Психология
УДК: 159.9
кандидат философских наук, доцент Ложкарев Александр Игоревич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (г. Екатеринбург); кандидат психологических наук Газизова Юлия Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (г. Екатеринбург); кандидат психологических наук, доцент Демченко Ольга Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (г. Екатеринбург)
О ФОРМИРОВАНИИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье представлены эмпирические данные исследования по формированию смысложизненных ориентаций курсантов МЧС России в контексте их профессиональной социализации.
Показано, что смысложизненные ориентации курсантов формируются на протяжении всего учебного процесса, а их содержание имеет ярко выраженную профессиональную направленность.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, профессиональная социализация, курсанты МЧС России.
Annotation. The article presents the empirical data of a study to study the formation of life-meaning orientations of cadets from the EMERCOM of Russia in the context of their professional socialization.
It is shown that life-sense orientations of cadets are formed throughout the entire learning process, and their content itself has a pronounced professional orientation.
Keywords: life meaningful orientation, professional socialization, cadets EMERCOM of Russia.
Введение. Являясь устоявшимся и достаточно автономным институтом общества, МЧС России способно оказывать серьезное влияние на служащих в его рядах, корректируя, а зачастую и формируя их субъективный мир, определяя ведущие жизненные ориентации в процессе профессиональной социализации. В этом контексте особое значение придается подготовке будущих специалистов МЧС, во многом определяющих облик важнейшей государственной структуры на ближайшие десятилетия, как в профессиональном, так и в социальном аспектах.
Изложение основного материала статьи. Анализ проблемы формирования смысложизненных ориентаций курсантов МЧС России в контексте их профессиональной социализации неизбежно вызывает необходимость обращения к содержанию таких категорий, как «социализация» и «смысложизненные ориентации» личности.
Что касается первой категории, то лучше всего в содержательном плане, на наш взгляд, ее раскрывает определение, предложенное английскими исследователями Н. Аверкомби, С. Хилл, Б.С. Тернер: «социализация - термин, используемый для описания процесса, в ходе которого люди обучаются соблюдению социальных норм, процесса, делающего возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению» [2, с. 242].
Иными словами, социализация в широком смысле этого слова - процесс вхождения в общество, становления человека как личности, приобретения гражданских качеств и навыков социального поведения.
Что касается профессиональной социализации, то это понятие более узкое, включающее процесс развития и самореализации личности в процессе усвоения и воспроизводства профессиональной культуры, которая, в свою очередь, представлена усвоением знаний, умений, профессиональной деятельности, творческим отношением к ним, совокупностью норм поведения и отношений, определенной системой ценностей, соответствующей цели и смыслу профессии.
Категория «смысл жизни», определяемая в контексте гуманитарного знания как мировоззренческая система, интерпретирует нравственные нормы, присущие этой системе, показывает, для чего необходимы действия, предписанные этими нормами.
Обращает на себя внимание подход В. Е. Чудновского, согласно которому смысл жизни следует рассматривать как «идею, содержащую цель человеческой жизни, присвоенную им и ставшую для него ценностью чрезвычайно высокого порядка...» [7].
По мнению известного русского философа И. А. Ильина, обретение смысла жизни «есть извлечение себя из потока обыденной банальности, укрепление себя до победы над ней» [5].
Таким образом, смысл жизни - это высшая цель или главная идея, избранная человеком, которой он готов посвятить свою жизнь, отдаться ей до конца. Эта идея (осознанный выбор высшей жизненной ценности) формируется в процессе развития личности под влиянием многих факторов, среди которых выделяются как индивидуально-личностные, так и социально обусловленные [1]. Такая идея-цель в профессиональной деятельности сотрудников МЧС будет заключаться в сохранении жизни и здоровья людей, в оказании помощи человеку, попавшему в беду, в трудные, часто смертельные обстоятельства.
В свою очередь, сама идея смысла жизни является основой для формирования смысложизненных ориентаций, подчиненных мотивационным установкам в смысловой сфере личности. Именно смысложизненные ориентации задают направление, в котором происходит развитие «я» в направлении поиска смысла жизни как вершины человеческого существования. Социально-политический потенциал социальных групп, по справедливому замечанию П.Ю. Тазова, немыслим без ценностей и установок [6].
