Л.В. Куликов
СТРАСТНОСТЬ И СТРАСТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ
Общее представление о страстности и страсти
Страстность - склонность и способность стремиться к цели с большой силой, энергией. Страстность, как черта личности, характеризуется тем, что источник энергии страстного человека находится внутри него, влияние ситуационных факторов ограничено, они не играют решающую роль в проявлении страсти (например, если ситуация вынуждает нападать или обороняться, многие действуют энергично).
Страсть - проявление страстности, характер поведения, деятельность высокой интенсивности. Существует множество трактовок данного понятия. Среди данного множества чаще других можно встретить следующие: 1) сильное чувственное (сексуальное) влечение, пылкая любовь; 2) продолжительное сильное увлечение, одержимость, поглощенность, выражающиеся в любви, в поклонении, в творчестве, в деятельности, в спорте; 3) пристрастие, психологическая зависимость от игры, хобби (рыбная ловля, коллекционирование), психоактивных препаратов (алкоголь, наркотики). В последнем значении понятие страсти синонимично понятию мании (игромании, сексомании) и несколько устаревшему понятию патологического влечения.
Страсть всегда выражается в сосредоточенности на предмете страсти, собранности помыслов и сил, направленности на единую цель. Она не всегда приятна для человека, может осуждаться им, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. В этом случае говорят о состоянии риска или болезненном состоянии, при которых есть одно доминирующее желание, а сознание сосредоточено на одном объекте. В христианской традиции страсть - темная сила, влечение чувственной природы, идущее от низших инстинктов и угрожающее духовному миру личности. Страсть можно и нужно обуздать, плоть можно покорить духом. В православии бесстрастие - не бесчувствие, а волевой контроль над чувствами. Среди чувств лишь одно может быть безграничным - любовь к Богу, служение этой главной цели.
С.Л. Рубинштейн рассматривал страсть как единство волевых и эмоциональных моментов. В ней ярко выражен волевой момент стремления, стремление преобладает над чувствованием. Вместе с тем характерным для страсти является своеобразное сочетание активности и пассивности: испытывая страсть, человек является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы. Но сила, которая им владеет, вместе с тем от него же и исходит.
Проясняя связи страсти и чувства, С.Л. Рубинштейн отмечал, что «чувство может иногда отклонить мысль от правильного пути, однако было бы в корне неправильно на этом основании приписывать чувству вообще лишь отрицательную роль какого-то дезорганизатора мысли или относить его вмешательство к области патологии. Когда в единстве интеллектуального и аффективного эмоциональность подчинена контролю интеллекта, включение чувства придает мысли большую напряженность, страстность, остроту. Мысль,
© Л.В. Куликов, 2006
заостренная чувством, глубже проникает в свой предмет, чем «объективная», равнодушная, безразличная мысль»1.
Страсть - сильное чувство, чаще - стойкое чувство, доминирующее над остальными, с трудом регулируемое рассудком. «Страсти сами себя возбуждают», - говорил Цицерон. В бытовой речи используют такие слова, как пыл, взрыв чувств, сильное душевное волнение.
Семантическое поле данного понятия довольно широко: пристрастия, пристрастность, беспристрастность, бесстрастие, подобострастие, страстотерпец (тот, чье терпение преодолевает порывы страсти), страстоцвет, страстишка, сладострастие.
Страсть многолика и не всегда достаточно открыто проявляется в облике, поведении, словах или жестах. Внешне ровное поведение, спокойный тон, размеренность и даже осмотрительность не являются признаками отсутствия страсти. Не стоит считать такую страсть латентной или существующей лишь потенциально. Индивидуальность человека проявляется во всем, в том числе и в его страстности.
Страстность в познании - последовательное и неутомимое стремление к истине, эрудиции, к построению максимально точной и полной картины какого-либо явления. Страстность в сфере общения может реализоваться в варианте доминирующей направленности субъекта на событие, сотрудничество, сотворчество, сопереживание и сочувствие вплоть до риска раствориться в других людях, забывая о голосе своего Я. Страстность в деятельности - это созидание, строительство, преобразование окружающего мира. В сфере чувств и эмоций страстность ведет к поглощенности переживанием чего-либо, полным погружением в чувство.
Даже при первом взгляде нетрудно понять, насколько сложен и многообразен феномен страсти. Страстность и страсть следует отнести к стержневым феноменам психики, поскольку они существуют и проявляются на разных уровнях психики, в разных сферах психики, в различных видах поведения и деятельности. В связи с этим страстность и страсть надо рассматривать на уровне темперамента как биологической основы личности, на уровне характера и на уровне социально-психологических качеств личности. Гармония или дисгармония личности проявляется в страсти таким образом, что страсть может быть плодотворной или разрушительной для личности, а иногда не только для личности, но и для социального окружения. Страсть имеет мотивационные, эмоциональные и когнитивные характеристики.
