Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ИЕРАРХИЧЕСКОЕ АГРЕГИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мацкевич Ростислав Сергеевич

Рассмотрены вопросы формирования системы направлений научных исследований проблем правоохранительного обеспечения экономической безопасности государства. Предложены модель основных направлений исследований в интересах интеллектуализации правоохранительной деятельности в сфере экономики и методика ее построения (статья подготовлена при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мацкевич Ростислав Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF SCIENTIFIC RESEARCH AREAS SYSTEM FOR PROBLEMS OF LAW ENFORCEMENT MAINTAINING NATIONAL ECONOMIC SECURITY

The article addresses the issues of the formation of scientific research areas system for problems of law enforcement maintaining national economic security. The author proposes a model of the main research areas in support of the intellectualization of law enforcement activity in the economic sphere; the methodology of such model’s construction is also provided.

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

КОРРУПЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ _БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК351.74+351.863.6

РОСТИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ МАЦКЕВИЧ,

кандидат экономических наук, доцент, начальник центра организационного обеспечения научной деятельности

ФГКУ «ВНИИ МВД России»

О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Рассмотрены вопросы формирования системы направлений научных исследований проблем правоохранительного обеспечения экономической безопасности государства. Предложены модель основных направлений исследований в интересах интеллектуализации правоохранительной деятельности в сфере экономики и методика ее построения (статья подготовлена при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс).

Ключевые слова: экономическая безопасность, правоохранительная деятельность, интеллектуализация правоохранительной деятельности, научное обеспечение, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, иерархическое агрегирование.

R. S. Matskevich, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor, Head of the Research Organization Department, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: rost.m@mail.ru, tel.: 8 (495) 697-43-81.

On the Formation of Scientific Research Areas System for Problems of Law Enforcement Maintaining National Economic Security.

The article addresses the issues of the formation of scientific research areas system for problems of law enforcement maintaining national economic security. The author proposes a model of the main research areas in support of the intellectualization of law enforcement activity in the economic sphere; the methodology of such model's construction is also provided.

Key words: economic security, law enforcement activity, intellectualization of law enforcement activity, scientific support, economic security and anti-corruption units, hierarchical aggregation.

Для формирования полноценной системы на- Модель производственных отношений,

правлений научных исследований проблем пра- факторов и условий их реализации в

воохранительного обеспечения экономической сфере правоохранительной деятельности

безопасности государства необходимо постро- подразделений экономической безопасности

ить и описать две модели [5]: и противодействия коррупции

во-первых, производственных отношений, Функциональную основу правоохранитель-

факторов и условий их реализации в сфере пра- ной деятельности подразделений ЭБиПК по ока-

воохранительной деятельности подразделений занию услуг населению страны в части защиты

экономической безопасности и противодействия его законных прав и интересов в сфере производ-

коррупции органов внутренних дел Российской ства, распределения и перераспределения мате-

Федерации (далее - ЭБиПК); риальных благ представляют функции и задачи,

во-вторых, противоправных экономических вытекающие из общественных отношений по по-

отношений, факторов и условий их реализации в воду создания безопасных условий реализации

области производства, распределения и перерас- конституционных прав и свобод граждан России,

пределения материальных благ и оказания услуг защиты их экономических интересов от преступ-

Таблица 1

Основные функции головного подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России

№ п/п Содержание функции

1 Обеспечение и осуществление в пределах своей компетенции функции МВД России по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в области обеспечения экономической безопасности государства, противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности

2 Выполнение функции головного подразделения МВД России по обеспечению экономической безопасности государства, противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности

3 Осуществление в установленном порядке взаимодействия по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями

4 Обеспечение в установленном порядке совместно с территориальными органами МВД России эффективности деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России

ных посягательств, обеспечения экономической безопасности личности, общества и государства, противодействия противоправным экономическим отношениям, отражаемым действующим законодательством и иными нормативными правовыми документами.

Одним из основных таких документов ведомственной юрисдикции является Положение о головном подразделении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Положение), которое определяет его функции в области осуществления правоохранительной деятельности в сфере экономики, основные из которых приведены в таблице 1.

Исходя из положений нормативно-правовой базы, регламентирующей трудовые отношения, лежащие в основе правоохранительной деятельности подразделений ЭБиПК системы МВД России, сформировано взаимоувязанное множество, состоящее из 53 функциональных задач рассматриваемых подразделений, определяющих основные направления научных исследований при интеллектуализации правоохранительной деятельности в сфере экономики.

