Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования организационно-экономического механизма управления рисками продовольственной безопасности России'

Некоторые аспекты формирования организационно-экономического механизма управления рисками продовольственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2971
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / продовольственная безопасность / организационноэкономический механизм управления рисками / economic security / food security / organizational and economic mechanism of risk management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айгуль Фаргатовна Барикаева

Рассматриваются актуальные вопросы формирования организационно-экономического механизма управления рисками продовольственной безопасности России как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Айгуль Фаргатовна Барикаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of formation of organizational and economic mechanism of risk management of food security of Russia

This article discusses topical issues of formation of organizational and economic mechanism of risk management of food security of Russia, as a tool to ensure economic security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования организационно-экономического механизма управления рисками продовольственной безопасности России»

УДК 338 ББК 65

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10102 © А.Ф. Барикаева, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Айгуль Фаргатовна Барикаева,

адъюнкт

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы формирования организационно-экономического механизма управления рисками продовольственной безопасности России как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственная безопасность, организационно-экономический механизм управления рисками.

SOME ASPECTS OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF RISK MANAGEMENT OF FOOD SECURITY OF RUSSIA

Aigul F. Barikaeva,

adjunct

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. This article discusses topical issues of formation of organizational and economic mechanism of risk management of food security of Russia, as a tool to ensure economic security of the Russian Federation.

Keywords: economic security, food security, organizational and economic mechanism of risk management.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Барикаева А.Ф. Некоторые аспекты формирования организационно-экономического механизма управления рисками продовольственной безопасности России. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):275-82.

Современные тенденции развития экономики России, в том числе в сфере продовольственной безопасности, обуславливают необходимость принятия взвешенных управленческих решений, предопределяющих снижение уровня риска и неопределенности окружающих факторов.

Состояние экономики России, находящейся в «жестких тисках западных санкций», по мнению многих экспертов, вынуждает устремить свой взор на повышение уровня государственного управления, в том числе, на формирование стойких механизмов управления рисками продовольственной безопасности России.

Проблематика управления рисками в экономических системах, с одной стороны, является хорошо изученной, о чем свидетельствует множество исследований и публикации в этой области [1; 2; 4; 6], с другой стороны, она имеет «белые пятна» по отдельным вопросам теории управления рисками.

При всем множестве и разнообразии исследований данной проблематики, в них речь идет в основном о выработке механизмов обеспечения продовольственной безопасности, классификации и алгоритмах управления рисками в отдельных экономических системах. Зачастую такие работы страдают отсутствием современных инновационных решений, упрощена роль государства в управлении рисками, влияющими на экономическую безопасность страны. Можно увидеть, что так называемые «новые» подходы к рассмотрению механизмов управления рисками в сфере продовольственной безопасности являются результатом приложения основ методологии системного подхода в общем менеджменте и, тем более, не исследуются вопросы функционирования организационно-экономического механизма управления рисками.

По мнению ученых, «управление рисками — это многогранный и достаточно сложный вид управленческой деятельности, представляющий собой

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

совокупность взаимосвязанных процессов и процедур управления рисками. Этот вид деятельности нацелен на результат по предотвращению появления риска, уточнение его стоимостного содержания, разработку предупредительных мероприятий, ко-

Рис. 1. Общий алгоритм процесса управления риском

потери» [7]. Однако кроме всего перечисленного немаловажным является контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии управления риском с учетом поступившей новой управленческой и иной информации. В общем виде

торые позволили бы уменьшить или предотвратить процесс управления риском представлен на рис. 1.

Не претендуя на новаторство, автор, придерживается того мнения, что в современных условиях развития экономических процессов в обществе, проблему построения систем управления рисками нужно решать на основе комплексного подхода с учетом ориентации на отраслевую специфику и политику клиенториентированности. Другими словами, комплексная система управления рисками в продовольственной сфере должна рассматриваться с точки зрения полного охвата возможных сфер возникновения рисков в целом, а также с позиций сельхоз товаропроизводителей и прочих организаций в частности, независимо от их происхождения,

существенности и наличия контрольных процедур в области обеспечения населения продовольствием. В этой связи система управления рисками продовольственной безопасности становится важным элементом государственного управления, имеющим особую востребовательность и практическую значимость.

