Д.В. Пивень,
д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия, piven_dv@mail.ru И.С. Кицул,
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования, г. Иркутск, Россия, zdravirk@mail.ru
□ ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК 614.2
Пивень Д.В., Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, г. Иркутск, Россия) Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в контексте положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Авторы обращают внимание, что требует дальнейшего законодательного раскрытия понятие безопасность медицинской деятельности. Предлагаются стратегический и оперативный сценарий поэтапного формирования системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Даны конкретные рекомендации руководителям медицинских организаций по разработке внутренних документов организации по обеспечению и внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности. Ключевые слова: качество и безопасность, медицинская деятельность, система контроля.
Новые задачи в области контроля в сфере охраны здоровья населения
С момента принятия Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Ф3-323) прошло чуть более года. 3а это в общем-то небольшое время в самых разных изданиях вышел целый ряд публикаций, посвященных анализу его тех или иных положений. И это понятно, закон содержит целый ряд новых и весьма непростых позиций, которые требуют дополнительного обсуждения, комментариев. Поэтому, несмотря на то, что закон, как мы уже отметили, действует более года, говорить о полной реализации его положений пока, безусловно, не приходится. Это ни в коем случае не свидетельствует о том, что медицинское сообщество сознательно затягивает перевод деятельности отрасли на новую правовую основу. Но и умалять сложность внедрения в жизнь, по сути, главного правового профессионального документа для медицинских работников и пациентов, конечно, не стоит.
Д.В. Пивень, И.С. Кицул, 2013 г.
В этой связи и мы в данной публикации, как раз в контексте реализации ФЗ-323, остановимся на только одной, но при этом тоже весьма сложной и многокомпонентной проблеме, которая затрагивает интересы абсолютно всех граждан Российской Федерации, проблеме обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Полагаем, что совершенно оправданно целая глава Ф3-323, а именно 12, полностью посвящена вопросам организации контроля в сфере здравоохранения. Это принципиально важно, что практически одномоментно в отрасли осуществляются:
— масштабные мероприятия в рамках реализации программ модернизации;
— переход на одноканальное финансирование;
— формирование единой государственной системы службы охраны здоровья;
— дальнейшее развитие новых систем оплаты труда.
И в этих условиях нельзя забывать, что все, что делается в сфере здравоохранения, делается прежде всего с целью повышения качества и безопасности медицинской деятельности.
Напомним, что первая статья 12 главы ФЗ-323 — статья 85, определяет, что «контроль в сфере охраны здоровья включает в себя:
1) контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
2) государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств;
3) государственный контроль при обращении медицинских изделий;
4) государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Необходимо отметить, что в такой трактовке первые три составляющие контроля в
сфере здравоохранении предложены впервые. Ну, а то, что последующие статьи ФЗ-323 достаточно подробно раскрывают содержание контроля качества и безопасности медицинской деятельности, свидетельствует о том, что именно это направление контроля сегодня является основным в системе оказания медицинской помощи страны. Соответственно перед каждой медицинской организацией стоит приоритетная задача обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности с организацией внутреннего контроля по данному направлению.
Практически весь 2012 год, несмотря на появление ФЗ-323, в Российской Федерации функционировала старая система контроля, так как соответствующие подзаконные акты появились в сентябре—ноябре 2012 г. К таковым прежде всего необходимо отнести следующие документы, которые сегодня составляют основу контрольно-надзорной деятельности в сфере здравоохранения:
— Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. №1152 г. «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности»;
— Постановление Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1043 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2012 г. № 970 г. «Об утверждении Положения о государственном контроле за обращением медицинских изделий».
Подготовлен проект приказа Минздрава РФ о ведомственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, который к моменту выхода данной статьи скорее всего уже будет подписан в окончательном варианте. Таким образом можно констатировать, что в основном работа по формированию нормативно-правовой базы в части организации контроля качества и
безопасности медицинской деятельности близится к завершению.