Темпераментальный базис страстности
Понятие страсти конкретизирует понятие энергии как общенаучную категорию применительно к предмету психологического анализа. Обратим внимание, что у слова страстность нет достаточно точного антонима. Невозмутимость, холодность, бесчувствие, равнодушие, пассивность, лень - все эти качества лишь отчасти противоположны страстности. Для страстного реагирования, отношения или действия нет альтернативного стиля, который может быть в такой же или примерно такой же степени продуктивным. Страсть имеет разные градации выраженности, но не имеет противоположного полюса. Если страсть отсутствует, мы сталкиваемся с бесстрастием. Но бесстрастие - не противоположный полюс, это нулевая выраженность страсти. Также и у энергии, как атрибута бытия живого существа, нет и не может быть альтернативы, невозможно бытие без энергии. Что касается бесстрастия как нулевой выраженности страсти, то к этому следует относиться как к условности. У конкретной личности за бесстрастием чаще всего скрывается
защитная реакция: как во фрейдовском психоаналитическом смысле (например, отрицание реальности или эмоциональное отчуждение), так и в более широком понимании (например, выгодная, с точки зрения субъекта, для конкретной ситуации личностная диспозиция).
При определенных условиях страсть может быть несколько приглушена, но воспитание не может изменить все, что заложено в человеке природой. Например, при утрате ориентиров, размывании целей, тотальном подавлении инициативы и личностной свободы. Но сформировать страстность воспитанием невозможно, необходим врожденный базис, природная основа. Степень (выраженность) энергичности и эмоциональности наиболее важна для наличия или отсутствия страстности.
Связь энергичности и проявлений страстности отражена в языке. В словаре Ушакова страстный - проникнутый сильным, напряженным и энергически выраженным чувством, чрезвычайно сильный. Выражение «у него не достает темперамента» не означает, что у данного человека слабо развит темперамент. Темперамент не развивается, поскольку задан наследственностью. Речь здесь идет, конечно же, о низком уровне энергичности.
Подчеркнем, что страстность вряд ли можно считать только лишь темперамен-тальным качеством. В процессе становления человек, как личность, усваивает различные приемы эмоционального реагирования - реагирования с большей или меньшей силой, иначе-с большей или меньшей страстью. Наличие ясной цели, умение ставить реалистичные цели, формулировать задачи и выстраивать их иерархию, планировать поведение и деятельность, прогнозировать процесс реализации - все это обычно укрепляет мотивацию, поддерживает энергетический тонус, создает почву для частого появления вдохновения и поддерживает горение страсти. Таким образом, страстность надо рассмотреть не только как темпераментальное качество, но и как черту характера.
Страстность как характерологическое качество
Страстность, как черта характера, прежде всего - активность, склонность к волевому напряжению. Обычно владение собой страстный человек (уточним: человек плодотворной, созидающей страсти) развивает и укрепляет в течение значительного времени. К действию, вызываемому увлеченностью, интересом, у страстной натуры добавляется не только азарт и непроизвольная концентрация внимания, но и напряжение, мобилизация всех сил для достижения цели, способность терпеть, выносливость. Именно эти качества в «страстной натуре» ведущие. Н.О. Лосский считал, что максимализм, экстремизм и фанатичная нетерпимость многих русских людей являются порождением страстности2. Для иллюстрации массовой страсти и фанатичной нетерпимости он напоминал историю старообрядчества (готовность к самосожжению), лихость казаков, фанатизм большевиков, терроризм.
Качества воли выступают как черты характера. Выражения «бесхарактерный» или «не хватает характера, чтобы поступать определенным (требуемым) образом» не означают, что у данного человека нет никакого характера. Сходно с рассмотрением темперамента, речь идет о слабом выражении некоторых черт, необходимых для какого-либо дела. Это более отчетливо выступает в выражении «слабохарактерный». Качества на противоположном полюсе - это «человек с характером», «сильный характер». Во всех случаях имеется в виду та или иная сила воли как настойчивое, упорное стремление к достижению отдаленной во времени цели, несмотря на неудачи, препятствия и трудности (внешние и внутренние). Перечисленные качества воли, а также решительность, создают характерологическую основу страстности.
Страсть как социально-психологическое качество личности
Страстность укрепляется твердой верой. Веру и ее производные явления (уверенность, оптимистический настрой, доверие - чувственная (эмоциональная) составляющая позитивной установки) мы понимаем как важную часть нерациональной части личности.
Поясним, что имеется в виду под нерациональной частью личности. В жизни человека всегда есть нечто неизвестное, непознаваемое, неожиданное. Любой прогноз имеет вероятностный характер. Ситуация неопределенности приводит к сильному напряжению. Совладать с этим обстоятельством позволяет двойственная природа личности - единство двух начал: рационального и нерационального. Рациональное определяет следование строгой логике, здравому смыслу, «трезвому расчету» и т.п. Иррациональное-это внелогическое принятие реальности, оно освобождает от необходимости рассуждать, выстраивая цепочку причинно-следственных связей. Уточним: «внелогическое» не значит противоречащее или противопоставленное логике. Нерациональная часть личности функционирует вне законов логики, но это не означает, что у нее нет своих законов и закономерностей. Заметим также, что «нерациональное» не должно быть оценено как «нецелесообразное». Она действует как защитный механизм личности (не в психоаналитическом, а в широком смысле) и потому выполняет важную роль: снижение тревоги, избавление отряда страхов, переключение внимания с оценки значимости ситуации на переработку релевантной информации, обдумывание и принятие решения. Иными словами, она прерывает фиксированность на возможных неблагоприятных последствиях развития ситуации и возвращает внимание (и фокус сознания) в рациональную плоскость - мышление по правилам, алгоритмам и т.п.
