Научная статья на тему 'Чувства и переживания эмоционального компонента нравственной сферы'

Чувства и переживания эмоционального компонента нравственной сферы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5646
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЧУВСТВА / ПЕРЕЖИВАНИЯ / НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА / EMOTIVITY / EMOTIONAL SPHERE / FEELINGS / WORRIES / MORAL FEELINGS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самылова Ольга Анатольевна

В статье рассматривается эмоциональный компонент нравственной сферы юношеского возраста, который в дальнейшем послужит основой эмоциональной жизни молодых людей и станет фундаментом эмоциональности в зрелом возрасте. Спецификой этого возраста является эмоциональная сенситивность, которая проявляется в повышенной чувствительности к происходящему вокруг. У юношей и девушек происходит в эмоциональном плане переживание предметных чувств, а также продолжают совершенствоваться и формироваться обобщенные чувства, которые отражают устойчивое отношение молодых людей к окружающей действительности и является основой нравственных установок личности. В эмоционально-мотивационный компонент входят: знания об эмоциях, переживаниях и чувствах; мотивационные отношения личности с их предпочтениями; нравственная оценка и самооценка многообразных эмоциональных состояний. Он проявляется в механизмах идентификации, рефлексии, мотивационной установки и существует в силу того, что их когнитивная составляющая не воспринимается юношеством безразлично, а пробуждает у них оценки эмоций и чувств, интенсивность которых зависит от контекста ситуации и от самого когнитивного содержания. Юношеская любовь выражается в эмоциональном контакте, понимании и душевной близости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feelings and emotions emotional component

The article discusses the emotional component of the moral sphere of youth, which is expected to serve as the basis of the emotional life of young people and to become the foundation of emotionality in adulthood. The specificity of this age is emotional sensitivity, which manifests itself in a heightened sensitivity to what is happening around. In teenage boys and girls, there is emotional experience of the subject of feelings, as well as continuation of improvement and formation of generalised feelings that reflect a persistent young people's attitudes to the environment and is the basis of moral personality. This age is characterised by general emotional orientation, by evolution of emotional culture. Emotions play an important role in the formation, consolidation and implementation of moral orientation of young people. In the emotional-motivational component, there are: knowledge about emotions, experiences and feelings; motivational relationship of the individual with their preferences; moral evaluation and self-esteem in diverse emotional states. This is manifested in the mechanisms of identification, reflection, motivation installation, and exists by virtue of the fact that their cognitive component is not perceived by young people indifferently, and awakens their assessment of emotions and feelings, the intensity of which depends on the context and the cognitive content. Young love is expressed in emotional contact, understanding and platonic intimacy.

Текст научной работы на тему «Чувства и переживания эмоционального компонента нравственной сферы»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.942

Самылова Ольга Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический институт

psy-sha@mail.ru

ЧУВСТВА И ПЕРЕЖИВАНИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ

В статье рассматривается эмоциональный компонент нравственной сферы юношеского возраста, который в дальнейшем послужит основой эмоциональной жизни молодых людей и станет фундаментом эмоциональности в зрелом возрасте. Спецификой этого возраста является эмоциональная сенситивность, которая проявляется в повышенной чувствительности к происходящему вокруг. У юношей и девушек происходит в эмоциональном плане переживание предметных чувств, а также продолжают совершенствоваться и формироваться обобщенные чувства, которые отражают устойчивое отношение молодых людей к окружающей действительности и является основой нравственных установок личности.

В эмоционально-мотивационный компонент входят: знания об эмоциях, переживаниях и чувствах; мотивационные отношения личности с их предпочтениями; нравственная оценка и самооценка многообразных эмоциональных состояний. Он проявляется в механизмах идентификации, рефлексии, мотивационной установки и существует в силу того, что их когнитивная составляющая не воспринимается юношеством безразлично, а пробуждает у них оценки эмоций и чувств, интенсивность которых зависит от контекста ситуации и от самого когнитивного содержания. Юношеская любовь выражается в эмоциональном контакте, понимании и душевной близости.

Ключевые слова: эмоциональность, эмоциональная сфера, чувства, переживания, нравственные чувства.

Эмоциональный компонент нравственной сферы в юношеском периоде, предусматривает эмоциональную оценку объекта или субъекта, чувства симпатии или антипатии к ним. Содержание эмоционального компонента заключается в совершенствовании и обогащении чувств и эмоций по отношению к духовно-нравственным ценностям, нравственным нормам и качествам, развитии способности выражать их на основе внутреннего принятия.

