Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ВУЗЕ С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ РЫНКА ТРУДА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ВУЗЕ С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балакирева Э. В., Лапшина Д. И.

В статье рассматриваются условия модернизации высшего профессионального образования, основанные на изменениях в содержании подготовки специалистов в вузе в связи с обновляющимися требованиями рынка труда и работодателей. Педагогическое знание рассматривается как основа междисциплинарной интеграции содержания разных учебных дисциплин профессиональной подготовки специалистов в вузе путем использования инновационных педагогических методов, средств и организационных форм обучения. Раскрывается значимость и перспективность включения педагогического знания в содержание подготовки специалистов непедагогического профиля. Описывается опыт определения педагогических компетенций в профессиональной подготовке юристов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балакирева Э. В., Лапшина Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL COMPETENCES AS A RESULT OF UNIVERSITY TRAINING OF FUTURE LAWYERS IN VIEW OF THE LABOR MARKET DEMANDS

The article discusses the conditions for the modernization of higher professional education based on changes in the content of university training caused by updated requirements of the labor market. Pedagogical knowledge is viewed as the basis for the interdisciplinary integration of various university-level academic disciplines through the use of innovative methods and forms of education. The article discusses the signifcance and prospects of incorporating pedagogical knowledge in university training. The article also describes the experience of determining pedagogical competencies in university training of lawyers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ВУЗЕ С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ РЫНКА ТРУДА»

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2023-208-135-146 EDN KXGPTZ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ВУЗЕ С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ РЫНКА ТРУДА

Э. В. Балакирева, Д. И. Лапшина

Аннотация. В статье рассматриваются условия модернизации высшего профессионального образования, основанные на изменениях в содержании подготовки специалистов в вузе в связи с обновляющимися требованиями рынка труда и работодателей. Педагогическое знание рассматривается как основа междисциплинарной интеграции содержания разных учебных дисциплин профессиональной подготовки специалистов в вузе путем использования инновационных педагогических методов, средств и организационных форм обучения. Раскрывается значимость и перспективность включения педагогического знания в содержание подготовки специалистов непедагогического профиля. Описывается опыт определения педагогических компетенций в профессиональной подготовке юристов в вузе.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, рынок труда, модернизация профессиональной подготовки, педагогическое знание, педагогические компетенции, подготовка юристов в вузе

PEDAGOGICAL COMPETENCES AS A RESULT OF UNIVERSITY TRAINING OF FUTURE LAWYERS IN VIEW OF THE LABOR MARKET DEMANDS

E. V. Balakireva, D. I. Lapshina

Abstract. The article discusses the conditions for the modernization of higher professional education based on changes in the content of university training caused by updated requirements of the labor market. Pedagogical knowledge is viewed as the basis for the interdisciplinary integration of various university-level academic disciplines through the use of innovative methods and forms of education. The article discusses the significance and prospects of incorporating pedagogical knowledge in university training. The article also describes the experience of determining pedagogical competencies in university training of lawyers.

Keywords: higher professional education, labor market, modernization of professional training, pedagogical knowledge, pedagogical competencies, university training of lawyers

Введение

Стремительный переход человечества в постиндустриальную эпоху порождает множество противоречий, обусловленных изменениями в экономике, культуре, политике. В связи с этим во всем мире, в том числе в России, остро стоит проблема модернизации образования. Главным фактором, вызвавшим эту модернизацию, является четвертая

промышленная революция и переход к новому экономическому укладу, в котором роль знаний и образования заметно возрастает. С позиций постиндустриального развития нашей страны в системе образования должны формироваться и быстро обновляться современные знания, навыки и компетенции [13].

В условиях быстроразвивающегося рынка труда под модернизацией высшего

образования следует понимать качественное обновление подготовки будущих специалистов, планируемых результатов и оценки образовательных достижений обучающихся.

«Производство, перераспределение и воспроизводство знаний становятся главными драйверами экономического роста, создания добавленной стоимости и новых рабочих мест. При этом основные прорывные идеи возникают на стыке междисциплинарных знаний и кроссфункциональных навыков (навыков, рождающихся в процессе управления проектами, которые реализуются на пересечении нескольких разных видов деятельности)» [2].

В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ставится задача обеспечения к 2024 г. глобальной конкурентоспособности российского образования [21]. Отсюда — новые требования к образованию и возрастающий запрос на специалистов с высшим образованием. Выросли требования к уровню профессиональной подготовки специалистов. Нужны не просто работники с высшим образованием, а работники, способные проявлять компетенции в разных областях и успешно осваивать новые сферы профессиональной деятельности.