Казалось бы, все ясно. И на вопрос руководителя любой медицинской организации: «Что я должен сделать, чтобы организовать контроль качества и безопасности медицинской деятельности в своей организации?». Можно было бы давать четкий и ясный ответ: «Вы обязаны организовать контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с указанными выше документами». К сожалению, сегодня уже очевидно, что на самом деле неясного в вопросах организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности гораздо больше, чем ясного.
Для начала давайте попробуем дать характеристику пока еще только формирующейся новой системе контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Российской Федерации.
Характеристика формирующейся системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Российской Федерации
Во-первых, как мы уже показали выше, представленные в ст. 85 ФЗ-323 положения о контроле в сфере охраны здоровья населения принципиально отличаются от сложившихся за последние 15 лет традиционных взглядов на контроль качества медицинской помощи своей глубиной и широтой охвата самых разных направлений деятельности медицинской организации.
Во-вторых, безусловно, новым и гораздо более сложным, чем традиционный контроль качества медицинской помощи, является контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Статья 87 Ф3-323 дает системное понимание контроля качества и безопасности медицинской деятельности, когда в части первой гласит, что данный контроль «осуществляется в следующих формах:
1) государственный контроль;
2) ведомственный контроль;
3) внутренний контроль».
В последующих же статьях ФЗ-323 раскрывается содержание каждой формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В-третьих, во второй части статьи 87 ФЗ-323 достаточно конкретно прописаны те направления работы медицинской организации, которые и будут проверяться, то есть четко определено содержание контроля. Часть вторая ст. 87 ФЗ-323 гласит, что «контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:
1) соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
2) определения показателей качества деятельности медицинских организаций;
3) соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
4) создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;
5) создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности».
Очевидно, что ранее такой трактовки ни форм, ни содержания контроля качества, да еще и безопасности (а это предмет отдельного разговора) никогда не было. Вернее ведомственный и вневедомственный контроль естественно имел место, но значение и содержание было совершенно иным.
Таким образом можно заключить, что сегодня заложена правовая основа для формирования и развития принципиально новых механизмов контроля в сфере охраны здоровья населения вообще и контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в частности.
Ну, а теперь перейдем к самому главному — к проблемам и вытекающим из них задачам, которые неизбежно возникают при формировании указанных механизмов. При этом сконцентрируемся на основном направлении контроля в сфере охраны здоровья населения, а именно, на контроле качества и безопасности медицинской деятельности.
Проблемы и задачи в связи с развитием новых механизмов контроля качества и безопасности медицинской деятельности
На основании изложенного выше можно констатировать, что большинство руководителей медицинских организаций пока еще имеют достаточно смутное понятие, как по-новому должна выглядеть система внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в руководимых ими организациях? Каковы ее основные отличия от старой? Каковы должны быть новые механизмы внутреннего контроля? В чем теперь новое содержание данной работы на уровне организации?
В общем вопросов, связанных с формированием новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности на уровне медицинской организации, сегодня более чем достаточно.
Надо отметить, что указанные выше вопросы имеют абсолютно объективную природу. Следует отметить, что несмотря на то, что ФЗ-323 — достаточно объемный закон, многое и важное осталось за его рамками. Вернее есть очень яркие положения закона, когда сказано А, но не сказано Б. Остановимся на одной из таких очень важных позиций подробней.
Так что же все-таки такое безопасность медицинской деятельности?
Нельзя не обратить внимание на то, что, с одной стороны, в ФЗ-323 заявлено о контроле качества и безопасности медицинской деятельности, но при этом, с другой стороны, совершенно не раскрыто и непонятно, что
же все-таки подразумевать под контролем безопасности медицинской деятельности. Что значит обеспечить безопасность и что значит ее контролировать? Это — очень серьезная проблема. Получается, что сегодня в Российской Федерации никто не знает, что это такое безопасность медицинской деятельности. Если качество медицинской помощи и экспертиза качества медицинской помощи имеют свое четкое законодательное определение. То, к сожалению, этого нельзя сказать о безопасности медицинской деятельности и о ее экспертизе. Никакого ответа на этот вопрос не дает и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 1152 г. «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности». Внимательно ознакомившись с этим, без сомнения, стратегическим документом, интуитивно догадываешься, что где-то близко к безопасности медицинской деятельности стоят темы контроля охраны труда медицинского персонала и обращения медицинских изделий. Но достаточно ли этого для обеспечения безопасной медицинской деятельности? Очевидно, что нет.
