УДК 342.3 ББК 67.3
МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В КОНСТИТУЦИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ
ШЕВЧЕНКО Д.Н., НАГОРНАЯМ.С. ОУВО ЮУИУиЭ, Челябинск, Россия e-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация
В данной статье на основе конституций современных государств анализируются особенности реализации моделей разделения властей, исследуется специфика функционирования принципа разделения властей при различных формах правления, территориального устройства, рассматриваются тенденции развития концепции разделения властей.
Ключевые слова: концепция разделения властей, президентская республика, парламентская республика, гибридная республика, конституционная монархия, федерализм, трансформация моделей разделения властей, СМИ.
Актуальность. Одним из ключевых вопросов в процессе деятельности современных государств является поиск наиболее эффективной организации государственной власти и, на наш взгляд, модель разделения властей представляет собой на данный момент самый действенный механизм.
На современном этапе лишь 10 государств, являющиеся абсолютными, теократическими, конституционно-дуалистическими монархиями, не используют или не реализуют в полной мере принцип разделения властей [3]. В остальных государствах данная модель существует и эффективно функционирует уже несколько сотен лет, и продолжает постепенно меняться вместе с государственным устройством: трансформацией форм правления, появлением новых органов власти, формулированием новых функций и задач государства. В различных странах мира реализация концепции разделения властей и соответственно выстраивание аппарата государственного управления происходило по-своему, приобретая свою национальную специфику и находя свое отражение в нормативно-правовых актах современных государств. Например, в Бразилии, Австрии, Индии, специфической чертой является осуществление судебной власть лишь на федеральном уровне.
Наиболее ярко различные модели разделения властей представлены в государствах с разными формами правления [4]. Одним из примеров ее в президентской республики является США, а точнее закрепление принципа сдержек и
противовесов в конституции 1787 года [15], в которой чётко выделены законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Обычно в президентских республиках две первые ветви власти образуются независимо друг от друга, посредством выборов, а судебная, на основе взаимодействия президента и органов законодательной власти. В США это выглядит так: президент США - глава государства избирается коллегией выборщиков, становясь при этом главной исполнительной власти. Конгресс США - законодательный орган -двухпалатный парламент (сенат и палата представителей) избираются населением страны путем прямого голосования, после президент предлагает сенату на утверждение кандидатуры в верховный суд [11]. Аналогичная модель разделения властей закреплена в конституции Бразилии [10], но имеет свою специфику: Президент формирует состав правительства при согласии парламента, не обладает законодательной инициативой, еще одной отличительной чертой является запрет членам правительства занимать иную государственную должность.
Особая модель разделения властей функционирует в парламентарной республике, главной особенностью которой является отсутствие чёткого закрепления полномочий органов различных ветвей власти в конституциях. В парламентских республиках глава государства - президент избирается парламентом, а не народом (Израиль, Германия, Италия), однако существуют и исключения:
Австрия, Ирландия. Президент в парламентской республике осуществляет лишь
представительские функции, но может участвовать и в формировании правительства, например, это четко прописано в конституции Италии: "Президент республики назначает председателя совета министров, и по его предложению, министров" [12]. Еще одной особенностью модели разделения властей в парламентской республике является принцип контрасигнатуры - принцип, по которому утвержденные президентом законы, должны быть подтверждены подписью главы правительства или определенного министра, с возложением на них всей ответственности за реализацию данного нормативно-правового акта. Важную роль в государственном управлении играет парламент, который осуществляет не только законотворческую деятельность, но и имеет большое значение при формировании правительства. В Германии парламент - это представительный орган власти; победившая на выборах в него партия предлагает свою кандидатуру на должность главы правительства, который в свою очередь рекомендует на утверждение президенту страны министров. Тем самым, занимая большинство мест в парламенте и обладая механизмами воздействия на правительство, победившая партия занимает главенствующее место в государственном управлении. Таким образом, мы видим, что вследствие тесной связи правительства и парламента концепция разделения властей реализуется в государствах с данной формой правления в меньшем объеме и играет неосновную роль в государственном управлении.
