Научная статья на тему 'Цели Тысячелетия и экологическая диагностика территории Курганской области'

Цели Тысячелетия и экологическая диагностика территории Курганской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / АНТРОПОГЕННАЯ НАГРУЗКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / ECOLOGICAL DIAGNOSTICS / ANTHROPOGENOUS LOADING / ECOLOGICAL ZONING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Завьялова Ольга Георгиевна, Ракланова Марина Вадимовна

На основе расчетов техногенной нагрузки на территорию и уровня медико-демографической напряженности проведено ранжирование районов Курганской области и выделены три экологические зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIMS OF THE NEXT MILLENIUM: ECOLOGICAL DIAGNOSIS OF KURGAN REGION

Scientific research based upon the calculation of the anthropogenic influence on territory and the level of medicodemographic tension, the region of Kurgan (East Russia)was divided into three ecological districts to do so.

Текст научной работы на тему «Цели Тысячелетия и экологическая диагностика территории Курганской области»

в чрезвычайных ситуациях. При этом основой формирования культуры является образование.

Воспитание культуры безопасности школьников включает подготовку к безопасности как в современной жизни, так и в предстоящих видах деятельности; к вредным и опасным факторам жизнедеятельности; к сложным, трудным, опасным, экстремальным, чрезвычайным, критическим ситуациям; к субъективно потенциально опасным, объективно потенциально опасным, объективно реально опасным ситуациям; к ситуациям причиняемого ущерба, ситуациям причиненного ущерба; к постоянно действующим опасностям, к периодически возникающим опасностям; к допустимой опасности (ущерб может быть устранен), к недопустимой опасности (ущерб невозможно устранить); к ситуациям предотвратимой опасности и ситуациям непредотвратимой опасности; к природным, техногенным, социальным и личностным факторам риска; к угрозе физическим (жизни и здоровью), экономическим (материальным и финансовым интересам), нравственным (нравственным ценностям), мировоззренческим (взглядам на место человека в мире и его предназначение, религиозным убеждениям и т.д.), психологическим (самооценка, свобода, общение и т.д.) ценностям, интересам; к безопасному поведению в различных сферах жизнедеятельности: учеба, общение, спорт, досуг, производство, быт и т.д.; к безопасному поведению при выполнении различных социальных функций: школьника, студента, семьянина, производственника, гражданина, военнослужащего и т.д.; к обеспечению безопасности личной, окружающих людей, коллектива, этноса, государства, человечества, цивилизации, общества и природы как единого целого; развитие готовности к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при столкновении с вредными и опасными факторами жизнедеятельности; совершенствование готовности к самоспасению, получению помощи от окружающих людей в случае опасности; развитие готовности действовать в опасных (сложных, трудных, экстремальных) ситуациях с элементами информационной неопределенности, помех, неожиданных препятствий; подготовка школьников к действиям в условиях, когда их действия создают потенциальную или реальную угрозу им самим, окружающим людям, обществу в целом, природе [1].

Человек сталкивается с опасностями на протяжении всей жизни с момента своего рождения, поэтому прививать культуру безопасности необходимо с раннего возраста в семье, дошкольных учреждениях, начальной школе. Из рассказов родителей, в процессе игры, из собственных наблюдений, дети осознают опасность огня, острых предметов, агрессивность животных и т.д. Немаловажное значение оказывает анализ народного творчества - загадок, поговорок, пословиц, содержание которых связано с безопасностью жизни. Например: «Беда не по лесу ходит, а по людям», «Где дрова рубят, там щепки летят», «Изба крепка запором, а двор забором», «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». В начальных классах школьники знакомятся с безопасным поведением в школе, дома, на улице, проезжей части, в транспортных средствах, на природе и воде, на льду, стройках и т.д. В качестве примера необходимо рассказать об исторических личностях, современниках, являющихся эталоном безопасного человека (полководец А.В.Суворов, легендарный путешественник, действительный член королевского географического общества Яцек Палкевич и другие).

Особую роль в формировании качеств личности, направленных на бережное отношение к окружающему миру, людям, играет духовно-нравственное воспитание. Основы этого воспитания связаны с традициями народа.

Существенную роль в привитии культуры безопасности жизнедеятельности играет и морально-психологическая подготовка, под которой понимается деятельность по формированию качеств, позволяющих успешно переносить значительные моральные, физические нагрузки, сохраняя психологическую устойчивость в условиях опасностей. Морально-психологическая подготовка осуществляется в ходе тренировок и учений, участия в проектах «Безопасное колесо», Всероссийском детско-юношеском общественном движении «Школа безопасности», Всероссийском добровольном пожарном обществе, полевых лагерях «Юный спасатель», в ходе подготовки в кадетских корпусах, школах, центрах « Школа выживания», «Юный пожарный» и других.

