Научная статья на тему 'Коррупция в медицинской организации: механизмы противодействия'

Коррупция в медицинской организации: механизмы противодействия Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
2559
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / THE QUALITY AND SECURITY OF MEDICAL ACTIVITIES / MEDICAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Пивень Д. В., Кицул И. С.

В статье рассматриваются вопросы организации работы по противодействию коррупции в медицинской организации. Авторы анализируют существующие сложности в решении этой задачи и показывают пути их преодоления. В статье подчеркнуто, что антикоррупционные меры в медицинской организации должны быть не только самостоятельным направлением работы ее руководства, но и важнейшим компонентом системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Пивень Д. В., Кицул И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption in medical organization: mechanisms to counter it

In article are considered questions of the organization of work in counteraction to corruption in a medical organization. The authors analyze the existing difficulties in solving this problem and suggest ways to overcome them. The article stressed that anti-corruption measures in medical organizations must not only be independent direction in the work of its leadership, but also the most important component of the internal control system of quality and safety of medical activity

Текст научной работы на тему «Коррупция в медицинской организации: механизмы противодействия»

Менеджмент в здравоохранении

Д.В. Пивень,

д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected] И.С. Кицул,

д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования, г. Иркутск, Россия, [email protected]

КОРРУПЦИЯ

В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

УДК 614.2

Пивень Д.В., Кицул И.С. Коррупция в медицинской организации: механизмы противодействия

(Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, г. Иркутск, Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации работы по противодействию коррупции в медицинской организации. Авторы анализируют существующие сложности в решении этой задачи и показывают пути их преодоления. В статье подчеркнуто, что антикоррупционные меры в медицинской организации должны быть не только самостоятельным направлением работы ее руководства, но и важнейшим компонентом системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, качество и безопасность медицинской деятельности, медицинская организация.

Данный материал, как и большинство других, опубликованных нами в 2013 г. в журнале «Менеджер здравоохранения» [7—11], напрямую связан как с вопросами организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, так и с вопросами обеспечения прав пациента в каждой медицинской организации независимо от ее организационно-правовой формы.

Тема коррупции в здравоохранении постоянно во все большем объеме привлекает к себе не только внимание государственных органов, о чем мы постоянно слышим, но и многочисленных исследователей, институтов гражданского общества, неправительственных организаций. Серьезная озабоченность данной проблемой в российском здравоохранении отмечалась и Общественной палатой Российской Федерации [6], и неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции во всем мире Трансперенси Интернешнл [3]. Достаточно часто вопросы коррупции в системе оказания медицинской помощи рассматриваются в связи с необходимостью совершенствования уголовного законодательства [4], системы платных медицинских услуг [1], подробно анализируются ее сложные и многообразные причины, правовые аспекты [2]. В средствах массовой информации периодически появляются материалы о тех или иных громких коррупционных «медицинских» скандалах [5]. На многих сайтах органов управления здравоохранением размещены планы, программы, концепции, стратегии антикоррупционной работы. Таким обра-

© Д.В. Пивень, И.С. Кицул, 2014 г.

Менеджмент в здравоохранении

зом, проблема не только у всех на слуху, но и, можно сказать, в центре внимания.

Между тем уверены, что предлагаемая сегодня к обсуждению (да-да, именно к обсуждению) тема в повседневной деятельности не рассматривается в контексте обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности не только подавляющим большинством руководителей медицинских организаций, но и зачастую надзорными органами в сфере здравоохранения. Со своей стороны считаем, что это ни в коей мере не является следствием массового пренебрежения требованиями, установленными законодательством. Да и не могут же почти все главные врачи игнорировать собственную безопасность. В этой связи полагаем, что здесь правильнее говорить о наличии серьезных сложностей в проведении работы по предупреждению и предотвращению коррупции в медицинской организации.

Для того, чтобы предмет разговора и авторами, и читателями воспринимался в едином ключе, напомним два основных определения, данных в статье 1 закона РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

«1) Коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государ-

ственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений».

В данном случае мы не собираемся обсуждать качество понятийного аппарата, представленного в законе, однако полагаем, что после внимательного прочтения такого определения ни один руководитель медицинской организации в случае, если в возглавляемой им организации не создана система антикоррупционных мер, не может быть уверен, что в его личной деятельности и тем более в его организации (подчеркнем — независимо от организационно-правовой формы) нет коррупции. Очевидно, что уже только это отражает сложность определения и формирования комплекса мер, которые сегодня в обязательном порядке должны реализовываться в каждой медицинской организации в части противодействия и предупреждения коррупции. В данной публикации мы и постараемся хотя бы частично разобраться:

— в причинах указанной сложности;

— в определении тех шагов и действий, которые обязан предпринять руководитель каждой медицинской организации по противодействию и предупреждению коррупции;

— во взаимосвязи антикоррупционных мер и мер по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.