Несомненно, то, что смысложизненные ориентации не ограничиваются одной, по крайней мере, очень важной идеей, жизненной целью, а представляют собой структурную иерархию «больших» и «малых» целей и ценностей [8].
Тем не менее, все они, как бы, являются логическим продолжением и реализацией главной, основополагающей цели. К таким ориентациям сотрудников МЧС России можно отнести такие, как готовность к самопожертвованию ради спасения людей, милосердие и гуманность, проявление чуткости к человеческим бедам и проблемам, терпимость к взглядам и мнениям окружающих, умение понять и простить поведение людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и потерявших близких. В свою очередь, такого рода ориентация сотрудников дополняется стремлением сформировать такие качества, как патриотизм, верность долгу, партнерство, взаимопомощь, мужество, самоотверженность, щедрость, профессионализм, коллективизм и особый командный дух корпоративной культуры МЧС России, которые сами по себе также являются смысложизненными ориентациями.
По словам Л.Х. Газгиреевой, «...ценны не чин и пост сами по себе, а достоинство человека, определяемое, прежде всего, его нравственным, а значит духовным развитием, профессионализмом и мастерством, знанием основ и тонкостей его общественно значимого дела» [6].
Итак, овладение базовой системой ценностей и стандартов профессионального сообщества, предполагает, во-первых, определение этих ценностей, а, во-вторых, определение и формирование системы их усвоения и закрепления в процессе профессиональной социализации.
Таким образом, профессиональная социализация сотрудника МЧС России, рассматриваемая как двусторонний процесс, включает в себя не только усвоение социально-профессионального опыта, норм и ролей, навыков и умений в процессе взаимодействия в системе социальных отношений, но и предполагает активное и творческое включение в профессиональную среду. Личностный аспект профессиональной социализации предполагает развитие адаптивно-интегративных характеристик в процессе постепенного и последовательного усвоения субъектом ценностных ориентаций, профессиональных компетенций, установок.
Необходимо акцентировать внимание на том, что значительная роль в этом принадлежит образовательному процессу, поскольку именно благодаря ему закладывается фундамент для дальнейшего эффективного включения специалиста в профессиональную деятельность, и для формирования, и в дальнейшем для поддержания на протяжении всей жизни необходимого уровня профессиональной мобильности.
В этом контексте необходимо отметить важные изменения в системе жизненных ориентаций будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки. Систематическое погружение в образовательный процесс с использованием различных его технологий и форм обучения, формальная и неформальная иерархия агентов, воспроизводящих и трансформирующих образовательные и профессиональные ценности, способствуют трансформации мотивационно-смысловой сферы (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, О.Ю. Демченко, Ю.С. Газизова, В.И. Долгова, В.Э. Чудновский и др.). В процессе профессиональной подготовки формируется интерес к выбранной профессиональной карьере, углубляется осознание мотивов выбора профессии, конкретизируется система представлений о содержании и результатах служебной деятельности, формируются жизненные стратегии, профессиональные притязания, профессиональные планы интегрируются в единую и детализированную «картину мира» (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Т.В. Дмитриенко, О.Ю. Демченко, Ю.С. Газизова, Е.В. Васильева и др.).
Учитывая специфику обучения в образовательных учреждениях МЧС России необходимо обратить внимание на особенности формирования смысложизненных ориентаций.
С целью изучения особенностей формирования смысложизненных ориентаций курсантов МЧС России в процессе профессиональной социализации нами проведено исследование с привлечением 50 курсантов факультета техносферной безопасности ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России. Исследование носило лонгитюдный характер и включало следующие этапы:
1. Анализ социопсихологических факторов профессиональной социализации курсантов в образовательном процессе и особенности формирования их смысложизненных ориентаций на этапе обучения.
2. Изучение СЖО курсантов и динамики их формирования в процессе включения в профессионально -ориентированную среду на этапе обучения. Экспериментальное исследование предполагало использование следующих методик: семантический дифференциал (Ч. Осгуд), опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), личностный опросник определения индивидуальных проявлений самоактуализации (Э. Шостром), опросник для измерения результирующей тенденции мотивации достижения (А. Мехрабиан), методика определения уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, С.А. Галыкина, А.М. Эткинд).
