Научная статья на тему 'Совершенствование правовых механизмов профессионального развития государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации'

Совершенствование правовых механизмов профессионального развития государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / ПРАВОВОЙ СУБИНСТИТУТ / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / ПРАВОВОЙ СУБМЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТ / LEGAL INSTITUTION / LEGAL SUB-INSTITUTION / LEGAL MECHANISM / LEGAL SUB-MECHANISM / CIVIL SERVICE / CIVIL SERVANT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CIVIL SERVANTS / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / STATE EDUCATIONAL CERTIFICATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиновьева Л. Г., Дергачев С. В.

Введение . В определяющей степени эффективность управления общественными делами зависит от качества кадров, осуществляющих такое управление. В полной мере это относится и к системе государственного управления, в которой сформирован и функционирует публичный, правовой, социальный институт государственной службы. Сформированные в последнее время правовые новеллы по обеспечению профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих требуют адекватных правовых механизмов их реализации на региональной гражданской службе. Рассматриваются некоторые практические аспекты формирования и внедрения правового механизма профессионального развития кадров на основе государственного образовательного сертификата на получение дополнительного профессионального образования гражданскими служащими субъекта Российской Федерации. Цель : показать некоторые концептуальные подходы к формированию правового механизма государственного образовательного сертификата на получение дополнительного профессионального образования гражданскими служащими субъекта Российской Федерации. Материалы и методы . Использованы материалы научных публикаций и социологических исследований, применялись методы социологического опроса, анализа документов, сравнения, а также системный подход к изучению проблемы. Результаты исследования, обсуждения. Уточнен понятийный аппарат, выделены правовые механизмы и субмеханизмы профессионального развития кадров государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации на основе государственного образовательного сертификата на получение дополнительного профессионального образования гражданскими служащими. Сделан вывод, что действенность рассмотренного правового механизма в определяющей степени зависит от правосознания и воли соответствующих субъектов регионального государственного управления. Заключение . Правовой механизм профессионального развития государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации является сложным социально-правовым феноменом, работоспособность которого требует внимательного отношения не только к сугубо «техническим» аспектам административно-правового регулирования, но и к формированию в системе региональной государственной гражданской службы уровня правовой культуры и правосознания кадров, адекватных поставленным целям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of legal mechanisms of professional development of civil servants of the subject of the Russian Federation

Introduction . To a certain extent, the effectiveness of public affairs management depends on the quality of the personnel involved in such management. This fully applies to the system of public administration in which the public, legal and social institution of public service has been formed and operates. Recent new laws to ensure the professionalism and competence of state civil servants require adequate legal mechanisms for their implementation in the regional civil service. Some practical aspects of the formation and implementation of the legal mechanism of personnel professional development based on the state educational certificate for additional professional education of civil servants of the Russian Federation are discussed. Purpose : to show some conceptual approaches to the formation of the legal mechanism of the state educational certificate for additional professional education for civil servants of the subject of the Russian Federation. Materials and methods. The article used the materials of scientific publications and sociological studies, the methods of sociological survey, analysis of documents, comparison, as well as a systematic approach to the study of the problem were applied. Results, discussion . The conceptual apparatus has been clarified, legal mechanisms and sub-mechanisms of professional development of civil service personnel in the subject of the Russian Federation on the basis of the state educational certificate of additional professional education for civil servants have been identified, it is concluded that the effectiveness of the considered legal mechanism to a certain extent depends on the legal awareness and the will of relevant subjects of the regional state administration. Conclusion . The legal mechanism for the professional development of state civil servants of the subjects of the Russian Federation is a complex socio-legal phenomenon, the performance of which requires careful attention not only to the purely “technical” aspects of administrative-legal regulation, but also to the formation in the system of regional state civil service of the level of legal culture and legal awareness of personnel adequate to the goals.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правовых механизмов профессионального развития государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации»

