Научная статья на тему 'О формировании некоторых профессионально значимых качеств выпускников образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний'

О формировании некоторых профессионально значимых качеств выпускников образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / физическая подготовка / боевые приемы борьбы / профессиональные компетенции / penal system / physical training / fighting techniques of wrestling / professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олег Альбертович Шахов

В статье рассмотрены вопросы формирования у выпускников ведомственных вузов компетенций в области физической подготовки и владения боевыми приемами борьбы. Отмечены пути совершенствования данной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the formation of some professionally significant qualities of graduates of educational institutions of higher education of the Federal Penal System

The article deals with the issues of formation of competence among graduates of departmental universities in the field of physical training and mastery of combat techniques of wrestling. The ways of improving this work are noted.

Текст научной работы на тему «О формировании некоторых профессионально значимых качеств выпускников образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 382 — 385. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):382 — 385.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378.046.4

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-382-385 NIION: 2007-0062-1/24-060

EDN: https://elibrary.ru/YKUTEE MOSURED: 77/27-004-2024-01-260

О формировании некоторых профессионально значимых качеств выпускников образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний

Олег Альбертович Шахов

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Вологда, Россия, oleg.shahov.1967@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования у выпускников ведомственных вузов компетенций в области физической подготовки и владения боевыми приемами борьбы. Отмечены пути совершенствования данной работы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, физическая подготовка, боевые приемы борьбы, профессиональные компетенции

Для цитирования: Шахов О.А. О формировании некоторых профессионально значимых качеств выпускников образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 382 — 385. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-382-385. EDN: https:// elibrary.ru/YKUTEE.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

On the formation of some professionally significant qualities of graduates of educational institutions of higher education of the Federal Penal System

Oleg A. Shakhov

Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal System of Russia, Vologda, Russia, oleg.shahov.1967@mail.ru

Abstract. The article deals with the issues of formation of competence among graduates of departmental universities in the field of physical training and mastery of combat techniques of wrestling. The ways of improving this work are noted.

Keywords: penal system, physical training, fighting techniques of wrestling, professional competencies For citation: Shakhov O.A. On the formation of some professionally significant qualities of graduates of educational institutions of higher education of the Federal Penal System // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):382-385. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-382-385. EDN: https://elibrary.ru/YKUTEE.

Наиболее распространенными программами высшего образования в ведомственных вузах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации являются: 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и 40.03.01 «Юриспруденция».

Согласно требованиям действующих образовательных стандартов дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в объеме не менее двух зачетных единиц в рамках

Блока 1 «Дисциплины (модули)», а также не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в зачетные единицы и не включаются в объем программы специалитета (бакалавриата), в рамках элективных дисциплин (модулей) в очной форме обучения. Кроме того, в федеральных государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров по программам специалитета в интересах обороны и безопасности государства,

обеспечения законности и правопорядка, вместо дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)» реализуется дисциплина (модуль) «Физическая подготовка» в объеме не менее 11 зачетных единиц в очной форме обучения [1].

В результате освоения образовательной программы в части физической подготовки у выпускников должны быть сформированы следующие компетенции:

■ способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (Универсальная компетенция-7 для обеих образовательных программ);

■ способен осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять и использовать табельное оружие, специальные средства, криминалистическую и специальную технику, применяемые в деятельности правоохранительных органов, по линии которых осуществляется подготовка специалистов, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (Общепрофессиональная компетенция-10 для специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность»).

Согласно образовательным стандартам, профессиональные компетенции определяются вузом самостоятельно на основании профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при их наличии). В случае ведомственной принадлежности профессиональные компетенции определяются учредителем, в данном случае — Федеральной службой исполнения наказаний. Для направления 40.03.01 «Юриспруденция»: способен применять физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие, а также оказывать первую помощь пострадавшим [2].