Вообще, как известно, в мировой медицинской практике безопасность медицинской помощи, является одной из характеристики качества медицинской помощи. Но раз в Российской Федерации безопасность законодательно выделена как некая отдельная характеристика медицинской деятельности, кстати именно деятельности, а не помощи, то в этом случае просто необходимо уточнение понятийного аппарата ФЗ-323. В противном случае это чревато очень серьезными последствиями, на которых мы остановимся ниже.
Почему необходимо четко определить, что такое безопасность медицинской деятельности
Возможно кто-то из коллег, читая эту статью, сейчас задается вопросом: «Зачем они (авторы) поднимают эту тему, объясняют
какие-то слова? Ведь итак понятно, что такое безопасность? Этому понятию итак можно легко дать несколько определений». Но как раз главная опасность и заключается в том, что определения безопасности медицинской деятельности разными органами организациями, например, медицинскими организациями (т.е. проверяемыми) и всеми органами, выполняющими контрольно-надзорные функции (то есть проверяющими), будут (а это происходит уже сейчас) даваться самые разные.
В результате:
— в одних медицинских организациях безопасность медицинской деятельности, а соответственно и меры по ее обеспечению и внутреннему контролю будут определяться по-своему, а в других по-своему, иными словами, в зависимости от того, кто и как это понимает;
— одни органы, выполняющие контрольно-надзорные функции, будут предъявлять свои требования к безопасности медицинской деятельности, другие — свои, но тоже в зависимости от того, кто и как это понимает.
Финал известен и весьма печален:
— отсутствие системы обеспечения безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях при внешней видимости тщательного и жесткого контроля;
— рост коррупции в органах, выполняющих контрольно-надзорные функции.
Как известно, любое неоднозначное толкование закона всегда приводит к росту коррупции, и данный случай — не исключение.
Предлагаем решение проблемы по уточнению понятия безопасность медицинской деятельности
На основании изложенного выше можем сформулировать две задачи, которые, как нам кажется, просто обязан решить в самое ближайшее время комитет Государственной Думы по охране здоровья населения.
Первая задача. Дополнить ФЗ-323 определением понятия безопасность медицинской деятельности. А еще лучше уж заодно опре-
делить, что такое безопасность медицинской помощи. Полагаем, что это не одно и тоже.
Вторая задача. Дополнить ФЗ-323 тем, что включает в себя безопасность медицинской деятельности, то есть какие компоненты в нее входят.
Со своей стороны предлагаем следующий вариант решения указанных задач.
Безопасность медицинской деятельности — совокупность характеристик, отражающих безопасность используемых при осуществлении медицинской деятельности медицинских услуг, ресурсов, в том числе кадровых и материально-технических, безопасность медицинских изделий, лекарственных средств, а также безопасность условий оказания медицинской помощи.
Безопасность медицинской деятельности включает следующие компоненты:
— обеспечение безопасности медицинских вмешательств и медицинских услуг;
— обеспечение безопасного обращения медицинских изделий;
— обеспечение безопасного обращения лекарственных средств;
— обеспечение инфекционной безопасности в медицинской организации;
— обеспечение безопасного обращения медицинских отходов;
— обеспечение надлежащего уровня подготовки и квалификации медицинских кадров;
— обеспечение безопасности при обработке персональных данных и работе с конфиденциальной информацией;
— обеспечение безопасных условий оказания медицинской помощи.
Предлагаемый перечень компонентов безопасности медицинской деятельности неисчерпывающий и может быть дополнен и расширен.
