Научная статья на тему 'Совершенствование некоторых элементов системы управления рисками продовольственной безопасности России'

Совершенствование некоторых элементов системы управления рисками продовольственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / продовольственная безопасность / санкции / риски продовольственной безопасности / информационно-аналитическая система мониторинга и прогнозирования продовольственной безопасности Российской Федерации / economic security / food security / sanctions / food security risks / information-analytical system of monitoring and forecasting of food security of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айгуль Фаргатовна Барикаева

Рассматривается сложившаяся в Российской Федерации система управления рисками продовольственной безопасности; предлагаются меры по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF CERTAIN ELEMENTS OF THE RISK MANAGEMENT SYSTEM OF FOOD SECURITY IN RUSSIA

The article deals with the current system of food security risk management in the Russian Federation and proposes measures to improve it.

Текст научной работы на тему «Совершенствование некоторых элементов системы управления рисками продовольственной безопасности России»

УДК 33 ББК 65

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10052

© А.Ф. Барикаева, 2019

Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Айгуль Фаргатовна Барикаева, адъюнкт

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация. Рассматривается сложившаяся в Российской Федерации система управления рисками продовольственной безопасности; предлагаются меры по ее совершенствованию.

Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственная безопасность, санкции, риски продовольственной безопасности, информационно-аналитическая система мониторинга и прогнозирования продовольственной безопасности Российской Федерации.

IMPROVEMENT OF CERTAIN ELEMENTS OF THE RISK MANAGEMENT SYSTEM OF FOOD SECURITY IN RUSSIA

Aigul Fargasova Barikaeva, adjunct

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Annotation. The article deals with the current system of food security risk management in the Russian Federation and proposes measures to improve it.

Keywords: economic security, food security, sanctions, food security risks, information-analytical system of monitoring and forecasting of food security of the Russian Federation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Барикаева А.Ф. Совершенствование некоторых элементов системы управления рисками продовольственной безопасности России. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):218-21.

В современных условиях, в связи с продолжающейся санкционной политикой западных стран и разрушением процессов глобализации хозяйственных связей вопросы продовольственной безопасности, являющейся составной частью экономической безопасности государства становятся особо актуальными.

В связи с этим обращает на себя внимание тот факт, что в последние два десятилетия в диссертационных исследованиях резко возрос научный интерес к данной проблеме [1]. Исследователи пытаются найти пути минимизации угроз рынку продовольствия и обе-

спечения населения продовольственными товарами.

Несмотря на то что продовольственная безопасность является достаточно изученной проблемой, в новых экономических реалиях она заслуживает дополнительного всестороннего изучения и методической проработки отдельных вопросов.

Впервые на высоком уровне проблема продовольственной безопасности рассматривалась в 1974 году на Всемирной продовольственной конференции в городе Риме, организованной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO) по-

сле мирового кризиса зерна. По ее итогам в документе «Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности» говорилось, что населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется доступ к питьевой воде и продуктам питания для обеспечения социального развития и здоровья личности [2].

Однако сущность данной категории была определена спустя 20 лет. Так в документе «Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности» от 13.11.1996 года подчеркивалось, что продовольственная безопасность — это состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах, необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны [2].

Принято считать, что вопросы продовольственной безопасности являются глобальными в силу своей гуманистической значимости. И это так. Но они в тоже время они могут носить и автаркический характер в силу вынужденной замкнутости воспроизводства сообщества, например, в условиях санкций.

В общем виде под продовольственной безопасностью понимается способность государства вне зависимости от внешних и внутренних угроз удовлетворить потребности населения в продуктах питания в объемах, качестве и ассортименте, соответствующих принятым нормам и стандартам.

Автор считает, что продовольственная безопасность — это многогранное явление, которое объединяет социально-экономические процессы общества с ресурсной базой государства и возможностями воспроизводства ресурсного потенциала сельского хозяйства.

Обеспечение продовольственной безопасности — это необходимое материальное условие жизни общества в целом и отдельного человека в частности, обеспечивающее жизненные функции населения и возможности его развития в общественно-исторической обусловленности. Поэтому стабильное и безопасное продовольственное обеспечение населения является одной из самых важных государственных задач, от решения которой в значительной степени зависят демография в государстве и здоровье нации в целом.

Особую роль в обеспечении продовольственной безопасности в России сыграла принятая в 2010 году Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, которая установила стратегию, основные задачи, критерии оценки состояния в области обеспечения продовольственной безопасности, являющиеся неотъемлемой и важной составной частью на-

циональной безопасности государства.

Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия в Доктрине определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении: зерна — не менее 95 процентов; сахара — не менее 80 процентов; растительного масла — не менее 80 процентов; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) — не менее 85 процентов; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) — не менее 90 процентов; рыбной продукции — не менее 80 процентов; картофеля — не менее 95 процентов; и соли пищевой — не менее 85 процентов

Рис. 1. Пороговые значения удельного веса продовольствия отечественного производства на внутреннем рынке продовольствия России

Как видно из данной диаграммы, доля импорта во внутреннем потреблении по отдельным видам продовольствия не превышает 20%. Эти значения принято рассматривать как пороговые для оценки рисков продовольственной безопасности. Наши западные коллеги, пороговый уровень продовольственной независимости определяют в 20-30%.

Для решения вопросов продовольственной безопасности в России важно учитывать риски, которые могут приводить к несоблюдению пороговых значений критерия продовольственной безопасности.

Перечень групп рисков продовольственной безопасности определены Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [3]. В этом документе приведена система показателей и критериев для оценки со стояния продовольственной безопасности. Всего — 14 показателей и 8 критериев. В Перечень входят макроэкономические, технологические, агроэкологические и внешнеторговые группы рисков. Не расскрывая сущность и содержание данных групп рисков отметим, что в соответствии с положениями Доктрины продоволь-

ственной безопасности Российской Федерации, к числу наиболее значимых рисков в сфере продовольственной безопасности относятся технологические риски, вызванные отставанием в уровне технологического развития отечественной производственной базы от производственной базы развитых стран, различиями в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля за их соблюдением [4].

Для оценки рисков продовольственной безопасности Правительство Российской Федерации 18 ноября 2013 года утвердило перечень взаимосвязанных показателей оценки рисков [5], имеющий многоуровневою структуру и нацеленный на решение задач управления продовольственной безопасностью. Он включает не сколько сотен показателей: 7 целевых показателей (всего 4 группы показателей, но они разбиты на 11 продуктов, часть из которых — на отдельные подвиды по отдельным группам продовольствия: по видам муки, молочным продуктам разной жирности и т. д.), 105 показателей мониторинга. Эти показатели еще могут быть разбиты на 11 продуктов, рас считываться в целом по стране, сельскому и городскому населению, домохозяйствам с разным количеством детей и т. д [6].

Данная система показателей является одним из основных элементом системы продовольственной безопасности Российской Федерации. Однако, по мнению автора, эта система показателей чрезвычайно обширна, грешит избыточностью и не позволяет дать количественную информацию в нынешних условиях международных санкций. Показатели не в полной мере синхронизированы с перечнем в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.

Автор считает целесообразным сократить число показателей, включенных в Перечень, отказаться от тех целевых показателей, которые не определяются численно и дополнить новыми показателями с учетом реалий сегодняшнего дня. Также наряду с показателями продовольственной безопасности по отдельным видам продукции, целесообразно ввести агрегированный показатель общего уровня продовольственной независимости, который регулярно необходимо учитывать при планировании торгового баланса. Это связано с тем, что по оценкам независимых эксперты на российском рынке сегодня доля импортных продуктов составляет около 30%, а в «брендовых» торговых сетях этот показатель превышает 50%) [7].

Из это следует, что риски продовольственной безопасности должны оцениваться. Их мониторинг должен осуществляться в целях принятия мер таможенно-тарифного регулирования для оптимизации соотношения экспорта и импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.

Если говорить об информационно-технической

составляющей, как о важнейшем элементе системы управления рисками продовольственной безопасности России , то он связан с динамикой развития вычислительной техники и программного обеспечения Минсельхоза России , ориентированном на создание информационно-аналитической системы мониторинга и прогнозирования рисков продовольственной безопасности (ИАС СМ ПБ) в масштабах ведомства.

Работы по созданию СМ ПБ были проведены Минсельхозом России в период 2011-2018 гг. на основе платформы NetDB. Именно эта Система в настоящее время обеспечивает мониторинг и прогнозирование состояния продовольственной безопасности нашей страны. Целью создания этой системы являлось своевременное выявление рисков и угроз продовольственной безопасности, оценка ее текущего и прогнозируемого состояния, информационно-аналитическая поддержка выработки и реализации мер государственной экономической и социальной политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации[8].