В учебных планах это реализуется посредством дисциплины «Физическая культура», а также элективных дисциплин по физической культуре и спорту (для направления 40.03.01 «Юриспруденция»). Объем дисциплин определен примерными учебными планами и составляет 36 часов в семестр, что соответствует двум учебным часам в неделю.

В ведомственных вузах существует система оценки результата в виде анкетирования пред-

ставителей работодателя — руководителей территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также самих выпускников через год после выпуска. Все приведенные ниже данные относятся к выпускникам Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний», но их, в известной степени, можно рассматривать и как усредненные данные по всем вузам ФСИН России. Так, закрепляемость выпускников 2020—2022 гг. составляет 95,5% (по всем вузам ФСИН России — 95%).

Необходимо отметить, что в целом ведомственные вузы со своей задачей справляются, работодатель положительно оценивает выпускников, а существующая система оценки качества позволяет выделять проблемы. Так, при общей достаточно высокой оценке физической подготовки выпускников представители территориальных органов хотели бы, тем не менее, повышения ее качества.

В цифрах это выглядит следующим образом. По специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» высокий уровень физической подготовки отмечается у 68,2% выпускников 2020 г. и 46,7% выпускников 2021 г. По 2022 г. оценивание производилось по принципу «удовлетворительно / неудовлетворительно» и положительную оценку заслужили 100% выпускников. По направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» эти цифры составляют 60%, 66,1% и 100% соответственно. Владение боевыми приемами борьбы у выпускников 2022 г. не оценивалось, по предыдущим годам высокий уровень у специалистов составляет 62,1% и 23,3% , у бакалавров 46,7% и 62,7% . Остальные оценки относятся к среднему уровню подготовки и владения боевыми приемами борьбы.

Система оценки качества предусматривает также анкетирование выпускников, которое показывает следующие результаты. Среди выпускников-специалистов 2020 г. свой уровень физической подготовки как высокий оценили 73,1%, 2021 г. — 44,8%, 2022 г. — 70,21%. У выпускников-бакалавров эти показатели составили 67,86%, 67,8% и 68,42% соответственно. Высокий уровень владения боевыми приемами борьбы отметили 79,1% выпускников-специалистов 2020 г., 31% — 2021 г. и 72,34% — 2022 г. У выпускников-бакалавров эти показатели составили 57,14%, 64,5% и 70,18% соответственно. Остальные, как правило, оценивают свой уровень подготовки и навыки на среднем

2024 / № 1 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

383

уровне, неудовлетворительные оценки встречаются очень редко.

Таким образом, можно констатировать, что физическая подготовка и владение боевыми приемами борьбы у выпускников ведомственных вузов ФСИН России находится на уровне, достаточном для решения служебных задач. Вместе с тем это не значит, что нет резервов для совершенствования.

Как отмечалось ранее, занятия по физической подготовке составляют всего два часа в неделю, этого явно недостаточно даже для поддержания уже сформированных навыков, не говоря об их формировании. Разумеется, учебно-воспитательный процесс в ведомственном вузе предусматривает и организацию спортивно-массовой работы, в том числе групп спортивного совершенствования, проведение утренней физической зарядки, самостоятельную подготовку и т.д., но необходимо принять во внимание два аспекта. Во-первых, физическая подготовленность выпускников средних школ находится в целом на невысоком уровне, что требует дополнительных усилий со стороны профессорско-преподавательского состава и сотрудников учебно-строевых подразделений. Во-вторых, изучение боевых приемов борьбы возможно только на учебных занятиях, поскольку группы спортивного совершенствования по самбо и рукопашному бою охватывают менее 10% личного состава.

Анализ государственного образовательного стандарта высшего образования 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» показывает, что требования к структуре программы специалите-та предусматривают, в частности, реализацию дисциплин (модулей) по теории государства и права, конституционному праву России, административному праву, истории государства и права России, истории государства и права зарубежных стран, гражданскому праву, гражданскому процессуальному праву (гражданскому процессу), уголовному праву, уголовно-процессуальному праву (уголовному процессу), экологическому праву, финансовому праву, криминалистике, криминологии, правоохранительным органам [1].