Еще раз подчеркнем, что чем большее время безопасность медицинской деятельности останется нераскрытой на уровне федерального законодательства, тем большее развитие непременно получит коррупционная составляющая при ее проверках в медицинских организациях.
□ создании системы подготовки кадров для органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в сфере здравоохранения, и для проведения внутреннего контроля в медицинских организациях
Выше мы достаточно подробно рассмотрели вопросы, связанные с необходимостью совершенствования нормативного регулирования обеспечения безопасности медицинской деятельности. Однако при всей своей важности это далеко не единственная проблема при формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации.
Подчеркнем, что сейчас можно лишь говорить о начальном этапе формирования новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, когда законодательно, а также на уровне постановлений Правительства, обозначены только контуры новой системы, а реально работающей на практике в полную силу такой системы пока еще нет.
Предвидим возражения: «Как это в стране нет единой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности? А Росздравнадзор с его разветвленной сетью территориальных управлений? А региональные органы управления здравоохранением с подразделениями, осуществляющими контроль соблюдения лицензионных требований? А система территориальных фондов ОМС и страховщиков? А внутренний контроль в самих медицинских организациях?». То есть получается, что вроде бы все у нас есть и даже с избытком. Действительно все не так просто.
Если говорить о качестве медицинской помощи, то наиболее часто именно оно является предметом проверки для разных ведомств в одной медицинской организации. Но проверяется оно разными структурами совершенно по-разному, то есть с разными
требованиями, с разными подходами и т.д. Ни о каких системных решениях здесь говорить не приходиться. В конечном итоге качество медицинской помощи, а следовательно, и пациент от этого точно не выигрывают.
Кроме того, деятельность всех органов осуществляющих контрольно-надзорные функции, регулируется своими ведомственными нормативными актами. Казалось бы, а как же иначе? Да, никто и не возражает. Но! Если предметом проверок часто, как уже было отмечено выше, является то же самое качество медицинской помощи, то проверяющие из разных ведомств должны досконально знать и нормативные акты коллег, а не только свои.
В общем мы подошли к тому, что проверяющих надо готовить, то есть учить.
Опять предвидим аргументы оппонентов: «Такая подготовка сегодня существует и в системе ОМС и в Росздравнадзоре!» Да, действительно, такая подготовка есть. Это, конечно, лучше, чем ничего. Правда, ничего, у нас тоже более чем достаточно. Как известно, специалистов органов управления здравоохранением субъектов Федерации в обязательном порядке к выполнению контрольно-надзорных функций специально никто и не готовит. А если в отдельных субъектах Федерации это и происходит, то опять же по какому-то своему сценарию. В общем и в этом случае ни о каком системном подходе говорить не приходиться.
Чего здесь не хватает? А не хватает как раз того, что называется единой государственной политикой по подготовке кадров для органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в сфере здравоохранения, и для проведения внутреннего контроля в медицинских организациях. Пробел очень серьезный, особенно на фоне задач, поставленных ФЗ-323 в сфере контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Говоря о подготовке кадров специалистов, выполняющих контрольно-надзорные функции, можно заключить, что сегодня в
Российской Федерации такая подготовка должна не просто осуществляться внутри каждого надзорного ведомства по ведомственным программам, о которых больше в отрасли никто не знает. Речь должна идти о подготовке кадров не для ведомства, а по единым для всех образовательным программам, утвержденным в установленном порядке и принятым на территории всей Российской Федерации.
Само собой разумеется, что встает и самый важный вопрос — вопрос о подготовке кадров в части обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности для медицинских организаций. Ответ напрашивается сам собой, подготовка кадров по указанным вопросам для медицинских организаций должна осуществляться по тем же самым программам, по которым должны готовиться и специалисты контрольно-надзорных органов. Иными словами, проверяющих и проверяемых должны учить одни и те же преподаватели одним и тем же требованиям, а также тому, как эти требования должны соблюдаться и как они должны проверяться.
