Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ПРОТИВОБОРСТВУ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ПРОТИВОБОРСТВУ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / ГОТОВНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ПРОТИВОБОРСТВУ / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Елена Ивановна, Митрофанов Дмитрий Викторович

Информационное противоборство - это вызов современного общества, таящий в себе огромный разрушительный потенциал, не считаться с которым уже невозможно. Цель настоящего исследования - показать необходимость, актуальность и перспективы исследования педагогических аспектов многогранной, многоуровневой междисциплинарной проблемы информационного противоборства, которые остаются недостаточно разработанными и требуют пристального внимания педагогов-исследователей. Из спектра педагогических аспектов выделены воспитательные, связанные с формированием готовности курсантов военных вузов к информационному противоборству, для исследования которых используются аксиологический, личностно-деятельностный и герменевтический методологические подходы и соответствующие им принципы. Представленные результаты исследований обладают научной новизной, так как раскрывают возможности совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров Российской армии посредством формирования их готовности к информационному противоборству, которые не нашли отражения в отечественной психолого-педагогической литературе, но являются особенно актуальными и значимыми. Здесь конкретизированы ключевые понятия, необходимые для исследования роли воспитания в формировании готовности курсантов военных вузов к информационному противоборству, показаны методологические подходы и принципы проведения исследования, представлено краткое описание технологии воспитания курсантов, реализация которой позволяет повысить эффективность формирования готовности к информационному противоборству. Практическая значимость исследования обозначенных аспектов проблемы и его результатов определяется теми возможностями, которые открываются в связи с реализацией технологии воспитания в процессе формирования готовности курсантов к современному информационному противоборству. Перспективы дальнейшего исследования проблемы связаны в том числе и с разработкой ее педагогических аспектов, связанных с формированием целостной личности будущего офицера в образовательном процессе военных вузов, и с изучением готовности военнослужащих к информационному противоборству как междисциплинарной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещерякова Елена Ивановна, Митрофанов Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON READINESS FORMATION FOR INFORMATION WARFARE IN EDUCATIONAL PROCESS OF CADETS AT THE MILITARY UNIVERSITIES

Information warfare is a challenge of modern society, concealing a huge destructive potential, which is no longer possible to ignore. The purpose of this research is to show the need, relevance and prospects for the study of the pedagogical aspects of the multifaceted, multi-level interdisciplinary problem of information warfare, which remains insufficiently developed and requires close attention of educational researchers. Among the spectrum of pedagogical aspects, we consider educational ones related to the formation of the readiness of military universities’ cadets for information warfare; use axiological, personality-active and hermeneutic methodological approaches and the principles corresponding to them. The presented results have scientific novelty, since they reveal the possibilities of improving the professional training of future officers of the Russian Army through the formation of their readiness for information warfare, these especially relevant and significant possibilities are not reflected in Russian psychological and pedagogical literature. We specify the key concepts necessary to study the role of education in the formation of the readiness of military universities’ cadets for informational warfare, shows methodological approaches and principles of the research, present a brief description of the technology of cadets' education, the implementation of which makes it possible to increase the efficiency of formation of such readiness. The practical significance of the research of the mentioned problem’s aspects and its results is determined by the opportunities that open up by the implementation of the educational technology for forming cadets' readiness for modern information warfare. Prospects for further research of the problem are associated, among other things, with the development of the pedagogical aspects related to the formation of an integral personality of a future officer in the educational process of military universities, and with the study of the readiness of military personnel for informational warfare as an interdisciplinary problem.

