Научная статья на тему 'Экологический участок как элемент биологического образования'

Экологический участок как элемент биологического образования Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
235
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЧАСТОК / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ / РЕДКИЕ И ИСЧЕЗАЮЩИЕ ВИДЫ / НАСЕКОМЫЕ / ПЕРНАТЫЕ / ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ / ECOLOGICAL SITE / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ECOLOGICAL EDUCATION / MEDICINAL PLANTS / RARE AND ENDANGERED SPECIES / INSECTS / FEATHERED / SOIL COVER

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Оказова Зарина Петровна, Байбатырова Элина Руслановна

В настоящее время необходима широкая экологизация всего учебно-воспитательного процесса. Учащиеся должны ясно представлять себе строение и функционирование природы и ее составных частей, знать о взаимоотношениях между природными компонентами, а также между природой и обществом. В школе в качестве материальной базы экологического образования обычно используются окружающая природа, школьные заказники, лесничества, а в последнее время все большую популярность завоевывают экологические тропы. Для успешного усвоения учащимися экологических понятий важно постоянно уделять внимание их развитию и включать в общую систему знаний о растениях. Важно знакомить учащихся с многообразием растений, обсуждать их место и роль в природе. Цель рассмотрение возможности создания экологического участка отдела на пришкольной территории, как элемента экологического образования. Очевидно, что на современном этапе остро стоит проблема охраны природы, но остро стоит вопрос и о расширении возможностей называемой дикой природы путем восстановления утраченного в ней, повышения продуктивности ее компонентов, а также интродукции новых видов. Человек способен превратить малопродуктивные природные территории в полноценные экологические системы. Важно грамотно обращаться с природой, знать ее законы. В работе по созданию экологического участка школьники учатся умелому применению этих законов при конструировании природных сообществ, у них формируется уверенность в возможности человека положительно воздействовать на природу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Оказова Зарина Петровна, Байбатырова Элина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL SITE AS A ELEMENT OF BIOLOGICAL EDUCATION

At present, a wide ecologization of the whole educational process is necessary. Students should clearly understand the structure and functioning of nature and its components, be aware of the relationship between the natural components, as well as between nature and society. In the school, environmental nature, school reserves, forest districts are usually used as a material basis for environmental education, and recently environmental trails have become increasingly popular. For successful mastering of ecological concepts by students it is important to constantly pay attention to their development and include them in the general system of knowledge about plants. It is important to familiarize students with the diversity of plants, discuss their place and role in nature. The goal is to consider the possibility of creating an environmental section of the department on the school territory, as an element of environmental education. It is obvious that the problem of nature conservation is acute at the present stage, but the issue of expanding the possibilities of the so-called wild nature is also acute, by restoring the lost in it, increasing the productivity of its components, and introducing new species. A person is able to turn unproductive natural territories into full-fledged ecological systems. It is important to handle the nature competently, to know its laws. In the work on creating an ecological site, schoolchildren learn the skillful application of these laws in the construction of natural communities, they are confident in the person''s ability to positively influence the nature.

Текст научной работы на тему «Экологический участок как элемент биологического образования»

педагогические науки

Оказова Зарина Петровна, Байбатырова Элина Руслановна ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЧАСТОК КАК ЭЛЕМЕНТ ...

УДК 378.14.014.13

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЧАСТОК КАК ЭЛЕМЕНТ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018

Оказова Зарина Петровна, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности Байбатырова Элина Руслановна, аспирант кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности Чеченский государственный педагогический университет (364048, Россия, Грозный, ул. Исаева, 62, e-mail: elina00@mail.ru)

Аннотация. В настоящее время необходима широкая экологизация всего учебно-воспитательного процесса. Учащиеся должны ясно представлять себе строение и функционирование природы и ее составных частей, знать о взаимоотношениях между природными компонентами, а также между природой и обществом. В школе в качестве материальной базы экологического образования обычно используются окружающая природа, школьные заказники, лесничества, а в последнее время все большую популярность завоевывают экологические тропы. Для успешного усвоения учащимися экологических понятий важно постоянно уделять внимание их развитию и включать в общую систему знаний о растениях. Важно знакомить учащихся с многообразием растений, обсуждать их место и роль в природе. Цель - рассмотрение возможности создания экологического участка отдела на пришкольной территории, как элемента экологического образования. Очевидно, что на современном этапе остро стоит проблема охраны природы, но остро стоит вопрос и о расширении возможностей называемой дикой природы путем восстановления утраченного в ней, повышения продуктивности ее компонентов, а также интродукции новых видов. Человек способен превратить малопродуктивные природные территории в полноценные экологические системы. Важно грамотно обращаться с природой, знать ее законы. В работе по созданию экологического участка школьники учатся умелому применению этих законов при конструировании природных сообществ, у них формируется уверенность в возможности человека положительно воздействовать на природу.