Говоря о причинах сложностей в организации работы по предупреждению и противодействию коррупции в медицинской организации, остановимся только на трех важных и взаимосвязанных причинах.

№2 Менедже1

2014 здравоохранения ,

Менеджмент в здравоохранении

Первая причина. Несмотря на то, что разговоры о вреде коррупции и, как следствие, о необходимости повсеместной борьбы с ней все мы в последние годы слышим буквально с утра до вечера, следует констатировать, что нормативная база по данному направлению работы в Российской Федерации в целом и в отечественном здравоохранении, в частности, только-только формируется, и речь здесь отнюдь не идет об устрашающих нормах Уголовного кодекса.

Следует отметить, что, за исключением уже упомянутого Уголовного кодекса, к нормативным документам, регламентирующим работу медицинских организаций в сфере противодействия и предупреждения коррупции, в том числе относятся следующие:

— Закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

— Закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы);

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;

— Закон РФ от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Перечень представленных нормативных актов по предупреждению и противодействию коррупции, безусловно, не является исчерпывающим, но вполне достаточным для того, чтобы свидетельствовать о сложности проведения данной работы в любой медицинской организации. Ведь чтобы соответствующая работа была организована системно и надолго, все указанные документы должны быть проанализированы и проработаны в едином ключе антикоррупционных действий, дабы потом составить основу для появления необходимых локальных нормативных актов в медицинской организации.

Следует отметить, что в отраслевом законодательстве до недавнего времени не было вообще ничего, что если и не побуждало, то

хоть как-то настораживало руководителей медицинских организаций на предмет необходимости конкретных действий по противодействию и предупреждению коррупции. Первым шагом в ликвидации этого пробела следует назвать появление положений в Основах об ограничениях, налагаемых на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, и о конфликте интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности. Не сомневаемся, что указанные положения, которые регулируют только лишь отдельные фрагменты антикоррупционной деятельности, вызывают вопросы в части их реализации практически у всех руководителей медицинских организаций, но первый шаг в Основах все-таки сделан. Ясно и другое, что отраслевое законодательство, а именно, Основы, нуждается в дополнении и конкретизации этих и иных положений в части предупреждения и противодействия коррупции в медицинских организациях, в более четком обозначении механизмов их формирования и реализации.

Вторая причина сложностей в организации работы по предупреждению и противодействию коррупции в медицинской организации, которая, несомненно, тесно связана с первой, это только-только формирующиеся элементы подготовки кадров руководителей медицинских организаций по вопросам предупреждения и противодействия коррупции. И действительно, откуда руководитель будет знать о конкретных системных действиях по предупреждению и противодействию коррупции в возглавляемой им медицинской организации, если соответствующая подготовка как система мер еще и не появилась.

Понятно, что незнание закона (или как в нашем случае многих законов) не освобождает от ответственности, и очень многие руководители за это сегодня расплачиваются, в том числе и уголовным преследованием. Поэтому в данном случае мы имеем в виду

А8

1енеджер №2

здравоохранения 3014

Менеджмент в здравоохранении

не банальные знания о том, что коррупция в медицинской организации это плохо и вредно, а системную информацию, которая с учетом отраслевой специфики и задач единой государственной политики в сфере здравоохранения должна доводиться до обучающихся на всех этапах подготовки по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Весьма показательна ситуация с пониманием содержания антикоррупционных мер руководителями медицинских организаций. Так, на часто задаваемый нами руководителям вопрос: «Какие направления работы в своей медицинской организации они считают наиболее коррупционно-опасными?» Ответ в большинстве случаев был стандартный: «Первое направление — закупки. Второе — все, что связано с непосредственным оказанием медицинской помощи (назначение врачами лекарственных препаратов, лоббируемых теми или иными фирмами, неформальные платежи за медицинские вмешательства, выдачу б/л, справок и т.д.». А на вполне закономерный следующий вопрос: «А какие предупредительные антикоррупционные меры Вы реализуете, чтобы минимизировать указанные риски?». Ответ тоже звучал стандартный: «Соблюдаем установленную законодательством процедуру госзакупок и стараемся контролировать медицинский персонал». В общем на этом перечень антикоррупционных мер и знаний о них, естественно, там, где они вообще были, и заканчивался. Понятно, что за утешительной для руководителя фразой «стараемся контролировать персонал» никаких конкретных антикоррупционных действий чаще всего не стоит.

