Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О ФОРМИРОВАНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
455
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ПУБЛИЧНАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бродская В.А.

Рассматриваются теоретические вопросы формирования государственной гражданской службы, взаимосвязи понятий. Особое место уделено рассмотрению законодательства некоторых зарубежных стран. При исследовании государственной гражданской службы автор учитывает также сложившуюся зарубежную практику и подходы зарубежных стран к ее правовому регулированию. Сравнительно-правовой анализ позволяет определить как положительные, так и отрицательные черты национального правового регулирования общественных отношений, складывающихся в рамках прохождения государственной гражданской службы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бродская В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE STATE CIVIL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article deals with theoretical issues of the formation of the public civil service, the relationship of concepts. In addition, the author has a special place to consider the legislation of some foreign countries. In the study of the civil service, the author also takes into account the established foreign practice and the approaches of foreign countries to its legal regulation. Such a comparative legal analysis allows us to subsequently determine both the positive and negative features of the national legal regulation of public relations developing within the framework of the civil service.

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 34

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2022/2/148-157

О ФОРМИРОВАНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. А. Бродская

Всероссийский государственный университет юстиции (г. Москва) Поступила в редакцию 2 апреля 2022 г.

Аннотация: рассматриваются теоретические вопросы формирования государственной гражданской службы, взаимосвязи понятий. Особое место уделено рассмотрению .законодательства некоторых зарубежных стран. При исследовании государственной гражданской службы автор учитывает также сложившуюся зарубежную практику и подходы зарубежных стран к ее правовому регулированию. Сравнительно-правовой анализ позволяет определить как положительные, так и отрицательные черты национального правового регулирования общественных отношений, складывающихся в рамках прохождения государственной гражданской службы. Ключевые слова: гражданская служба, публичная служба, государственная гражданская служба.

Abstract: this article deals with theoretical issues of the formation of the public civil service, the relationship of concepts. In addition, the author has a special place to consider the legislation of some foreign countries. In the study of the civil service, the author also takes into account the established foreign practice and the approaches of foreign countries to its legal regulation. Such a comparative legal analysis allows us to subsequently determine both the positive and negative features of the national legal regulation of public relations developing within the framework of the civil service. сч Key words: civil service, public service, public civil service.

В России изучение вопросов государственной гражданской службы получило наибольшее развитие в юридических науках, где в зависимо° сти от конкретной отрасли права рассматриваются различные аспекты данного института.

Дефиниция «государственная служба» раскрыта в ст. 1 Федерально-148 го закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и являет собой вид государственной службы, представляющей профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Однако ряд ученых имеют собственный взгляд на природу данного явления. Так, по мнению Г. В. Атаманчука и Д. М. Овсянко, государ-

© Бродская В. А., 2022

ственная гражданская служба представляет собой необходимый для реализации публичных полномочий инструмент, при помощи которого государство реализовывает возложенные на него функции и задачи1.

А. П. Алехин под государственной гражданской службой в широком Р смысле определения понимает выполнение служащими своих обязанно- > стей (работу в государственных организациях, предприятиях, учрежде- б ниях, иных организациях), а в узком смысле — выполнение служащими о своих обязанностей в государственных органах2. К

Схожего мнения придерживается Б. М. Лазарев, на его взгляд, госу- > дарственная гражданская служба представляет собой служение государ- ° ству, т. е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности ф по реализации задач и функций государства в государственных органах3. р

Ученые выделяют основным аспектом государственной службы возможность воплощать функции и обязанности государства через непо-

CD Г)

средственное общение сотрудников с другими органами власти, юриди- о

ческими и физическими лицами, т. е. отождествлять волю и обязанности и

государства в функциональных взаимосвязях с обществом. ч

Другая группа ученых расширяет данное понятие, выделяя государ- р

ственных служащих в отдельный институт власти, формируя тем самым ч надстройку государства при осуществлении своих функций.