Ключевые слова: экологический участок, охрана окружающей среды, экологическое образование, лекарственные растения, редкие и исчезающие виды, насекомые, пернатые, почвенный покров.

ECOLOGICAL SITE AS A ELEMENT OF BIOLOGICAL EDUCATION

© 2018

Okazova Zarina Petrovna, Doctor of Agricultural Sciences, Professor

of the Department of Ecology and Life Safety Baibatyrova Elina Ruslanovna, graduate student of the Department of Ecology and Life Safety Chechen State Pedagogical University (364048, Russia, Grozny, Isayeva Street, 62, e-mail: elina00@mail.ru)

Abstract. At present, a wide ecologization of the whole educational process is necessary. Students should clearly understand the structure and functioning of nature and its components, be aware of the relationship between the natural components, as well as between nature and society. In the school, environmental nature, school reserves, forest districts are usually used as a material basis for environmental education, and recently environmental trails have become increasingly popular. For successful mastering of ecological concepts by students it is important to constantly pay attention to their development and include them in the general system of knowledge about plants. It is important to familiarize students with the diversity of plants, discuss their place and role in nature. The goal is to consider the possibility of creating an environmental section of the department on the school territory, as an element of environmental education. It is obvious that the problem of nature conservation is acute at the present stage, but the issue of expanding the possibilities of the so-called wild nature is also acute, by restoring the lost in it, increasing the productivity of its components, and introducing new species. A person is able to turn unproductive natural territories into full-fledged ecological systems. It is important to handle the nature competently, to know its laws. In the work on creating an ecological site, schoolchildren learn the skillful application of these laws in the construction of natural communities, they are confident in the person's ability to positively influence the nature.

Keywords: ecological site, environmental protection, ecological education, medicinal plants, rare and endangered species, insects, feathered, soil cover.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время необходима широкая экологизация всего учебно-воспитательного процесса. Учащиеся должны ясно представлять себе строение и функционирование природы и ее составных частей, знать о взаимоотношениях между природными компонентами, а также между природой и обществом [1-3].

В школе в качестве материальной базы экологического образования обычно используются окружающая природа, школьные заказники, лесничества, а в последнее время все большую популярность завоевывают экологические тропы. Но они зачастую находятся далеко от школы. И в этом случае существенную помощь учителям могут оказать экологические отделы учебно-опытных участков [4].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Для успешного усвоения учащимися экологических понятий важно

постоянно уделять внимание их развитию и включать в общую систему знаний о растениях. Важно знакомить учащихся с многообразием растений, обсуждать их место и роль в природе [5-7].

Формирование целей статьи (постановка задания) - рассмотрение возможности создания экологического участка отдела на пришкольной территории, как элемента экологического образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Экологический участок создают на свободной территории при наличии не менее 0,03-0,04 га. А что делать, если свободной земли нет? Тогда для этой цели можно использовать школьные дендрарии, в которых обычно собраны довольно богатые коллекции деревьев и кустарников. Но, как правило, растения в них высаживают без учета исторически сложившихся экологических связей между ними. Используются дендрарии в основном для изучения видового состава древесно-кустарниковой флоры [8].

Создавая экологический участок на базе дендрария,

Okazova Zarina Petrovna, Baibatyrova Elina Ruslanovna pedagogical

ECOLOGICAL SITE AS A ELEMENT ... sciences

проводят постепенную его реконструкцию путем размещения каждого вида с учетом его экологической ниши. Таким образом, появляется возможность на той же территории иметь в несколько раз большее число видов не только древесно-кустарниковых растений, но и многих представителей травянистой флоры и грибов.

