Научная статья на тему 'О функциях мировоззрения учителя'

О функциях мировоззрения учителя Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
952
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФУНКЦИЯ / ЦЕННОСТЬ / PEDAGOGICS / EDUCATION / TEACHER / OUTLOOK / FUNCTION / VALUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Салов А.И.

В статье в контексте научных представлений об основном вопросе мировоззрения раскрывается, что мировоззренческие представления морального сознания «проясняют» человеку его место в мире, его отношения с миром и смыслы его жизни. Обосновывается, что мировоззрение учителя, не содержа конкретных предписаний, намечает общую линию поведению, задает цели и ориентиры педагогической деятельности по воспитанию учащегося как человека морального, а значит, добродетельного. Выявляются функции мировоззрения. Раскрывается суть его «дирижерской» функции: она заключается в том, что мировоззренческие представления морального сознания учителя обосновывают и оправдывают предписания морали и оценки, предвосхищают будущие состояния действительности, производят бытие. Это предвосхищение педагогом будущих состояний действительности, производство бытия осуществляется на основе морали, выполняющей ценностно-ориентирующую, регулятивную, воспитательную функции. Обосновывается суть ценностно-ориентирующей функции мировоззрения учителя: она заключается в том, что мировоззренческие представления морального сознания учителя ориентируют на нравственный поиск моральных предписаний и оценок, которые еще не стали массовыми; выступают как ценностные ориентации, которые, побуждая к действиям, приближают будущее. Ценностные ориентации выполняют функцию оценки результатов поиска моральных предписаний. Раскрывается суть функции задавания ценностей, которая заключается в том, что мировоззренческие представления морального сознания учителя ориентируют его на поиск ответа на вопросы «Во имя чего?», «Каков путь?». Движение по избранному пути освящается избранными педагогом ценностями как осознанными смыслами жизни, которые составляют «содержательное ядро мировоззрения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FUNCTIONS OF THE TEACHER’S OUTLOOK

In the article in the context of scientific ideas about the basic issue of the outlook the author reveals that the ideological outlook of the moral consciousness «clarifies» the person’s place in the world, their relationships with the world and the meaning of their life. It is proved that the teacher’s outlook without any particular instruc-tions accounts for general behavior, sets goals and objectives of the pedagogical activities to educate the student as a moral and, therefore, virtuous person. The functions of the outlook are identified. Its conducting function is highlighted: the outlook justifies the moral instructions and evaluations, anticipate the future reality, produce the state of being. The teacher’s anticipating and producing the reality come from the moral rhat performs value-orienting, regulatory, educational functions. The essence of value-orienting function is dwelt upon: it is based on the fact that the teacher’s outlook predetermins the search for moral instructions and observations, that have not become widespread yet; it also serves as a value guideline that encourage to act, brings the future. Value orientations work evaluating the results of searching for moral lessons. The author reveals the issue of defining values that is asking the following questions: «For what sake?», «What is the solution?». The movement along the chosen path stems from the teacher’s values which are his or her life guidelines and the teacher employs them for creating core philosophyof his outlook.

Текст научной работы на тему «О функциях мировоззрения учителя»

Общие вопросы педагогики

УДК 37.011.31+140.8

О ФУНКЦИЯХ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ON THE FUNCTIONS OF THE TEACHER'S OUTLOOK

© 2016

А.И. Салов Академия социального управления (Россия, Москва)

A.I. Salov Academy of Public Administration (Russia, Moscow)

В статье в контексте научных представлений об основном вопросе мировоззрения раскрывается, что мировоззренческие представления морального сознания «проясняют» человеку его место в мире, его отношения с миром и смыслы его жизни. Обосновывается, что мировоззрение учителя, не содержа конкретных предписаний, намечает общую линию поведению, задает цели и ориентиры педагогической деятельности по воспитанию учащегося как человека морального, а значит, добродетельного. Выявляются функции мировоззрения. Раскрывается суть его «дирижерской» функции: она заключается в том, что мировоззренческие представления морального сознания учителя обосновывают и оправдывают предписания морали и оценки, предвосхищают будущие состояния действительности, производят бытие. Это предвосхищение педагогом будущих состояний действительности, производство бытия осуществляется на основе морали, выполняющей ценностно-ориентирующую, регулятивную, воспитательную функции. Обосновывается суть ценностно-ориентирующей функции мировоззрения учителя: она заключается в том, что мировоззренческие представления морального сознания учителя ориентируют на нравственный поиск моральных предписаний и оценок, которые еще не стали массовыми; выступают как ценностные ориентации, которые, побуждая к действиям, приближают будущее. Ценностные ориентации выполняют функцию оценки результатов поиска моральных предписаний. Раскрывается суть функции задавания ценностей, которая заключается в том, что мировоззренческие представления морального сознания учителя ориентируют его на поиск ответа на вопросы «Во имя чего?», «Каков путь?». Движение по избранному пути освящается избранными педагогом ценностями как осознанными смыслами жизни, которые составляют «содержательное ядро мировоззрения».