Совокупность таких производственных отношений, выраженных в виде взаимоувязанного многомерного множества изменяющихся во времени функциональных задач и условий их реализации (Ф), образует функциональную модель указанных отношений, которая может быть описана формулой 1:

ФОСЭОМф-ОСЭО)}^ е [1;1], (1)

где: ф(О,СЭО) е Ф(О,СЭО) - ия функциональная задача деятельности подразделений ЭБиПК;

I- мощность множества ф(О,СЭО) );

0=0(Т)={о(Т)} - множество экономических условий текущей оперативной обстановки, зависящее от времени (Т);jе [1^];

j - мощность множества 0={о(Т)});

О(Т) е О(Т) - j-е условие (параметр) состояния экономических отношений (составляющая оперативной обстановки), зависящее от времени Т;

СЭО=СЭО(Т)={сэот(Т)} - множество условий, определяющих состояния социальной обстановки в сфере экономики, зависящее от времени Т; те [1;М];

М - мощность множества СЭО={сэот(Т)});

сэот(Т) е СЭО(Т) - т-е условие (параметр) состояния социальной обстановки в сфере экономики, зависящее от времени Т.

В целом динамическое (зависящее от времени Т) множество функциональных задач подразделений ЭБиПК и условий их реализации (ф=ф(О(Т),СЭО(Т)) образует основу функциональной модели правоохранительной деятельности подразделений ЭБиПК в механизме обеспечения экономической безопасности страны как объекта интеллектуализации.

Представленное в модели множество задач (ф=ф(О(Т),СЭО(Т)) в процессе осуществления правоохранительной деятельности подразделе-

ний ЭБиПК решается в отношении совокупности видов противоправных экономических отношений в области производства, распределения и перераспределения материальных благ и оказания услуг или составов преступлений экономической направленности, криминализированных в 55-ти статьях УК РФ, образует множество составов преступлений (СП), определяемое формулой 2: СП(О,СЭО)={спк(О,СЭО)},к е [1;К], (2) где: спк(О,СЭО) е СП(О,СЭО) - к-й состав преступления;

K - количество видов противоправных экономических отношений в области производства, распределения и перераспределения материальных благ и оказания услуг (составов преступлений экономической направленности) или мощность множества СП(О,СЭО).

Множеству видов противоправных экономических отношений в области производства, распределения и перераспределения материальных благ и оказания услуг (составов преступлений -СП(О,СЭО)) соответствует множество технологий воздействия органов внутренних дел (подразделений ЭБиПК) на преступность экономической направленности (ОВД)Т)):

ОВД(Т)={овд(Т)},1 е [1^], (3)

где: L - мощность множества ; овд(Т) е ОВД(Т) - 1-я технология (вид) воздействия органов внутренних дел на преступность экономической направленности.

Динамическое множество видов противоправных экономических отношений в области производства, распределения и перераспределения материальных благ и оказания услуг или составов преступлений экономической направленности (СП=СП(О(Т),СЭО(Т)) является открытым и образует основу модели противоправных экономических отношений в области производства, распределения и перераспределения материальных благ и оказания услуг (составов преступлений экономической направленности) как элемента предметной области интеллектуализации правоохранительной деятельности в сфере экономики.

Исходя из сформированных моделей задач деятельности подразделений ЭБиПК (Ф(Т)), видов противоправных экономических отношений в области производства, распределения и перераспределения материальных благ и оказания услуг (составов преступлений экономической направленности (СП(Т)) и соответствующих воздействий органов внутренних дел на преступность (ОВД(Т)) можно заключить, что реализация криминализированных УК РФ отношений в сфере

экономики определяется динамическими множествами условий (О(Т),СЭО(Т)) и особенностями их осуществления.

Объединенное множество, отражающее предметную область интеллектуализации деятельности подразделений ЭБиПК в целом (Мпои), определяемое множеством производственных отношений в сфере правоохранительной деятельности подразделений ЭБиПК, множеством видов противоправных экономических отношений в области производства, распределения и перераспределения материальных благ и оказания услуг (составами преступлений экономической направленности), множеством способов и технологий воздействия органов внутренних дел на преступность, а также множеством условий и параметров состояния экономических отношений (социально-экономической обстановки), является динамичным, открытым и многомерным и образует основу модели рассматриваемой предметной области. Мощность объединенного множества Мпои определяется произведением мощностей частных множеств (формула 4):

М =I•J•M•K•L. (4)

пои * '

В таблице 2 приведены оценочные значения (определенные экспертным путем) мощностей частных множеств, определяемых функциями, задачами, отношениями и условиями осуществления правоохранительной деятельности в сфере экономики.

Таблица 2

Оценочные значения мощностей частных множеств

№ п/п Множество Оценочное значение

1 I 53

2 J 20

3 М 130

4 К 55

5 L 14

Подставляя оценочные значения мощностей частных множеств в формулу 4, можно получить, что мощность объединенного множества, отражающего предметную область интеллектуализации деятельности подразделений ЭБиПК в целом: Мпои=53^20Ч30^55Ч4=1,07Ч08 [единиц]. (5) Каждый элемент этого обобщенного множества определяет содержание научного вопроса,

подлежащего рассмотрению при интеллектуализации правоохранительной деятельности в сфере экономики.

