Научная статья на тему 'О формировании экологических знаний при изучении зоологии'

О формировании экологических знаний при изучении зоологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / ЗООЛОГИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ / ГРИБЫ / ЛИШАЙНИКИ / ECOLOGICAL CONCEPTS / ZOOLOGY / TEACHING METHODS / NATURAL COMMUNITIES / ENVIRONMENTAL PROTECTION / FITNESS / FUNGI / LICHENS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цагараева Елена Феликсовна

Программа раздела «Животные», как и вся усовершенствованная программа курса «Биология», предоставляет широкие возможности для экологического воспитания школьников, формирования ответственного отношения к природе, понимания научных основ рационального использования ее богатств, ориентирует на приобщение учащихся к практической деятельности по охране окружающей среды. Цель рассмотрение возможности формирования экологических знаний в процессе изучения зоологии. Для успешного усвоения учащимися экологических понятий важно постоянно уделять внимание их развитию и включать в общую систему зоологических знаний. Практика работы в школе показывает, что учащиеся легче всего овладевают знаниями об адаптивных особенностях строения животных, так как они уже изучали строение растений, бактерий, грибов, лишайников. В дальнейшем школьники могут самостоятельно применить свои знания об относительном характере приспособленности к новым объектам. Постоянное внимание формированию экологических понятий позволяет преодолеть эпизодический, декларативный характер, который часто носит в школах природоохранительная работа. Усвоение этих понятий служит основой для воспитания у школьников любви к природе, понимания значения сохранения существующих в природе взаимосвязей, участия в охране природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE IN THE STUDY OF ZOOLOGY

The program of the section "Animals", like the entire advanced program of the course "Biology", provides ample opportunities for the ecological education of schoolchildren, the formation of a responsible attitude to nature, understanding the scientific basis for rational use of its resources, and orientates students to practical activities in the field of environmental protection. The goal is to consider the possibility of forming ecological knowledge in the process of studying zoology. For successful mastering of ecological concepts by students, it is important to constantly pay attention to their development and include them in a common system of zoological knowledge. The practice of working in school shows that students are most easily mastered by knowledge of adaptive features of the structure of animals, since they have already studied the structure of plants, bacteria, fungi, lichens. In the future, students can independently apply their knowledge of the relative nature of fitness for new objects. Constant attention to the formation of ecological concepts allows us to overcome the episodic, declarative character that environmental protection is often used in schools. The assimilation of these concepts serves as the basis for educating schoolchildren to love nature, understanding the importance of preserving the existing relationships in nature, participating in the protection of nature.

Текст научной работы на тему «О формировании экологических знаний при изучении зоологии»

Tsagaraeva Elena Feliksovna ON THE FORMATION ...

pedagogical sciences

УДК 37.018.74

О ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЗООЛОГИИ

© 2018

Цагараева Елена Феликсовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры товароведения и технологии продуктов питания Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362000, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, 46, e-mail: tsagaraeva.elena@mail.ru)

Аннотация. Программа раздела «Животные», как и вся усовершенствованная программа курса «Биология», предоставляет широкие возможности для экологического воспитания школьников, формирования ответственного отношения к природе, понимания научных основ рационального использования ее богатств, ориентирует на приобщение учащихся к практической деятельности по охране окружающей среды. Цель - рассмотрение возможности формирования экологических знаний в процессе изучения зоологии. Для успешного усвоения учащимися экологических понятий важно постоянно уделять внимание их развитию и включать в общую систему зоологических знаний. Практика работы в школе показывает, что учащиеся легче всего овладевают знаниями об адаптивных особенностях строения животных, так как они уже изучали строение растений, бактерий, грибов, лишайников. В дальнейшем школьники могут самостоятельно применить свои знания об относительном характере приспособленности к новым объектам. Постоянное внимание формированию экологических понятий позволяет преодолеть эпизодический, декларативный характер, который часто носит в школах природоохранительная работа. Усвоение этих понятий служит основой для воспитания у школьников любви к природе, понимания значения сохранения существующих в природе взаимосвязей, участия в охране природы.

Ключевые слова: экологические понятия, зоология, методика преподавания, природные сообщества, охрана окружающей среды, приспособленность, грибы, лишайники.