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ПРОТИВОБОРСТВУ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

Теория и методология

проблемы, тенденции

УДК 378:070

DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-2(48)-7-14

Поступила в редакцию / Received 15.06.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 17.08.2021 Принята к публикации / Accepted 13.09.2021

оригинальная статья

О формировании готовности к информационному противоборству в процессе воспитания курсантов военных вузов

Мещерякова Елена Ивановна, Митрофанов Дмитрий Викторович

ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» 394065, г. Воронеж, Российская Федерация, ул. Старых Большевиков, 54А ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283, e-mail: elenamsol@vandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1339-9378, e-mail: mitrofanovd@mail.ru

Аннотация. Информационное противоборство - это вызов современного общества, таящий в себе огромный разрушительный потенциал, не считаться с которым уже невозможно. Цель настоящего исследования - показать необходимость, актуальность и перспективы исследования педагогических аспектов многогранной, многоуровневой междисциплинарной проблемы информационного противоборства, которые остаются недостаточно разработанными и требуют пристального внимания педагогов-исследователей. Из спектра педагогических аспектов выделены воспитательные, связанные с формированием готовности курсантов военных вузов к информационному противоборству, для исследования которых используются аксиологический, личностно-деятельностный и герменевтический методологические подходы и соответствующие им принципы. Представленные результаты исследований обладают научной новизной, так как раскрывают возможности совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров Российской армии посредством формирования их готовности к информационному противоборству, которые не нашли отражения в отечественной психолого-педагогической литературе, но являются особенно актуальными и значимыми. Здесь конкретизированы ключевые понятия, необходимые для исследования роли воспитания в формировании готовности курсантов военных вузов к информационному противоборству, показаны методологические подходы и принципы проведения исследования, представлено краткое описание технологии воспитания курсантов, реализация которой позволяет повысить эффективность формирования готовности к информационному противоборству. Практическая значимость исследования обозначенных аспектов проблемы и его результатов определяется теми возможностями, которые открываются в связи с реализацией технологии воспитания в процессе формирования готовности курсантов к современному информационному противоборству. Перспективы дальнейшего исследования проблемы связаны в том числе и с разработкой ее педагогических аспектов, связанных с формированием целостной личности будущего офицера в образовательном процессе военных вузов, и с изучением готовности военнослужащих к информационному противоборству как междисциплинарной проблемы.

Ключевые слова: информационное противоборство; готовность военнослужащих к информационному противоборству; процесс воспитания курсантов

Для контактов: Мещерякова Елена Ивановна, e-mail: elenamsol@vandex.ru

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Мещерякова Е.И., Митрофанов Д.В. О формировании готовности к информационному противоборству в процессе воспитания курсантов военных вузов // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 2 (48). С. 7-14. Б01 10.20310/1810-231Х-2021-20-2(48)-7-14

© Мещерякова Е.И., Митрофанов Д.В., 2021

original article

On readiness formation for information warfare in educational process of cadets at the military universities

Elena I. Meshcheryakova, Dmitry V. Mitrofanov

Military Training and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin" 54A Starykh Bolshevikov St., Voronezh 394064, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283. e-mail: elenamsol@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1339-9378. e-mail: mitrofanovd@mail.ru

Abstract. Information warfare is a challenge of modern society, concealing a huge destructive potential, which is no longer possible to ignore. The purpose of this research is to show the need, relevance and prospects for the study of the pedagogical aspects of the multifaceted, multi-level interdisciplinary problem of information warfare, which remains insufficiently developed and requires close attention of educational researchers. Among the spectrum of pedagogical aspects, we consider educational ones related to the formation of the readiness of military universities' cadets for information warfare; use axiological, personality-active and hermeneutic methodological approaches and the principles corresponding to them. The presented results have scientific novelty, since they reveal the possibilities of improving the professional training of future officers of the Russian Army through the formation of their readiness for information warfare, these especially relevant and significant possibilities are not reflected in Russian psychological and pedagogical literature. We specify the key concepts necessary to study the role of education in the formation of the readiness of military universities' cadets for informational warfare, shows methodological approaches and principles of the research, present a brief description of the technology of cadets' education, the implementation of which makes it possible to increase the efficiency of formation of such readiness. The practical significance of the research of the mentioned problem's aspects and its results is determined by the opportunities that open up by the implementation of the educational technology for forming cadets' readiness for modern information warfare. Prospects for further research of the problem are associated, among other things, with the development of the pedagogical aspects related to the formation of an integral personality of a future officer in the educational process of military universities, and with the study of the readiness of military personnel for informational warfare as an interdisciplinary problem.