Обратимся к анализу социопсихологических факторов профессиональной социализации курсантов, к числу которых можно отнести:
1. Высокую общественную значимость деятельности сотрудников МЧС, ее особый статус в ряду иных видов государственной деятельности, что способствует формированию чувства гордости и ответственности у курсантов за избранную профессию, оказывает влияние на их гражданское становление.
2. Всестороннее включение курсантов в специализированную практико-ориентированную образовательную и воспитательную среду, предполагающее непрерывное и целенаправленное психолого-педагогическое и воспитательное воздействие. Следует отметить, что в рамках реализации программ профессионального обучения в системе учебных заведений МЧС имеет место последовательная интеграция в образовательный процесс не только учебно-воспитательной деятельности, но и специфических практико-ориентированных направлений служебно-боевой и общественной деятельности. При этом каждый курсант образовательного учреждения МЧС России является не только субъектом учебно-воспитательного процесса, но и выполняет функции сотрудника МЧС России, поскольку при поступлении в учебное заведение принимает Присягу, в соответствии с которой, наделяется соответствующим статусом и полномочиями.
3. Строго регламентированный характер деятельности курсантов, т.к. она определяется уставами, приказами, наставлениями, инструкциями и другими руководящими документами МЧС России. Регламентированный характер имеют план типовой недели, распорядок дня, критерии оценки, формы регуляции и стимулирования деятельности.
4. Реализацию отношений к курсантской среде по принципу единоначалия, координации и субординации. Служебно-боевой характер отношений проявляется в делении всех сотрудников на начальников и подчиненных, старших и младших, соблюдении строгой иерархии непосредственных и вышестоящих начальников, в четком определении их прав и обязанностей, присвоении начальникам права приказывать и обязанности подчиненных точно и беспрекословно исполнять приказы [3].
В связи с этим, высокие требования предъявляются к уровню организованности коллективов учебных групп, дисциплинированности, стабильности, подготовленности, устойчивости в опасных и напряженных ситуациях [4].
5. Специфику быта. Бытовые условия жизни курсантов имеют свои особенности: казарменное положение на начальных этапах обучения; коллективы учебных групп очного отделения - преимущественно однополые, в основном состоят из мужчин, однако имеют место и женские группы; весь период обучения и дальнейшего прохождения службы курсанты (служащие) находятся на полном государственном обеспечении, включающем унифицированное продовольственное, вещевое и финансовое довольствие.
6. Специфическую систему межличностных отношений в курсантских коллективах, способствующих формированию высокой сплоченности и взаимопомощи, взаимной ответственности, чувства коллективизма, и ценностно - ориентационного единства.
Выше обозначенные факторы, влияющие на профессиональную социализацию курсантов в процессе обучения, оказывают существенное влияние на формирование организованной системы активности субъектов образовательного процесса, направленной на достижение значимых целей по подготовке и овладению выбранной специальностью, развитию профессионально-важных качеств курсантов и формированию их смысложизненных ориентаций.
С целью изучения смысложизненных ориентаций и динамики их формирования в процессе включения курсантов в профессионально - ориентированную среду на этапе обучения в качестве адекватного диагностического инструмента для оценки степени осознанности жизни респондентов мы использовали тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (далее СЖО). Далее для оценки содержательной наполненности выявленных смысложизненных ориентаций полученные нами результаты в совокупности с первичными показателями других вышеупомянутых методик были подвергнуты процедуре корреляционного анализа.
Анализ данных по методике СЖО показал, что наиболее выраженными у обучающихся являются показатели по следующим шкалам: управляемость жизнью (49%), локус контроля - Я (44,2%), результативность жизни (4,6%).
В ходе анализа нами также установлена определенная динамика в формировании смысложизненных ориентаций в процессе обучения. Так, с начала и до середины обучения курсантов прослеживается тенденция к увеличению корреляционных связей с основными параметрами методики СЖО: на первом курсе выявлено 109 связей, на втором - 138 связей, к третьему курсу количество связей увеличилось до 260. По-видимому, в данный период имеет место последовательная дифференциация ценностно-смысловых представлений курсантов. Далее к старшим курсам количество корреляционных связей с основными параметрами методики СЖО снижается: на 4 курсе выявлено 183 связи. Обозначенная тенденция, по нашему мнению, указывает на упорядочивание и постепенную стабилизацию содержательной наполненности смысложизненных ориентаций старшекурсников.