Очевидно, что по такому направлению работы, как противодействие и предупреждение коррупции в медицинской организации, необходима постоянная подготовка руководителей медицинских организаций. Для начала можно взять пример с подготовки по данному разделу государственных и муниципальных служащих. Это, конечно, весьма схе-

матично, но все же лучше чем то, что мы имеем сейчас в отрасли, то есть ничего.

Предвидим возражения, что сегодня руководитель медицинской организации уже перегружен самой разной информацией и при его подготовке итак не хватает времени на рассмотрение минимума вопросов непосредственно по организации медицинской деятельности. Наши возражения на это следующие.

• И раньше, и сегодня деятельность любой медицинской организации регулировалась и регулируется не только отраслевыми законами, но и многочисленными немедицинскими нормативными актами. И эта тенденция, как показывает практика не только в России, но и в мире, нарастает и будет нарастать. В полной мере это относится и к антикоррупционному законодательству. Значит, соответствующие знания и умения жизненно необходимы для руководителя.

• В условиях, когда работа по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности законодательно определена как важнейшее направление деятельности медицинской организации, необходимо и работу по противодействию и предупреждению коррупции рассматривать не как некую дополнительную нагрузку на руководство медицинской организации, а как неотъемлемую часть работы по обеспечению и внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

Еще раз повторим. Работа по противодействию и предупреждению коррупции является неотъемлемой частью работы по обеспечению и внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

Иными словами, формула предельно проста, если в медицинской организации не организована работа по противодействию и предупреждению коррупции, то и говорить о каком-либо качестве и безопасности медицинской деятельности тоже не приходится.

Ну, а решение проблем, связанных с подготовкой руководителей медицинских органи-

№2 Менедже1

2014 здравоохранения ,

Менеджмент в здравоохранении

заций, сводится к ответу на достаточно простые и в то же время весьма сложные вопросы: «Чему обучать конкретно? И кто сегодня готов это делать?». Ответы на указанные вопросы и, как можно оперативнее, должна дать система медицинского образования.

И, наконец, третья причина сложностей в организации антикоррупционной деятельности в медицинской организации, также, безусловно, связанная с двумя предыдущими.

К таковой считаем необходимым отнести практически полную изоляцию от данного вопроса частной системы здравоохранения. Опыт постоянного профессионального общения с руководителями частных медицинских организаций показывает, что данная категория руководителей, чаще всего пребывая в «счастливом неведении», совершенно искренне считает, что тема коррупции касается только государственных и муниципальных служащих, а также государственных и муниципальных медицинских организаций.

Схожее отношение у большинства руководителей медицинских бизнес-структур и к вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, и к вопросам конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности. То есть если в государственном и муниципальном здравоохранении эти положения Основ пусть пока еще в крайне редких случаях и то только частично, но все же пытаются выполняться, то в частной системе здравоохранения они уверенно не работают.

В этой связи хотелось бы обратить внимание читателей на статью 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции», название которой говорит само за себя — «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции». А часть 1 данной статьи звучит совершенно конкретно, чем далеко не всегда отличается наше законодательство:

«Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции». Следовательно, любая организация независимо от направления деятельности и организационно-правовой формы обязана разрабатывать и реализовывать антикоррупционные меры. В свою очередь часть 2 названной статьи обозначает конкретный перечень антикоррупционных мер, которые могут быть приняты в той или иной организации.

В общем с руководителями организаций частной системы здравоохранения в части обеспечения антикоррупционной деятельности медицинских организаций необходимо работать в большем объеме и органам управления здравоохранением, и надзорным структурам, и медицинской образовательной системе. В противном случае процесс «обучения» сведется только к штрафам, судам, уголовным делам, при этом будет мучительно долгим и, скорее всего, малоэффективным.

Что же должно быть в медицинской организации, чтобы в минимальном объеме, подчеркнем, хотя бы в минимальном, обеспечить выполнение требований статьи 13.3 Закона РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также статей 74, 75 Основ? Последние, как известно, содержат положения об ограничениях, налагаемых на медицинских и фармацевтических работников, и об урегулировании конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности.

Отвечаем: «В первую очередь в каждой медицинской организации независимо от ее организационно-правой формы должны быть разработаны соответствующие документы, регламентирующие деятельность медицинской организации по противодействию коррупции». Как следует из приведенных выше положений законодательства, это — прямая обязанность руководства каждой медицинской организации.