Таким образом, система высшего образования должна быть ориентирована на реальные запросы современного производства. С одной стороны, в вузе создаются условия для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, способного и готового к решению современных задач будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, развивать у студентов способность к обновлению компетенций не только по профилю подготовки, но и приобретению межпрофессиональных компетенций, расширяющих возможность их успешного трудоустройства в соответствии с запросами и предложениями работодателей [16].

Следовательно, на вузах лежит ответственность за будущее поколение специали-

стов новых лидеров, ученых, исследователей. Вузы играют роль трамплина развития, инноваций и роста для будущих специалистов и заинтересованы, чтобы выпускники покидали университет с навыками, необходимыми для трудоустройства и развития их карьеры, продолжения образования и самообразования. В таком случае они должны быть готовы учитывать изменения, происходящие на рынке труда, в характере работы специалистов и связанные с ней компетенции, строить более глубокое взаимодействие с работодателями [8].

В связи со стремительным развитием экономики и конкуренции на рынке труда ожидания государства и работодателей обращены к выпускнику вуза как конкурентоспособному, мобильному, квалифицированному специалисту и потенциальному работнику.

Ценность высшего образования никогда не теряла своей актуальности и всегда была одним из важных жизненных этапов человека. Получение высшего образования прошло путь от привилегированности до всеобщности и в настоящее время приобрело массовый характер. Получение высшего образования стало нормой, и для многих людей оно является частью социализации и вхождения в профессиональную сферу. К сожалению, немало людей, для которых высшее образование — это всего лишь ступенька к тому, чтобы устроиться на хорошую работу. Однако для работодателей по-прежнему остается первостепенным не наличие диплома, а готовность выпускника вуза к профессиональной деятельности, его компетентность [10].

Материалы и методы исследования

Методологию исследования определяет деятельностный подход, который позволяет исследовать педагогическую подготовку будущих специалистов непедагогического профиля в контексте их профессиональной подготовки. В исследовании использовались следующие теоретические методы: сравнительный, критический анализ; метод систематизации и классификации на основе

изучения российских и зарубежных научных источников, обобщение.

Эмпирическое исследование базировалось на компетентностном подходе с использованием ряда методов: контент-анализ ситуации на рынке труда, позволивший выявить запросы и требования работодателей к выпускникам вузов; фокус-групповое обсуждение результатов исследования.

Компетентностный подход в образовании привел к смене образовательной парадигмы. Способность личности успешно действовать на основе имеющегося практического опыта ставится на один уровень с владением знаниями в той или иной сфере деятельности. В этой ситуации возникла необходимость изменения вектора образования в сторону развития мотивации обучающихся, их личностной активности, ответственности, готовности к применению полученных знаний в практической деятельности [3].

При проектировании и конструировании содержания и организации профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе следует учитывать постоянное усложнение производственных и общественных отношений, которое требует от специалиста решения самых разнообразных профессиональных задач на основе использования знаний из разных областей, в том числе и из педагогической.

Значимость и перспективность включения педагогического знания в содержание профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе подтверждают высказывания величайших людей. Так, великий русский философ, выпускник юридического факультета Московского университета И. А. Ильин писал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно вооружает противодуховные силы, оно развязывает и поощряет в человеке "волка"» [5, с. 17]. Немецкий философ XVIII в. Иммануил Кант (1724-1804) писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та... из которой можно

научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком» [6, с. 24].

Об универсальности педагогических знаний говорит тот факт, что они сегодня широко применяются при решении личностных и профессиональных задач в жизни и сфере любой профессиональной деятельности, в непрерывном процессе образования и самообразования.

Одним из результатов нашего исследования является обоснование принципов включения педагогического знания в профессиональную подготовку специалистов непедагогического профиля, к которым относятся: «принцип трансформации, предполагающий включение нового педагогического знания в действующие учебные программы дисциплин или курсов, не требующее изменений их структуры, но создающее условия для более эффективного развития компетенций, которыми должен овладеть будущий специалист для решения педагогических задач в его профессиональной деятельности; принцип интеграции, при котором новое педагогическое знание включается в процесс профессиональной подготовки и создаются условия перехода традиционных стратегий обучения к стратегиям, например, модульного, контекстного, биографического обучения и т. п., отражающим реальные ситуации развивающейся профессиональной деятельности, способствующих развитию соответствующих педагогических компетенций будущего специалиста» [1].