Э. Фромм утверждает, что необходимо разграничивать иррациональную и рациональную веру. Иррациональная вера берет начало не в собственном опыте мышления и чувств человека, она основана на эмоциональном подчинении иррациональному авторитету (Богу, вождю, лидеру секты, авторитету в науке, искусстве, политике). Иррациональна вера в Абсолют. Под верой в Абсолют понимают веру в Бога, мировой разум, в абсолютную нравственность, интуицию и т.д. Абсолют - то, что вечно, бесконечно, безусловно, совершенно, самодостаточно, не зависит ни от чего другого. Абсолют сам по себе содержит все существующее и творит его. В одних ситуациях страсть поддерживается верой, в других - уверенностью.
Страстность не создает опасностей, имеет больше шансов быть плодотворной, если у личности достаточна психологическая устойчивость. С другой стороны, увлеченность, активность, характеризующаяся страстностью (не нарушающей меры), поддерживает психологическую устойчивость не в плане порождения необходимых личностных свойств, а в аспекте направленности сознания. Определенная направленность сознания проявляется как доминанта активности. Можно выделить следующие виды направленности.
1. Направленность на познание и самопознание. Поглощенность самопознанием, познанием природы человека, саморазвитием. Она проявляется в готовности повышать свою психологическую компетентность, находить средства для самосовершенствования, обучаться приемам саморегуляции и т.п.
2. Направленность на деятельность: трудовую, общественную, спортивную, поглощенность своим хобби. Достижения в различных видах деятельности - убедительное свидетельство успешности самореализации, они повышают самооценку и самоуважение. Кроме того, поглощенность деятельностью способствует частым и длительным состояниям вдохновения, т.е. делает это состояние устойчивым. Состояние вдохновения производит саногенное влияние на многие сферы психики.
3. Интеракционная направленность - это направленность на межличностное взаимодействие или усиление социальных связей, социального влияния. Интеракционная доминанта имеет два подвида: а) просоциальный; б) асоциальный. Просоциальная доминанта - это любовь, альтруизм, жертвенность, служение другим людям. Этот вариант интеракционной доминанты конструктивен для развития самой личности и благоприятных межличностных отношений. Асоциальная интеракционная доминанта - это эгоизм, иждивенчество, манипуляция другим человеком или многими людьми, властвование без ответственности за судьбу других и стремления привести их к благу. Этот вариант интеракционной доминанты деструктивен как для развития самой личности, так и для межличностных отношений, которые у нее формируются с социальным окружением. Для первого подвида характерно принятие самостоятельной ценности межличностного взаимодействия, поиск радости со-бытия, сопереживания, сотворчества вне связи с величиной достигнутых результатов. Второй представляет собой манипулирование людьми, использование их для доказательства самому себе и окружающим собственной значимости. Для человека, избравшего подобный способ поддержания собственной устойчивости, манипулирование самоценно. На этом пути психологическая устойчивость может быть разрушена необузданной страстью к власти или богатству - убедительному доказательству своего влияния. Такая страсть может и не возникнуть: манипулятор удовлетворится тем, что управляет немногими или всего лишь одним человеком. И этого может быть достаточно, чтобы отвлечь себя от ненужного или тревожащего диалога с самим собой.
Рассмотренные виды направленности (установки) различаются по степени ответственности, которую личность принимает на себя, - ответственности за свои поступки и свою жизнь в целом, за свою судьбу, за собственную индивидуальность, неповторимость, уникальность.
Рассмотренные доминанты активности не являются альтернативными, взаимоисключающими. Это опоры устойчивости личности, которые вполне могут сочетаться друг с другом. Чаще одна из них занимает в сознании центральное место. Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость: она может быть крепкой и длительной, но может быть и чревата возможностью возникновения личностной дисгармонии.
Перечисленные доминанты активности конструктивны как опоры психологической устойчивости, поскольку поддерживают готовность принимать на себя ответственность за собственную активность. К числу опор устойчивости относится также вера. Сочетание конструктивных видов направленности способствует гармонизации личности и тем самым укрепляет ее устойчивость.
