как они выступают первичным источником информации о потребном и непотребном для человека, являясь выражением его желаний. Проявление чувств в качестве силы духа выражается в том, что они предопределяют постановку цели, а значит и весь процесс самопроектирования. Так как чувства являются аккумуляторами нашей энергии, то они играют огромную роль не только в постановке целей, но и в осуществлении самой деятельности по их достижению и в преодолении встречающихся на ее пути препятствий. Поэтому чувства — это генераторы нашей энергии, нашего вдохновения. При этом положительные чувства способствуют мобилизации деятельности, а отрицательные чувства ведут к ее торможению, тем самым в первом случае повышая готовность субъекта действовать, а во втором случае — понижая вплоть до ее прекращения.

Чувства, как отмечалось, непосредственно отражая потребности человека, предшествуют деятельности по их удовлетворению, затем побуждают эту деятельность, направляют ее, а через непосредственную самооценку результатов завершают ее. Тем самым чувства сопровождают деятельность человека от ее начала и до конца. Но воздействие чувств на жизнедеятельность человека нуждается в контроле интеллекта, так как в противном случае возникает опасность в непредсказуемости деятельности. «Половина наших житейских неприятностей происходит из-за того, что мы поддаемся чувствам там, где надо думать, и думаем там, где надо дать волю чувствам» (Р. Д. Коллингвуд, английский историк, философ, 1889-1943).

Особенно велико воздействие на жизнь человека такого чувства, как страсть. Страсть — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. «Страсть способна на многое. Она может пробудить в человеке небывалую сверхчеловеческую энергию. Она может своим неослабным давлением

выжать даже из самой уравновешенной души титанические силы» (С. Цвейг, австрийский писатель, 1881-1942). «Страсти осуждают, им приписывают все человеческие несчастья и при этом забывают, что они являются также и источником всех наших радостей» (Д. Дидро, французский философ, 1713-1784).

К одному из самых сильных человеческих чувств относится также вера человека в себя. Это связано с тем, что вера является катализатором всех физических, психических и духовных сил, основным источником энергии при достижении успеха. «Самая главная составляющая часть успеха, — утверждал К. Тернер в книге «Мы рождены для успеха», — это абсолютная уверенность в правоте своего дела и целеустремленность, а любой настоящий успех всегда начинается с того, что человек обретает веру в себя» [17, с. 106].

Вера человека в себя или уверенность в себе — это его твердая убежденность в достижении поставленных перед собой целей. Поэтому, чтобы чего-то достигать в этой жизни, надо не только знать себя, но также верить в то, что у тебя непременно на это хватит сил. «Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы» (Л. Фейербах, немецкий философ, 18041872). Непосредственным основанием веры в себя является прежде всего оптимистическая установка, связанная с позитивным восприятием своего будущего, хорошо обоснованный проект предстоящей деятельности, а также прежние успехи человека и его стремление к идеалу. «Подлинный оптимизм ... состоит в стремлении к идеалу» (А. Швейцер, немецкий философ-гуманист, врач-миссионер, 1875-1965). По данным некоторых исследований, успехи людей на 30-40%, а то и больше, зависят от их веры в самих себя [1].

Чувства и интеллект (мысли) — это своеобразное единство диалектических противоположностей: с одной стороны, чувства выступают как движущая сила мыслительной деятельности, а с другой — чувства должны регулироваться разумом, но не подменяться им. Поэтому говорят, что жить только разумом — неразумно. «Разум и чувства — это две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой» (В. Г. Белинский, российский критик и публицист, 1811-1848). «Чувства должны давать разуму крылья, а разум чувству глаза» (Д. М. Еремич, сербский писатель). «Инстинкты и эмоции определяют ход жизни, а логика, направляемая разумом — единственный способ удостовериться, что вы применяете лучшие средства и не сбились с пути». (Г. Селье, канадский фи-

зиолог, 1907-1982). «Разум, — считал немецко-американский психолог и философ Э. Фромм, — протекает из смешения рациональной мысли и чувства. Если эти две функции разорваны, мышление деградирует в шизоидную интеллектуальную деятельность, а чувства — в невротическое, страстное желание причинять жизни вред».

Мы уже отмечали, что поскольку чувства человека являются непосредственно ценностным отражением объектов действительности, то они могут заключать в себе как истинную, так и ложную информацию. Именно этим обстоятельством обусловлена необходимость контроля чувств разумом. Но разум — это прежде всего оперирование знаниями (понятиями). Поэтому чем больше в своей жизни человек приобретает знаний, тем больше создается возможностей для управления чувствами. «Наши эмоции обратно пропорциональны знаниям. Чем меньше мы знаем, тем больше распаляемся» (Б. Рассел английский философ, логик, социолог-моралист, общественный деятель, 1872-1970).