Очевидно, что предлагаемая нами схема создает механизм, когда проверяющий и проверяемый говорят на одном и том же языке установленных требований, норм, правил и при этом, что самое главное, одинаково их трактуют. Это и должно стать одним из главных антикоррупционных механизмов при осуществлении контроля и надзора в сфере здравоохранения. Если этого нет, то общий язык между проверяющим и проверяемым во многих случаях тоже будет найден, но часто, увы, с помощью других, неправовых, инструментов, что мы нередко сегодня и имеем.
Опять же предполагаем, что могут быть возражения: «А зачем теперь специально учить сотрудников медицинских организаций новым требованиям в сфере обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности, есть же обязательная для руководителей подготовка по организации здравоохранения и общественному здоровью?»
По этому поводу поясняем следующее.
• Если внимательно перечитать все статьи ФЗ-323 о качестве и безопасности медицинской деятельности, а также Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. №1152 г, то вопросов, требующих пояснений и уточнений, возникает очень много (отдельные мы уже обозначили в данной статье). Ответы на эти вопросы или официальные комментарии должны доводиться до специалистов в рамках единых образовательных программ.
• Обязательной подготовка по организации здравоохранения и общественному здоровью по-прежнему является только один раз в пять лет. Да и действующие программы, как правило, не содержат ничего из новых требований к обеспечению контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
• Кроме того, вопросам обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности должны быть обучены все руководители структурных подразделений медицинской организации (заведующие отделениями) — основное звено, на которое опираются руководители медицинских организаций. Это также необходимо регламентировать едиными документами для всей страны.
• И опять же программы подготовки по вопросам обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности должны быть едиными и для проверяемых, и для проверяющих.
Из сказанного выше следует еще одна важная задача. Это подготовка преподавательских кадров по вопросам обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Именно с решения этой задачи и надо начинать новое движение в вопросах подготовки кадров по обеспечению и контролю качества, и безопасности медицинской деятельности.
Предложения по дальнейшему формированию системы по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности
С целью дальнейшего формирования системы по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности мы предлагаем два направления, по которым необходимо двигаться одновременно: стратегическое и оперативное направление.
К содержанию стратегического направления следует отнести то, что мы рассмотрели выше:
— уточнение отдельных положений ФЗ-323 через внесение соответствующих дополнений;
— разработку единых образовательных программ по подготовке специалистов в области обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
— подготовку преподавательских кадров по вопросам обучения обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности;
— подготовку проверяющих и проверяемых по единым образовательным программам в области обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Очевидно, что такая схема работы не может быть реализована в стране ранее, чем через 3-5 лет, при условии, конечно, что те, от кого зависит принятие соответствующих решений, будут разделять взгляды авторов статьи.
Так или иначе, но предложенный нами стратегический вариант изменения работы по обеспечению и контролю качества, и безопасности медицинской деятельности носит системный характер.
С учетом того, что реализовывать новые положения законодательства и организовывать внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности надо уже сейчас, у нас есть ряд предложений для
руководителей медицинских организаций оперативного порядка. Данные предложения и составляют основу оперативного направления.
Предложения руководителям медицинских организаций по созданию системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Первое, что необходимо сделать руководителю медицинской организации, — проанализировать самому то, что написано о качестве и безопасности медицинской деятельности в ФЗ-323 и в Положении о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 1152 г. Параллельно соответствующие поручения должны быть даны всем заместителям.
Второе. После индивидуального анализа руководством медицинской организации указанных выше документов необходимо провести совещание с заместителями, цель которого определить какие документы, а правильнее сказать, группы или пакеты документов, должны быть в медицинской организации в соответствии с новыми требованиями.
Так, в соответствии с требованиями Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 1152 г., в медицинской организации должны быть следующие пакеты документов:
1. Пакет документов по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья населения. Этот пакет будет соответствовать требованиям п.п. а п. 3 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности (далее в этом перечне — Положения)
2. Пакет документов по соблюдению порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Этот пакет
будет соответствовать требованиям п.п. в п. 3 Положения.
