Научная статья на тему 'О формировании профессиональной компетентности будущих специалистов-нефтяников средствами модульно-рейтинговой системы в процессе обучения математики'

О формировании профессиональной компетентности будущих специалистов-нефтяников средствами модульно-рейтинговой системы в процессе обучения математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иляшенко Любовь Киряловна

В данной статье уточняется понятие «профессиональная компетентность», содержание, структура процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов-нефтяников. Рассматривается влияние технологии модульно-рейтингового обучения на формирование профессиональной компетентности будущих инженеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иляшенко Любовь Киряловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формировании профессиональной компетентности будущих специалистов-нефтяников средствами модульно-рейтинговой системы в процессе обучения математики»

УДК 378.147

ББК 74.58

Иляшенко Любовь Киряловна

преподаватель г. Сургут

О формировании профессиональной компетентности будущих специалистов-нефтяников средствами модульно-рейтинговой системы в

процессе обучения математики

В данной статье уточняется понятие «профессиональная компетентность», содержание, структура процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов-нефтяников.

Рассматривается влияние технологии модульно-рейтингового обучения на формирование профессиональной компетентности будущих инженеров.

В последние десятилетия процессы глобализации охватывают все больше сфер жизни, в том числе и сферу образования. Высшее образование является механизмом воспроизводства всей системы образования и науки. Отношение к образованию как одному из важных путей и средств развития интеллектуального, образованного человека представляет особый интерес в современной обстановке изменения российского обгцества[6]. Современное развитие общества требует новой системы образования - «инновационного обучения», которое формировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.

Среди задач профессионального образования, сформулированных в Концепции модернизации образования до 2010 г., важное место занимает

подготовка компетентного и ответственного работника, независимо от уровня и профиля его подготовки [4]. Модернизация профессионального высшего образования в Российской Федерации направлена на становление в образовательных учреждениях специалиста - профессионала, обладающего высоким уровнем сформированности профессиональных компетенций, характеризующихся надпредметностью, междисциплинарностью,

многофункциональностью. В этой связи следует отметить своевременность решения проблемы формирования основ профессиональной компетентности у студентов технических вузов, обусловленных требованиями Федеральной программы реформирования профессионального высшего образования до 2010 года, Федеральной целевой программы развития образования в 2006 - 2010 г., что предполагает необходимость дальнейшего развития теории и практики профессионального высшего образования, успешность которого существенным образом зависит от дидактических условий, в которых протекает процесс обучения студентов.

Вопрос о формировании компетентности будущего специалиста - один из наиболее сложных и ответственных в условиях учебного заведения. Исследование профессиональной компетентности - одно из ведущих направлений изучения целого ряда ученых. Следует отметить исследования проблемы формирования компетентности у студентов вузов АЛ. Андреева, H.A. Банько, В.И. Байденко, А.Н. Дахина, Н.Ф. Долгополова, H.H. Долововой, A.B. Добудько, Т.В. Добудько, H.A. Зимней, В.В.Нейжмака, В.А.Сластёнина, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, А. Д. Щербова, Э.Ф.Насыровой и др.

Понимание профессиональной компетентности, выработанное в научной школе В.А. Сластенина [8], состоит в единстве теоретической и практической готовности и способности личности осуществлять профессиональную деятельность. Этот подход способствует осмыслению профессиональной компетентности в целом, вне зависимости от ее специального наполнения. Следует уточнить, что понятие готовность применено в определении в значении состояния, «... при котором все сделано, все готово для чего-нибудь»,

а способность - в значении «... умения, а также возможности производить какие-нибудь действия» [1].

Интерес представляют исследования отдельных видов профессиональной компетентности: аутопсихологической (И.В. Елшина, A.A. Деркач, А.П. Ситников, A.C. Гусева и др.); психолого-акмеологической (В.Н. Маркин, И.Н. Дроздов); социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения (H.H. Ершов); социально-психологической (В.Г. Первутинский, Г.Е. Белицкая, Л.И. Берестова); конфликтологической (О.И. Денисов); информационно-технологической (П.В. Беспалов), коммуникативной компетентности (Л.А. Петровская и др.).