На первом курсе курсанты в большей степени ориентированы на осмысление своей жизни (55%), управление ею (53%), оценку ее результатов (49%) и самоконтроль (49%). Так выше представленные переменные имеют значимые корреляционные связи «локус контроля - жизнь» - «синкритичность» (г=0,63); «локус Я» - «ценность самоактуализации» (г=0,б1); «осмысление своей жизни» - «ценность самоактуализации» (г=0,57), «локус Я» - «поддержка» (г=0,52); «локус контроля - жизнь» - «ценность самоактуализации» (г=0,50); «локус контроля - жизнь» - «Каким я был? умный» (г=0,47); «осмысление своей жизни» - «мотивация достижения» (г=0,45); «осмысление своей жизни» - «Каким я был? умный» (г=0,45). Представленные связи свидетельствуют о целостном восприятии мира и людей курсантами 1 курса, их желании проявить себя, стремлении руководствоваться собственными целями, убеждениями и принципами, возможность контролировать свою жизнь через призму прошлого опыта.
Ко второму курсу показатели смысложизненных ориентаций курсантов по всем шкалам значительно снижаются, при этом на первый план выходит локус контроля жизни (46%). По-видимому, снижение показателей обусловлено активным включением курсантов в процесс адаптации к усложняющимся требованиям, сопряженным с жесткой регламентацией учебной, служебной деятельности, распорядка дня, при этом исключается возможность свободного принятия решений, их реализации и контроля. Необходимо указать, что снижение показателей СЖО наблюдается при одновременном увеличении количества корреляционных связей с переменными, характеризующими содержательную наполненность смысложизненных ориентаций курсантов. Однако большинство из выявленных связей имеют невысокие нагрузки (122 из 138 выявленных). Интересно проанализировать обнаруженные значимые корреляционные зависимости шкалы «локус контроля - жизнь» с переменными «ценность самоактуализации» (г=0,55), «мотивация достижения» (г=0,55), «представление о себе «Я-курсант»: умный» (г=0,45). На наш взгляд, данные связи доказывают ориентацию курсантов на освоение своей первостепенной роли, стремление в эффективной адаптации к ней.
К третьему курсу наблюдается постепенное увеличение показателей СЖО (за исключением управляемости курсантами жизнью): осмысленность жизни - увеличилась на 7% (по сравнению со вторым курсом), интерес к жизни и ее эмоциональная насыщенность - на 9%, удовлетворенность самореализацией -на 7%, цели в жизни - на 11%, локус контроля - на 3%. Одновременно с данной тенденцией обнаруживается активный рост корреляционных связей ведущих показателей СЖО с другими переменными. Что доказывает успешное завершение адаптационной фазы этапа обучения. Обратимся к анализу выявленных корреляционных связей: «цели в жизни» - «мотивация достижения» (г=0,67), «интернальность в области межличностных отношений» (г=0,52), «высокий субъективный контроль над значимыми ситуациями» (г=0,50), «представление о себе «Я-курсант»: смелый» (г=0,50), «ориентация на общественное благо» (г=0,48); «процесс жизни» - «мотивация достижения» (г=0,68), «представление о себе «Я-курсант»: мужественный» (г=0,50), «результативность жизни» - «Каким я был? счастливый» (г=0,55); «высокий субъективный контроль над значимыми ситуациями» (г=0,54), «мотивация достижения» (г=0,53), «Каким я был? смелый» (г=0,52);
«самоуважение» (r=0,52), «Я-курсант»: смелый» (r=0,51), «Я-курсант»: мужественный» (r=0,50), «Я-курсант»: счастливый» (r=0,50), «осмысленность жизни» - «мотивация достижения» (r=0,69), «Я-курсант»: мужественный» (r=0,61), «Я-курсант»: смелый» (r=0,55), «высокий субъективный контроль над значимыми ситуациями» (r=0,54), «самоуважение» (r=0,52), «внутренняя поддержка» (r=0,50), «глобальное самоотношение» (r=0,50). Наличие данных связей, на наш взгляд, демонстрирует устойчивую тенденцию к формированию у курсантов социально значимой ценностно-смысловой доминанты в профессиональных ориентациях, доказывает осознание ими своего предназначения и готовность к дальнейшему личностному и профессиональному совершенствованию.
