Научная статья на тему 'О формировании обобщенных представлений о существенных характеристиках изменения обьектов и явлений окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста'

О формировании обобщенных представлений о существенных характеристиках изменения обьектов и явлений окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистякова Н. Д.

В статье раскрывается актуальность развития обобщенных представлений о существенных характеристиках изменения объектов и явлений окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста и представлено описание результатов диссертационного исследования, направленного на поиск эффективных условий познания детьми старшего дошкольного возраста свойств и отношений постоянно изменяющейся окружающей действительности, которые дают им возможность адекватно ориентироваться в явлениях природного и рукотворного мира, осваивать познавательную и преобразующую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формировании обобщенных представлений о существенных характеристиках изменения обьектов и явлений окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста»

О ФОРМИРОВАНИИ ОБОБЩЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУЩЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЬЕКТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Чистякова Н.Д.*

Пермский институт повышения квалификации работников образования,

г. Пермь

В статье раскрывается актуальность развития обобщенных представлений о существенных характеристиках изменения объектов и явлений окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста и представлено описание результатов диссертационного исследования, направленного на поиск эффективных условий познания детьми старшего дошкольного возраста свойств и отношений постоянно изменяющейся окружающей действительности, которые дают им возможность адекватно ориентироваться в явлениях природного и рукотворного мира, осваивать познавательную и преобразующую деятельность.

В Концепции дошкольного воспитания [1] подчеркивается значимость освоения детьми разнообразных средств и способов взаимодействия с миром, что является одним из ключевых условий развития самостоятельности, инициативности, творчества дошкольников. С помощью освоенных средств и способов познания действительности ребенок может применять полученные знания и добывать новые. Развитие таких способностей тем более актуально, что результаты последних международных исследований PISA [2] выявили недостаточную состоятельность российских школьников в умении оперировать имеющимися у них знаниями, использовать их в разных ситуациях решения предлагаемых задач. В связи с этим нами была предпринята попытка поиска такого содержания и способов организации образовательного процесса, чтобы развивалась исследовательская позиция детей, активность и самостоятельность их действий, начиная с дошкольного возраста.

Известно, что одним из эффективных средств познания являются философские категории. Будучи формами осознания универсальных способов отношения человека к миру, отражающих наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления, они служат теми «базовыми инструментами», пользуясь которыми, человек активно познает обширные классы предметов и явлений действительности [3-7]. В силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста, им недоступно освое-

* Старший преподаватель кафедры Методики дошкольного образования.

ние философских категорий как таковых. Мы полагаем, что становление, развитие и обобщение представлений детей об основных свойствах и отношениях действительного мира, - это чрезвычайно важный процесс, поскольку он служит основой для познания и освоения философских категорий. Выбор нами конкретного содержания определяется, в частности, тем, что одним из основных источников познания действительности ребенком является его понимание изменяющейся картины мира (С.Л. Рубинштейн [7],

А. Валлон [8], Н.Е. Веракса [9], Н.Н. Поддьяков [10] и др.). Познание детьми свойств и отношений постоянно изменяющейся окружающей действительности дает им возможность адекватно ориентироваться в явлениях природного и рукотворного мира, осваивать познавательную и преобразующую деятельности. В связи с этим целью нашего исследования является поиск продуктивных путей формирования обобщенных представлений о существенных характеристиках изменения объектов и явлений окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста как средстве познания.

Необходимость включения средств и способов познания действительного мира как развивающего компонента содержания образования детей дошкольного возраста подчеркивается в целом ряде исследований [10-13]. В дошкольной педагогике накоплен ценный опыт обращения к философским категориям как основе отбора содержания и методов образования [14-16]. Философские категории включены в содержание международной программы «Философия для детей» [17], которую предлагается реализовывать, начиная с дошкольного возраста и затем в школьном курсе. В ряде исследований [10, 18- 20], выполненных в русле концепции Н.Н. Поддья-кова [21], утверждающей необходимость формирования у детей дошкольного возраста базовых представлений об основных свойствах и отношени-ях объективного мира, выявлены условия развития обобщенных (динамических) представлений дошкольников о росте и развитии растений и животных. Мы считаем, что обобщенные представления о существенных характеристиках изменения объектов и явлений окружающего мира следует отнести к базовым представлениям. Являясь, с одной стороны, формами чувственного обобщения, а с другой - начальными формами диалектического подхода к анализу предметов и явлений окружающего мира, они представляют собой совокупность существенных (пространственно-временных и модальных) характеристик процесса изменения.

