Научная статья на тему 'О формировании системы оценки квалификаций посредством стандартов WorldSkills'

О формировании системы оценки квалификаций посредством стандартов WorldSkills Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORLDSKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Енова Ирина Владимировна

В статье рассматриваются некоторые аспекты актуальной системы оценки квалификаций в профессиональном образовании. Анализируются направления реформирования профессионального образования и обучения в странах лидерами профессионального образования и обучения. В рамках Копенгагенского процесса, предложены единые критерии оценки качества, единые квалификационные рамки, единые инструменты оценивания, признания и сертифицирования квалификаций. В современной системе образования оценка качества квалификаций является одним из важнейших вопросов развития. Ключевыми проблемами подготовки профессиональных кадров для современного рынка труда является фактическое отсутствие независимой системы оценки квалификаций. Развитие международного движения WorldSkills является основой для внедрения практико-ориентированной (дуальной) модели профессионального образования. В статье даётся краткое представление о международном чемпионатном движении WorldSkills как об эффективном стандарте оценки квалификаций. Применение стандартов оценки квалификаций рассматривается на примере компетенции «Дошкольное воспитание». Обсуждается контроль и оценка знаний и умений студентов, коррекция содержания курсов, ориентированная на проведение экзаменов и оценку квалификаций по стандартам Worldskills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Енова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формировании системы оценки квалификаций посредством стандартов WorldSkills»

О формировании системы оценки квалификаций посредством стандартов WORLDSKILLS

Енова Ирина Владимировна

старший преподаватель, кафедра педагогики начального и дошкольного образования, ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», [email protected]

В статье рассматриваются некоторые аспекты актуальной системы оценки квалификаций в профессиональном образовании. Анализируются направления реформирования профессионального образования и обучения в странах - лидерами профессионального образования и обучения. В рамках Копенгагенского процесса, предложены единые критерии оценки качества, единые квалификационные рамки, единые инструменты оценивания, признания и сертифицирования квалификаций. В современной системе образования оценка качества квалификаций является одним из важнейших вопросов развития. Ключевыми проблемами подготовки профессиональных кадров для современного рынка труда является фактическое отсутствие независимой системы оценки квалификаций. Развитие международного движения WorldSkills является основой для внедрения практико-ориентированной (дуальной) модели профессионального образования. В статье даётся краткое представление о международном чемпионатном движении WorldSkills как об эффективном стандарте оценки квалификаций. Применение стандартов оценки квалификаций рассматривается на примере компетенции «Дошкольное воспитание». Обсуждается контроль и оценка знаний и умений студентов, коррекция содержания курсов, ориентированная на проведение экзаменов и оценку квалификаций по стандартам Worldskills. Ключевые слова: Worldskills, профессиональное образование, система оценки квалификаций, профессиональные стандарты, качество образования, оценка квалификаций, практико-ориентированные экзамены.

Одним из основных направлений деятельности образовательных организаций является формирование внутренней системы оценки качества образования, которая обеспечивает современный уровень надежности и технологичности процедур оценки результатов освоения образовательных программ[8].

В системе среднего профессионального образования и вузов традиционно оцениваются знания, умения и навыкив процессе усвоения курса и по итогам образовательных программ. Такая система оценивания и педагогических измерений подходит для определения уровня теоретических знаний обучающихся, но практически не эффективна при оценке профессиональных компетенций[7]. Академические достижения студентов могут свидетельствовать об уровне образованности, но не о профессиональной готовности. Сумма результатов оценивания знаний, умений и навыков при получении диплома не даёт возможности судить о готовности выпускников к трудовой деятельности, требующей определённых сертифицированных квалификаций [2].

Это противоречие создает необходимость создания системы оценивания и анализа информации об образовательных достижениях обучающихся как по академической успеваемости, так и в направлении формирования профессиональных компетенций.

Основная цель реализации современных образовательных программ заключается в формировании системы компетенций на основе современного научного, методического, информационного и инфраструктурного обеспечения образовательного процесса и исследовательской деятельности. Соответственно, результат освоения образовательных программ должен содержать структурные компоненты системы в виде сформированных компетенций, либо их элементов.Оценка результатов освоения образовательных программ может осуществляться по двум направлениям: оценка уровня освоения теоретических разделов и оценка компетенций[3]. Оба направления могутоцениваться в процессе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации. Для организации эффективной оценки результатов освоения образовательных программ важно разработать многоуровневый подход, основными аспектами которого могут быть:

- определениеэтапов обучения,на которых проводится оценка сформированности общих и профессиональных компетенций;

00 ^

0

сч

сч

01

- формирование шкал, показателей оценки, критериев оценки выполнения заданий;

- созданиемеханизмов оценки общих и профессиональных компетенций.

Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» регулирует отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников и лиц, претендующих на осуществление определённого вида трудовой деятельности. Закон даёт определение оценке квалификаций как процедуре подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям9.

Отличительной чертой признания квалификации является оценка результатов обучения, выраженная в компетенциях.Одним из средств повышения качества подготовки высококвалифицированных рабочих и служащих является ориентация на оценку результатов профессионального образования в СПО и вузах в соответствии с международными стандартами WorldSkills[10]. Стандарты WorldSkills - это инструмент повышения объективности оценки качества подготовки студентов за счёт своей практико-ориентированной направленности [1].

В нашем университетесоздан Специализированный центр компетенций «Дошкольное воспита-ние»в рамках движения«WorldSkШsRussia». Деятельность центра способствует повышению уровня мотивации студентов к профессиональному самоопределению, личностному и профессиональному росту. Благодаря созданию современной материально - технической базы, у участников образовательного процесса появились условия, позволяющие осуществлять научно-исследовательскую деятельность, организовывать мероприятия различной направленности: семинары, мастер-классы, региональные и внутривузовские чемпионаты. Это способствует повышению уровня практической подготовки студентов. В процессе подготовки участников к чемпионатам Ворлдскиллс Россия студенты выступают как в роли волонтёров, с которыми проводится занятие, так и в роли независимых наблюдателей (предлагают варианты решение проблем, с которыми столкнулись при выполнении задания). Такой опыт позволяет синхронизировать полученные теоретические знания с практикой, что способствует формированию профессиональных компетенций.

На основе анализа материалов по подготовке и проведению чемпионатов WorldSkills можно сделать вывод, что у системы профессионального образования появился эффективный инструмент разработки и развития профессиональных образовательных стандартов, комплексной проверки результатов качества профессионального образования на различных уровнях его организации[4].

Опыт работы по международным стандартам оценки квалификаций WorldSkillsв практике сред-

9Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 г. № 238-Ф3 (последняя ред.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71433946/

него профессионального образования говорит о том, что для образовательных организаций проведение чемпионатов разного уровня, аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена - это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу, уровень квалификации преподавательского состава, а также степень сформированности профессиональных компетенций обучающихся на всех этапах обучения^].

Распространение в российской системе оценки качества образования международных инструментов оценивания и исследования качества образования, формирование единых подходов в части технологии обеспечения процедур оценки качества квалификаций способствуетсовершенствова-нию подготовки кадров на основе результатов обучения.

Литература

1. Алексеева Е. А. Движение WorldSkillsRussia: история, проблемы и перспективы // Научный альманах. 2016. № 5-2. C. 21-29 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.kmgi-x.ru/23raznoe/232005-1-issn-2411 -7609-doi-1017117-na20160502-http-ucomru-doc-na20160502pdf-nauchniy-almanah-2016-n-5-2.php

2. Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю. Концепция оценивания квалификаций // Образование и наука. 2012. № 10. С. 46-67.

3. Валиуллин Р.Р. Формирование компетенций у студентов посредством стандар-товWORLDSKILLS RUSSIA// Оценка качества профессионального образования: опыт, проблемы, пути развития. Материалы республиканской конференции. - Казань, 2016. - 213 с.

4. Кочетков В.В. Движение WorldSkillsRussia как система независимой оценки квалификаций // История и педагогика естествознания. 2016. №1. URL: https://cybe rleninka. ru/article/n/dvizhen ie-worldskills-russia-kak-sistema-nezavisimoy-otsenki-kvalifikatsiy

5. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам «Ворл-дскиллс Россия» // Приложение № 1 к приказу Союза «Ворлдскиллс Россия» от 30.11.2016 г. № ПО/19. - М., 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://collegepss.ru/files/metodicheskaya/metodika_de monstrcionnogo_ekzamena.pdf

6. Мусенова Э.А., Есенков Ю.В. Проблема оценки сформированности общих и профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. 2015. № 11. - С.24-30.[Электронный ресурс]. - Режим досту-па:http://www.por"talspo.m/joumal/images/Joumals/20 15/SP0_11_2015.pdf

