тает на компенсацию 50% взносов по всем заключенным договорам страхования в РФ. Регионы, которые правильно определили потенциальную емкость рынка страхования сельскохозяйственных культур, могли бы иметь соответствующие гарантии со стороны федерации по заключенным договорам страхования.
Табл. 4 дает представление о нагрузке на бюджеты сельскохозяйственных предприятий при страховании зерновых культур.
Так, в частности, средний размер страхового взноса у хозяйств первой группы равен 511 тыс. р., что по отношению к прибыли составляет 13,0%, а к выручке от реализации - 2,7%. При этом чистый
взнос предприятий, т.е. после компенсации из федерального и областного бюджетов, не является слишком высоким, если учесть возможные убытки, связанные с недобором или, тем более, гибелью урожая зерновых культур.
Безусловно, облегчить возможность уплаты страхового взноса в момент заключения договора может кредит с субсидированной процентной ставкой. Поэтому в табл. 4 приведены средний размер годовых платежей по кредиту и, соответственно, фактическая стоимость страховки для сельскохозяйственных организаций, которую также нельзя считать обременительной для финансовоустойчивых предприятий.
4. Расчет финансовой нагрузки на бюджеты сельскохозяйственных предприятий Тамбовской области при страховании зерновых культур
Группа Средний размер страхового взноса, тыс. р. В том числе чистого взноса, тыс. р. Средний размер годовых платежей по кредиту на уплату страхового взноса, тыс. р. Итого фактическая стоимость страховки для сельскохозяйственной организации, тыс. р. Соотношение страхового взноса и:
прибыли до налогообложения, о/о выручки от реализации всей продукции (работ, услуг), О/о
1-я 511 128 30,7 158,5 13,0 2,7
2-я 375 94 22,5 116,2 - 2,6
3-я 301 75 18,1 93,3 - 3,2
4-я 258 65 15,5 80,0 - 3,3
5-я 98 25 5,9 30,5 - 3,4
В перспективе, с ростом страхового поля во всей стране, сопровождающегося, прежде всего, увеличением в федеральном бюджете расходов на государственную поддержку страхования сельскохозяйственных культур, необходимо при планировании средств в областном бюджете руководствоваться соображениями о полной страховой защите сельскохозяйственных культур. А пока, на наш взгляд, це-
лесообразно при планировании регионального бюджета закладывать средства на поддержку страхования сельскохозяйственных культур в пределах 25 млн р., т.е. на уровне или чуть выше субсидий, необходимых из бюджета области на страхование зерновых культур как наиболее стратегического направления развития растениеводческой отрасли.
О ЕМКОСТИ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР
С.А. Верзилин, асп. Мичуринского государственного аграрного университета
Агропромышленное производство всегда было и остается наиболее рискованным из всех отраслей экономики. Особенно остро вопрос рисков стоит в растениеводстве, где финансовые результаты напрямую зависят от погодно-климатических условий. Именно поэтому страхование может стать важным фактором стабилизации экономического положения сельскохозяйственных организаций и продовольственной безопасности в целом.
Начиная с 2002 г., с увеличением федеральной бюджетной поддержки, существенно возрос интерес сельхозтоваропроизводителей к страхованию сельскохозяйственных культур. Кроме того, можно отметить существенное повышение интереса к страхованию сельскохозяйственных культур со стороны страховых компаний: в 2005 г. услуги по страхованию сельскохозяйственных культур предоставляли 45 страховых компаний, тогда как в 2003 г. их было только 12.
В настоящее время страхованием охвачено около 16% всех посевных площадей, что составляет около 12 млн га. Является ли это пределом воз-
можности отечественного страхования сельскохозяйственных культур?
На основе данных рейтинга сельскохозяйственных организаций России за 2002-2004 гг. можно определить площадь, занятую только под зерновыми культурами в 2004 г. в 100 наиболее крупных и эффективных предприятиях по производству зерна, которые, бесспорно, имеют возможность страховать свой урожай. Эта площадь составляет 1,14 млн га, или десятую часть уже освоенного страхового поля. Всего же в России, по данным Госкомстата, около 22 тыс. крупных и средних сельскохозяйственных организаций [1]. Можно с уверенностью сказать, что 16% - это не предел.
В настоящее время Министерство сельского хозяйства РФ в рамках новой политики сельскохозяйственного страхования ставит вопрос о существенном расширении страхового поля. Планируется довести государственную поддержку страхования урожая сельскохозяйственных культур до 7 млрд р. к 2007 г. против 1,9 млрд р., которые были предусмотрены в бюджете 2005 г. При этом ставится цель - охватить страхованием с субсидированием страховых взносов
75% всего урожая сельскохозяйственных культур.