Гипотеза нашего исследования состояла в том, что развитие обобщенных представлений о существенных характеристиках изменения объектов и явлений окружающего мира как средстве познания у детей старшего дошкольного возраста протекает наиболее эффективно, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:

1. в основе содержания образования лежат представления о процессах изменения, происходящих в каждой из четырех сфер окру-

жающего мира: «Природа», «Другие», «Рукотворный мир», «Я сам» (при этом рассматриваются разные типы процессов изменения: развитие, преобразование, взаимодействие и др.);

2. субъектом познания и преобразования объектов действительного мира является детско-взрослая событийная общность, которая предоставляет ребенку возможность проявлять максимальную самостоятельность, инициативность и творчество. «Детско-взрослая событийная общность - это такое совместное бытие взрослых и детей (бытие не рядом, а именно вместе), для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности» [13, с. 43];

3. процесс развития представлений детей осуществляется в ходе специально организованных образовательных ситуациях, в которых дети:

- выделяют существенные признаки, свойственных изменениям свойств и отношений объектов действительного мира и обобщают их;

- осваивают способы познания - наблюдение, сравнение (сопоставление), экспериментирование, прогнозирование, моделирование;

- осваивают способы преобразования действительного мира -целеполагание, нахождение средств и способов, планирование предстоящей деятельности, осуществление преобразования, анализ и оценка результатов, рефлексия.

Экспериментирование детей заключается в выявлении и установлении ими в природных материалах окружающего мира изменяющихся свойств и признаков; прогнозирование - в умении предвидеть дальнейшее изменение объектов на основе зафиксированной динамики изменения; моделирование - в умении представлять и моделировать с опорой на существенные признаки изменения (условно оформленные вместе с педагогом) разные типы процесса изменения. При этом взрослый задает детям в процессе организуемой деятельности эти способы как схему последовательных действий от цели к результату.

Для проверки выделенных условий был проведен эксперимент, цель которого - развитие у детей старшего дошкольного возраста обобщенных представлений о существенных характеристиках изменения объектов и явлений окружающего мира как средстве познания. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 2005-2009 гг. Всего в констатирующем эксперименте участвовало 150 детей старших групп МДОУ «Детский сад № 305», «Детский сад № 268», «Детский сад № 421» г. Перми. В констатирующем этапе эксперимента ставились следующие задачи:

- изучить особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о существенных характеристиках изменения объектов и явлений окружающего мира;

- выявить самостоятельность использования ими способов познания и преобразования действительности в ходе решения задач;

- изучить содержание и способы организации образовательного процесса, используемые в практике детского сада для развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о процессах изменения в разных сферах действительности.

Как основные методы констатирующего этапа эксперимента мы использовали анализ продуктов познавательной и продуктивной деятельности детей, а также педагогическое наблюдение, которое, в частности, осуществлялось в ходе выполнения детьми разработанных нами игровых заданий: подготовка выставки «Это может измениться», «Мастерская «Изменяй-ка», «Умные помощники». В этих заданиях детям предлагалось выбрать изменяющиеся объекты и обобщить признаки процесса изменения; помочь игровым персонажам решить познавательные задачи с использованием таких способов, как, - наблюдение, сравнение, экспериментирование, прогнозирование и моделирование; изменить (преобразовать) предметы и материалы рукотворного мира.

Констатирующий этап эксперимента выявил особенности выделения испытуемыми изменяющихся объектов окружающего мира в разных сферах действительности: в сфере «Природа» дети (100 %) обнаружили все предъявленные им изменяющиеся объекты, в сфере «Я сам» - 76 %, в сфере «Другие» - 54,5 %, в сфере «Рукотворный мир» - 44 % детей. При этом большинство детей затруднялись в обобщении характеристик процесса изменения. 64,6 % детей выделили лишь признаки, относящиеся к модальным характеристикам объекта (в основном к таким, как цвет, размер, форма); 14,6 % детей выделили как признак изменения его причины («... потому что все они из-за чего-то изменяются, живое растет, эти предметы человек изменяет и как-то по-другому»), 12 % детей обратили внимание на тождество как признак изменения («... все они изменяются, но ведь остаются этими же предметами»). В то же время пространственновременные характеристики изменения не были выделены. Анализ способов, которые дети использовали для решения предлагаемых задач, показал, что большинство дошкольников самостоятельно умеют сравнивать ситуации, изображенные на картинках (63,3 %); экспериментировать с материалами и веществами, выявляя их свойства и признаки (30 %); предвидеть и прогнозировать динамику развития событий на основе заданных ситуаций (6,6 %), способ моделирования дети самостоятельно не используют. В процессе преобразовательной деятельности у детей возникают затруднения при целеполагании (65,3 % детей), при прогнозировании действий, направленных на достижение результата (84,7 % детей), при оценке результата своей деятельности (72,7 % детей).

В формирующем этапе эксперимента для выделения и обобщения существенных характеристик изменения было отобрано содержание, кото-

рое отражало закономерности процессов изменения, протекающих по объективным причинам естественного характера (в природе и у человека), и процессов преобразования. Выявление и обобщение существенных характеристик организовывалось в ходе регулярных наблюдений детей за процессами изменений, которые происходили с объектами природы, касались роста самих детей, некоторых их двигательных умений, а также - в ходе экспериментирования с водой и других природных материалов, в ходе преобразования детьми предметов и материалов рукотворного мира (мастерская «Изменяй-ка»). Формирующий этап эксперимента включал проведение образовательных ситуаций, которые предусматривали следующие элементы совместной деятельности субъектов детско-взрослой общности: выявление проблем, требующих решения; постановка познавательных и / или продуктивных задач; формулирование вопросов; поисковые действия; чтение и обсуждение специально подобранных, а также разработанных нами рассказов; дидактические игры. В этих образовательных ситуациях особое внимание обращалось на поиск детьми признаков процессов изменения, моделирование разных типов этих процессов, на активное освоение детьми других средств и способов познания и преобразования действительности. Для этого были разработаны специальные дидактические средства, «Календарь наблюдений за солнцем», индивидуальная карта двигательных умений «Мои достижения», схематическая модель деятельности и др. При распределении деятельности между субъектами детско-взрослой общности учитывался приоритет предоставления детям максимальной самостоятельности и активности в ходе решения познавательных и продуктивных задач, анализа и оценки полученных результатов, аргументации высказываний, формулирования выводов, развития рефлексии осваиваемых способов познания и преобразования окружающей действительности.