В зависимости от размеров экологического участка и рельефа местности размещение растений в нем будет варьировать. Большую часть его следует отвести для деревьев и кустарников, меньшую - для луговых и степных трав. Если размеры земельного участка превышают 0,1 га, желательно хотя бы на одной его половине имитировать растительность природных зон того региона, где находится школа. Так, в большинстве районов европейской части России сажают лиственницу, южнее ее пихту, ель и сосну. Затем располагают деревья, произрастающие в зоне смешанных лесов и, наконец лиственные породы. Создается своего рода модель экологического ряда деревьев, начиная с лесотундры и кончая лесостепью. Возможен и другой вариант размещения растений, когда главным экологическим фактором является свет. Тогда экологический ряд растений (от теневыносливых до светолюбивых) для европейской части России будет выглядеть следующим образом: пихта, липа, ольха, ель, клен, ясень, дуб, осина, береза, сосна, лиственница. Куртины сосны обыкновенной размещают в наиболее осветленных местах как хвойных, так и лиственных насаждений, подчеркивая этим самым ее широкий ареал в природных условиях [9-12].

Высаживают сеянцы и саженцы деревьев на расстоянии 1 м друг от друга, с тем чтобы быстрее создать под их пологом микроусловия для выращивания других лесных растений.

В дальнейшем разрастающимся деревцам станет тесно и некоторую часть их придется удалить, оставив для наблюдений за ходом внутривидовой борьбы лишь небольшие куртины близко растущих деревьев [13].

Отдельно сажают разные виды дикорастущих кустарников и деревьев третьей величины (рябину, черемуху, некоторые виды ивы). Размещают их в зависимости от потребностей в свете. Так, смородина красная растет в более затененных местах, чем черная, а боярышник, шиповник, орешник лучше себя чувствуют на хорошо освещенных местах вдоль кромки древесных насаждений. Для того чтобы нагляднее показать разную потребность растений в свете, целесообразно несколько кустов теневыносливых кустарников, например смородины, посадить в хорошо освещенных местах и, наоборот, отдельные светолюбивые растения разместить под пологом леса. Эти растения, попав в непривычные для них условия освещения, выглядят угнетенными, плохо цветут и плодоносят. Смородина в таких экстремальных для нее условиях может расти десятки лет, но дает малое количество мелких ягод. Черемуха виргинская - очень светолюбивый кустарник - на открытых местах цветет и плодоносит на 4-5-й год после посева ее в лунки, в то время как под пологом леса, даже при среднем затенении, она не цветет и не плодоносит в течение 20 лет [14-16].

Когда древесные насаждения достигнут высоты 1-1,5 м, под их пологом размножают кустарнички и травянистые растения - спутники хвойного и лиственного лесов. В хвойных насаждениях высаживают чернику, бруснику, кислицу, грушанки, майник, некоторые виды папоротников, мхов и лишайников, а в насаждениях, имитирующих зону смешанных и лиственных лесов -можжевельник, ландыш, сныть, медуницу, копытень и многие другие растения. Эти виды практически невозможно вырастить на учебно-опытном участке без прикрытия деревьев.

На экологическом участке обязательно выращивают местные раннецветущие виды, поскольку они являются ценным объектом изучения в курсе биологии [17].

Завершающим этапом создания искусственных лес-138

ных фитоценозов будет размножение разных видов лесных грибов. Для этого используют посев спор и пересадку грибницы. Довольно успешно удается размножать в искусственных насаждениях белые грибы, подосиновики, маслята, грузди, сыроежки, мухоморы [18-19].

На учебно-опытных территориях учителя часто организуют небольшие отделы систематики, для того чтобы иметь представителей разных семейств цветковых, а также основных групп растений. Однако такие отделы не получили широкого распространения ввиду сложности выращивания большинства видов. Одни из них, взятые из леса и приспособившиеся к существованию в тени, не могут вынести яркого освещения, другие, хотя и светолюбивые, не в состоянии конкурировать с более сильными растениями, в том числе с сорняками, которые занимают сначала дорожки между делянками, а затем и сами делянки. НА экологическом участке можно создать прекрасную коллекцию травянистых растений и кустарничков. Правильный подбор экологической ниши для каждого вида облегчает в дальнейшем работу по уходу за ним [20].

С южной стороны экологического отдела желательно посадить травянистые растения открытых пространств степи и луга. Одни из них интересны как представители различных семейств цветковых, другие - основных групп растений. Значительное место должно быть отведено для групп ксерофитов и эфемероидов. Посаженные растения ведут себя по-разному. Плотно-кустовые злаки, например, медленно занимают окружающее пространство, а земляника зеленая уже на второй год дает длинные, многочисленные усы и вскоре далеко разрастается от места посадки. Наблюдения за поведением этих и многих других растений представляют для учащихся определенный интерес.