Понятие «профессиональная компетентность» толкуется крайне неоднозначно. (И.В. Ильина, Н.В. Кузьмина, A.A. Маркова, В.Г. Первухинский, Д.В. Пузанков, В.Д. Шадриков, Н.С. Шаблыгина и многие другие, работающие в проблематике профессионального образования) подчеркивают разные стороны этого явления. В сил}' этого на первый план профессиональной компетентности выходит аспект профессионализма. Профессиональную компетентность определяют как ингегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, психологическую готовность (Л.Ю. Кривцов, Э.Ф. Зеер) [2].

Итак, в результате анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что в отечественной теории и практике нет единого взгляда на определение понятия «профессиональной компетентности», отсутствует единый исследовательский подход к составу структурных компонентов профессиональной компетентности, не определены методы и факторы, способствующие формированию профессиональной компетентности специалистов в вузе и на производстве. Вместе с тем, очевидно, что структуру профессиональной компетентности не следует ограничивать только высоким уровнем знаний, умений и навыков. Они необходимы для эффективной

актуальной деятельности, но еще не являются достаточным условием дальнейшего развития профессионала. Большинство авторов (C.B. Батышев, В.И. Воротилов, JI.M. Митина, Э.М. Никитин, и др.) [5] придерживаются интегративного подхода к определению понятия профессиональной компетентности. Основываясь на том, что профессиональная компетентность является интегральной характеристикой личности, нами сформулировано рабочее определение этого понятия.

Под профессиональной компетентностью будущего специалиста-нефтяника мы понимаем интегративное качество личности,

характеризующее способностью решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях с использованием полученных знаний, умений, наиболее значимых профессиональных качеств личности, жизненного опыта и ценностных ориентаций.

Формирование профессиональной компетентности специалиста в качестве системообразующего фактора продуктивности его профессиональной деятельности необходимо исследовать во взаимосвязи со способностью к саморазвитию, самосовершенствованию личности и деятельности, самореализацией и развитием его потребностей и творческих способностей.

Установлено, что профессиональная компетентность специалиста с высшим техническим образованием предполагает[9]:

1 .Понимание системного характера производственных проблем.

2.Способность осваивать и развивать инновационные технологии в системной интеграции.

3.Владение знаниями и новыми технологиями в своей предметной области и смежных областях.

4.Способность к быстрому обучению, непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию, к профессионализму.

5.Умение принимать правильные и ответственные решения при создании и эксплуатации объектов новой техники.

6.Постоянное развитие и совершенствование основных компонентов профессиональной компетентности: дифференциально-психологической; социально-психологической; аутопсихологической; акмео логической; управленческой; специальной и информационно-технологической компетентности.

7.Способность реализовать свой творческий потенциал (знания, умения, опыт, деловые и личностные качества) в продуктивной профессиональной деятельности.

Исследования показали, что профессиональная компетентность как системная характеристика личности имеет сложную структуру, содержащую компоненты (дифференциально-психологическая, социально-психологическая, аутопсихологическая, акмеологическая, управленческая, специальная, информационно-технологическая) и элементы, из которых формируется модель компетентности [ 10].

На основании анализа имеющихся работ по проблемам формирования профессиональной компетентности будущих специалистов-нефтяников (Г. М. Дьяченко, Е. И. Зарипова и др.) мы делаем вывод о том, что констатировать положительную динамику сформированности профессиональной компетентности можно по следующим критериям: уровни овладения системой математических знаний, умений и навыков, уровни обучаемости, уровни обученности, сформированность мотивации изучения математики. Положительная динамика данных критериев свидетельствует о сформированности профессиональной компетентности.

В процессе обучения математике у будущего инженера возможно формирование следующих интеллектуальных умений:

- общих: умение анализировать, синтезировать, устанавливать логические связи, выявлять функциональные зависимости меэду процессами и т. д;

- специфических, адекватных основным видам профессиональной деятельности инженера: проектно-конструкторской, организационно-управлен-ческой, производственно-технологической, исследовательской.

