ШяшШ
УДК 351
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК И ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ СЕЛЬСКИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ
THE SYSTEM OF STATE INFORMATION SUPPORT FOR THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN RUSSIA AND ITS ROLE IN MANAGING RURAL AREAS
Кадомцева Марина Евгеньевна
Kadomtseva Marina Evgenievna
кандидат экономических наук, научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт аграрных проблем Российской академии наук (ИАгП РАН), Саратов
PhD (Economics), researcher of the Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences, Saratov
e-mail: Kozyreva_Marina_@mail.ru
Исследование направлено на решение такой проблемы, как устранение существующего несоответствия между возможностями динамично развивающихся информационных технологий и их недостаточным использованием в решении актуальных задач социально-экономического развития агропромышленного комплекса. В статье проведен анализ содержания основных автоматизированных информационных систем в сфере агропромышленного комплекса России. На основе представленной автором модели системы государственного информационного обеспечения АПК предложены методические рекомендации по корректировке структуры и наполнения, входящих в неё подсистем.
Ключевые слова: информационная система, автоматизация, управление, агропромышленный комплекс, стратегическое планирование, продовольственная безопасность.
The article aims to find a solution for eliminating the existing discrepancy between the high potential of dynamically developing information technology and its insufficient application for solving urgent problems of socio-economic development of the agro-industrial complex. The author analyzes major automated information systems in the agro-industrial complex of Russia, suggests an original model of the system of state information support for the agro-industrial complex in Russia, and provides methodological recommendations for adjusting the structure and scope of the system.
Keywords: information system, automation, management, agro-industrial complex, strategic planning, food security.
В системе приоритетов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 г., утвержденной приказом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642, прослеживается вектор перехода к передовым цифровым производственным технологиям и созданию интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем [8]. Цифровая экономика стала рассматриваться как одно из решений задач повышения устойчивости стратегических секторов экономики на инновационной основе в условиях глобальных вызовов и угроз, поставленных Правительством Российской Федерации. В июле 2017 г. в России была принята Государственная программа раз-
вития цифровой экономики России до 2035 г. Основной целью Программы является формирование экосистемы, в которой данные в цифровой форме становятся одним из важнейших факторов производства во всех сферах социально-экономической деятельности, способствующих эффективному взаимодействию государства, бизнеса, научно-образовательного сообщества и населения [5].
В рамках данной Программы применительно к агропромышленному комплексу также определены стратегические ориентиры. На протяжении многих лет осуществлялась многоступенчатая передача информации от хозяйствующих субъектов до региональных и феде-
ральных органов управления АПК [3, с. 17]. Замедленная реакция на внешние социально-экономические изменения приводила к увеличению временного лага в процессе принятия управленческих решений и потенциальному снижению эффективности производства. Таким образом, эффективное управление предполагает наличие адекватной системы информационного обеспечения. В последние годы шла интенсивная работа по созданию федеральных государственных информационных систем в ключевых секторах экономики. Основные положения и концепция их развития отражены в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4]. При Министерстве сельского хозяйства РФ создан ряд специализированных и межотраслевых автоматизированных информационных систем, обладающих колоссальным объемом структурированных данных, работают информационно-аналитические интернет-порталы. В результате система государственного информационного обеспечения агропромышленного комплекса на федеральном уровне стала включать в себя логическую многоуровневую архитектуру подсистем и соответствующее их наполнение (см. рисунок)
Совокупность представленных информационных систем нами условно разделена на три группы. В первую группу отнесены информационные системы, обеспечивающие автоматизацию административных процессов выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг Министерством сельского хозяйства РФ. Одной из таковых является система предоставления государственных услуг в электронном виде (ПК «Электронные госуслуги»). Данная система была создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем» и приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10 апреля 2014 г. № 118 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию системы предоставления государственных услуг в электронном виде Министерства сельского хозяйства Российской Федерации». Как и большинство других, система является интегрированной, потому предоставляет оказание государственных услуг в электронном виде по различным направлениям, например, племенное жи-
вотноводство, растениеводство, мелиорация, кооперация, субсидирование АПК. Автоматизированная информационная система реестров, регистров и нормативно-справочной информации (АИС НСИ) представляет собой многоуровневый архив подсистем нормативно-справочной информации для регионального «электронного правительства». Преимущества системы заключаются в исключении человеческого фактора в ходе выполнения большинства формальных и экспертных процедур и исключении рисков потери документов за счет хранения данных в электронном виде и создания резервных регулярно обновляемых копий. В данную группу включена система автоматизированного сбора и анализа статистической информации агропромышленного комплекса (АИС АГРОСТАТ), которая предназначена для сбора и предоставления сводной информации об АПК на районном, региональном и федеральном уровнях.