Так, Г. В. Атаманчук считает, что государственная гражданская

служба представляет собой практическое и профессиональное участие Р

граждан в осуществлении целей и функции государства посредством вы- с

полнения государственных должностей учреждений и государственных ° 4 >

органов4. ;

В. Д. Граждан дефиницию «государственная гражданская служба» раскрывает как специфический социально-правовой институт, «реализующийся в аппаратной деятельности работников государственных органов, без которой невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства»5.

Таким образом, ученые-правоведы, специализирующиеся в сфере конституционного права, воспринимают государственную гражданскую службу в качестве одной из форм осуществления публичной власти6. Ад-_

149

1 См.: Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы : история, теория, закон, практика. М., 2002. С. 113 ; Овсянко Д. М. Административно-правовые проблемы государственной службы в РФ : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998.

2 См.: Алехин А. П. Административное право России. М., 2007. С. 74.

3 См.: Лазарев Б. М. Государственная служба. М., 1993. C. 67.

4 См.: Атаманчук Г. В. Указ. соч. С. 304.

5 Граждан В. Д. Государственная гражданская служба : учебник. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М., 2007.

6 См.: Авакьян С. А. Конституционное право России : учеб. курс : в 2 т. М., 2007. Т. 1. С. 21 ; Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. М., 2009. С. 346—349 ; Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. М., 2009. С. 353.

министративное право делает основной упор на управленческие аспекты публичной власти.

Обращаясь к вопросу о сущности государственной гражданской службы как основы профессионального развития государственных гражданских служащих, необходимо обратить внимание, что главным вопросом, рассматриваемым как российскими специалистами, так и зарубежными, является сравнение государственной гражданской службы с другими видами служб. Зарубежные специалисты данный вопрос рассматривают более широко, сравнивая гражданскую службу с государственной и публичной властью.

В законодательстве некоторых зарубежных стран (например, в Люксембурге, Новой Зеландии, Испании и т. д.) в отличие от термина «гражданская служба» применяется более широкое понятие — «публичная служба». В зависимости от установленных в той или иной иностранной юрисдикции правил различается содержание понятия «публичная служба» — прослеживается один из основных факторов сравнительного правоведения, заключающийся в языковом или лингвистическом барьере, поскольку в силу терминологии тех или иных особенностей языка (например, значения или перевода каких-либо правовых терминов) не всегда представляется возможным точно передать смысл, заложенный законодателем.

Как правило, помимо службы в государственном аппарате, публичная служба включает в себя службу в органах местного самоуправления, а также государственных учреждениях и предприятиях. Однако вопрос, какие категории работников относятся к публичной службе, может решаться по-разному.

Так, в одних странах — это лишь служащие центральных управленческих органов государства, в других — работники публичной администра-041 ции. Например, понятие «публичная служба» в Великобритании имеет более широкое значение, чем в Германии, так как оно включает и добрось вольные социальные организации.

о Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных 041 должностях Российской Федерации» установлен перечень должностей го_сударственной службы, который не содержит ранжирования и разитель-

150 ных отличий и носит общий характер, вне зависимости от разновидности -государственной службы.

Статьей 2 Конвенции МОТ 1978 г. установлено, что в целях настоящей Конвенции термин «государственный служащий» означает любое лицо, к которому применяется эта Конвенция в соответствии с ее ст. 1.

Статья 1 Конвенции МОТ 1978 г. определяет ее распространение на всех лиц, нанятых органами государственной власти, если только к ним не применяются более благоприятные положения других международных трудовых конвенций7.

7 Конвенция МОТ № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» (г. Женева, 27 июня 1978 г.).

