Научная статья на тему 'О формировании политики клиентоориентированности в АПК России как инструменте обеспечения продовольственной безопасности'

О формировании политики клиентоориентированности в АПК России как инструменте обеспечения продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренние и внешние угрозы / риски / продовольственная политика / сельскохозяйственные ресурсы / продовольственная безопасность / политика клиентоориентированности. / internal and external threats / risks / food policy / agricultural resources / food security / customer-oriented policy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айгуль Фаргатовна Барикаева

Продовольственная безопасность на сегодняшний день является одной из первостепенных задач в системе национальной безопасности. Подробно рассматриваются вызовы и угрозы продовольственной безопасности и необходимые меры по их предотвращению в нынешних условиях. Предполагается, что одной из таких мер должно стать формирование политики клиентоориентированности в АПК России, обеспечивающей поддержку потребительского спроса населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CUSTOMER FOCUS POLICY IN THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA AS A FOOD SECURITY PROVIDING TOOL

Food security, today, is one of the primary tasks in the system of national security. This article discusses in detail the challenges and threats to food security and the necessary measures to prevent them in the current environment. The author believes that one of these measures should be the formation of a customer focus policy in the agro-industrial complex of Russia, which provides support to consumer demand.

Текст научной работы на тему «О формировании политики клиентоориентированности в АПК России как инструменте обеспечения продовольственной безопасности»

УДК 338 ББК 65

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10041 © А.Ф. Барикаева, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

О ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИКИ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ В АПК РОССИИ КАК ИНСТРУМЕНТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Айгуль Фаргатовна Барикаева,

адъюнкт

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация. Продовольственная безопасность на сегодняшний день является одной из первостепенных задач в системе национальной безопасности. Подробно рассматриваются вызовы и угрозы продовольственной безопасности и необходимые меры по их предотвращению в нынешних условиях. Предполагается, что одной из таких мер должно стать формирование политики клиентоо-риентированности в АПК России, обеспечивающей поддержку потребительского спроса населения.

Ключевые слова: внутренние и внешние угрозы, риски, продовольственная политика, сельскохозяйственные ресурсы, продовольственная безопасность, политика клиентоориентированности.

FORMATION OF THE CUSTOMER FOCUS POLICY IN THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA AS A FOOD SECURITY PROVIDING TOOL

Aigul F. Barikaeva,

adjunct

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Food security, today, is one of the primary tasks in the system of national security. This article discusses in detail the challenges and threats to food security and the necessary measures to prevent them in the current environment. The author believes that one of these measures should be the formation of a customer focus policy in the agro-industrial complex of Russia, which provides support to consumer demand.

Keywords: internal and external threats, risks, food policy, agricultural resources, food security, customer-oriented policy.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Барикаева А.Ф. О формировании политики клиентоориентированности в АПК России как инструменте обеспечения продовольственной безопасности. Вестник экономической безопасности. 2019;(1):197-201.

В современных условиях проблема продовольственной безопасности России приобретает особую важность и обусловлено это, прежде всего, следующими причинами:

Во-первых, на сегодняшний день продовольственная безопасность является одной из центральных проблем в системе национальной безопасности. В связи с политикой западных стран на ужесточение санкций приоритетными направлениями политики государства становятся: развитие внутреннего рынка продовольствия, поддержка и защита отечественных товаропроизводителей, опора на собственные сельскохозяйственные ресурсы, сокращение потерь сельскохозяйственных продуктов, более полное использование существующих в сельском хозяйстве резервов и др.

Во-вторых, в связи с тем, что Доктрина продовольственной безопасности, утвержденная в 2010 г.

и действующая до 2020 г. морально устарела. Фактически мы достигли намеченных базовых критериев оценки состояния продовольственной безопасности, а именно по удельному весу отечественного продовольствия в общем объеме ресурсов внутреннего рынка (см.: рис. 1). Так, по данным Минсель-хоза, в 2017 г. плановые значения достигнуты или превышены по всем продуктам, кроме молочных (82,4% вместо 90%,) и соли (63,6 вместо 85%) [1]. Кроме того, в 2017 г. по основным продуктам были достигнуты или превышены рекомендованные Минздравом нормы среднедушевого потребления.