In the article in the context of scientific ideas about the basic issue of the outlook the author reveals that the ideological outlook of the moral consciousness «clarifies» the person's place in the world, their relationships with the world and the meaning of their life. It is proved that the teacher's outlook without any particular instructions accounts for general behavior, sets goals and objectives of the pedagogical activities to educate the student as a moral and, therefore, virtuous person. The functions of the outlook are identified. Its conducting function is highlighted: the outlook justifies the moral instructions and evaluations, anticipate the future reality, produce the state of being. The teacher's anticipating and producing the reality come from the moral rhat performs value-orienting, regulatory, educational functions. The essence of value-orienting function is dwelt upon: it is based on the fact that the teacher's outlook predetermins the search for moral instructions and observations, that have not become widespread yet; it also serves as a value guideline that encourage to act, brings the future. Value orientations work evaluating the results of searching for moral lessons. The author reveals the issue of defining values that is asking the following questions: «For what sake?», «What is the solution?». The movement along the chosen path stems from the teacher's values which are his or her life guidelines and the teacher employs them for creating core philosophyof his outlook.

Ключевые слова: образование; воспитание; учитель; мировоззрение; функция; ценность.

Keywords: pedagogics; education; teacher; outlook; function; value.

Школа как социальный институт перемены, далеко не всегда имеющие

воспитания и образования осуществляет положительный эффект, порождают у

свои функции в условиях происходящих в человека чувство неустроенности,

обществе перемен, которые, затрагивая приводят к непониманию, во имя кого, а

все сферы жизни, влияют на пространство главное, зачем осуществляются такие

проживания учащегося, учителя, на их перемены, если качество жизни не имеет

нравственное самочувствие. Такие явной тенденции к повышению. На

пространство проживания человека влияют и геополитические процессы, порождающие нестабильность в мире. Стремление ряда промышленно развитых стран навязать государствам и народам определенный миропорядок, ряда корпораций - свои правила в экономике не приводят к безопасному миру, а, напротив, порождают перманентную нестабильность. На пространство проживания человека влияют и террористические угрозы, порождающие боязнь за жизнь свою и своих близких.

Пришедшие к нам европейские ценности свободы, справедливости, полезности, успешности, как подчеркивает И.И. Калина, «с одной стороны, имеют вполне реальный социально-нравственный эффект: свобода слова, печати, высказывания, независимость человека в суждениях и оценках, в действиях и поступках и т.д. С другой стороны, эти ценности, оказавшись в подвешенном состоянии, не став достоянием всех, порождают несовместимость взглядов между различными слоями населения, различия в миропонимании и в мироощущении, поскольку замысел, например, свободы, справедливости и т.д. не понятен народу, который живет прошлыми воспоминаниями о советском периоде, когда было "равенство" в распределении благ. Как следствие, моральная разобщенность, культурное неравенство» [1, с. 46].

Одним из следствий проникновения в нашу жизнь названных ценностей становятся распространение внешних атрибутов, символов иной культуры, приковывающих внимание молодежи. Молодые люди начинают не только воспроизводить в своих мыслях иную культуру, но и накладывать ее на свою социальную действительность. Воспроизводя такой опыт, они, по сути, воспроизводят и мыслимое ими бытие, смыслом жизни в котором становятся «деньги, престиж и власть. <...> Человек прибывает в иллюзии, что он действует в своих собственных интересах, тогда как в действительности он служит чему угодно, только не своим собственным интересам. Для него важно все, кроме его собственной жизни и искусства жить. Он живет для чего угодно, только не для себя» [2, с. 32-33].