Keywords: information warfare; readiness of military personnel for information warfare; process of educating cadets

Corresponding author: Elena I. Meshcheryakova, e-mail: elenamsol@yandex.ru

There is no conflict of interests

For citation: Meshcheryakova E.I., Mitrofanov D.V. O formirovanii gotovnosti k informatsionnomu protivoborstvu v protsesse vospitaniya kursantov voennykh vuzov [On readiness formation for information warfare in educational process of cadets at the military universities]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 2 (48), pp. 7-14. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-2(48)-7-14 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Информационное противоборство, которое многие исследователи называют информационно-психологической войной, разворачивается противником не только в период ведения боевых действий, но и в условиях мирного времени. В ходе противоборства используется специфическое информационно-психо-

логическое оружие, к которому специалисты относят «печатные материалы, средства массовой информации, интернет-ресурсы и когнитивное оружие» (С.И. Макаренко) [1]. Главной стратегической целью применения такого оружия становится оказание разрушительного воздействия на духовную сферу и нравственное состояние общества и государства, а важнейшей тактической целью - де-

формация мировоззрения военнослужащих, их морально-нравственных устоев, в целом понижение уровня боеготовности Российской армии. Такое воздействие, по мнению генерал-лейтенанта А.Г. Бурутина, уже «ведется по линии разрушения духовных ценностей, путем воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание» [2]. В связи с этим особую актуальность и значимость приобретают исследования, осуществляемые в различных научных сферах (философии, социологии, политологии, культурологи, психологии, педагогике и др.), авторы которых изучают проблемы, связанные с обеспечением эффективного информационного противоборства в современной информационно-психологической войне, защитой национальных интересов Российской Федерации, осуществлением действий на опережение. Тем более что, по мнению А.В. Кириченко, «в современных информационно-психологических войнах наша страна явно проигрывает, подвергаясь беспрецедентному давлению со стороны Запада» [3, с. 210].

Особую роль в исследовании обозначенных проблем призваны играть педагоги -исследователи и практики. Однако до настоящего времени результаты комплексных исследований проблем, отражающих противоречия, возникающие в связи с формированием готовности военнослужащих к эффективному, грамотному и обоснованному информационному противоборству, анализ и обобщение практического опыта формирования готовности не нашли должного отражения в публикациях отечественных педагогов-исследователей. Из сложного и многопланового комплекса педагогических проблем подготовки военнослужащих к осуществлению военно-профессиональной деятельности в современных условиях мы выделяем лишь аспекты, связанные с формированием готовности к информационному противоборству в процессе воспитания курсантов военных вузов. Их изучение позволит обеспечить необходимый уровень сформированности готовности будущих офицеров к информационному противоборству, способностей противостоять информационно-психологическому давлению противника, своевременно противодействовать новейшим вызовам и угрозам, а вместе с тем - создать условия для становления и развития общей и профессиональной

культуры выпускников военных вузов, а также такого специфического вида культуры, как культура военного риска.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Определяя возможности формирования готовности курсантов к информационному противоборству в процессе воспитания в военных вузах, важно, прежде всего, понимать, что представляет собой информационно-психологическая война, а значит - то, готовность к чему необходимо сформировать у будущих офицеров в образовательном процессе военных вузов. Заметим, что многие исследователи не устанавливают различий между понятиями «информационное противоборство» и «информационно-психологическая война», а используют их как синонимы. В то же время, например, Ш.С. Сулейманова и Е.А. Назарова утверждают, что «информационно-психологическая война появилась как форма информационного противоборства на определенной стадии развития средств и методов информационно-психологического воздействия и представляет собой наиболее социально опасную форму данного противоборства» Г4, с. 61. Не вдаваясь в подробную характеристику общности и различий феноменов и согласившись с тем, что современная информационно-психологическая война может рассматриваться как форма информационного противоборства, обозначим важнейшие их характеристики. По мнению А.М. Пряхина, информационное противоборство - это борьба противостоящих сторон посредством «воздействия на духовно-информационную среду, общественное и индивидуальное сознание военнослужащих и граждан противоположной стороны, моральный дух ее армии <...> в интересах достижения поставленных целей через содержание духовного мира каждой отдельной личности, общества и государства» Г5, с. 991. В.Г. Крысько характеризует информационно-психологическую войну как «совокупность различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания в целом» [6, с. 99].