В основу внедряемой системы закладывались более 300 показателей продуктовой безопасности, отслеживаемых в разрезе различных аналитических признаков на уровне России в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отдельных сельхозтоваропроизводителей. Ее возможности ограничены. Технологически система осуществляет оперативный мониторинг хода сельскохозяйственных работ, выполняется сбор и консолидация данных с уровня муниципальных районов в «пилотных» субъектах Российской Федерации.

В целях перехода на новые технологические платформы в соответствии с распоряжением правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 2138-р, был разработан проект концепции создания государственной автоматизированной информационной системы в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации (ГАИС ОПБ) и направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Формирование информационной системы в рамках концепции планировалось реализовать в период с 2014 по 2018 годы. Однако эти планы остались лишь на бумаге и по причине отсутствия финансирования было принято решение развивать существующую ИАС СМ ПБ.

Несмотря на то что систему модернизируют, на сегодняшний день ИАС СМ ПБ морально устарела и имеет низкую производительность. Ее технологические ограничения не позволяют эффективно выполнять функции государственного управления. К недостаткам СМ ПБ следует отнести то, что она используется только в качестве инструмента сбора, хра-

нения, консолидации и систематизации данных, а ее инструменты по автоматизированному прогнозированию требуют актуализации; отсутствуют возможности работы на мобильных устройствах; имеются сложности использования неподготовленными пользователями; отсутствуют возможности публикации информации и материалов для пользователей и др[10]. Добавим к этому еще то, что в ней отсутствуют возможности создания имитационных моделей, позволяющих отслеживать изменения ситуации о состоянии продовольственной безопасности, в том числе в сложившихся геополитических «санкционных» условиях. Иными словами, существующая система не позволяет проводить анализ социально-экономических процессов и тенденций рынка продовольственных товаров, а также предвидеть новые экономические ситуации и выявлять узловые проблемы продовольственной безопасности.

По мнению автора, Минсельхозому Российской Федерации пора перейти к разработке совершенно новой информационной системы с повышенной скоростью обработки операций и совершенной аналитикой, визуализацией результатов, а также моделированием при работе с большими данными. Как вариант, для построения экспертных систем и систем искусственного интеллекта при реализации методов программно-целевого управления можно использовать такую платформу как SAS Forecast Server, получившей наивысшие оценки Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации или подобные ее уровню системы.

Проведенный краткий анализ некоторых элементов системы управления рисками продовольственной безопасности России , в частности системы показателей и информационно-технического обеспечения мониторинга продовольственной безопасности позволяет сделать некоторые выводы по оптимизации системы продовольственной безопасности страны как важнейшей составляющей экономической безопасности.

Существующий Перечень показателей, включенный в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень взаимосвязанных показателей оценки рисков, характеризующий продовольственную безопасность требует дополнительного изучения и пересмотра в сторону сокращения количества и качества показателей.

Автор считает, что в интересах Российской Федерации необходимо создать совершенно новую современную систему мониторинга продовольственной безопасности, определившись, на какой информационной базе будет проводиться оценка продовольственной безопасности государства.

Литература

1. Зиньковская В.Ю. Совершенствование механизмов обеспечения продовольственной безопасности в условиях кризиса: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2017; Муратов Н.В. Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях негативного внешнеэкономического воздействия: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2016; Сучкова Н.А. Им-портозамещение в продовольственном секторе России : Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009; Старостин В.В. Совершенствование системы управления продовольственной безопасности региона: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Владимир, 2002; и др.

2. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности (Рим, 13.11.1996 г.) — [сайт]. URL: http://www.g20civil.com/ru/ (дата обращения 12.09.2018).

3. Указ президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N° 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» — [сайт]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 2.11.2018).

4. Постановление Правительства РФ от 25.08.2017 № 996 (ред. от 20.11.2018) «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 — 2025 годы» — [сайт]. URL http:// www.consultant.ru (дата обращения 2.11.2018)

5. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 2138 «Об утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 47.

6. Шагайда, Н. И., Узун, В. Я. Продовольственная безопасность в России : мониторинг, тенденции и угрозы / Н.И. Шагайда, В.Я. Узун. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015.

7. Петров В. Как скажутся на продовольственном рынке России ответные санкции — [сайт] URL: http://lawinrussia.ru/content (дата обращения 13.11.2018).

8. Приказ Минсельхоза России от 17.11.2015 № 561 (ред. от 13.12.2016) «Об утверждении плана информатизации Минсельхоза России на 2015 финансовый год и плановый период 2016 и 2017 годов» — [сайт]. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения 10.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.