Еще один вид модели разделения властей существует в гибридных (смешанных, президентско-парламентских) республиках, наиболее яркими представителями гибридных республик являются Российская Федерация, Финляндия, Болгария. В этих государствах роль президента заключается в основном в регулировании совместной деятельности и устранении конфликтов в работе органов трех ветвей власти. Президент избирается прямым голосованием гражданами государства и формирует правительство, путем
предоставления кандидатуры главы
исполнительной власти парламенту. Таким образом, правительство, как и в парламентской республике подотчетно парламенту, но главная особенность заключается в праве президента
расформировать парламент, а парламент может выдвинуть вотум недоверия как президенту, так и правительству, тем самым образуя более четкую модель разделения властей, выделяя механизм сдержек и противовесов.
Интересна реализация модели разделения властей в конституционных монархиях, она очень схожа с моделью парламентской республики, однако главой государства здесь является монарх, который обладает лишь представительными функциями, а парламент играет наиболее важную роль в государственном управлении, именно из него формируется правительство, члены
правительства, которые являются одновременно парламентариями. Именно так формируются государственные органы в Великобритании [16], но, конечно, есть и исключения, например, в конституции Дании [9] полномочия монарха расширены, в его функции входит назначение, отставка премьер-министра и других министров.
Одним немаловажным критерием, по которому можно классифицировать модель разделения властей это федерализм, а точнее реализация принципа разделения властей "по горизонтали" и "вертикали". Примером данной модели является США, ведь достаточно сложно управлять государством с большой территорией и этническим, языковым, религиозным, имущественным разнообразием населения при наличии только федеральных органов власти. Конституция Соединенных Штатов Америки предоставляет полномочия субъектам самим формировать свою систему органов власти [15], хотя, конечно, общие принципы учреждения государственности субъектов регулируются федеральными органами, в нормативно-правовых актах территориальных единиц полномочия региональных органов
конкретизируются. Подобную модель утверждает и конституция Германии [13], не давая точного закрепления организации государственной власти в субъектах, она лишь утверждает, что такая организация должна соответствовать республиканским и
демократическим принципам.
Во многих современных государствах существует тенденция приведения к единообразной системе организации органов власти как на федеральном уровне, так и региональном. Так в президентских республиках пост президента существует и в отдельных территориальных единицах федерации, в парламентских республиках
формируемые на региональном уровне законодательные органы власти также обладают большими полномочиями по примеру федерального парламента [8]. Другой же особенностью является способ формирования органов исполнительной власти субъектов, который существует в Индии (применялся в Российской Федерации), где главу территории назначает президент, но в большинстве стран: Аргентина, Бразилия, США, Швейцария глава исполнительной власти субъектов избирается. Что же касается судебной власти, то как уже было упомянуто в некоторых странах она не разделена на федеральном и региональном уровнях, а в США, Канаде и Германии, субъекты самостоятельно создают собственные судебные органы. Еще один способ формирования судебных органов функционирует в Российской Федерации, в ней существует, как и единая федеральная судебная система, так и суды территориальных единиц: конституционные и мировые суды [2, 7].
Как уже было указано ранее модели разделения властей постепенно меняются, трансформируются, тенденцией в современных условиях является возрастание положения в обществе и в государственном управлении средств массовой информации, которые считаются " четвертой ветвью власти" и осуществляют не только идеологическое воздействие на граждан, но и наблюдательную функцию за деятельностью государственных органов и их служащих. Хотя деятельность СМИ ограничена законами, они обладают большим влиянием как в политической сфере: косвенно участвуют в формировании государственных органов в период выборов, показывая гражданам, какие на данный момент существуют партии или депутаты, позволяя им "рекламировать себя" народу, так и в социальной сфере, т.е. формируют у граждан стремление к социальной справедливости и свободе и развивают их правосознание. Но самой главной чертой СМИ, на наш взгляд, является их негосударственная надзорная функция. СМИ "следят" за деятельностью органов власти, обращают внимание и формируют мнение граждан на тот или иной аспект функционирования государственного аппарата, т.е. пытаются спрогнозировать или указать на те проблемы, которые могут коснуться и пагубно повлиять на жизнь граждан,
тем самым решая множество проблем в сфере государственного управления.