Но разум является не только «судьей» чувств, но и их продуцентом. Поэтому, как доказала когнитивная терапия, позитивные мысли и оценки вызывают положительные чувства, а негативные мысли — отрицательные чувства. Поскольку человек в своих рациональных оценках может ошибаться, то из этого следует, что разум также может быть источником как истинных чувств, так и ложных.

Вследствие этого задача состоит в том, чтобы: 1) стремиться к максимально объективным рациональным оценкам; 2) в нашем отношении к будущему доминировало позитивное мышление, так как только соответствующий этому мышлению настрой способен привести к успеху.

Выше мы рассмотрели относительную гармонию между такими силами духа, как чувства и интеллект. Рассмотрим теперь относительную гармонию между такими силами духа, как воля и интеллект и воля и чувства.

Сильная воля — средство решения всех проблем, и человек с сильной волей способен преодолевать любые трудности и добиваться очень многого. «Много может воля человека, ее сила страшна, ей почти нет предела» (А. И. Герцен, российский писатель, публицист, 1812-1870). «Ход вещей зависит от нашей решительной воли и от наших усилий » (Г. Уэллс, английский писатель, 1866-1946). Именно поэтому для достижения успеха недостаточно ни разработанного интеллектом хорошо продуманного проекта, ни сильных желаний и чувств. Необходимо еще, чтобы замыслы, желания и чувства слились с волей, обрели форму

реальных усилий по совершению деятельности, что предполагает самопринуждение и разного рода самоограничения. Именно посредством воли осуществляется переход от мысли к действию, и чувства превращаются в продуктивную двигательную силу саморазвития личности. «Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело» (А. А. Бестужев-Марлинский, русский писатель-романтик, 1797-1837).

«Чувство и разум необходимо присуще воле, — писал немецкий философ Л. Фейербах (1804-1872), — ибо только посредством них я знаю, чего я должен хотеть или не хотеть, что я должен делать или не делать». Волей через интеллект обеспечивается и управление чувствами человека.

При рассмотрении отношения между волей и чувствами необходимо, прежде всего, отметить между ними своеобразную обратно пропорциональную зависимость. Чем у человека больший интерес к осуществлению деятельности и выше удовлетворенность ею, тем для достижения ее целей требуется меньше волевых усилий, и наоборот, чем у человека меньший интерес к деятельности и удовлетворенность ею ниже, тем для достижения ее целей волевых усилий требуется больше. При этом преодоление посредством волевых усилий разного рода препятствий на пути к достижению цели, в том числе и собственных недостатков, усиливает наши позитивные чувства, укрепляет уверенность в себе. «Нужно запасаться верою в себя, в свои силы, а эта вера достигается преодолением препятствий, воспитанием воли, тренировкой ее. Необходимо учиться преодолевать в себе и вне себя дрянненькое наследие прошлого... Уже и маленькая победа над собой делает человека сильнее» (А. М. Горький, русский писатель, 1868-1936). Многочисленные примеры свидетельствуют, что одних только добрых намерений и хороших идей недостаточно, если не прилагать необходимых волевых усилий по их практическому воплощению в жизнь. Т. Эдисон утверждал: «Изобретение состоит из одного процента вдохновения и 99 процентов пота».

Воля требует отказа от многих и многих соблазнов жизни, мешающих движению к цели, она мобилизует физические и духовные возможности человека на преодоление трудностей. «Самосознание очень сильно, собственно, даже исключительно занято волей» (А. Шопенгауэр, немецкий философ, 1788-1860). Немецкий бизнесмен Э. Лежен отмечает: «... без воли к победе, без целей, поставленных перед собой, вам не достигнуть успеха в жизни! К примеру, недостаточным честолюбием объясняется то, что люди мирятся со скромным, далеко не соответ-

ствующим их возможностям, назначением и столь же скромным заработком» [6].

Воля в определенном смысле является основой всех других качеств человека, так как реализация последних всегда в большей или меньшей мере требует волевых усилий. Поэтому как бы человек ни был талантлив, если он упорно, день за днем, не будет вновь и вновь востребовать свои способности, он никогда не достигнет в своей жизни сколько-нибудь значимых успехов.

А основное качество самой воли человека — целеустремленность — определяется силой его воли. Но целеустремленность также питается силой желания и чувств, ясностью целей, хорошей обоснованностью проекта, уверенностью в себе, решимостью. Своеобразным интегральным показателем целеустремленности является доведение всякого разумного дела до победного конца.