В-третьих, сложившееся состояние российской экономики требует поиска новых форм и методов повышения эффективности организационно-экономического механизма продовольственной безопасности России, необходимых для стабилизации и последующего развития собственного производства

сельхозпродукции и перехода к экспортной модели развития. В последнее время решению этой проблемы уделяется все большее внимание на государственном уровне. В частности, президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал, что переход к экспортной модели развития — еще одно подтверждение того, что в отечественном АПК происходят качественные сдвиги, что наше сельское хозяйство вышло на новый уровень устойчивости и становится менее уязвимым к перепадам рыночной конъюнктуры, а внутреннее потребление продовольствия все меньше зависит от импорта [2].

Продовольственная безопасность — это наличие необходимых ресурсов и гарантий государства по обеспечению граждан необходимыми продуктами питания в соответствии со всеми стандартами качества и отсутствии любой возможной иностранной зависимости.

В процессе исследования возникающих периодически в мире ситуаций, когда в одной части стран созревал кризис перепроизводства продуктов питания, в большинстве других странах был голод, становившийся причиной смерти огромного количества населения, появился термин продоволь-

ственная безопасность. Такое понятие как «Food security», можно перевести как продовольственная безопасность, впервые его использовали в Риме, где в 1974 г. ООН проводила Всемирную конференцию по проблемам продовольствия [3].

Большинство исследователе к общим задачам обеспечения продовольственной безопасности, которые прямо нельзя связать с внутренними и/или внешними рисками, относят:

• снижение отрицательных воздействий благодаря постоянной готовности системы обеспечения населения продуктами питания, подготовка запаса пищевых продуктов для населения;

• распределение производства сырья и продовольствия, нужного для поддержки продовольственной независимости страны;

• безопасность продуктов питания [4].

В начале 2010 года Российская Федерация приняла Доктрину продовольственной безопасности, где ясно отмечено, что гарантом ее (продовольственной безопасности) достижения является стабильное внутреннее производство и наличие запасов. В этой связи возможность обеспечивать население страны продуктами питания на случай частичного или

Рис. 1. Удельный вес сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отечественного продовольствия в общем ресурсов внутреннего рынка за период 2013—2017 гг.

полного отсутствия заграничных поставок следует называть продовольственной независимостью государства. Для нас «с 8% возможной для обрабатывания земли и четвертью всех (25%) запасов пресной воды на земле, у России есть потенциал, позволяющий ей обеспечить половину населения земного шара продовольствием» [5].

Проблема продовольственной безопасности, имеет не столько физическую, как социально-экономическую почву. У граждан всех возрастов, находящихся в любом положении, должна быть возможность по приобретению, произведенных и/или наличествующих в данной стране (регионе) необходимых продуктов. Отсюда, используемому в производстве продуктов питания сырью необходимо соответствовать установленным стандартам и нормам качества, не содержать вредных, наносящих здоровью человека вреда веществ. Поэтому из-за роста числа заболеваний, связанных с некачественными продуктами растет интерес к безопасности питания. Продукты питания имеют свойство быстро портиться, а неконтролируемое их производство, снабжение их различными консервантами, наносит вред здоровью как отдельного человека, так и его будущих поколений. Сегодня все это можно наблюдать на практике. В России разрешены многие красители, консерванты и прочие добавки, запрещенные на Западе и даже в странах третьего мира.

Автор полагает, что в настоящее время в России существуют ряд внутренних угроз продовольственной безопасности, к которым можно причислить следующие:

• низкие реальные доходы большей части граждан и высокая степень кредитных средств;

• рост расслоения в обществе;

• уменьшение числа малых хозяйств, смещение производства в сторону отдельных холдингов и крупных предприятий;

• реформирование структуры пользования и требований к качеству продовольственного сырья;

• слабая конгруэнтность предприятий в сельском хозяйстве и пищевой промышленности;

• слабое развитие отраслей, способных обеспечивать сельское хозяйство необходимыми ресурсами или услугами;

• открытый рынок и превосходство на нем зарубежной продукции;

• значительные участки земли переходят под контроль зарубежных инвесторов. Отметим, что крупные пакеты акций (от 75% до 99%) половины крупнейших сельскохозяйственных организаций в Российской Федерации находятся в собственности у иностранцев [6].