Уяснив, к чему осуществляется формирование готовности будущих офицеров, важно определиться с тем, что же понимается

под феноменом готовности курсантов к информационному противоборству. При этом в целях проводимого исследования важно определить и содержание, и структуру готовности будущих офицеров к информационному противоборству, что позволит обосновать возможности повышения эффективности формирования этого важного личностно-профессионального качества защитников Отечества как целостного образования, а также и его структурирующих компонентов.

Основываясь на результатах проведенных исследований, мы определяем готовность военнослужащих к информационному противоборству как интегративное качество личности, обеспечивающее установку на целенаправленную и осознанную актуализацию потенциалов, накопленных в процессе профессиональной подготовки курсантов военных вузов, на уровне, необходимом для успешного противостояния в ходе информационно-психологической войны. В структуре этого интегративного качества личности мы выделяем ценностно-мотивационный, морально-нравственный, деятельностный и рефлексивный его компоненты, формирование которых в процессе воспитания курсантов имеет некоторые особенности. Учитывать такие особенности необходимо при разработке технологии формирования интегра-тивного качества личности в процессе воспитания курсантов в образовательном процессе военных вузов.

Анализ научной литературы, изучение накопленного в Вооруженных силах, военных вузах опыта подготовки военнослужащих к осуществлению военно-профессиональной деятельности позволяют следующим образом определить формирование готовности к информационному противоборству в процессе воспитания курсантов военных вузов: педагогическое взаимодействие преподавателей, командиров (начальников), воспитателей и курсантов, результатом которого становится достижение будущими офицерами такого уровня сформированности готовности, который необходим для обеспечения успешного противостояния в ходе информационно-психологической войны.

Приступая к исследованию возможностей формирования готовности будущих офицеров к информационному противоборству посредством реализации разработанной педагогической технологии воспитания, в

основу проведения исследования нами были положены аксиологический, личностно-деятельностный и герменевтический методологические подходы и соответствующие им принципы.

Аксиологический методологический подход (А.В. Бездухов, Б.М. Бим-Бад, И.Ф. Исаев, В.Н. Сагатовский, В.А. Сластенин, Г.И. Чи-жакова и др.) потребовал подчинения проводимого исследования обеспечению становления ценностно-смысловых доминант военнослужащих в процессе обоснования, разработки и реализации технологии воспитания. Под такими доминантами в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (А.Я. Данилюк,

A.М. Кондаков, В.А. Тишков) понимаются «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях» [7, с. 11]. Аксиологическому методологическому подходу соответствует принцип соотнесения и восприятия будущими офицерами военно-профессиональных и личностных ценностей, связанных с ценностно-смысловыми доминантами военно-профессиональной деятельности.

Личностно-деятельностный методологический подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,

B.В. Сериков и др.) применительно к исследованию формирования готовности к информационному противоборству в процессе воспитания курсантов посредством интеграции его компонентов - личностного и дея-тельностного, обеспечивает реализацию условия, которое следующим образом сформулировано С.Л. Рубинштейном: «при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности» [8, с. 147]. Тем самым формирование готовности к информационному противоборству в процессе воспитания курсантов изучается и осуществляется в условиях становления личности будущих офицеров в деятельности, развития

понимания ими ее ценностно-смысловых, содержательных и процессуальных характеристик. Личностно-деятельностному методологическому подходу соответствует принцип учета индивидуальных особенностей курсантов-военнослужащих.