7. Петина О. Б. Демонстрационный экзамен — инновационная форма практического обуче-ния//Образование. Карьера. Общество.2017.№ 4. -С.69-70.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krirpo.ru/activity-2/publishing-activity/oko-journal/archive/docs/0K0_4_(55)_2017_FIN.pdf

8. Смолина О. А.О формировании востребованной системы оценки квалификаций в формате WorldSkills // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2017. №2. URL: httpsY/cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-vostrebovannoy-sistemy-otsenki-kvalifikatsiy-v-formate-worldskills

9. Союз «Ворлдскиллс Россия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.WorldSkills.ru

10.Черных П. П. WorldSkills- инструмент профессионального образования // Образовательная политика. 2014. № 1. С. 115-120.

Formation of system for qualifications estimation by using

WORLDSKILLS Enova I.V.

State humanitarian and technological university In article issued aspects of the actual system for qualifications estimation in professional education. The trends of professional education reforming and training in Russia are analyzed. Its shown, that in the framework of the Copenhagen process its necessary common quality estimation criteria, qualification frameworks, tools for estimating, recognizing and certifying qualifications were proposed. In the modern education system, assessing the quality of qualifications is one of the most important development tasks. The key problems of training professional personnel for the modern labor market is the virtual lack of an qualifications estimation independent system. The development of the international movement WorldSkills is the basis for the introduction of a practice-oriented (dual) model of professional education. The article gives a brief overview of the WorldSkills international championship movement as an effective standard for assessing qualifications. The application of standards for qualifications estimation is examined using the example of the competence "Preschool education". Considered the monitoring and evaluation of students' knowledge and skills, the correction of course content, focused on examinations and qualification assessment according to Worldskills standards. Key words: Worldskills, professional education, system for qualifications estimation, professional standards, quality of education, qualification assessment, practice-oriented examinations.

References

1. Alekseeva E. A. Movement WorldSkillsRussia: history, problems

and prospects//Scientific almanac. 2016. No. 5-2. C. 21-29 [Electronic resource]. Access mode: http://lib.knigi-x.ru/23raznoe/232005-1 -issn-2411-7609-doi-1017117-na20160502-http-ucomru-doc-na20160502pdf-nauchniy-almanah-2016-n-5-2.php

2. Blinov V.l., Batrova O. F., Yesenina E. Yu. Concept of estimation

of qualifications//Science and education. 2012. No. 10. Page 46-67.

3. Valiullin R.R. Formation of competences at students by means of

STANDARTOVWORLDSKILLS RUSSIA//Assessment of quality of professional education: experience, problems, ways of development. Materials of a republican conference. - Kazan, 2016. - 213 pages.

4. Kochetkov V.V. Movement WorldSkillsRussia as system of independent assessment of qualifications//History and pedagogics of natural sciences. 2016. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvizhenie-worldskills-russia-kak-sistema-nezavisimoy-otsenki-kvalifikatsiy

5. Technique of the organization and holding demonstration examination in the standards "Vorldskills Russia"//Appendix No. 1 to the order of the Union "Vorldskills Rossiya" from 11/30/2016 of No. PO/19. - M, 2016 [An electronic resource]. - Access mode: http://collegepss.ru/files/metodicheskaya/metodika_demonstrcionno go_ekzamena.pdf

6. Musenova E.A., Esenkov of Yu.V. Problem of assessment of

formation of the general and professional competences//Secondary professional education. 2015. No. 11. - Page 24-30. [Electronic resource]. - flocry-na:http://www.portalspo.ru/journal/images/Journals/2015/SP0_ 11_2015.pdf mode

7. Petina O. B. Demonstration examination — an innovative form of

practical training//Formation. Career. Society.2017.№ 4. - Page 69-70. [Electronic resource]. Access mode: http://www.krirpo.ru/activity-2/publishing-activity/oko-journal/archive/docs/OKO_4_ (55) _2017_FIN.pdf

8. Smolina O.A. About formation of demanded system of assessment of qualifications in the WorldSkills format//Scientific notes of ZABGU. Series: Pedagogical sciences. 2017. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-vostrebovannoy-sistemy-otsenki-kvalifikatsiy-v-formate-worldskills

9. Union of "Vorldskills Rossiya" [An electronic resource]. Access

mode: http://www.WorldSkills.ru

10. Black Items of WorldSkills-instrument of professional education//Educational policy. 2014. No. 1. Page 115-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.