Во вторую группу можно отнести ряд специализированных информационных систем, созданных при Министерстве сельского хозяйства РФ для выполнения приоритетных задач стратегического управления. Например, «Система мониторинга продовольственной безопасности» (СМ ПБ), созданная Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и введенная в эксплуатацию в 2014 г. для предупреждения критических ситуаций на российском продовольственном рынке. Основными задачами системы являются инвентаризация объектов сельскохозяйственного производства, переработки и хранения, поиск и подключение данных биржевой информации, проведение оперативного мониторинга и т. д. Законодательную базу по осуществлению мониторинга, прогнозированию и контролю состояния продовольственной безопасности, а также формированию информационных ресурсов в области обеспечения продовольственной безопасности заложила Доктрина продовольственной безопасности (2010) [1].
Анализ работы в данной системе показал, что она имеет ряд недостатков. Система мониторинга продовольственной безопасности используется только как инструмент сбора, хранения и систематизации данных, а инструменты по автоматизированному прогнозированию требуют актуализации. Современные условия диктуют требования к данной системе в решении целого ряда задач оперативного, текущего и стратегического характера. Необходимы
Бухгалтерская, налоговая, статистическая оперативная отчетность
Сельхозтоваропроизводители и прочие сельскохозяйственные организации
о
Система государственного информационного обеспечения управления АПК
сбор и обработка информации по определенному набору индикаторов с высокой степенью временной актуализации, разработка методики оценки наиболее вероятных рисков и угроз продовольственной безопасности на федеральном и региональном уровнях в расчете на ближайший квартал, выработка соответствующих управленческих мероприятий, требующих незамедлительной реализации в целях скорейшей стабилизации положения на продовольственном рынке и т. д. Поэтому мониторинг продовольственной безопасности должен строиться не только на официальной статистической информации. Не менее важным представляется отслеживать косвенную информацию, которая зачастую имеет более актуальный и оперативный характер, а также активно применять специальные исследования общественных организаций, центров контроля качества и прочих структур. Результативность работы данной системы проявляется в эффективности расходования средств федерального бюджета, повышении оперативности реагирования на вызовы и угрозы, совершенствования межведомственного взаимодействия. Следует предположить, что логическим продолжением развития и надежного функционирования СМ ПБ должна стать целостная система управления рисками в сфере продовольственной безопасности на федеральном и региональном уровнях, которая стала бы одним из условий обеспечения надежного уровня продовольственной безопасности.
Информационная система планирования и контроля Государственной программы (ИС ПК ГП) была введена в эксплуатацию Приказом Минсельхоза РФ от 10 апреля 2014 г. № 121 и предназначена для обеспечения автоматизированного сбора, обработки и хранения статистической и ведомственной информации о состоянии сельского хозяйства, в том числе о ходе и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (ФЦП, ВЦП, региональных программ). Система создана в целях сокращения времени принятия управленческих решений за счет повышения оперативности, достоверности и полноты информации о ходе выполнения мероприятий Государственной программы, наглядного предоставления аналитических данных, необходимых для стратегического планирования любого уровня; освобождения от выполнения
рутинной ручной работы специалистов, участвующих в реализации Госпрограммы.