Контент-анализ потребностей рынка труда и работодателей позволяют сделать вывод о том, что сегодня востребованы выпускники вузов, которые готовы к решению не только профессиональных отраслевых задач, но и к решению достаточно широкого круга педагогических задач, связанных с воспитанием и обучением другого человека. Эта готовность может развиваться непосредственно в период обучения в вузе.

Выпускники вузов должны быть педагогически компетентными, т. е. владеть ком-

плексным педагогическим знанием о развитии человеческого потенциала в различных сферах человеческой деятельности, способствующим решению профессиональных, социальных и личностных задач. Такие специалисты, например, должны обладать педагогическими компетенциями, позволяющими им осуществлять внутрифирменное обучение, быть наставниками на конкретном рабочем месте, создавать условия для успешной адаптации работника, развития и сохранения устойчивой мотивации к собственной профессиональной деятельности и т. п.

На рынке труда сегодня возрастает спрос на специалистов, которые способны выполнять широкий спектр видов профессиональной деятельности. Такие специалисты, по мнению П. В. Малиновского, должны обладать базовыми транспрофессиональными компетенциями, которые характеризуют их способность к межпрофессиональной коммуникации, вхождению в разные социально-профессиональные сети, самообразованию и освоению инновационного опыта [11].

В сфере образования уже есть запрос на такие виды занятости, как игропедагог, тьютор, тренер по майнд-фитнесу, педагогический дизайнер, проектировщик индивидуальных образовательных траекторий и др. Например, педагогический дизайнер — это специалист, которому нужны знания по педагогике и теории обучения. Такой специалист должен уметь работать с современными технологиями (прикладные навыки графического дизайна, видео- и аудиомонтажа, HTML/CSS, владение Learning Management System и программами создания интерактивных модулей). Педагогический дизайнер, работая с экспертами, должен придумать, как донести информацию ученика в ясной, доступной и занимательной форме.

Анализ зарубежной практики подготовки специалистов, владеющих педагогическими компетенциями, показывает возрастающий интерес к этим вопросам.

Интересным для нашего исследования являются результаты проведенного под эгидой ЮНЕСКО исследования «Укрепление

верховенства права через образование. Руководство для политиков (Strengthening the rule of law through education. A guide for policymakers)». Руководство содержит инструкции и примеры передовой практики того, как сектор образования в целом может помочь молодым людям быть вовлеченными и созидательными гражданами, принимающими этически ответственные решения в своей повседневной жизни и действующими с сочувствием и уважением к другим. Образовательная программа руководства будет включать педагогику, ориентированную на личную и социальную трансформацию [25].

Например, в магистратуре Колумбийского университета Нью-Йорка можно получить подготовку по специальности «Педагогический дизайн и новые технологии в обучении» (Instructional design technology). В Америке и Европе существуют организации, которые занимаются различными междисциплинарными исследованиями, в том числе педагогическими. В юридической школе Тергуда Маршалла Южного Техасского университета существует центр юридической педагогики, занимающийся изучением, внедрением и оценкой методологий обучения в юридических школах. Он разработал ряд инициатив, включающих подготовительные программы, программы академической поддержки, образовательные семинары для профессоров и студентов, а также совместные учебные проекты, программы образовательной поддержки и наставничества. Также центр предлагает форумы для развития преподавателей, где они могут делиться инновациями в области образования [23]. В Джорджтаунском университете с 2000 г. функционирует учебно-методический центр, который оказывает поддержку преподавателям во всех аспектах преподавания и обучения. Центр помогает преподавателям и аспирантам усилить свое влияние на обучение студентов. Через организацию педагогических практик и инновационных разработок [24].

Б. С. Гершунский утверждает «о глобальном проникновении педагогических идей

во все сферы жизни», в том числе и в профессиональную подготовку специалистов непедагогического профиля. Невозможно не согласиться со словами Б. С. Гершунско-го о том, что «высший смысл образования — смысл впередсмотрящего организатора прогресса человеческой цивилизации» [4]. Важнейшую роль в этом глобальном процессе играет педагогическая подготовка будущих специалистов в вузе.

Характерными чертами современного высшего образования являются разнообразие программ и направлений подготовки будущих специалистов, предоставление различных вариантов для повышения уровня образования, а также возможности его изменения или дополнения, входа в другую сферу профессиональной деятельности. Подготовка будущего специалиста все больше становится полипрофессиональной. Она выражается в расширяющемся круге профессиональных задач, при решении которых необходимо владеть междисциплинарным и универсальным педагогическим знанием [9].