Все рассмотренные выше виды направленности сознания перестают быть опорами, если акцент на одной из них становится излишне сильным. Вера в себя становится самоуверенностью, отгораживает человека от других и неизбежно порождает внутрилич-ностный конфликт. Фанатическая религиозная вера переводит всю активность в русло борьбы за чистоту веры, толкает к нетерпимости, ненависти к иноверцам (неверным), агрессивному поведению. Если саморазвитие становится сверхценностью, человек начинает игнорировать другие стороны самореализации, забывает о том, что развитые личные качества должны быть для чего-то использованы, должны служить достижению значимых целей, продуктивной деятельности, приносить пользу обществу, каким-либо группам или отдельным людям. Увлеченность деятельностью перерастает в трудоголизм как вариант психологической зависимости - излишне сильной зависимости от успехов в деятельности,
а то и просто от возможности заниматься избранной деятельностью. Без нее жизнь теряет смысл. Просоциальная, альтруистическая интеракционная установка приводит к растворению в другом человеке и потере своего Я, манипулятивная интеракционная установка переходит в патологическое влечение к власти, вызывающее дисгармонию или множество деструктивных изменений в личности.
Гармония личности и страстность
Для Декарта идеал - это человек большой страсти. Страсть, любовь не может быть слишком большой: в великой душе все велико; с ростом разума растет и страсть, которая, требуя деятельной жизни, воплощается в делах и подвигах. Что позволяет человеку сохранять душевное равновесие, обретать душевный покой, усмирять страсти или вдохновляться будущими подвигами? Это дает гармония личности, ее психологическая устойчивость. Страсть может быть большой, но не разрушающей, когда в душе для нее находятся противовесы. Найти нечто одно, что может быть положено на противоположную чашу весов, невозможно. Страстность, обозначаемая словами «разгул страстей», свидетельствует не об отсутствии какой-либо одной желаемой личностной черты или личностного конструкта. Такая страстность возникает как следствие личностной дисгармонии, нарушения гармонии.
Гармония личности - это согласованность и соразмерность основных сторон бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (как потенциальной, так и реализуемой). Соразмерность количественных характеристик пространства, времени и энергии личности можно конкретизировать как соразмерность между объемом пространства личности, скоростью личностного времени и уровнем энергии личности.
Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония - это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности (общности, например, в адлеровском смысле).
В плане психологической устойчивости личности гармонию можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равновесие их значимости. Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость, хотя она может быть длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя, в свои силы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика. Сила страсти должна быть адекватна значению события, величине цели в широком масштабе личностного бытия, масштабе жизненного пути личности.
Гармония межличностных отношений и страстность
И в теоретическом и в практическом аспектах весьма существенна не только сила страсти, но и направленность. К иррациональным страстям Э. Фромм относит влечение к разрушению, ненависть, зависть, месть. Разумеется, страсть может иметь и позитивную направленность, может соединяться с разумом, а не противостоять ему. Сила страсти выступает весомым фактором всей социальной жизни личности.
Первостепенное значение для личности имеет ее социальное бытие. Внутренняя гармония невозможна без удовлетворяющих личность эмоциональных контактов,
без удовлетворяющего личность многопланового социального бытия, без таких связей с социальным окружением, которые позволяют личности функционировать, управлять собой, развиваться и адаптироваться. Для нормального функционирования, развития и адаптации личности необходимы такие межличностные отношения, которые позволяли бы решать стоящие задачи и достигать целей деятельности. Профессиональное становление невозможно без того или иного освоения определенных областей социального пространства - расширения межличностных связей, увеличения влияния, квалификационного роста. Все это осуществляется в межличностном взаимодействии.
Суть межличностных отношений полнее всего выражается в том чувственном тоне, который им присущ. Чувства, регулирующие межличностное взаимодействие субъекта, мы называем интеракционными чувствами. Их можно было бы назвать также диснозицион-ными. Необходимо выделять два подвида интеракционных чувств: сближающие и удаляющие3. Сближающие и удаляющие чувства - девять пар противоположных друг другу чувств, наиболее важных для межличностного взаимодействия. Критерием для разделения выступает степень принятия или непринятия другого человека, стремления сблизиться (уменьшить межличностную дистанцию), либо, наоборот, непринятия и стремления удалиться от него (см. таблицу). Сближающие чувства подталкивают человека к тому, что быть более открытым в общении, часто усиливают желание продолжать общение, делать его более частым, создают основу для доверия. Удаляющим чувствам присущи противоположные характеристики.
Интеракционные чувства личности
Сближающие чувства Удаляющие чувства
Единство (общность) с человеком (людьми) Одиночество
Дружелюбие Отвращение (или неприязнь)
Добросердечие Злоба, злость
Уверенность в собственной правоте Вина (или раскаяние)
Собственная достаточная значимость Зависть
Гордость (за себя) Стыд (или смущение)
Признательность (какому-либо человеку или людям) Обида
Уважение (какому-либо человеку или людям) Презрение (по отношению к какому-либо человеку или людям)
Любовь Ненависть (по отношению к этому человеку)
Гармония возможна при достаточно выраженных сближающих чувствах, превышающих по силе удаляющие чувства. Вероятно, чем больше сближающих чувств, тем полнее, совершеннее гармония личности. Но даже одно сильное удаляющее чувство может разрушить гармонию при выраженных сближающих чувствах.
