Научная статья на тему 'О формировании культуры безопасности старшеклассников'

О формировании культуры безопасности старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
104
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПАСНОСТЬ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / DANGER / CULTURE OF SAFETY / ABILITY TO LIVE SAFETY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Попадчук Светлана Борисовна

В статье рассмотрены основные предпосылки формирования культуры безопасности старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FORMATION OF SENIOR PUPILS' SAFETY CULTURE

In article the basic preconditions of formation of culture of safety of senior pupils are considered.

Текст научной работы на тему «О формировании культуры безопасности старшеклассников»

предметной области, проблем междисциплинарного подхода, формирования терминологического аппарата, объекта, предмета, методов исследований и т.д.);

• теоретическую разработку положений, лежащих в основе концепции безопасности (в т.ч. системное обоснование и интерпретацию концептуальной модели, теоретических аспектов эволюции и структуры среды обитания, видов и форм социальной организации, видов, характеристик, классификации и номенклатуры природных, техногенных и социальных опасностей, видов и типов деятельности человека в различных социально-экономических сферах, теоретических проблем анализа и оценки риска и т.д.);

• разработку методологии исследования безопасности (в т.ч. конкретизацию объектов, целей и этапов анализа, декомпозицию этапов, разработку и обоснование моделей исследований, методов имитационного моделирования, анализа и выбора программного обеспечения и т.д.);

• разработку теоретических положений, связанных с формированием системы менеджмента рисков в ант-ропоэкологических системах;

• практическое применение и теоретическое обобщение результатов исследований.

По результатам выполненных исследований предполагается подготовка серии статей, докладов и рукописи монографии.

6. Ожидаемые научные результаты

Обоснование необходимости и возможности формирования теории безопасности человека в антропоэ-кологической системе. Определение фундаментальных понятий, выбор методов и подходов, основных принципов и направлений по разработке методологии исследования опасностей, концептуальных положений формирования системы менеджмента риска и обеспечения безопасности человека.

Результаты работы предполагается представить в виде плана-проспекта монографии с более детальной проработкой концептуальных теоретических и методологических положений заявленной темы. Указанные результаты создадут научно-методическую базу для выполнения завершающей части проекта, предусмотренной программой исследований на 2011 год.

Заключение

Аналитичность человеческого знания проявляется как в дифференциации различных наук, так и в их синтезе, поэтому необходимость объединения в рамках определенного научного направления близких по решаемым задачам дисциплин не вызывает сомнения. Общая теория безопасности, объектом и предметом исследования которой выступает деятельность людей по обеспечению своей безопасности и безопасности природных условий жизни, создается усилиями многих естественных, общественных и технических наук, т.е. является продуктом междисциплинарных исследований. Это открывает возможность соединить или способствовать соединению научных интересов специалистов весьма далеких друг от друга научных дисциплин.

Список литературы

1. Кузьмин А.П., Левашов С.П. Опасность: понятие, системные

свойства, структура//Безопасность жизнедеятельности.- 2004.-

№9.

2. Левашов С.П. Техногенный риск: Учеб. пособие. - Курган: Изд-во

Курганского гос. ун-та, 2000.

3. Левашов С.П. О методологических принципах анализа безопасности

жизнедеятельности//Безопасность жизнедеятельности.- 2005.-

№8. - С.2-6.

4. Левашов С.П. О применении Общероссийского классификатора видов

экономической деятельности при исследовании безопасности

социотехнических систем // Безопасность труда в промышленности.- 2006.- №1.

5. Левашов С.П. Безопасность жизнедеятельности: проблемы анализа

и таксономии предметной области//Безопасность жизнедеятельности.- 2006.- №8.

6. Левашов С.П. Вероятностный анализ и моделирование риска

профессиональной деятельности // Безопасность труда в промышленности.-2007.-№2.

7. Левашов С.П. Классификация производственных опасностей //

Безопасность труда в промышленности.-2007. - №11.

8. Левашов С.П. Методологические основы менеджмента профессио-

нального риска//Безопасность жизнедеятельности.-2007.-№12.

9. Левашов С.П. Методика экспертной оценки профессионального риска

//Безопасность жизнедеятельности.-2009.-№1.

10. Левашов С.П. Профессиональный риск: методология системного

анализа и моделирования: Учеб. пособие.- Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008.

11. Левашов С.П. Безопасность человека в техносфере: теоретичес-

кие и прикладные проблемы анализа: Монография.- Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2009.- 232 с.

УДК 614.8.084; 37.001.25 С.Б. Попадчук

Курганский государственный университет

О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ

БЕЗОПАСНОСТИ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрены основные предпосылки формирования культуры безопасности старшеклассников.

Ключевые слова: опасность, культура безопасности, обеспечении безопасности жизнедеятельности.

S.B. Popadchyk Kurgan State University

ABOUT FORMATION OF SENIOR PUPILS' SAFETY CULTURE

Annotation

In article the basic preconditions of formation of culture of safety of senior pupils are considered.

Key words: danger, culture of safety, ability to live safety.

Несмотря на осуществление в последние годы широкого спектра законодательных, нормативных правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, устойчивой тенденции к уменьшению размеров людских потерь и материального ущерба от аварий, катастроф, стихийных бедствий, различных опасных ситуаций не наблюдается. Проблема обеспечения безопасности превратилась в важнейшую задачу человеческого сообщества. Решить эту задачу можно путем формирования культуры безопасности, включающей развитие качеств личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, бережное отношение к окружающей среде, безопасности всех сфер жизнедеятельности - социальной, экономической, военной, демографической, техногенной, информационной, экологической.