Контрольный этап эксперимента проводился в форме организации выставки «Это изменяется», для которой дети отыскивали и представляли изменяющиеся объекты, объясняя свой выбор. Контроль результатов формирующего эксперимента показал, что 36 % детей экспериментальной группы могут выделить совокупность существенных характеристик в разных типах изменений объектов, для объяснения изменения как закономерности действительного мира. Кроме того, возросла самостоятельность использования детьми способов познания: 92 % детей стали самостоятельно использовать сравнение, 82,7 % - наблюдение, 74,7 % - экспериментирование, 38,7 % - моделирование и прогнозирование. В ходе преобразовательной деятельности стали самостоятельно использовать целепо-лагание и оценивать результаты деятельности 84 % детей экспериментальной группы; 52 % детей смогли осуществлять преобразовательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, 48 % - с дозированной помощью взрослого, активно используя схематическую модель дея-

тельности. Дети контрольной группы показали результаты, которые статистически незначительно отличались от данных, полученных в констатирующем эксперименте. Было выявлено, что достоверность различий сравниваемых выборок составляет 95 % (с использованием критерия Крамера-Уэлча).

Проведенное исследование показало целесообразность и возможность развития обобщенных представлений о существенных характеристиках изменения объектов и явлений окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста в условиях детско-взрослой событийной общности в процессе познавательной и преобразующей деятельности. Освоение детьми способов познания и преобразования, с помощью которых становится возможным выделение существенных характеристик, свойственных изменениям объектов действительного мира, создает условия для повышения познавательной самостоятельности детей в процессе решения познавательных задач, для развития их инициативности и творчества в выборе средств и способов их решения.

Список литературы:

1. Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В. Давыдова,

В.А. Петровского. М., 1988. - 53 с.

2. Ковалева Г. Р18Л-2003: результаты международного исследования // Народное образование. - 2005. - № 2. - С. 37-43.

3. Аристотель. Категории. - М., 1939. - 84 с.

4. Гегель Г. Наука логики. Энциклопедия философских наук. - М., 1975.

- Т. 1. - 452 с.

5. Кант И. Критика чистого разума. - М., 1994. - 591 с.

6. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. - 462 с.

7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М., 1997. - 189 с.

8. Валлон А. От действия к мысли. - М., 1956. - 238 с.

9. Веракса Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников: автореф. дисс. ...докт. психол. наук. - М., 1990. - 32 с.

10. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977. - 272 с.

11. Брунер Дж. О познавательном развитии // Исследование развития познавательной деятельности. - М., 1971. - С. 25-99.

12. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М., 1969. - 340 с.

13. Кларина Л.М. Проблема выбора образовательной программы и ее реализации в детском саду (требования к созданию образовательной среды в ДОУ: дидактический и социально-педагогический аспекты) // Готовимся к аттестации! - СПб., 2005. - С. 5-47.

14. Куликовская И. Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. - М., 2002. - 224 с.

15. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. - М., 1965. - 128 с.

16. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. - Ростов-н/Д, 1995. - 272 с.

17. Юлина Н.С. Философия для детей. - М., 2005. - 464 с.

18. Игнаткина Л. С. Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1988. - 18 с.

19. Фабри К.Э., Николаева С.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животным миром // Умственное воспитание дошкольника. - М., 1972. - С. 121-152.

20. Христовская Т.В. Ознакомление старших дошкольников с изменениями в природе (на примере роста растений): автореф. дисс. .канд. пед. наук. - М., 1989. - 18 с.

21. Поддьяков Н.Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. - Н.Новгород, 1999. - 39 с.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ «ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ» В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

© Чопова Н.В.*

Сахалинский институт железнодорожного транспорта (филиал) Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Южно-Сахалинск

Внедрение новых методов в работе преподавателя - важное условие совершенствования процесса обучения, создания благоприятной развивающей среды дли развития профессионально значимых качеств лич-ности будущего специалиста. В статье описаны некоторые формы использования интерактивных методов обучения, которые целесообразно применять на занятиях инженерной графики в техническом вузе.

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и способности творческого подхода обучающихся была и остается одной из актуальных задач преподавателя. Преподаватель всегда обязан создать дидактические и психологические условия, в которых студент может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

Любое учебное занятие может быть эффективно только в том случае, если студент осознает цель занятия и методы достижения этой цели и име-

* Преподаватель кафедры «Начертательная геометрия и инженерная графика», аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.