Таким образом, очевидно, что Конвенция МОТ 1978 г. нацелена на правовое регулирование общественных отношений, возникающих в ходе прохождения государственной службы, за исключением милитаризированных видов, что обусловливается конфиденциальным характером > последних, и большую приближенность к политическому и конституци- > онному строю государства, на что правовое регулирование со стороны международных источников права распространяться не должно. о

Исследования гражданской службы европейских государств, объек- К том которых являлась занятость в государственном секторе, показали, §

насколько сложно разделить работников публичного сектора и гражданских служащих. Причинами затруднения в таком разделении являются

О

-е-

следующие: о

1) равные права быть принятыми на работу и равные условия труда; и

2) распространение действия норм международного права как на о гражданских, так и на публичных служащих; а

3) изменения законодательных актов о гражданской службе, которые и приводят к использованию трудового права в некоторых сферах регули- Ч рования, нечеткое определение понятия и задач гражданской службы. о

В связи с этим предпринимаются попытки определить критерии, при е помощи которых можно отличить гражданскую службу от других форм Ч занятости. По оценке Всемирного банка, к данным критериям можно от- С нести следующие: X

1) гражданские служащие назначаются на должность по решению о уполномоченного государственного органа в соответствии с законом о ° гражданской службе. Решение о назначении гражданского служащего > на должность должно соответствовать установленным правилам найма на гражданскую службу;

2) предусмотрено значительное количество ограничений для увольнения гражданского служащего. Это связано с тем, что гражданский служащий является не просто работником, обеспечивающим деятельность находящегося у власти правительства, он поддерживает деятельность государственных институтов на протяжении всего срока своей службы, независимо от обновления состава правительства. Другими словами, дополнительные гарантии предоставляются в целях предотвращения политического давления, в результате которого могут произойти нежелательные кадровые изменения;

3) на деятельность гражданских служащих распространяется больше ограничений, чем на другие категории работников. Это обусловлено стратегической и конституционной ролью гражданской службы.

Вместе с тем выделенные критерии не позволяют однозначно провести грань между гражданской и публичной службами.

Представляется, что одним из базовых требований к правовому регулированию общественных отношений, возникающих в рамках прохождения государственной гражданской службы, является четкое урегулирование каждой разновидности государственной службы с выделением конкретных признаков, отличающих все виды государственной службы

151

друг от друга. В данном ключе должны быть сформированы и общие положения, регулирующие общественные отношения, возникающие в ходе прохождения государственной гражданской службы.

Такого рода основные положения, в свою очередь, являются необходимым базисом, позволяющим интегрировать правовые нормы под постоянно развивающиеся, в том числе в рамках научно-технического прогресса, отношения. Законодательство, регулирующее прохождение государственной гражданской службы, в настоящее время не столь обширно и совершенно, и законодатель оставил возможность дополнять уже сформированный правовой базис новыми правовыми нормами8.

Отраслевой анализ позволил выявить особенности принадлежности исследуемого понятия. Существуют разные подходы к выделению места служебного права в юридической науке. Так, по мнению И. А. Дя-киной, Б. М. Комахина, существует возможность выделения в качестве комплексной отрасли права применительно к специфическому объекту правового регулирования — служебного права, включив в него также сложившийся опыт иностранных государств в сфере регулирования общественных отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы9.

В отличие от Российской Федерации или, например, Франции со схожим правовым подходом, ряд зарубежных стран, в том числе Великобритания или США, регулирование государственной гражданской службы относят не только к отрасли административного или конституционного права, признавая тем самым значимость и таких наук, как политология, а также менеджмент. Подход немецкого законодателя заключается в сочетании как правовых наук, так и такой дисциплины, как управление персоналом, которые являются разными направлениями с точки зрения регулирования образовательной деятельности в России на современном 041 этапе развития10.

Н. А. Гребенкина считает, что отрасль трудового права признает об-^ щественные отношения в рамках прохождения государственной граж-о данской службы в качестве специфических трудовых правоотношений11.

Одной из ключевых особенностей государственной гражданской

_службы в Российской правовой действительности является ее объекти-

152 -

8 См.: Государственная служба в парламенте : отечественный и зарубежный опыт / под ред. Е. В. Охотского. М., 2002.

9 См.: Дякина И. А. Служебное право как комплексная отрасль права : авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д., 2007 ; Комахин Б. Н. Единство методологических и административно-правовых основ развития профессиональной служебной деятельности // Административное право и процесс. 2014. № 2. С. 33—36.

10 См.: Романовский Н. В. Методологические основы организации государственной службы // Теоретические проблемы государственного управления и государственной службы. М., 1997. С. 107.