В примерном учебном плане также присутствуют такие дисциплины, как «Муниципальное право», «Земельное право», «Семейное право», «Конституционное право зарубежных стран», «Налоговое право».

Анализ государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» показывает, что требования к структуре программы бакалавриата

предусматривают, в частности, реализацию дисциплин (модулей) по истории государства и права России, истории государства и права зарубежных стран, иностранному языку, иностранному языку в сфере юриспруденции, безопасности жизнедеятельности, теории государства и права, конституционному праву, административному праву, гражданскому праву, гражданскому процессу, арбитражному процессу, трудовому праву, уголовному праву, уголовному процессу, экологическому праву, земельному праву, финансовому праву, налоговому праву, предпринимательскому праву, международному праву, международному частному праву, криминалистике, криминологии, праву социального обеспечения, семейному праву [2]. В примерном учебном плане на данные дисциплины отводится от двух до 13 зачетных единиц.

Выпускник высшего учебного заведения с юридическим образованием должен обладать широким кругозором. Вместе с тем для будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации глубокое изучение всех перечисленных видов права сверх необходимого для исполнения своих служебных обязанностей в ущерб другим компетенциям нецелесообразно. Под модулем в педагогике понимается в том числе часть программы курса по учебной дисциплине [3]. Поэтому возможно уменьшение объема дисциплин либо объединение нескольких модулей в один. Например, модули по гражданскому, трудовому и семейному праву можно изучать в рамках одной дисциплины. Модули по финансовому и налоговому праву также целесообразно объединить. Высвобожденные объемы можно направить на физическую подготовку, в частности, на развитие навыков боевых приемов борьбы.

Таким образом, не нарушая требований государственных образовательных стандартов, есть возможность увеличить объем часов на физическую подготовку в целях повышения профессионально значимых качеств будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Список источников

1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28 августа 2020 г. № 1131 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — специалитет по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность» // URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles// FGOS% 20V0% 203% 2B% 2B/Spec/40. 05.02_ C_3_08112022.pdf. (дата обращения: 03.11.2023).

2. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 августа 2020 г. № 1011 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (с изменениями и дополнениями)» // URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS% 20V0 %203++/Bak/400301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 03.11.2023).

3. Новгородцева И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин. М.: ФЛИНТА, 2022. // URL: https://www.studentlib-rary.ru/book/ISBN9785976512801.html (дата обращения: 04.11.2023).

References

1. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 1131 dated August 28, 2020 "On approval of the Federal

State Educational Standard of Higher Education — specialty in the specialty 40.05.02 Law Enforcement" // URL: https://fgosvo.ru/ uploadfiles//FGOS% 20VO% 203% 2B% 2B/Spec/ 40.05.02_C_3_08112022.pdf (date of application: 03.11.2023).

2. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated August 13, 2020 No. 1011 "On approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education — Bachelor's degree in the field of training 40.03.01 Jurisprudence (with amendments and additions)" // URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS% 20VO% 203++/Bak/400301_B_3_150620 21.pdf (date of application: 03.11.2023).

3. Novgorodtseva I.V. Pedagogy with methodology teaching of special disciplines. Moscow: FLINT, 2022. // URL: https://www.studentlibrary. ru/book/ISBN9785976512801 .html (date of application: 04.11.2023).

Информация об авторе

О.А. Шахов — начальник инженерно-экономического факультета Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат технических наук, доцент.

Information about the author

O.A. Shakhov — Chief of Engineering and Economic Department of Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal System of Russia, candidate of technical science, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 27.1 2.2023; одобрена после рецензирования 22.01.2024; принята к публикации 26.02.2024.

The article was submitted to the editorial office 27.12.2023; approved after review 22.01.2024; accepted for publication 26.02.2024.

2024 / № 1 Education. Science. Scientific personnel

3B5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.