Научная статья на тему 'Экономическое регулирование производства продукции мясного скотоводства'

Экономическое регулирование производства продукции мясного скотоводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое регулирование производства продукции мясного скотоводства»

2. Расчет необходимых средств из федерального бюджета для поддержки страхования основных сельскохозяйственных культур при различных уровнях охвата страхового поля

Уровень охвата страхового поля, О/о Площади в 2004 г., тыс. га Страховая стоимость, млн р. Страховая сумма (80% страховой стоимости), млн р. Страховой взнос, млн р. Компенсация из федерального бюджета, тыс. р.

10 5 065,2 28 643,4 22 915 1 697 848,7

20 10 130,4 57 286,8 45 829 3 395 1 697,3

30 15 195,6 85 930,2 68 744 5 092 2 546,0

40 20 260,8 114 573,6 91 659 6 789 3 394,7

50 25 326 143 217,0 114 574 8 487 4 243,3

60 30 391,2 171 860,4 137 488 10 184 5 092,0

70 35 456,4 200 503,8 160 403 И 881 5 940,6

80 40 521,6 229 147,2 183 318 13 579 6 789,3

90 45 586,8 257 790,6 206 233 15 276 7 638,0

100 50 652 286 434,0 229 147 16 973 8 486,6

Однако для достижения такого уровня развития страхования в России, на наш взгляд, необходимо:

- прежде всего, обозначить ясные цели и стратегию развитая сельскохозяйственного страхования;

- устранить недостатки действующего законодательства;

- усовершенствовать методическую базу действующего порядка сельскохозяйственного страхования;

- рационализировать политику страховых резервов;

- решить проблемы финансово-экономического характера, сдерживающие развитие сельскохозяйственного страхования.

Литература

1. Шр://1ллллл/. mcx.ru/index. И1т1?11е_1с1=685

2. Шахов, В.В. Страхование: учебник для вузов/ В.В. Шахов. - М.: Юнити, 2003. - 311 с.

3. Никитин, А. В. Методические особенности обоснования бюджетных расходов на поддержку страхования сельскохозяйственных культур/ А.В. НикитинЦ Финансы. - 2006. - № 2.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА

А.А. Суншев, к.э.н., Е.Е. Матвеева, докторант Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства

Приоритетная роль в формировании мясных ресурсов в стране принадлежит производству говядины. Повсеместное сокращение ее товарных ресурсов происходит вследствие падения объемов реализации скота. Уменьшение объема выращивания скота в сельскохозяйственных предприятиях не компенсировалось его ростом в личных подсобных хозяйствах населения. Дестабилизация развития отрасли скотоводства объясняется прежде всего экономической незаинтересованностью сельскохозяйственных товаропроизводителей в увеличении производства продукции в условиях диспаритета цен, резкого ухудшения обеспечения материально-техническими ресурсами, кормами, снижения уровня племенной работы.

Возрождение мясного скотоводства предполагает создание сети хозяйств по доращиванию и откорму животных. Формирование таких стад потребует значительных ресурсов от хозяйств, которые решат заниматься этим бизнесом. Компенсация затрат на покупку племенных животных из федерального бюджета была бы уместным дополнением к ныне существующей поддержке из регионального бюджета.

Важной технологической стадией производства мяса являются доращивание и интенсивный откорм скота. Технология мясного скотоводства пред-

полагает использование специализированных мясных пород скота, выращивание телят на подсосе; доращивание молодняка после отъема от матери, получение достаточного количества ремонтных телят и интенсивный откорм преимущественно грубыми и сочными кормами. На этой стадии должны быть предусмотрены особые меры стимулирования мясного животноводства. Однако в последнее время специальные меры по стимулированию производства мясного скота из федерального бюджета отсутствуют. В большей степени на решение этой задачи направляются средства региональных бюджетов. Между тем для того чтобы сформировать откормочное стадо, необходим стартовый капитал. Лишь около 20-25% хозяйств способны воспользоваться лизингом или кредитом банка. Большинство же хозяйств, занимающихся животноводством, не имеют оборотных средств для покупки кормов, оплаты счетов за тепло- и электроэнергию. Банковские счета у 75-80% таких предприятий заморожены, следовательно, кредиты для них закрыты. Порочный круг заключается в том, что для оплаты счетов за корма, электроэнергию, израсходованные на содержание коров, приходится резать и продавать скот.

Получение кредитов в банке необходимо для тех хозяйств, в которых продукция животноводства превышает 40-50% общего объема производства.

Для них следует заморозить долги хотя бы на три-пять лет. Реструктуризация долгов существует и теперь, но ее применяют в том случае, если хозяйства исправно выплачивают текущие платежи как минимум в течение трех месяцев. Это ограничивает доступ многих хозяйств к кредитным ресурсам. Представляется необходимым заморозить долги для указанных выше хозяйств без всяких условий.