Структурно, система управления рисками продовольственной безопасности представлена следующим образом, см. рис. 2.

Как видно из рисунка основными элементами системы управления рисками продовольственной безопасности в Российской Федерации являются

Совет безопасности Российской Федерации

Президент Российской Федерации

Федеральное собрание Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Совет по Продовольственной Безопасности КС НСБ России

Россельхознадзор

1 Минсельхоз России

Департаменты Минсельхоза России

ФТС

ФНС России

Аналитический центр Минсельхоза России

Департамент по регулированию рынков АПК Л

..............✓

Мониторинг и прогнозирование показателей продовольственной безопасности

Платформа обработки данных

Минпромторг

Росгидромет

Росстат

Электронные и бумажные формы отчетности

Региональные и муниципальные органы власти

Контур управления рисками продовольственной безопасности РФ

О о.

Бухгалтерская, статистическая, налоговая, оперативная отчетность с.-х производителей и прочих с.-х организаций

Хозяйствующие субъекты

агропрод. комплекса (агропром. объединения, корпорации, крестьянские (фермерские) хоз-ва, ЛПХ, а также другие предприятия и организации, функционирующие в сфере обеспечения населения продуктами питания

Информационный рынок

'нституциональная среда агропродовольственного сектора РФ

Природно-климатические условия

Потребители продуктов питания (численность, уровень дохода, территориальное размещение)

Рис. 2. Система управления рисками продовольственной безопасности Российской Федерации № 2 / 2019 - Вестник экономической безопасности -

законодательные и исполнительные органы власти Российской Федерации, формирующие стратегию продовольственной безопасности Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, в компетенцию которого входит рассмотрение в рамках стратегии национальной безопасности вопросов обеспечения продовольственной безопасности государства, Совет по продовольственной безопасности, созданный в структуре Координационного Совета Негосударственной Сферы Безопасности России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и непосредственно хозяйствующие субъекты агропродовольствен-ного комплекса (агропромышленные объединения, корпорации, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, а также другие предприятия и организации, функционирующие в сфере обеспечения населения продуктами питания. При этом Минсельхоз России, как федеральный орган исполнительной власти, разрабатывает тактику применения системы управления рисками продовольственной безопасности, регламенты сбора и обработки информации, а также процедуры проведения анализа и оценки рисков, разработки мероприятий по управлению рисками продовольственной безопасности.

Представленная система входит в структуру системы продовольственной безопасности Российской Федерации и является составной частью национальной безопасности страны.

Опираясь на мнение эксперта в области продовольственной безопасности Ломакина П.Н. считающего, что: «в теории продовольственной безопасности одним из ключевых вопросов является вопрос о способах и механизмах ее обеспечения» [3], автор считает, что одним из таких механизмов является организационно-экономический механизм управления рисками продовольственной безопасности (ОЭМ УРПБ) Российской Федерации, который как инструмент осуществления государственной политики может рассматриваться с двух точек зрения.

С одной стороны, организационно-экономический механизм управления рисками продовольственной безопасности может рассматриваться как специфическая организация управленческой деятельности, направленная на реализацию стратегии

управления рисками продовольственной безопасностью Российской Федерации, осуществление мониторинга и прогнозирования продовольственной безопасности (далее — СМ ПБ), совершенствование методологического обеспечения системы управления рисками СМ ПБ и др.

С другой стороны, организационно-экономический механизм управления рисками продовольственной безопасности может быть представлен совокупностью организационно-управленческих структур (законодательные и исполнительной органы власти в части своей компетенции, региональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сельхозтоваропроизводители и прочие организации), а также системой ответственности, процедур, ресурсов, нормативной базы и ИТ-решений, направленных на обеспечение управления рисками продовольственной безопасности.

