Научная статья на тему 'НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мацкевич Ростислав Сергеевич, Анищенко Владимир Николаевич

Рассматривается эффективность деятельности подразделений ЭБиПК МВД России в современных условиях. Обосновывается необходимость интенсивного пути развития системы научного обеспечения борьбы с экономической преступностью и коррупцией, направленной на предотвращение криминальных угроз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мацкевич Ростислав Сергеевич, Анищенко Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SUPPORT AS A FACTOR OF RAISING EFFICIENCY OF THE MI UNITS IN SAFEGUARDING RUSSIAN FEDERATION ECONOMIC SECURITY

The efficiency of activities of Russia MI Economic Security and Counteracting Corruption units in present is viewed. The need for intensifying the development of scientific support system for counteracting economic crime and corruption, aimed at preventing criminal threats, is grounded.

Текст научной работы на тему «НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ _ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОСТИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ МАЦКЕВИЧ,

кандидат экономических наук, начальник центра организационного обеспечения научно-исследовательских работ

ФГКУ «ВНИИ МВД России»;

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ АНИЩЕНКО,

доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматривается эффективность деятельности подразделений ЭБиПК МВД России в современных условиях. Обосновывается необходимость интенсивного пути развития системы научного обеспечения борьбы с экономической преступностью и коррупцией, направленной на предотвращение криминальных угроз1.

Ключевые слова: экономическая безопасность, органы внутренних дел, эффективность, интеллектуализация правоохранительной деятельности, научное обеспечение, выявленный и возмещенный ущерб.

R.S. Matskevich, Head, Research Organization Section, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: vnii59yandex.ru, tel.: 8 (495) 695-81-11;

V.N. Anishchenko, DSc (Technical Sciences), Professor, Chief Researcher, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: vnii59yandex.ru, tel.: 8 (495) 667-15-48.

Scientific support as a factor of raising efficiency of the MI units in safeguarding Russian Federation economic security.

The efficiency of activities of Russia MI Economic Security and Counteracting Corruption units in present is viewed. The need for intensifying the development of scientific support system for counteracting economic crime and corruption, aimed at preventing criminal threats, is grounded.

Key words: economic security, Russia MI units, efficiency, intellectualization of the law enforcement, scientific support, damage detected and indemnified.

Наибольшая эффективность, согласован- соответствующий контур управления правоох-ность и оптимизация функционирования органов ранительной деятельностью, призвана при ре-внутренних дел (ОВД) при обеспечении экономи- ализации функции системного управления обе-ческой безопасности и осуществлении борьбы с спечивать:

преступностью экономической направленности а) целевое функционирование органов вну-

являются конечной целью системного управле- тренних дел;

ния правоохранительной деятельностью в сфере б) непрерывную актуализацию правоохрани-

экономики. В соответствии с теорией управления тельной деятельности;

в социальных и экономических системах2 одним в) развитие системы органов внутренних дел.

из ключевых элементов управления функциони- Исходя из сформулированного содержания

рованием ОВД является научно-аналитическая рассматриваемой функции всю научно-аналити-деятельность, которая, будучи включенной в ческую деятельность в контуре системного управ-

ления деятельностью ОВД можно разделить на следующие основные этапы3:

а) сбор и обработка информации о состоянии экономической безопасности страны и оперативной обстановки в сфере экономики;

б) анализ и систематизация полученной информации, синтез оценок и выводов по состоянию экономической безопасности страны и оперативной обстановки в сфере экономики;

в) постановка на этой основе целей системного управления деятельностью ОВД в сфере экономики, выбор метода управления, прогноз результатов реализации целей;

г) внедрение выбранного метода управления в практику деятельности ОВД в сфере экономики;

д) оценка эффективности реализации выбранного метода управления в практику деятельности ОВД в сфере экономики (обратная связь).

Материальную основу реализации научно-аналитической деятельности в контуре системного управления функционированием ОВД в сфере экономики образует система научного обеспечения правоохранительной деятельности ОВД как взаимоувязанный комплекс организационных, управленческих, нормативных правовых, технологических, технических, инфраструктурных, научных и иных связанных с ними мероприятий.