удк 35.08

doi: 10.30914/2072-6783-2019-5-3-282-288

Совершенствование правовых механизмов профессионального развития

государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации

1 2 Л. Г. Зиновьева , С. В. Дергачев

1 Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, г. Чебоксары 2 Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Введение. В определяющей степени эффективность управления общественными делами зависит от качества кадров, осуществляющих такое управление. В полной мере это относится и к системе государственного управления, в которой сформирован и функционирует публичный, правовой, социальный институт государственной службы. Сформированные в последнее время правовые новеллы по обеспечению профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих требуют адекватных правовых механизмов их реализации на региональной гражданской службе. Рассматриваются некоторые практические аспекты формирования и внедрения правового механизма профессионального развития кадров на основе государственного образовательного сертификата на получение дополнительного профессионального образования гражданскими служащими субъекта Российской Федерации. Цель: показать некоторые концептуальные подходы к формированию правового механизма государственного образовательного сертификата на получение дополнительного профессионального образования гражданскими служащими субъекта Российской Федерации. Материалы и методы. Использованы материалы научных публикаций и социологических исследований, применялись методы социологического опроса, анализа документов, сравнения, а также системный подход к изучению проблемы. Результаты исследования, обсуждения. Уточнен понятийный аппарат, выделены правовые механизмы и субмеханизмы профессионального развития кадров государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации на основе государственного образовательного сертификата на получение дополнительного профессионального образования гражданскими служащими. Сделан вывод, что действенность рассмотренного правового механизма в определяющей степени зависит от правосознания и воли соответствующих субъектов регионального государственного управления. Заключение. Правовой механизм профессионального развития государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации является сложным социально-правовым феноменом, работоспособность которого требует внимательного отношения не только к сугубо «техническим» аспектам административно-правового регулирования, но и к формированию в системе региональной государственной гражданской службы уровня правовой культуры и правосознания кадров, адекватных поставленным целям.

Ключевые слова: правовой институт, правовой субинститут, правовой механизм, правовой субмеханизм, государственная гражданская служба, государственный гражданский служащий, профессиональное развитие государственных гражданских служащих, дополнительное профессиональное образование, государственный образовательный сертификат.

Improvement of legal mechanisms of professional development

of civil servants of the subject of the Russian Federation L. G. Zinovieva1, S. V. Dergachev2

1 Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Cheboksary 2 Mari State University, Yoshkar-Ola

Introduction. To a certain extent, the effectiveness of public affairs management depends on the quality of the personnel involved in such management. This fully applies to the system of public administration in which the public, legal and social institution of public service has been formed and operates. Recent new laws to ensure the professionalism and competence of state civil servants require adequate legal mechanisms for their implementation in the regional civil service. Some practical aspects of the formation and implementation of the legal mechanism of personnel professional development based on the state educational certificate for additional professional education of civil servants of the Russian Federation are discussed. Purpose: to show some conceptual approaches to the formation of the legal mechanism of the state educational certificate for additional professional education for civil servants of the subject of the Russian Federation. Materials and methods. The article used the materials of scientific publications and sociological studies, the methods of sociological survey, analysis

of documents, comparison, as well as a systematic approach to the study of the problem were applied. Results, discussion. The conceptual apparatus has been clarified, legal mechanisms and sub-mechanisms of professional development of civil service personnel in the subject of the Russian Federation on the basis of the state educational certificate of additional professional education for civil servants have been identified, it is concluded that the effectiveness of the considered legal mechanism to a certain extent depends on the legal awareness and the will of relevant subjects of the regional state administration. Conclusion. The legal mechanism for the professional development of state civil servants of the subjects of the Russian Federation is a complex socio-legal phenomenon, the performance of which requires careful attention not only to the purely "technical" aspects of administrative-legal regulation, but also to the formation in the system of regional state civil service of the level of legal culture and legal awareness of personnel adequate to the goals.

Keywords: legal institution, legal sub-institution, legal mechanism, legal sub-mechanism, civil service, civil servant, professional development of civil servants, additional professional education, state educational certificate.

Известно, что в определяющей степени эффективность управления общественными делами зависит от качества кадров, осуществляющих такое управление. В полной мере это относится и к системе государственного управления, в которой сформирован и функционирует публичный, правовой, социальный институт государственной службы. В свое время известный российский юрист Г. В. Атаманчук высказался в том смысле, что государственное управление есть не что иное, как управление людьми, через людей, во имя и во благо людей [1]. Развитие российского социума подтвердило справедливость и концептуаль-ность такого подхода. На прямую зависимость эффективности государственного управления от кадрового состава государственных органов указал и Президент Российской Федерации, подчеркнув, что чиновники всех уровней должны быть заинтересованы в росте своей эффективности и быть жестко нацелены на получение конкретного результата1. К сожалению, в этом вопросе сохраняется разрыв между должным и сущим. Социологические замеры по-прежнему фиксируют несоответствие уровня профессионализма государственных гражданских служащих (далее -гражданские служащие) амбициозности и сложности поставленных национальных целей. Например, социологический опрос, проведенный в субъектах Российской Федерации в августе 2018 г. учеными Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, показал, что почти 87 % опрошенных

1 Послание Президента России Путина В.В. Федеральному собранию Российской Федерации 1 марта 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 24.05.2019).