3. Пакет документов по соблюдению порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований. Этот пакет будет соответствовать требованиям п.п. г п. 3 Положения.
4. Пакет документов по соблюдению безопасных условий труда. Этот пакет будет соответствовать требованиям п.п. д п. 3 Положения.
5. Пакет документов по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению). Этот пакет так же, как и предыдущий, будет соответствовать требованиям п.п. д п. 3 Положения.
6. Пакет документов по соблюдению медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот пакет будет соответствовать требованиям п.п. е п. 3 Положения.
7. Пакет документов по организации и осуществлению предусмотренного статьей 90 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Этот пакет будет соответствовать требованиям п.п. ж п. 3 Положения.
Со своей стороны считаем, что в пределах медицинской организации пакет документов по соблюдению порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи и пакет документов по организации и осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности целесообразно объединить в единый пакет документов. Это оптимально, так как трудно представить Положение о внутреннем контроле качества и безопас-
ности медицинской деятельности в медицинской организации, да и другие документы по этому направлению без сведений об организации работы по контролю за соблюдением порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
Обращаем внимание читателей, что здесь мы говорим не об отдельных документах по тому или иному направлению работы, а именно, о пакетах документов, потому что один документ, например, какое-либо положение, едва ли сможет в полном объеме отразить регулирование самых разных вопросов, возникающих по каждому направлению медицинской деятельности.
Примерный перечень документов по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации
Мы попробовали сформировать для медицинской организации примерный перечень документов, который в соответствии с новыми требованиями Ф3-323 и постановлений Правительства должен отражать обеспечение и внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, включая организацию работы по порядкам и стандартам медицинской помощи. В результате получилось, что только для регулирования данной работы медицинская организация должна иметь не менее 14 документов. Предлагаем их примерный перечень.
1. Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации.
2. Дополнения в должностные инструкции ответственного лица за организацию работы по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации, в подразделении медицинской организации врача.
3. Положение о врачебной комиссии (с учетом требований Приказа М3иСР РФ от 05.05.2012 № 502н).
4. Порядок создания системы оценки качества работы медицинской организации, ее структурных подразделений и медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг (требование ч. 2 ст. 87 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья ...»)
5. Положение о порядке оценки результативности медицинской помощи, оказанной лечащим врачом конкретному пациенту, в медицинской организации (требование ч. 21 ст. 2 и ч. 2 ст. 87 Ф3-323 «Об основах.....»)
6. Методика оценки удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи.
7. Положение об общественном совете медицинской организации (для контроля за обеспечением приоритетов пациента и прав пациента в соответствии с требованиями Ф3-323).
8. Порядок взаимодействия медицинской организации с общественными объединениями (с учетом требований ст. 28 Ф3-323, узаконившей общественные объединения пациентов).
9. Порядок обеспечения безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации (с учетом требований Постановления Правительства от 15.10.2012 № 1043).
10. Дополнения в должностные инструкции лица, ответственного за обеспечение безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации, в подразделении медицинской организации.
11. Порядок обеспечения инфекционной безопасности в медицинской организации (соответствует требованиям Ф3-323 по обеспечению безопасности при осуществлении медицинской деятельности).
12. Положение о комиссии по профилактике внутрибольничных инфекций.
13. Инструкция о порядке безопасного обращения медицинских отходов в медицинской организации (соответствует требованиям Ф3-323).
14. Дополнения в должностную инструкцию ответственного лица за организацию работы по безопасному обращению меди-
цинских отходов в медицинской организации, в подразделении медицинской организации (соответствует требованиям Ф3-323).
Вероятно, у многих руководителей медицинских организаций после ознакомления с указанным выше перечнем документов, которые должен содержать только один! пакет, возникают вопросы: «Кто и когда должен все это разрабатывать? А когда останется время заниматься лечебной работой? и т.д.».
Считаем, что все эти вопросы от лукавого.