Комплексная информационная система сбора и обработки бухгалтерской и специализированной отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей, формирования сводных отчетов, мониторинга, учета, контроля и анализа субсидий на поддержку агропромышленного комплекса (Автоматизированная информационная система «Субсидии АПК»). В России субсидирование агропромышленного комплекса является ключевым инструментом Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Федеральная государственная система «АИС Субсидии АПК» Министерства сельского хозяйства Российской Федерации создана на базе «1С:Предприятие 8» в целях объединения информационного обеспечения процесса учета, мониторинга и контроля субсидий на поддержку АПК, анализа субсидий по получате -лям и сведений об их финансово-экономическом состоянии. С помощью данной системы происходят сбор, обработка и хранение бухгалтерской и специализированной отчетности сельхозтоваропроизводителей по 18 утвержденным формам, а также формирование сводных отчетов, мониторинг, учет и контроль выделяемых субсидий на поддержку АПК по 30 утвержденным формам. Оперативные данные по субсидированию АПК публикуются на главной странице официального сайта Министерства. По данным Минсельхоза, АИС «Субсидии АПК» позволила ускорить доведение субсидий до сельхозтоваропроизводителей примерно в 2-3 раза за счет значительного сокращения времени на подписание соглашений между Министерством сельского хозяйства РФ и субъектами Российской Федерации. Таким образом, с помощью этой системы все элементы управления субсидированием объединены в одну систему, в результате чего процессы планирования субсидий, мониторинга, учета и контроля, а также последующего анализа стали более прозрачными и эффективными.
Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ПРОЕКТ). Согласно утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996 Федеральной научно-техниче-
ШшшяШ
ской программе развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг. в целях обеспечения соответствия научно-технического потенциала в области сельского хозяйства и возможностей его реализации в рамках приоритета научно-технологического развития Российской Федерации, связанного с развитием агропромышленного комплекса, государственный координатор Программы должен создать государственную информационную систему «Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства» в рамках отдельных подпрограмм по каждому из направлений реализации Программы с учетом положений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» [6]. На основании данных, полученных из системы, дирекцией и специализированными мониторинговыми центрами планируется проводить оценку промежуточных и итоговых результатов реализации Программы научно-технологического развития сельского хозяйства для подготовки рекомендаций по ее корректировке, а также входящих в нее подпрограмм и комплексных научно-технических проектов. Предполагается, что открытые данные с неограниченным доступом будут размещены на официальном сайте Министерства сельского хозяйства РФ.
К третьей группе информационных систем, на наш взгляд, можно отнести те, которые действуют на базе геоинформационных технологий. Внедрение в аграрное производство и управление агропромышленным комплексом ГИС-технологий стало рассматриваться как одно из решений поставленных задач Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. В соответствии с Концепцией развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1292-р, для повышения эффективности управления агропромышленным комплексом России необ-
ходимо осуществление государственного мониторинга таких земель независимо от форм собственности и видов осуществляемого на них хозяйствования [2]. Для реализации Концепции специалистами Министерства сельского хозяйства России были определены требования к автоматизированной системе мониторинга сельскохозяйственных угодий и сбора полевой отчетности, которая получила название Федеральная государственная информационная система «Функциональная подсистема "Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения"» (ФГИС ФП АЗСН). В данную систему входят Федеральный реестр земель, Региональные реестры земель и веб-приложение «Атлас земель сельскохозяйственного назначения». Основной целью федеральной геоинформационной системы является обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц актуальной информацией о состоянии земель сельскохозяйственного назначения. На сегодняшний день в данной системе описаны в электронном виде границы более 2,7 тыс. объектов, охватывающих около 60 тыс. км2 земель сельхозназначения. Наличие подобного инструмента для органов государственной власти позволило повысить информированность при принятии управленческих решений, в том числе за счет решения задач в области учета земель сельскохозяйственного назначения (целевое, надлежащее использование; по видам угодий; по группам и видам сельскохозяйственных культур); мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения (по видам деградации, по состоянию неиспользуемых земель, в перспективе по показателям плодородия и показателям загрязнения); информации о мелиорируемых землях (учет орошаемых земель, учет орошаемых, но не поливаемых земель, учет осушаемых земель). В группу входит и Автоматизированная информационная система «Реестр федеральной собственности АПК» (АИС РФС АПК), созданная с целью информационного обеспечения оперативной работы целого ряда департаментов Министерства по вопросам использования и управления переданной подведомственным организациям федеральной собственности, требующим постоянного оперативного доступа к данным по учету имущества и по деятельности подведомственных организаций. На основе этой системы идет обеспечение информационной под-
держки работ по управлению федеральной собственностью, включая вопросы преобразования (реорганизация, ликвидация, слияния) подведомственных организаций. В соответствии с технологиями «электронного правительства» на базе АИС РФС АПК создается вертикально интегрированная система управления земельно-имущественным комплексом Министерства сельского хозяйства России.