в настоящее время считаютактуальной проблему эффективности профессиональной деятельности гражданских служащих. Однако только 65 % респондентов указали на соответствие уровня их профессионального образования содержанию выполняемых ими функций, а 27,8 % из числа опрошенных указали еще на недостаточный общий культурный уровень этой категории кадров государственного управления2. Одним из направлений устранения указанного несоответствия в настоящее время является внедрение на отечественной государственной гражданской службе (далее, -гражданская служба) субинститута непрерывного профессионального развития кадров.

Как известно, в июле 2017 года в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» появились правовые нормы, оформляющие профессиональное развитие гражданских служащих в самостоятельный правовой субинститут. В частности, в статье 62 названного Федерального закона определено, что профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию. Также установлено, что профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется

2 Информационная записка о результатах социологического опроса по проблеме влияния социальных факторов на эффективность работы государственных гражданских служащих. Руководитель социологического исследования -д-р социол. наук, профессор Магомедов К.О. Август 2018 г. URL: igsu@ranepa.ru (дата обращения: 31.05.2019).

в течение всего периода прохождения им гражданской службы1.

Ранее, с социально-управленческих позиций нами было предложено рассматривать профессиональное развитие гражданских служащих как системно-организованный и управляемый, вариативный, индивидуально-творческий процесс приобретения, адаптации и реализации в служебной деятельности профессионально значимых качеств и способностей кадров, а также знаний, умений и навыков, получаемых ими в специализированных учреждениях профессионального образования. При этом также предполагалось использование технологий обучения персонала в государственных органах и технологии самообразования [4, с. 152]. Полагаем, что для целей настоящей статьи такой подход сохраняет свою актуальность, поскольку полностью коррелируется с Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 68 (далее - Указ № 68)2. В данном нормативном правовом акте указывается, что профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется на системной основе и заключается в приобретении им новых знаний и умений, развитии его профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, т. е. этот феномен имеет характер непрерывного процесса. На этот аспект системности профессионального развития кадров государственной службы, требующий адекватного правового регулирования, обращает внимание и Д. И. Ковтков [7].

Вместе с тем известно, что результат любого управленческого действия (процесса) определяется теми механизмами, которые используются для его достижения. Поскольку в контексте названия данной статьи государственная служба рас-

1 Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.08.2004, № 31, ст. 3215. СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.06.2019 г.).

2 Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 25.02.2019, № 8, ст. 765. СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.06.2019 г.).

сматривается нами в первую очередь как публичный правовой институт, то и соответствующие институциональные и субинституциональные механизмы должны иметь правовой характер, обеспечивающий легитимность их использования в публичной сфере. Как представляется, понятие правового механизма применительно к институту российской государственной гражданской службы можно раскрывать с позиций двух методологических подходов. Первый подход обусловлен традиционным пониманием этого феномена, близким по смыслу к определению механизма правового регулирования, как системы (совокупности) правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на государственно-публичные общественные отношения. К структуре такого рода механизма традиционно относим правовые нормы, правовой статус юридических и физических лиц, а также юридические факты, с которыми законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений, правовые гарантии и формы юридической ответственности, правосознание, правовые установки и мотивы и тому подобное. В рамках второго подхода понятие правового механизма представляется многокомпонентным и структурным, выходящим за рамки лишь механического создания правовых норм (возможно, весьма значимых). Например, в юридической литературе отмечается, что в правовом механизме следует обязательно выделять также субъекты правовых отношений, их стремление к правосознанию и волеизъявлению [2]. И хотя мы полностью солидарны с такой позицией, для целей настоящей статьи все же будет использоваться традиционный подход.