При создании древесно-кустарниковых насаждений нельзя ограничиваться только видами, произрастающими в данной местности. Есть множество ценных деревьев, кустарников и трав, подлежащих интродукции, поскольку они обладают декоративными и лекарственными свойствами, некоторые имеют съедобные плоды. Эти лекарственные и плодово-ягодные дикорастущие растения, в том числе и с других континентов, полезно научиться выращивать в местных климатических условиях, а в дальнейшем обогащать ими естественные фи-тоценозы. К таким растениям относятся облепиха крушиновая, черемуха виргинская, смородина золотистая, некоторые виды шиповника и боярышника и др. Все эти виды неприхотливы при выращивании, их плоды используются человеком и птицами, а облепиха к тому же улучшает почву. Под коллекцию ценных интродуциро-ванных видов можно отвести вторую половину экологического участка, размещая растения в зависимости от их потребностей в свете.

Часто к учебно-опытным территориям примыкают овраги, поймы рек и ручьев, другие понижения рельефа, возможны, наоборот, и отдельные его повышения. В таких случаях можно использовать эти особенности рельефа как экологический фактор, определяющий размещение растений. Так, в понижениях размножают ольху, разные виды ивы, смородину черную и красную, а также различные влаголюбивые травы.

Если склон обращен на юг, размещают в основном светолюбивые и засухоустойчивые растения. Если понижения рельефа значительны, выращивают травянистые растения из группы гигрофитов. На возвышенных местах размножают засухоустойчивые виды. Так можно использовать самые бросовые участки земли.

Создав искусственный фитоценоз, надо как можно меньше вмешиваться в естественный процесс круговорота веществ и взаимоотношений между растениями. Не рекомендуется, например, убирать листовой опад и лесную подстилку, чтобы не нарушать естественный процесс почвообразования. Листовой опад - это и основное условие существования дождевых червей и других мел-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Оказова Зарина Петровна, Байбатырова Элина Руслановна ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЧАСТОК КАК ЭЛЕМЕНТ ...

ких животных. Скашивание травы на открытых местах также недопустимо. Для придания эстетического вида

рекомендуется в насаждении убирать сучья и сухую траву.

Если рассматривать участок как малую экологическую систему, в нем должно быть отведено место и для группы консументов. Обычно естественным путем там поселяются дождевые черви. Находя обильную пищу в виде листового опада, эти животные размножаются в большом количестве. Желательно в насаждении поселить рыжих лесных муравьев, взяв из лесу часть муравейника и подобрав идентичное естественному место (часто неудачи с расселением муравьев происходят в результате неумелого определения экологической ниши для этих насекомых).

Нельзя забывать и о пернатых. На экологическом участке размещают домики для скворцов, синиц, мухоловок и других насекомоядных птиц, организуют подкормку в зимнее время. В каждой конкретной местности плотность и высота размещения домиков в насаждениях разные, их необходимо определить, чтобы добиться более полного заселения их птицами. Очень часто в подросших насаждениях поселяются сороки, строят здесь свои гнезда. Их присутствие оживляет пейзаж, больше приближает искусственно созданную экологическую систему к естественной.

Итак, создана небольшая экологическая система, в которой присутствуют все ее составные части - продуценты, консументы и редуценты. Появляется возможность для организации на базе отдела малой экологической тропы. Такая тропа всегда рядом, хорошо защищена и может быть использована в любое время.

Экологический участок и проложенная в нем тропа служат своеобразной лабораторией в природе и посещаются большим количеством учащихся. Беспорядочные посещения могут привести к вытаптыванию и гибели многих растений, отпугиванию птиц, поэтому здесь надо четко обозначить дорожки, по которым можно передвигаться, вдоль них установить этикетки с названием растений и кратким описанием их природной и хозяйственной ценности.

Трудно переоценить все возможные варианты использования экологического участка в образовательном процессе, поэтому остановимся на главных из них. Так, в соответствии с программой курса биологии, можно запланировать экскурсии по изучению сезонных изменений в природе, познакомить учащихся с распространением плодов и семян, жизненными формами, представителей разных семейств и групп растений, предложить принять участие в работе по семенному и вегетативному размножению деревьев, кустарников и трав с учетом их потребности в свете, влаге, почвах.