Несоразмерные сближающие чувства - заостренные, нарушают гармонию. Безграничное единство может приводить к бездумному согласию, к общности с одинаковостью во всем и, таким образом, к потере собственной индивидуальности. Дружелюбие ко всем может выступить основой неразборчивости в межличностных отношениях и неадекватно сниженной критичности в оценках людей. Добросердечие может переходить во всепрощенчество (беспринципность), а уверенность - в неадекватную самоуверенность
или уверенность в собственной непогрешимости. Собственная значимость может перейти в собственную сверхценность, а гордость - в гордыню, признательность - в у трированную благодарность и неадекватное восхваление, уважение - в культовое преклонение и идолопоклонство, любовь - в любовную слепоту (неспособность видеть и воспринимать что-либо иное кроме объекта любви, фиксированность с обеднением, уходом на второй план всей гаммы чувств).
Уважение, перешедшее в культовое преклонение, порождает сильные удаляющие чувства по отношению ко многим окружающим, инициирует ряд удаляющих чувств - презрение, отвращение, ненависть. Преклонение при фиксации на одном объекте может перейти в фанатизм. Он особенно опасен, поскольку лишает личность способности к эмпатии, сопереживанию из-за предельной центрированности на чем-то, из-за иррационального принятия кого-либо, преданности чему-то (делу, идее). В последнем случае он позволяет обрести в кругу подобных чувство принадлежности. Снизив значимость остальной части социума (родителей, учителей, правительства), для полного принятия себя и самоуважения может хватить включенности в группу фанов того или иного эстрадного певца, футбольной команды, толкиенистов и т.д. Остальные, не входящие в круг «своих», при этом начинают восприниматься и оцениваться как недалекие, ограниченные, не способные проникнуться...
В любой страсти есть свое очарование, притягивающие людей. Истовость, ревностность, рьяность имеют красоту силы. Это то природное явление, на которое в человеке отзываются глубинные струны. Вероятно, немалая часть этого объясняется достаточно просто - феноменом индукции (психической заразительности), идущей от человека с повышенной силой внушения. У истероидной личности энергия появляегся благодаря обратным токам, идущим от окружающих. Этой энергией лидер с горящими глазами и подпитывается.
Умеренные по силе, преходящие удаляющие чувства могут быть полезны для сохранения плодотворных отношений. Динамика отношений сложна, она не может быть свободна от разногласий, несходства в подходах, от конфликтов. Некоторый уровень неудовлетворенности партнером или собой и партнером еще не означает разрыва партнерских отношений. Неудовлетворенность близким человеком, периодически возникающие негативные чувства нередко входят в спектр любовных, родственных отношений. Это нормально, потому что отношения с близкими людьми многоаспектны.
Таким образом, сила страсти должна соответствовать контексту ситуации, носитель страсти для сохранения гармонии межличностных отношений должен учитывать индивидуальность субъектов (партнеров). Психотерапевтическую и психогигиеническую проблему скорее создает не сам факт возникновения удаляющих чувств, но именно их сила. И сближающие и удаляющие чувства - неотъемлемая часть любых межличностных отношений. Чувства, выпущенные на волю, без рефлексии, самоанализа и самоконтроля со стороны субъекта, порождают дисгармонию в межличностных отношениях и создают неблагоприятную почву для саморегуляции, для создания внутренней гармонии, а далее - для возникновения акцентированной или болезненной страсти.
Страсть и психические состояния
Страсть вдохновенная и страсть стараний изо всех сил - различны. В первом случае все получается как бы само собой, исподволь, шутя - без напряжения. Во втором случае - истовость, горение, чреватое сгоранием, выгоранием.
Вдохновение - состояние высокой активности и концентрации внимания, ясности сознания. Характеризуется также высоким уровнем организованности поведения и деятельности, обострением наблюдательности и мышления, в значительной мере приобретающих интуитивный характер. Основу для возникновения вдохновения создают высокий уровень мотивации, увлеченность стоящими задачами, доходящая до полной поглощенности ими, творческое отношение к делу, развитые навыки самоорганизации. Важны и другие причины: впечатляющие события общественной жизни, люди, имеющие влияние, их деятельность, природа, произведения искусства, радость успеха, ожидание удачи и признания людей. Многие художественные произведения создавались под влиянием любви к близкому человеку. Радостная весть о победе помогла первому марафонцу: греческий воин без специальной подготовки пробежал сорокакилометровую дистанцию. Не одному ученому радостная для него весть, не имеющая прямой связи с его творческой деятельностью, помогла быстрее завершить труд или найти лучший способ решения задачи. Доброжелательная встреча читателями опубликованного романа может помочь писателю в работе над следующими произведениями, облегчит обретение мастерства. Вдохновение усиливается уверенностью в' своих силах и возможностях.