При проведении занятий помимо словесных необходимо применять практические и наглядные методы обучения: имитировать сложные, опасные, экстремальные, критические ситуации, проводить викторины, уроки-соревнования, практические занятия, имитационные игры, посещать музеи и выставки, общаться с представителями «опасных специальностей» - пожарными, летчиками, спасателями. Всё это повысит интерес учащихся, эффективность обучения и усвоения материала и разнообразит их деятельность. Особую значимость в обеспечении безопасности жизнедеятельности приобретает применение современных технических средств массовой информации, телевидения и радиовещания, а также информационно-телекоммуникационных технологий.

Старшеклассники, прошедшие подготовку и поступившие на специальность 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», успешно занимаются природоохранной и экологической деятельностью, готовы оказать необходимую медицинскую помощь и проконсультировать окружающих о здоровом образе жизни, разрабатывают мероприятия по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду.

Список литературы

1. Мошкин В. Н. Воспитание культуры безопасности школьников :

Монография. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 318 с.

УДК: 330.15

О.Г. Завьялова, М.В. Ракланова Курганский государственный университет

ЦЕЛИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТЕРРИТОРИИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

На основе расчетов техногенной нагрузки на территорию и уровня медико-демографической напряженности проведено ранжирование районов Курганской области и выделены три экологические зоны.

Ключевые слова: экологическая диагностика, антропогенная нагрузка, экологическое зонирование.

O.G. Zavyalova, M.V. Raklanova Kurgan State University

AIMS OF THE NEXT MILLENIUM: ECOLOGICAL DIAGNOSIS OF KURGAN REGION

Annotation

Scientific research based upon the calculation of the anthropogenic influence on territory and the level of medicodemographic tension, the region of Kurgan (East Russia)was divided into three ecological districts to do so.

Key words: Ecological diagnostics, anthropogenous loading, ecological zoning.

Государства-члены ООН на Всемирном Саммите в 2000 г. (в том числе Россия) приняли Декларацию Тыся -челетия. Цели Тысячелетия представляют собой перечень конкретных намерений, направленных на ликвидацию бедности и улучшение условий жизни людей. Из восьми названных Целей Тысячелетия четыре напрямую связаны с экологической безопасностью стран и народов. Экологические проблемы становятся приоритетными для обеспечения устойчивого развития всех территорий в новом тысячелетии.

Несмотря на большое количество научных трудов по проблемам экологического диагностирования территорий [1, 2, 3 и др.], до сих пор остаются неразработанными вопросы, касающиеся интегральной оценки той или иной экологической ситуации. При создании подобных методик приходится учитывать «великое» множество параметров: природно-ресурсный потенциал территории, виды и интенсивность его использования, оценку ущерба природной среде и здоровью населения, эколого-эко-номические приоритеты и т.п. В этом случае разработка средств анализа и интерпретации информационно-экологических материалов на основе современных геоинформационных технологий выдвигается в число приоритетных направлений. При выборе метода оценки необходимо учитывать, что данный вопрос требует междисциплинарного подхода, использующего адекватный статистический аппарат, базирующийся на многомерном анализе массивов данных. Выбирая метод оценки, необходимо помнить, что он должен учитывать параметры данной территории.

С учетом выше сказанного, нами была предпринята попытка интегрально оценить уровень экологической напряженности территории и населения административных районов Курганской области. Для оценки было выделено два основных блока параметров:

• техногенное воздействие предприятий на состояние исследуемой среды района (интегральная оценка состояния воздушного бассейна (ИЗА); индекс загрязненности водных объектов (ИЗВ); суммарный показатель степени загрязненности почв);

• медико-демографические характеристики населения (общий коэффициент смертности; коэффициент естественной убыли населения; коэффициент младенческой смертности; величина общей заболеваемости населения; индекс человеческого развития (ИЧР)).

Используя специальные компьютерные программы расчетов соответствующих параметров, в частности, MsExcel и др., и составления карт, было интегрировано свыше 20 параметров и составлена итоговая карта-схема. В качестве примера приведем несколько картосхем.

Так, на основе полученных данных было проведено

ранжирование районов по ИЗА: «относительно чистый» (ИЗА<10), «загрязненный» (10<ИЗА<14), «грязный» (ИЗА>14) (рис.1).