11 См.: Гребенкина Н. А. Правовой статус служащих, замещающих высшие выборные публичные и некоторые приравненные к ним должности в России (основные аргументы в пользу трудоправовых начал) : дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2004.

вированность в праве и отсутствие на практике государственных гаран-тий12, что создает как положительные, так и отрицательные условия.

С одной стороны, такой подход законодателя к определению государственной гражданской службы позволяет более широко определить ее > общественную значимость, тем самым, не ограничиваясь исключитель- > но научными представлениями о ней. Данный подход позволяет опре- б делять особенности государственной гражданской службы в комплексе, о где большую роль играют ряд правовых (теория государства и права, ад- к министративное право, право государственной и муниципальной служб, > конституционное право, информационное право) и социальных и поли- ° тических дисциплин. ф

С другой стороны, подобный подход может стать причиной формиро- о

вания чересчур узкого представления о государственной гражданской и

службе, чрезвычайно «негибкого» подхода, в связи с чем такое пред- о

ставление невозможно будет быстро адаптировать к постоянно развива- §

ющимся и изменяющимся общественным отношениям, что неизбежно и

приведет к возникновению, в большей степени, правовых коллизий, в 4

меньшей — пробелов в праве. о

Таким образом, государственная гражданская служба

Федерации может быть исследована как: ч

- «практика законодательного (нормативно-правового) регулирова- с ния государственно-служебных отношений»13; х

— теория формирования научных представлений и знаний об обще- ° ственных отношениях, возникающих в рамках прохождения государ- х ственной гражданской службы. в>>

При исследовании государственной гражданской службы следует учитывать также сложившуюся зарубежную практику и подходы зарубежных стран к ее правовому регулированию.

Постоянно растущий интерес законодателя к формированию международного сотрудничества в сфере национальных гражданских служб, а также популярность метода сравнительного правоведения побуждают заинтересованность в выявлении общих признаков и индивидуальных особенностей, присущих институту государственной гражданской службы в различных странах.

Подобный сравнительно-правовой анализ позволяет впоследствии 53 определить как положительные, так и отрицательные черты национального правового регулирования общественных отношений, складывающихся в рамках прохождения государственной гражданской службы, что является наиболее эффективным подходом к развитию современного законодательства Российской Федерации.

12 См.: Старилов Ю. Н. Преодоление «избыточности» публичного администрирования — основная задача развития современного административного права // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2008. № 3 (39). С. 77—92.

13 Гришковец А. А. Проблемы правового регулирования и организации государственной службы в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004.

В рамках вышеупомянутого сравнительно-правового аспекта исследования государственной гражданской службы, профессионального развития государственных гражданских служащих необходимо учитывать ряд факторов, позволяющих принимать решения об эффективности заимствования опыта зарубежных стран в пользу развития национального законодательства Российской Федерации:

— особенности исторического и культурного развития, например формирование идеологии в Китайской Народной Республике и Германии14;

— особенности и различность подходов к управлению персоналом, которые прослеживаются во всех странах, выделяя уникальность управленческих подходов каждого отдельно взятого государства15;

— различия в законодательных, политических и структурных основах, в том числе и в способах найма на гражданскую службу, что ярко прослеживается в сравнении подходов Северной Кореи и Южной Кореи;

— лингвистические трудности, которые возникают при сравнительно-правовом исследовании, в связи с этим досконально перенять понятийно-категориальный аппарат представляется крайне затруднительным. Следовательно, искажается смысл или «теряются» специфические черты какой-либо правовой категории. Это вызвано исключительно трудностями перевода и восприятия информации, изложенной на иностранном языке, что вполне распространено при анализе законодательств восточной Азии (Китай, Южная Корея, Северная Корея, Япония, Вьетнам и т. д.)16;

— применение различных моделей государственной гражданской

службы17.