Легендами окружены образы многих и многих самоотверженных тружеников, подчинивших свою жизнь достижению великой цели, мечты. Так, например, непобедимое стремление к намеченной цели — получение радия — заставило супругов Кюри (Пьер Кюри, французский физик, 18561906; Мария Складовская-Кюри, физик и химик, по национальности полька, 18671934) отдать тяжелой работе лучшие годы своей жизни. При этом, как писала М. Складовская-Кюри, ее работа состояла в том, чтобы обрабатывать килограмм за килограммом тонны урановой руды при одновременном совмещении материнских обязанностей с занятиями ученого, трудом квалифицированного работника, инженера и чернорабочего. И так не один год.

Американский ученый и изобретатель Томас Эдисон (1847-1931) мечтал об электрической лампочке. Он сразу же приступил к опытам и не отступал от своего дела, несмотря на десять тысяч неудач, пока его мечта не приобрела реальные очертания.

Существенно отметить то, что целеустремленность в процессе как саморазвития, так и самореализации личности понимается не как достижение поставленных целей любой ценой, а как такое их достижение, которое сочетается не только с заботой о себе самом, но и с пользой для других, или, по крайней мере, с ненанесением вреда.

Постоянное движение к разумной цели — это путешествие к успеху. Немецкий бизнесмен Э. Лежен советует: «.неуклонно придерживайтесь своей цели, даже если вас постигнет неудача. Только тот, кто программирует свое самосознание и подсознание на воодушевленность успехом, может привести в движение свои неисчерпаемые энергетические потоки» [6].

Так как любое волевое действие опира-

ется на знания — продукты интеллектуальной деятельности, то это действие одновременно является и интеллектуальным. Специфика функционирования интеллекта в волевой регуляции заключена в содержании задач, на решение которых направлена деятельность, и в условиях ее функционирования. Это — с одной стороны. С другой же стороны, любая интеллектуальная деятельность (учебно-познавательная, научная и т. д.) одновременно является и волевой, так как предполагает целеустремленность, реализующуюся через множество предъявляемых к ней требований. При этом чем большим количеством знаний овладевает человек, чем выше уровень его образованности, тем больше создается возможностей для развития его воли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но высокий уровень образованности человека, хорошее качество его мышления не являются детерминантой, обязательно приводящей к высокому уровню его волевой активности. Это связано с тем, что воля человека зависит не только от интеллекта, но также и от чувств — силы мотивации его деятельности. Но и хорошо развитая воля человека не обязательно свидетельствует о его высоком интеллекте.

Поэтому если развитие интеллекта личности предполагает как «работу» чувств, так и воли, то волевое действие предполагает участие в нем не только интеллекта, но и чувств. Следовательно, где нет развитого интеллекта, опирающегося на чувства, там нет и воли, а где нет воли, там нет и интеллектуальной деятельности, развития мышления.

Вследствие этого интеллектуальная деятельность одновременно является и чувственной, и волевой, а волевое действие одновременно является и интеллектуальным, и чувственным. Поэтому каждая из сил духа — чувство, интеллект, воля — может продуктивно функционировать и развиваться только в органическом единстве с другими силами духа. В этом выражается природа гармонии чувств, интеллекта и воли.

В литературе существуют разные определения понятия «дисгармония» (в переводе с греческого означает отрицание стройности, согласия). Наиболее полное определение этого понятия дается в книге А. А. Милтса «Гармония и дисгармония личности»: «Дисгармония — отсутствие согласованности, проявление диспропорции, разногласия, антагонизмы, хаос, дезоргани-зованность, потеря равновесия, деградация, взаимное несоответствие вещей и явлений или их несоответствие норме, образцу, ритму» [10, с. 6].

Дисгармония чувств, разума и воли в

саморазвитии личности — это отсутствие в них единонаправленности и согласованности в изменении.

Если гармония в отношениях чувств, интеллекта и воли является причиной успехов в саморазвитии личности, то дисгармония в их отношениях является причиной неудач. Общей причиной неудач в развитии личности является, во-первых, неудовлетворительное состояние всех составляющих человеческого духа: и чувств, и интеллекта, и воли.

Неудовлетворительное состояние

чувств проявляется в их низком уровне развития (например, неразвитость чувства ответственности, чувства красоты и др.), в отсутствии над ними самоконтроля, в подверженности личности стрессам и разного рода соблазнам, в отрицательных эмоциональных переживаниях и в неумении с ними справляться.