Модель противоправных экономических отношений, факторов и условий их реализации в области производства, распределения и перераспределения материальных благ и оказания услуг Сфера правоохранительной деятельности подразделений ЭБиПК как объект научного познания или научных исследований непосредственно связана с экономикой страны и, прежде всего, негативными экономическими процессами, явлениями и отношениями в сфере производства, распределения и перераспределения материальных благ противоправного (криминального) характера. Поэтому важным представляется классифицировать экономические отношения по их правовой опосредованности и отношению к праву, при этом различаются отношения, опосредованные правом (или правовые), неопосредованные правом и запрещенные правом (противоправные, прежде всего, преступные или криминальные). Современная трансформация российской экономики и кризисные явления сопровождаются ростом числа преступлений, включая экономические и налоговые. Увеличилось количество преступлений экономической направленности, совершенных

организованными группами и преступными сообществами (ОП и ПС) в крупном и особо крупном размерах. Доля преступлений против собственности составляет свыше 60% от общего числа преступлений [7]. Причем доходность (прибыльность) отраслей четко коррелируется с уровнем развития (влияния) в отрасли организованной преступности и теневых структур. Естественно, что под особым вниманием организованных и теневых структур находятся именно особо ценные (прибыльные) типы продукции, товаров и услуг, а также такой специфический тип универсального товара, как деньги. Анализ внутриполитической и экономической ситуации в стране показывает, что в перспективе следует ожидать развития ряда негативных тенденций [1; 3], основные из которых приведены в таблице 3.

Исходя из приведенной в таблице 3 совокупности негативных тенденций развития внутриполитической и экономической ситуации в стране, а также результатов оперативно-служебной деятельности подразделений ЭБиПК [4] в качестве основных сфер проявления противоправных экономических отношений, подверженных деструктивному воздействию преступности экономической направленности и подлежащих научному исследованию в интересах интеллектуализации правоохранительной деятельности подразделений ЭБиПК, рас-

Таблица 3

Негативные тенденции развития внутриполитической и экономической ситуации в России

№ п/п Содержание функции

1 Усиление позиций криминальных субъектов хозяйственной деятельности в отраслях добычи и переработки нефти и нефтепродуктов, леса, цветных, драгоценных и редкоземельных металлов, в энергетике

2 Сохранение широкого спектра схем оплаты сделок наличными деньгами при обострении кризиса в экономике, дефиците денежной массы, а также в связи с ожидаемой инфляцией, что будет поощрять фальшивомонетничество и подделку ценных бумаг

3 Рост мошенничества с денежными суррогатами: долговыми обязательствами, векселями и проч.

4 Рост активности криминального капитала для обеспечения нужных результатов выборов всех уровней

5 Усиление активности организованной преступной деятельности по широкомасштабному перемещению капиталов за рубеж

6 Рост преступности, связанной с «выбиванием» долгов с физических и юридических лиц

7 Рост потенциала преступной среды за счет притока специалистов из числа разорившихся и прекративших свою деятельность в процессе развития мирового финансового кризиса и кризисных явлений в национальных экономиках России и стран ближнего зарубежья финансовых учреждений (банки, инвестиционные фонды, биржи и т. д.), а также рабочих и технической интеллигенции с остановившихся производств

сматриваются: собственность, топливно-энергетический комплекс и рынок нефтепродуктов, электроэнергетика, лесопромышленный комплекс, рыбопромышленный комплекс, агропромышленный комплекс или аграрный сектор экономики, потребительский рынок, кредитно-финансовая сфера, внешнеэкономическая деятельность, оборот наркотических средств, оборот оружия.

Криминальные отношения и преступления, совершаемые в указанных областях, составляют основу предметной области исследований при интеллектуализации правоохранительной деятельности подразделений ЭБиПК. Совокупность изложенных противоправных экономических отношений в области производства, распределения и перераспределения материальных благ и оказания услуг по аналогии с деятельностью подразделений ЭБиПК может описываться математической моделью многомерного множества изменяющихся во времени факторов и условий (КрД(Т)), определяемых свойствами:

отраслей и секторов экономики, в которых реализуются противоправные экономические отношения (преступления), -ЭУКрД(Т)={эуКрД(Т)},г е [1;Я], Я - мощность множества ЭУКрД;

регионов (субъектов Российской Федерации), в которых реализуются противоправные экономические отношения (преступления), -РУКрД(Т)={руКрДу(Т)}^ е [IV], V- мощность множества РУКрД;

схем и способов реализации различных противоправных экономических отношений (составов преступлений) - СхКрД(Т)={схКрДх},х е [1;Х], Х - мощность множества СхКрД(Т);

социально-психологической и этнонацио-нальной специфики участников противоправных экономических отношений (преступной деятельности) - НВУКрД(Т)={нвуКрДу(Т)},у е [1;у], Y -мощность множества НВУКрД;

религиозной и возрастной специфики участников противоправных экономических отношений (преступной деятельности) -РВКрД(Т)={рвКрД/Т)}^ е [1^], Z - мощность множества РВКрД(Т).