Таким образом, неполное изучение понятия «государственная гражданская служба» в доктрине российского административного права, а см также короткий (в сравнении с иными видами публичной службы) срок

14 См.: Schedler K., Proeller I., editors. Cultural Aspects of Public Management Reform. Research in Public Policy Analysis and Management, Vol. 16. Oxford: Else-

CD vier, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CN

15 См.: Hofstede G. Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, In_stitutions, and Organizations Across Nations, 2nd ed. Sage Publications, Thousand

154 Oaks, CA, 2001.

16 См.: Миловидов О. Д. Проблемы терминологии в сравнительном правоведении. Смысловое наполнение терминов «Государственная служба» в российском праве и «Публичная служба» в странах англосаксонской правовой семьи // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-terminologii-v-sravnitelnom-pravovedenii-smyslovoe-napolnenie-terminovgosudarstvennaya-sluzhba-v-rossiyskom-prave-i (дата обращения: 17.09.2021).

17 См.: Оболонский А. В. Бюрократия для ХХ1 века? Модели государственной службы : Россия, США, Англия, Австралия. М., 2002 ; Рассохин А. В. Анализ моделей государственной гражданской службы в зарубежных странах // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2013. № 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/analiz-modeley-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhby-v-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 17.09.2021).

правоприменительной практики создают условия, когда законодательство еще не совершенно, а понятия, ставшие основой правового регулирования государственной гражданской службы, дублируются.

Современное развитие доктрины административного права Россий- >

ской Федерации в части исследования такого вопроса, как профессио- >

нальное развитие государственных гражданских служащих в Российской б

Федерации, в настоящее время претерпевает определенного рода стагна- о

цию, что характеризуется излишней формальностью реализации норма- к

тивных предписаний в данной части, а также отсутствием какой-либо >

эффективности профессионального развития как меры, направленной °

на улучшение качества реализации публичных полномочий. _

"О-о

Библиографический список м

Авакьян С. А. Конституционное право России : учеб. курс : в 2 т. М., 2007. о Т 1 в

±. ±. Q

Алехин А. П. Административное право России. М. : Зерцало, 2007. U

Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы : история, теория, s закон, практика. М., 2002. о

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. е М., 2009. и

Государственная служба в парламенте : отечественный и зарубежный е опыт / под ред. Е. В. Охотского. М. : РОССПЭН, 2002. и

Граждан В. Д. Государственная гражданская служба : учебник. 2-е изд., * перераб. и доп. М. : КНОРУС, 2007. 496 с. Н

Гребенкина Н. А. Правовой статус служащих, замещающих высшие вы- ° борные публичные и некоторые приравненные к ним должности в России (основные аргументы в пользу трудоправовых начал) : дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2004.

Гришковец А. А. Проблемы правового регулирования и организации государственной службы в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004.

Дякина И. А. Служебное право как комплексная отрасль права : авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д., 2007. 36 с.

Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. М., 2009. С. 353.

Комахин Б. Н. Единство методологических и административно-правовых основ развития профессиональной служебной деятельности // Административное право и процесс. 2014. № 2. С. 33—36

Миловидов О. Д. Проблемы терминологии в сравнительном правоведении. Смысловое наполнение терминов «Государственная служба» в российском праве и «Публичная служба» в странах англосаксонской правовой семьи // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2011. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-terminologii-v-sravnitelnom-pravovedenii-smyslovoe-napolnenie-terminovgosudarstvennaya-sluzhba-v-rossiyskom-prave-i

Оболонский А. В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы : Россия, США, Англия, Австралия. М. : Дело, 2002.

155

Овсянко Д. Н. Административно-правовые проблемы государственной службы в РФ : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998.

Рассохин А. В. Анализ моделей государственной гражданской службы в зарубежных странах // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-modeley-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhby-v-zarubezhnyh-stranah

Романовский Н. В. Методологические основы организации государственной службы // Теоретические проблемы государственного управления и государственной службы. М. : Изд-во РАГС, 1997. С. 107.

Старилов Ю. Н. Преодоление «избыточности» публичного администрирования — основная задача развития современного административного права // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2008. № 3 (39). С. 77-92.