Мораль в современном обществе начинает терять свою очевидность. Это происходит тогда, когда, как подчеркивает А.А. Гусейнов, возникает конфликт (кризис) ценностей. Она не может поддерживаться силой традиции, и люди, раздираемые противоречивыми мотивами, перестают понимать, что есть добро и что есть зло. Такое, как правило, происходит, когда сталкиваются различные культуры и культурные эпохи. Чтобы найти общий язык друг с другом, люди вынуждены заново ответить на вопрос, что такое мораль, обратиться к познающему разуму, чтобы с его помощью восстановить порвавшиеся нити общественной коммуникации, обосновать необходимость морали и дать ее новое понимание [3, с. 90].

Утрата моралью своей очевидности приводит к смещению нравственных представлений и мировоззренческих ори-ентаций молодежи, которая далеко не всегда осознает значение жизни, достойной человека. В связи с этим нельзя не вспомнить призыв Сократа: «Всего больше нужно ценить не жизнь как таковую, а жизнь достойную» [см.: 4, с. 93].

Непонимание сути перемен, происходящих как в обществе, так и в мире, влечет за собой неустроенность в жизни, тревогу за будущее и даже потерю связи с людьми, моральную изоляцию, одиночество, одной из причин которых является отсутствие «связности с какими-либо ценностями, символами, устоями» [5, с. 26]. «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение» [6].

Такими институтами являются образование и воспитание, формирующие мировоззрение человека, основной вопрос которого, как подчеркивает В.Н. Сагатов-ский, - это вопрос «о месте человека в мире (статический аспект), об отношениях между человеком и миром (динамический

аспект), о смысле человеческой жизни (во имя чего живет человек? - аксиологический аспект): Человек ^ Мир» [7, с. 14].

Осмысление сформулированного В.Н. Сагатовским основного вопроса мировоззрения показывает, что ответ на него «проясняет» человеку его место в мире, его отношения с миром и смыслы его жизни, которые есть не что иное, как ценности, являющиеся образующими «ценностного слоя сознания», введенного (слой) В.П. Зинченко назывным образом [8].

Мировоззрение обосновывает «участие» морального сознания в создании адекватных происходящим в обществе переменам социокультурных программ, разработка которых базируется на результатах познания исторических социокультурных программ и их оценки с точки зрения соответствия целям человечества и отдельного человека.

Мировоззрение учителя, не содержа конкретных предписаний, намечает общую линию поведению, задает цели и ориентиры педагогической деятельности по воспитанию учащегося как человека морального, а значит, добродетельного.

Моральное сознание так же, как и мировоззрение, подчеркивает В.П. Кобля-ков, содержит нравственные цели, идеи, нормы и принципы, утверждающие ту или иную социально-экономическую структуру, а также нормы и правила морали как отражение общих условий социального бытия [9, с. 251]. Однако если мировоззрение намечает цели, ориентиры деятельности, общую линию поведения, то моральное сознание регулирует действия и поступки. При этом моральное сознание, являясь «важнейшей стороной мировоззрения» [10, с. 8], на своих «"высших этажах" поднимается до отображения общей картины человеческого бытия, выступает в качестве части мировоззрения и одновременно обнаруживает свою роль в философском обосновании нравственных идеалов» [11, с. 34].

Для того, чтобы моральное сознание становилось способным отображать бытие во всей его полноте, необходимы соответствующие мировоззренческие представления, которые «"проясняют" положение человека (группы) в системе более

или менее подвижных общественных связей, позволяя тем самым выявить личностное отношение к действующим предписаниям и оценкам, установить лейтмотив моральной приверженности, определить в ходе саморефлексии, во имя чего надлежит следовать данным предписаниям, применять именно эти, а не другие оценочные критерии» [12, с. 254].

По сути, это есть не что иное, как назначение мировоззренческих представлений морального сознания. Такое их понимание соотносится с основным вопросом мировоззрения. Так, «прояснение» положения человека в системе более или менее подвижных общественных связей есть статический и динамический аспекты мировоззрения, личностное отношение к действующим предписаниям и оценкам и установление лейтмотива моральной приверженности, следование предписаниям есть аксиологический аспект мировоззрения. Эти три аспекта и заключают в себе отношение «Человек ^ Мир», которое отражает, преобразует моральное сознание. Мировоззренческие представления морального сознания обосновывают и оправдывают предписания морали и оценки.