К геоинформационным системам привязаны Единая автоматизированная система учета бланков ветеринарных сопроводительных документов (АИС «ВЕТБЛАНК») и Федеральная государственная информационная система учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним (ФГИС УСМТ). В 2014 г. была создана Федеральная государственная информационная система учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним, предназначенная для учета и систематизации данных обо всех транспортных средствах, регистрируемых органами Го -стехнадзора субъектов РФ, их количеством и состоянием, а также о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами; и дальнейшего предоставления этих данных по запросам в различные федеральные ведомства (Минпромторг России, ФССП России, ФНС России, и т. д.). Система позволила построить технологию агрегации и доставки данных с уровня субъектов РФ в федеральное ведомство, отражая реальную картину на региональном уровне по отношению к контролируемым объектам, обеспечивая возможность принятия управленческих решений руководством министерств на основе не отчетной, а реальной информации, поступающей от органов Ростех-надзора субъектов Российской Федерации.
Созданные специализированные и межотраслевые автоматизированные информационные системы, обладающие колоссальным объемом данных, являются подсистемами более сложных информационных систем высшего уровня. Обработанная структурированная информация с различных информационных систем поступает не только в само Министерство сельского хозяйства РФ, но и, например, в Федеральную информационную систему стратегического планирования, а также Государственную автоматизированную систему «Управление». С помощью ГАС «Управление» осуществляется мониторинг социально-экономической деятельности, проводится оценка эффективности работы органов исполнительной власти и их руководителей различных
уровней управления (регион, район, округ), сбор данных из различных информационных систем, формирование отчетов и предоставление данных для стратегического планирования.
С каждым годом в агропромышленном комплексе растет объем информации, поступающей от различных источников, устройств, расположенных в поле, на ферме, от датчиков, агротехники, метеорологических станций, спутников, внешних систем, партнерских платформ, поставщиков и т. д. При этом с увеличением объема данных возрастает потребность в их качественной обработке и достоверных выводах, на которые можно полагаться, принимая решения. В результате формируется спрос на промышленные аналитические системы и, в частности, углубленную аналитику. В целях повышения конкурентоспособности АПК России за счет использования в управлении передовых ИТ-технологий на совместном совещании Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Комитета Государственной думы по аграрным вопросам 12 января 2017 г. был представлен Аналитический центр Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [7]. Данный центр создан как интегратор всех государственных информационных ресурсов в области АПК, как единая автоматизированная система, осуществляющая сбор и анализ данных о состоянии отраслей и инфраструктурных объектов сельского хозяйства, а также прогнозирования развития агропродовольственных рынков. Центр также выявляет избыточные формы отчетности и устраняет их из оборота, снижая тем самым административную нагрузку. Аналитический центр формирует актуальные отчетные материалы о состоянии той или иной отрасли сельского хозяйства, территорий, рынков и т. д., проводит интерактивные совещания в режиме онлайн. Формирование новой структуры стало необходимым шагом к цифровизации, эффективному управлению и поиску новых точек роста агропромышленного комплекса страны. Общие данные от различных участников производственной цепочки, собранные в одном месте, позволяют получать информацию нового качества, находить закономерности, создавать добавочную стоимость для всех вовлеченных участников, применять современные научные методы обработки. Собранные в разрезе каждого региона данные отражают реальную ситуацию в сельском хозяйстве на основе актуальной отраслевой информации, что позволит принимать обоснованные решения, усилить
ШшшяШ
взаимодействие министерства, региональных органов управления АПК, отраслевых союзов, сельхозорганизаций, кооперативов, фермерских хозяйств и др.