ON THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE IN THE STUDY OF ZOOLOGY

© 2018

Tsagaraeva Elena Feliksovna, candidate of Biological Sciences, associate professor of the Department of Commodity Science and Food Technology North Ossetian State University K.L. Khetagurovа

(362000, Russia, Vladikavkaz, Vatutina street, 46, e-mail: tsagaraeva.elena@mail.ru)

Abstract. The program of the section "Animals", like the entire advanced program of the course "Biology", provides ample opportunities for the ecological education of schoolchildren, the formation of a responsible attitude to nature, understanding the scientific basis for rational use of its resources, and orientates students to practical activities in the field of environmental protection. The goal is to consider the possibility of forming ecological knowledge in the process of studying zoology. For successful mastering of ecological concepts by students, it is important to constantly pay attention to their development and include them in a common system of zoological knowledge. The practice of working in school shows that students are most easily mastered by knowledge of adaptive features of the structure of animals, since they have already studied the structure of plants, bacteria, fungi, lichens. In the future, students can independently apply their knowledge of the relative nature of fitness for new objects. Constant attention to the formation of ecological concepts allows us to overcome the episodic, declarative character that environmental protection is often used in schools. The assimilation of these concepts serves as the basis for educating schoolchildren to love nature, understanding the importance of preserving the existing relationships in nature, participating in the protection of nature.

Keywords: ecological concepts, zoology, teaching methods, natural communities, environmental protection, fitness, fungi, lichens.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Программа раздела «Животные», как и вся усовершенствованная программа курса «Биология», предоставляет широкие возможности для экологического воспитания школьников, формирования ответственного отношения к природе, понимания научных основ рационального использования ее богатств, ориентирует на приобщение учащихся к практической деятельности по охране окружающей среды [1-3].

В разделе «Животные» происходит конкретизация экологических понятий на новых объектах, которые существенно отличаются от изученных ранее. Эти отличия обусловлены характером обмена веществ у животных и их способностью к движению [4].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Для успешного усвоения учащимися экологических понятий важно постоянно уделять внимание их развитию и включать в общую систему зоологических знаний. Так, уже на первом уроке по изучению животных учащиеся знакомятся с их многообразием и широким распространением; обсуждается вопрос о месте и роли животных в природе. Разбираются примеры положительного и отрицательного воздействия животных на растения [5-7].

Формирование целей статьи (постановка задания) - рассмотрение возможности формирования экологических знаний в процессе изучения зоологии.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Опираясь на знания учащихся из раздела «Растения», используя настенные таблицы с изображением животных на фоне среды обитания, учитель вводит понятие «среда обитания животных». Под его руководством школьники характеризуют особенности среды обитания известных им конкретных животных, формулируют и записывают в тетрадь определение понятия: «среда обитания это все то, что окружает животных и прямо или косвенно связано с ними». Важно постоянно уделять внимание формированию этого понятия, так как вне среды обитания невозможна жизнедеятельность любого живого организма. Вниманию учащихся, можно предложить высказывание одного из видных ученых-биологов о значении среды обитания [8].

Далее учитель подводит школьников к выводу о неоднородности среды обитания, наличии в ее составе различных экологических факторов. На основе имеющихся у школьников знаний кратко характеризуется каждая группа факторов. Обращается внимание на возросшую роль в природе антропогенного фактора.

Экологические знания вводной темы конкретизируются и углубляются на последующих уроках. Так, изучая со школьниками отдельных представителей одноклеточных животных, учитель дает характеристику среды их обитания; например, обыкновенная амеба обитает в пресных, теплых водоемах, часто пересыхающих, питается одноклеточными водорослями и бактериями и т. д. Одновременно школьники обучаются умению выделять факторы среды обитания животных. Чтобы обеспечить

педагогические науки

Цагараева Елена Феликсовна О ФОРМИРОВАНИИ ...

сознательное овладение данным умением, важно использовать разнообразные задания, например предлагающие объединить выделенные факторы в группы, найти среди составных частей среды обитания факторы живой и неживой природы, объяснить, почему отдельные факторы относят к той или иной группе [9-11].

В процессе овладения умением составлять характеристику среды обитания и выделять ее факторы школьники должны учиться использовать различные источники знаний. Так, при изучении речных раков в ходе беседы с учащимися выясняется, где они видели в природе этих животных, на какие особенности их среды обитания обратили внимание. После этого школьникам предлагается уточнить свои ответы с помощью сведений, имеющихся в статье «Образ жизни и внешнее строение речного рака». Затем на основе синтеза полученных знаний, в процессе беседы, составляется характеристика среды обитания речного рака.