В основе герменевтического методологического подхода (М.М. Бахтин, П.П. Гай-денко, Э.В. Ильенков, И.И. Сулима и др.), как известно, лежит понимание. Решение вопросов, возникающих в связи с обеспечением понимания курсантами значения достижения ими максимально возможного уровня сформированности готовности к информационному противоборству, осуществляется с учетом того, что такое решение затрагивает интересы всех субъектов процесса воспитания и проявляется как на уровне социального заказа в обеспечении такой готовности, так и на уровне конкретных методов воспитания, которые используются преподавателями, руководителями, командирами, воспитателями. Кроме того, в процессе воспитания важно обеспечить мотивацию понимания будущими офицерами глубинного смысла тех действий, которые предпринимает противник в ходе информационно-психологической войны. В связи с этим герменевтический методологический подход предполагает опору на принцип направленности воспитания на мотивацию понимания курсантами глубинного смысла и значения осуществляемой ими военно-профессиональной деятельности.

Представленные методологические подходы и соответствующие им принципы позволили разработать педагогическую технологию воспитания курсантов, реализация которой способствует повышению эффективности формирования готовности будущих офицеров к информационному противоборству.

До настоящего времени многолетняя дискуссия о том, как определить и содержательно наполнить педагогическую технологию воспитания, не привела отечественных педагогов (работы В.И. Загвязинского, И.А. Колесниковой, А.И. Кочетова, Л.И. Новиковой, С.Д. Полякова, М.И. Рожкова, Г.К. Селевко, В.А. Сла-стенина, Ю.С. Тютюнникова, Н.Е. Щурковой и др.) к единому мнению. Проанализировав самые разные подходы к определению феномена, в русле проводимого исследования мы будем рассматривать педагогическую технологию

воспитания курсантов в военных вузах как последовательную систему целенаправленных действий, обеспечивающих формирование готовности будущих офицеров к информационному противоборству, планомерное и последовательное воплощение в практике воспитательной деятельности запланированных методов, средств, форм воспитания и воспитательных мероприятий, обеспечивающих получение запланированного результата. В структуре педагогической технологии воспитания выделяются концептуальный, структурно-содержательный и процессуально-диагностический блоки.

Определяемая таким образом педагогическая технология воспитания с акцентом на формирование готовности к информационному противоборству обладает концептуально-стью, системностью, содержательностью, ал-горитмичностью, процессуальностью, воспроизводимостью и другими необходимыми свойствами технологии. В ее концептуальном блоке сосредоточены идеи, теории, концепции и положения, составляющие научную базу разработки и реализации технологии воспитания будущих офицеров, а также используемые в связи с этим методологические подходы и принципы. Структурно-содержательный блок включает цель и задачи разработки технологии воспитания курсантов, установленные с учетом того, что реализация технологии воспитания должна обеспечить повышение эффективности формирования готовности будущих офицеров к информационному противоборству. В этот блок включены также содержание и структура феномена, который формируется в процессе использования педагогической технологии воспитания. В процессуально-диагностический блок объединены две взаимосвязанные, хотя и относительно обособленные составляющие: во-первых, непосредственно формирование готовности будущих офицеров к информационному противоборству с использованием разработанной технологии воспитания; во-вторых, диагностический инструментарий, который используется для оценки сформиро-ванности феномена готовности на установленных этапах реализации технологии.

Подробное описание педагогической технологии воспитания, обеспечивающей формирование готовности будущих офице-

ров к успешному информационному противоборству, не представляется возможным в рамках отдельной статьи. В связи с этим отметим лишь некоторые наиболее важные ее характеристики:

- в концептуальный блок технологии воспитания включены концепции деятельно-стной сущности становления личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), личностно-профессионального становления военнослужащих (И.А. Алёхин, В.А. Барабанщиков, А.В. Белошицкий, В.Ф. Лазукин и др.), подготовки военных специалистов к осуществлению военно-профессиональной деятельности (А.Д. Глоточкин, Ю.Р. Дорфман, А.Г. Маклаков, А.И. Савельев и др.); теоретические основы разработки педагогических технологий (В.П. Беспалько, В.М. Монахов, Г.К. Селевко и др.) и в том числе в сфере военного образования (Л.Ф. Железняк, Г.В. Зибров, В.М. Коровин, В.С. Торохтий и др.), морально-психологического обеспечения деятельности войск (Ю.Н. Арзамаскин, М.И. Дьяченко, А.Г. Караяни, М.Я. Слепов и др.); теоретические и методические основы воспитания личности в военном вузе (А.К. Быков, Н.И. Киряшов, A.M. Столяренко, Н.Г. Чу-мичев и др.);