Для эффективного формирования профессиональной компетентности будущих инженеров большую роль играют интенсивные технологии обучения, направленные на оптимизацию, актуализацию, систематизацию, гуманизацию и комплексность получения знаний. Одной из современных технологий является модульно-рейтинговое обучение, которое предполагает постепенный и смыслообразующий переход от одного вида деятельности (получение теоретических знаний) к другой (получение профессиональных умений и навыков)[11]. Эта технология имеет ряд преимуществ, а именно:

1 .Модульно-рейтинговая система управления обучением позволяет организовать самостоятельную деятельность студентов. Благодаря ее возможностям несложно осуществить индивидуальный подход к обучению каждого студента, так как каждый студент может составить план своей деятельности, развиваясь самостоятельно в соответствии с принципом повышения профессиональной компетентности[7 ,с.53].

2.Вырабатывается своеобразный навык работы над собой, к работе по своему совершенствованию. В дальнейшем приобретенный в ВУЗе навык становится привычкой, проявлением характера студента[7,с.85].

3.Благо даря наличию ориентиров (контрольных работ, типовых расчетов и т.д) и стимулам к регулярным и планомерным занятиям между сессиями повышается прочность знаний.

4.Система учитывает все виды учебной деятельности (и тематический контроль, и текущую аттестацию студентов), что увеличивает объективность итоговой оценки и дает достаточную моральную и материальную мотивацию студентов.

5.Хорошо отлаженная система приведет к исчезновению зачетов как таковых.

6.Система обеспечивает снятие элементов случайности в оценке знаний при сдаче экзаменов и зачетов[12].

7.Широкий диапазон возможностей фиксации результатов (каждая кафедра может выбрать свой балл, свой шаг, свои специфичные виды деятельности).

8.Рейтинговый контроль высокого уровня позволит учитывать степень занятости студента в определенные моменты времени, чтобы избежать ситуаций наложения на одной неделе нескольких рефератов, творческих работ.

10.В переходной период для увязки с традиционно установленной пятибалльной системой в ведомостях часто указывают интервалы для оценок

11 .Рейтинговый контроль позволяет активизировать и корректировать собственную деятельность преподавателей и организацию процесса обучения

Экспериментальная проверка разработанной методики формирования профессиональной компетентности посредством модульно-рейтинговой системы обучения математики показала ее эффективность. Проведенный педагогический эксперимент доказал, что целенаправленное внедрение в практику обучения разработанного комплекса модулей по математике и рейтингового контроля ведет к повышению качества математических знаний, повышению уровня обученности и обучаемости, мотивации к изучению математики, т. е. формирует профессиональную компетентность.

Библиографический список

1. Деятельность: теории, методология, проблемы. - М.: Политиздат, 1990. -336 с.

2. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Рос. гос. проф.-пед. ун-т;. Екатеринбург, 2002. - 126 с.

3. Касимов, Р.Я., Зинченко, В .Я., Грандберг, И.И. Рейтинг в вузе: закономерное и случайное//Высшее образование в России .-1994.~№3.-с.83-92.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования России: Сборник приказов и инструкций Министерства образования. - 2002. - № 1. - С. 7-16.

5. Митина, JI.M. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.-216с.

6. О реализации положений Боло некой декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. Приказ Минобрнауки России от 15.02.2005 г. № 40.

7. Русина, A.B. Рейтинговая система оценки результатов обучения// Основы психологии и педагогики высшей школы /Отв. ред. Л.К.Аверченко. -Новосибирск: НГАЭиУ,1997.-с.52-60.

8. С ласте нин, В. А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, E.H. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

9. Софьина, В.Н. Акмеологический подход к моделированию. Моделирование как средство развития профессиональной компетентности: монография / В. Н. Софьина. - СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2004. - 146 с. - ISBN 5-8290-0517-4.-500 экз.

10.Софьина, В.Н. Развитие профессиональной компетентности специалиста в вузе и на производстве: монография / В. Н. Софьина. - СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2005. - 144 с. - ISBN 5-8290-0516-6. - 500 экз.

П.Третьяков, П.И., Сенновский, И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. / П.И. Третьяков. - М.: Новая школа, 2001,- С. 103.

12.Яровикова, Р.Т. От непрерывной аттестации к непрерывному образованию (к построению концепции непрерывного образования)// Проблемы высшего технического образования/Под общ. Ред. А.С.Вострикова,- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998.-с.82-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.