Неудовлетворительное состояние интеллекта выражается в неразвитости интереса человека к познанию мира и самого себя, в низкой культуре мышления, а также в преобладании негативного мышления над позитивным.

Неудовлетворительное состояние воли проявляется в слабоволии (в нерешительности, неорганизованности, трусости). «Там, где нет воли, — утверждал английский писатель Д. Б. Шоу (1856-1950), — нет пути».

Причиной неудач в саморазвитии личности, во-вторых, является относительно удовлетворительное состояние одних сил духа и неудовлетворительное состояние других, проявляющееся:

— в сильном и даже страстном желании достичь какой-то цели при отсутствии необходимого для этого уровня развития интеллекта и слабой воле. «Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность. На то и ум, чтобы обуздывать ее нелепости» (У. Шекспир, английский поэт, драматург, 1564-1616);

— при нормальном желании человека и таком уровне развития интеллекта, который позволяет разработать более или менее обоснованный проект будущей деятельности, но при его слабой воле. «Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом деле мы не бессильны, а безвольны» (Ф. Ларошфуко, французский писатель-моралист, 1613-1680);

— в сильном желании и в принципе достаточной воле при явно низком уровне развития интеллекта, выражающемся в плохо обоснованном проекте будущей деятельности, что может вести к неоправданному риску и даже к авантюризму.

К отрицательным состояниям чувств, интеллекта и воли также следует отнести

преувеличение (абсолютизацию) роли той или иной силы духа отдельными идивида-ми. Причем это имеет место независимо от того, осознают они такое свое проявление или не осознают. В зависимости от абсолютизации силы духа, видимо, можно выделить следующие типы личности: рационалист, волюнтарист и эмотивист.

Рационалист — человек, абсолютизирующий в жизни роль разума. Рацоналист подавляет свои не только отрицательные чувства, но и положительные. Он не способен проявить сострадание, милосердие к другим людям. В эмоциональности человека он видит только его слабость.

Волюнтарист — человек, который признает решающим фактором в жизни не роль разума, а волю. Волюнтарист не считается с объективно существующими законами и условиями деятельности и руководствуется в жизни только субъективными желаниями и своевольными решениями. Сходным с волюнтаристом является авантюрист. Авантюрист — это человек, деятельность которого характеризуется беспринципными, рискованными действиями ради достижения легкого успеха, выгоды.

Эмотивист — человек, который характеризуется преимущественно импульсивностью и непосредственностью реагирования на явления окружающего мира и свою деятельность, ситуативной зависимостью от обстоятельств и, естественно, низким уровнем осмысления своей жизнедеятельности и слабоволием. «Стена эмоций загораживает человеку внешний и внутренний мир одновременно» (А. Подводный, российский философ, астролог).

Рассмотрим более конкретно те состояния чувств, интеллекта и воли человека, которые определяют между ними дисгармоничные отношения. Отрицательное состояние чувств ограничим рассмотрением неверия человека в себя. Если вера человека в себя относится к одному из самых сильных человеческих чувств и к одному из основных условий достижения им успехов, то неверие человека в себя, видимо, следует отнести к числу одной из главных причин его неудач. Вера человека в себя — это основной источник его энергии. Если же этой веры нет, то нет и энергии.

Неверие человека в себя, в свои способности, в возможность достижения поставленных целей является прежде всего следствием:

— зацикленности на своем отрицательном жизненном опыте, на своих неудачах;

— «коллекционирования» отрицательного в жизни других людей и в обществе;

— пессимизма как мироощущения, как жизненной позиции. «Пессимизм, — по

мнению индийского поэта Р. Тагора (18611941), — форма душевного алкоголизма». «Без разумной веры в собственные возможности нельзя рассчитывать на успех. Лишь поверив в свои силы, мы можем чего-то добиться. Чувство собственной неполноценности, некомпетентности — помеха на пути самоусовершенствования. Уверенность в своих силах и способностях, напротив, — залог победы» [11, с. 7].

Неуверенность человека в себе проявляется в постоянных сомнениях, колебаниях (даже после принятия решения), в нерешительности по любому поводу, в быстром отказе от принятых решений под влиянием разного рода случайных жизненных обстоятельств. «Уверенность в себе и энергия — вот что нужно, а отчаяние ведет к тому, чтобы ничего не делать» (Н. П. Огарев, русский философ, поэт, публицист, 1813-1877).

Одним из наиболее существенных проявлений неверия человека в себя являются постоянные тревоги и страх перед будущим. «Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не умеряемая страхом, производит гибельную дерзость и буйство» (К. Д. Ушинский, русский педагог, 1824-1871).

