УДК 372.881.1
О ФОРМИРОВАНИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
© 2012 С. В. Полуяхтова
ассистент каф. иностранных языков e-mail: poluyakhtova@mail. ru
Нижнетагильский технологический институт (филиал) Уральского Федерального Университета (ФГАОУВПО «НТИ(ф) УрФУ»)
Одной из основных задач межкультурного обучения иностранному языку профессиональной сферы в вузе является развитие межкультурной компетенции. Помимо этого, в рамках актуального компетентностного подхода самообразовательная компетенция считается одной из ключевых, подлежащих формированию и развитию в высшей школе. В статье рассматриваются некоторые возможности самообразовательной деятельности в процессе межкультурного обучения иностранному языку.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, межкультурная
коммуникация, самообразовательная компетенция, иностранный язык
Ситуации межкультурного взаимодействия стали неотъемлемой частью нашей личной и профессиональной жизни ввиду широкого распространения массовых межкультурных контактов. Оценочные и интерпретационные процессы, происходящие в нашем сознании при контакте с новым, изменение собственных взглядов, психологические преобразования, сопровождающие межкультурную коммуникацию, составляют ключевые моменты подготовки и реализации концепции межкультурного обучения. Представляется возможным определить межкультурное обучение как обучение, направленное на развитие межкультурной компетенции путём включения в процесс межкультурной коммуникации.
Основополагающие принципы межкультурного обучения, заложенные ещё Э. Холлом, подразумевают практическое использование фактов межкультурного общения людей, возникающих при непосредственных контактах с носителями других культур. Учебный процесс он понимал как процесс анализа конкретных примеров межкультурного общения, в результате которого расширяется межкультурная компетенция обучающихся и преодолеваются трудности в повседневном общении с людьми из другой культуры. Данные основы межкультурного обучения актуальны по сей день. В «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» подчёркивается роль поликультурного образования как важнейшей составляющей современной системы высшего профессионального образования, преследующей цель развития поликультурной осведомлённости студентов, то есть не только формирования у них системы знаний о традициях, образе жизни и культурных ценностях различных народов и этносов, проживающих в современном мире, но и воспитания обучающихся в духе уважения мировоззренческих ценностей других культурных общностей.
После принятия «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» наблюдалась переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на
понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Таким образом, в
образовании зафиксировался компетентностный подход. Принятие данного подхода в качестве одного из ведущих методологических оснований подготовки специалистов предопределило постановку и реализацию целей образовательного процесса в вузах в контексте формирования и развития ключевых компетентностей.
При этом особо актуальной становится проблема саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования студентов высшей школы, обладающих не только набором профессиональных компетенций, предметными знаниями по избранной специальности, но и развитыми способностями к самостоятельности и творчеству. Однако в настоящее время исследователи отмечают дефицит самостоятельности, который характеризуется не только умением познающей личности овладевать знаниями и способностями деятельности без посторонней помощи, но и наличием внутреннего стремления человека к самореализации посредством самообразования [Арынханова 2008].
В свете современного компетентностного подхода к профессиональному образованию необходимо учитывать и то, что и после окончания курса обучения в вузе специалист должен быть готов к последующему самообразованию на протяжении всей жизни. Качество сформированности профессиональной компетенции зависит от уровня развития самообразовательной компетенции, которую можно рассматривать как фактор социальной конкурентоспособности выпускника, позволяющий получить качественное высшее образование, овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, а при необходимости в будущем сменить специальность. Следовательно, при развитии межкультурной компетенции в ходе межкультурного обучения необходимо учитывать и самообразовательный компонент. Самообразовательная компетенция в целом считается одной из ключевых компетенций и является необходимой основой успешного развития личности и профессиональной деятельности человека.
Формирование и развитие самообразовательной компетенции - задача, сохраняющая свою актуальность, несмотря на то, что самой проблеме самообразования всегда уделялось достаточно внимания. Ситуация, сложившаяся сегодня на рынке труда, подтверждает тезис о том, что только самостоятельные и умеющие проявить инициативу специалисты, способные постоянно совершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном плане, являются конкурентоспособными и наиболее востребованными работниками. Данный факт придает задаче формирования готовности к самообразованию актуальность для российской высшей школы, переживающей очередной процесс реорганизации.
Известно, что самостоятельность лучше всего формируется на основе междисциплинарного взаимодействия. Обеспечение подобного взаимодействия - одна из задач профессионально-ориентированного обучения иностранному языку. В процессе межкультурного обучения этой разновидности иностранного языка студенты учатся не только уважительно относиться к иностранному языку и системе ценностей его носителей с опорой на принцип равноценности различных культур, но и устанавливать межпредметные связи иностранного языка и дисциплин профессионального цикла.
В итоге студенты не только смогут достичь соответствующего уровня иноязычной профессионально-коммуникативной и межкультурной компетенций, но и будут готовы к проведению эффективной самообразовательной работы над иностранным языком профессиональной сферы после окончания высшего учебного заведения. Лингвосоциопсихологические и культурологические знания об иноязычном социуме, создающие широкий контекст межкультурного общения, формируют перцептивную готовность к эффективному межкультурному общению, а умение совмещать их с профессиональными знаниями и умениями, системно их
совершенствовать в процессе самообразования ведет к достойному уровню международного профессионального сотрудничества.