Эмоциональность - характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций. Под эмоциональным состоянием нужно понимать временный определенный функциональный уровень коры больших полушарий. С физиологической точки зрения эмоциональные состояния - это протекающий на одном уровне процесс возбуждения или торможения, или их мозаика, в пределах одной какой-либо анализаторной системы или коры в целом.

Прикладной аспект эмоциональных состояний больше обширен, чем психологический и функциональный. Он представлен работами зарубежных психологов: А. Адлера, В. Вундта, У Джемса, Я. Рейковского, Э. Титченера, З. Фрейда и отечественных психологов: П.К. Анохина, А.Г. Ковалева, А.Р. Лурия, П.В. Симонова, П.М. Якобсона.

У. Джемс рассматривал психические состояния исключительно в интроспективном плане, основываясь на внутреннем опыте, субъективных данных сознания. Л. Колберг утверждал, что в психическом развитии происходит не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственной природе, но и идет эмоциональное развитие, характеризующее собой переживания.

В. Вундт предпринял попытку объединить эмоциональные состояния по общим признакам в компактную систему. Ориентироваться на дру-

гого - значит уметь определить его эмоциональное состояние, проявить со-чувствие, оказать со-действие. Так, отзывчивость состоит в способности эмоционально реагировать на то, что волнует людей, если затронуты задачи, цели, которыми живут люди. На положительные ситуации будет один эмоциональный отклик, а на отрицательные -другой.

В структуре эмоций всегда есть компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Он обозначает значение эмоциогенного события для субъекта: позитивность или негативность. В этом есть знак эмоций.

Положительная эмоция возникает, если событие оценивается позитивно и наоборот. Отрицательные эмоции вредны в избытке, как вредно всё, что превышает норму, характеризующую то, в чем организм непосредственно нуждается.

В период юношества происходит существенная перестройка эмоциональной сферы. Разнообразнее становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызываемых кратковременным раздражением.

Эмоции являются формой переживания чувств. Юношескому возрасту характерен рационализм, эмоции и чувства становятся разнообразнее. В этом возрасте человек начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних обстоятельств, событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других. Юношеский возраст характеризуется дифференцированностью эмоциональных реакций и способом выражения эмоциональных состояний, повышением самоконтроля и саморегуляции [7, с. 396].

Тонкая чувствительность уживается с черствостью, а застенчивость с развязанностью. Внеш-

94

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Самылова О.А., 2015

Чувства и переживания эмоционального компонента нравственной сферы

ний мир этого периода характеризуется восприятием «через себя». Это обусловлено усилением контроля и самоуправлением - новой стадией развития интеллекта, открытием внутреннего мира. Это возраст волевой регуляции, совершенствования внутреннего локус контроля.

Эмоциональные изменения в период юности во многом определяются механизмами психологической защиты, которые используют юноши и девушки в качестве способа адаптации к меняющимся внешним и внутренним условиям. А.Е. Личко отмечает: для этого возраста характерны изменчивость настроения, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении с окружающими [3, с. 17].

Развитие юношеской эмоциональности связано с их индивидуальными свойствами, самосознанием и самооценкой (В.В. Столин. Р.В. Овчарова и др.). Это: рост социальной ответственности, необходимость следовать социальным нормам, увеличение потребностей на фоне недостатка возможностей их удовлетворения, смена приоритетов в мотивационной сфере (Л.Р. Гребенников, М.В. Ермолаева, В.Г. Каменская, В.С. Мухина, Н.Н. Обозов, Е.С. Романова, Т.В. Тулупьева) [4].

Подчеркивая значимость эмоциональных факторов в онтогенезе психического развития А.В. Запорожец утверждал, что эмоции выполняют функцию ориентировки в тех личностных смыслах, которые имеют предметы окружающего мира. Они выполняют большую роль в формировании новых мотивов поведения, превращая их из знакомых в реально действующие, и в реализации имеющихся у субъекта мотивов поведения, где проявляется регулятивно-побудительная функция эмоций.

Л.С. Выготский писал, что «жизненный путь личности - это история его переживаний». Он рассматривал переживание как «аффективное отношение» к тому, что её окружает [2, с. 34]. Эмоциональный опыт и переживания личности юношеского периода имеют положительную и негативную окрашенность, оказывая влияние на всю жизнь.