Во-первых, раз усложняются и ужесточаются требования к качеству и безопасности медицинской деятельности, что абсолютно оправданно, при этом Российская Федерация далеко и не лидер в данном вопросе, то вполне логично, что данная работа становится более сложной и на уровне конкретной медицинской организации.
Во-вторых. Все, о чем написано в данной статье, и есть организация лечебной работы. Именно организация, а не что-то иное.
В-третьих. Не надо в разработку документов организации вовлекать весь коллектив врачей и средних медицинских работников Каждый должен делать свое дело. С коллективом надо организовывать работу уже по готовым внутренним документам.
В-четвертых. Новые требования — очень хороший повод для руководителя медицинской организации, чтобы не только прочитать федеральные документы, но и детально проанализировать свои внутренние документы. А это позволит самому понять, а чего еще не хватает, куда двигаться, какие задачи, когда и перед кем определить.
В-пятых. Очевидно, что в медицинской организации должна быть сформирована или усилена служба, которая не только работает с документами, но и сама может генерировать их или активно искать готовые, а также доводить до сведения, знакомить, разъяснять и т.д. Речь идет о том, что уже есть в государственных и муниципальных учреждениях, об организационно-методических отделах. К сожалению, руководители медицинских орга-
низаций не всегда уделяют должное внимание этим подразделениям, зачастую замыкая на них только статистку и отчеты, а напрасно. Эту службу в новых условиях необходимо усиливать как качественно, так и количественно. Кстати в полной мере это сейчас относится и к частным медицинским организациям, большинство из которых очень слабо представляют себе происходящее и знакомиться с новыми требованиями, вероятно, будут только по факту их предъявления.
Именно такие оперативные решения, которые были изложены выше, мы и предлагаем к реализации на уровне медицинской организации с целью формирования системы
контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что первые шаги по формированию новой системы обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности на уровне федерального законодательства и Правительства Российской Федерации сделаны, а это определяет блок дальнейших стратегических и оперативных задач, без решения которых развитие и становление указанной системы будет невозможно. В этой связи мы продолжим рассмотрение этой сложной многокомпонентной темы в последующих публикациях.
UDC 614.2
Piven D.V., Kitsul I.S. A new system of control of quality and safety of medical care in public health system of the Russian Federation (Sankt-Peterburg, Russia; Irkutsk, Russia)
Abstract: The questions relating to the formation of a new system of quality and safety of medical care in the context of the provisions of the Federal Law. The authors note that it needs further legislative drop-ment term safety of medical practice. Offers strategic and operational scenario of gradual formation of quality control and safety of medical care. Specific recommendations managers of medical organization to develop internal documents of the internal control quality and safety of medical care. Keywords: quality and safety, medical activities, monitoring system.
3дравоохранение-2013
В РОССИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ СНИЖЕНИЕ СМЕРТНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ
По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, при заболеваниях органов кровообращения снижение смертности почти на 4%, при инсультах — на 8%, туберкулезе — на 11%, от внешних причин — на 5,6%. Устойчивая тенденция к снижению смертности от онкологических заболеваний, где один процент — тоже результат. «По онкологической смертности мы сильно не отличаемся от передовых стран мира», отметила Вероника Скворцова.
«Поскольку мы перешли на регистрацию 500-граммовых детей с января 2012 года, ожидалось очень высокое повышение младенческой смертности. По прогнозам российских экспертов, оно должно было состояться на 30-35%, по данным экспертов ВОЗ — до 100%. По результатам 11 месяцев у нас действительно повысилась младенческая смертность до 8,8 на тысячу родившихся живыми детишек, но это повышение составило 18%. Более того, в тех регионах, где уже была налажена эффективная трехуровневая система, работали перинатальные центры, несмотря на изменение регистрации, младенческая смертность продолжала снижаться и достигла 6,5, тогда как в тех регионах, в которых система пока еще не заработала, эта смертность — 11,8. Таким образом, различие почти в два раза между регионами. В целом нужно сказать, что за один год у нас выживаемость низковесных и недоношенных детей повысилась более чем на 5%», — сказала она.
Источник: Медвестник