Существенно отметить то, что как позитивный настрой мыслей и чувств, позитивное отношение человека к действительности, так и негативный настрой мыслей и чувств, негативное отношение к действительности действуют как своего рода магнит, притягивая к нему соответственно положительные события или отрицательные. Американский социолог Поль Ванцвайг в книге «Десять заповедей творческих личностей» так описывает последствия негативного отношения к действительности: «Боязнь увечья, потери, болезни и т. п. порой так овладевают воображением человека, что он подсознательно, несмотря на все усилия воли, тянется к объекту страха. Более того, чувство страха приводит в действие биологический механизм стресса, ослабляющий щитовидную и другие эндокринные железы, сводя до минимума сопротивление организма инфекциям, болезням и даже несчастным случаям. Ослабляя волю, страх воздействует и на мышцы; он вызывает также нарушение равновесия между полушариями головного мозга, что, в свою очередь, нарушает координацию и дееспособность. Сила страха в самом страхе» [4, с. 129].

Мыслям американского социолога созвучны мысли немецкого бизнесмена Эриха Лежена. «Страх пожирает нашу уверенность в себя. Страх пожирает нашу привязанность и нашу любовь. Страх перед

настоящим и страх перед будущим лишает нас сил. Тщательно обдумывайте, какие страхи одолевают вас и разработайте программу борьбы со страхом!». «Чтобы начать борьбу со страхом, прежде надо взять ответственность за свою жизнь на себя, поскольку страх вызван тем обстоятельством, что ответственность уже давно переложена на чужие плечи. Страх вызывается бегством от ответственности» [6].

Р. Штернберг, выделяя в качестве одного из свойств интеллекта, приносящего успех, уверенность человека в себе и веру в свою способность выполнять намеченное, также отмечает, что в жизни приносит вред не только недостаток уверенности, но и избыток самоуверенности [20]. «Самоуверенность — повелительница глупцов и баловство для умных людей» (Ф. Бэкон, английский философ, 1561-1626). «Самоуверенность имеет своим источником эгоцентризм, веру, что все в мире подлажено как раз под тебя» (А. Г. Круглов, российский писатель).

Недостаток уверенности человека в себе может подточить способность справляться с работой, поскольку сомнение в своих силах становится самореализующимся пророчеством. В то же время не следует быть и слишком самоуверенным, самонадеянным, то есть, полагаться на свои силы, не имея на то достаточных оснований. Люди, страдающие излишней самонадеянностью, не чувствуют, когда нужно признать свою неправоту и заняться совершенствованием. В результате они редко совершенствуются так быстро, как могли бы, а иногда и вовсе не совершенствуются. Роль неверия и веры хорошо высвечена в стихотворении, которое Наполеон Хил приводит в своей книге «Думай — богатей»:

Если вам показалось: проигран бой, — Значит, так оно, в общем, и есть. Синяков ему не перечесть. Если вам показалось, что навсегда Вы потеряны для всех, — Значит так и будет. Ведь в нас самих Заключается наш успех. Если вам показалось, что вам — дано, Вы должны быть уверены в том, Обязательно надо поверить в себя. И победа придет потом. Может вам не придется вступать в борьбу,

В поединок с судьбой — никогда. Но упрямый чудак на вопрос «Я смогу?» Отвечает уверенно: «Да».

«Если кто-то уверенно продвигается вперед к тому, о чем он мечтает, и пытается жить той жизнью, которую он себе представляет, то он непременно добьется успе-

ха... Вы рождены для успеха, а не для неудач» (Г. Д. Торо, американский писатель, 1817-1862).

Если в порядочности жизнедеятельности человека выражается позитивное состояние его интеллекта, то в беспорядочности, хаотичности, иррегулярности выражается его негативное состояние. Основанием беспорядочности являются: плохо усвоенные научные знания, неясно поставленные цели, явно недостаточно обоснованные проекты, отсутствие определенности в смысложиз-ненных ориентациях, склонность к нарушению нравственных, правовых и других норм и правил, несформированность или явно недостаточная сформированность профессиональных и личностных качеств (трудолюбия, ответственности и др.).