Анализ наполнения автоматизированных информационных систем, входящих в структуру государственной системы информационного обеспечения АПК, показал, что основными функциями являются регулярный сбор, обновление и обработка информации по установленному набору показателей. Однако разработка методов информационно-аналитического обеспечения системы управления агропромышленным комплексом на различных уров-
Библиографический список
1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120. URL: http://base.garant. ru/12172719.
2. Концепция развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года. URL: http://www. akkor.ru/sites/default/files/i.s.kozubenko.pdf.
3. Коростелев В.Г., Кадомцева М.Е. Проблема информационной составляющей инновационных процессов в агропромышленном комплексе // Информационная безопасность регионов. 2014. № 1 (14). С. 16-20.
4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/12148555/#ixzz 56n RxloDt.
5. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. URL: http://base.garant.ru/ 71734878/#ixzz54eDLUrgv.
6. Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы : Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 996. тЬ:М1р://81айс^оуегптеп1 ги/те&аШ1е8Ж^11ухЮКОХоТК7А914971ууЬАтп1ге.р11£
7. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://mcx.ru/press-ser-vice/news/v-minselkhoze-rossii-sozdan-analiticheskiy-tsentr.
8. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/news/53383.
нях относится к междисциплинарным направлениям исследований. Это требует организации работы специалистов из различных предметных областей: информационных технологий; автоматизации и моделирования, сельскохозяйственного производства, теории управления и принятия решений, экономики и управления и т. д. Поэтому считаем, что необходим регулярный пересмотр набора индикаторов, отвечающих требованиям текущих экономических условий. Это способствовало бы повышению эффективности процесса прогнозирования как необходимого условия осуществления стратегического планирования.
References
1. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii : Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 30.01.2010 № 120 [Doctrine of food security of the Russian Federation : Decree of the President of the Russian Federation № 120 of 30.01.2010]. URL: http://base.garant.ru/12172719.
2. Kontseptsiya razvitiya gosudarstvennogo monitoringa zemel' sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya i zemel', ispol'zuyemykh ili predostavlennykh dlya vedeniya sel'skogo khozyaystva v sostave zemel' inykh kategoriy, i formirovani-ya gosudarstvennykh informatsionnykh resursov ob etikh zemlyakh na period do 2020 goda [Program for the development of state monitoring of agricultural land and lands used for or allocated for agriculture in the land of other categories, and establishment of state information resources about these lands for the period until 2020]. URL: http://www.akkor.ru/ sites/default/files/i.s.kozubenko.pdf.
3. Korostelev V.G., Kadomtseva M.Ye. (2014) Problema informatsionnoy sostavlyayushchey innovatsionnykh protsessov v agropromyshlennom komplekse [The problem of information component of innovation processes in the agro-industrial complex] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 1 (14). P. 16-20.
4. Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii : Federal'nyy zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ [On information, information technology and data protection : Federal Law № 149-FZ of July 27, 2006]. URL: http://base.garant.ru/12148555/#ixzz56nRxloDt.
5. Ob utverzhdenii programmy «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii» : Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 № 1632-r [On the approval of the program "Digital Economy of the Russian Federation" : Resolution of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 № 1632-r]. URL: http://base.garant.ru/71734878/#ixzz54eDLUrgv.
6. Ob utverzhdenii Federal'noy nauchno-tekhnicheskoy programmy razvitiya sel'skogo khozyaystva na 2017-2025 gody : Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 25.08.2017 № 996 [On the approval ofthe Federal scientific and technical program for the development of agriculture for 20172025 : Order of the Government of the Russian Federation of August 25, 2017 № 996.]. URL: http://static.government.ru/me-dia/files/EIQtiyxIORGXoTK7A9i497tyyLAmnIrs.pdf.
7. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii [Official website of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation]. URL: http://mcx.ru/press-ser-vice/news/v-minselkhoze-rossii-sozdan-analiticheskiy-tsentr.
8. Strategiya nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii do 2035 [Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation until 2035]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/53383.