Сегодня педагогическая наука становится все больше наукой о работе с любыми категориями граждан и в любых, связанных с решением педагогических проблем, системах и условиях. По мнению А. М. Столя-ренко, «знание и понимание основных категорий педагогики ведет к важному выводу, что там, где существует и обнаруживается влияние результатов воспитания, образования, обучения и развития людей на их жизнь и профессиональную деятельность, там есть и предмет педагогики, возможности и необходимость применения педагогического знания» [20].

Следовательно, «профессиональное образование должно предвидеть, к чему нужно подготовить будущего специалиста, какие трудовые функции он будет выполнять и какие профессиональные задачи он должен будет уметь решать. В условиях радикально изменившихся социально-экономических отношений и постиндустриального состояния науки и техники исключительную важность

имеет социализация специалиста, его умение работать с людьми, в команде» [13].

Анализ имеющейся практики деятельности вузов России показывает, что подготовка педагогов осуществляется в основном на базе педагогических вузов. Сегодня развивается подготовка учителей на базе классических университетов и непедагогических вузов.

В нашем исследовании мы проектируем интегрированную модель педагогической подготовки, которая встраивается в процесс и содержание профессиональной подготовки будущих специалистов через решение педагогических задач в их будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, педагогическое знание рассматривается в исследовании как основа междисциплинарной интеграции содержания разных учебных дисциплин профессиональной подготовки специалистов в вузе путем использования инновационных педагогических методов, средств и организационных форм обучения.

Процесс включения педагогического знания в содержание профессиональной подготовки специалистов в вузе зарождался в период разработки Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее — ФГОС ВО) 3-го поколения. В 2016 г. проведен анализ более 120 ФГОС ВО по разным направлениям подготовки специалистов непедагогического профиля. Установлено, что в образовательных стандартах магистратуры были закреплены возможность и проведение подготовка студентов к педагогической, научно-педагогической, преподавательской, методической деятельности. В ходе исследования выявлены проблемы, связанные с отбором содержания и организации педагогической подготовки в системе профессиональной подготовки будущих специалистов.

Анализ основных профессиональных образовательных программ (далее — ОПОП) по подготовке юристов в бакалавриате показал, что в их учебные планы включены только курсы «Педагогика» и «Педагогика

и психология» как курсы по выбору. Процесс обучения этим курсам проходит на формальном уровне. Содержание программ этих курсов не имеет связи с профильными дисциплинами и практиками.

В бакалавриате педагогическая подготовка не получила своего развития, поскольку оказалась невостребованной в образовательных программах вузов.

Подготовка юристов в вузе в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (3++) 40.03.01 (бакалавриат) [17] и 44.04.01 (магистратура) «Юриспруденция» [22], на основе которого каждый вуз разрабатывает свои основные профессиональные образовательные программы. Образовательные программы по подготовке юристов в вузе разрабатываются с учетом требований профессиональных стандартов в сфере «Юриспруденция» [19]. На сегодняшний день в этой сфере профессиональной деятельности действуют профессиональные стандарты:

— 09.001 Следователь-криминалист,

— 09.002 Специалист по конкурентному праву,

— 09.003 Специалист по операциям с недвижимостью [19].

На основе анализа ФГОС ВО бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Юриспруденция» и профессиональных стандартов в сфере «Юриспруденция» рассмотрим подходы к включению педагогического знания в содержание подготовки бакалавров и магистров на примере юридических факультетов Московского государственного университета (далее — МГУ) [14] и Саратовской государственной юридической академии (далее — СГЮА) [15]. Данные вузы выбраны для сравнения, поскольку МГУ сам разрабатывает образовательный стандарт и на их основе образовательные программы, а СГЮА разрабатывает образовательные программы, основываясь на ФГОС ВО.

На уровне бакалавриата в образовательных программах МГУ и СГЮА определены

профессиональные задачи следующих типов: нормотворческий, правоприменительный, правоохранительный, экспертно-кон-сультационный. Отличие только в подготовке к научно-исследовательскому типу задач, который есть в МГУ на уровне бакалавриата, а в СГЮА появляется только на уровне магистратуры. На уровне магистратуры добавляются еще такие типы профессиональных задач, как экспертно-аналитический (МГУ), организационно-управленческий (МГУ, СГЮА), а также педагогический.

В МГУ будущие специалисты должны быть готовы к решению ряда педагогических задач: «организация процесса обучения в школах и профессиональных образовательных организациях, вузах и учреждениях дополнительного образования; разработка учебных программ и методических материалов по правовым дисциплинам; осуществление образовательного процесса по правовым дисциплинам, в том числе для особых социальных групп (групп риска, уязвимых категорий населения, лиц с ограниченными возможностями здоровья) и при организации инклюзивного образования. Для решения перечисленных педагогических задач у студентов МГУ должна сформироваться способность к организации и осуществлению обучения правовых дисциплин в соответствии с требованиями образовательного стандарта [14].