Такое обоснование и оправдание предписаний морали и оценок является прерогативой «"дирижерской" функции мировоззренческого яруса морального сознания» [12, с. 255], которая связана с другой функцией мировоззрения, прямо не названой Ю.В. Согомоновым и П.А. Ландесманом. Мы определяем ее как ценностно-ориентационную, основываясь на том, что, как подчеркивают ученые, «представления данного яруса, формируя критическое отношение к миру и к себе, ориентируют моральное сознание на нравственный поиск, позволяя свободно и осознанно "принять на вооружение" и такие моральные предписания и оценки, которые еще не стали массовыми. <...> Эти представления выступают как ценностные ориентации "дальнего прицела", побуждая к действиям, приближающим будущее» [12, с. 255-256].

Отметим, что Е.И. Кукушин и Л.Б. Логунова полагают, что таким свойством мировоззрения, как цементирование всех сторон и элементов сознания в слож-

ный духовный мир, «обусловливается особая функция мировоззрения как способа объяснения мира и места, которое занимает в нем человек» [13, с. 254-255]. Наряду с этой функцией мировоззрения ученые выделяют еще две: «Опираясь на синтез знаний, преломленный через интересы и цели, мировоззрение выполняет регулятивные и организующие функции в деятельности каждого человека и в жизнедеятельности всего общества» [13, с. 252].

В научной литературе выделяются и другие функции мировоззрения. Так, В.Н. Сагатовский, исходя из того, что роль мировоззрения заключается не в выдаче отдельных «рецептов» и не в отражении мира как такового, но в управлении деятельностью, полагает, что для управления деятельностью, «надо выполнить две функции: задать в данной системе исходные аксиомы (во имя чего?) и стратегию движения по избранному пути (каков путь?), то есть соотнести все средства с конечными высшими (для данной системы деятельности) ценностями» [7, с. 13]. Мы полагаем, что эти функции мировоззрения могут быть названы функцией задавания ценностей, которые и отвечают на вопрос «Во имя чего?», и функцией задавания стратегии движения по избранному пути, которое освящается избранными человеком ценностями как жизненными смыслами.

Функция задавания ценностей предопределяет такую выделенную Б.С. Братусем функцию последних, как «создание образа, эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации» [14, с. 31].

Ценности как образующие ценностного слоя морального сознания выполняют ценностно-ориентационную функцию. Ценности как ядро мировоззрения ориентируют человека на выбор стратегии движения по избранному в соответствии с ними пути.

Другая функция ценностей, как подчеркивает Б.С. Братусь, заключается в том, что «любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны ее успешности в достижении тех

или иных целей и со стороны ее нравственной оценки. <...> Нравственная оценка необходимо подразумевает иную, внеситуативную опору, особый, относительно самостоятельный психологический план. Это опорой и становятся для человека смысловые образования, в особенности в форме их осознания - личностных ценностей» [14, с. 32].

Что касается ценностных ориента-ций, то они, не создавая эскиза будущего, тем не менее, выполняют функцию оценки. Ценностные ориентации, как подчеркивает В.П. Бездухов, являются «критерием для оценки результатов, достигнутых в деятельности по обучению и воспитанию школьников, по формированию у них системы отношений к миру, к людям и самим себе. Они являются и критерием сложившихся межличностных отношений между учителем и педагогическим коллективом, учащимися, их родителями» [15, с. 13].

Если исходить из того, что «направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации» [16, с. 146], а ценности выполняют функцию нравственной оценки, то ценностные ориентации «дальнего прицела» предписывают выбор ценностей, действий и поступков. Ценности в случае их осознания принимают форму мотива деятельности, поведения.

Ценности, как подчеркивает В.Н. Сагатовский, составляют «содержательное ядро мировоззрения. В ценности в итоговой, концентрированной форме выражаются основные потребности и интересы человека: с помощью ценностей осуществляется выбор того или иного отношения к миру и любой его части» [7, с. 15]. Сходную мысль находим у М.С. Кагана, прямо заявляющего, что «мировоззрение есть не что иное, как система ценностей» [17, с. 156].

