Научная статья на тему 'О ФОРМЕ ГОСУДАРСТВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

О ФОРМЕ ГОСУДАРСТВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1717
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА ГОСУДАРСТВА / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Худолей Д. М.

Анализируется понятие формы государства и ее компоненты - форма правления, форма государственного территориального устройства и государственный режим. Элементы формы государства предопределены той или иной моделью разделения властей. Так, форма правления - это разделение властей по горизонтали. Форма государственного территориального устройства - разделение властей по вертикали. Все вместе они продуцируют тот или иной тип государственного режима. В силу этого с точки зрения той или иной формы можно подразделить государства на полицентрические, сегментарные и монократические. Полицентрические государства основаны на принципе разделения властей по горизонтали и вертикали. Это, в первую очередь, демократические федеративные президентские республики. Монократические государства, наоборот, отрицают разделение властей как принцип конституционного строя. Это всевозможные абсолютные монархии или диктатуры, установившие тоталитарный режим. Сегментарные государства признают принцип разделения властей, но он в полной мере не воплощен. Это многочисленные авторитарные унитарные суперпрезидентские республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT A FORM OF THE STATES OF FOREIGN COUNTRIES

In article the concept of a form of the state and its components is analyzed: form of government, form of the state territorial system and state regime. Elements of a form of the state are predetermined by this or that model of division of the authorities in the state. So, the form of government is a division of the authorities across. A form of the state territorial system - division of the authorities down. Everything together they produce this or that type of a state regime. Owing to this fact from the point of view of that silt of other form it is possible to subdivide the states on polycentric, segmentary and monocratic. The polycentric states are founded on the principle of division of the authorities across and verticals. It, first of all, democratic federal presidential republics. The monocratic states, on the contrary, deny the principle of division of the authorities as the principle of the constitutional system. These are the various absolute monarchies or dictatorships which set totalitarian regime. The segmentary states recognize the principle of division of the authorities, but it is fully not embodied. These are the numerous authoritative unitary superpresidential republics.

Текст научной работы на тему «О ФОРМЕ ГОСУДАРСТВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

УДК 342.2

О ФОРМЕ ГОСУДАРСТВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Д. М.Худолей

Кандидат юридических наук,

доцент кафедры административного

и конституционного права

Пермский государственный

национальный исследовательский университет

614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Е-mail: dmitry-hudoley@yandex.ru

Аннотация: анализируется понятие формы государства и ее компоненты - форма правления, форма государственного территориального устройства и государственный режим. Элементы формы государства предопределены той или иной моделью разделения властей. Так, форма правления - это разделение властей по горизонтали. Форма государственного территориального устройства - разделение властей по вертикали. Все вместе они продуцируют тот или иной тип государственного режима. В силу этого с точки зрения той или иной формы можно подразделить государства на полицентрические, сегментарные и монократические. Полицентрические государства основаны на принципе разделения властей по горизонтали и вертикали. Это, в первую очередь, демократические федеративные президентские республики. Монократические государства, наоборот, отрицают разделение властей как принцип конституционного строя. Это всевозможные абсолютные монархии или диктатуры, установившие тоталитарный режим. Сегментарные государства признают принцип разделения властей, но он в полной мере не воплощен. Это многочисленные авторитарные унитарные суперпрезидентские республики.

Ключевые слова: форма государства, форма правления, форма государственного территориального устройства, государственный режим.

© Худолей Д. М., 2021

ABOUT A FORM OF THE STATES OF FOREIGN COUNTRIES

D. M. Khudoley

Perm State University

15, Bukireva st., Perm, Russia, 614990

Е-mail: dmitry-hudoley@yandex.ru

Annotation: in article the concept of a form of the state and its components is analyzed: form of government, form of the state territorial system and state regime. Elements of a form of the state are predetermined by this or that model of division of the authorities in the state. So, the form of government is a division of the authorities across. A form of the state territorial system - division of the authorities down. Everything together they produce this or that type of a state regime. Owing to this fact from the point of view of that silt of other form it is possible to subdivide the states on po-lycentric, segmentary and monocratic. The polycentric states are founded on the principle of division of the authorities across and verticals. It, first of all, democratic federal presidential republics. The monocratic states, on the contrary, deny the principle of division of the authorities as the principle of the constitutional system. These are the various absolute monarchies or dictatorships which set totalitarian regime. The segmentary states recognize the principle of division of the authorities, but it is fully not embodied. These are the numerous authoritative unitary superpresidential republics.