В СГЮА готовность сводится к решению двух педагогических задач — преподавание юридических дисциплин и осуществление правового воспитания. Сформированные педагогические компетенции определены как способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне, способность управлять самостоятельной работой обучающихся, организовывать и проводить педагогические исследования и эффективно осуществлять правовое воспитание.

В обоих вузах существует педагогическая практика, в МГУ — как вид производственной практики, в СГЮА — как вид учебной практики.

Интересным и полезным для нашего исследования является опыт МГУ по включению в образовательные программы университета межфакультетских курсов, в том числе и педагогических по выбору. Межфакультетский учебный курс (МФК) представляет собой еженедельный семестровый курс, который студент МГУ выбирает и может прослушать на любом факультете, независимо от его профиля подготовки. Курсы дают студентам возможность получить разностороннее образование и установить новые контакты.

Для студентов 3-го курса бакалавриата, 3-го и 4-го курсов специалитета и 1-го курса магистратуры очной формы обучения освоение одного из межфакультетских курсов является обязательным. Также студентам рекомендуется выбирать межфакультетские курсы, которые не преподаются на том факультете, на котором они обучаются [12].

Студенты МГУ имеют право посещать любые лекционные курсы в университете. С согласия факультета студенты могут посещать семинары, практические занятия, сдавать зачеты и экзамены по курсам сверх своего учебного плана. В приложение к диплому вносятся результаты этой аттестации. Данные правила распространяются и на межфакультетские учебные курсы [12].

Таким образом, студенты по желанию и при правильной организации своего образовательного процесса теоретически могут подготовиться к решению педагогических задач, освоить педагогические компетенции, если выберут педагогические курсы, будут посещать семинары и сдавать экзамены.

Межфакультетские курсы, на наш взгляд, с одной стороны, помогают расширить кругозор, получить новые знания, новые знакомства, сориентироваться в выборе дальнейшего профессионального пути, с другой — при освоении студентом того или иного вида деятельности есть большая вероятность несистемного подхода к подготовке к тому или иному виду деятельности, получению обрывочных знаний, отсутствия связи между профессиональной и, например, педагогической деятельностью.

В СГЮА есть нормативно-закрепленный опыт организации образовательной среды, обеспечивающей развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников. В Академии государственная молодежная политика ориентирована на содействие профессиональному и личностному становлению обучающихся, обогащение их социально-значимого опыта, создание условий и обеспечение возможностей разностороннего развития личности обучающихся. Программы воспитательной работы в Академии создают условия по преодолению негативных ситуаций общения и взаимодействия в студенческой среде, формированию российской гражданской идентичности обучающихся, пропагандируют здоровый образ жизни.

Результаты исследования и их

обсуждение

В нашем исследовании мы решаем задачи обоснования значимости и содержания педагогической подготовки, которую рассматриваем как органично встроенный элемент в содержание и процесс подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Запросы студентов и работодателей являются приоритетными в определении специфики направления подготовки и реальных контекстов будущей профессиональной деятельности.

Цели и содержание педагогической подготовки в профессиональной подготовке будущих специалистов (юристов) сформулированы на основе обсуждения различных точек зрения участников фокус-групп (преподаватели специальных и педагогических дисциплин и практик, работодатели). Автор данного исследования Д. И. Лапшина выступала в качестве модератора фокус-группы. В совместной деятельности преподавателей на основе компетентностного подхода постоянно проектировалось содержание педагогической подготовки.

Рассмотрим краткую характеристику результатов исследования на нескольких примерах педагогических задач будущих юристов

в их профессиональной деятельности, которые включались в основную профессиональную образовательную программу СГЮА «Юрист в государственных органах и международных организациях». Будущие юристы в рамках подготовки к нормотворче-скому типу задач должны решать задачи по подготовке нормативных правовых актов. Однако при разработке правовых норм, касающихся, например, организации практики студентов в детских лагерях, специалисту понадобятся такие знания, как возрастные особенности, нормы организации дня, трудового распорядка.

В экспертно-консультационной деятельности будущий специалист должен будет готов решать такие задачи, как оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов. При консультировании различных категорий и возрастов граждан юрист должен учитывать возрастные особенности, например при работе с пожилыми людьми или несовершеннолетними.