Рис.1. Уровень загрязнения воздуха от стационарных источников и автотранспорта (ИЗА) в районах Курганской области

Ранжирование Курганской области по уровню медико-демографической напряженности выявило наиболее неблагополучные территории: Шатровский, Шадринский, Далматовский районы (рис.2). В структуре общей заболеваемости населения в 2008 г на первых позициях остаются болезни органов дыхания (22,7%), болезни системы кровообращения (10%), болезни глаза и его придаточного аппарата (9,69%), болезни органов пищеварения (9%), болезни костно-мышечной системы (8,26%), травмы и отравления (6,3%).

Рис.2. Уровень медико-демографической напряженности в административных районах Курганской области

Рис.3. Индекс человеческого развития административных районов Курганской области

СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 5

201

Ранжирование районов области по уровню суммарного показателя антропогенной нагрузки (СПАН): 0-1,5 (низкий); 1,51-2,5 (ниже среднего); 2,51-3,5 (средний); 3,51-4 (выше среднего); > 4 (высокий).

Рис. 4. Общая интегральная оценка антропогенной нагрузки на территорию Курганской области

Из 24 районов области в 19-ти экоситуация довольно сложная (в том числе Целинный, Катайский, Карга-польский, Петуховский и Куртамышский районы имеют самые большие СПАН: 10,35; 6,73; 5,34; 5,75 и 4,67 соответственно). Более или менее приемлемый уровень СПАН в Варгашинском (1,45) и Половинском (1,66) районах. В результате на территории области можно выделить три экологические зоны:

1. Урбопромышленная зона (с весьма высоким уровнем антропогенной нагрузки): Каргапольский, Куртамышский, Петуховский, Целинный, Катайский, Далматовский, Шадринский, Шатровский, Щучанский, Шумишинский, Мишкинский, Юргамышский, Кетовский районы.

2. Руральная зона (средний уровень антропогенной нагрузки): Сафакулевский, Альменевский, Звериноголов-ский, Притобольный, Белозерский, Мокроусовский, Ле-бяжьевский, Макушинский, Частоозерский районы.

3. Варгашинско-Половинская зона (относительно низкий уровень антропогенной нагрузки).

Также была оценена антропогенная нагрузка и экологическое состояние ландшафтов района, проведена типология районов по уровню экологической напряженности, предложены конкретные мероприятия по оптимизации эколого-социальной ситуации.

Список литературы

1. Акимова Т.А.,Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология. Природа - Человек

- Техника: Учебник/ Под о6щ.ред. А.П. Кузьмина. - 2-е изд.,пере-раб. и доп. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2007. - 510 с.

2. Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие: Учебное

пособие для вузов, спец. «География». - Смоленск: Маджента, 2003. - 382 с.

3. Куклин А.А., Белик И.С., Никулина Н.Л. Социально-экономическое

обоснование экологической безопасности региона: Монография. -Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. - 145 с.

УДК 331.45:631.3.004.67 Н.К. Смирнова

Курганский государственный университет

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

Аннотация

Проведен сравнительный анализ методов оценки условий труда.

Ключевые слова: условия труда, критерии оценки, факторы среды, травмобезопасность.

N.K.Smirnova Kurgan State University

THE ANALYSIS OF ESTIMATED WORKING CONDITIONS METHODS

Аннотация

The comparative analysis of estimated working conditions methods is carried out.

Keywords: working conditions, criteria of an estimation, Factors of environment, травмобезопасность.

Разработка научно обоснованных критериев оценки условий труда особенно актуальна в настоящее время, т.к. количественная оценка необходима для контроля и целенаправленного воздействия на человеко-машинную систему в целом и позволяет учитывать влияние условий труда на экономические показатели предприятия. Научные разработки в этой области ведутся практически во всех отраслях народного хозяйства. Методам оценки условий труда операторов посвящены ряд работ и нормативных документов, однако единого подхода для эргономической оценки системы «человек - машина -среда» пока нет.

Трудность связана с многообразием оборудования и инструментов, влиянием целого комплекса факторов окружающей среды (метеофакторов, вредных химических веществ, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, шума, вибрации, освещенности и др.) на безопасность труда, отсутствие необходимой информации о надежности машин, приспособлений, суммарного воздействия производственных факторов на организм человека.

Исследования условий труда осуществляются по трем направлениям:

1. Исследование совокупности факторов производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.

2. Исследование безопасности технологических процессов, оборудования.

3. Исследование безопасности труда с позиций производственного травматизма.

В работе [1 ] авторы предлагают методику эргономической оценки рабочего места как малой эргатической системы, включающую три этапа.

1-й этап - эргономический анализ рабочего места (установление эргономических факторов, воздействующих на человека в процессе труда, и определение их параметров).

2-й этап - анализ реакций работающего организма на трудовую нагрузку (анализ изменения показателей основных функциональных систем организма, испытывающих наибольшее воздействие нагрузки при производ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.