С учетом вышеизложенного, автор предлагает под организационно-экономическим механизмом управления рисками продовольственной безопасности понимать система организационных и экономических методов и средств снижения уровня и остроты влияния продовольственных рисков на состояние хозяйствующих субъектов экономики в продовольственной сфере в сочетании с конкретными формами взаимодействия между субъектами системы управления рисками продовольственной безопасности Российской Федерации, складывающаяся под воздействием законов рыночной экономики и нормативно-правового регулирования со стороны государства, конечной целью реализации которой является гарантия физической доступности продуктов питания на всей территории страны за счет собственного производства в количестве и ассортименте, соответствующих платежеспособному спросу.

По мнению автора, основными элементами организационно-экономического механизма управления рисками продовольственной безопасности России являются:

1. Система целей (функций) ОЭМ УРПБ, раскрывающая общую задачу обеспечения продовольственной безопасности, позволяющая обнаружить ключевые моменты для построения названного механизма.

2. Уполномоченный орган по мониторингу за рисками продовольственной безопасности в структуре Минсельхоза России в лице Департамента по регулированию рынков АПК Минсельхоза России. Этот элемент представляется нам как наиболее существенный, который влияет на построение всей системы управления рисками продовольственной безопасности России. Данный орган работает в едином информационном пространстве, пользуясь инструментарием информационно-аналитического хранилища данных в сфере продовольственной безопасности, построенного на архитектуре открытых веб-технологий.

3. Методология анализа рисков продовольственной безопасности. Выбор методологии анализа рисков играет ключевую роль в управлении рисками и создании эффективной система мониторинга и прогнозирования продовольственной безопасности, что требует внимательного и взвешенного подхода к его осуществлению.

4. Единые принципы работы с рисками продовольственной безопасности, представляющими собой общие процедуры сбора первичной информации, выявления, оценки, воздействия и отчетности по результатам. Данные принципы регламентируют

как процедуры и методики оценки рисков продовольственной безопасности, так и процедуры учета рисков и отчетности по ним, а также процедуры системы мониторинга и прогнозирования продовольственной безопасности.

5. Информационная система сбора, обработки и хранение данных, обеспечивающая процесс мониторинга и прогнозирования продовольственной безопасности Российской Федерации. В настоящее время такой системой является ФГИС «Система мониторинга и прогнозирования продовольственной безопасности РФ», оператором которой с 2014 года является Департамент регулирования рынков АПК Минсельхоза России. Общая архитектура решения СМ ПБ представлены автором на рис. 3.

6. Сбалансированная система показателей продовольственной безопасности Российской Федерации. В данной системе показателей продовольственной безопасности производится сбор информации в различных разрезах аналитических признаков как на уровне России и субъектов Российской Федерации в целом, так и на уровне муниципальных образований, отдельных сельхозтоваропроизводителей и других товаропроизводителей продовольственной продукции.

ФГИС «Система мониторинга и прогнозирования продовольственной

и

безопасности РФ»

Цель СМ ПБ

Стратегическое планирование развития АПК, выявление рисков и угроз продовольственной безопасности РФ

Основные задачи СМ ПБ:

Мониторинг и анализ самообеспеченности и продовольственные балансы

Мониторинг и анализ импорта/экспорта по данным ФТС

Объекты на карте: элеваторы, овощехранилища

Мониторинг цен производителей

С

№ОВ

(платформа для формирования отчетности, планирования и принятия управленческих решений)

Стандарты и регламенты передачи информации

Информация от региональных органов исполнительной власти субъектов РФ

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Импорт/экспорта по данным ФТС

Элеваторы и овощехранилища

Направления развития

• Инвентаризация объектов с-х производства, хранения.

• Поиск и подключение данных федеральных органов исполнительной власти.

• Корректировка и развитие модели прогнозирования.

• Интеграция с системами Минсельхоза России.

Рис. 3. Общая архитектура решения ФГИС «Система мониторинга и прогнозирования продовольственной безопасности РФ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время сбор, обработка и хранение данных в СМ ПБ осуществляется по следующим группам показателей:

• мониторинг состояния продовольственной безопасности РФ;

• ежедневный ценовой мониторинг закупочных цен на с.-х. продукцию, сырье и продовольствие;

• мониторинг импорта и экспорта основных групп продуктов (по данным Федеральной таможенной службы РФ).