В правоохранительном типе деятельности юриста содержатся задачи предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и расследования правонарушений. В Инструкции «Об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений» (Приказ Федеральной службы налоговой РФ от 9 декабря 2002 № 525) [18] определены формы и методы воспитания активности населения в борьбе с преступлениями, в том числе проведение лекций, тематических занятий в образовательных учреждениях, организациях и общественных объединениях. Для решения поставленных задач, очевидно, нужна педагогическая подготовка, владение педагогическими компетенциями, чтобы уметь объяснять, заинтересовать, построить беседу, урок или занятие, знать возрастные особенности субъектов.

Сегодня проявляется заметный интерес со стороны государства, общества и работо-

дателей к вопросам подготовки педагогов. Этот факт дает основание утверждать, что востребованность педагогического знания в подготовке мобильных и конкурентоспособных специалистов в вузе будет возрастать.

В декабре 2021 г. в Российской академии образования в Москве прошла международная научно-практическая конференция «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании». Ведущие российские и зарубежные ученые, руководители образовательных организаций и педагоги обсуждали перспективы международного сотрудничества, актуальные аспекты подготовки педагогов, обучение и развитие школьников в современном цифровом обществе, и влияние пандемии на учебный процесс. По словам заместителя Председателя Правительства Т. А. Голиковой, «исследователи вносят большой вклад в разработку реализации государственной образовательной политики, стратегических направлений, целей и программ развития образования, взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Комплексные исследования, где педагогика интегрирована с другими науками, становятся все более и более востребованными. Поэтому научную работу в сфере образования все чаще ведут ученые разных направлений — от педагогики до нейробиологии» [7].

В марте 2022 г. на базе Министерства науки и высшего образования РФ проходил I Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете». На площадках университетов-участников обсуждались вопросы, созвучные задачам нашего исследования. На круглом столе проходили обсуждение вопросы приоритета и ценностей педагогического образования в техническом вузе, модели и практика педагогического образования для обучающихся по программам непедагогических направлений подготовки, научно-исследовательская подготовка обучающихся по программам педагогической направленности в технических вузах.

Мы отмечаем возрастающий интерес классических университетов и технических вузов к подготовке педагогов. Вместе с тем заметим, что обсуждаются вопросы подготовки учителей. Приоритет отдается вопросам, связанным с предметной подготовкой учителя. На наш взгляд, подготовка учителя все же должна осуществляться на базе педагогических университетов в рамках образовательных программ по направлению «Педагогическое образование».

Выводы

Таким образом, педагогическая подготовка, интегрированная в содержание и процесс профессиональной подготовки будущих специалистов непедагогического профиля, является весьма значимой и перспективной в решении задач модернизации высшего профессионального образования в расширяю-

щемся пространстве педагогических смыслов профессиональной деятельности. Педагогические компетенции, которыми может овладеть будущий специалист непедагогического профиля в процессе профессиональной подготовки, выступают как результат содействия повышению готовности будущих специалистов для работы в современных условиях.

На рынке труда всегда будут востребованы специалисты, владеющие не только профессиональными компетенциями в своей сфере деятельности, но и педагогическими, характеризующими их как специалистов, способных и готовых передавать свой профессиональный опыт через обучение, воспитание, развитие других субъектов этой деятельности в образовательных организациях, учреждениях дополнительного образования и непосредственно на рабочем месте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балакирева Э. В. Профессиологические основы педагогического образования: дисс. ... д-ра пед. наук. СПб., 2008. 451 с.

2. БровкинаЮ. Трансформация системы образования: почему и как она происходит // Medium, 28 сентября 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/direktoria-online/brovkina-9c7cf1e2f423 (дата обращения 18.03.2022).

3. Вешнева И. В., Сингатулин Р. А. Трансформация образования: тенденции, перспективы // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 142-147.

4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. C. 498.

5. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: ДАРЪ, 2017. 349 с.

6. Кант. Изречения / сост. и ред. В. Н. Брюшинкин. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. С. 24.

7. Конференция «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании» объединила специалистов из разных стран // Минпросвещения России, 6 декабря 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/press/4456/konferenciya-perspektivy-razvitiya-issledovaniy-v-sfere-nauk-ob-obrazovanii-obedinila-specialistov-iz-raznyh-stran (дата обращения 18.03.2022).

8. Лапшина Д. И. Актуальность педагогической интеграции в профессиональной подготовке будущих специалистов непедагогического профиля // Проблема человека в педагогических исследованиях: сборник научных статей Всероссийского Симпозиума молодых ученых 26-28 апреля 2017 года / ред. С. А. Писарева, И. В. Гладкая, Ю. С. Матросова, Н. М. Федорова и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 276-280.

