Научная статья на тему 'О формировании понятийной картины контента современного архитектурного образования'

О формировании понятийной картины контента современного архитектурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОНЯТИЙНАЯ КАРТИНА / EDUCATION / ARCHITECTURAL EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / CONCEPTUAL PICTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуничева Ольга Юрьевна,

Отечественное архитектурное образование сегодня находится в условиях коренного реформирования, вследствие формирования европейского пространства высшего образования. В статье обосновывается необходимость изучения научных статей и специализированных публикаций с целью формирования целостного представления о существующей ситуации в сфере образования, описания проблем, связанных с произошедшими изменениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the formation conceptual picture of modern architectural education content

Architectural education today is in the midst of a fundamental reform of the education system, the preconditions for which were formed when a European higher education area was created. The article discusses the need to analyze the texts of architectural publications on architectural education in order to understand the situation that is evolving in this area, as well as to describe the problems associated with the reform of the educational system. In addition, the conditions for the formation and structuring of conceptual architectural and educational content are described.

Текст научной работы на тему «О формировании понятийной картины контента современного архитектурного образования»

Эссе | Essay

О.Ю. Дуничева, магистрант

Научный руководитель — Н.Ф. Метленков, профессор Государственный университет по землеустройству

O.U. Dunicheva, MA student Scientific advisor N. Metlenkov, Professor State University of Land Use Planning

О формировании понятийной картины контента современного архитектурного образования

On the formation conceptual picture of modern architectural education content

Отечественное архитектурное образование сегодня находится в условиях коренного реформирования, вследствие формирования европейского пространства высшего образования. В статье обосновывается необходимость изучения научных статей и специализированных публикаций с целью формирования целостного представления о существующей ситуации в сфере образования, описания проблем, связанных с произошедшими изменениями.

Ключевые слова: образование, архитектурное образование, система образования, понятийная картина

Architectural education today is in the midst of a fundamental reform of the education system, the preconditions for which were formed when a European higher education area was created. The article discusses the need to analyze the texts of architectural publications on architectural education in order to understand the situation that is evolving in this area, as well as to describe the problems associated with the reform of the educational system. In addition, the conditions for the formation and structuring of conceptual architectural and educational content are described.

Keywords: education, architectural education, education system, conceptual picture

Каким образом изменялось архитектурное сознание с течением времени? На этот вопрос можно было бы ответить последовательно и досконально, изучив архитектурные тексты разных периодов. Ведь текст формируется под непосредственным воздействием мировоззрения писателя, в то время как личность последнего формируется в культуре, относящейся к определенному историческому периоду, характеризующийся своими социально-экономическими отношениями, политической обстановкой, мировоззрением в целом [1, с.171].

НОЭМА | N'OHMA 2019 № 2 (2)

Эссе | Essay

В настоящее время архитектурное образование (АО) является одной из наиболее востребованных областей профессиональной подготовки, в связи с повышением роли профессии, в сравнении с предыдущими периодами её становления. С учетом процесса глобализации, культурного и экономического развития страны, естественны преобразования модели архитектурного образования.

Очевидно, что сегодня востребованы кадры с квалификацией архитектор, не просто «специалисты-разработчики», а специалисты-концептуалисты, способные задать вектор прогрессивного развития архитектурного содержания, обладающие необходимыми компетенциями.

Ранее в основе образовательного процесса лежало усвоение профессионального комплекса ЗУН (знаний, умений, навыков). Однако в подобной системе обучения наблюдается резонанс между необходимым лавинообразным количеством усвоенной информации, временными рамками и психологической готовностью студента. Дисциплинарный подход, составляющий ядро ФГОС ВПО1 второго поколения, заключающийся в освоении множества научных дисциплин и их основ, формирует крайне «плотные» программы специа-

" п "

лизированной подготовки. В результате реализации этого подхода учащийся перегружен дисциплинами, которые вовсе не помогают выработать студенту свой профессиональный метод. Кроме того, обладание профессиональными навыками не характеризует архитектора как специалиста, готового к разносторонней профессиональной деятельности. Обретенные профессиональные навыки, не считая базовых, могут подразумевать лишь механическое «натаскивание» на ситуации (к тому же искусственно созданные в образовательном процессе). Но окружающая среда динамична, в условиях профессиональной деятельности возникают ситуации, требующие особого подхода, приспособления мышления и выбора особого контекстного решения. В этой ситуации теряют актуальность многие знания и навыки. Поэтому меняется установка образовательной модели со знаниевой на компетентностную.