Непорядочный человек ни перед кем не имеет обязательств, а если и имеет, то чаще всего их не выполняет. В его жизни нет какого-то единого смысла, все происходит преимущественно хаотично, а порой его действия приобретают абсурдный характер. Поэтому человек с неразвитой порядочностью чаще всего непредсказуем в своих позитивных действиях и фактически предсказуем в своих негативных действиях (к ним относится бездействие в виде невыполнения обязательных действий). Нерегулярность или иррегулярность в его деятельности проявляется в беспорядочном движении к достижению поставленных целей: то он на то или иное дело «наваливается» до такой степени, что забывает обо всем на свете, то совсем оставляет это дело и о нем забывает. Так может повторяться не один раз, вследствие чего нерегулярность превращается в отрицательную регулярность и одни дела делаются в ущерб другим. Но ни одной сколько-нибудь значимой цели нельзя достичь наскоками, рывками, иррегулярной активностью, без ненанесения ущерба себе или другим. Еще древнегреческий драматург Софокл писал: «Великие дела не делаются сразу». «Каждый раз, начиная сложную работу, — советовал русский ученый-физиолог И. П. Павлов, — никогда не спеши, дай время, смотря по работе, чтобы войти в эту сложную работу, мобилизоваться в порядке, а не бессмысленно, суетливо» [17]. К. Тернер пишет: «Точно так же, как шаг за шагом строится дом в определенные отрезки времени, так и ваше продвижение вперед тоже будет совершаться шаг за шагом в определенные отрезки времени. Принцип продвижения шаг за шагом является единственно разумным способом любой пугающей, но заслуживающей ваших усилий цели» [17, с. 200].

Биографы великих людей, добившихся значительных успехов, отмечают, что они в

своих мечтах от других людей фактически не отличались, но они умели концентрировать свое внимание на каждом следующем шаге, ведущем к цели. «Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит камни» (китайская пословица).

Рассматривая порядочность человека как причину успеха, а беспорядочность как причину неудач, нельзя порядочность оценивать как нечто абсолютно положительное, а беспорядочность как нечто абсолютно отрицательное. Порядочность во всем — не самоцель, а средство саморазвития и самореализации личности.

В литературе справедливо отмечается, что человеку нельзя все в жизни подчинить строгому распорядку, так как полностью предвидеть ход событий невозможно. Кроме того, порой при дефиците времени приходится принимать решение в зависимости от конкретных обстоятельств, полагаясь только на свою интуицию.

Человек, стремящийся в жизни все спланировать и следовать строго намеченному плану, может потерять способность быть открытым к конкретным обстоятельствам деятельности и вследствие этого превратиться в формалиста и консерватора.

Иногда у человека может возникнуть потребность «во внутренней свободе» от совершения каких-то обязательных действий (если это только не наносит вреда окружающим), и в этом случае ему следует отказаться от этих действий (например, отказаться от утренней зарядки, которую он делает регулярно) и вообще какое-то время ничего не делать с целью расслабления.

Таким образом, умение человека соблюдать порядок в процессе саморазвития и самореализации должно сочетаться с умением расслабляться и вовремя в тех или иных условиях разрешать себе нарушение порядка.

Саморазвитие личности, как и ее самореализация, должны строиться на порядке, но нельзя абсолютно все в этих процессах подчинять порядку.

Если целеустремленность — обобщенное выражение наличия у человека сильной воли, то отсутствие должной целеустремленности — это показатель его слабой воли (слабоволия). Она выражается прежде всего в том, что многие хорошие дела начинаются, но до конца не доводятся, а порой даже не начинаются. Очень много людей при первых же признаках неудачи сразу отказываются от своих целей. «.Перед тем, как в вашу жизнь придет успех, сколько же временных неудач и поражений вам придется перенести. И действительно, когда неудачи преследуют нас, самое простое и логичное — бросить дело. Как собственно большинство из нас и по-

ступает» (Н. Хилл, американский ученый). Но практически ни в одном виде деятельности невозможно достижение успехов без временных неудач, поражений. И вряд ли найдется хоть один человек, который был бы от этого застрахован.

Чтобы достичь цели, надо к ней неуклонно стремиться. Но нельзя «пытаться», «стараться» достичь цели, так как это значит, что мы заранее готовимся к неуспеху и заранее готовы оправдать себя в случае неуспеха. Ведь не достигнув в подобных ситуациях успеха, можно спокойно оправдаться перед собой и другими: я же не говорил, что обязательно достигну цели, я только говорил, что попытаюсь, постараюсь. Подлинной целью является только та цель человека, которая соединена с твердой решимостью достигнуть ее.