9. Лапшина Д. И. Конструирование модели подготовки будущих юристов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2017. № 184. С. 129-136.

10. Лапшина Д. И. Педагогическая подготовка магистров: история и современность // Концепт. 2016. Т. 11. С. 3931-3935.

11. Малиновский П. В. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий // Российское экспертное обозрение. 2007. № 3 (21). С. 47.

12. Межфакультетские учебные курсы Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. URL: http://mfk.msu.ru/faq.html (дата обращения 18.03.2022).

13. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008. 136 с.

14. Образовательные стандарты МГУ и учебные планы // Юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. URL: https://www.law.msu.ru/pages/obrazovatelnye_standarty_mgu_i_ uchebnye_plany (дата обращения 18.03.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Образовательные стандарты и учебные планы по направлению подготовки бакалавров и магистров в Саратовской государственной Юридической Академии // Саратовская государственная юридическая академия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.сгюа.рф/щ/component/k2/item/10059-obrazovatelnye-programmy-dokumentyy (дата обращения 18.03.2022).

16. Педагогическое образование в непедагогических вузах: научно-исследовательская работа // Истина. 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://istina.msu.ru/projects/12196135/ (дата обращения 18.03.2022).

17. Приказ Министерства науки и образования РФ от 13 августа 2020 г. № 1011 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция» (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2020 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/400301 B 3 15062021. pdf (дата обращения 18.03.2022).

18. Приказ ФСНП РФ от 9 декабря 2022 г. № 525 «Об утверждении Инструкции об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.01.2003 № 4159). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40856/ (дата обращения 18.03.2022).

19. Профессиональные стандарты по направлению «Юриспруденция» // FGOSVO. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/docs/index/2/9 (дата обращения 18.03.2022).

20. Столяренко А. М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М.: ТАНДЕМ, 2000. 496 с.

21. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 18.03.2022).

22. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — магистратура по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» от 25 ноября 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Mag/400401 M 3 11032021.pdf (дата обращения 18.03.2022).

23. Center for Legal Pedagogy. [Online]. Available at: https://centerforlegalpedagogy.wordpress.com/ bibliography-2/ (accessed 10.01.2023).

24. CNDLS. [Online]. Available at: https://cndls.georgetown.edu/people/ (accessed 10.01.2023).

25. Strengthening the rule of law through education: A guide for policymakers // UNESCO. 2019. [Online]. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000366771 (accessed 18.03.2022).

REFERENCES

1. Balakireva E. V. Professiologicheskie osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya: diss. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2008. 451 s.

2. Brovkina Yu. Transformatsiya sistemy obrazovaniya: pochemu i kak ona proiskhodit // Medium, 28 sentyabrya 2018. [Elektronnyj resurs]. URL: https://medium.com/direktoria-online/brovkina-9c7cf1e2f423 (data obrashcheniya 18.03.2022).

3. Veshneva I. V., Singatulin R. A. Transformatsiya obrazovaniya: tendentsii, perspektivy // Vysshee obra-zovanie v Rossii. 2016. № 2 (198). S. 142-147.

4. Gershunskij B. S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. M.: Sovershenstvo, 1998. C. 498.

5. Il'in I. A. Put' k ochevidnosti. M.: DAR', 2017. 349 c.

6. Kant. Izrecheniya / sost. i red. V. N. Bryushinkin. Kaliningrad: Izd-vo RGU im. I. Kanta, 2010. S. 24.

7. Konferentsiya "Perspektivy razvitiya issledovanij v sfere nauk ob obrazovanii" ob'edinila spetsialistov iz raznykh stran // Minprosveshcheniya Rossii, 6 dekabrya 2021. [Elektronnyj resurs]. URL: https://edu.gov.ru/ press/4456/konferenciya-perspektivy-razvitiya-issledovaniy-v-sfere-nauk-ob-obrazovanii-obedinila-specialistov-iz-raznyh-stran (data obrashcheniya 18.03.2022).

8. Lapshina D. I. Aktual'nost' pedagogicheskoj integratsii v professional'noj podgotovke budushchikh spetsialistov nepedagogicheskogo profilya // Problema cheloveka v pedagogicheskikh issledovaniyakh: sbornik nauchnykh statej Vserossijskogo Simpoziuma molodykh uchenykh 26-28 aprelya 2017 goda / red.

S. A. Pisareva, I. V. Gladkaya, Yu. S. Matrosova, N. M. Fedorova i dr. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2017. S. 276-280.