Ресурсную научно-аналитическую основу системного управления функционированием ОВД в сфере экономики образует совокупность или система познавательных способностей сотрудников, занятых в управлении и реализации правоохранительной деятельности в рассматриваемой сфере, которые означают легкость научения, способность быстро и легко приобретать новые знания и умения, преодоление неожиданных препятствий, способность найти выход из нестандартной ситуации, умение адаптироваться к сложной, меняющейся, незнакомой среде, глубину понимания происходящего, творчество. В философском смысле указанные свойства определяют содержание категории «интеллект»4 и производной от нее категории «интеллектуализация».

На основе обобщения результатов исследований в области интеллекта и интеллектуальных систем предлагается под интеллектуализацией правоохранительной деятельности ОВД в сфере экономики понимать процесс придания объекту интеллектуализации - правоохранительной деятельности ОВД - системных свойств интеллекта как, с одной стороны, фактора обеспечения экономической безопасности страны; с другой стороны, - фактора системного управления, интенсивного развития и инструмента повышения эффективности правоохранительной деятельно-

сти посредством выработки оптимальных управленческих решений, разработки и внедрения новых технологий. При этом под эффективностью деятельности ОВД в сфере экономики понимается системное свойство ОВД, характеризуемое степенью достижения целей, поставленных при их создании5.

Деятельность органов внутренних дел в сфере экономики, реализуемая подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ЭБиПК), направлена на решение двух основных задач:

обеспечение экономической безопасности страны;

осуществление правоохранительной деятельности в части борьбы с преступностью экономической и коррупционной направленности.

В рамках выполнения указанных задач одним из основных экономических показателей эффективности деятельности подразделений ЭБиПК является максимальное повышение уровня выявленного и возмещенного ущерба, обусловленного деятельностью преступности экономической направленности.

По данным МВД России, в 2012 г. материальный ущерб от преступлений экономической направленности (по оконченным уголовным делам) составил 144,85 млрд руб., а возмещенный ущерб от деятельности преступности экономической направленности - 69,2 млрд руб.6 Динамика показателей преступности представлена на рис. 1.

При этом необходимо отметить, что вклад (удельный вес) органов внутренних дел Российской Федерации в общий объем результатов указанной деятельности всех правоохранительных органов страны достигает 94%.

Эффективность деятельности ЭБиПК по указанным показателям только относительно недобора налогов (около 3 трлн руб.) в бюджет Российской Федерации из-за ухода бизнеса «в тень» (формулы 1, 2):

Эву Ув (1)

Э овд =-, (1)

ву Д Пб

где: Э увд - эффективность деятельности органов внутренних дел, определяемая по уровню выявленного ущерба от преступлений экономической направленности относительно потерь (недобора налогов) бюджета Российской Федерации из-за ухода бизнеса «в тень»;

Ув - выявленный ущерб от преступлений экономической направленности;

Пб - потери (недобор налогов) бюджета Российской Федерации из-за ухода бизнеса «в тень»;

X К X X и а

н

^

X ю

ю О X

£ а О

X н и О X

►д

<

и н ее

и ^

ее

X X и т и X и и

РЭ

о

о 1-, о

X

£ <

X

ее

X

э

г!

X X

Рис. 1. Динамика показателей преступности в экономике

^возмУ 1овд

' Возм

^ВозмУ

где: Эовд -

П Б

(2)

эффективность деятельности органов внутренних дел, определяемая по уровню возмещенного ущерба от преступлений экономической направленности относительно потерь (недобора налогов) бюджета Российской Федерации из-за ухода бизнеса «в тень»;

Ввозм - возмещенный ущерб от преступлений экономической направленности, будет составлять:

ову —возмУ

э овд <0,05 ; Эовд < 0,025,

(3)

или возмещенного ущерба в качестве основной использована адаптированная модель уровня сбора налогов, применяемая Налоговым управлением США7.

Расчет уровня выявляемого ущерба от преступлений экономической направленности для такого варианта можно приблизительно оценить по следующей формуле:

ву

Э овд = 1 -exp(-КЭ * N,

(4)

или не более 5 и не более 2,5% соответственно. Согласно теории социальных систем существует два способа повышения эффективности деятельности подразделений ЭБиПК:

экстенсивный - за счет увеличения численности оперативного состава;

интенсивный - за счет увеличения интенсивности деятельности оперативного состава без увеличения его численности.