Несмотря на достоинства этой информационной системы, взявшей на себя консолидацию и обработку рисков продовольственной безопасности, по мнениям экспертов и разработчиков программного обеспечения, «СМ ПБ имеет ряд существенных недостатков, среди которых: слабая производительность и ограничения технологического характера не позволяющие эффективно выполнять функции по управлению процессами; несоответствие нормативному законодательству Российской Федерации; использование системы только в качестве инструмента сбора, хранения, консолидации и систематизации данных, слабость инструментария по автоматизированному прогнозированию; отсутствие функций по работе на мобильных интерфейсах; проблемы в работе для неподготовленных категорий пользователей; отсутствие возможности тиражирования информации для пользователей и др. недостатки» [4]. В связи с чем эти недостатки переносят данную систему в разряд малоэффективных и требующих совершенствования в части методологического и информационно-технического наполнения.

В настоящее время актуальными показателями продовольственной безопасности являются показатели, представленные в соответствующем Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 18 ноября 2013 № 2138-р. Данный Перечень показателей значительно расширен по сравнению с имеющемся в Доктрине продовольственной безопасности. Так сегодня он «состоит более чем из ста основных и дополнительных показателей (3 группы целевых показателей с разбивкой на 11 продуктов, 92 показателя мониторинга и 33 показателя прогноза состояния продовольственной безопасности)» [5]. В последующем показатели продовольственной безопасности были обобщены и прописаны в СМ

ПБ в виде «иерархической системы показателей продовольственной безопасности, состоящей из более чем 300 показателей, наблюдаемых в разрезе различных аналитических признаков на уровне России в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отдельных сельхозтоваропроизводителей» [6].

По мнению автора, в эпоху деформации внешней среды и информационного противостояния, а также частых изменений нормативно-правовой базы страны, эффективность проведения мониторинга в том виде в каком он существует сейчас относительно невысока. В связи с этим необходимо оптимизировать этот процесс. Оптимизацию необходимо проводить, как за счет сокращения общего массива показателей, так и повышения оперативности получения информации в конечные точки ее потребления.

Следует отметить, что в подготовленной Мин-сельхозом новой редакции Доктрины продовольственной безопасности блок показателей претерпел изменения в сторону стимулирования развития экспорта, повышения качества с/х продукции, наращивания объемов переработки зерновых культур, формирования производственных кластеров, развития сельскохозяйственной кооперации и сети оптово-распределительных центров. Однако до настоящего времени новая доктрина не вступила в силу.

Хотелось бы отметить, что методологической основой СМ ПБ является процессная модель управления рисками продовольственной безопасности Российской Федерации (см. рис. 4), где основными процессами являются:

• мониторинг и прогнозирования продовольственной безопасности;

• анализ тенденций продовольственной безопасности;

• анализ текущего состояния продовольственной безопасности;

• оценка текущего состояния продовольственной безопасности;

• прогноз состояния продовольственной безопасности;

• поддержка процессов выработки и реализации мер по обеспечению продовольственной безопасности.

Рис. 4. Общая процессная модель управления рисками продовольственной безопасности Российской Федерации

С

Процессы системы мониторинга и прогнозирования продовольственной безопасности РФ

П Е Р И О Д Ы

О т ч е т н ы й 1 Т е к у щ и й | П р о г н о з н ы й

Мониторинг и прогнозирования продовольственной безопасности

Анализ тенденций продовольственной безопасности

Анализ текущего состояния продовольственной безопасности

* /

Оценка текущего состояния продовольственной безопасности

Прогноз состояния продовольственной безопасности

Ж

Поддержка процессов выработки и реализации мер по обеспечению продовольственной безопасности

Данная модель может способствовать принятию взвешенных решений по обеспечению поддержания текущее состояние рынка продовольствия посредством формирования прогнозных балансов продовольственных ресурсов в субъектах Российской Федерации.

Рассматриваемая процессная модель предусматривает, что организация процессов анализа рисков продовольственной безопасности должна начинаться с анализа тенденций продовольственной безопасности, целью которого является уточнение состояния социально-экономической и производственной структуры производства сельхозпродукции в России. Правильное определение возможностей структуры производства должно позволить провести анализ рисков продовольственной безопасности в сжатые сроки, поскольку фактор времени играет немаловажную роль. Если процесс анализа рисков окажется растянутым, то ценность получаемых прогнозов, рекомендаций и выводов может резко снизиться.