Нравственное развитие чувств должно начинаться с детства и большую роль играет атмосфера семьи, а наиболее злободневным периодом для совершенствования нравственных чувств является юношеский возраст. Юноша не всегда в состоянии оценить ум человека, но чувства он распознает безошибочно. Эту особенность надо использовать в развитии. «Искренние чувства, - был убежден И.А. Сикорский, - служат той открытой дверью, через которую происходит нравственное общение наставника и его питомца, - общение, при котором каждый звук, исходящий из уст учителя, каждая черта, каждое движение облекаются ореолом его личности» [1, с. 124].

Нравственное развитие в юношеском возрасте проявляется в накоплении опыта нравственных

переживаний, которые возникают как выражение отношений к поступку человека в процессе взаимоотношений с людьми. Все испытываемые чувства переживаются им как состояние.

Эмоциональная сфера и чувства в этот период являются наиболее точными индикаторами нравственной сущности человека, своеобразным барометром нравственного развития. Большое внимание нравственным чувствам, их формированию и воспитанию, развитию уделял А.П. Нечаев.

Б.И. Додонов утверждает, что устойчивая потребность человека в благе другого отражается в тенденции к переживаниям альтруистических эмоций. Если эта потребность не удовлетворена, человек испытывает тягостное состояние. Эмоции как внешнее проявление внутреннего мира юношества позволяют определить их отношения к происходящему, способствуют личностному становлению.

Категория переживания есть ощущение, сопровождаемое эмоциями. Оно выступает как особая эмоциональная деятельность большой напряженности со сложными и противоречивыми элементами. Это скрытая, иррациональная сторона личности. Эмоция, возникающая вследствие сопереживания, способна «переключиться» на предмет-причину и своим развитием обеспечивать сходное эмоциональное восприятие людьми явлений внешнего мира.

C.JI. Рубинштейн выделял первичное и специфическое переживание. В первом значении (как определяющее для установления одной из базисных психологических категорий) переживание рассматривается сущностной характеристики психики, качество принадлежности индивиду, что составит внутреннее содержание его жизни. Он, говоря о первичности такого переживания, отличал его от переживаний «в специфическом, подчеркнутом смысле слова»; последние имеют событийный характер, выражая «неповторимость» и «значительность» чего-либо во внутренней жизни личности [6, с. 67, 126].

Такие переживания составляют то, что может быть названо чувством. Категория «переживание» (в широком смысле слова) может рассматриваться как ядерная в построении метапсихологической категории «чувство» [4, с. 87]. Категория чувств общественно и исторически обусловлены, как сама человеческая личность, изменяющаяся с развитием общества. Они возникают как выражение его отношения к соответствующему поступку и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Эмоции составляют форму переживания чувств.

Без действия чувств (Л.С. Выготский, Б.И. Додонов) невозможно становление системы ценностных ориентаций личности, а соответственно, и её направленности, мировоззрения. При анализе чувств А.Ф. Лазурский говорит о состоянии апатии

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

95

ПСИХОЛОГИЯ

или спокойного равнодушия, в которое впадает человек, не отличающийся «обилием чувствований», после прекращения данной эмоции. Овладение знаниями моральных качеств еще не обеспечивает возникновения соответствующих нравственных чувств.

И.П. Павлов показал, что различные виды чувств, испытываемые с различной степенью интенсивности, возникают на основе работы коры больших полушарий. C.JI. Рубинштейн отметил: «Чувства, как и мысли человека, возникают в деятельности мозга, но любит и ненавидит, познает и изменяет мир не мозг, а человек» [6, с. 234].

Чувства - это то, что значит один индивид для другого, каждое из них по определению индивидуально. Предметами чувств являются явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально. Ситуативность чувства проявляется, когда одно и то же чувство человек переживает по-разному в зависимости от обстоятельств (И. Рогов, П.М. Якобсон). Чувства рождаются вместе с социальным опытом, так как всякий социальнопсихический опыт выражается в чувствах. Чувство может выступать в сознании человека в двух формах. Оно может быть не полностью осознанным и выражаться как «симпатия» (антипатия), «интерес», «направленность» на объект («уклонение» от объекта).

Чувства - это ориентации, основанные на персонификациях, которые конструируются главным образом путем приписывания мотивов. Приписать мотив - значит сделать заключение о внутренних переживаниях другого человека. Динамика чувства в процессе переживания, вызванная изменениями ситуации, будет различной в зависимости от его глубины.