Предлагается совокупность таких противоправных экономических отношений, факторов и условий их реализации описывать по аналогии с производственными отношениями, факторами и условиями их реализации в сфере правоохранительной деятельности подразделений ЭБиПК математической моделью многомерного, зависящего от времени, множества факторов и условий (КрД(Т)) (формула 6):

КрД(Т) = КрД(ЭУКрД(Т), РУКрД(Т), СхКрД(Т), НВУКрД(Т), РВКрД(Т)). (6)

Объединенное множество условий, свойств и особенностей, отражающее сферу противоправных экономических отношений (сферу криминальной финансово-хозяйственной деятельности), является динамичным, открытым и многомерным и образует основу модели рассматриваемой области. Это множество характеризуется мощностью МКрД, которая может быть определена как произведение мощностей частных множеств (формула 7):

М„п= R•V•X•Y•Z. (7)

КрД * '

В таблице 4 приведены оценочные значения (определенные экспертным путем) мощностей частных множеств, определяемых условиями, свойствами и особенностями криминальной деятельности в сфере экономики.

Таблица 4

Оценочные значения мощностей частных множеств, характеризующих криминальную деятельность в сфере экономики

№ п/п Множество Оценочное значение

1 R 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 V 83

3 X 110

4 Y 180

5 г 12

Подставляя оценочные значения мощностей частных множеств в формулу 7, можно определить, что мощность объединенного множества, характеризующего криминальную деятельность в сфере экономики, равняется:

МКрД=11»83»110»180»12=2,16*108 [единиц]. (8) Каждый элемент этого обобщенного множества, как и в случае с элементами обобщенного множества, отражающего область деятельности подразделений ЭБиПК, определяет содержание научного вопроса, подлежащего рассмотрению при интеллектуализации правоохранительной деятельности в сфере экономики в целом.

Алгоритм формирования системы направлений научных исследований проблем правоохранительного обеспечения экономической безопасности государства Результаты формирования модели функциональной основы (функций и задач) правоохранительной деятельности подразделений ЭБиПК и

анализа особенностей противоправных (преступных) отношений в различных отраслях и секторах экономики как предметной области исследований при интеллектуализации правоохранительной деятельности позволяют оценить общую мощность гипермножества, элементы которого описывают одновременно функции, задачи, отношения и условия осуществления правоохранительной деятельности в сфере экономики, с одной стороны, и криминальные отношения (преступления) в различных территориально-административных образованиях (вплоть до страны в целом) и отраслях (секторах) экономической деятельности, с другой стороны.

Мощность такого гипермножества как результата мультипликации входящих в него объединенных множеств правоохранительной деятельности и противоправных отношений будет характери-

зоваться числом порядка М

Объединен

И09 элементов, каждый из которых определяет содержание научного вопроса, подлежащего определенному рассмотрению при интеллектуализации правоохранительной деятельности в сфере экономики.

Естественно, что в силу своей сверхбольшой мощности в таком представлении гипермножество научных вопросов является не полностью наблюдаемым и, как следствие, слабоуправляемым.

Для преодоления указанной проблемы можно использовать преобразование исходного множества научных вопросов в адекватное множество научных направлений исследования предметной области.

В качестве такого преобразования предлагается использовать принцип декомпозиции и иерархического агрегирования (объединения) (агрегирование - англ. «aggregation»; нем. «Aggregation». 1. Преобразование модели в модель с меньшим числом переменных или ограничений, т. е. агрегированную модель, дающую приближенное по сравнению с исходной описание изучаемого объекта или процесса. 2. В социологии - процедура группировки объектов в категории высшего уровня, напр., индивидов в общество, группы, групп в соц. слои, слоев в классы и т. п.) [9] по базовым классификационным основаниям с выделением кластеров (кластер -(англ. «cluster» - гроздь, скопление) - скопление однотипных объектов) [8] научных вопросов: агрегирование элементов исходного множества научных вопросов осуществляется:

с одной стороны, по основным элементам объектной области интеллектуализации;

с другой стороны, по основным элементам предметной области правоохранительной деятельности в сфере экономики.

Обоснованность применения такого подхода вытекает из самой природы феномена наука: «Наука - это непрерывно развивающаяся система знаний об объективных законах природы, общества и мышления» [2].