Key words: form of the state; form of government; form of the state territorial system; state regime.

Понятие «форма государства» представляет собой весьма любопытную категорию в юридической науке. Под формой в философии обычно понимают внутреннюю организацию содержания, некий внешний способ выражения содержания. Очевидно, что категория «форма» связана с категорией «структура». Само же понятие государства также обычно сводят к форме общественно-политического устройства страны. Таким образом, как бы абсурдно это ни звучало, понятие «форма государства» представляет собой форму формы. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, так как понятия «форма» и «содержание» подвижны. В случае с формой государства прежняя форма (т. е. государство) представляет собой уже содержание.

Таким образом, форма государства представляет собой некую структуру государства, внешний способ выражения содержания госу-

дарства, т. е. государственной власти1. В прошлом форма государства нередко воспринималась учеными как единая категория. Так, Аристотель смешивал понятия правления и государственный режим, считая монархию и демократию видами формы государства2. Лишь в Новое время окончательно произошло отделение формы государственного территориального устройства от формы правления3. В двадцатом веке ученые выделили в качестве третьего компонента государственный режим.

Таким образом, в настоящий момент в отечественной науке государства и права предлагается выделять три элемента формы государства - форму правления, форму государственного территориального устройства и государственный режим4.

Все три составляющие так или иначе связаны с принципом разделения властей. Та или иная модель разделения властей по горизонтали определяет форму правления государства. В свою очередь, разделение властей по вертикали определяет форму государственного территориального устройства. Все вместе они определяют государственный режим. В этом смысле слова нет оснований пытаться найти четвертый, пятый и последующие компоненты формы государства.

Разделение властей основано на диалектическом единстве двух противоположностей - разделении (отграничении) ветвей власти и их единстве (взаимопроникновении). Так, каждая ветвь власти должна в идеале формироваться народом (избрание депутатов, президента и судей практикуется в США). Каждая ветвь наделяется комплексом прерогатив, исключительными полномочиями. Так, законодательная власть принимает законы, исполнительная власть обеспечивает их исполнение, в том числе при помощи аппарата внешнего и внутреннего насилия, судебная власть - осуществляет правосудие. При этом каждой ветви власти переданы частички полномочий иных ветвей, обеспечивающие единство (взаимопроникновение) властей. Такие полномочия принято называть «сдержками и противовесами». Так, президенты нередко наделяются правом законодательной инициативы, правом вето, правом роспуска парламента, правом помилования и пр. Парламенты, в свою очередь, имеют право формировать и отправлять правительства в отставку, объявлять импичмент президенту, формировать счетные палаты, назначать омбудсменов, объявлять

1 Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. С. 42.

2 Аристотель. Сочинения в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 3. С. 105.

3 Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея / под общ. ред. Н.Н. Яковлева. М.: Прогресс, 1994. С. 53.

4 Мелехин А. В. Теория государства и права. М.: Маркет ДС, 2007. С. 104.

амнистию. Судебные органы, в свою очередь, наделяются правом издавать прецеденты и осуществлять конституционный контроль, лишая акты президента или парламента своей юридической силы. В отдельных странах они участвуют в исполнении закона, формируя избирательные комиссии, объявляя официальные итоги голосования или результаты выборов, разрешая избирательные споры (Франция, ФРГ).

Наиболее четко мысль о взаимосвязи формы государства с принципом разделения властей прослеживается в работах В.Е. Чиркина, предложившего классифицировать государства с точки зрения их формы на три типа - полицентрические, сегментарные и монократи-ческие1.