Не все люди способны сохранять веру в успех и работать вдохновенно. Для многих требуется подкрепление от переживания успеха. При этом имеет значение психологическая цена достижения. Если она несоразмерна с достигнутым - цена слишком высока, - то может возникать равнодушие, спад активности, апатия. Это одна из опасностей страсти. Равнодушие - отношение к кому-либо, чему-либо, характеризующееся низкой чувствительностью, отстраненностью, безразличием, безучастием. Один из основных признаков состояния апатии, проявляющегося в низкой интенсивности эмоций, отсутствии желаний и побуждений. Равнодушие, апатия могут наблюдаться при органических поражениях головного мозга, но могут быть следствием перевозбуждения при чрезмерном количестве впечатлений (когда все напряжение спало) или, напротив, реакцией на однообразие впечатлений. При переутомлении появляется равнодушие к тому делу, которое ранее было интересным, пропадает желание работать. Равнодушие к тому, что ранее волновало, появляется при углубляющейся психологической зависимости (алкоголизме, наркомании, игромании и др.).
Плодотворная страсть
Плодотворная страсть (конструктивная, созидающая) - слияние рационального (разумного, рассудочного) начала и иррационального, чувственного начала. Ее характеризует целеустремленность, действенность. Созидающая страсть в большинстве случаев способствует продуктивности деятельности и поведения, иерархизации мотивационной структуры личности. Субъективную картину вдохновения характеризует положительный эмоциональный фон, переживание воодушевления, подъема, легкости, «одержимости». Момент вдохновения, исключительного подъема творческой мощи, сила интуиции иногда достигают такой интенсивности, что не осознаются целиком самим автором, не управляются его рассудком, и поэтому плодотворные результаты такого воодушевления оказываются временами неожиданными для самого художника или ученого. В таких случаях некоторые из них признавали, что то или иное их произведение кажется им «выше» их возможностей или появление его они сами не могут объяснить. Такие эпизоды позволяют творческой личности познать истинную высоту и силу своих возможностей.
Несоразмерная (акцентированная) страсть приводит к ослаблению психологической устойчивости и адаптации, ограничению продуктивных социальных связей, замедлению или искажению личностного развития. Одной из причин формирования однонаправленной (акцентированной) активности (полной поглощенности играми, сексом, профессиональной деятельностью) является личностная дисгармония, а именно редуцированное личностное развитие и функционирование в сфере духовного бытия, в направлении познания и самопознания, межличностного взаимодействия. Эта зависимость возникает как некоторый вариант компенсации, преувеличения ценности событий, порождаемых в акцентированной активности, как попытка заслонить значение иных ценностей, не связанных с акцентированной активностью.
К поглощенности активностью ведет увлеченность, страстность. Если поглощает работа, то хобби - иного увлечения - не надо. Хобби и работа сливаются. Еще раз заметим, что большая загруженность работой (по времени и затрачиваемым силам) может быть связана с разной мотивацией. Например, с желанием заработать побольше денег, укрепить или поднять социальный статус. При нетворческом характере работы или слабой увлеченности ею поглощения не будет, не будет страстного увлечения и, соответственно, данная деятельность не станет основой устойчивости. Более того, она будет порождать эмоциональное пресыщение, излишнее напряжение и желание снизить дискомфорт.
Снижение самодостаточности, аутентичности при дефиците самоидентификации, ослаблении чувства социальной принадлежности к определенной, достаточно отчетливо очерченной группе - всё это условия, предрасполагающие к интеракционной зависимости (например, от деструктивного культа, «роковой» влюбленности). Фрустрированная потребность принятия другими, недостаточный авторитет и уважение в значимом кругу, пониженное самоуважение подталкивают индивида к более глубокому погружению в интеракцию4. Почти любое человеческое увлечение (например, играми, работой, художественным, научным или техническим творчеством, путешествиями, спортом, противоположным полом, дегустацией пищи или напитков, программированием, коллекционированием, заботой о собственном здоровье и т.п.) в своих крайних формах, достигая накала страсти, может приводить к саморазрушающему поведению и угрожать здоровью. Однако не следует уравнивать перечисленные пристрастия в плане опасности для сохранения самодостаточности, автономности личности, ее психического здоровья.
Зависимое поведение - это поведение риска, т.е. такое поведение, которое ведет (или таит в себе значительную опасность привести) к разрушению личности, психическим и соматическим болезням, смерти. Практически всегда та или иная зависимость возникает в ходе определенной активности, определенного поведения, действий, акций. Проявляется она наиболее явно также в поведении, характерном для одного из видов зависимости.
Физиологическая зависимость для человека-не самая страшная беда. Попав в секту, человек не испытывает физиологической зависимости. Страсть к азартной игре также не создает физиологической зависимости. Страсть эта стара как мир. Карты, бега с тотализатором, рулетки, лотереи, игральные автоматы... и, наконец, компьютерные игры.
Зависимое поведение далеко не редкость. Возьмем в качестве примера игроманию. В США, по некоторым данным, насчитывается около 3 млн человек, испытывающих непреодолимую страсть к игре и нуждающихся в психологической помощи.