Schedler K., Proeller I., editors. Cultural Aspects of Public Management Reform. Research in Public Policy Analysis and Management, Vol. 16. Oxford: Elsevier, 2007.

Hofstede G. Cultures Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions, and Organizations Across Nations, 2nd ed. Sage Publications, Thousand Oaks, CA, 2001.

References

Avakyan S. A. Constitutional Law of Russia: academic course: in 2 vols. M., 2007. T. 1.

Alekhin A. P. Administrative law of Russia. M.: Zerzalo, 2007.

Atamanchuk G. V. Essence of public service: history, theory, law, practice. M., 2002.

Baglai M. V. Constitutional Law of the Russian Federation: textbook. M., 2009.

State service in parliament: domestic and foreign experience/edited by E. V. Okhotsky. M.: Publishing House: ROSSPEN, 2002. см Grazhdan V. D. State Civil Service: textbook. 2nd ed., Redesign. and suppleO I ment. M.: KNORUS, 2007. 496 р.

-у t A

Grebenkina N. A. The legal status of employees replacing the highest elected public and some positions equated to them in Russia (the main arguments in о favor of labor law principles): dis.... Candidate lawyer. sciences. Perm, 2004.

Grishkovets A. A. Problems of legal regulation and organization of public

_service in the Russian Federation: dis.... Dr. Jurid. sciences. M., 2004.

156 DyakinaI. A. Service law as a complex branch of law: autoref. dis. ... Dr. Ju-rid. sciences. Rostov a/D., 2007. 36 р.

Kozlova E. I., Kutafin O. E. Constitutional Law of Russia: textbook. M., 2009. P. 353.

Komakhin B. N. Unity of methodological and administrative-legal foundations for the development of professional performance // Administrative law and process. 2014. № 2. P. 33-36.

Milovidov O. D. Problems of terminology in comparative law. Semantic content of the terms "State Service" in Russian law and "Public Service" in the countries of the Anglo-Saxon legal family//Bulletin RUDN. Series: Legal Sciences. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-terminologii-v-srav-nitelnom-pravovedenii-smyslovoe-napolnenie-terminovgosudarstvennaya-slu-zhba-v-rossiyskom-prave-i

Obolonsky A. V. Bureaucracy for the 21st century? Models of public service: Russia, USA, England, Australia. M.: Case, 2002.

Ovsyanko D. N. Administrative and legal problems of public service in the Russian Federation: dis. ... Dr. Jurid. sciences. M., 1998.

Rassokhin A. V. Analysis of models of the public civil service in foreign coun-tries//Electronic appendix to the Russian legal journal. 2013. № 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/analiz-modeley-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzh-by-v-zarubezhnyh-stranah

Romanovsky N. V. Methodological foundations of the organization of public service // Theoretical problems of public administration and public service. M.: Publishing House of RAGS, 1997. P. 107.

Starilov Yu. N. Overcoming the "redundancy" of public administration is the main task of developing modern administrative law // Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2008. № 3 (39). Р. 77-92.

Schedler K., Proeller I., editors. Cultural Aspects of Public Management Reform. Research in Public Policy Analysis and Management, Vol. 16. Oxford: Elsevier, 2007.

Hofstede G. Culture s Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions, and Organizations Across Nations, 2nd ed. Sage Publications, Thousand Oaks, CA, 2001.

Для цитирования:

Бродская В. А. О формировании теоретических основ государственной гражданской службы в Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 2 (49). С. 148-157. DOI: https://doi.org/10.17308/ law/1995-5502/2022/2/148-157

Recommended citation:

Brodskaya V. А. On the formation of the theoretical foundations of the state civil service in the Russian Federation // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 2 (49). Р. 148-157. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/2Z148-157

Всероссийский государственный университет юстиции (г. Москва)

Бродская В. А., аспирант кафедры конституционного и административного права

E-mail: viktoriya_barzig@mail.ru

All-Russian State University of Justice (Moscow)

Brodskaya V. A, Post-graduate Student

of the Constitutional and Administrative-

Law Department 157

E-mail: viktoriya_barzig@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.