Постепенно школьники усваивают порядок действий, которые они должны производить при составлении характеристики среды обитания животного: назвать тип среды обитания по преобладающему в ней фактору, перечислить факторы неживой и живой природы, показать влияние антропогенных факторов [12-13].

В процессе изучения раздела необходимо постоянно обогащать знания учащихся о взаимосвязи и взаимовлиянии животных и окружающей их среды обитания.

Можно на конкретных примерах показать, что воздействие животных на среду способствует созданию необходимых условий жизни особям этого вида. Так, пчелы, собирая нектар и пыльцу, опыляют растения, что в конечном счете способствует увеличению числа медоносных растений. Рыбы выделяют в воду углекислый газ, который используется водными растениями. Растения в процессе питания выделяют кислород, необходимый для дыхания рыб. Эти и другие подобные примеры показывают школьникам, что взаимосвязи в природе чрезвычайно сложны и могут состоять из нескольких промежуточных звеньев [14].

Параллельно с понятием «среда обитания» на основе знаний об адаптивных особенностях растений идет формирование понятия «приспособленность животных к среде обитания». Термин «приспособленность» не вызывает у школьников затруднений. Они активно употребляют его при изучении растений и животных, однако далеко не все понимают его смысл. Поэтому уже на начальных этапах развития понятия необходимо ввести его определение: «Приспособления - это особенности строения, жизнедеятельности и поведения животных, позволяющие им выживать в определенной среде обитания».

Практика работы в школе показывает, что учащиеся легче всего овладевают знаниями об адаптивных особенностях строения животных, так как они уже изучали строение растений, бактерий, грибов, лишайников. Однако чаще всего школьники в своих ответах ограничиваются только перечислением имеющихся у животных адаптаций, не связывая их с особенностями среды. Важно выработать у учащихся умение соотносить адаптации с определенными факторами среды [15-16].

Выявление признаков приспособленности начинается с проведения анализа изучаемого материала: описания среды обитания животного, выделения отдельных особенностей его строения, связанных со средой, затем данные обобщаются и делается вывод о приспособленности этого животного к паразитическому образу жизни. При обобщении знаний об адаптивных особенностях печеночного сосальщика, бычьего цепня и аскариды школьники сравнивают уже имеющиеся у них знания и находят общие признаки, характерные для червей-паразитов, формулируют общий вывод о приспособленности животных к паразитическому образу жизни. При изучении последующих объектов, значительно отличающихся по своей организации от червей-паразитов, важно оказывать школьникам значительную помощь при

формулировании вывода об адаптивных особенностях этих животных [17].

Понятие приспособленности животных к среде обитания не может быть полным, если оно не включает сведения об адаптивном характере процессов жизнедеятельности и поведения животных. Обычно такие сведения вызывают интерес и легко запоминаются учащимися. Но нас не должно удовлетворять только запоминание школьниками интересных фактов из жизни животных. Важно добиться понимания ими, что те или иные особенности, выработавшиеся у животных в процессе естественного отбора, при взаимодействии с факторами окружающей среды играют определенную роль в их выживании.

Так, сообщая учащимся сведения о том, что дождевые черви при наступлении неблагоприятных условий уползают в землю, что личинки малоподвижных беззубок способны прикрепляться к коже рыб и паразитировать на них, важно разъяснить значение этих черт поведения в выживании животных. Изучая материал о миграциях рыб, школьники узнают, что дальневосточный лосось плывет на нерест из морей против течения к истокам рек, где галечный грунт, мало врагов, вода хорошо прогревается и достаточно кислорода, необходимого для развития зародышей; что в месте икрометания угрей - Саргассовом море, куда они плывут, преодолевая расстояние в 7-8 тыс. км, меньше хищников, питающихся их икрой, чем в других местах Атлантического океана. Обсуждение этих фактов позволяет учащимся сделать вывод: нерестовые миграции - биологическое приспособление, снижающее процент гибели икры и мальков [18-19].