Системообразующее содержание научной работы и ее иерархическое представление могут быть отражены блок-схемой, приведенной на рис. 1 [4].

Существо любой научной работы не является консервативным и с позиции системного подхода определяется совокупностью научных направлений, в рамках которых осуществляется научная деятельность. Научное направление - это наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования в интересах решения комплексных научных проблем, со своими специфическими методами, технологиями и инструментарием.

Под научным направлением обычно понимается сфера научных исследований научного коллектива (как правило, научной школы), посвященных решению каких-либо крупных фундаментальных теоретико-познавательных задач в определенной отрасли науки. Успех научной работы такого коллектива, его эффективность во многом зависят от того, насколько удачно обосновано научное направление.

Рис. 1. Иерархическое представление взаимосвязи различных уровней научной работы

Под научной проблемой понимается сложная научная задача, которая охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение. Полезность таких задач и их экономический эффект иногда можно определить только ориентировочно.

Научная проблема или сложная научная задача - это взаимоувязанная совокупность теоретических и практических задач, ориентированных на получение новых знаний, которые необходимы для осуществления той или иной практической деятельности. С философской точки зрения научная проблема отражает основное противоречие между практическими потребностями в новом знании и существующими путями его получения. С практической точки зрения научная проблема отражает противоречие между потребностями решения сложной жизненной задачи и располагаемым арсеналом средств или ресурсов ее решения.

Составной частью научной проблемы является научная задача. В результате исследований, направленных на решение научной задачи, должны быть получены ответы на совокупность поставленных научных вопросов, охватывающих относительно самостоятельную часть проблемы. Обобщение результатов по комплексу взаимоувязанных научных задач дает решение проблемы в целом для всей исследуемой предметной области.

Под научным вопросом понимается минимальная конкретная часть научной задачи, которая может иметь относительно самостоятельное решение. Результатом такого решения может быть исчерпывающий для данной части научной задачи ответ или сформулированный новый научный вопрос.

Формирование перечня научных направлений, его детализация по всем иерархическим уровням научной работы, вплоть до формулировки конкретных научных вопросов, организация научных исследований по направлениям и управление ходом научно-исследовательских работ определяют содержание руководства научной работой. При руководстве научной работой объектом управления является деятельность научных организаций и их структурных элементов в части выполнения научно-исследовательских работ.

В системе МВД России организация научных исследований опирается не только на общепринятые правила, но и на локальные нормативные правовые акты, учитывающие специфику и регламентирующие организацию ведомственного научного обеспечения. Поэтому основные направления научных исследований, а также структура системы научного обеспечения МВД России должны отражать потребности интеллектуализации различных сфер деятельности Министерства и определяться

функциями и задачами, структурой и содержанием объекта научного обеспечения и предметной области научных исследований.

В рамках рассматриваемого вопроса система МВД России представляет собой взаимоувязанную совокупность сил и средств, предназначенных для решения задач по обеспечению экономической безопасности России и правоохраны (борьбы с экономическими и налоговыми правонарушениями и преступлениями). При этом основными структурными составляющими МВД России является триада взаимосвязанных элементов:

оперативно-служебная (оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, административ-но-юрисдикционная и др.) деятельность в системе МВД России;

управление функционированием системы МВД России;

обеспечение функционирования системы МВД России.

В общем случае в рамках рассматриваемой сферы оперативно-служебной деятельности подразделений ЭБиПК проблематику проводимых в МВД России научных исследований целесообразно разделить на две основные группы:

1) общесистемные исследования;

2) прикладные исследования.

К первой группе могут быть отнесены научные направления, связанные с проведением исследований по общесистемным проблемам МВД России, таким, например, как:

обеспечение экономической безопасности страны;

правоохранительная деятельность МВД России в сфере обеспечения экономической безопасности страны.

Ко второй группе можно отнести научные направления, связанные с проведением исследований по проблемам:

оперативно-служебной деятельности подразделений ЭБиПК;

управления подразделениями ЭБиПК; организационного строительства и обеспечения деятельности подразделений ЭБиПК.

Общими приоритетами научного обеспечения деятельности подразделений ЭБиПК, по мнению автора, являются:

стратегия развития правоохранительной деятельности в сфере экономики;

организационно-управленческая деятельность;

совершенствование оперативно-служебной деятельности, повышение ее эффективности;

раскрытие и расследование экономических, налоговых и финансовых преступлений;

совершенствование методов борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями в целом;

борьба с экономическими преступлениями в сфере высоких технологий;

информационно-аналитическое обеспечение деятельности подразделений ЭБиПК;

борьба с негативным воздействием преступности на деятельность подразделений ЭБиПК;

совершенствование финансово-экономической деятельности подразделений ЭБиПК;

кадровое и медицинское обеспечение деятельности сотрудников подразделений ЭБиПК;

международное сотрудничество в сфере борьбы с экономическими преступлениями;

правовое обеспечение деятельности сотрудников подразделений ЭБиПК и т. д.