К ключевым внешним угрозам продовольственной безопасности России сегодня можно причислить:

• применение экономических санкций со стороны западных стран и общее состояние государственных экономических связей;

• нестабильность мировой экономической конъектуры;

• низкая конкурентоспособность российской продукции;

• нестабильность курса рубля;

• удорожание цен и сырья по продуктам питания;

• торговые санкции на продовольственные товары и их торговлю на агропродовольственном рынке мира.

Автор полагает, что на ликвидацию внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности сегодня в России следует направить активные меры по совместной работе государства и бизнеса по контролю за ценами на продовольствие, а также контроль за импортом продовольствия основных стратегических видов. Важнейшее же условие для соблюдения продовольственной безопасности в стране — это возможность самообеспечения, со способностью удовлетворения необходимых потребностей в питании благодаря отечественному производству. Россия независима по всем главным ресурсам от энергетических до сырьевых. Наша страна владеет гораздо большими запасами в отличии от других стран.

Катастрофическому снижению продовольствия подверглась страна из-за событий конца ХХ века. Снизилось употребление в пищу почти, что в два раза отдельных продуктов как мяса и рыбы, а также продуктов, сделанных на их основе. Сегодня суточный рацион россиянина составляет примерно 2600 ккал. Общая доля расходов на питание среди россиян стабильно составляет примерно 30—35% от всех расходов, а у 5% граждан превышает 65% (те же самые расходы в других странах не превышают 15—17%) [7].

В последнее время по основным секторам экономики нашей страны, способным конкурировать

с иностранными государствами на международной арене, был нанесен ощутимый санкционный удар. Прежде всего — по атомной, газовой, нефтяной и оборонной промышленностям, ограничен доступ России к новейшим технологиям и их разработке, а также финансовым рынкам. Не стоит удивляться, что страна в такой ситуации вводит ответные меры со своей стороны.

В списке санкционных товаров и услуг есть такие продукты, как мясо крупного рогатого скота и свиней в любом виде (свежее, замороженное или охлажденное); домашняя птица будь то мясо и пищевые субпродукты; соленое, копченое, сушеное мясо; рыба или ракообразные и все остальные беспозвоночные, а также и продукция на основе молока.

Следует заметить, что по данным Минсельхоза России, уровень зерна в стране составляет 134,8% (при норме в 95%); уровень картофеля — 103,7% (при минимуме в 95%). Но при всем при этом возможность обеспечить самих себя молочной продукцией в России оставляет желать лучшего (до нормального уровня не хватает около 10%). Самый надежный гарант продовольственной безопасности для будущего нашей страны и наших граждан — ориентироваться на собственные силы, и использование всего бездействующего потенциала внутри нашей страны и прежде всего десятки млн га заброшенных и неосвоенных земельных угодий по всей стране [8].

Самый надежный гарант продовольственной безопасности для будущего нашей страны и наших граждан — ориентироваться на собственные силы, и использование всего бездействующего потенциала внутри нашей страны и прежде всего десятки миллионов гектаров заброшенных и неосвоенных земельных угодий. Политика государства в рамках формируемой концепции продовольственной безопасности должна быть направлена на развитие рынка продовольствия внутри страны, протекционизм отечественных производителей, основываться на своих сельскохозяйственных ресурсах, сокращение потерь среди сельскохозяйственной продукции, полноценное пользование существующими в сельском хозяйстве резервами.

В настоящее время на национальном уровне к инструментам обеспечения в продовольственной безопасности можно отнести:

• использование региональной и государственной поддержки национального производителя агро-продукции по всем уровням;

• построение производственных мощностей и технопарков для производства необходимых объемов продовольствия;

• построение инфраструктуры для содержания и перевозки продовольствия к местам потребления;

• воплощение универсальных агропромышленных моделей, позволяющих производить больше продовольствия;

• внедрение новых технологий и методик по производству сельскохозяйственной продукции;

• создание условий для перехода к инновационной модели обеспечения продовольственной безопасности [9].