На четвертом курсе наблюдается увеличение показателей результативности жизни (46%), процесса жизни (44%), управляемости жизнью (40%), при этом снижаются остальные показатели: осмысленность жизни (32%), цели в жизни (26%), локус контроля Я (38%). Наряду с данной тенденцией наблюдается снижение количества корреляционных связей, характеризующее тенденцию к упорядочиванию и постепенную стабилизацию содержательной наполненности СЖО у старшекурсников. При этом достаточно выраженными являются следующие связи: «результативность жизни» - «Я как специалист: смелый» (r=0,59) «Я как специалист: полезный» (r=0,59) «Я-курсант»: благородный» (r=0,55), «Я-курсант»: организованный», (r=0,54), «мотивация достижения» (r=0,54), «Каким бы я хотел быть? мужественный» (r=0,50), «самоуважение» (r=0,50); «процесс жизни» - «Я как специалист: полезный» (r=0,59), «мотивация достижения» (r=0,54), «Я как специалист: значимый» (r=0,52) «Я как специалист: аккуратный» (r=0,50), «ориентация на общественное благо» (r=0,50); «управляемость жизнью» - «Я-курсант»: полезный» (r=0,52), «Я-курсант»: достойный» (r=0,50), «Я как специалист: организованный» (r=0,50), «трудолюбие» (r=0,50), «дисциплинированность (r=0,50), «Я как специалист: полезный» (r=0,50), «Я как специалист: надежный» (r=0,48). Таким образом, для курсантов четвертого курса характерно формирование профессиональной идентичности, осмысление общественно-полезных мотивов и профессионально-важных качеств, необходимых для профессиональной деятельности, выявление механизмов для построения эффективных компинг стратегий настоящего и будущего.
Выводы. Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что смысложизненные ориентации курсантов формируются на протяжении всего процесса обучения, являясь важнейшим условием их профессиональной социализации, а само их содержание имеет ярко выраженную профессиональную ориентацию, способствующую осознанию обучающимися своего предназначения и необходимости дальнейшего личностного и профессионального совершенствования. К завершению обучения у курсантов начинает формироваться профессиональная идентичность, происходит осмысление внутренних мотивов профессиональной деятельности и осознание необходимых для ее осуществления значимых личностных качеств.
Литература:
1. Абакумова И.В., Рядинская Е.Н. Ценностно-смысловые установки как фактор социальной интеграции личности в условиях вооруженного конфликта // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-ustanovki-kak-faktor-sotsialnoy-integratsii-lichnosti-v-usloviyah-vooruzhennogo-konflikta (дата обращения: 18.07.2019).
2. Ващилин Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - №2. С. 242.
3. Демченко О.Ю. Динамика профессионального самосознания курсантов Государственной противопожарной службы МЧС России: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.
4. Демченко О.Ю., Газизова Ю.С., Талалаева Г.В., Яшин Д.В. Особенности становления образа профессии в условиях формирования профессиональной готовности курсантов ГПС МЧС России // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: материалы международной научно - практической конференции. - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2017. С. - 106-111.
5. Макаев Х.А. Ценностные ориентации и нравственные установки современной российской молодежи. // Социально - гуманитарные знания. 2017. № 6. С. 122.
6. Никольский Е.В., Ефимов В.Ф., Романова (Матвиенко) Д.Я. Современный дауншифтинг: опыт социально-психологического и религиозно-философского анализа // Метеор-Сити. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-daunshifting-opyt-sotsialno-psihologicheskogo-i-religiozno-filosofskogo-analiza (дата обращения: 18.07.2019).
7. Тазов П.Ю. Социально - политический потенциал молодежи как основа модернизации Российского общества. // Социально - гуманитарные знания. 2018. №1. С. 281-286.
8. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии. 1999. № 2. С. 74-80.