Для выработки алгоритма оценки влияния интеллектуализации на эффективность деятельности ОВД в сфере обеспечения безопасности национальной экономики рассмотрим более подробно первый, экстенсивный, способ. Данный способ подразумевает, как уже отмечалось, развитие подразделений ЭБиПК только за счет увеличения численности сотрудников, занятых в оперативно-служебной деятельности.

В этих целях для оценки уровня выявленного

где: N - численность оперативного состава подразделений ЭБиПК (в тысячах человек);

Кэ - коэффициент эффективности, характеризующий зависимость прироста уровня выявленного (возмещенного) ущерба, обусловленного деятельностью преступности экономической направленности, от численности оперативного состава подразделений ЭБиПК, - определяется эмпирически.

С учетом результатов оценки эффективности деятельности органов внутренних дел по показателям выявленного ущерба (формулы 1, 2, 3) было определено, что при существующей численности подразделений ЭБиПК (примерно 20 тыс. сотрудников) данный коэффициент равен:

1

Кэ = 0,00253

(5)

_тыч. чел._

Зависимость уровня выявленного (возмещенного) ущерба (от деятельности преступности экономической направленности) от численности оперативного состава подразделений ЭБиПК при низком уровне научного обеспечения (УИ 0 - ну-

Э

ву овд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УИО

•УИО

"1-1-1-1-1-1-1-1-I I-1 Т I-[ |

20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 220 240 260 280 300 тыс.

4 0.'".

Рис. 2. График зависимости уровня выявленного (возмещенного) ущерба при нулевом уровне интеллектуализации деятельности подразделений ЭБиПК

левой или начальный уровень интеллектуализации) выглядит следующим образом (рис. 2).

Из результатов анализа графика (рис. 2) следует, что для достижения уровня выявленного ущерба от деятельности преступности экономической направленности, равного, например 0,1 (в 2 раза выше по сравнению с текущим значением - формула 4), общая численность оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК должна быть увеличена до 40 тыс. человек, т.е. примерно в 2 раза. Аналогичный вид и характеристики имеют выражения, описывающие возмещенный ущерб, обусловленный деятельностью преступности экономической направленности, и численностью оперативного состава подразделений ЭБиПК. Однако ограничение штатной численности (^ сотрудников подразделений ЭБиПК в 20 тыс. человек, установленное действующими нормативными правовыми актами, в современных экономических условиях превышать нельзя, поэтому требуется переход к интенсивному способу повышения эффективности деятельности ОВД в сфере экономики.

Степень интенсификации любого труда, в том числе и сотрудников подразделений ЭБиПК, в немалой степени определяется уровнем развития интеллектуализации (научного обеспечения) в соответствующей сфере деятельности. При использовании научных достижений в организации труда и управлении профессиональной деятельностью, передовых технических и информационных средств производительность труда сотрудников подразделений ЭБиПК может существенно

возрасти, что в свою очередь приведет к повышению уровня выявляемого (возмещаемого) ущерба от деятельности преступности экономической направленности.

Для определения прироста уровня выявленного ущерба от деятельности преступности экономической направленности, обусловленного функционированием системы научного обеспечения как основного средства интеллектуализации деятельности подразделений ЭБиПК, может быть использовано следующее адаптированное применительно к решаемой задаче выражение:

эОд = 1 -ехр(-КЭ * N * (2 -ехр(~КИ * КсНО *Усно ))), (6)

где: Усно - уровень развития системы научного обеспечения деятельности подразделений ЭБиПК;

Ксно - коэффициент интеллектуализации, характеризующий снижение эффективности внедрения результатов научно-исследовательской деятельности в деятельность подразделений ЭБиПК в связи с обстоятельствами, обусловленными различными причинами:

сно е

[0;1];

Ки - коэффициент интеллектуализации, характеризующий зависимость прироста уровня выявленного (возмещенного) ущерба, обусловленного деятельностью преступности экономической направленности, от уровня научного обеспечения деятельности подразделений ЭБиПК, - определяется эмпирически. Исходя из зарубежного опыта

X X X X и а

н

^

X со

со О X

£ а О

X н и О X

►д

<

и н се

и ^

се X X и т и X и и

о о

I-,

О X

£ <

X се X

¡3

Я

X X

в области обеспечения требуемого уровня сбора налогов8 было определено:

X X X X и а

£ X со

со О X

£ а О

X н и О X

да <

и н

и ^

о:

х х и т и х и и да О

О и О X

£ <

X

ос; X ¡3

X X

К1 = 2,4 .