На основании вышеизложенного все исходное обобщенное множество научных вопросов можно представить в виде двумерной матрицы кластеров, каждый из которых будет представлять одно из основных направлений исследований:

одну ось матрицы образуют функции и задачи подразделений ЭБиПК, реализуемые при осуществлении правоохранительной деятельности в сфере экономики (объектная область интеллектуализации правоохранительной деятельности);

другую ось матрицы образуют структурные элементы экономики, в которых реализуются противоправные экономические отношения и которые являются областями правоохранительного обеспечения (предметная область правоохранительной деятельности: обеспечение ЭБ, борьба с преступностью экономической направленности).

На основании функционально-отраслевого (для объектной оси) и территориально-отраслевого (для предметной оси) принципов агрегирования научных вопросов в качестве базовых могут быть определены следующие элементы:

а) объектная область интеллектуализации правоохранительной деятельности: стратегия развития и управление; организация и осуществление выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений экономической и коррупционной направленности, в том числе тяжких и особо тяжких, совершенных организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер;

оперативно-розыскная деятельность; документально-проверочная и экспертно-криминалистическая деятельность, судебно-эко-номическая экспертиза;

уголовно-правовая квалификация; раскрытие преступлений и расследование уголовных дел;

профилактика преступности в сфере экономики;

мониторинг и криминологический анализ оперативной обстановки, информационно-аналитическое обеспечение;

взаимодействие с подразделениями органов государственной власти и международное сотрудничество;

противодействие коррупции и защита подразделений ЭБиПК, их личного состава и деятельности от преступных посягательств экономической направленности;

обеспечение правоохранительной деятельности;

б) предметная область правоохранительной деятельности: обеспечение ЭБ, борьба с преступностью экономической направленности:

страна - противодействие криминальным угрозам экономической безопасности и защита экономических интересов человека, общества и государства от преступных посягательств;

регион - противодействие криминальным угрозам экономической безопасности субъекта Федерации, борьба с преступностью экономической направленности в регионе;

субъект экономической деятельности - противодействие криминальным угрозам экономической безопасности и защита экономических интересов физических и юридических лиц от преступных посягательств;

собственность - борьба с преступностью экономической направленности в сфере собственности;

лесопромышленный комплекс - борьба с преступностью экономической направленности в сфере лесопромышленного комплекса;

рыбопромышленный комплекс - борьба с преступностью экономической направленности в сфере рыбопромышленного комплекса;

топливно-энергетический комплекс - борьба с преступностью экономической направленности в сфере топливно-энергетического комплекса, включая рынок нефтепродуктов, электроэнергетики;

аграрный сектор - борьба с преступностью экономической направленности в аграрном секторе экономики, включая агропромышенный комплекс;

потребительский рынок - борьба с преступностью экономической направленности в сфере потребительского рынка;

кредитно-финансовая сфера и сфера денеж-

Таблица 5

Матрица (модель 1-го уровня) основных направлений исследований в целях интеллектуализации правоохранительной деятельности в сфере экономики

да н и о х

и <

с

о

^

и

РЭ

и

И

т X

о

X

о ы

сь

к X

э

X

^

а а О

ы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объектная область интеллектуализаций правоохранительной деятельности

Стратегия развития и управление Организация, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений экономической и коррупционной направленности Оперативно-розыскная деятельность Документально-проверочная и экспертно-криминалист-ическая деятельность, судебно-экономическая экспертиза Уголовно-правовая квалификация Расследование уголовных дел Профилактика преступности Мониторинг и криминологический анализ Взаимодействие Противодействие коррупции и защита подразделений ЭБиПК Ресурсное обеспечение правоохранительной деятельности

Предметная область правоохранительной деятельности: обеспечение ЭБ, борьба с преступностью экономической направленности Страна, человек, общество, государство 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11

Регион — субъект Федерации 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11

Субъект экономической деятельности - ФЛ, ЮЛ 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11

Собственность 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11

Лесопромышленный комплекс 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 5.11

Рыбопромышленный комплекс 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 6.11

Топливно-энергетический комплекс 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 7.8 7.9 7.10 7.11

Аграрный сектор 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 8.8 8.9 8.10 8.11

Потребительский рынок 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 9.6 9.7 9.8 9.9 9.10 9.11

Кредитно-финансовая сфера и сфера денежного обращения 10.1 10.2 10.3 10.4 10.5 10.6 10.7 10.8 10.9 10.10 10.11

Внешнеэкономическая деятельность 11.1 11.2 11.3 11.4 11.5 11.6 11.7 11.8 11.9 11.10 11.11

Другие отрасли и сектора экономики 12.1 12.2 12.3 12.4 12.5 12.6 12.7 12.8 12.9 12.10 12.11

Оборот наркотических средств, оружия, торговля людьми и частями человеческого тела 13.1 13.2 13.3 13.4 13.5 13.6 13.7 13.8 13.9 13.10 13.11

Таблица 6

Рис. 3. Матрица (модель 2-го уровня) проблем интеллектуализаци правоохранительной деятельности в сфере экономики - научное направление 9.5 (территориальный фактор)

Проблемы уголовно-правовой квалификации — научное направление 9.5.

