УДК 351.741
РОСТИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ МАЦКЕВИЧ,
кандидат экономических наук, доцент, начальник центра организационного обеспечения научной деятельности ФГКУ «ВНИИ МВД России»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ) В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Рассмотрены вопросы эффективности правоохранительной деятельности в системе обеспечения экономической безопасности государства. Предложена методика оценки вклада системы научного обеспечения как основы интеллектуализации правоохранительной деятельности в эффективность (рентабельность) деятельности органов внутренних дел в сфере экономики (статья подготовлена при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс).
Ключевые слова: экономическая безопасность, правоохранительная деятельность, интеллектуализация правоохранительной деятельности, научное обеспечение, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, эффективность (рентабельность), выявленный ущерб, возмещенный ущерб.
R. S. Matskevich, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor, Head of the Research Organization Department, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 697-43-81.
Effectiveness and Intellectualization of the Law Enforcement (Police) Agencies in the Mechanism of Maintaining National Economic Security.
The article addresses the issues of effectiveness of the law enforcement activity in the system of maintaining national economic security. The author offers a technique of evaluating the input of scientific support, as the basis of the intellectualization of the law enforcement activity, into the effectiveness (profitability) of the law enforcement activity in the area of economics.
Key words: economic security, law enforcement activity, intellectualization of law enforcement activity, scientific support, economic security and anti-corruption units, effectiveness (profitability), damage identified, damage compensated.
Рассматривая вопросы эффективности правоохранительной деятельности в системе обеспечения экономической безопасности государства (на примере России), надо учитывать, что ведущая роль в борьбе с экономической преступностью принадлежит органам внутренних дел, и в частности их профильным подразделениям -управлениям (отделам) экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК).
Их деятельность в сфере экономики направлена на решение двух основных задач:
обеспечение экономической безопасности страны;
осуществление правоохранительной деятельности в части борьбы с преступностью экономической направленности.
В рамках выполнения указанных задач одним из основных экономических показателей работы указанных подразделений является максимальное повышение уровня выявленного и возме-
щенного ущерба, обусловленного деятельностью преступности экономической направленности [1]. В этом случае эффективность функционирования подразделений ЭБиПК можно оценивать с помощью показателей выявленного и возмещенного ущерба от экономических преступлений.
Например, относительно недобора налогов (около 3 трлн руб.) в бюджет России из-за ухода бизнеса в тень (формулы 1 и 2):
У
эву = в
овд П >
' 'б
(1)
где: ЭВОУВД - эффективность деятельности органов внутренних дел, определяемая по уровню выявленного ущерба от преступлений экономической направленности относительно потерь (недобора налогов) бюджета Российской Федерации из-за ухода бизнеса в тень;
УВ - выявленный ущерб от преступлений экономической направленности;
ПБ - потери (недобор налогов) бюджета Российской Федерации из-за ухода бизнеса в тень;
Уо
ЭВозмУ = ОВД
Возм
П
(2)
где: ЭВОоВзмУ - эффективность деятельности органов внутренних дел, определяемая по уровню возмещенного ущерба от преступлений экономической направленности относительно потерь (недобора налогов) бюджета Российской Федерации из-за ухода бизнеса в тень,
УВозм - возмещенный ущерб от преступлений экономической направленности,
эти показатели будут составлять: ЭОУВД < 0,05; ЭОоДУ < 0,025, (3)
или не более 5% и не более 2,5% соответственно. Аналогичные показатели уровней выявленного и возмещенного ущерба от преступности экономической направленности относительно масштабов общих потерь национальной экономики от этой преступности будут значительно (в 3-4 и более раз) меньше.
Для оценки вклада системы научного обеспечения как основы интеллектуализации в эффективность (рентабельность) деятельности органов внутренних дел в сфере экономики рассмотрим экстенсивный способ повышения эффективности правоохранительной деятельности [2, с. 158-161]. Данный способ подразумевает развитие подразделений ЭБиПК только за счет уве-
личения штатной численности сотрудников, занятых в оперативно-служебной деятельности.
В этих целях для оценки уровня выявленного или возмещенного ущерба в качестве основной использована адаптированная модель уровня сбора налогов, применяемая Налоговым управлением США [3; 4].