- целеполагание рассматривается как ведущий компонент постановки цели, который, по мнению Ю.А. Егоровой, «изначально интегрирует в себе аналитические, диагностические, ориентировочные, проектировочные и оценочно-результативные характеристики и выполняет системообразующую функцию» [9, с. 80]. Цель разработки и реализации педагогической технологии воспитания, обеспечивающей формирование готовности будущих офицеров к успешному информационному противоборству, состоит в достижении курсантами необходимого уровня сформирован-ности готовности к информационному противоборству. Задачи: 1) установить в соответствии с определенной целью концептуальные основы, а также методологические подходы и принципы разработки и реализации педагогической технологии воспитания; 2) выяснить и обосновать особенности формирования каждого из структурирующих компонентов готовности будущих офицеров к информационному противостоянию и феномена готовности как целостного интегративного качества лич-

ности: 3) выявить содержание и особенности субъект-субъектного взаимодействия курсантов, педагогов, командиров, а также методы, средства, формы воспитания; разработать для их эффективного использования соответствующие методические рекомендации; определить воспитательные мероприятия и установить последовательность их проведения; 4) разработать диагностический инструментарий, позволяющий контролировать динамику сформированности готовности в целом и ее структурных компонентов по мере реализации технологии воспитания, а также анализировать возможности включения в программу формирования готовности, входящую в процессуально-диагностический блок и используемую для реализации разработанной технологии в воспитательном процессе конкретного военного вуза, инновационных методов и средств при проведении запланированных воспитательных мероприятий;

- воспитательные мероприятия, формы и методы их проведения должны отвечать следующим важнейшим требованиям: глубокая проработка ценностно-смысловых основ при их подготовке и исключение менторства и формализма; ориентация на восприятие и осознание будущими офицерами опасности, разрушительных последствий применения информационного оружия; осознание важности и значимости формирования готовности к успешному информационному противоборству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования педагогической проблемы формирования готовности будущих офицеров к осуществлению военно-профессиональной деятельности в условиях современного информационного противоборства в аспекте разработки и реализации технологии воспитания курсантов, обеспечивающей формирование такой готовности, позволили установить следующее.

1. Формирование готовности будущих офицеров к осуществлению военно-профессиональной деятельности в условиях современного информационного противоборства -сложная многоаспектная педагогическая проблема, не нашедшая достаточного отражения в исследованиях, однако имеющая особую актуальность и значимость в связи с возрас-

тающей опасностью использования информационно-психологического оружия и его разрушительного влияния на духовную сферу и нравственное состояние общества и государства, а также на мировоззрение военнослужащих, их морально-нравственные устои.

2. Готовность военнослужащих к информационному противоборству представляет ин-тегративное качество личности, обеспечивающее установку на целенаправленную и осознанную актуализацию потенциалов, накопленных в процессе профессиональной подготовки курсантов военных вузов, на уровне, необходимом для успешного противостояния в ходе информационно-психологической войны, и включает ценностно-мотивационный, морально-нравственный, деятельностный и рефлексивный его компоненты, формирование которых в процессе воспитания курсантов имеет определенные особенности.

3. Формирование готовности будущих офицеров к информационному противоборству, осуществляемое в процессе воспитания курсантов военных вузов, характеризуется

как педагогическое взаимодействие преподавателей, командиров (начальников), воспитателей и курсантов, результатом которого становится достижение курсантами такого уровня сформированности готовности, который необходим для обеспечения успешного противостояния в ходе информационно-психологической войны.