Важно обратить внимание школьников и на то, что у особей одного и того же вида могут вырабатываться различные приспособления к среде. Так, у пчел в одной семье существуют группы особей, у которых имеются разные приспособления в строении и поведении, обеспечивающие существование всей пчелиной семьи. Эти приспособления сделали невозможным существование одной особи или группы одинаковых особей (например, только трутней, только рабочих пчел) отдельно, вне семьи. Например, одинокая пчела зимой погибла бы, а пчелиная семья выживает, поддерживая оптимальную температуру в улье.

Развивая понятие «приспособленность к среде обитания», необходимо показать школьникам черты приспособленности животных к различным типам сред обитания. Проиллюстрируем это на примере изучения особенностей строения, жизнедеятельности и поведения рыб, связанных с водной средой обитания. Выполняя лабораторную работу по изучению внешнего строения рыбы, учащиеся выявляют признаки приспособленности этих животных к факторам среды, используя следующий план: составление характеристики среды обитания животных, выделение ее составных частей-факторов, изучение особенностей строения, процессов жизнедеятельности, поведения животных, выявление признаков приспособленности к конкретным факторам среды, вывод о приспособленности к среде обитания.

Работая по этому плану, учащиеся обращают внимание на такое свойство воды, как ее плотность, благодаря которой вода оказывает большое сопротивление передвигающемуся в ней животному; подчеркивают, что рыб окружают не только факторы неживой природы, но и растения и животные, с которыми они находятся в различных взаимоотношениях.

Подробно рассматривая особенности строения рыб в связи со средой, в которой они обитают, учащиеся обращают внимание на форму тела, слитность его отделов, расположение чешуи, наличие слизи и другие особенности, позволяющие рыбам при движении преодолевать сопротивление воды. Одновременно выясняется роль отдельных плавников, особенности органов чувств. Подчеркивается роль боковой линии - характерного для рыб органа чувств и позволяющего им ориентироваться даже в малопрозрачной воде. На последующих уроках

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)

321

Tsagaraeva Elena Feliksovna pedagogical

ON THE FORMATION ... sciences

изучаются другие адаптивные особенности рыб.

Выявление приспособительных особенностей рыб, связанных с жизнью в воде, помогает школьникам в дальнейшем найти у других животных, также обитающих в воде, конвергентное сходство. Учитель обращает внимание учащихся на следующую закономерность - у многих животных в сходных условиях вырабатываются сходные приспособления. Для понимания этой закономерности в жизни водных животных нужно выяснить значение покровительственной окраски, обтекаемой формы тела и других особенностей, закрепить эти знания при изучении пресмыкающихся и млекопитающих.

Формируя понятие «приспособленность к среде обитания», важно обратить внимание учащихся на относительный характер этого явления.

Далее смысл термина «относительный характер приспособленности» конкретизируется на примерах из жизни других животных. Например, можно сообщить школьникам, что во время линьки речной рак настолько беспомощен, что с ним может справиться даже жук-плавунец. Постепенно учащиеся начинают сознательно овладевать смыслом понятия «относительный характер приспособленности животных к среде обитания».

В дальнейшем школьники могут самостоятельно применить свои знания об относительном характере приспособленности к новым объектам (при изучении рыб, земноводных, других животных). Для обобщения знаний и обучения умению их применять на одном из заключительных уроков можно предложить школьникам опровергнуть утверждение религии об удивительной целесообразности в природе.

Углубление и обобщение экологических знаний осуществляется в заключительной теме курса «Природные сообщества». Изменение места этой темы в усовершенствованной программе позволяет рассмотреть вопрос о возникновении целесообразности в природе с точки зрения теории Дарвина и на конкретных примерах показать пути возникновения приспособленности животных к окружающей их среде обитания. В процессе обобщения знаний важно показать учащимся, что в природе факторы среды действуют комплексно, взаимно влияя друг на друга. Приводятся примеры зависимости периодичности, наблюдаемой в жизни растений и животных, от колебания абиотических факторов. При обобщении знаний важно не только вспомнить изученные ранее сезонные явления в жизни растений и животных, но и установить их адаптивный характер, показать, что сезонные явления - неотъемлемая часть комплекса приспособлений растений и животных к среде обитания, обеспечивающая им выживание в местах с изменяющимися по сезонам условиями.