I

о

ч

3

£

о

о &

к

о Я и

о

о

£

0

X

4

в

л

5

1 5 Л

к

Л

к

о

0 Я

1 о М л

О

М

I

Л

О

н

э &

о &

о •&

о и о н

0 т 5

1 I о

в

о

к

а

I в I £

& 5

х « _

% * £

К

Яо ч о л ^ ЧюД

о д

«Км

л £

К „ _ ЯЯН л „о

ЯП»

а! & § а

я к

Л о

" к

К о « ЕС

К

Д К Ч ч к

л я

5

ч

л -о о

В

^

а

5 гЛ

ю о 5

4

0

5

1

О

й Л ю о к

£

к

I

I

о

о &

К

о -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о -Л

ю

=

&

Ч

о =

«

о № Л

о

3

^ СЗ СО

^Я Я

5

4

о

5 Я

О и

Ч Л

Я Й

О Ч

о § §

С °

1-1 Ч

к Я я ° М и

т д а о

Л ^ л К X 5 О

X

3 Я ю Й К

^ 3

ю 2

о К

„ Я

о 3

н ю о о

и О

о Р

„ о

л и Л о

2 1

О

И

£ *

& ¡В 5 § 8.2 о Зг

2 5 <

юю : .а « :

— & : о н Р

"I § !

О ■ с

« 5 =

3 «

г ■

^ «

о о а ^

Российская Федерация

9.5/1.1

9.5/1.2

9.5/1.3

9.5/1.4

9.5/1.5

9.5/1.6

9.5/1.7

9.5/1.8

9.5/1.9

9.5/1.10

Приволжский федеральный округ

9.5/2.1

9.5/2.2

9.5/2.3

9.5/2.4

9.5/2.5

9.5/2.6

9.5/2.7

9.5/2.8

9.5/2.9

9.5/2.10

Центральный федеральный округ

9.5/3.1

9.5/3.2

9.5/3.3

9.5/3.4

9.5/3.5

9.5/3.6

9.5/3.7

9.5/3.8

9.5/3.9

9.5/3.10

Сибирский федеральный округ

9.5/4.1

9.5/4.2

9.5/4.3

9.5/4.4

9.5/4.5

9.5/4.6

9.5/4.7

9.5/4.8

9.5/4.9

9.5/4.10

Южный федеральный округ

9.5/5.1

9.5/5.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9.5/5.3

9.5/5.4

9.5/5.5

9.5/5.6

9.5/5.7

9.5/5.8

9.5/5.9

9.5/5.10

Северо-Кавказский федеральный округ

9.5/6.1

9.5/6.2

9.5/6.3

9.5/6.4

9.5/6.5

9.5/6.6

9.5/6.7

9.5/6.8

9.5/6.9

9.5/6.10

Северо-Западный федеральный округ

9.5/7.1

9.5/7.2

9.5/7.3

9.5/7.4

9.5/7.5

9.5/7.6

9.5/7.7

9.5/7.8

9.5/7.9

9.5/7.10

Дальневосточный федеральный округ

9.5/8.1

9.5/8.2

9.5/8.3

9.5/8.4

9.5/8.5

9.5/8.6

9.5/8.7

9.5/8.8

9.5/8.9

9.5/8.10

Уральский федеральный округ

9.5/9.1

9.5/9.2

9.5/9.3

9.5/9.4

9.5/9.5

9.5/9.6

9.5/9.7

9.5/9.8

9.5/9.9

9.5/9.10

ного обращения - обеспечение финансовой безопасности и борьба с преступностью экономической направленности в кредитно-финансовой сфере и сфере денежного обращения, противодействие финансовым основам терроризма;

внешнеэкономическая деятельность - борьба с преступностью экономической направленности в сфере внешнеэкономической деятельности; другие отрасли и сектора экономики; оборот наркотических средств - борьба с преступностью экономической направленности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Результаты формирования матрицы класте-

ров, представляющей собой модель основных направлений исследований в интересах интеллектуализации правоохранительной деятельности подразделений ЭБиПК в сфере экономики (матрица первого уровня), приведены в таблице 5.