Расчет уровня выявляемого ущерба от преступлений экономической направленности для такого варианта можно приблизительно оценить по следующей формуле:
ЭВУВД =1 - ехр(-Кэ^) , (4)
где: N - численность оперативного состава подразделений ЭБиПК (в тысячах человек);
Кэ - коэффициент эффективности, характеризующий зависимость прироста уровня выявленного (возмещенного) ущерба, обусловленного деятельностью преступности экономической направленности, от численности оперативного состава подразделений ЭБиПК, - определяется эмпирически.
С учетом результатов оценки эффективности деятельности органов внутренних дел по показателям выявленного ущерба (формулы 1-4) определено, что при существующей численности подразделений ЭБиПК (примерно 20 тыс. сотрудников) данный коэффициент равен:
КЭ = 0,00253
1
тыч. чел.
(5)
ЭВУ ОВД
УИ0
0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0
•УИ0
20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 220 240 260 280 300 тыс.
чел.
Рис. 1. График зависимости уровня выявленного (возмещенного) ущерба при нулевом уровне интеллектуализации деятельности подразделений ЭБиПК
На рис. 1 приведен график зависимости уровня выявленного (возмещенного) ущерба (от преступности экономической направленности) от численности оперативного состава подразделений ЭБиПК при низком уровне научного обеспечения (УИ 0 - нулевой или начальный уровень интеллектуализации).
Из результатов анализа графика, представленного на рис. 1, следует, что для достижения уровня выявленного ущерба от преступности экономической направленности, равного, например 0,1 (в 2 раза выше по сравнению с текущим значением (формула 4)), общая численность оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК должна быть увеличена до 40 тыс. человек, т. е. в 2 раза.
Аналогичный вид и характеристики имеют выражения, описывающие взаимосвязь возмещенного ущерба, обусловленного преступностью экономической направленности, и численности оперативного состава подразделений ЭБиПК.
Однако штатную численность (^ сотрудников подразделений ЭБиПК (порядка 20 тыс. человек), установленную действующими нормативными правовыми документами, в современных экономических условиях превышать нельзя, поэтому требуется переход к интенсивному способу повышения эффективности деятельности органов внутренних дел в сфере экономики.
Степень интенсификации любого труда, в том числе и сотрудников подразделений ЭБиПК, в немалой степени определяется уровнем развития научного обеспечения в соответствующей сфере деятельности. При использовании научных достижений в организации труда и управлении профессиональной деятельностью, передовых технических и информационных средств производительность труда сотрудников подразделений ЭБиПК может существенно возрасти, что, в свою очередь, приведет к повышению уровня выявляемого (возмещаемого) ущерба от преступности экономической направленности.
Для определения прироста уровня выявленного ущерба от преступности экономической направленности, обусловленного функционированием системы научного обеспечения деятельности подразделений ЭБиПК, может быть использовано следующее, адаптированное применительно к решаемой задаче, выражение: ЭОУвд = 1-ехр(-Кэ • N • (2-ехр(-Ки • Ксно • Усно))), (6) где: УСНО - уровень развития системы научного обеспечения деятельности подразделений ЭБиПК;
КСНО - коэффициент интеллектуализации, характеризующий снижение эффективности вне-
дрения результатов научно-исследовательской деятельности в деятельность подразделений ЭБиПК в связи с обстоятельствами, обусловленными различными причинами: ксно е [оп ;
КИ - коэффициент интеллектуализации, характеризующий зависимость прироста уровня выявленного (возмещенного) ущерба, обусловленного преступностью экономической направленности, от уровня научного обеспечения деятельности подразделений ЭБиПК, - определяется эмпирически. Исходя из зарубежного опыта в области обеспечения требуемого уровня сбора налогов [3; 4], было определено:
Ки = 2,4. (7)
Для практического использования данного выражения примем допущение, что уровень материально-технического обеспечения научных сотрудников, подготовки научных кадров и внедрения результатов научной деятельности в практику пропорционален численности научных сотрудников. Тогда уровень научного обеспечения можно считать пропорциональным численности научных работников, задействованных в исследовании проблем оперативно-служебной деятельности подразделений ЭБиПК:
Ч
У = ' нс
СНО Чтреб ' нс
(8)
где: ЧНС - численность научных сотрудников, задействованных в системе научного обеспечения деятельности подразделений ЭБиПК;
Чтнсб - требуемая (максимальная) численность научных сотрудников, задействованных в системе научного обеспечения деятельности подразделений ЭБиПК.