В зарубежной психологии выдвигались различные теории развития моральных чувств. Одни авторы (В. Штерн, К. Бюлер) считали их врожденными, предопределенными наследственностью. Психоаналитики отрицали специфичность моральных переживаний и полагали, что нравственные чувства являются завуалированными формами проявления асоциальных, биологических влечений.

В современной психологии отражены два взгляда на вопрос об эволюции чувств: первый - ассоциативная теория. Согласно этой теории, развитой психологом Геффдингом, существует лишь два основных чувства - удовольствие и страдание, все остальные чувства возникают из ассоциации этих чувств, с теми или иными образами; второй - органическая теория эволюции чувств. Согласно ей, невозможно сводить все чувства к двум основным.

Характеризуя чувства, В.В. Зеньковский их классифицирует на:

1) индивидуальные: страх, гнев, чувства к самому себе, стыд;

2) социальные (межиндивидуальные): социальный стыд, симпатия и антипатия, сексуальные переживания;

3) высшие (надиндивидуальные): моральное, эстетическое и религиозное чувство.

Чувства совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней: от непосредственных чувств до высших, относящихся к духовным ценностям и идеалам. Чувства изменяются в зависимости от конкретных социальных условий.

В онтогенезе они появляются позже, чем ситуативные эмоции, формируясь по мере развития индивидуального сознания, усложняющихся связей воспитательных воздействий. Большинство чувств можно сгруппировать в пары, обладающие противоположными качествами: удовольствие-неудовольствие, любовь-ненависть. Они образуют полюса, между которыми располагаются промежуточные оттенки чувств. Справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, любовь, благородство, гордость, уважение - положительные чувства; негативные чувства - аморальные: зависть, ненависть, ревность.

По отношению к себе могут быть негативные проявления: огорчение, тревога, страх, сожаление, досада, обида, неуверенность, растерянность, смущение, стыд, угрызения совести. Осознание чувств заставляет стать другим.

Моральными называют те чувства, «на дне» которых, при их развитии, оказывается «моральная идея». Они являются формой, в которой выступает моральный опыт. В основе чувств лежат материальные и духовные потребности. Они вызывают особую форму переживаний - высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений.

Г Фолькельт, придавал им доминирующее значение в психике, противопоставлял их «предметным состояниям сознания» и приписывал им чисто субъективный характер. Человеческие чувства являются положительной ценностью. Рассматривая психологическую природу нравственных чувств, он подчеркивал их тесную связь с интеллектуальными процессами. Нравственному чувству, отмечал он, свойственны все признаки, характеризующие чувство как таковое. «Но все эти чувства, - утверждал он, - получают название нравственных только тогда, когда они соединяются с суждениями о нравственной ценности того или другого явления» [4, с. 205].

Формирование чувств - необходимое условие становления человека как личности. Н.Х. Вессель развивал идею о том, что чувства есть сознание различных психических состояний. Однако очень сложно воздействовать на эмоциональную сферу, но это не говорит о невозможности или бесполезности воспитания и развития чувств [2].

К.Д. Ушинский показывал огромные возможности художественного творчества, в первую оче-

96

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Чувства и переживания эмоционального компонента нравственной сферы

редь литературы при формировании чувств. Чувства - процесс деликатный, требующий тонкого чутья, осторожности, такта. Под ними понимаются устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение явлений, носящих предметных характер, обусловленных социальными мотивами и духовными потребностями.

Искусство несет человеку положительные эмоции, разгружает психику, развивает воображение, творческое мышление и способствует духовному созреванию человека, например, произведения И.-С. Баха несут высокую нравственную энергию, о культуре чувств и их развитии и воспитании в образовательном процессе отмечено в работе Е.А. Пинахиной «искусство воспитывает эмпа-тическую способность - духовности и гуманности» [5, с. 238].

А.П. Нечаев отмечает, что развитие нравственного чувства требует и тонкого интеллектуального развития - выработки способности сравнивать, сопоставлять, судить и обобщать. Необходимо развивать умение координировать одни переживания с другими, способность понимать соотношение различных впечатлений, оценивать их с точки зрения общей цели человеческой жизни [4].

Развитие чувств тесно связано с личностным и духовным развитием человека. По мнению А.Н. Леонтьева, чувства, переживаемые человеком, способствуют превращению мотивов личности из знания в реально действующие поступки и действия. В юношеском возрасте происходят преобразования в самых различных сферах психики.

Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формированием мировоззрения, с планами будущей жизни. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие юноши, которое существенным образом изменятся в юношеском возрасте. Это характеризует мотивационный компонент духовно-нравственного совершенствования. В нем проявляется избирательное отношение к действительности. Оно включает разные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Одни компоненты доминируют и имеют ведущее значение, а другие выполняют опорную роль.

В мотивационной сфере это доминирующие установки; индивидуальная мотивационная система; устойчивый характер соподчиненности мотивов и потребностей поведения; зарождение истинно мотивационных форм поведения; проявление эмпатии и самоконтроля определяют моральнонравственную ориентацию и поведение личности на данном этапе.

И.А. Сикорский придавал развитию нравственных чувств наибольшее значение. В их совершен-

ствовании он видел залог нравственного здоровья общества, успех воспитательного влияния старших поколений на младшие. Упадок нравственных чувств ведет к дискредитации высоких нравственных идеалов и стремлений, к росту количества преступлений.

Нравственные чувства, культурно обусловленные высшими социальными чувствами, основаны на интериоризированных нравственных нормах и ценностях. Нравственные чувства - это чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали.

Объектом нравственных чувств могут быть отдельные люди, социальные группы людей, жизненные события, человеческие отношения, и сам человек. Мощным стимулом для образования настроений нравственного характера в этом возрасте служит товарищеская среда. Этические понятия не могут превратиться в убеждения, если они только лишь усвоены и вошли в сознание, а не пережиты в убеждениях, не прочувствованы в эмоциональнонравственной сфере.

Эмоциональная жизнь юношей и девушек характеризуется проявлением предметных чувств, которые связаны или направлены на определенное событие, лицо и явление. В этом возрасте происходит формирование обобщенных чувств (прекрасного, трагического), они отражают отношение молодых людей к окружающей действительности и самому себе и способствуют формированию собственной системы взглядов на мир, на место человека в нем, связаны с формированием жизненной позиции, ценностных ориентаций, убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности.

К положительным нравственным чувствам относят чувство доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, патриотизма, долга. К отрицательным - чувство эгоизма, зависти, ненависти, злорадства.

Чувства - интимная сфера человеческой психики, и всякое воздействие на эту сферу требует особого подхода. Чувства общественно и исторически обусловлены, как сама человеческая личность, изменяющаяся с развитием общества. Они рождаются вместе с социальным опытом, а всякий социально-психический опыт выражается в чувствах.

Таким образом, предметом чувств являются явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности и воспринимаемых эмоционально. Чувства представляют собой виды эмоционального отношения к многообразным явлениям окружающей действительности, людям и их взаимоотношениям, фактам социальной жизни, общественным нормам, природе.

Моральными (нравственными) чувства, являются формой, в которой выступает моральный опыт. Нравственные чувства отличаются от других значений тем, что они основаны на эмпатии.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

97

ПСИХОЛОГИЯ

Пробуждение нравственных чувств - обязательное условие на пути становления высоконравственной личности. Развитие эмоциональной сферы должно сочетаться с развитием воли, должно быть направлено на формирование энергичного деятельного характера, который обеспечивает активную нравственную позицию в борьбе со злом и несправедливостью, дает возможность осуществить нравственные принципы в практике жизни.

Чувства проявляются, формируются и развиваются в деятельности, становятся побудительной силой поведенческого акта. Их стержень - совесть, которая заставляет эмоционально реагировать на все, что затрагивает нравственное сознание. Для нравственного становления личности необходимо дать юноше свободу и самостоятельность, но не допускать произвола в проявлении любых чувств и действий, любых капризов и прихотей, которые нравственно губят человека.

Библиографический список

1. Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовнонравственное развитие личности в событийной де-

ятельности. - Казань: Карпол, 2002. - 230 с.

2. Выготский Л.С. Психология как феномен культуры. - Воронеж: Модэк; М.: Институт практической психологии, 1996. - 512 с.

3. Личко А.Е. Подростковая психотерапия. - Л.: Медицина, 1979. - 336 с.

4. Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. -СПб.: Амалтея, 2008. - 304 с.

5. Пинахина Е.А. Культура чувств и её воспитание в образовательном процессе // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2011. - Т 17. - № 5-6. - С. 237241.

6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - СПб.: Питер, 2012. - 508 с.

7. Самылова О.А. К вопросу нравственного совершенствования в юношеском возрасте // Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения: Материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. / под ред. Д.В. Семенова. -Владимир, 2010. - С. 394-399.

98

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.