С позиции иноязычного образования самообразовательная компетенция студента в области иностранного языка рассматривается как интегративная характеристика личности, отражающая ее готовность и способность поддерживать и повышать уровень владения иностранным языком в процессе самообразовательной деятельности. Развитие самообразовательной компетенции может происходить только непосредственно в самообразовательной деятельности, которую можно определить как процесс индивидуальной познавательной деятельности, нацеленной на
совершенствование умений иноязычного общения. Таким образом, стратегической целью самообразовательной деятельности студентов, изучающих иностранный язык, выступают достижение соответствующего уровня иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций в период обучения, а также подготовка к продуктивной самообразовательной деятельности после окончания высшего учебного заведения. В связи с этим самообразовательная деятельность становится важнейшим компонентом учебного процесса, направленным на развитие необходимых качеств языковой
личности и обеспечение продуктивного характера процесса овладения иностранным языком.
Для формирования способности адекватно и самостоятельно пользоваться изучаемым языком в различных ситуациях бытовой и профессиональной сферы необходимо создание соответствующих условий образовательной среды. Так, ориентация на самообразовательную деятельность студентов как необходимую часть процесса изучения иностранного языка предполагает применение в образовательном процессе новых технологий, методов и средств обучения.
Самообразовательная деятельность в области иностранного языка может осуществляться в рамках различных организационных формах: индивидуально, в парах, микрогруппах и группах. Подобное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы обеспечивает планомерную и полную реализацию самообразовательной деятельности студентов [Кашникова 2011]. Выбор организационной формы определяется характером материала, психологическими особенностями обучающихся, видом развиваемой речевой деятельности на иностранном языке, а также условиями ее проведения.
Н.Ф. Коряковцева выделяет следующие основные характеристики учебных ситуаций, с помощью которых обеспечивается развитие вторичной языковой личности на основе самообразовательной деятельности студентов:
1) активизация самостоятельной учебной деятельности студентов по овладению изучаемым языком;
2) обеспечение аутентичности образовательного контекста и направленности на личный образовательный продукт;
3) использование проблемных, поисковых задач с целью «открытия для себя языка и культуры»;
4) актуализация взаимосвязанных личностных позиций студента как субъекта учебной деятельности [Коряковцева 2001: 11].
Содержательная основа курса иностранного языка профессиональной сферы, отвечающая выделенным характеристикам, полностью удовлетворяет основам межкультурного обучения, отмеченным выше. Студенты приступают к освоению данной дисциплины после окончания курса обучения базовой разновидности иностранного языка. Это создает некоторую образовательную основу, облегчающую овладение деловым иностранным языком. Помимо этого, обучаемые на данном этапе уже владеют некоторыми приемами самостоятельной работы и, при некоторых
условиях, достаточным уровнем мотивации для расширения языковых знаний и умений. Неязыковая специально-профессиональная составляющая курса профессионально-ориентированного иностранного языка (типичные для конкретной профессиональной деятельности и связанные с ней явления и ситуации коммуникации) перекликается с содержанием дисциплин профессионального цикла, изучаемых параллельно. Фоновая составляющая содержания обучения деловому иностранному языку включает в себя сочетание знаний о национально-культурной специфике страны изучаемого языка, особенностях ведения бизнеса и деловых культур, умений эффективного ведения деловой коммуникации, и т.д. Все это позволит студентам впоследствии сформировать правильные смысловые ассоциации, необходимые в практике реальной межкультурной профессиональной коммуникации, а также обеспечит формирование основ межкультурной компетенции, подлежащей дальнейшему развитию в ходе профессиональной деятельности. Самообразовательный компонент межкультурной компетенции включает в себя умения и навыки самостоятельной работы, мотивацию и готовность к увеличению объёма профессионально-ориентированных, социокультурных и лингвокультурных знаний о стране изучаемого языка и родной стране; к совершенствованию умений и навыков межкультурного взаимодействия, обновлению межкультурного опыта.
Развитие межкультурной компетенции и самообразовательной компетенции в области иностранного языка в образовательной практике наиболее оптимально в условиях комплексного использования возможностей личностно ориентированных технологий. Данные технологии обеспечивают создание условий для полноценного проявления и развития личностных качеств студента и базируются на организации взаимодействия между субъектами учебного процесса, основанной на создании оптимальных условий для развития способности студентов к самоуправлению учебной деятельностью по овладению изучаемым языком. К технологиям, активизирующим самообразовательную деятельность студентов, относятся игровые, проектные и информационно-коммуникационные технологии, основывающиеся на принципе совместной деятельности и приближающие учебную деятельность к реальной действительности, обеспечивая студентам реальную возможность проявления инициативы и автономности в образовательном процессе.
Однако анализ образовательной практики показывает, что в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе реализовать все возможности самообразовательной деятельности в процессе межкультурного обучения иностранному языку не удается, хотя накопление индивидуального опыта освоения и использования иностранного языка и межкультурной информации происходит именно в процессе подобной деятельности.
Библиографический список
Арынханова Э. К. Формирование готовности студентов к самообразовательной деятельности на основе профессиональной компетенции [Электронный ресурс] // Вебверсия материалов междунар. науч.-практ. конф. «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом». Минск: ГУ "БелИСА", 2008. URL: http://belisa.org.by (дата обращения: 12.03.2012).
Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 2004.
Кашникова Е. Ю. Условия организации речевой самообразовательной деятельности студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2G11. Вып. 4. С. 35-39.
Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/, свободный.
Коряковцева Н. Ф. Автономия учащихся в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // Иностр. яз. в школе. 2GG1. № 1. С. 9-l4.