Рассмотрим четыре варианта развития системы научного обеспечения деятельности подразделений ЭБиПК:
1-й уровень интеллектуализации (УИ 1) - У1СНО=0,25;
2-й уровень интеллектуализации (УИ 2) - УСННОО=0,5;
3-й уровень интеллектуализации (УИ 3) - У3НО=0,75;
4-й уровень интеллектуализации (УИ 4) - У^Н^О=1. На рис. 2 приведены графики уровня выявления ущерба, обусловленного преступностью экономической направленности, построенные на основе расчетов, выполненных по формуле 6, для различных уровней интеллектуализации (развития системы научного обеспечения) деятельности подразделений ЭБиПК с учетом принятых допущений (при КСНО=1).
Из графиков, приведенных на рис. 2, следует, что интенсификация труда сотрудников подразделений ЭБиПК в условиях их малой численности
Рис. 2. График зависимости уровня выявленного (возмещенного) ущерба при различных уровнях интеллектуализации деятельности подразделений ЭБиПК
0,6
-УИ о -УИ 1 -УИ 2 -УИ 3 -УИ 4
20 40 60 80 100 тыс. чел
Рис. 3. Повышение уровня выявленного (возмещенного) ущерба национальной экономике от преступности экономической направленности в условиях малой численности подразделений ЭБиПК при высоком уровне интеллектуализации их деятельности
и соответственно низкого уровня выявления ущерба экономике от преступности экономической направленности на основе интеллектуализации их деятельности и создания полноценной системы научного обеспечения позволяет существенно (до двух раз) повысить указанный уровень выявления потерь национальной экономики (рис. 3).
Такое повышение эффективности деятельности подразделений ЭБиПК при нынешних условиях хозяйствования даст дополнительный экономический эффект, характеризуемый увеличением выявленного ущерба примерно на 145 млрд руб. и соответственно увеличением возмещенного ущерба примерно на 70 млрд руб. [2].
При этом дополнительные расходы на создание полноценной системы научного обеспечения деятельности подразделений ЭБиПК на основе реализации обоснованных в работе мероприятий (формирование и организационное объединение 140-150 соответствующих научных школ общей численностью 1500-2000 научных работников в одной научно-исследовательской организации, которая по своим задачам и масштабам научно-исследовательской деятельности будет соответствовать требованиям Указа Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации») будут составлять в ценах середины 2014 г. порядка 1,8 млрд руб./год, или 2-3% от общих расходов МВД России, приходящихся на содержание подразделений ЭБиПК и обеспечивающих их деятельность служб и подразделений.
В сравнении с получаемым экономическим эффектом, выраженным увеличением возмещенного ущерба национальной экономике примерно на 70 млрд руб., приведенные затраты на создание упомянутой в работе научно-исследовательской организации как основы интеллектуализации правоохранительной деятельности будут составлять 1/35 долю, или менее 3% (дополнительная прибыль составит 3400%).
Достижение экономического эффекта, характеризуемого дополнительным увеличением выявленного ущерба примерно на 145 млрд руб. и соответственно дополнительным увеличением возмещенного ущерба примерно на 70 млрд руб., путем экстенсивного развития подразделений ЭБиПК на основе двукратного увеличения их численности приведет к несоизмеримо большим за-
тратам (на 100% вместо 2-3%) на содержание и обеспечение функционирования подразделений ЭБиПК и фактически сведет к минимуму суммарный эффект.
Таким образом, альтернативы дальнейшему развитию системы научного обеспечения как важнейшему средству и пути повышения эффективности (рентабельности) деятельности органов внутренних дел в сфере экономики в условиях жесточайшей экономии и оптимизации правоохранительной деятельности нет и в обозримой перспективе не будет.
Список использованной литературы
1. Мацкевич, Р. С. Научное обеспечение правоохранительной деятельности в сфере экономики : экономико-правовой аспект [Текст] : монография / Р. С. Мацкевич, В. Н. Анищенко, Е. В. Анищенко. - М. : ВНИИ МВД России, 2014.
2. Мацкевич, Р. С. Влияние интеллектуализации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на повышение эффективности обеспечения ими экономической безопасности страны [Текст] / Р. С. Мацкевич // Бизнес в законе. - 2013. - № 4.
3. Обоснование теоретических основ концепции и программы научно-технического развития Федеральной службы налоговой полиции [Текст] / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В. М. Крашенинникова. - М., 2001.
4. Смирнов, М. П. Зарубежная налоговая и криминальная полиция и их оперативно-розыскная деятельность [Текст] / М. П. Смирнов. - М. : АНП ; МГУ ; ЧеРо, 2000.