Возвращаясь к субинституту профессионального развития гражданских служащих, отметим, что на основании нормативных положений Указа № 68 нами выделены следующие правовые механизмы, обеспечивающие достижение целей профессионального развития кадров государственной службы:

- государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих;

- государственное задание на оказание образовательными организациями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской

Федерации и (или) отдельные государственные органы, государственных услуг по реализации дополнительных профессиональных программ по приоритетным направлениям профессионального развития государственных гражданских служащих;

- государственный образовательный сертификат на дополнительное профессиональное образование;

- мероприятия профессионального развития, организуемые каждым государственным органом самостоятельно;

- самостоятельное изучение гражданскими служащими образовательных материалов, которые размещены на едином специализированном информационном ресурсе, а также в иных информационных системах;

- получение гражданским служащим дополнительного профессионального образования по собственной инициативе.

Следует отметить, что некоторые из приведенных механизмов получили правовое оформление ранее принятыми нормативными правовыми актами, например, Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации» и прошли многолетнюю апробацию практикой гражданской службы, в том числе и в субъектах Российской Федерации [3; 4; 8]. Однако в ходе уже упомянутого выше социологического опроса только 65,5 % респондентов посчитали, что действовавшие на тот момент времени правовые механизмы эффективно обеспечивали интересы и потребности гражданских служащих в социально-профессиональном развитии. В этом контексте Указ № 68 и принятые в его исполнение документы Правительства России дают, по нашему мнению, добротную правовую основу, позволяющую совершенствовать уже сформированные и развивать новые правовые механизмы в области гражданской службы.

С этой точки зрения обратим внимание на еще только формирующийся и во многом инновационный механизм профессионального развития гражданских служащих на основе государственного образовательного сертификата. Правовой основой для его «запуска» является постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 г. № 619 «О государственном образователь-

ном сертификате на дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего Российской Федерации». Как указывается в положении, утвержденном названным постановлением Правительства, образовательный сертификат - именной документ, подтверждающий право гражданского служащего на получение дополнительного профессионального образования (прохождение профессиональной переподготовки или повышения квалификации) по дополнительной профессиональной программе, реализуемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность и включенной в реестр исполнителей государственной услуги по реализации дополнительных профессиональных программ для государственных гражданских служащих Российской Федерации на основании образовательных сертификатов. Не трудно заметить, что уже в определении сущности этого механизма появляется условие, требующее дополнительного правового регулирования - порядок формирования и ведения реестра исполнителей государственной услуги по реализации дополнительных профессиональных программ для гражданских служащих на основании образовательных сертификатов. Поясним, что Большой юридический словарь трактует слово сертификат (от лат. certified - удостоверяю) как письменное свидетельство, удостоверяющее определенный факт1. Отсюда сертификация - получение сертификата. А в контексте рассматриваемого постановления Правительства России еще и его реализация через получение определенного вида дополнительного профессионального образования. Это замечание имеет принципиальный характер, поскольку получить дополнительное профессиональное образование гражданский служащий сможет только в образовательной организации, соответствующей комплексу определенных требований, а главное -включенную в специальный реестр. В целом же по тексту приведенного постановления мы определили более 15 конкретных позиций требующих дополнительного правового регулирования. Причем субъекты правотворчества здесь распределяются по четырем основным уровням:

1) общефедеральный уровень (например, порядок формирования и передачи государственным

1 Большой юридический словарь / [В.А. Белов и др.]; под ред.: А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2003. С. 555. URL: https://search.rsl.ru (дата обращения: 04.09.2019 г.).

гражданским служащим государственных образовательных сертификатов на дополнительное профессиональное образование (дубликатов) на бумажном носителе и др.);

2) уровень субъекта Российской Федерации (например, порядок организации и финансирования обучения гражданских служащих субъектов Российской Федерации на основании образовательных сертификатов на очередной год и др.);

3) уровень конкретного государственного органа (например, определение уполномоченного сотрудника кадровой службы государственного органа, которому обеспечивается доступ к соответствующим сервисам государственных информационных систем в области гражданской службы субъектов Российской Федерации, его права, обязанности, ответственность);

4) уровень образовательной организации, осуществляющей обучение гражданских служащих на основании образовательных сертификатов (например, определение уполномоченного на заполнение образовательных сертификатов представителя образовательной организации, его права, обязанности, ответственность).