Установление государством целей (функций) в сфере управления рисками продовольственной без-

опасности, как организационным субъектом предполагает функционирование и субъективного организационно-экономического механизма. Отсюда особо важным звеном системы управления рисками продовольственной безопасности России должна стать разработка и реализация комплекса мер по государственной поддержке приоритетных направлений реализации современной продовольственной политики государства, а именно — созданию необходимой нормативно-правовой базы, экономических и социальных условий, политики протекционизма, направленной на ограничение ввоза импорта и поддержку производства аналогичных внутренних товаров и услуг для стимулирования производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Для этих целей необходимо:

• на государственном уровне совершенствовать межведомственное взаимодействие и добиться повышения эффективности координации государственных органов по вопросам обеспечения продовольственной безопасности;

• в части развития автоматизации процессов сбора, обработки, анализа и прогнозирования

информации в разрезе основных и дополнительных показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности привести все элементы системы в соответствие действующему нормативному законодательству; • создать информационно-аналитическую инфраструктуру, отвечающую современным требованиям и обеспечивающие потребности пользователей.

Таким образом, организационно-экономический механизм управления рисками продовольственной безопасности России должен представлять собой принципиально новую концепцию управления продовольственной безопасностью, позволяющую на базе системного подхода найти пути достижения государственной политики клиентоориентирован-ности по отношению к отечественным товаропроизводителям продовольствия, обеспечивающую поддержкку потребильского спроса.

Логическим продолжением функционирования организационно-экономического механизма управления рисками продовольственной безопасности России должна стать принципиально новая информационно-аналитическая система, которая смогла бы обеспечить информационную поддержку мониторинга и прогнозирования продовольственной безопасности России.

По мнению автора, в современных условиях обеспечение приемлемого уровня продовольственной безопасности возможно только на основе построения эффективного организационно-экономического механизма управления рисками продовольственной безопасности, опирающегося не только на политику импортозамещения и господдержку производителей аграрного сектора экономики, но и на политику клиентоориентированности, обеспечивающую поддержку потребильского спроса населения.

Качественное изменение подходов к проблеме совершенствования организационно-экономического механизма управления рисками продовольственной безопасности должно находиться в плоскости внедрения современных автоматизированных систем управления рисками.

Система управления рисками должна не только обеспечивать эффективную защиту от продовольственных рисков, но и носить проактивный харак-

тер, оказывая влияние на конкретные направления деятельности в сфере обеспечения населения продуктами питания.

Литература

1. Абдуллаев Р.А. Мустафаева Э.И. Совершенствование организационно-экономического механизма управления продовольственной безопасностью региона // Ученые Записки Крымского Инженерно-Педагогического Университета. Симферополь. 2018. № 1.

2. Алимбекова Н.К., Махметова А.Е. Методологические основы развития механизма управления рисками на промышленном предприятии // Вестник СГТУ. 2012. № 1. Вып. 6.

3. Капустина И.В. Организация мониторинга в сфере продовольственной безопасности // Международный научный журнал «Символ науки». СПб., 2016, № 8.

4. Костин Р.С. Организационно-экономический механизм управления рисками инновационной деятельности предприятий: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2017.

5. Ломакин П.Н. Обеспечение продовольственной безопасности России: внутренние и международные аспекты: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2017.

6. Молодцов А.В. Управление рисками как фактор обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта в сфере сельского хозяйства: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012.

7. Шкарупелова А.С., Фадеева Е.А. Современные подходы к управлению рисками предприятия // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. № 7. Ч. II. Новосибирск: СибАК, 2011.

8. Распоряжение Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 2138-р «О перечне показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации // иИ!: Ы^:// https:// chtd.ru/projects/prodbez/ (дата обращения: 11 января 2019 г.).

9. Мониторинг продовольственной безопасности // иЯ!: Ыйр:// https://chtd.ru/projects/prodbez/ (дата обращения: 16 января 2019 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.