Естественно, возникает вопрос о соотношении гармонии и дисгармонии чувств, интеллекта и воли в саморазвитии личности. Этот вопрос можно сформулировать и по-другому: «Наличие гармонии в отношениях чувств, интеллекта и воли — это только хорошо, а дисгармонии между ними — это только плохо?». Мы считаем, что на этот вопрос следует ответить отрицательно. Это связано с тем, что гармония и дисгармония вообще — это противоречивое единство диалектических противоположностей, которые взаимополагают, взаимоотрицают и превращаются друг в друга. Еще Аристотель характеризовал гармонию как диалектику взаимоперехода порядка и беспорядка (порядок, как отмечалось, является характеристикой гармонии, а беспорядок — дисгармонии). К. Маркс писал: «.гармония всегда является результатом движения, уничтожающего существующую дисгармонию» [8, с. 588].

В XX в. И. Пригожин и И. Стенгерс пришли к выводу, что «неравновесность есть то, что порождает "порядок из хаоса"» [13, с. 357].

Дух человека как действующее сознание есть система, элементами которой являются чувства, интеллект и воля. Гармония между ними, как отмечалось, имеет место тогда, когда и чувства, и интеллект, и воля, так сказать, «действуют» в одном направлении — на достижение цели деятельности. Если в системе от этой направленности тот или иной элемент отклоняется (независимо от каких причин — внешних или внутренних), то состояние гармонии в ней сменяется состоянием дисгармонии.

Если в мотивации деятельности, связанной с чувствами, наряду с их направленностью на достижение цели, появляются иные мотивы, которые с целью непосредственно не связаны (разного рода соблазны), то ак-

тивность субъекта деятельности снижается (предельный вариант в этом случае — вообще прекращение деятельности). Вследствие этого у субъекта деятельности снижается интерес и к решению в деятельности интеллектуальных задач (например, при разработке обоснованного проекта нравственного саморазвития) и ослабляется воля.

При дисгармонии в саморазвитии личности могут также возникнуть трудности, связанные с решением задач в его интеллектуальной деятельности. Если преодоление этих трудностей затягиватся, то это может вести как к ослаблению мотивации саморазвития, так и воли.

Причиной дисгармонии в системе духа может быть и воля, если она, в силу каких-то внутренних или внешних причин, ослабляет мотивацию саморазвития и отрицательно сказывается на умственной деятельности.

Вследствие этого отрицательное изменение в каждом элементе системы духа может вести к отрицательному изменению во всех других элементах, а тем самым — к дисгармонии в саморазвитии личности в целом. Дисгармония в отношениях между элементами духа и последними с целью саморазвития выступает как противоречие между ними. Разрешение этих противоречий ведет к восстановлению гармонии чувств, интеллекта и воли в саморазвитии личности, но уже на изменившейся основе. Затем гармония снова сменяется дисгармонией.

Таким образом, дисгармония между чувством, интеллектом и волей в саморазвитии личности, с одной стороны, есть нечто отрицательное, а с другой — противоречие между ними выступает как источник саморазвития и перехода от дисгармонии к более устойчивой гармонии и большей устойчивости чувств, интеллекта и воли к воздействиям внешних и внутренних факторов, противоречащих целям саморазвития.

Предельным основанием поддержания относительной гармонии между силами духа в саморазвитии человека является его смысл жизни, который, на наш взгляд, состоит в его продуктивной самореализации на благо общества, других людей и самого себя. Средством продуктивной самореализации человека является его саморазвитие, понимаемое как формирование (самовоспитание) необходимых для различных видов его самореализации (профессиональной, семейной, оздоровительной и др.) качеств, то есть своей субъектности.

Основным чувством, которое мотивирует всю продуктивную жизнедеятельность человека, является чувство удовлетворения ею, являющееся следствием преодоления неудовлетворительности. Разрешение противоречия между неудовлетворенностью

жизнедеятельностью и ее удовлетворением достигается посредством переживания таких нравственных чувств, как чувство долга, чувство совести и чувство ответственности. Основным мотивом интеллектуальной деятельности является любовь к истине, которая реализуется через такие чувства, как вера в истинность какого-либо знания и чувство сомнения в нем.

Основным мотивом волевых действий человека является чувство свободы, так как истинная свобода есть деятельность человека в соответствии с познанной необходимостью.

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой

(И. В. Гете, немецкий поэт, 1749-1832).

Идти на бой — значит изо дня в день строить свою жизнь в соответствии с множеством познанных необходимостей или по-другому — разумных требований к человеку.

Таким образом, истинное удовлетворение потребностей человека как в различных видах саморазвития, так и самореализации, то есть в целостной жизнедеятельности, возможно только посредством переживания чувства свободы.