Основываясь на данных Госкомстата России, попытаемся определить охват страхового поля, или уровень развития страхования, сельскохозяйственных культур в России на сегодняшний день.
Напомним, что страховое поле - максимальное количество объектов, которое можно застраховать [2].
Объектом при страховании сельскохозяйственных культур является будущий урожай страхуемых сельскохозяйственных культур.
На современном этапе практически страхуются только те культуры, которые включены в перечень сельскохозяйственных культур, при проведении страхования урожая которых сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются субсидии за счет федерального бюджета, а именно: зерновые и зернобобовые; подсолнечник; соя; сахарная свекла; лен-долгунец.
В последнее время в научной литературе предпринимались попытки оценить емкость рынка страхования сельскохозяйственных культур. Так, в частности, она характеризуется следующими показателями: 35,8 млн га посевных площадей и урожай на сумму 197,2 млрд р. [3]. Кроме того, из этих данных следует, что при условии полного охвата страхованием данного страхового поля требуемый объем средств федерального бюджета должен составить 5,6 млрд р. При условии же 75%-ного охвата страхованием посевных площадей этот показатель равняется приблизительно 4,2 млрд р., что на 2,8 млрд р. меньше запланированного.
Нами предлагается вариант определения емкости рынка страхования основных сельскохозяйственных культур по хозяйствам всех категорий, кроме хозяйств населения.
1. Оценка емкости рынка страхования основных сельскохозяйственных культур за 2004 г.
Страхуемые сельскохозяйственные культуры Площади в 2004 г., тыс. га (в хозяйствах всех категорий, кроме хозяйств населения) Средняя урожайность за 2000-2004 гг., ц/га Цена реализации в 2004 г., Р-/Ц Страховая стоимость, млн р. Страховая сумма, млн р. Средний размер страхового тарифа по РФ, «/о Страховой взнос, млн Р-
Зерновые и зернобобовые 43 745 18,24 272 217 403,0 173 922 6,81 И 844
Соя 571 10,2 677,8 3 947,6 3 158 7,13 225
Сахарная свекла 851 222 85 15 967,4 12 774 9,06 1 157
Лен-долгунец 112 5,52 896,7 554,4 444 10,29 46
Подсолнечник 4 848 9,34 616 27 873,6 22 299 9,37 2 089
Рис 133 35,8 438,4 2 087,4 1670 5,59 93
Картофель 231 109,6 379 9 585,7 7 669 10,3 790
Овощи 161 157,6 355 9 015,0 7 212 10,1 728
Всего по субсидируемым культурам 50 260 267 833 214 266,7 15 455
Всего 50652 286434 229147,2 16973
* По данным показателей агропромышленного комплекса на основе данных Госкомстата России и Минсельхоза России [1].
Таким образом, мы имеем площадь потенциально страхуемых основных сельскохозяйственных культур 50,7 млн га и стоимость урожая 286 млрд р. 286 млрд р. - это страховое поле при страховании основных сельскохозяйственных культур. 16,9 млрд р. - это совокупная страховая премия, которая может быть собрана страховыми организациями при полном охвате страхованием отмеченных в табл. 1 посевных площадей.
При полном охвате страхованием культур, внесенных в вышеуказанный перечень, необходимо будет выделить на субсидии из федерального бюджета 7,5 млрд р. (при условии субсидирования 50% страхового взноса), а при охвате 75% -5,8 млрд р., а не 7 млрд р., как планируется к 2007 г. Поэтому в настоящих условиях, на наш взгляд, целесообразно выделить лишние 1,2 млрд р. на создание государственного централизованного страхового резерва, позволяющего повысить эффективность данного вида страхования. В противном случае существует опасность, что эти средства будут потрачены нерационально.
Попытаемся определить необходимые средства для страхования основных сельскохозяйственных культур в зависимости от уровня охвата страхового поля.
Как видно из данной таблицы, запланированные 7 млрд р. позволят субсидировать страхование 85% всех посевных площадей, даже если добавить в перечень подлежащих страхованию сельскохозяйственных культур овощи и картофель, которые играют важную роль в здоровом питании населения Российской Федерации.
При всем том, если добавить к вышеуказанным категориям хозяйств хозяйства населения, где производится около 90% картофеля и 80% овощей, то 7 млрд р. хватит, чтобы субсидировать страхование только 47% посевных площадей.