(7)

Для практического использования данного выражения примем допущение, что уровень материально-технического обеспечения научных сотрудников, подготовки научных кадров и внедрения результатов научной деятельности в практику пропорционален численности научных сотрудников. Тогда уровень интеллектуализации (научного обеспечения) можно считать пропорциональным численности научных работников, задействованных в исследовании проблем оперативно-служебной деятельности подразделений ЭБиПК:

чнс

Усно =

и треб > ч нс

(8)

где: ЧНС - численность научных сотрудников, задействованных в системе научного обеспече-

ния деятельности подразделений ЭБиПК;

Чнс- требуемая (максимальная) численность научных сотрудников, задействованных в системе научного обеспечения деятельности подразделений ЭБиПК.

Рассмотрим четыре варианта развития системы научного обеспечения как основного средства интеллектуализации деятельности подразделений ЭБиПК:

1-й уровень интеллектуализации (УИ 1) - У1СНО=0,25;

2-й уровень интеллектуализации (УИ 2) - У2СНО=0,5;

3-й уровень интеллектуализации (УИ 3) - У3СНО=0,75;

4-й уровень интеллектуализации (УИ 4) - У4СНО=1. Графики (рис. 3) показывают уровни выявления (возмещения) ущерба, построенные на основе расчетов, выполненных по формуле 7 для различных уровней интеллектуализации (развития системы научного обеспечения) деятельности подразделений ЭБиПК с учетом принятых допу-

щений (при КС

=i:

УИО УИ 1 УИ 2 УИЗ УИ 4

-\-i-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 220 240 260 280 300 тыс.

■юл.

Рис. 3. График зависимости уровня выявленного (возмещенного) ущерба при различных уровнях интеллектуализации деятельности подразделений ЭБиПК

Интенсификация труда сотрудников подразделений ЭБиПК на основе интеллектуализации их деятельности при существующей штатной численности позволит существенно (до 2-х раз) повысить уровень выявления (возмещения) потерь национальной экономики (рис. 4).

Такое повышение эффективности деятельности подразделений ЭБиПК при нынешних ус-

ловиях хозяйствования даст дополнительный экономический эффект, характеризуемый увеличением выявленного ущерба примерно на 145 млрд руб. и соответственно увеличением возмещенного ущерба примерно на 70 млрд руб. (В сравнении с показателями деятельности ОВД в 2012 г.)9.

При этом дополнительные расходы на соз-

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

Рис. 4. Повышение уровня выявленного (возмещенного) ущерба национальной экономики от деятельности преступности экономической направленности в условиях малой численности подразделений ЭБиПК при высоком уровне интеллектуализации их деятельности

дание полноценной системы научного обеспечения деятельности подразделений ЭБиПК на основе реализации определенных мероприятий (формирование и организационное объединение 140-150 соответствующих научных школ общей численностью 1500-2000 научных работников в одной научно-исследовательской организации, которая по своим задачам и масштабам научно-исследовательской деятельности будет соответствовать требованиям Указа Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации») будут составлять в ценах 2012 г. порядка 1,8 млрд руб./ год, или 2-3% от общих расходов МВД России, приходящихся на содержание подразделений ЭБиПК и обеспечивающих их деятельность служб и подразделений.

В сравнении с получаемым экономическим эффектом, выраженным увеличением возмещенного ущерба национальной экономике примерно на 70 млрд руб., приведенные затраты на создание вышеуказанной научно-исследовательской

организации как основы интеллектуализации правоохранительной деятельности ОВД будут составлять всего 1/35 долю, или менее 3 % (дополнительная прибыль составит 3400%).

Достижение экономического эффекта, характеризуемого дополнительным увеличением выявленного ущерба примерно на 145 млрд руб. и соответственно дополнительным увеличением возмещенного ущерба примерно на 70 млрд руб. путем экстенсивного развития подразделений ЭБиПК на основе двукратного увеличения их численности, приведет к несоизмеримо большим затратам (на 100% вместо 2-3%) на содержание и обеспечение функционирования подразделений ЭБиПК и фактически сведет к минимуму суммарный эффект.