Безусловно, одним из основных документов, но при этом далеко не единственным,

-<

1енеджер №2

здравоохранения 3014

10

Менеджмент в здравоохранении

должно быть Положение о мерах по предупреждению и противодействию коррупции в конкретной медицинской организации. В соответствии с Законом РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в данном Положении могут быть прописаны следующие антикоррупционные меры:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов;

6) предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

Что касается таких разделов антикоррупционной деятельности, как соблюдение ограничений, налагаемых на медицинских и фармацевтических работников, и урегулирование конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности, то это требует разработки и принятия в каждой медицинской организации отдельных внутренних регламентов — локальных нормативных актов. Наличие указанных

актов проверяется органами по надзору и контролю в сфере здравоохранения в соответствии с требованиями Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 № 1152.

Помимо всего перечисленного выше, должностные инструкции медицинских и фармацевтических работников медицинской организации должны также содержать соответствующие положения.

Таким образом, работа по предупреждению и противодействию коррупции, с одной стороны, является самостоятельным направлением деятельности медицинской организации, в то же время, с другой стороны, это неотъемлемый компонент работы по обеспечению и внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности. Ранее мы уже неоднократно отмечали необходимость законодательного раскрытия и закрепления понятия безопасность медицинской деятельности [7,11]. Целесообразно, чтобы законодатель отразил в этом определении и его антикоррупционную составляющую. Данный шаг, безусловно, оптимизировал бы работу и медицинских организаций всех организационно-правовых форм, и органов управления здравоохранением, и надзорных органов в части противодействия и предупреждения коррупции в отрасли.

Литература

X

1. Шишкин С.В. и др. Российское здравоохранение: оплата за наличный расчет. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2004. — 196 с.

2. Тихомиров А.В. Коррупция в здравоохранении/Длавный врач: хозяйство и право. — 2009. — № 6. — С. 32-37.

3. Российская коррупция: мы видим, платим и молчим. Пресс-релиз Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р»// www.transparency.org.ru. — 2009.

4. Червонных Е.В. Коррупция в российской медицине: масштабы и пути противодействия ей//Следователь. — 2010. — № 4 (144). — С. 55-58.

№2 Менедже1

2014 здравоохранения ,

Менеджмент в здравоохранении

5. МасюкЕ. Оборотни в белых халатах//Московский комсомолец №25 419 от 06.08.2010.

6. Общественная палата//Доклад об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики РФ. — 2011.

7. Пивень Д.В, Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации//Менеджер здравоохранения. — 2013. — №2. — С. 16-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Пивень Д.В, Кицул И.С. Обеспечение прав пациента и необходимость разработки в медицинской организации соответствующих внутренних регламентирующих документов//Менед-жер здравоохранения. — 2013. — № 4. — С. 6-12.

9. Пивень Д.В, Кицул И.С. О проблеме реализации права пациента на выбор врача и о путях ее решения в медицинской организации//Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 7. — С. 15-20.

10. Пивень Д.В., Кицул И.С. О праве пациента на проведение консультаций врачами-специа-листами по его требованию или по требованию его законных представителей//Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 10. — С. 12-17.

11. Пивень Д.В., Кицул И.С. О некоторых проблемах реализации закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»//Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 12. — С. 6-13.

! UDC 614.2

I Piven D.V., Kitsul I.S. Corruption in a medical organization: mechanisms to counter (Irkutsk State Medical i Academy of Continuing Education, Irkutsk, Russia)

! Abstract. In article are considered questions of the organization of work in counteraction to corruption in a med-i ical organization. The authors analyze the existing difficulties in solving this problem and suggest ways to over! come them. The article stressed that anti-corruption measures in medical organizations must not only be i independent direction in the work of its leadership, but also the most important component of the internal control ! system of quality and safety of medical activity.

I

j Keywords: corruption, anti-corruption, the quality and security of medical activities, the medical organization.

Инновации в медицине и здравоохранении

ВОЗ ОБНОВИЛА ОПИСОК САМЫХ СМЕРТОНОСНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Всемирная организация здравоохранения обновила список самых смертоносных заболеваний в мире. В числе десяти наиболее опасных болезней: ишемическая болезнь сердца, инсульт, инфекции нижних дыхательных путей, хроническая обструктивная болезнь легких, диарея и ВИЧ/СПИД.

А вот «тихий убийца» туберкулез покинул десятку главных причин смертности, но при этом сохранил свои позиции в числе 15 самых коварных болезней, погубив миллион человек в 2011 году.

По свидетельству ВОЗ, несмотря на продолжающееся развитие биомедицинских технологий и все меры, принимаемые для борьбы с хроническими болезнями, количество смертей от них по всему миру по-прежнему растет. Так, в том же 2011 году рак легких унес полтора миллиона жизней, а диабет — 1,4 миллиона, что на 2% больше, чем в 2000 году.

1енеджер №2

здравоохранения 3014

Источник: www.unmultimedia.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.