Приобщая учащегося к ценностям, учитель формирует его мировоззрение, поскольку ценности являются ядром последнего, и его моральное сознание, поскольку ценности являются образующими «ценностного слоя сознания».

Итак, осмысливая идеи ученых о функциях мировоззрения, мы раскрываем суть «дирижерской», ценностно-ориента-ционной функций мировоззрения учителя, а также такой функции, как функция задавания ценностей и др.

Суть «дирижерской» функции мировоззрения учителя заключается в том, что мировоззренческие представления его морального сознания обосновывают и оправдывают предписания морали и оценки, предвосхищают будущие состояния действительности, производят бытие. Это предвосхищение педагогом будущих состояний действительности, производство бытия осуществляется на основе морали, выполняющей ценностно-ориентирую-щую, регулятивную, воспитательную функции.

Суть ценностно-ориентационной функции мировоззрения учителя заключается в том, что мировоззренческие представления его морального сознания ориентируют на нравственный поиск моральных предписаний и оценок, которые еще не стали массовыми; выступают как ценностные ориентации, которые, побуждая к действиям, приближают будущее. Ценностные ориентации выполняют функцию оценки результатов поиска моральных предписаний.

Суть такой функции мировоззрения учителя, как задавание ценностей заключается в том, что мировоззренческие представления его морального сознания

ориентируют на поиск ответа на вопросы «Во имя чего?», «Каков путь?». Движение по избранному пути освящается избранными педагогом ценностями как осознанными смыслами жизни, ценностями как составляющими «содержательное ядро мировоззрения».

Образование и воспитание сохраняют то ценное, что имеет значение для человека. Они транслируют такие вневременные образующие «содержательное ядро мировоззрения» ценности, которые имеют непреходящее значение для жизни сообща. Мировоззренческие представления морального сознания, не являясь императивами, предписывают, каким быть человеку в свете морального закона. Такой закон является критерием оценки своего поведения и поведения другого человека, своих и другого человека отношений к миру и к людям. Моральный закон есть моральный мотив поведения, а поведение имеет нравственную ценность тогда, когда оно осуществляется человеком согласно нравственным максимам как субъективным практическим правилам. Мировоззренческие представления морального сознания проясняют человеку суть нравственных максим, приводят их к общему, но не к единому знаменателю. Таким общим знаменателем и является мораль, из которой человек «черпает» цели собственного нравственного развития, своей нравственности.

•к к к

1. Калина И.И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования. М. : Дрофа, 2011. 303 с.

2. Фромм Э. Психоанализ и этика. М. : Республика, 1993. 416 с.

3. Гусейнов А.А. Этика // Вопр. философии. 1999. №8. С. 81-91.

4. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. I. М. : Мысль, 1990. 860 с.

5. Фромм Э. Бегство от свободы. М. : Прогресс, 1995. 256 с.

6. Послание президента России В.В. Путина Федеральному Собранию. 2013 год // Президент России (официальный сайт). URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19825. (дата обращения 18.06.2014).

7. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): В 3 ч. Ч. 1. Ввведение: филосоыфия и жизнь. СПб. : СПбГУ, 1997. 224 с.

8. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания // Вопр. философии. 2011. №8. С. 85-98.

9. Кобляков В.П. Мировоззрение и мораль // Предмет и система этики. М. : Ин-т философии АН СССР ; София : Ин-т философии БАН, 1973. С. 247-252.

10. Кобляков В.П. Мораль и мировоззрение. Л. : Знание, 1981. 36 с.

11. Федосеев П.Н. Мировоззрение, философия, наука. М. : Знание, 1979. 64 с.

12. Согомонов Ю.В., Ландесман П.А. Этапы становления мировоззренческих представлений в нравственном сознании // Моральный выбор / под общ. ред. А.И. Титаренко. М. : МГУ, 1980. С.251-280.

13. Кукушин Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. М. : Политиздат, 1989. 303 с.

14. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М. : Знание, 1985. 64 с.

15. Бездухов В.П. Функции ценностей и ценностные ориентации // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2007. № 4(4). С. 4-19.

16. Ананьев Б.Г. Избравнные психологические труды: В 2 т. Т. 1, М. : Педагогика, 1980.

232 с.

17. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.