Полицентрические государства основаны на принципе разделения властей по горизонтали и вертикали. Это в первую очередь демократические федеративные президентские республики (например, США). Монократические государства, наоборот, отрицают принцип разделения властей как принцип конституционного строя. Это всевозможные абсолютные монархии или диктатуры, установившие тоталитарный режим (КНДР). Сегментарные государства признают принцип разделения властей, но он в полной мере не воплощен. Это многочисленные авторитарные унитарные суперпрезидентские республики (Беларусь).

Рассмотрим составляющие формы государства более подробно и проанализируем их связь с принципом разделения властей.

Форма правления представляет собой систему высших органов государственной власти, порядок их взаимодействия между собой и с населением. С этой точки зрения классически выделяются две основные формы правления - монархическая и республиканская. Монархия основана на отсутствии ответственности главы государства. Республика, наоборот, предполагает ответственность президента в порядке импичмента. Более того, будучи основанной на выборности, республиканская форма правления предполагает и политическую ответственность президента в случае неисполнения своих предвыборных обещаний (например, в виде поражения на следующих выборах).

Так или иначе все разновидности республик и монархий представляют собой ту или иную модель разделения властей, которую можно выразить графически. Так, форму правления современных абсолютных монархий можно схематически отобразить в виде пирамиды. Каждый элемент этой пирамиды - государственный органы или должностное лицо. На вершине пирамиды находится монарх, который

1 Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право. М.: Юриспруденция, 2011. С. 111.

может своим указом отменить или изменить решение любого нижестоящего органа, назначить или отправить в отставку любое нижестоящее должностное лицо. Иначе говоря, в пирамиде существует единая вертикаль власти.

В дуалистических монархиях власть монарха ограничивается парламентом. Однако это ограничение существует лишь на бумаге: монарх обладает правом законодательной инициативы, правом сильного вето, правом роспуска парламента и правом издавать акты, имеющие ранг закона в период между парламентскими сессиями. Формально ряд актов монарха требуют контрассигнации (одобрения) со стороны премьер-министра. Однако это положение не влечет на практике его ограничения самостоятельности, так как глава кабинета единолично назначается монархом. Все это говорит о том, что дуалистическая монархия уже не представляет собой пирамиду с единой вертикалью власти, это некое двоевластие (отсюда и произошло название формы правления), однако монарх по-прежнему является самой влиятельной фигурой в государстве.

В парламентских монархиях «монарх царствует, но не правит». В схеме органов государственной власти он вообще не фигурирует, так как лишен каких-либо властных полномочий. Наоборот, ведущая роль принадлежит парламенту, который формирует кабинет министров во главе с председателем. Однако, будучи избранным парламентом, премьер-министр де-факто становится главой государства, так как исполняет присущие последнему представительские полномочия (ведение международных переговоров, подписание международных договоров, как правило, именно он является верховным главнокомандующим). Таким образом, парламентская монархия - это тоже двоевластие парламента и премьер-министра. Однако если партия или коалиция премьер-министра имеет серьезную поддержку избирателей, то он сможет фактически единолично править страной длительный период времени (достаточно вспомнить о более чем двадцатилетнем правлении первого премьер-министра Великобритании Р.Уолпола). Формально, обладая верховенством в стране, парламент в этом случае окажется в роли подчиненного, так как депутаты будут принимать лишь те законы, которые предварительно одобрил кабинет во главе с премьер-министром. Это позволило некоторым политологам говорить о министериальных государствах, в которых власть де-факто (но не де-юре) принадлежит авторитарному премьер-министру. Таким образом, парламентская форма правления не исключает авторитарного режима (напомним, практически все социалистические государства являлись, по сути, парламентскими государствами).

Парламентская республика полностью копирует схему взаимоотношений высших органов государственной власти. Наоборот, в президентской республике мы наблюдаем практически полное воплощение принципа разделения властей: каждая ветвь самостоятельна и не зависима от другой. Парламент не вправе повлиять на кадровый состав правительства, не может выразить ему ни вотум доверия, ни вотум недоверия. Наоборот, президент лишен права роспуска парламента. Это означает, что равенство ветвей власти создает условия для поиска компромисса между ними в случае разногласий. К сожалению, бескомпромиссные президенты нередко совершали государственные перевороты в таких странах, опираясь на армию и полицию, которой единолично руководили.