В свою очередь, каждый элемент матрицы 1-го уровня представляет собой матрицу комплексных проблем интеллектуализации правоохранительной деятельности в сфере экономики -матрица 2-го уровня (таблица 6).

Аналогично каждый элемент матрицы 2-го уровня представляет собой матрицу частных проблем интеллектуализации правоохранительной деятельности в сфере экономики - матрица 3-го

уровня; каждый элемент матрицы 3-го уровня представляет собой матрицу научных задач интеллектуализации правоохранительной деятельности в сфере экономики - матрица 4-го уровня и, наконец, каждый элемент матрицы 4-го уровня представляет собой матрицу научных вопросов интеллектуализации правоохранительной деятельности в сфере экономики - матрица 5-го уровня.

Такое системное иерархическое построение проблемной области исследований в области интеллектуализации деятельности подразделений ЭБиПК позволяет охватить в полном объеме все исходное обобщенное множество (гипермножество) научных вопросов, образующих нижний (5-й) уровень системы. Это утверждение подтверждается следующими цифрами.

Если предположить, что среднее число элементов матрицы какого-либо уровня составляет 100 ед., или 102 (в частности, в приведенных в таблицах 5 и 6 матрицах число элементов составляет 143 и 90 ед. соответственно), то число элементов какого-либо уровня системы (М(^) будет определяться формулой 9:

М(^=102", (9)

где N = 1, 2, 3, 4, 5 - номер уровня.

По формуле 9 можно вычислить, что среднее число элементов 5-го уровня будет составлять порядка 1010 единиц, что соизмеримо с вышеопределенной мощностью исходного гипермножества научных вопросов, характеризуемой величиной М„ «109 .

Объединен

Сформированное множество научных направлений (таблица 5) является динамично развивающимся, достаточно адекватно и полно отражающим сущность и содержание основных направлений научных исследований в рассматриваемой сфере и включает порядка 140-150 макроэлементов. Данное множество обеспечивает принципиальный учет всех основных составляющих исходного обобщенного множества научных вопросов, является принципиально наблюдаемым и управляемым при интеллектуализации правоохранительной деятельности в сфере экономики. В свою очередь, каждый элемент матрицы другого уровня объединяет в себе достаточно ограниченное множество элементов матрицы следующего нижестоящего уровня и, как следствие, является принципиально наблюдаемым и управляемым при интеллектуализации правоохранительной деятельности в сфере экономики.

Кластеры каждого уровня по своей научной и практической значимости могут сильно отличаться друг от друга как по вертикали, так и по горизонтали. Их актуализация, необходимость практического решения зависят от развития внутренней и внешней обстановки как в части деятельности

подразделений ЭБиПК или МВД России в целом, так и относительно оперативной обстановки в сфере национальной экономики, социально-экономических условий развития Российской Федерации и мировой экономики в целом.

Иными словами, модель основных направлений исследований в интересах интеллектуализации правоохранительной деятельности в сфере экономики не является статичной и консервативной, она непрерывно изменяется и развивается, т. е. является динамичной как по значимости, так и по составу, структуре и содержанию входящих в нее элементов. Предложенная модель и механизм ее формирования могут быть успешно использованы не только при исследовании других направлений правоохранительной деятельности, но и распространяться на проблемы интеллектуализации деятельности других правоохранительных и иных органов исполнительной власти.

Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью и терроризмом [Текст] : сб. материалов. - М. : ВНИИ МВД России, 2003.

2. Грушко, И. М. Основы научных исследований [Текст] / И. М. Грушко, В. М. Сиденко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Харьков : Вища школа ; Харьк. ун-т, 1983.

3. Магнусон, Д. Варианты развития противодействия организованной преступности и финансированию террора на ближайшее десятилетие [Текст] / Д. Магнусон // Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма. - М. : МНЭПУ, 2005.

4. Мацкевич, Р. С. Научное обеспечение правоохранительной деятельности в сфере экономики:экономико-правовой аспект [Текст] : монография / Р. С. Мацкевич, В. Н. Анищенко, Е. В. Анищенко. - М. : ВНИИ МВД России, 2014.

5. Мацкевич, Р С. Правоохранительный механизм обеспечения экономической безопасности России (интеллектуализация, управление, эффективность) [Текст] / Р. С. Мацкевич. - М. : Литео, 2016.

6. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://mvd. шДоИег/101762/йет/2994866/

7. Статистическая отчетность ГИАЦ МВД России 2002-2013 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mvd.ru/mvd/structure/unit/giac

8. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic. academic.ru/searchall.php?SWord

9. Antinazi [Текст]. Энциклопедия социологии. 2009. - Режим доступа : http://dic.academic. ru/dic.nsf/socio/67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.