В заключительной теме обобщаются знания учащихся об охране природы; на основе обсуждения примеров о влиянии деятельности человека на природные сообщества, как случайном, так и планомерном, формулируется вывод: деятельность человека - один из факторов, активно влияющий на природные сообщества; подчеркивается необходимость заботы о сохранении естественного равновесия в природном сообществе. Рассматривается система государственных природоохранительных мер, обсуждаются вопросы участия школьников в охране природы, соблюдения ими основных правил поведения в природе (правил обращения с огнем, соблюдения тишины, чистоты и др.) и умения их выполнять [20].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Постоянное внимание формированию экологических понятий позволяет преодолеть эпизодический, декларативный характер, который часто носит в школах природоохранительная работа. Усвоение этих понятий служит основой для воспитания у школьников любви к природе, понимания значения сохранения существующих в природе взаимосвязей, участия в охране природы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Молоканова Л.В., Попова Н.А. Непрерывное

экологическое образование школа-ВУЗ //Современные технологии непрерывного обучения: сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. г. Воронеж. 2017. С. 56.

2. Воронова Н.В., Зубова О.А. Использование современных образовательных технологий в преподавании экологии в школе //Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 1. С. 27-30.

3. Мягкова Ю.Я., Иванова Д.А. Обучающие игры при преподавании экологии //Новая наука: проблемы и перспективы. 2012. № 121-2. С. 103-106.

4. Демьянова С.Н. Интерактивные формы лекций в преподавании экологии //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 32. С. 241-242.

5. Рышкель О.С., Бученков И.Э., Рышкель И.В. Использование информационных технологий ля реализации принципа реализации в преподавании экологии //Сахаровские чтения 2017 года: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. г. Минск. 2017. С. 83-84.

6. Турбина Е.С. Роль регионального компонента при реализации деятельностного подхода в преподавании экологии //Вестник Приамурского государственного университета. 2017. № 3. С. 86-91.

7. Широких А.А. Микологические экскурсии в преподавании курса экологии //Теоретическая и прикладная экология. 2017. № 3. С. 82-85.

8. Оказова З.П. Социальные аспекты готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии //Известия Чеченского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 143-148.

9. Van Ek J.A., Trim J.L.M. Waystage 1990: A revised and extended version Waystage. CUP, 1991. Р. 23-27.

10. Мальцева Г.Г. Использование метода проектов в преподавании биологии и экологии как средства развития участников образовательного процесса // Эксперимент и инновации в школе. 2008. № 1. С. 20-23.

11. Садыхова Ж.И. Преподавание экологии: ответственность и устойчивое развитие //Труды международного симпозиума Надежность и качество. Пенза. 2011. С. 372-373.

12. Горбунов С.С. О преподавании экологической этики в рамках изучения курса экологии //Проблемы региональной экологии. 2013. № 2. С. 181-184.

13. Цагараева Е.Ф. Использование инновационных технологий в экологическом образовании в средних школах Владикавказа //Известия Чеченского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 136-141.

14. Wallsschlager D. Vergleich von Gesangsstrukturen zentralasiatischer Ammern (Emberiza) // Ann. Ornithol., 1983. № 7. Р.85-116.

15. Лысенко Л.М. Межпредметные связи в преподавании курса экология //Психодидактика высшего и среднего образования: сб. статей Междунар.науч.-практ. конф. г. Барнаул. 2014. С. 164-167.

16. Ткаченко А.В., Литвинова В.В., Дробышева О.М. Интерактивные формы обучения в преподавании экологии //Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2014. № 4. С. 216-219.

17. Glutz von Blotzheim U.N. Handbuch der Vogel Mitteleuropas // Wisbaden, 1997. Р. 14.

18. Жук Е.Ю., Григорьева Е.Е. Методика преподавания экологии: традиционные и инновационные подходы // Наука - образованию, производству, экономике: сб. статей Регион.науч.-практ. конф. г. Витебск. 2015. С. 116-118.

19. Пономарева О.Н. Интерактивные методические приемы преподавания экологии //Молодежь. Образование. Наука. 2017. № 1. С. 42-46.

20. Итин Г.С. Использование практико-ориентиро-ваннных методов обучения в процессе преподавания дисциплин «биология», «зоология» и «основы экологии» //Практико-ориентированное обучение: опыт и современные тенденции: сб. статей учебно-методической конф. г. Краснодар. 2017. С. 40-41.

Статья поступила в редакцию 31.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.