Смешанная президентская республика предполагает несколько иной баланс власти, а именно множество вариаций (парламентско-президентские, президентско-парламентские и пр.), в которых роль президента может быть главной или второстепенной. Общим для всех разновидностей является тот факт, что президент формально не отнесен ни к одной ветви власти, а является арбитром или гарантом. Де-факто он руководит правительством, так как имеет право председательствовать на заседаниях правительства. В целом он выполняет общее руководство кабинетом. Текущее руководство обеспечивает премьер-министр как некий заместитель президента.

В отличие от парламентских республик роль президента в таких странах приближена к президентским. Он является верховным главнокомандующим и нередко наделен правом издавать акты, имеющие ранг закона, восполняя пробелы в нормативном регулировании. Однако большинство полномочий президента могут быть использованы лишь с согласия премьер-министра, который, как и в парламентской республике, представляет волю победившей партии. Этот факт обеспечивает баланс ветвей, приближенный к тому, который существует в президентских республиках.

Суперпрезидентские республики возникают в ходе расширения полномочий главы государства в смешанных или президентских республиках. Схематически они представляют собой пирамиду. Как и в абсолютных монархиях, президент де-факто возглавляет все ветви власти. Он самостоятельно формирует кабинет министров и отправляет его в отставку. Он наделен правом роспуска парламента, которое в совокупности с правом законодательной инициативы, правом сильного или даже абсолютным правом вето, правом издавать акты, имеющие ранг закона, делает его верховным законодателем, который не нуждается в парламенте.

Форма государственного территориального устройства отражает разделение властей по вертикали. Это есть разделение государства на части, порядок взаимодействия их между собой и с государством в целом. Можно выделить 3 главные формы. Отличие между ними заключается в том, какой уровень самостоятельности (суверенитета) у частей государства.

Унитарное государство является неделимом в том смысле, что его составные части лишены какого-либо государственного суверенитета. Как правило, его части - обычные административно-территориальные образования. Действующие в них территориальные органы государственной власти подчиняются центральным, т. е. между ними существуют отношения власти и подчинения, пресловутая вертикаль власти. В то же время допустимо создание особых территорий, обладающих некой самостоятельностью (автономии). По нашему мнению, национально-территориальные автономии местного или политического характера не обладают суверенитетом, даже частичным. Это проявляется в том, что они учреждаются «сверху», т. е. решением центральных органов государства. Их территория не имеет неприкосновенного статуса и может быть изменена в одностороннем порядке. Автономии не обладают учредительной властью и не могут самостоятельно принимать свои конституции или уставы. Все это говорит о том, что автономии являются некими государственно-подобными образованиями, которые лишь внешне напоминают государства, так как обладают атрибутами государственности (герб, гимн, флаг, язык официального общения и пр.).

Федерации - сложные союзные государства, состоящие из государств особого рода, обладающих частичным суверенитетом. Те признаки, которые не характерны для автономий, являются обязательными для субъектов федераций. Да, это не полноценные самостоятельные государства, образно выражаясь, это «паразиты», существующие только в теле федеративного государства. Они не имеют возможности его покинуть, так как лишены права на сецессию (выход из состава федерации в одностороннем порядке). Но поскольку в биологии паразиты признаются самостоятельными организмами, постольку следует считать и субъекты федерации особыми государствами или квазигосударствами (штатами). Эти квазигосударства обладают самостоятельными органами всех трех ветвей власти (собственные парламенты, правительства и президенты, судебные органы). Такие органы власти обладают собственной компетенцией, в пределах которой они самостоятельны (т. е. суверенны) и не подчиняются центру. Разумеется, этот суверенитет является частичным и касается лишь

второстепенных вопросов (собственных вооруженных сил у субъектов федерации в принципе не может быть). Этот суверенитет проявляется и в территориальной неприкосновенности, и в собственной учредительной власти. Конституция штата обладает высшей юридической силой аналогично тому, как конституция самого федеративного государства является высшим источником права.