9. Чудновский В.Э., Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л., Суворов А.В. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности. // Психологический журнал, 2004, т. 25, №1.
Психология
УДК: 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент Льдокова Галия Михайловна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студентка факультета психологии и педагогики Дмитриева Ксения Юрьевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных и смысложизненных ориентаций студентов. Выборку составили 30 студентов из Средней Азии (Таджикистана) и 30 российских студентов, обучающихся в Казанском федеральном университете. При исследовании использованы надежные и валидные методики. Результаты исследования могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в вузе и индивидуальном психологическом сопровождении студентов.
Ключевые слова: студенты, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, этнопсихологические особенности.
Annotation. The article presents the results of an empirical study of students' value and life meaning orientations. The sample consisted of 30 students from Central Asia (Tajikistan) and 30 Russian students studying at the Kazan Federal University. The study used reliable and valid techniques. The results of the study can be used in the organization of the educational process in the university and the individual psychological support of students.
Keywords: students, value orientations, life meaning orientations, ethno-psychological features.
Введение. В настоящее время исследование ценностных и смысложизненных ориентаций рассматривается как одно из наиболее важных и актуальных направлений. Изучение ценностных и смысложизненных ориентаций современных студентов в России имеет особое значение, поскольку Россия -поликультурная страна и многочисленные этнические группы, проживающие на ее территории, имеют длительный исторический опыт мирного сосуществования. В этом плане можно говорить об их культурной близости, сходстве ценностей и векторах их изменений в последние годы, анализируя которые можно четко увидеть перемены, происходящие в обществе.
Изложение основного материала статьи. Первыми исследователями ценностных ориентаций личности в отечественной науке были А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др. Большой вклад в разработку этой проблематики внесли Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Иващенко, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др. Проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп активно изучалась в работах В.П. Вардомацкого, Д.А. Леонтьева, С.Г. Климовой, Н.И. Лапина, М.С. Яницкого и др. Кросс-культурные различия ценностных ориентаций исследовались B.C. Агеевым, Т.Б. Беляевой, В.М. Бызовой, Г.Г. Дилигенским, Р. Инглхартом, И.С. Коном, Н.М. Лебедевой, Е.В. Павелко и др.
Исследования трансформации ценностных ориентаций в новых исторических условиях тесно связываются с процессом социализации. В процессе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, А.В. Мудрик, B.C. Мухина и др.). Этнические аспекты социализации изучали Е.П. Белинская, И.С. Кон, Л.Д. Кузьмицкайте, В.П. Левкович, Т.Г. Стефаненко и др.
Цель исследования: изучение смысла жизни и ценностных ориентаций студентов из Средней Азии (Таджикистана) и российских студентов, проживающих в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме ценностных и смысложизненных ориентаций.
2. Изучить психологическую характеристику традиционных ценностей таджиков.
3. Исследовать ценностные и смысложизненные ориентации студентов из Средней Азии (Таджикистана) и российских студентов.
Объект исследования: русские студенты и студенты, приехавшие из Таджикистана, обучающиеся в Елабужском институте ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Предмет исследования: ценностные и смысложизненные ориентации студентов из Средней Азии (Таджикистана) и российских студентов.
Гипотеза исследования: Существуют различия между ценностными и смысложизненными ориентациями (цель, процесс, результат, альтруизм, эгоизм, локус -контроля Я, локус -контроля - жизнь, осмысленность жизни) у студентов из Средней Азии и русских студентов.
В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения Елабужского института ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в возрасте 18-22 лет, в количестве 60 человек, из которых 30 человек - представители русской культуры - составили первую группу; 30 человек -представители таджикской культуры - вторую.
Практическая значимость исследования. Исследование этнопсихологических особенностей ценностных ориентаций личности может быть учтено при просветительской работе с представителями различных этнических групп, при проведении психологического консультирования. Материалы исследования представляют интерес для психологов, педагогов вузов и школ. Полученные данные могут быть использованы для профессиональной подготовки психологов и педагогов.
В исследовании нами были использованы методики: Тест жизненных ориентиров (Д.А. Леонтьев), Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (Потемкина О.Ф.).
Рассмотрим результаты диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. В исследовании мы использовали ту часть методики О.Ф. Потемкиной, которая