Зависимости, лишающие личность свободы, разрушающие организм, имеют разный облик. Навязчивое желание съесть конфету делает человека несколько менее свободным
лишь в одном плане - в выборе пищи. Потребность периодически закурить сигарету не только ограничивает свободу, но и наносит ощутимый вред организму. Злоупотребление алкоголем губит и тело, и душу, и дух.
Ощущая внутреннюю пустоту, человек пытается избавиться от этого неприятного чувства. Пытаясь избавиться от ощущения пустоты, он начинает наполнять себя вином, наркотиком, верой в свою избранность... Затем обман становится явным, но привитая самому себе страсть уничтожает веру в свою силу, в способность расстаться с обманом.
Каждая зависимость имеет свои особенности, но все они ограничивают внутреннюю свободу человека, нарушают его душевное равновесие, наносят вред здоровью, лишают спокойствия близких людей.
Частой причиной попадания в зависимость является эмоциональный голод. Однако эта причина не единственная. К возникновению зависимости может вести длительное эмоциональное напряжение, пресыщение, вызываемое необходимостью глубоко включаться во многие происходящие события, тратить большое количество энергии, Врожденные и приобретенные особенности личности могут вызывать напряжение, чувство душевного дискомфорта и создавать почву для возникновении зависимости. К ним часто добавляются стрессоры окружающей среды: скученность, характерная для больших городов, общее ускорение ритма жизни, агрессивное давление средств массовой коммуникации, рекламы. Если объем переживаний превышает индивидуальные возможности человека, то он переживает затяжной эмоциональный дискомфорт. В своем стремлении избавиться от него человек находит не всегда адекватные средства. Особенности личности при сниженной психологической устойчивости и склонности попадать в зависимость повлияют лишь на конкретный вид зависимости.
Зависимое поведение возникает при сниженной сопротивляемости - ограниченной способности к сохранению свободы поведения, общения, выбора образа жизни. Свободу или несвободу личности характеризует пространственный аспект её бытия - ространство отношений с миром людей, живой (живыми существами) и неживой природы (явлениями природы и вещами). Граница личностного пространства необходима, но она не может быть жесткой, непроницаемой. Если граница отсутствует, личность растворяется, теряет свободу, независимость, автономность, самодостаточность. Во втором случае (в стремлении возвести стену) личность отгораживается от других и принимает химеру негативной свободы (сверхценность «свободы от одного, второго, третьего...»). Либо принимает химеру помощи среды в виде психоактивных препаратов, отказывая себе в самодостаточности, автономности. Здесь принимается сверхценность таблеток или напитков, несущих «кайф», общего дела с «братьями и сестрами», исключительная ценность одной группы людей (в случае культовой зависимости). Либо принимает сверхценность одного вида активности (игры, секса, работы) и верит в его способность заменить весь остальной мир. И то и другое представляет собой обесценивание отношений с остальной частью мира. Это деформация личностного пространства, нарушающая соразмерность плотности границы. Границы оптимальны, если они гибкие, подвижные и проницаемые, поскольку по природе своей человек является открытой системой.
Основные причины акцентированной активности - редуцированное личностное развитие и неполноценное функционирование в сфере духовного бытия, замедленное продвижение в познании природы человека и самопознании, некомпетентность в межличностном взаимодействии. Данный вид зависимости возникает как вариант
компенсации, преувеличения ценности событий и целей, преследуемых в акцентированной активности, как попытка заслонить значение иных ценностей, не связанных с акцентированной активностью.
Акцентированная страсть приводит к ослаблению психологической устойчивости и адаптации, ограничению продуктивных социальных связей, замедлению или искажению личностного развития. Описанный Р.Г. Розенманом и Г. Фридманом и их последователями «коронарный» тип поведения во многом соответствует поведению человека с акцентированной страстью. Названные исследователи выясняли личностные особенности лиц, различающихся степенью риска возникновения сердечно-сосудистых расстройств. Личностные особенности и стиль поведения, повышающие риск, были названы типом А, или коронарным типом, снижающие - типом Б5. Исследования этих типов поведения велись широким фронтом в конце прошлого века. Очевидно, что данная типология имеет более широкое значение, чем выявление степени риска возникновения сердечно-сосудистых расстройств.
В ходе большого количества эмпирических исследований были выявлены такие черты коронарного типа: честолюбие, потребность в одобрении, импульсивность, нетерпеливость, неспособность понизить активность, стремление все успеть, эмоциональность, раздражительность, враждебность, гневливость. В число личностных особенностей лиц коронарного типа входят также высокая мотивация достижения, стремление соревноваться, дух борьбы, высокая активность даже в ситуациях с низкими требованиями. Люди такого типа не всегда способны принять игровой аспект в подвижных играх и занятиях. Они легко находят в них новый источник стресса. Мотив соревнования позволяет им найти оценку достижений в двигательных упражнениях и устремиться к повышению показателей.