4. Для формирования готовности курсантов к информационному противоборству целесообразно использовать педагогическую технологию воспитания - последовательную систему целенаправленных действий, обеспечивающих формирование готовности будущих офицеров к информационному противоборству, планомерное и последовательное воплощение в практике воспитательной деятельности запланированных методов, средств, форм воспитания и воспитательных мероприятий, обеспечивающих получение запланированного результата, в структуре которой представлены концептуальный, структурно-содержательный и процессуально-диагностический блоки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Макаренко С.И. Информационное противоборство и радиоэлектронная борьба в сетецентрических войнах начала XXI века. СПб., 2017.

2. Бурутин А.Г. Эффективность «информационного оружия» // Ведомости. 2008. 31 янв.

3. Кириченко А.В. Информационно-психологические войны: современные тенденции и технологические возможности // Акмеология. 2015. № 4 (56). С. 209-214.

4. Сулейманова Ш.С., НазароваЕ.А. Информационные войны: история и современность. М.: Этносоциум, 2017. 124 с.

5. Пряхин А.М. Моральный дух российской армии как объект информационного противоборства (социально-философский анализ): автореф. ... дис. канд. филос. наук. М., 2009. 26 с.

6. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). М., 2002.

7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. М., 2009.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 705 с.

9. Егорова Ю.А. Педагогическое целеполагание: сущностные характеристики // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 80-85.

REFERENCES

1. Makarenko S.I. Informatsionnoe protivoborstvo i radioelektronnaya bor'ba v setetsentricheskikh voynakh nachala XXI veka [Information Confrontation and Electronic Warfare in Network-Centric Wars in the Early 21st Century]. St. Petersburg, 2017. (In Russian).

2. Burutin A.G. Effektivnost' «informatsionnogo oruzhiya» ["Information Weapons" Effectiveness]. Vedomosti. 2008. 31 Jan. (In Russian).

3. Kirichenko A.V. Informatsionno-psikhologicheskie voyny: sovremennye tendentsii i tekhnologicheskie vozmozhnosti [Informational-psychological war: modern trends and technological capabilities]. Akmeologiya -Acmeology. 2015, no. 4 (56), pp. 209-214. (In Russian).

4. Suleymanova Sh.S., Nazarova E.A. Informatsionnye voyny: istoriya i sovremennost' [Information Wars: History and Modernity]. Moscow, Etnosotsium Publ., 2017, 124 p. (In Russian).

5. Pryakhin A.M. Moral'nyy dukh rossiyskoy armii kak ob"ekt informatsionnogo protivoborstva (sotsial'no-filosofskiy analiz): avtoref. ... dis. kand. filos. nauk [Morale of the Russian Army as an Object of Information Confrontation (Social and Philosophical Analysis). Cand. philos. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2009, 26 p. (In Russian).

6. Krysko V.G. Sekrety psikhologicheskoy voyny (tseli, zadachi, metody, formy, opyt) [Secrets of Psychological Warfare (Goals, Objectives, Methods, Forms, Experience)]. Moscow, 2002. (In Russian).

7. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshchego obrazovaniya [Concept of Spiritually Moral Development and Education of Russian Citizen in General Education]. Moscow, 2009. (In Russian).

8. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Basics of General Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2015, 705 p. (In Russian).

9. Egorova Yu.A. Pedagogicheskoe tselepolaganie: sushchnostnye kharakteristiki [Pedagogical goal-setting: essential characteristics]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 7, pp. 80-85. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Мещерякова Елена Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра. Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация.

E-mail: elenamsol@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/QQQQ-0QQ3-3726-5283 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи.

Митрофанов Дмитрий Викторович - кандидат педагогических наук, заместитель начальника Научно-исследовательского центра. Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация. E-mail: mitrofanovd@mail.ru ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQQ2-1339-9378 Вклад в статью: анализ литературы, написание статьи.

Elena I Meshcheryakova - Doctor of Pedagogy, Professor, Senior Research Worker of Research Center. Military Training and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin", Voronezh, Russian Federation. E-mail: elenamsol@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283 Contribution: general concept of the article, literature analysis, article text writing.

Dmitry V. Mitrofanov - Candidate of Pedagogy, Deputy Head of Research Center. Military Training and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin", Voronezh, Russian Federation. E-mail: mitrofanovd@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1339-9378 Contribution: literature analysis, article text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.