Школьники могут организовать наблюдения за животными, поселившимися в искусственных насаждениях, за явлениями внутривидовой и межвидовой борьбы. Учащиеся убеждаются, например, что в насаждениях не следует высаживать близко березу и сосну, потому что они являются антагонистами. Желательно посадить хотя бы одну сосну или березу на открытом месте, а рядом разместить деревья плотными куртинами. На этом примере можно показать явление внутривидовой борьбы и возможность влиять на формирование совершенно разной кроны деревьев.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На современном этапе остро стоит проблема охраны природы. Однако уже сейчас вырисовывается и другая проблема, без решения которой вряд ли возможно в будущем нормальное существование человека. Речь идет о расширении возможностей так называемой дикой природы путем восстановления утраченного в ней, повышения продуктивности ее компонентов, а также интродукции новых видов. Человек способен превратить малопродуктивные природные территории в полноценные экологические

системы. Но надо научиться умело обращаться с природой, знать ее законы. И именно в работе по созданию экологического участка школьники учатся умелому применению этих законов при конструировании природных сообществ, у них формируется уверенность в возможности человека положительно воздействовать на природу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Легостаева Е.Б. Дистанционный курс «Естествознание. Ботаника и экология»: электронный учебно-методический комплекс //Хроники объединенного фонда электроны ресурсов. Наука и образование. 2014. № 10. С. 24.

2. Батриш Н.В., Белянина С.Е. Разработка сценария интеллектуально-познавательной квест-игры «Биологический серпантин» //Форум молодых ученых. 2017. № 7. С. 7-11.

3. Стрельникова Т.О., Хрусталева И.А., Куприянов А.Н. Растительный покров государственного природного заказника «Урочище Ляпунина» //Ботанические исследования Сибири и Казахстана. 2008. № 14. С. 43-53.

4. Ивонин В.М. Сельскохозяйственная экология. Новочеркасск. 2017. 110 с.

5. Roszak, T. The Cult of Information / T. Roszak. -Berkeley: University of California Press. 1994. P. 185.

6. Кривицкий С.В. Очистка поверхностных стоков с использованием гидроботанических площадок // Экология и промышленность России. 2007. № 3. С. 2023.

7. Косых Н.П. Динамика фитомассы сфагновых мхов на болотах Западной Сибири //Интерэкспо гео-Си-бирь. 2014. № 2. С. 74-78.

8. Тарасова В.Н., Сонина А.В. Лишайники: физиология, экология, лихеноиндикация //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 11. С. 76-77.

9. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология в школе: Забайкальский вариант //Биология в школе. 2010. № 1. С. 62-63.

10. Groombridge, B. Global Biodiversity. Earth s living resources in the 21st Century / B. Groombridge. Cambridge: World Conservation Monitoring Center. Hoechst foundation, 2000. P. 247.

11. Цагараева Е.Ф. Использование инновационных технологий в экологическом образовании в средних школах Владикавказа //Известия Чеченского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 136-141.

12. Шамсутдинова Р.И. Экология воспитания в школе //Инновационные педагогические технологии: сб. статей Междунар. научно-практ. конф. г. Казань. 2014. С. 216-218.

13. Журавлева К.С. Экология в школе //Актуальные проблемы современной экологии и экологического образования: сб. статей Всерос. научно-практ. конф. г. Орехово-Зуево. 2015. С. 7.

14. Латюшин В.В. Экология в средней и высшей школе: синтез науки и образования //Экология в средней и высшей школе: сб. статей Всерос. научно-практ. конф. г. Челябинск. 2016. С. 57-60.

15. Малышев С.Н., Шеремет Н.Т. Всеобее экологическое образование как часть национальной идеи // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2009. № 4. С. 105-109.

16. Оказова З.П. Социальные аспекты готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии //Известия Чеченского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 143-148.

17. Пономарева И.Н. К проблеме экологического образования и воспитания школьников //Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: сб. статей Междунар. научно-практ. конф. г. Майкоп. 2017. С. 225-228.

18. Захлебный А.Н. Каким быть курсу «Экология» на старшей ступени школы? //Непрерывное образование.

Okazova Zarina Petrovna, Baibatyrova Elina Ruslanovna ECOLOGICAL SITE AS A ELEMENT ...

pedagogical sciences

2013. № 1. С. 78-82.

19. Орлова И.Г. Экологическое образование или экологическое мировоззрение //Экологический вестник России. 2017. № 5. С. 54-59.

20. Qatley K., Jenkins J.M. Understanding Emotions. Cambridge, Max.: Blackwell Publichers Inc., 1996. P.24-27.

Статья поступила в редакцию 29.06.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018

140

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.