Рассматривая тенденцию модернизации модели разделения властей в Российской Федерации, мы выявили органы, не входящие в систему государственного управления, но координирующие и регулирующие
деятельность между ветвями власти. К таким органам относятся: администрация президента РФ, обеспечивающая его деятельность; Центральный банк РФ, отвечающий за денежно-кредитную политику государства; Счетная палата РФ, следящая за исполнением федерального бюджета и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, рассматривающий претензии к деятельности государственных органов и способствующий восстановлению нарушенных прав человека и гражданина РФ [17]. Важная роль в государственном механизме РФ отводится прокуратуре [1], многие ученые-правоведы предполагают необходимым создание в России отдельной ветви власти - контрольной именно в лице прокуратуры РФ, ведь все признаки для этого уже сформированы [14]: власть, которая осуществляется органами прокуратуры, является по своей юридической природе обособленной и не может подчиняться другой ветви власти. Специалисты утверждают, что в современном государстве действующие три вида власти оказываются зачастую некомпетентными в управлении государством, порождая новые противоречия, а появление контрольной ветви будет способствовать разрешению многих конфликтов в государственном управлении.
Таким образом, мы видим, что несмотря на четкое закрепление классической модели разделения властей в конституциях большинства современных государств мира, точнее трех видов власти: законодательной, исполнительной и судебной, существуют различные механизмы их взаимодействия друг с другом, полномочия органов в различных государствах имеют свою специфику, немаловажная роль в государственном управлении отводится главе государства (президенту/монарху). Выявлена тенденция появления новых органов государственной власти и общественного контроля, выполняющих различные функции и обладающих влиянием на другие ветви власти.
Список литературы
1. Андриянов В.Н. Прокуратура Российской Федерации в системе разделения властей /В.Н. Андриянов //Вестник ТГУ. - 2009. - №2. - С. 73-78.
2. Быконя А.В. Конституционно-правовые основы судебной власти в Российской Федерации [Текст] /А.В. Быконя // Право: история, теория, практика: материалы VМеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 1-3.
3. Волуйская М. Современные монархии мира. //Аргументы и факты. - 2018.12.01. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/dontknows/infographics/sovremennye_monarhii_mira_infografika / (дата обращения: 10.03.2019).
4. Гаврилов С.А. Теоретические аспекты изучения категории "форма государственного правления"/С.А. Гаврилов, Е.Г. Денисова. //Молодой ученый. - 2018. - №47. - С. 67-69.
5. Гарашко А.Ю. Влияние трансформации системы источников права на развитие теории разделения властей / А.Ю. Гарашко //Новый юридический вестник. - 2017. - №1. - С. 1-4.
6. Геворкян М.В. Истоки теории разделения властей / М.В. Геворкян // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. - 2010. - №11. -С. 116-120.
7. Ишеков К.А. Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации: монография /К.А. Ишеков. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 240 с.
8. Касимова А.А. Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти /А.А. Касимова //Молодой ученый. - 2017. - №15. - С. 258-260.
9. Конституции государств Европы: в 3т. Т. 1 /под общ. ред. Л.А. Окунькова. - М., 2001.
10. Конституции зарубежных государств / сост. В.В. Маклаков. - М., 2010.
11. Лафитский В. Конституционный строй США /В. Лафитский. - М., 2015.
12. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия /В.В. Маклаков. - М., 2006. - C. 546-549.
13. Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. /Под ред. Ю.П. Урьяса. - М.: Прогресс, 1991.
14. Скобина Е.А. Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти /Е.А. Скобина, В.Д. Хренников. // Молодой ученый. - 2017. - №8. - С. 246-248.
15. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты /под. ред. О.А. Жидкова. - М., 1993.
16. Тебаев Д.Б. Англосаксонская модель государственного управления: особенности главы политико-территориального образования [Текст] / Д.Б. Тебаев // Государство и право: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 105-107.
17. Югов А.А. Система разделения властей в Российской Федерации: единство и дифференциация публичной власти [Текст] /А.А. Югов //Право: история, теория, практика: материалы IVМеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 29-37.
MODELS OF IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF SEPARATION OF POWERS AND THEIR REFLECTION IN THE CONSTITUTIONS OF MODERN STATES
SHEVCHENKO D.N., NAGORNAYA M.S. EI HE SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected], [email protected]
Abstract
In this article, on the basis of the Constitutions of modern States, the features of the implementation of models of separation of powers are analyzed, the specifics of the principle of separation of powers in various forms of government, territorial structure are studied, the trends in the development of the concept of separation of powers are considered.
Keywords: concept of separation of powers, presidential Republic, parliamentary Republic, hybrid Republic, constitutional monarchy, federalism, transformation of models of separation ofpowers, media.