В одной из публикаций, посвященной проблемам правового регулирования в кадровой сфере, нами была допущена возможность рассмотрения правового механизма как системы, имеющей в своей структуре в качестве элементов более частные правовые механизмы, обеспечивающие работоспособность основного (базового) механизма. Мы их определили как субмеханизмы правового регулирования какого-либо явления или процесса [5]. Именно в своей совокупности, основываясь на правовых нормах, обеспечивая взаимосвязь и непротиворечивость, субмеханизмы образуют соответствующий правовой механизм. Полагаем, что такой подход уместен и при рассмотрении государственного образовательного сертификата как правового механизма профессионального развития гражданских служащих. С этих позиций, исходя из анализа требований Указа № 68 и вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 г. № 619, можно указать на необходимость формирования следующих правовых субмеханизмов государственного образовательного сертификата в субъекте Российской Федерации:

1) правил предоставления из регионального бюджета грантов в форме субсидий организациям, осуществляющим образовательную деятель-

ность, в целях возмещения затрат, связанных с обучением региональных гражданских служащих на основании государственных образовательных сертификатов, с учетом требований, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 г. № 620;

2) порядка формирования и передачи гражданским служащим государственных образовательных сертификатов на дополнительное профессиональное образование (дубликатов) на бумажном носителе;

3) порядка представления гражданскими служащими полученных образовательных сертификатов в соответствующие образовательные организации;

4) порядка формирования и утверждения показателей дополнительного профессионального образования гражданских служащих соответствующего субъекта Российской Федерации;

5) порядка организации и финансирования обучения гражданских служащих субъекта Российской Федерации на основании образовательных сертификатов на очередной год;

6) порядка направления на обучение гражданского служащего на основании образовательного сертификата по рекомендации непосредственного руководителя или в инициативном порядке;

7) порядка формирования и ведения Реестра образовательных организаций в государственных информационных системах в области гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации;

8) порядка взаимодействия уполномоченного органа субъекта Федерации с образовательными организациями в ходе формирования и ведения реестра образовательных организаций;

9) порядка обеспечения доступа уполномоченного органа, уполномоченных должностных лиц и гражданских служащих к соответствующим сервисам государственной информационной системы в области гражданской службы субъекта Российской Федерации;

10) перечень приоритетных направлений профессионального развития гражданских служащих соответствующего субъекта Российской Федерации.

Рамки настоящей статьи не позволяют более детально рассмотреть содержательную сущность каждого из перечисленных субмеханизмов, поэтому оставим этот вопрос для последующего обсуждения. В заключение, однако, отметим, что во многом работоспособность и действенность

рассмотренного правового механизма как раз и будет зависеть от правосознания и воли соответствующих субъектов. На имеющиеся здесь проблемы совершенно обоснованно обращают внимание некоторые региональные исследователи [3; 6].

Таким образом, правовой механизм профессионального развития государственных гражданских служащих субъекта Российской Феде-

Литература

рации является сложным социально-правовым феноменом, работоспособность которого требует внимательного отношения не только к сугубо «техническим» аспектам административно-правового регулирования, но и к формированию в системе региональной государственной гражданской службы, адекватного поставленным целям, уровня правовой культуры и правосознания кадров.

1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: монография. М. : Изд-во РАГС, 2002. 272 с.

2. Берг Л.Н. Генезис теоретических представлений о правовом воздействии в отечественном правоведении // История государства и права. 2014. № 20. С. 27-32. СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.08.2019).

3. Богдан Н.Н., Бушуева И.П. Управление непрерывным профессиональным развитием государственных гражданских служащих (региональный аспект): моногр. / РАНХиГС, Сиб.ин-т упр. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. 227 с. URL: siu.ranepa.ru (дата обращения: 19.08.2019).

4. Дергачев С.В. О некоторых региональных аспектах технологизации профессионального развития государственных гражданских служащих // Власть. 2015. № 4. С. 152-155. URL: isras.ru (дата обращения: 11.06.2019).

5. Дергачев С.В., Пономаренко Б.Т. Совершенствование профессионального развития государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации // Этносоциум. 2018. № 10. С. 114-119. URL: etnosocium.ru (дата обращения: 11.08.2019).

6. Иванова С.А. Взаимодействие Уральского государственного юридического университета с государственными органами и органами местного самоуправления: опыт, некоторые проблемы и пути их решения // Российский юридический журнал. 2017. № 1. С. 174-188. СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.04.2019).

7. Ковтков Д.И. Правовое регулирование дополнительного профессионального образования гражданских служащих // Журнал российского права. 2018. № 11. С. 112-120. URL: izak.ru (дата обращения: 07.05.2019).

8. Малеванова Ю.В. Система профессионального развития государственных гражданских служащих: современное состояние и пути совершенствования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 11. С. 53-60. СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.09.2019).