Итак, жизнь человека начинается с чувств, в которых непосредственно отражается неудовлетворенность отсутствием условий, необходимых для ее функционирования и развития, и желанием удовлетворить потребности в этих условиях. Последнее запускает деятельность разума (мыслительную деятельность) посредством которого производятся и используются знания, необходимые для организации деятельности, в которой создаются необходимые условия (материальные и духовные) для удовлетворения исходной потребности, а посредством воли осуществляется переход от мыслей к действиям, и чувства становятся реальной силой саморазвития личности. При этом в развитии культуры чувств участвуют и разум, и воля; в развитии культуры интеллекта участвуют и чувства, и воля; в развитии культуры воли участвуют и чувства, и воля. Иначе говоря, каждая из сил духа может продуктивно развиваться только в органическом единстве с другими силами духа. В этом и состоит гармония чувств, интеллекта и воли. Вне этого единства они напоминают лебедя, рака и щуку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байлук В. В. Человекознание. Основы самопознания и самореализации личности : в 2 кн. — Екатеринбург, 2010. — Кн. 1. Основы самопознания личности.

2. Байлук В. В. Научная деятельность студентов: системный анализ. — М., 2018.

3. Бакшутов В. К. Философия чувств. — Екатеринбург, 1996.

4. Ванцвайг П. Десять заповедей творческих личностей. — М., 1990.

5. Введение в психологию. — М., 1997.

6. Лежен Э. Ж. Без обмана — к успеху. Практика позитивного мышления. — М., 1999.

7. Лосев А. Ф. Философская энциклопедия. —М., 1962. — Т. 2.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — Изд. 2. — М. : Издательство политической литературы, 1963. — Т. 26, ч. 11.

9. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. — М., 2003.

10. Милтс А. А. Гармония и дисгармония личности. — М., 1990.

11. Нил Н. Энергия позитивного мышления. — М., 1998.

12. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. — М., 1999.

13. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986.

14. Рау И. О чувствах и эмоциях как предмете истории, философии истории и культурологи: очерк комплексной проблемы // Современная научная мысль. — 2015. — № 4.

15. Словарь по социальной педагогике. — М., 2002.

16. Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994.

17. Тернер К. Мы рождены для успеха. — М., 1998.

18. Хил Н. Думай — богатей. — М., 1998.

19. Шендлер Дж. А. Как прожить 365 дней в году / / Лакейн Н. А. Как стать хозяином своей судьбы. — М., 1995. — С. 20-206.

20. Штернберг Р. Д. Интеллект, приносящий успех. — Мн. : Попурри, 2000.

REFERENCES

1. Bayluk V. V. Chelovekoznanie. Osnovy samopoznaniya i samorealizatsii lichnosti : v 2 kn. — Ekaterinburg, 2010. — Kn. 1. Osnovy samopoznaniya lichnosti.

2. Bayluk V. V. Nauchnaya deyatel'nost' studentov: sistemnyy analiz. — M., 2018.

3. Bakshutov V. K. Filosofiya chuvstv. — Ekaterinburg, 1996.

4. Vantsvayg P. Desyat' zapovedey tvorcheskikh lichnostey. — M., 1990.

5. Vvedenie v psikhologiyu. — M., 1997.

6. Lezhen E. Zh. Bez obmana — k uspekhu. Praktika pozitivnogo myshleniya. — M., 1999.

7. Losev A. F. Filosofskaya entsiklopediya. —M., 1962. — T. 2.

8. Marks K., Engel's F. Cochineniya. — Izd. 2. — M. : Izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1963. — T. 26, ch. 11.

9. Meshcheryakov B. G., Zinchenko V. P. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar'. — M., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Milts A. A. Garmoniya i disgarmoniya lichnosti. — M., 1990.

11. Nil N. Energiya pozitivnogo myshleniya. — M., l998.

12. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Slovar' russkogo yazyka. — M., l999.

13. Prigozhin I., Stengers I. Poryadok iz khaosa. — M., l986.

14. Rau I. O chuvstvakh i emotsiyakh kak predmete istorii, filosofii istorii i kul'turologi: ocherk kompleksnoy problemy / / Sovremennaya nauchnaya mysl'. — 20l5. — № 4.

15. Slovar' po sotsial'noy pedagogike. — M., 2002.

16. Sovremennyy slovar' inostrannykh slov. — SPb., l994.

17. Terner K. My rozhdeny dlya uspekha. — M., l998.

18. Khil N. Dumay — bogatey. — M., l998.

19. Shendler Dzh. A. Kak prozhit' 365 dney v godu // Lakeyn N. A. Kak stat' khozyainom svoey sud'by. — M., l995. — S. 20-206.

20. Shternberg R. D. Intellekt, prinosyashchiy uspekh. — Mn. : Popurri, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.