Р.Г. Розенман и Г. Фридман, помимо личностных особенностей, отметили у лиц, склонных к ишемической болезни сердца, быстрый, усиленный, слышный вдох воздуха, эксплозивные интонации голоса, подчеркивание определенных слов в предложениях, напряжение мускулатуры лица и тела, частое сжимание кулаков во время обычного разговора, постоянное стремление ускорить ход обычной беседы, обрывая высказывания собеседника или подбадривая его говорить быстрее.
Поведение типа А примерно в два раза увеличивает вероятность развития сердечнососудистых расстройств. По данным американских психологов, этот тип весьма распространен, к нему может быть отнесена половина населения США.
Тип Б характеризуют более позитивные представления о себе, спокойствие, удовлетворенность жизнью, неторопливость. Они чередуют работу и отдых, им свойственна меньшая эмоциональная напряженность и другие качества, противоположные тем, которые присущи типу А.
Тип поведения не имеет однозначной связи с жизнеспособностью. У людей, принадлежащих к типу А, больше шансов выжить после второго инфаркта, чем у принадлежащих к типу Б. Высказывается предположение, что люди типа А лучше перестраивают поведение после первого инфаркта.
Потребность получения поддержки, прежде всего со стороны близких, вполне естественна для человека. Больные коронарного типа, перенесшие инфаркт миокарда, испытывают чувство отчуждения от социальной среды, не могут наладить контакты с людьми, которые могли бы оказать им помощь. Для людей с типом поведения Б такой контакт обычен и не зависит от состояния их здоровья.
Болезненная страсть приводит к утрате психологической устойчивости и адаптации, разрыву необходимых личности социальных связей, остановке личностного развития, разрушению личности, а нередко и организма (функциональные расстройства, обусловленные нездоровым образом жизни, регулярное самоотравление, истощение).
К болезненной страсти необходимо отнести фанатизм. Фанатизм - это доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам (например, религиозный фанатизм), а также страстная преданность чему-либо. У фанатика одно из главных качеств - ненависть. Ненависть, в отличие от злобы, чувство длительное и глубокое, оно поглощает человека полностью. Ее внутренними причинами могут быть не сложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность карьерой, социальным положением или финансовыми возможностями. Сам фанатик этого не осознает, он склонен объяснять свою приверженность и свое поведение внешними причинами. Личности, находящие больше радостей в жизни, и социальные группы, в которых выше уровень субъективного благополучия, менее подвержены фанатизму.
Заключение
Здоровая страсть может способствовать продуктивности деятельности и поведения, иерархизации мотивационной структуры личности. Часто страсть притягательна для окружающих и благодаря этому позволяет индивиду расширять пространство влияния - находить последователей, вести за собой людей, вдохновлять своим примером, повышать значимость того, на что она направлена.
Выраженная здоровая страсть не обязательно приводит к акцентированной страсти, а акцентированная страсть - к болезненной страсти. Человек может оставаться на том уровне силы страсти, на котором находится. Продуктивная страсть способствует полноценному течению бытия личности во всех основных аспектах бытия (функционировании, оаморегуляции, развитии, адаптации). Если здоровую страсть часто сопровождают достижения и приобретения, то акцентированную страсть - неудачи и потери. Болезненная страсть чревата не только искажениями или замедлениями в развитии, но и разрушением личности. Акцентированная и болезненная страсть не являются развитием, продолжением плодотворной страсти в плане возрастания ее силы. Они являются следствием углубления личностной дисгармонии. Не страсть приводит к дисгармонии личности, а дисгармония личности порождает акцентированную или - еще хуже - болезненную страсть. Если силу плодотворной страсти всё же можно измерить величиной достижений, пусть переживаемых субъективно, то силу акцентированной или болезненной страсти следует оценивать только величиной потерь.
Еще одно измерение, по которому следует разделять страсти: альтруистичность или эгоистичность намерений. И здоровая страсть нередко эгоистична, поскольку предполагает овладение предметом страсти. Даже если результат пристрастия, страстной деятельности (научной, художественной, артистической) имеет несомненное социальное значение, интересен и необходим многим людям, эта ценность, тем не менее, может отойти на второй план, а первичен будет мотив обладания как источник энергии субъекта страсти - жажда найти истину самому, самому создать художественный шедевр, покорить своим артистическим обаянием.
Преданность предмету без мотива владения или овладения - служение. В служении человек отдает себя целиком, не рассчитывая на вознаграждение, тем более - не требуя его.
Желать и планировать стать святым - святотатство. И малая толика жажды славы может превратить служение в алчность.
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 369-370.
2 Лосский И.О. Характер русского народа. М., 1957.
3 Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики личностных свойств. СПб., 2003; Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб., 2004.
4 Куликов Л.В. Доминирующее настроение при различных акцентуациях личности // Журнал практического психолога. 1999. № 7-8. С.156-165.
5 Урванцев Л.П. Психология в соматической клинике. Ярославль, 1998.
Статья принята к печати 27 сентября 2006 г.