Между федеральным центром и штатами существует двусторонняя связь. Принцип разделения властей основан не только на разделении, но и взаимопроникновении властей. В этом мы видим проявление третьего закона диалектики о единстве, борьбе и взаимопроникновении противоположностей. В силу этого не только на федеральном уровне наблюдается взаимопроникновение властей (наиболее очевидно это в президентской и смешанной республиках), но и во взаимоотношениях центра и штатов. Так, штаты участвуют в осуществлении федеральной законодательной власти через своих представителей в верхней палате парламента, нередко участвуют в избрании федерального президента (США, ФРГ), формировании высших судебных органов. С другой стороны, федеральный центр может вторгаться в компетенцию штатов в случае объявления режима ЧП или ВП (федеральная интервенция).

Такой двусторонней связи мы не наблюдаем в конфедерациях. Конфедерации, в отличие от федераций, являются союзами суверенных государств. В таких союзах признается право на сецессию. Более того, общие органы власти в конфедерациях не выносят окончательных решений, так как требуется их ратификация для вступления в силу на территории отдельных субъектов конфедерации. Такие союзы недолговечны и часто распадаются или трансформируются в федерации (США, Швейцария). При этом стоит отметить, сама конфедерация является единым политико-территориальным образованием, имеющим внешнюю границу, единые общие органы власти (возможно учреждение поста президента, создание правительства, парламента и высшего суда). Конечно, полноценным государством оно, как и субъект федерации, не является. В качестве примера можно привести Европейский союз, учредивший собственную валюту, гражданство и высшие органы власти, но не имеющий собственной полиции и вооруженных сил в полном смысле этого слова. В этом отношении конфедерация отличается от всевозможных содружеств государств (квазиконфедераций), которые являются международными организациями, но не политико-территориальными образованиями (ярчайший пример - СНГ).

Изложенная классификация формы государственного территориального устройства основана на наличии у частей суверенитета. Иные основания деления не позволяют выявить существенные отличия унитарных государств от федеративных государств и конфедераций.

Государственный режим - это набор приемов и способов осуществления государственной власти. По нашему мнению, в каждой разновидности режима существует своя специфическая иерархия методов. Именно такой вывод мы делаем, исходя из анализа категории «форма» как некой структуры, т. е. иерархии и соподчинения составных частей. Так, тоталитарный режим основан на принуждении (т. е. устрашении). Метод убеждения не так распространен, а поощрение крайне редко используется. По сути, человек не признается человеком, а считается неким биороботом, винтиком в государственном механизме, которого можно заменить и уничтожить в любой момент. Иначе говоря, тоталитарные государства основаны на тотальном контроле и страхе.

Наоборот, в авторитарных странах метод убеждения используется чрезвычайно широко в качестве элемента государственной пропаганды. Человек лишается частной жизни в условиях принудительного включения в число членов общественных организаций (пионерия, комсомол, союз женщин и пр.), контролируемых государством. В условиях действия государственной цензуры и пропаганды личность фактически лишается права на свободу мысли, не говоря уже о свободе слова.

Демократические государства чаще прибегают к методу поощрения. Человек признается источником власти в государстве, поэтому государство лишается права его постоянно принуждать и лгать ему. В конечном счете, этот компонент формы государства отвечает на вопрос о соотношении понятий «человек» и «государство». И именно этот компонент, по мысли Монтескье, наиболее зависим от реализации принципа разделения властей1.

Таким образом, разделение властей является основополагающим принципом конституционного строя, оказывающим влияние на конкретный вид формы правления, формы государственного территориального устройства и государственного режима2. Этот вывод очевиден, так как форма государства - это его структура, в том числе и разделение государственной власти по горизонтали и вертикали.

1 Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. С. 128.

2 Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2 т. М., 2015. Т. 1. С. 56.

Библиографический список

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2 т. М., 2015. Т. 1. 864 с.

2. Аристотель. Сочинения в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 3. 830 с.

3. Мелехин А. В. Теория государства и права. М.: Маркет ДС, 2007. 154 с.

4. Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. 573 с.

5. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина. М.: Горо-дец, 2003. 142 с.

6. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея / под общ. ред. Н.Н. Яковлева. М.: Прогресс, 1994. 592 с.

7. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право. М.: Юриспруденция, 2011. 396 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.