Присоединение России к Болонскому процессу (2003 год), воспринимающееся как инструмент развития высшего профессионального образования; объявление на конференции в Будапеште-Вене (2010 год) о создании европейского пространства высшего образования, формируют предпосылки и условия для реформирования структуры и содержания российской системы образования в целом и архитектурного образования в частности. Так, существует необходимость исследования текстов архитектурных публикаций об архитектурном образовании для осознания ситуации, формирующейся в этой сфере, а также для описания проблем, связанных с реформированием системы образования. Следовательно, для осознания процесса и продуктивной предстоящей научной, образовательной работы необходимо формирование и структурирование понятийного архитектурно-образовательного контента посредством создания наглядной картины терминов, понятий и их взаимосвязей.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

О.Ю. Дуничева. О формировании понятийной картины контента современного архитектурного образования

Комплексно проанализировав взаимосвязи информации в тексте, его лексический состав, грамматическую основу, проведя концептографический и тезаурусный анализ можно осознать идею автора, а также понять и осмыслить в историческом контексте культуру в целом [2]. Тексты об архитектуре позволяют полновесно воспринять уровень развития архитектурной триады «наука-образование-практика», изучить объектные и образовательные авторские концепции определенных временных рамок, определить обоснованность и прогрессивность этих концепций.

Следует заметить, что из всего многообразия информационных изданий, публикаций по архитектурной критике, теории и истории архитектуры, из архивных источников и специализированных текстов наиболее интересными стоит считать архитектурные журналы, соответственно статьи, печатавшиеся в них, так как они являются неотъемлемой частью архитектурной науки, образования и практики. Изучая архитектурные статьи, можно осмыслить закономерности архитектурного процесса, его развитие, переосмыслить факты и выводы предшествующих исследований [1]. Именно в архитектурных статьях первостепенно освещаются проблемные поля профессиональной деятельности, описываются концепты, в дальнейшем более подробно разрабатываемые в монографиях и кандидатских диссертациях.

Результаты исследования архитектурных статей будут глубже и полнее при большем количестве отобранных текстов, отображающих различные взгляды архитекторов и научных деятелей. Рассматривая статьи, опубликованные с момента создания европейского пространства высшего образования, проводя глубокий анализ критических и концептуальных статей, можно обрисовать картину изменения структуры архитектурного образования, а также сделать вывод о последующем развитии этой сферы.

Так как на исследование отведены определенные временные границы, а также, исходя из доступности публикуемого материала из перечня ВАК, для анализа были отобраны архитектурные журналы, в той или иной мере содержащие публикации об архитектурном образовании:

- «Архитектура и строительство России», Москва, 2010-2018 гг.;

- «Architecture and Modern Information Technologies», Московский архитектурный институт, Москва, 2010-2018 гг.;

- «Архитектон: известия вузов» (электронный журнал), УралГАХА, Екатеринбург, 2010-2018 гг.;

- «Academia. Architecture and Construction», Российская академия архитектуры и строительных наук, 2010-2018 гг.;

- «Вестник гражданских инженеров», Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург, 2010-2018 гг.;

- «Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета», Казань, 2010-2018 гг.;

- «Градостроительство и архитектура. Самарский государственный технический университет», Самара, 2010-2018 гг.;

- «Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета», Волгоград, 2010-2018 гг.

НОЭМА | NOHMA 2019 № 2 (2)

Эссе | Essay

Таким образом, для изучения отобраны восемь архитектурных журналов за период от 2010 г до 2018 года. Из всего массива публикаций были отобраны 135 концептуальных образовательных статей. Изучение отобранных статей позволило выявить их содержание и главные концепты, сформированные в них.

Анализ публикаций базируется на изучении количественных и качественных характеристик архитектурного текста. Количественный анализ направлен на изучение исторического контекста создания работ, на оценку периодизации актуальности тем в архитектурной периодической профессиональной печати. С учетом динамического развития интереса авторов к каким-либо темам, паузами между ними, связанные с пространственно-временным окружением, влиянием исторических, социально-экономических факторов, политической и культурной характеристикой временного отрезка.

При проведении количественной оценки были определены статистические характеристики по географическому местоположению авторов публикаций. Данные отражаются в инфографике, а также заносятся в таблицу. Важно заметить, что процентный показатель публикаций, написанных зарубежными авторами низок, так географическое разнообразие составляют: Россия, Германия, США и Великобритания.

Следует заметить, что самое большое количество статей написано авторами из Москвы (44), Казани (30), и Санкт-Петербурга (18). Так же есть статьи, написанные авторами из разных городов России (Екатеринбург (2), Вологда (3), Новосибирск (4), Нижний Новгород (3), Воронеж (1), Самара (3), Иркутск (1), Пермь (1), Волгоград (11), Барнаул (1), Красноярск (3)).

Качественный анализ осуществляется путем определения позиции автора с выявлением главной мысли текста, здесь проводится концептографиче-ский анализ аннотированных текстов статей. Этот анализ позволит осмыслить основные особенности текстов и выявить определенные взаимосвязи информации в них. Также, должно быть выявлено взаимодействие информации в статьях путем определения типологической текстовой принадлежности публикаций. На этом этапе определяются проблемная направленность, описанные и вновь сформулированные концепции. Основными направлениями мысли авторов концептуальных образовательных статей стали:

1) описательные обзоры структуры, деятельности и достижений в архитектурном образовании;

2) теоретические компоненты процесса формирования новой структуры АО, преподавания, содержания ФГОС, необходимых мер реформирования;

3) философско-педагогическое направление;

4) резкая критика образовательной системы;

5) международное сообщение в контексте взаимодействия университетских структур, взаимодействия преподавательских и студенческих персоналий;

6) эволюция образования;

7) экологизация образования;

8) дополнительное образование;

9) довузовское образование;

10) дистанционное образование;

11) Болонская декларация (хартия, соглашение).