Формирование культуры безопасности осуществляется в процессе воспитания, морально-психологической подготовки, пропаганды знаний, оперативного информирования об угрозе возникновения и правилах поведения

СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 5

199

в чрезвычайных ситуациях. При этом основой формирования культуры является образование.

Воспитание культуры безопасности школьников включает подготовку к безопасности как в современной жизни, так и в предстоящих видах деятельности; к вредным и опасным факторам жизнедеятельности; к сложным, трудным, опасным, экстремальным, чрезвычайным, критическим ситуациям; к субъективно потенциально опасным, объективно потенциально опасным, объективно реально опасным ситуациям; к ситуациям причиняемого ущерба, ситуациям причиненного ущерба; к постоянно действующим опасностям, к периодически возникающим опасностям; к допустимой опасности (ущерб может быть устранен), к недопустимой опасности (ущерб невозможно устранить); к ситуациям предотвратимой опасности и ситуациям непредотвратимой опасности; к природным, техногенным, социальным и личностным факторам риска; к угрозе физическим (жизни и здоровью), экономическим (материальным и финансовым интересам), нравственным (нравственным ценностям), мировоззренческим (взглядам на место человека в мире и его предназначение, религиозным убеждениям и т.д.), психологическим (самооценка, свобода, общение и т.д.) ценностям, интересам; к безопасному поведению в различных сферах жизнедеятельности: учеба, общение, спорт, досуг, производство, быт и т.д.; к безопасному поведению при выполнении различных социальных функций: школьника, студента, семьянина, производственника, гражданина, военнослужащего и т.д.; к обеспечению безопасности личной, окружающих людей, коллектива, этноса, государства, человечества, цивилизации, общества и природы как единого целого; развитие готовности к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при столкновении с вредными и опасными факторами жизнедеятельности; совершенствование готовности к самоспасению, получению помощи от окружающих людей в случае опасности; развитие готовности действовать в опасных (сложных, трудных, экстремальных) ситуациях с элементами информационной неопределенности, помех, неожиданных препятствий; подготовка школьников к действиям в условиях, когда их действия создают потенциальную или реальную угрозу им самим, окружающим людям, обществу в целом, природе [1].

Человек сталкивается с опасностями на протяжении всей жизни с момента своего рождения, поэтому прививать культуру безопасности необходимо с раннего возраста в семье, дошкольных учреждениях, начальной школе. Из рассказов родителей, в процессе игры, из собственных наблюдений, дети осознают опасность огня, острых предметов, агрессивность животных и т.д. Немаловажное значение оказывает анализ народного творчества - загадок, поговорок, пословиц, содержание которых связано с безопасностью жизни. Например: «Беда не по лесу ходит, а по людям», «Где дрова рубят, там щепки летят», «Изба крепка запором, а двор забором», «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». В начальных классах школьники знакомятся с безопасным поведением в школе, дома, на улице, проезжей части, в транспортных средствах, на природе и воде, на льду, стройках и т.д. В качестве примера необходимо рассказать об исторических личностях, современниках, являющихся эталоном безопасного человека (полководец А.В.Суворов, легендарный путешественник, действительный член королевского географического общества Яцек Палкевич и другие).

Особую роль в формировании качеств личности, направленных на бережное отношение к окружающему миру, людям, играет духовно-нравственное воспитание. Основы этого воспитания связаны с традициями народа.

Существенную роль в привитии культуры безопасности жизнедеятельности играет и морально-психологическая подготовка, под которой понимается деятельность по формированию качеств, позволяющих успешно переносить значительные моральные, физические нагрузки, сохраняя психологическую устойчивость в условиях опасностей. Морально-психологическая подготовка осуществляется в ходе тренировок и учений, участия в проектах «Безопасное колесо», Всероссийском детско-юношеском общественном движении «Школа безопасности», Всероссийском добровольном пожарном обществе, полевых лагерях «Юный спасатель», в ходе подготовки в кадетских корпусах, школах, центрах « Школа выживания», «Юный пожарный» и других.

При проведении занятий помимо словесных необходимо применять практические и наглядные методы обучения: имитировать сложные, опасные, экстремальные, критические ситуации, проводить викторины, уроки-соревнования, практические занятия, имитационные игры, посещать музеи и выставки, общаться с представителями «опасных специальностей» - пожарными, летчиками, спасателями. Всё это повысит интерес учащихся, эффективность обучения и усвоения материала и разнообразит их деятельность. Особую значимость в обеспечении безопасности жизнедеятельности приобретает применение современных технических средств массовой информации, телевидения и радиовещания, а также информационно-телекоммуникационных технологий.

Старшеклассники, прошедшие подготовку и поступившие на специальность 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», успешно занимаются природоохранной и экологической деятельностью, готовы оказать необходимую медицинскую помощь и проконсультировать окружающих о здоровом образе жизни, разрабатывают мероприятия по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду.

Список литературы

1. Мошкин В. Н. Воспитание культуры безопасности школьников :

Монография. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 318 с.

УДК: 330.15

О.Г. Завьялова, М.В. Ракланова Курганский государственный университет

ЦЕЛИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТЕРРИТОРИИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

На основе расчетов техногенной нагрузки на территорию и уровня медико-демографической напряженности проведено ранжирование районов Курганской области и выделены три экологические зоны.

Ключевые слова: экологическая диагностика, антропогенная нагрузка, экологическое зонирование.

200

ВЕСТНИК КГУ, 2010. №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.