References

1. Atamanchuk G.V. Sushchnost' gosudarstvennoi sluzhby: istoriya, teoriya, zakon, praktika: monografiya [The essence of public service: history, theory, law, practice: monograph]. Moscow, RAGS Publ., 2002, 272 p.

2. Berg L.N. Genezis teoreticheskikh predstavlenii o pravovom vozdeistvii v otechestvennom pravovedenii [Genesis of theoretical ideas about legal influence in Russian legal science]. Istoriya gosudarstva i prava = History of State and Law, 2014, no. 20, pp. 27-32. SPS «Konsul'tant Plyus» (accessed 03.08.2019).

3. Bogdan N.N., Bushueva I.P. Upravlenie nepreryvnym professional'nym razvitiem gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhash-chikh (regional'nyi aspekt): monogr. [Management of continuous professional development of civil servants (regional aspect): monograph]. RANEPA, Siberian Institute of Management, Novosibirsk, SibACS Publ., 2014, 227 p. Available at: siu.ranepa.ru (accessed 19.08.2019).

4. Dergachev S.V. O nekotorykh regional'nykh aspektakh tekhnologizatsii professional'nogo razvitiya gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh [About some regional aspects of the technologization of professional development of civil servants]. Vlast' = Power, 2015, no. 4, pp. 152-155. URL: isras.ru (accessed 11.06.2019).

5. Dergachev S.V., Ponomarenko B.T. Sovershenstvovanie professional'nogo razvitiya gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh sub"ekta Rossiiskoi Federatsii [Improving the professional development of state civil servants of the subject of the Russian Federation]. Etnosotsium = Ethnosocium, 2018, no. 10, pp. 114-119. URL: etnosocium.ru (accessed 11.08.2019).

6. Ivanova S.A. Vzaimodeistvie Ural'skogo gosudarstvennogo yuridicheskogo universiteta s gosudarstvennymi organami i organami mestnogo samoupravleniya: opyt, nekotorye problemy i puti ikh resheniya [Cooperation between the Ural State Law University and the state and local authorities: experience, some challenges, and ways to resolve them]. Rossiiskii yuridicheskii zhurnal = Russian Judicial Journal, 2017, no. 1, pp. 174-188. SPS «Konsul'tant Plyus» (accessed 11.04.2019).

7. Kovtkov D.I. Pravovoe regulirovanie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya grazhdanskikh sluzhashchikh [Legal regulation of additional professional education of civil servants]. Zhurnal rossiiskogoprava = Journal of Russian Law, 2018, no. 11, pp. 112-120. URL: izak.ru (accessed 07.05.2019).

8. Malevanova Yu.V. Sistema professional'nogo razvitiya gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh: sovremennoe sostoyanie i puti sovershenstvovaniya [The system of professional development of civil servants: the current state and ways of improvement]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika = Laws of Russia: experience, analysis, practice, 2018, no. 11, pp. 53-60. SPS «Konsul'tant Plyus» (accessed 02.09.2019).

Статья поступила в редакцию 22.07.2019 г.; принята к публикации 30.08.2019 г.

Submitted22.07.2019; revised3008.2019.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Зиновьева Л.Г., Дергачев С.В. Совершенствование правовых механизмов профессионального развития государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 3. С. 282-288. DOI: 10.30914/24113522-2019-5-3-282-288

Об авторах

Зиновьева Лариса Геннадьевна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, larisa-zin-cheb@mail.ru

Дергачев Сергей Валентинович

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общеправовых дисциплин, Марийский государственный университет; Заслуженный работник государственной службы Республики Марий Эл, действительный государственный советник Республики Марий Эл 2 класса, г. Йошкар-Ола, dergachev_sv@mail. гы

Citation for an article:

Zinovieva L.G., Dergachev S.V. Improvement of legal mechanisms of professional development of civil servants of the subject of the Russian Federation. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 3, pp. 282-288. DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-3-282-288 (In Russ.).

About the authors Larisa G. Zinovieva

Ph. D. (Law), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, I. N. Ulyanov Chuvash State University., Cheboksary, larisa-zin-cheb @mail.ru

Sergey V. Dergachev

Ph. D. (Sociology), Associate Professor, Associate Professor of the Department of General Legal Disciplines, Mari State University; Honored Worker of Civil Service of the Republic of Mari El, Actual State Counsellor of the Republic of Mari El of the 2nd class, Yoshkar-Ola, dergachev_sv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.