О.Ю. Дуничева. О формировании понятийной картины контента современного архитектурного образования

Стоит отметить, из массы всего отобранного материала больше всего статей описательного направления (47), далее теоретического (31) и эволюции образования (16). Редко затрагиваемыми темами стали: экологизация образования, дополнительного образования, дистанционного обучения и довузовского образования.

Создание понятийной картины менталитета архитектурного образования осуществимо при помощи анализа понятийного аппарата текстов об архитектурном образовании. Подробному изучению подвергаются смысловой контекст полных статей, термины, касающиеся архитектурного образования, а также контекст применения этих терминов в текстах. При выявлении терминов каждому дается определение. Выявляются наиболее актуальные, часто упоминавшиеся термины. Все отобранные понятия заносятся в тезаурус современного контента архитектурного образования.

В итоге проведенный анализ текстов статей об архитектурном образовании позволяет понять, какие образовались проблемные поля в архитектурном образовании в процессе реформирования, как реагировало архитектурное сознание на изменения в профессиональной сфере образования, как изменялись авторские образовательные концепции в последнее десятилетие, какие предложения поступали для улучшения и создания существующей и новой системы соответственно, и в конечном итоге, осмыслить, как возможно органично и рационально внедрить новую образовательную систему в архитектурную сферу.

Список литературы

1. Шипицына О.А. Теория и методология архитектурной критики / Шипи-цына О.А. — Екатеринбург: Архитектон, 2013. — 205 с.

2. Кондрашина С.В. Текст об архитектуре как вид информации // Архитектон: известия вузов. — 2011. — № 3 (35). — С. 7.

3. Дуничева О.Ю., Е.В. Конева. Методика исследования понятийной картины современного архитектурного образования // Архитектура и строительство России. — 2019, №1.

References

1. Shipitsina O.A. Teoriya i metodologiya arkhitekturnoy kritiki [Theory and methodology of architectural criticism] Ekaterinburg, 2013, 205 p.

2. Kondrashina S.V. Tekst ob arkhitekture kak vid informatsii [Text about architecture as a type of information]. Ekaterinburg, 2011, p. 7.

3. Dunicheva O.Yu. Koneva E.V. Metodika issledovaniya ponyatiynoy kartiny sovremennogo arkhitekturnogo obrazovaniya [Methods of studying the conceptual picture of modern architectural education]. Moscow, 2019.

Дуничева Ольга Юрьевна, магистрант архитектурного факультета Государственного университета по землеустройству. E-mail: Dunicheva.olga@list.ru

Метленков Николай Фёдорович, кандидат архитектуры, профессор кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 01.03.2019

Д.Г. Еремеев, магистрант

Научный руководитель — Г.Н. Туманик, профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

D. Yeremeyev, MA student

Scientific advisor G. Tumanik, Professor

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Благоустройство пешеходных пространств в жилой застройке г. Нур-Султана как предмет экономического конфликта

Organization of pedestrian spaces in residential development of the Nur-Sultan as a subject of economic conflict

В эссе рассматривается проблема качества организации и благоустройства пешеходных пространств г. Нур-Султана. Проблема изучается авторами в контексте экономической конфликтологии. Такой подход позволил проследить причины возникновения противоречий, выявить стороны конфликта и охарактеризовать их интересы. Анализ полученных материалов позволил сформировать авторское видение вариантов для разрешения конфликтов.

Ключевые слова: пешеходные пространства, экономическая конфликтология, экономический анализ, рынок строительства, Нур-Султан

The essay research a problem of the pedestrian spaces quality, it's organization and improvement, in the Nur-Sultan city. The problem is studied by the authors in the context of economic conflict management. This approach allowed us to find the reasons of the contradictions, to identify the parties of the conflict and to characterize their interests. The analysis of the obtained materials allowed the author to form the variants of conflict resolution.

Keywords: pedestrian spaces, economic conflict management, economic analysis, development market, Nur-Sultan

Введение

Нур-Султан как современный город занимает одну из лидирующих позиций по планировочной структуре и архитектурному оформлению общественных пространств среди городов Средней Азии. Это было обусловлено применением современных градостроительных принципов, при переносе функций столицы в 1998 году из Алматы. В результате, перед городом открылись долгосрочные перспективы роста и развития. Рост численности населения за прошедшие 20 лет составил порядка 340%, а рост регионального валового продукта (далее ВРП) достиг отметки 10% в общереспубликанском объеме [4; 6]. Основная доля ВРП приходится на сферы промышленного производства, строительства, транспорта, связи и торговли.

Сфера строительства в столичном регионе показывает наиболее высокие темпы роста по Казахстану. Так, объем инвестиций в строительство только за

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.