По мнению автора, одним из базовых инструментом обеспечения продовольственной безопасности должна стать стимулируемая государством политика клиентоориентированности в АПК России, обеспечивающая поддержку потребительского спроса населения страны.

Политика клиентоориентированности в агропромышленном комплексе должна быть ориентирована на создание условий для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации, а также повышения конкурентоспособности отечественного АПК. Основной целью такой политики является определение потребностей граждан и их эффективное и своевременное удовлетворение.

В качестве гаранта развития системы клиентоориентированности можно выделить следующие государственные меры:

• содействие максимально-возможному удовлетворению текущих потребностей граждан Российской Федерации в продовольствии;

• обеспечение готовности государства к удовлетворению растущих потребностей граждан независимо от условий, внешних и внутренних факторах;

• постоянно наращивание объемов производства в АПК.

В этой связи к задачам системы клиентоориентированности можно отнести:

• повышение эффективности деятельности государства в области АПК, конкурентноспособности и доходности;

• увеличение объемов реализации продовольствия, а также выход на новые сегменты рынка за счет укрепления АПК, предоставления расширенного спектра продовольствия на основе единых параметров качества;

• сокращение издержек за счет оптимизации технологических и бизнес-процессов всех сегментов АПК на основе их совершенствования, выявления непроизводительных потерь и использования наилучшей отраслевой практики;

• снижение потерь от ненадлежащего качества производимой продукции АПК за счет разработки и применения инструментов контроля качества и уровня удовлетворенности граждан;

• оптимизация количества предоставляемой продукции для максимального соответствия запросам и индивидуальным потребностям клиентов;

• поддержание положительного внутреннего и внешнего имиджа предприятий АПК;

• формирование базы знаний на основе изучения, накопления и систематизации опыта наилучшей практики производств АПК, а также в целях системного совершенствования деятельности и повышения качества предприятий АПК;

• комплексное развитие кадрового потенциала в АПК, в том числе на основе совершенствования системы ключевых показателей деятельности и мотивации персонала.

Таким образом, наиважнейшей задачей для нашего государства в сфере обеспечения продовольственной безопасности в недалеком будущем должно стать исправление проблем в сфере продовольственной безопасности нынешней России, так как политика по обеспечению продовольствием является очень важной составляющей основной деятельности государства.

Но нужно понимать, что обеспечение продовольственной безопасности возможно только на основе построения эффективного организационно-экономического механизма управления продовольственной безопасностью, опирающегося не только на политику импортозамещения и господдержки производителей аграрного сектора экономики, а на системную государственную политику клиентоо-риентированности, способную обеспечивать растущие потребности населения страны и отвечать на

возможные внешние и внутренние угрозы и вызовы продовольственной безопасности.

Литература

1. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2017 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы, утвержденый постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 // http://mcx.ru/ (дата обращения: 12.11.2018).

2. О мерах по реализации потенциала агропромышленного комплекса страны. Материалы Совещания под председательством В.В. Путина в г. Минеральные Воды от 9.10.2018 г. // http://www. kremlin.ru/ (дата обращения: 17.11.2018).

3. О продовольственной безопасности России: доклад группы экспертов Изборского клуба под руководством академика РАН С.Ю. Глазьева // http:// www.dynacon.ru// (дата обращения: 1.11.2018).

4. Воронин Б.А. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности российского государства в условиях ВТО // http://www.bmpravo.ru/ (дата обращения: 8.11.2018).

5. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120) / СПС «Гарант».

6. Сергеева И.А. Угрозы продовольственной безопасности России / И.А. Сергеева, А.Ю. Сергеев // Продовольственная политика и безопасность. 2014. Том 1. № 1.

7. Доклад Росстата Социа льно-экономическое положение России» за январь—август 2018 г. //Ьйр:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ (дата обращения: 2.12.2018).

8. О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы» от 30 марта 2018 / Справка Мин-сельхоз //http://mcx.ru/ (дата обращения: 2.12.2018).

9. Уланова О.И. О продовольственной безопасности в Российской Федерации / О.И. Уланова // Научное обеспечение развития АПК России: сборник статей Всероссийской научнопрактиче-ской конференции / МНИЦ ПГСХА. Пенза: РИО ПГСХА, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.