Предприятиям, специализирующимся на откорме скота, необходимо предоставить кредитные линии для формирования стада и создания условий для его содержания.

Представляется возможным рекомендовать введение в специализированных откормочных хозяйствах мясного направления стимулирование, аналогичное рекомендуемому для племенных хозяйств, в размере 2 тыс. р. на условную голову скота из федерального бюджета, учитывая, что отрасль фактически придется создавать заново и продукция пойдет не ранее, чем через три-четыре года после формирования товарных мясных стад.

Наряду с этим необходимо использовать и субсидирование из регионального бюджета там, где оно имеется. Например, в Оренбургской области платят по 1 тыс. р. за каждого теленка, полученного от коров мясных пород или помесей. В 2004 г. на эти цели было направлено 20 млн р. Такое же стимулирование успешно применяется в Нижегородской, Белгородской областях и других российских регионах.

В Ставропольском крае ежегодно на приобретение мясного скота выделяются деньги на условиях лизинга. Поддержка оказывается также в виде субсидий племзаводам и репродукторам и товарным сельскохозяйственным организациям, имеющим численность мясных пород на начало года не менее 200 голов в расчете 1 тыс. р. на 1 голову маточного поголовья в год.

В Волгоградской области закон о бюджете устанавливает ставки дотаций: 8 500 р. на 1 т живого веса крупного рогатого скота для животноводческих комплексов, 5 тыс. р. на 1 т живого веса для специализированных откормочных хозяйств, 1 510 р. на 1 т молодняка крупного рогатого скота, поставляемого на перерабатывающие предприятия, весом свыше 300 кг.

Далее, по мере реализации национального проекта «Развитие АПК» и стратегии развития сельского хозяйства экономический механизм может быть откорректирован на основе вновь приобретенного опыта.

Предложенные выше меры затрагивают, в основном, условия производства продукции, но субсидирование осуществляется также на стадии реализации, когда крупный рогатый скот с откормочных хозяйств мясного скотоводства, выбракованный скот, а также сверхремонтный молодняк молочного стада поступают на мясокомбинаты. Здесь особенно наглядно проявляется базовое ценовое противоречие между высокой себестоимостью выращивания скота и не возмещающей затрат ценой реализации. Платеже-

способный спрос на мясо, за исключением отдельных регионов страны, сравнительно низок, поэтому поддержание относительно низких цен за счет субсидий важно для стимулирования производителей и потребителей мяса. Пока они выплачиваются из регионального бюджета. В 2004 г. из-за недостатка финансовых средств всего 20 регионов выплачивали субсидию на реализацию мяса. Разброс значений велик: от 11 тыс. р. за 1 т мяса в живом весе в Карельской автономной республике и Автономной республике Коми до 1 тыс. р. в подавляющем числе регионов страны. К средней цене реализации субсидии составляют немногим более 4%, лишь незначительно смягчая ущерб от убыточности.

Сравнение структуры субсидий, полученных сельскохозяйственными организациями, расположенными в соседних регионах, показало, что на поддержку продукции животноводства, например, реги-он-донор Республика Татарстан направляет почти 15% всех субсидий, а Республика Чувашия - 0%. В результате молоко и мясо из Татарстана на рынках Чувашии более конкурентоспособно, а Чувашия вынуждена вырезать свое поголовье, хотя производство молока здесь достаточно эффективно. Представляется, что для нейтрализации подобных противоречий было бы целесообразно передать дотации на федеральный уровень и направлять их в регионы по целевому назначению в равном размере.

Что касается нарушения эквивалентности обмена в экономических взаимоотношениях сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, то помимо мер государственной поддержки, перечисленных выше, которые должны смягчить последствия диспаритета цен, заслуживает внимания метод регулирования цен между поставщиками сырья и переработчиками, который применяется на региональном уровне. Так, Правительство Московской области заключает трехсторонние договора (сельскохозяйственная организация, перерабатывающий завод, Правительство Московской области) об установлении единой гарантированной закупочной цены, неизменной в течение года и не подверженной сезонным колебаниям. Такой договор, например, был заключен между сельскохозяйственными товаропроизводителями и Лианозовским молочным комбинатом в 2005 г. относительно цены на молоко.

Следует отметить, что с подобными проблемами сталкиваются и страны с развитой рыночной экономикой. В США уже несколько лет функционирует система, при которой владельцы скотобоен и мясоперерабатывающих предприятий обязаны дважды в день информировать аграрное министерство об объеме закупок и ценах, которые они предлагают фер-мерам-скотоводам. Делается это для того, чтобы у фермеров не скупали скот слишком дешево, пользуясь монопольным положением на локальных рынках. Хотя система контроля часто дает сбои, сам подход свидетельствует о стремлении американцев защитить экономические интересы фермеров от нечестной конкуренции. К сожалению, в нашей стране мало уделяются внимания подобным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.