9. Lapshina D. I. Konstruirovanie modeli podgotovki budushchikh yuristov k resheniyu pedagogicheskikh zadach v professional'noj deyatel'nosti // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta im. A. I. Gertsena. 2017. № 184. S. 129-136.

10. Lapshina D. I. Pedagogicheskaya podgotovka magistrov: istoriya i sovremennost' // Kontsept. 2016. T. 11. S. 3931-3935.

11. Malinovskij P. V. Vyzovy global'noj professional'noj revolyutsii na rubezhe tysyacheletij // Rossijskoe ekspertnoe obozrenie. 2007. № 3 (21). S. 47.

12. Mezhfakul'tetskie uchebnye kursy Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni M. V. Lomono-sova. [Elektronnyj resurs]. URL: http://mfk.msu.ru/faq.html (data obrashcheniya 18.03.2022).

13. Novikov A. M. Postindustrial'noe obrazovanie. M.: Egves, 2008. 136 s.

14. Obrazovatel'nye standarty MGU i uchebnye plany // Yuridicheskij fakul'tet MGU im. M. V. Lomono-sova. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.law.msu.ru/pages/obrazovatelnye_standarty_mgu_i_uchebnye_ plany (data obrashcheniya 18.03.2022).

15. Obrazovatel'nye standarty i uchebnye plany po napravleniyu podgotovki bakalavrov i magistrov v Saratovskoj gosudarstvennoj Yuridicheskoj Akademii // Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.sgyua.rf/ru/component/k2/item/10059-obrazovatelnye-programmy-dokumentyy (data obrashcheniya 18.03.2022).

16. Pedagogicheskoe obrazovanie v nepedagogicheskikh vuzakh: nauchno-issledovatel'skaya rabota // Istina. 2014. [Elektronnyj resurs]. URL: https://istina.msu.ru/projects/12196135/ (data obrashcheniya 18.03.2022).

17. Prikaz Ministerstva nauki i obrazovaniya RF ot 13 avgusta 2020 g. № 1011 "Ob utverzhdenii fede-ral'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya — bakalavriat po napravleniyu podgotovki 40.03.01 Yurisprudentsiya" (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 26 noyabrya 2020 g.). [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/400301_B_3_15062021.pdf (data obrashcheniya 18.03.2022).

18. Prikaz FSNP RF ot 9 dekabrya 2022 g. № 525 "Ob utverzhdenii Instruktsii ob osnovakh organizatsii i formakh osushchestvleniya v federal'nykh organakh nalogovoj politsii raboty po preduprezhdeniyu prestu-plenij i pravonarushenij' (Zaregistrirovano v Minyuste RF 29.01.2003 № 4159). [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40856/ (data obrashcheniya 18.03.2022).

19. Professional'nye standarty po napravleniyu "Yurisprudentsiya" // FGOSVO. [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgosvo.ru/docs/index/2/9 (data obrashcheniya 18.03.2022).

20. Stolyarenko A. M. Yuridicheskaya pedagogika. Kurs lektsij. M.: TANDEM, 2000. 496 s.

21. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 7 maya 2018 g. № 204 "O natsional'nykh tselyakh i strate-gicheskikh zadachakh razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2024 goda". [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obrashcheniya 18.03.2022).

22. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya — magistratura po napravleniyu podgotovki 40.04.01 "Yurisprudentsiya" ot 25 noyabrya 2020 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgos-vo.ru/uploadfiles/FGOS%20VQ%203++/Mag/400401 M 3 11032021.pdf (data obrashcheniya 18.03.2022).

23. Center for Legal Pedagogy. [Online]. Available at: https://centerforlegalpedagogy.wordpress.com/bib-liography-2/ (accessed 10.01.2023).

24. CNDLS. [Online]. Available at: https://cndls.georgetown.edu/people/ (accessed 10.01.2023).

25. Strengthening the rule of law through education: A guide for policymakers // UNESCO. 2019. [Online]. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000366771 (accessed 18.03.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

БАЛАКИРЕВА Эльфрида Викторовна — Elfrida V. Balakireva

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia. E-mail: bal-elvira@yandex.ru

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики непрерывного педагогического образования института педагогики.

ЛАПШИНА Дарья Игоревна — Daria I. Lapshina

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia. E-mail: daria.i.lapshina@gmail.com

Ассистент кафедры истории педагогики и образования института педагогики.

Поступила в редакцию: 23 января 2023. Прошла рецензирование: 6 февраля 2023. Принята к печати: 7 июня 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.