В настоящих условиях (без картофеля и овощей) бюджетная поддержка в сумме 7 млрд р. позволит обеспечить охват страхованием 91% всех посевных площадей в хозяйствах всех категорий, кроме хозяйств населения.
2. Расчет необходимых средств из федерального бюджета для поддержки страхования основных сельскохозяйственных культур при различных уровнях охвата страхового поля
Уровень охвата страхового поля, О/о Площади в 2004 г., тыс. га Страховая стоимость, млн р. Страховая сумма (80% страховой стоимости), млн р. Страховой взнос, млн р. Компенсация из федерального бюджета, тыс. р.
10 5 065,2 28 643,4 22 915 1 697 848,7
20 10 130,4 57 286,8 45 829 3 395 1 697,3
30 15 195,6 85 930,2 68 744 5 092 2 546,0
40 20 260,8 114 573,6 91 659 6 789 3 394,7
50 25 326 143 217,0 114 574 8 487 4 243,3
60 30 391,2 171 860,4 137 488 10 184 5 092,0
70 35 456,4 200 503,8 160 403 И 881 5 940,6
80 40 521,6 229 147,2 183 318 13 579 6 789,3
90 45 586,8 257 790,6 206 233 15 276 7 638,0
100 50 652 286 434,0 229 147 16 973 8 486,6
Однако для достижения такого уровня развития страхования в России, на наш взгляд, необходимо:
- прежде всего, обозначить ясные цели и стратегию развитая сельскохозяйственного страхования;
- устранить недостатки действующего законодательства;
- усовершенствовать методическую базу действующего порядка сельскохозяйственного страхования;
- рационализировать политику страховых резервов;
- решить проблемы финансово-экономического характера, сдерживающие развитие сельскохозяйственного страхования.
Литература
1. http://www. mcx.ru/index. html?he_id=685
2. Шахов, В.В. Страхование: учебник для вузов/ В.В. Шахов. - М.: Юнити, 2003. - 311 с.
3. Никитин, A.B. Методические особенности обоснования бюджетных расходов на поддержку страхования сельскохозяйственных культур/ A.B. НикитинЦ Финансы. - 2006. - № 2.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА
A.A. Суншев, к.э.н., Е.Е. Матвеева, докторант Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства
Приоритетная роль в формировании мясных ресурсов в стране принадлежит производству говядины. Повсеместное сокращение ее товарных ресурсов происходит вследствие падения объемов реализации скота. Уменьшение объема выращивания скота в сельскохозяйственных предприятиях не компенсировалось его ростом в личных подсобных хозяйствах населения. Дестабилизация развития отрасли скотоводства объясняется прежде всего экономической незаинтересованностью сельскохозяйственных товаропроизводителей в увеличении производства продукции в условиях диспаритета цен, резкого ухудшения обеспечения материально-техническими ресурсами, кормами, снижения уровня племенной работы.
Возрождение мясного скотоводства предполагает создание сети хозяйств по доращиванию и откорму животных. Формирование таких стад потребует значительных ресурсов от хозяйств, которые решат заниматься этим бизнесом. Компенсация затрат на покупку племенных животных из федерального бюджета была бы уместным дополнением к ныне существующей поддержке из регионального бюджета.
Важной технологической стадией производства мяса являются доращивание и интенсивный откорм скота. Технология мясного скотоводства пред-
полагает использование специализированных мясных пород скота, выращивание телят на подсосе; доращивание молодняка после отъема от матери, получение достаточного количества ремонтных телят и интенсивный откорм преимущественно грубыми и сочными кормами. На этой стадии должны быть предусмотрены особые меры стимулирования мясного животноводства. Однако в последнее время специальные меры по стимулированию производства мясного скота из федерального бюджета отсутствуют. В большей степени на решение этой задачи направляются средства региональных бюджетов. Между тем для того чтобы сформировать откормочное стадо, необходим стартовый капитал. Лишь около 20-25% хозяйств способны воспользоваться лизингом или кредитом банка. Большинство же хозяйств, занимающихся животноводством, не имеют оборотных средств для покупки кормов, оплаты счетов за тепло- и электроэнергию. Банковские счета у 75-80% таких предприятий заморожены, следовательно, кредиты для них закрыты. Порочный круг заключается в том, что для оплаты счетов за корма, электроэнергию, израсходованные на содержание коров, приходится резать и продавать скот.
Получение кредитов в банке необходимо для тех хозяйств, в которых продукция животноводства превышает 40-50% общего объема производства.