Таким образом, интенсивная интеллектуализация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации оказывает существенное позитивное влияние на повышение эффективности их деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности страны и создает

X К X X и а

н

^

X ю

ю О X

£ а О

X н и О X

►д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

и н се

и ^

ее

X X и т и X и и

о

о 1-, о

X

£ <

X

ее

X

э

г!

X X

ы ^

X S I I ы

а

£

I

CQ CQ

0

1

£ а О

S н

и

0

1

►л

<

ы н се

ы ^

се s

I

ы у

ы С и ы и о

О и

0

1

<

I

се s a

JS

s

I

необходимые предпосылки для достижения значительного экономического эффекта от правоохранительной деятельности даже без увеличения численности сотрудников ОВД. При этом следует отметить, что оценки современного состояния научно-аналитического обеспечения деятельности ОВД в сфере экономики являются крайне низкими: существующая система научного обеспечения МВД России и выделенный научный потенциал позволяют осуществлять исследование немногим более 1% научных проблем правоохранительной деятельности в сфере экономической безопасности и не обеспечивают требуемое воспроизводство научных кадров. Такая оценка сформирована на основе следующих рассуждений.

Обобщение результатов оценки состояния интеллектуализации функционирования ОВД показывает, что численность научных работников системы научного обеспечения правоохранительной деятельности в сфере экономики, отнесенная к численности личного состава соответствующих научно обеспечиваемых подразделений, составляет порядка 0,04%10. Сравнение данной оценки с нижней границей величины аналогичного показателя научно-аналитического обеспечения правоохранительных и фискальных ведомств развитых зарубежных странах (Великобритания, Франция, Япония, ФРГ - 4-5%, а в США он достигает 10%) дает следующий результат: 0,04 / 4 = 0,01, или 1%. Здесь за «эталон» системы научного обеспечения, позволяющей полностью (или на 100%) обеспечивать научно-аналитические потребности правоохранительного органа, принята система, характеризуемая удельной численностью научных работников, равной 4%.

В складывающейся обстановке единственной альтернативой развитию ведомственной прикладной науки является ее деградация, поскольку середины не бывает. Наука в органах внутренних дел Российской Федерации должна работать на упреждение: без взгляда в будущее с опорой на прошлое невозможно эффективно бо-

роться с криминалом в настоящем. В первую очередь это касается вопросов борьбы с преступностью экономической направленности, которая в своей основе является высокоинтеллектуальной, хорошо технически оснащенной, обладает большими финансовыми и практически неограниченными информационными ресурсами и представляет системную угрозу для экономической безопасности страны. Наука МВД России должна работать на предотвращение криминальных угроз личности, обществу и государству, выявляя и решая проблемы будущего. В противном случае она всегда будет играть роль «догоняющего», отставая от жизни, что в определенной степени уже имеет место.

1 Настоящая работа выполнена с использованием СПС «КонсультантПлюс».

2 Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. 2-е изд. - М.: Физматлит, 2007.

3 Теслер Г.С. Новая кибернетика. - Киев: Логос, 2004; Kelly K.Out of control: the new biology of machines, social systems and the economic world. - Boston: Addison-Wesley, 1994.

4 Всемирная энциклопедия. Философия / Гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ; Минск: Харвест; Современный литератор, 2001. С. 418.

5 Такой подход к определению содержания категории «эффективность» используется, в частности, в ГОСТ 34.003-99 - Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения. URL: http://www.gostedu.ru/10673.html

6 URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/ item/804701/

7 Смирнов М.П. Зарубежная налоговая и криминальная полиция и их оперативно-розыскная деятельность. - М.: АНП; МГУ; ЧеРо, 2000; Обоснование теоретических основ концепции и программы научно-технического развития Федеральной службы налоговой полиции / Под общ. ред. д-ра эконом. наук, проф. В.М. Крашенинникова. - М., 2001.

8 Смирнов М.П. Указ. соч.; Обоснование теоретических основ концепции и программы научно-технического развития Федеральной службы налоговой полиции.

9 URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/ item/804701/

10 Мацкевич Р.С., Анищенко В.Н., Анищенко Е.В. Научное обеспечение правоохранительной деятельности в сфере экономики: экономико-правовой аспект. - М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.